Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

PERSONAL-ORIENTED TECHNOLOGY IN THE PROCESS OF LEARNING THE BASICS OF RUSSIAN SIGN LANGUAGE

Setrakov A.N. 1
1 Rostov Law Institute of MIA of Russia
The article discusses the features of teaching «the Basics of Russian sign language» using a person-oriented technology. We conducted a study of the knowledge of students of the Volgodonsk law Institute at the stage of teaching dactylic speech. To improve the level of students ‘ proficiency in Russian sign language, the teacher used a personal-oriented approach to each student. The research used methods that allowed to objectively assess the process of mastering the basics of the Russian sign language, General scientific: analysis, synthesis, generalization and special: internal reconstruction, experimental phonetic research, psycholinguistics. The author comes to the conclusion that the developed system of special exercises contributes to the effective development of the discipline «Fundamentals of Russian sign language». These examples of non-standard tasks form professional skills of students‘ dactylic speech, activate cognitive activity. The author comes to the conclusion that in the Russian sign language classes with the use of personality-oriented technology, it is necessary to create favorable conditions for developing the skills and abilities of students of rapid thinking, to present brief, but at the same time, accurate conclusions. Thus, mastering the discipline « Fundamentals of Russian sign language «using a person-oriented technology expands the teacher’s ability to implement a differentiated approach to each student.
dactyl speech
basics of Russian sign language
personality-oriented technology

Время стремительно движется вперёд, увлекая за собой науку во всех сферах. В образовании совершенствуются технологии, внедряются новые стандарты. Высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития общества. Знания и новаторство педагогов становятся главным фактором эффективности оказания помощи слушателям юридического института, которым необходимо углубить свои знания и освоить дополнительную дисциплину для того, чтобы успешно работать в органах внутренних дел.

В настоящее время каждый полицейский должен владеть дактильным языком в соответствии с приказом МВД России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» [1]. Поэтому, для того чтобы владеть невербальной речью, необходимо активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе изучения основ русского жестового языка и создать условия практического овладения языком каждым слушателем юридического института. В такой форме преподавания главный акцент сделан на развитие разносторонней личности. Именно использование на практике личностно-ориентированной технологии, которая направлена на повышение качества знаний, позволит решить поставленные задачи.

Цель исследования – апробировать личностно-ориентированную технологию в процессе изучения дисциплины «Основы русского жестового языка». Данная технология дает возможность наиболее эффективно активизировать деятельность обучающихся, формировать навыки в условиях образовательного пространства высшего учебного заведения.

Следовательно, педагог должен решить задачу, как, работая по одной программе, можно развить личность каждого слушателя и сформировать практические навыки посредством изучаемого предмета. Использование личностно-ориентированной технологии в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Таким образом, тема нашей работы достаточно актуальна и предполагает реализацию личностно-ориентированной работы слушателей в процессе овладения основами русского жестового языка.

Исследование проводилось на базе Волгодонского филиала Ростовского юридического института. Нами была проведена диагностика знаний, умений, навыков слушателей юридического института в процессе освоения основ русского жестового языка.

Задача заключалась в том, чтобы выявить уровень владения дактильной речью обучающимися. В процессе работы были использованы методы, которые позволили объективно оценить процесс овладения основами жестового языка: общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные (внутренней реконструкции, экспериментально-фонетических исследований, психолингвистики).

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема повышения уровня владения основами русского жестового языка с применением личностно-ориентированного подхода рассматривалась многими авторами в нескольких векторах, в частности А.А. Вербицким [2], Г.В. Лаврентьевым [3], А.В. Хуторским [4] и В.В. Сериковым [5] и многими другими. Главным аспектом данных учений является усиление процессов реформирования образования на основе гуманитаризации ценностей обучения.

Следующим вектором изучения данной проблемы является овладение дактильной речью, которая выполняет основополагающую функцию – функцию формирования знаний основ русского жестового языка, которая была раскрыта в трудах С.И. Бурковой [6], О.О. Корольковой [7], Ю.С. Мануевой [8], В.З. Базоева [9], Т.А. Соловьевой [10] и др. В силу недостаточной разработанности обозначенной проблемы актуальность нашего исследования состоит в создании и апробации заданий по основам русского жестового языка с использованием и актуализацией субъектного опыта слушателей. Поэтому главная задача преподавателя – разработать систему специальных упражнений, способствующих эффективному освоению учебной дисциплины «Основы русского жестового языка», формированию владения дактильной речью, а также активизации познавательной деятельности обучающихся. При этом необходимо учитывать особенности освоения слушателями основ русского жестового языка; выявить часто встречающиеся трудности в деятельности сотрудника полиции в общении с людьми с нарушениями слуха и речи при решении учебных задач; предложить ряд упражнений для решения данных проблем; выявить педагогические условия, способствующие успешному обучению.

В связи с многослойностью и неоднозначностью учебного процесса, требующего дифференцированного подхода к каждому слушателю, появились новые способы раскрытия личности через создание условий для их активизации за счёт опыта субъекта учения. Преподавание основ русского жестового языка для сотрудников полиции играет немаловажную роль. Сформировать у слушателей интерес к дактильной речи; заложить фундамент невербальной речи, создать условия для раскрытия личного потенциала каждого обучающегося.

Цель профессиональной дисциплины «Основы русского жестового языка» – это освоение теоретических и методических азов невербальной речи и применение в практической деятельности. В результате занятий слушатели должны уметь использовать дактильную речь в процессе коммуникации; применять теоретические знания в профессиональной деятельности. Преподавание основ русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии позволило разработать разноуровневые упражнения с профессиональной направленностью.

Для отработки навыков чтения с руки можно предложить слушателям выполнить следующие задание: «Колин Андрей Андреевич летом 2011 года, находясь на территории домовладения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проспект Мира 25, с помощью подручных инструментов, путем укорочения части ствола и ложа с прикладом незаконно изготовил обрез двуствольного охотничьего ружья 16 калибра, который согласно справке эксперта № 107 от 21.02.2012 является гладкоствольным огнестрельным оружием и относится к нестандартному гладкоствольному ручному огнестрельному оружию16 калибра.

Поводом для возбуждения уголовного дела послужил рапорт старшего оперуполномоченного ОУР МО МВД России «Промышленный» об обнаружении признаков преступления по факту обнаружения и изъятия обреза охотничьего ружья 16 калибра у Колина А.А., основанием для возбуждения уголовного дела послужил материал проверки».

При выполнении данного упражнения генерируются все теоретические знания основ русского жестового языка.

Важным условием в проведении занятия является мотивация к деятельности. Слушатели должны четко понимать, для чего им необходимо знание основ русского жестового языка, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы. Поэтому для раскрытия индивидуальных возможностей обучающегося и эффективного процесса закрепления основ русского жестового языка подходит работа в парах. Слушателям предлагается инсценировать отрывок дактилирующей рукой. Один задает вопросы, другой отвечает.

Задание № 1.

1. Давайте с Вами познакомимся. Меня зовут... моя фамилия ...

2. А меня зовут... моя фамилия... Я живу в городе...

3. Вы работаете или учитесь? Где?

4. Я работаю (учусь) в... Моя должность (моя будущая профессия)...

5. А чем вы любите заниматься в свободное время?

6. У меня есть любимое занятие (хобби), я увлекаюсь...

7. У меня тоже есть интересные увлечения... Но еще я хочу изучить жестовый язык.

8. Вы видели данного гражданина раньше?

9. Вы ранее были на данной улице?

10. Вы можете подать заявление как в устном, так и в письменном виде.

Опыт работы над проблемой показывает, что вместе обучаться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Работа в группах дает возможность развивать навыки слушания, говорения. Кроме того, личностно-ориентированная технология стимулирует слушателей к активному использованию жестового языка и не заставляет их скучать, слушая ответы других обучающихся.

В связи с возросшими требованиями к профессиональным навыкам сотрудника полиции слушателям необходимо работать не только над количественным, но и над качественным пополнением их словарного запаса русского жестового языка. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность жестов. Ошибки слушателей могут быть связаны с использованием жестов немотивированного и неноминативного происхождения. Слова с полисемным значением имеют характерное для них иконочное жестикулирование, например книга, устав, приказ, дорога, документы. Абстрактная лексика не имеет четкой мотивации: мысли, личность, субъект. Часто возникает непонимание жестов из-за четкой номинации жестов. Поэтому целесообразно использовать задания с кинетической составляющей жестов для раскрытия личностного потенциала. Обучающимся предлагается найти в тесте мотивированные жесты и составить опрос свидетеля: «Настоящее уголовное дело возбуждено 09.01.2017 г. ОД МО МВД РФ «Минераловодский» по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 326 УК РФ. Проведенным по уголовному делу дознанием установлено, что в неустановленное время, в неустановленном месте подвергло изменению идентификационный номер VIN: JMZGH12F701474199 на автомобиле «Мазда 6» с государственным регистрационным знаком В 103 СА 161 регион, путем уничтожения знаков первичной маркировки удалением слоя металла с поверхности маркировочной площадки в месте расположения данных знаков, с последующим нанесением на их месте, незаводским способом, имеющихся знаков вторичной маркировки, тем самым подделало идентификационный номер в целях эксплуатации автомобиля».

Рассмотрим следующее упражнение, которое основано на дифференцированности. Каждый слушатель получает задание с учетом его способностей или дополнительной работы по не совсем усвоенной им теме и далее обучается в собственном темпе, индивидуально. Это дает возможность преподавателю более точно определить уровень качества знаний слушателей и при необходимости оказать помощь.

Задание № 2.

Иванова Ольга Ивановна, 30 января 2020 в 18 часов 45 минут, имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана, находясь в помещении магазина «НОУ ХАУ», расположенного по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Строителей, д. 21, ввела в заблуждение Поликарпова К.В., являющегося инвалидом 3 группы (глухонемой), относительно своих намерений документально подтвердить долговые обязательства Поликарпова К.В., перед Ивановой О.И. на сумму 9000 рублей, заранее не намереваясь составлять какие-либо документы по вышеуказанному долгу. После чего Иванова О.И. 30.01.2020 в 18 часов 51 минута, продолжая реализацию своего преступного умысла, действуя из корыстных побуждений, с целью получения незаконной материальной выгоды, находясь в помещении магазина «НОУ ХАУ», расположенном по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Строителей, д. 21, обратилась к неосведомленной о ее преступных намерениях продавцу-консультанту Поляковой В.А. с просьбой оформления кредита на покупку мобильного телефона «IphoneProMaх» стоимостью 127 703 рубля 09 копеек на имя Поликарпова К.В. После чего продавец-консультант Орлова В.А., будучи введенной в заблуждение Оглу Р.А. относительно намерений Поликарпова К.В. приобрести вышеуказанный телефон в кредит, подготовила пакет документов на оформления кредита в АО «ОТП Банк» на сумму 127 703 рубля 09 копеек, которые передала Поликарпову К.В. на подпись. Поликарпов К.В., будучи введенным в заблуждение Ивановой О.И. и не предполагая о ее преступных намерениях, доверяя ей и в том, что он подписывает документы, подтверждающие его долг перед Ивановой О.И., предварительно не ознакомившись с предоставленными документами, подписал кредитный договор с АО «ОТП Банк» на сумму 127 703 рубля 09 копеек. После оформления кредитного договора продавец-консультант Полякова В.А. передала принадлежащий Поликарпову К.В. мобильный телефон «IphoneProMaх» Ивановой О.И., которая вместе с ним с места преступления скрылась, тем самым похитила его, после чего обратила его в свою собственность и распорядилась им по своему усмотрению, чем причинила Поликарпову К.В. значительный материальный ущерб на сумму 127 703 рубля 09 копеек.

В разработке данного задания учитывалось то, что способности и возможности обучающихся различные. Поэтому для многих слушателей изучение основ жестового языка на этом этапе и заканчивается, т.е. обучающийся достигает элементарной коммуникативной компетенции в говорении. А следовательно, он получает возможность практически пользоваться дактильной речью в ограниченном числе наиболее распространенных стандартных ситуациях общение.

Личностно-ориентированный подход в обучении основам русского жестового языка играет важную роль в системе высшего юридического образования. Данная технология обеспечивает единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, раскрытие его возможностей, становление самосознания, самореализации.

Для отработки дактильного письма целесообразно использовать следующие задания:

1. Вступив в бой с шипящими змеями – эфой и черной гадюкой, маленький цепкий храбрый ёж съел их.

2. Корабли лавировали, лавировали, да вылавировали.

3. Нёс Петро ведро – ведро било Петра в бедро. Пнул Петро ведро – ведро не ядро, но летело быстро.

Быстрая речь помогает слушателям выработать навык скорочтения. Создание развивающей речевой среды на занятиях направлено на развитие творческих способностей слушателей. Личностно-ориентированная технология в обучении основам русского жестового языка нацелена на признание самоценности личности, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, максимальную реализацию собственного потенциала.

Именно применение нестандартных заданий повышает интерес слушателей к основам русского жестового языка, успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым обучающимися интересной работы. Это повышает коэффициент успешности преподавателя.

Выводы

Можно констатировать следующее: в процессе преподавания основ русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии максимально учитывались профессиональные, возрастные, национальные возможности слушателей. Это происходит на основе содержания учебного курса и форм дифференцированных заданий. Именно нестандартные упражнения повышают эффективность занятий, развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию основ русского жестового языка, способствуют повышению профессионализма будущего сотрудника полиции. В процессе проведения занятий с использованием личностно-ориентированной технологии складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложению кратких, но в то же время точных выводов. Таким образом, занятия по основам русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии расширяют возможности преподавателя в осуществлении дифференцированного подхода к каждому слушателю.