Время стремительно движется вперёд, увлекая за собой науку во всех сферах. В образовании совершенствуются технологии, внедряются новые стандарты. Высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития общества. Знания и новаторство педагогов становятся главным фактором эффективности оказания помощи слушателям юридического института, которым необходимо углубить свои знания и освоить дополнительную дисциплину для того, чтобы успешно работать в органах внутренних дел.
В настоящее время каждый полицейский должен владеть дактильным языком в соответствии с приказом МВД России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» [1]. Поэтому, для того чтобы владеть невербальной речью, необходимо активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе изучения основ русского жестового языка и создать условия практического овладения языком каждым слушателем юридического института. В такой форме преподавания главный акцент сделан на развитие разносторонней личности. Именно использование на практике личностно-ориентированной технологии, которая направлена на повышение качества знаний, позволит решить поставленные задачи.
Цель исследования – апробировать личностно-ориентированную технологию в процессе изучения дисциплины «Основы русского жестового языка». Данная технология дает возможность наиболее эффективно активизировать деятельность обучающихся, формировать навыки в условиях образовательного пространства высшего учебного заведения.
Следовательно, педагог должен решить задачу, как, работая по одной программе, можно развить личность каждого слушателя и сформировать практические навыки посредством изучаемого предмета. Использование личностно-ориентированной технологии в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Таким образом, тема нашей работы достаточно актуальна и предполагает реализацию личностно-ориентированной работы слушателей в процессе овладения основами русского жестового языка.
Исследование проводилось на базе Волгодонского филиала Ростовского юридического института. Нами была проведена диагностика знаний, умений, навыков слушателей юридического института в процессе освоения основ русского жестового языка.
Задача заключалась в том, чтобы выявить уровень владения дактильной речью обучающимися. В процессе работы были использованы методы, которые позволили объективно оценить процесс овладения основами жестового языка: общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные (внутренней реконструкции, экспериментально-фонетических исследований, психолингвистики).
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема повышения уровня владения основами русского жестового языка с применением личностно-ориентированного подхода рассматривалась многими авторами в нескольких векторах, в частности А.А. Вербицким [2], Г.В. Лаврентьевым [3], А.В. Хуторским [4] и В.В. Сериковым [5] и многими другими. Главным аспектом данных учений является усиление процессов реформирования образования на основе гуманитаризации ценностей обучения.
Следующим вектором изучения данной проблемы является овладение дактильной речью, которая выполняет основополагающую функцию – функцию формирования знаний основ русского жестового языка, которая была раскрыта в трудах С.И. Бурковой [6], О.О. Корольковой [7], Ю.С. Мануевой [8], В.З. Базоева [9], Т.А. Соловьевой [10] и др. В силу недостаточной разработанности обозначенной проблемы актуальность нашего исследования состоит в создании и апробации заданий по основам русского жестового языка с использованием и актуализацией субъектного опыта слушателей. Поэтому главная задача преподавателя – разработать систему специальных упражнений, способствующих эффективному освоению учебной дисциплины «Основы русского жестового языка», формированию владения дактильной речью, а также активизации познавательной деятельности обучающихся. При этом необходимо учитывать особенности освоения слушателями основ русского жестового языка; выявить часто встречающиеся трудности в деятельности сотрудника полиции в общении с людьми с нарушениями слуха и речи при решении учебных задач; предложить ряд упражнений для решения данных проблем; выявить педагогические условия, способствующие успешному обучению.
В связи с многослойностью и неоднозначностью учебного процесса, требующего дифференцированного подхода к каждому слушателю, появились новые способы раскрытия личности через создание условий для их активизации за счёт опыта субъекта учения. Преподавание основ русского жестового языка для сотрудников полиции играет немаловажную роль. Сформировать у слушателей интерес к дактильной речи; заложить фундамент невербальной речи, создать условия для раскрытия личного потенциала каждого обучающегося.
Цель профессиональной дисциплины «Основы русского жестового языка» – это освоение теоретических и методических азов невербальной речи и применение в практической деятельности. В результате занятий слушатели должны уметь использовать дактильную речь в процессе коммуникации; применять теоретические знания в профессиональной деятельности. Преподавание основ русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии позволило разработать разноуровневые упражнения с профессиональной направленностью.
Для отработки навыков чтения с руки можно предложить слушателям выполнить следующие задание: «Колин Андрей Андреевич летом 2011 года, находясь на территории домовладения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проспект Мира 25, с помощью подручных инструментов, путем укорочения части ствола и ложа с прикладом незаконно изготовил обрез двуствольного охотничьего ружья 16 калибра, который согласно справке эксперта № 107 от 21.02.2012 является гладкоствольным огнестрельным оружием и относится к нестандартному гладкоствольному ручному огнестрельному оружию16 калибра.
Поводом для возбуждения уголовного дела послужил рапорт старшего оперуполномоченного ОУР МО МВД России «Промышленный» об обнаружении признаков преступления по факту обнаружения и изъятия обреза охотничьего ружья 16 калибра у Колина А.А., основанием для возбуждения уголовного дела послужил материал проверки».
При выполнении данного упражнения генерируются все теоретические знания основ русского жестового языка.
Важным условием в проведении занятия является мотивация к деятельности. Слушатели должны четко понимать, для чего им необходимо знание основ русского жестового языка, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы. Поэтому для раскрытия индивидуальных возможностей обучающегося и эффективного процесса закрепления основ русского жестового языка подходит работа в парах. Слушателям предлагается инсценировать отрывок дактилирующей рукой. Один задает вопросы, другой отвечает.
Задание № 1.
1. Давайте с Вами познакомимся. Меня зовут... моя фамилия ...
2. А меня зовут... моя фамилия... Я живу в городе...
3. Вы работаете или учитесь? Где?
4. Я работаю (учусь) в... Моя должность (моя будущая профессия)...
5. А чем вы любите заниматься в свободное время?
6. У меня есть любимое занятие (хобби), я увлекаюсь...
7. У меня тоже есть интересные увлечения... Но еще я хочу изучить жестовый язык.
8. Вы видели данного гражданина раньше?
9. Вы ранее были на данной улице?
10. Вы можете подать заявление как в устном, так и в письменном виде.
Опыт работы над проблемой показывает, что вместе обучаться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Работа в группах дает возможность развивать навыки слушания, говорения. Кроме того, личностно-ориентированная технология стимулирует слушателей к активному использованию жестового языка и не заставляет их скучать, слушая ответы других обучающихся.
В связи с возросшими требованиями к профессиональным навыкам сотрудника полиции слушателям необходимо работать не только над количественным, но и над качественным пополнением их словарного запаса русского жестового языка. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность жестов. Ошибки слушателей могут быть связаны с использованием жестов немотивированного и неноминативного происхождения. Слова с полисемным значением имеют характерное для них иконочное жестикулирование, например книга, устав, приказ, дорога, документы. Абстрактная лексика не имеет четкой мотивации: мысли, личность, субъект. Часто возникает непонимание жестов из-за четкой номинации жестов. Поэтому целесообразно использовать задания с кинетической составляющей жестов для раскрытия личностного потенциала. Обучающимся предлагается найти в тесте мотивированные жесты и составить опрос свидетеля: «Настоящее уголовное дело возбуждено 09.01.2017 г. ОД МО МВД РФ «Минераловодский» по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 326 УК РФ. Проведенным по уголовному делу дознанием установлено, что в неустановленное время, в неустановленном месте подвергло изменению идентификационный номер VIN: JMZGH12F701474199 на автомобиле «Мазда 6» с государственным регистрационным знаком В 103 СА 161 регион, путем уничтожения знаков первичной маркировки удалением слоя металла с поверхности маркировочной площадки в месте расположения данных знаков, с последующим нанесением на их месте, незаводским способом, имеющихся знаков вторичной маркировки, тем самым подделало идентификационный номер в целях эксплуатации автомобиля».
Рассмотрим следующее упражнение, которое основано на дифференцированности. Каждый слушатель получает задание с учетом его способностей или дополнительной работы по не совсем усвоенной им теме и далее обучается в собственном темпе, индивидуально. Это дает возможность преподавателю более точно определить уровень качества знаний слушателей и при необходимости оказать помощь.
Задание № 2.
Иванова Ольга Ивановна, 30 января 2020 в 18 часов 45 минут, имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана, находясь в помещении магазина «НОУ ХАУ», расположенного по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Строителей, д. 21, ввела в заблуждение Поликарпова К.В., являющегося инвалидом 3 группы (глухонемой), относительно своих намерений документально подтвердить долговые обязательства Поликарпова К.В., перед Ивановой О.И. на сумму 9000 рублей, заранее не намереваясь составлять какие-либо документы по вышеуказанному долгу. После чего Иванова О.И. 30.01.2020 в 18 часов 51 минута, продолжая реализацию своего преступного умысла, действуя из корыстных побуждений, с целью получения незаконной материальной выгоды, находясь в помещении магазина «НОУ ХАУ», расположенном по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Строителей, д. 21, обратилась к неосведомленной о ее преступных намерениях продавцу-консультанту Поляковой В.А. с просьбой оформления кредита на покупку мобильного телефона «IphoneProMaх» стоимостью 127 703 рубля 09 копеек на имя Поликарпова К.В. После чего продавец-консультант Орлова В.А., будучи введенной в заблуждение Оглу Р.А. относительно намерений Поликарпова К.В. приобрести вышеуказанный телефон в кредит, подготовила пакет документов на оформления кредита в АО «ОТП Банк» на сумму 127 703 рубля 09 копеек, которые передала Поликарпову К.В. на подпись. Поликарпов К.В., будучи введенным в заблуждение Ивановой О.И. и не предполагая о ее преступных намерениях, доверяя ей и в том, что он подписывает документы, подтверждающие его долг перед Ивановой О.И., предварительно не ознакомившись с предоставленными документами, подписал кредитный договор с АО «ОТП Банк» на сумму 127 703 рубля 09 копеек. После оформления кредитного договора продавец-консультант Полякова В.А. передала принадлежащий Поликарпову К.В. мобильный телефон «IphoneProMaх» Ивановой О.И., которая вместе с ним с места преступления скрылась, тем самым похитила его, после чего обратила его в свою собственность и распорядилась им по своему усмотрению, чем причинила Поликарпову К.В. значительный материальный ущерб на сумму 127 703 рубля 09 копеек.
В разработке данного задания учитывалось то, что способности и возможности обучающихся различные. Поэтому для многих слушателей изучение основ жестового языка на этом этапе и заканчивается, т.е. обучающийся достигает элементарной коммуникативной компетенции в говорении. А следовательно, он получает возможность практически пользоваться дактильной речью в ограниченном числе наиболее распространенных стандартных ситуациях общение.
Личностно-ориентированный подход в обучении основам русского жестового языка играет важную роль в системе высшего юридического образования. Данная технология обеспечивает единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, раскрытие его возможностей, становление самосознания, самореализации.
Для отработки дактильного письма целесообразно использовать следующие задания:
1. Вступив в бой с шипящими змеями – эфой и черной гадюкой, маленький цепкий храбрый ёж съел их.
2. Корабли лавировали, лавировали, да вылавировали.
3. Нёс Петро ведро – ведро било Петра в бедро. Пнул Петро ведро – ведро не ядро, но летело быстро.
Быстрая речь помогает слушателям выработать навык скорочтения. Создание развивающей речевой среды на занятиях направлено на развитие творческих способностей слушателей. Личностно-ориентированная технология в обучении основам русского жестового языка нацелена на признание самоценности личности, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, максимальную реализацию собственного потенциала.
Именно применение нестандартных заданий повышает интерес слушателей к основам русского жестового языка, успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым обучающимися интересной работы. Это повышает коэффициент успешности преподавателя.
Выводы
Можно констатировать следующее: в процессе преподавания основ русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии максимально учитывались профессиональные, возрастные, национальные возможности слушателей. Это происходит на основе содержания учебного курса и форм дифференцированных заданий. Именно нестандартные упражнения повышают эффективность занятий, развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию основ русского жестового языка, способствуют повышению профессионализма будущего сотрудника полиции. В процессе проведения занятий с использованием личностно-ориентированной технологии складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложению кратких, но в то же время точных выводов. Таким образом, занятия по основам русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии расширяют возможности преподавателя в осуществлении дифференцированного подхода к каждому слушателю.