Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

DIGITAL COMPETENCE OF A TEACHER AS A NECESSARY CONDITION FOR PREPARING STUDENTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Vinokurova M.I. 1 Ignatev V.P. 1 Daramaeva А.А. 1
1 M.K. Ammosov North-Eastern Federal University
The development of the digital economy is a priority task of the state, which needs specialists with a high level of digital competence. The social sphere that provides services to the population is no exception. Digitalization of social services is developing dynamically, improving their quality and ensuring accessibility. In this regard, the digital competence of a teacher who is able to raise a competitive social specialist becomes an urgent problem of professional education pedagogy. Based on this, the purpose of this study was to study the impact of digital competence of teachers on the quality of training specialists in the system of secondary vocational education. The authors believe that the requirements of the Federal state educational standard contain the basis for training future specialists with digital competence and require a high level of digital competence from the teacher of secondary education. It is established that the digital competence of a teacher of secondary education is a complex of abilities, which, according to the authors, is characterized by three levels of development: basic, medium, and high. The main motivating reasons for improving the information literacy of teachers of secondary schools were: updating the teacher’s need to improve their digital competence and the close connection of the teacher of special disciplines with the digitalization of the social sector. Thus, research to identify the level of digital competence of students studying in the specialty «Law and social security organization» has confirmed that the effectiveness of the formation of General and professional digital competencies of future specialists directly depends on the level of digital competence of the teacher.
competence
digital competence
digital economy
FSES SVE
professional digital competence
level of development of digital competence

Развитие цифровой экономики является одной из национальных целей Российской Федерации, в рамках которой поставлена задача к 2024 г. обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров для цифровой экономики [1]. Перед системой образования данным документом и Программой развития цифровой экономики в России до 2035 г. [2] поставлена задача создания современной цифровой образовательной среды, ориентированной на обеспечение качественного и доступного образования вне зависимости от места расположения образовательной организации.

В последние годы цифровизацией охвачены различные отрасли экономики, в том числе и социальная сфера, где активно внедряются всё новые и новые электронные услуги населению. Если в недалеком прошлом граждане могли часами простаивать в очередях, чтобы обратиться в органы социальной защиты за помощью государства, то сегодня создание электронных баз данных по льготным категориям населения позволяет в удаленном режиме оформлять практически все выплаты, в том числе пенсии, пособия и другие социальные льготы.

Исходя из этого, для самой цифровой экономики нужна такая система управления, которая поможет оперативно отвечать на вызовы современного быстро меняющегося общества [3]. В первую очередь все эти процессы нуждаются в новых квалифицированных кадрах, владеющих цифровой компетентностью. При этом подготовка конкурентоспособного специалиста, отвечающего требованиям цифровой экономики, в системе среднего профессионального образования (СПО) требует цифровой компетентности от самого преподавателя. В связи с этим цифровая компетентность преподавателя, способного воспитать конкурентоспособного специалиста, становится актуальной проблемой педагогики профессионального образования.

Цель исследования: изучение влияния цифровой компетентности преподавателя на процесс подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить теорию компетентностного подхода к созданию цифровой образовательной среды.

2. Определить базовые компоненты цифровой компетентности преподавателя СПО.

3. Выявить влияние цифровой компетентности преподавателя на формирование профессиональных компетенций у студентов.

Материалы и методы исследования

Для достижения цели исследования и решения указанных задач использовались следующие материалы и методы исследования: интерпретационные (комплексное и системное изучение объекта исследования; сопоставление различных объектов исследования между собой; обобщение теоретического и практического опыта и др.), эмпирические (сбор и накопление информации, полученной путем проведения наблюдения среди преподавателей и анкетирования студентов СПО с целью определения уровня сформированности их цифровых компетенций).

Методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области теории педагогики профессионального образования, исследования в сфере цифровой экономики, цифровой среды и цифровой компетентности, а также нормативно-правовые акты системы образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Гипотезой нашего исследования явилось мнение о том, что эффективность формирования цифровой компетентности будущих специалистов в системе среднего профессионального образования зависит от уровня цифровой компетентности педагога.

Требования к основам цифровой компетентности будущих специалистов заложены в федеральном государственном образовательном стандарте СПО (ФГОС СПО). При этом то, какими знаниями, умениями и навыками должен обладать выпускник профессионального учебного заведения, может определить компетентностный подход.

Анализ теоретических источников позволил установить, что понятия «компетентность», «компетентностный подход» в педагогической научной среде стали применяться относительно недавно в связи с переходом на образовательные стандарты нового поколения, которые изменили парадигму профессионального образования, сместив акцент при оценке качества образования в сторону процесса формирования необходимых компетенций.

В настоящее время в теории педагогики существуют разные точки зрения относительно понятия «компетентность». Так, по мнению В.Н. Введенского, компетентность педагога интегрирует в себе когнитивный, операциональный и аксиологический аспекты [4, с. 51]. Однако мы придерживаемся мнения А.В. Хуторского, рассматривающего теорию компетентности в рамках концептуальной системы личностно-ориентированного обучения, когда различаются действия субъектов с объектами и действия с самим собой, то есть внутрисубъектно [5, с. 3].

Компетентность педагога – динамично развивающийся процесс, чутко реагирующий на современные вызовы общества. В связи с этим наиболее актуальной проблемой в системе профессионального образования становится процесс формирования цифровой компетентности педагога как неотъемлемой составляющей профессиональной компетентности современного преподавателя.

Изучению проблем цифровой компетентности педагогов посвящено немало трудов отечественных и зарубежных исследователей. Так, по мнению Н.Н. Гавриленко, цифровая компетентность представляет собой комплекс таких навыков и компетенций, как умение работать с цифровыми устройствами; умение творчески преобразовывать полученную информацию, способность соблюдать авторское право и обеспечивать защиту от вирусов и интернет-атак; умение программировать, разрабатывать приложения и т.д. [6, с. 142].

В настоящее время высокой цифровой компетентностью должны обладать преподаватели, которые работают со студентами в дистанционном режиме. Помимо умения вести различные виды интерактивных онлайн-занятий со студентами современный преподаватель должен умело контролировать, оценивать учебную и исследовательскую деятельность слушателей, осуществлять любую форму электронной связи и управлять образовательными системами, на практике применять цифровые педагогические технологии, методы мотивации, беседы и убеждения, использовать современные формы и методы обучения и представления учебного материала, организовать индивидуальные маршруты прохождения курса с учетом онлайн-связи, редактировать учебный материал, разрешать конфликтные ситуации, организовывать групповое индивидуальное обучение, решать проблемы технического плана, проводить инструктаж курсантов [7, с. 11].

Таким образом, цифровая компетентность преподавателя СПО представляет собой сложный комплекс знаний, умений и навыков, в числе которых:

- знание основных разновидностей цифровых образовательных ресурсов и образовательных платформ;

- умения создавать индивидуальные задания в интерактивном режиме на базе различных образовательных порталов;

- навыки проведения различных видов учебных занятий, научных и внеучебных мероприятий в дистанционном режиме с использованием инструментов разнообразных информационно-коммуникационных систем;

- способность мотивировать студентов к развитию цифровых компетенций.

Однако не всегда потенциал педагогических работников СПО обладает готовностью к решению задач подготовки специалистов, соответствующих потребностям цифровой экономики [8, с. 338]. При этом мы полагаем, что процесс развития цифровой компетентности педагога СПО – многоуровневый процесс, для которого характерны разные критерии. Так, В.П. Беспалько в формировании профессиональных компетенций выделяет четыре уровня: уровень знакомства, уровень репродукции, уровень применения и уровень трансформации [9]. Исходя из этого, в нашем исследовании была принята трехуровневая система сформированности цифровых профессиональных компетенций:

- уровень I (базовый) – умеет пользоваться любыми цифровыми устройствами для достижения педагогических целей и задач;

- уровень II (средний) – умеет творчески решать педагогические цели и задачи в ситуации, приближенной к производственному процессу;

- уровень III (высокий) – умеет решать педагогические задачи, используя производственные ситуации, связанные с цифровой экономикой.

С целью изучения процесса развития цифровой компетентности педагога в системе СПО нами проведено в течение двух лет (2018–2019 гг.) наблюдение среди преподавателей профессиональных дисциплин. Исследованием было охвачено 15 преподавателей СПО Республики Саха (Якутия).

Анализ полученных данных показал, что в 2018 г. базовым уровнем цифровой компетентности обладали 60 % преподавателей, средним уровнем – 26 %, высоким – 7 %, уровень ниже базового наблюдался лишь у 7 % преподавателей СПО. В 2019 г. уровень цифровой компетентности преподавателей качественно изменился. У 53 % респондентов наблюдался средний уровень развития цифровой компетентности, у 27 % – высокий и лишь у 20 % – базовый уровень.

Полученные результаты стали свидетельством качественного развития цифровой компетентности преподавателей СПО. На наш взгляд, основной причиной тому явилось, во-первых, развитие цифровой экономики, диктующей спрос на специалистов, обладающих высоким уровнем цифровой компетентности, актуализирующего потребность преподавателя в совершенствовании своей цифровой компетентности. Во-вторых, преподаватель специальных дисциплин тесно связан с производственной практикой, динамично реагируя на преобразование отрасли.

Для определения влияния цифровой компетентности преподавателя на формирование цифровых компетенций студентов нами был исследован уровень развития цифровых общих компетенций (ОК) и цифровых профессиональных компетенций (ПК) у 45 обучающихся специальности «Право и организация социального обеспечения граждан» («ПИОСО») в соответствии с требованиями ФГОС СПО [10].

Диагностика уровня сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций по ФГОС у студентов специальности «ПИОСО» (45 респондентов)

ОК/ПК

Описание

компетенции

по ФГОС СПО

Ниже базового

Базовый

Средний

Продвинутый

I

II

I

II

I

II

I

II

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

9

(20 %)

0

28

(62 %)

31

(69 %)

7

(16 %)

12

(27 %)

1

(2 %)

2

(4 %)

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

9

(20 %)

0

28

(62 %)

34

(76 %)

6

(13 %)

9

(20 %)

1

(20 %)

2

(4 %)

ПК1.4

Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии

11 (25 %)

0

19

(42 %)

17

(38 %)

15

(33 %)

25

(56 %)

0

3

(6 %)

ПК 1.5

Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат в едином (сетевом) программном комплексе

45

(100 %)

0

0

39

(87 %)

0

6

(13 %)

0

0

ПК 2.1

Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии в едином (сетевом) программном комплексе

45

(100 %)

0

0

39

(87 %)

0

6

(13 %)

0

0

ПК 2.2

Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите, и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии

45

0

0

35

(78 %)

0

7

(15 %)

0

3

(7 %)

 

Общую цифровую компетентность (ЦК) будущих специалистов по указанному профилю можно определить по уровню формирования ОК 4, ОК 5, а профессиональные цифровые компетенции по ПК 1.1, ПК 1.4, ПК 2.2. Важно отметить, что общие ЦК студентов по ФГОС СПО формируют учебные дисциплины общегуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного учебных циклов. В период учебы формирование профессиональных ЦК происходит на основе общих ЦК при освоении общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей с последующим закреплением во время производственной практики.

Результаты исследования показали, что если на первом курсе у 20 % студентов наблюдалось развитие ниже базового уровня таких цифровых ОК, как умение поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 4) и умение использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5), то на втором курсе 69 % студентов демонстрировали базовый уровень формирования ОК 4 и 76 % – ОК 5 (таблица).

Напротив, как видно из таблицы, уровень развития цифровых ПК по умению осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат (ПК 1.5) и по поддержке базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат в актуальном состоянии (ПК 2.1) у 100 % студентов первого курса был ниже базового уровня, а на втором курсе у большинства (87 %) студентов наблюдалось достижение базового уровня развития цифровых компетенций ПК 1.5 и ПК 2.1, а у остальных 13 % студентов второго курса был выявлен средний уровень развития цифровых компетенций.

Заключение

Полученные нами результаты исследования подтвердили предположение о том, что эффективность формирования цифровой компетентности у будущих специалистов зависит от уровня цифровой компетентности преподавателя, тесно связанной с модернизацией отрасли экономики.

Таким образом, цифровая компетентность преподавателя СПО является необходимым условием для подготовки специалистов, отвечающих требованиям цифровой экономики, в том числе социальной сферы, где будут трудиться выпускники специальности «Право и организация социального обеспечения граждан».