Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА

Сетраков А.Н. 1
1 Волгодонский филиал ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт» МВД России
В статье рассматриваются особенности обучения основам русского жестового языка с применением личностно-ориентированной технологии. Нами было проведено исследование знаний слушателей юридического института г. Волгодонска на этапе обучения дактильной речи. Для повышения уровня владения русским жестовым языком преподаватель использовал личностно-ориентированный подход к каждому слушателю. В исследовании были использованы методы, которые позволили объективно оценить процесс овладения основами русского жестового языка: общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные (внутренней реконструкции, экспериментально-фонетических исследований, психолингвистики). Автор приходит к мысли, что разработанная система специальных упражнений способствует эффективному освоению учебной дисциплины «Основы русского жестового языка». Приведенные примеры нестандартных заданий формируют у обучающихся профессиональное владение дактильной речью, активизируют познавательную деятельность. Автор приходит к выводу, что на занятиях по освоению русского жестового языка с применением личностно-ориентированной технологии необходимо создать благоприятные условия для развития умений и способностей, быстрого мышления слушателей, в частности умения делать выводы кратко, но точно. Таким образом, освоение дисциплины «Основы русского жестового языка» с использованием личностно-ориентированной технологии расширяет возможности преподавателя в осуществлении дифференцированного подхода к каждому слушателю.
дактильная речь
основы русского жестового языка
личностно-ориентированная технология
1. Липина Е.А. Из опыта преподавания русского жестового языка сотрудникам полиции // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 1 (72) . С. 79.
2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория компетентностного обучения: учебное пособие. М.: МГПУ 2017. 248 с.
3. Лаврентьев Г.С., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в процессе подготовки специалистов. Барнаул: АГУ, 2002. 146 с.
4. Хуторской А.В. Методологические основания применения компетентностного подхода к проектированию образования // Высшее образование в России. 2017. № 12. С. 85–91.
5. Сериков В.В. Проблема целостности образовательных систем // Известия Волгоградского ГПУ. 2017. № 3 (116). С. 14–20.
6. Буркова С.И. Способы выражения именной множественности в русском жестовом языке // Сибирский филологический журнал. 2015. № 2. С. 174–184.
7. Королькова О.О. Вариативность исполнения жестов в русском жестовом языке (на материале видеословаря жестового языка) // В мире научных открытий. 2013. № 11.6 (47). С. 187–193.
8. Мануева Ю.С., Гриф М.Г. Семантический аспект перевода с русского языка на жестовый язык // Наука, технологии, инновации: сб. тр.: в 9 ч. Новосибирск. 2016. Ч. 1. С. 105–107.
9. Базоев В.З. Билингвизм и образование глухих: современные тенденции // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4–2. С. 320–330.
10. Соловьева Т.А., Отдельнова Н.С., Яхнина Е.З. Новые возможности коммуникативного развития обучающихся с нарушением слуха при получении основного общего образования // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2016. № 4–2. С. 331–342.

Время стремительно движется вперёд, увлекая за собой науку во всех сферах. В образовании совершенствуются технологии, внедряются новые стандарты. Высшее образование с полным основанием можно считать важнейшим ресурсом инновационного развития общества. Знания и новаторство педагогов становятся главным фактором эффективности оказания помощи слушателям юридического института, которым необходимо углубить свои знания и освоить дополнительную дисциплину для того, чтобы успешно работать в органах внутренних дел.

В настоящее время каждый полицейский должен владеть дактильным языком в соответствии с приказом МВД России от 12 мая 2015 г. № 544 «Об утверждении порядка определения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации, исполнение обязанностей по которым требует владения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации навыками русского жестового языка» [1]. Поэтому, для того чтобы владеть невербальной речью, необходимо активизировать познавательную деятельность обучающихся в процессе изучения основ русского жестового языка и создать условия практического овладения языком каждым слушателем юридического института. В такой форме преподавания главный акцент сделан на развитие разносторонней личности. Именно использование на практике личностно-ориентированной технологии, которая направлена на повышение качества знаний, позволит решить поставленные задачи.

Цель исследования – апробировать личностно-ориентированную технологию в процессе изучения дисциплины «Основы русского жестового языка». Данная технология дает возможность наиболее эффективно активизировать деятельность обучающихся, формировать навыки в условиях образовательного пространства высшего учебного заведения.

Следовательно, педагог должен решить задачу, как, работая по одной программе, можно развить личность каждого слушателя и сформировать практические навыки посредством изучаемого предмета. Использование личностно-ориентированной технологии в учебном процессе позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать обучающихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Таким образом, тема нашей работы достаточно актуальна и предполагает реализацию личностно-ориентированной работы слушателей в процессе овладения основами русского жестового языка.

Исследование проводилось на базе Волгодонского филиала Ростовского юридического института. Нами была проведена диагностика знаний, умений, навыков слушателей юридического института в процессе освоения основ русского жестового языка.

Задача заключалась в том, чтобы выявить уровень владения дактильной речью обучающимися. В процессе работы были использованы методы, которые позволили объективно оценить процесс овладения основами жестового языка: общенаучные (анализ, синтез, обобщение) и специальные (внутренней реконструкции, экспериментально-фонетических исследований, психолингвистики).

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема повышения уровня владения основами русского жестового языка с применением личностно-ориентированного подхода рассматривалась многими авторами в нескольких векторах, в частности А.А. Вербицким [2], Г.В. Лаврентьевым [3], А.В. Хуторским [4] и В.В. Сериковым [5] и многими другими. Главным аспектом данных учений является усиление процессов реформирования образования на основе гуманитаризации ценностей обучения.

Следующим вектором изучения данной проблемы является овладение дактильной речью, которая выполняет основополагающую функцию – функцию формирования знаний основ русского жестового языка, которая была раскрыта в трудах С.И. Бурковой [6], О.О. Корольковой [7], Ю.С. Мануевой [8], В.З. Базоева [9], Т.А. Соловьевой [10] и др. В силу недостаточной разработанности обозначенной проблемы актуальность нашего исследования состоит в создании и апробации заданий по основам русского жестового языка с использованием и актуализацией субъектного опыта слушателей. Поэтому главная задача преподавателя – разработать систему специальных упражнений, способствующих эффективному освоению учебной дисциплины «Основы русского жестового языка», формированию владения дактильной речью, а также активизации познавательной деятельности обучающихся. При этом необходимо учитывать особенности освоения слушателями основ русского жестового языка; выявить часто встречающиеся трудности в деятельности сотрудника полиции в общении с людьми с нарушениями слуха и речи при решении учебных задач; предложить ряд упражнений для решения данных проблем; выявить педагогические условия, способствующие успешному обучению.

В связи с многослойностью и неоднозначностью учебного процесса, требующего дифференцированного подхода к каждому слушателю, появились новые способы раскрытия личности через создание условий для их активизации за счёт опыта субъекта учения. Преподавание основ русского жестового языка для сотрудников полиции играет немаловажную роль. Сформировать у слушателей интерес к дактильной речи; заложить фундамент невербальной речи, создать условия для раскрытия личного потенциала каждого обучающегося.

Цель профессиональной дисциплины «Основы русского жестового языка» – это освоение теоретических и методических азов невербальной речи и применение в практической деятельности. В результате занятий слушатели должны уметь использовать дактильную речь в процессе коммуникации; применять теоретические знания в профессиональной деятельности. Преподавание основ русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии позволило разработать разноуровневые упражнения с профессиональной направленностью.

Для отработки навыков чтения с руки можно предложить слушателям выполнить следующие задание: «Колин Андрей Андреевич летом 2011 года, находясь на территории домовладения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, проспект Мира 25, с помощью подручных инструментов, путем укорочения части ствола и ложа с прикладом незаконно изготовил обрез двуствольного охотничьего ружья 16 калибра, который согласно справке эксперта № 107 от 21.02.2012 является гладкоствольным огнестрельным оружием и относится к нестандартному гладкоствольному ручному огнестрельному оружию16 калибра.

Поводом для возбуждения уголовного дела послужил рапорт старшего оперуполномоченного ОУР МО МВД России «Промышленный» об обнаружении признаков преступления по факту обнаружения и изъятия обреза охотничьего ружья 16 калибра у Колина А.А., основанием для возбуждения уголовного дела послужил материал проверки».

При выполнении данного упражнения генерируются все теоретические знания основ русского жестового языка.

Важным условием в проведении занятия является мотивация к деятельности. Слушатели должны четко понимать, для чего им необходимо знание основ русского жестового языка, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы. Поэтому для раскрытия индивидуальных возможностей обучающегося и эффективного процесса закрепления основ русского жестового языка подходит работа в парах. Слушателям предлагается инсценировать отрывок дактилирующей рукой. Один задает вопросы, другой отвечает.

Задание № 1.

1. Давайте с Вами познакомимся. Меня зовут... моя фамилия ...

2. А меня зовут... моя фамилия... Я живу в городе...

3. Вы работаете или учитесь? Где?

4. Я работаю (учусь) в... Моя должность (моя будущая профессия)...

5. А чем вы любите заниматься в свободное время?

6. У меня есть любимое занятие (хобби), я увлекаюсь...

7. У меня тоже есть интересные увлечения... Но еще я хочу изучить жестовый язык.

8. Вы видели данного гражданина раньше?

9. Вы ранее были на данной улице?

10. Вы можете подать заявление как в устном, так и в письменном виде.

Опыт работы над проблемой показывает, что вместе обучаться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Работа в группах дает возможность развивать навыки слушания, говорения. Кроме того, личностно-ориентированная технология стимулирует слушателей к активному использованию жестового языка и не заставляет их скучать, слушая ответы других обучающихся.

В связи с возросшими требованиями к профессиональным навыкам сотрудника полиции слушателям необходимо работать не только над количественным, но и над качественным пополнением их словарного запаса русского жестового языка. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность жестов. Ошибки слушателей могут быть связаны с использованием жестов немотивированного и неноминативного происхождения. Слова с полисемным значением имеют характерное для них иконочное жестикулирование, например книга, устав, приказ, дорога, документы. Абстрактная лексика не имеет четкой мотивации: мысли, личность, субъект. Часто возникает непонимание жестов из-за четкой номинации жестов. Поэтому целесообразно использовать задания с кинетической составляющей жестов для раскрытия личностного потенциала. Обучающимся предлагается найти в тесте мотивированные жесты и составить опрос свидетеля: «Настоящее уголовное дело возбуждено 09.01.2017 г. ОД МО МВД РФ «Минераловодский» по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 326 УК РФ. Проведенным по уголовному делу дознанием установлено, что в неустановленное время, в неустановленном месте подвергло изменению идентификационный номер VIN: JMZGH12F701474199 на автомобиле «Мазда 6» с государственным регистрационным знаком В 103 СА 161 регион, путем уничтожения знаков первичной маркировки удалением слоя металла с поверхности маркировочной площадки в месте расположения данных знаков, с последующим нанесением на их месте, незаводским способом, имеющихся знаков вторичной маркировки, тем самым подделало идентификационный номер в целях эксплуатации автомобиля».

Рассмотрим следующее упражнение, которое основано на дифференцированности. Каждый слушатель получает задание с учетом его способностей или дополнительной работы по не совсем усвоенной им теме и далее обучается в собственном темпе, индивидуально. Это дает возможность преподавателю более точно определить уровень качества знаний слушателей и при необходимости оказать помощь.

Задание № 2.

Иванова Ольга Ивановна, 30 января 2020 в 18 часов 45 минут, имея умысел на хищение чужого имущества путем обмана, находясь в помещении магазина «НОУ ХАУ», расположенного по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Строителей, д. 21, ввела в заблуждение Поликарпова К.В., являющегося инвалидом 3 группы (глухонемой), относительно своих намерений документально подтвердить долговые обязательства Поликарпова К.В., перед Ивановой О.И. на сумму 9000 рублей, заранее не намереваясь составлять какие-либо документы по вышеуказанному долгу. После чего Иванова О.И. 30.01.2020 в 18 часов 51 минута, продолжая реализацию своего преступного умысла, действуя из корыстных побуждений, с целью получения незаконной материальной выгоды, находясь в помещении магазина «НОУ ХАУ», расположенном по адресу: Ростовская область, г. Волгодонск, пр. Строителей, д. 21, обратилась к неосведомленной о ее преступных намерениях продавцу-консультанту Поляковой В.А. с просьбой оформления кредита на покупку мобильного телефона «IphoneProMaх» стоимостью 127 703 рубля 09 копеек на имя Поликарпова К.В. После чего продавец-консультант Орлова В.А., будучи введенной в заблуждение Оглу Р.А. относительно намерений Поликарпова К.В. приобрести вышеуказанный телефон в кредит, подготовила пакет документов на оформления кредита в АО «ОТП Банк» на сумму 127 703 рубля 09 копеек, которые передала Поликарпову К.В. на подпись. Поликарпов К.В., будучи введенным в заблуждение Ивановой О.И. и не предполагая о ее преступных намерениях, доверяя ей и в том, что он подписывает документы, подтверждающие его долг перед Ивановой О.И., предварительно не ознакомившись с предоставленными документами, подписал кредитный договор с АО «ОТП Банк» на сумму 127 703 рубля 09 копеек. После оформления кредитного договора продавец-консультант Полякова В.А. передала принадлежащий Поликарпову К.В. мобильный телефон «IphoneProMaх» Ивановой О.И., которая вместе с ним с места преступления скрылась, тем самым похитила его, после чего обратила его в свою собственность и распорядилась им по своему усмотрению, чем причинила Поликарпову К.В. значительный материальный ущерб на сумму 127 703 рубля 09 копеек.

В разработке данного задания учитывалось то, что способности и возможности обучающихся различные. Поэтому для многих слушателей изучение основ жестового языка на этом этапе и заканчивается, т.е. обучающийся достигает элементарной коммуникативной компетенции в говорении. А следовательно, он получает возможность практически пользоваться дактильной речью в ограниченном числе наиболее распространенных стандартных ситуациях общение.

Личностно-ориентированный подход в обучении основам русского жестового языка играет важную роль в системе высшего юридического образования. Данная технология обеспечивает единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, раскрытие его возможностей, становление самосознания, самореализации.

Для отработки дактильного письма целесообразно использовать следующие задания:

1. Вступив в бой с шипящими змеями – эфой и черной гадюкой, маленький цепкий храбрый ёж съел их.

2. Корабли лавировали, лавировали, да вылавировали.

3. Нёс Петро ведро – ведро било Петра в бедро. Пнул Петро ведро – ведро не ядро, но летело быстро.

Быстрая речь помогает слушателям выработать навык скорочтения. Создание развивающей речевой среды на занятиях направлено на развитие творческих способностей слушателей. Личностно-ориентированная технология в обучении основам русского жестового языка нацелена на признание самоценности личности, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, максимальную реализацию собственного потенциала.

Именно применение нестандартных заданий повышает интерес слушателей к основам русского жестового языка, успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым обучающимися интересной работы. Это повышает коэффициент успешности преподавателя.

Выводы

Можно констатировать следующее: в процессе преподавания основ русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии максимально учитывались профессиональные, возрастные, национальные возможности слушателей. Это происходит на основе содержания учебного курса и форм дифференцированных заданий. Именно нестандартные упражнения повышают эффективность занятий, развивают потенциал обучающихся, побуждают к активному познанию основ русского жестового языка, способствуют повышению профессионализма будущего сотрудника полиции. В процессе проведения занятий с использованием личностно-ориентированной технологии складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложению кратких, но в то же время точных выводов. Таким образом, занятия по основам русского жестового языка с использованием личностно-ориентированной технологии расширяют возможности преподавателя в осуществлении дифференцированного подхода к каждому слушателю.


Библиографическая ссылка

Сетраков А.Н. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВАМ РУССКОГО ЖЕСТОВОГО ЯЗЫКА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 11-2. – С. 401-405;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38396 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674