Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES OF PHYSICAL EDUCATION TEACHERS: FOUNDATIONS

Sobyanin F.I. 1, 2 Nikiforov Yu.B. 3 Matsko A.I. 3 Kovaleva R.E. 2 Boytsova M.V. 3 Kolva V.O. 3
1 Belgorod State University
2 T.G. Shevchenko Transnistrian State University
3 Armavir State Pedagogical University
The article discusses the foundations concerning preparation and implementation of teaching innovations by physical education teachers in terms of project and research activities. Today, there are very few specialized research, theoretical and training materials in the field. The article’s research method is based on theoretical analysis of special literature, digital sources, analysis, synthesis, comparison, polling physical education teachers and theoretical modelling. The results of the article’s research include development stages of project framework and research activities, their background that can be found in the teacher’s work, as well as procedure for developing projects and compiling their content. The article demonstrates some methodical specifics associated with the implementation of project and research activities by physical education teachers in comprehensive schools. The article also presents the findings as a rough theoretical model that can be used to develop a research project for students of 5th and 6th forms. The model can help to create and implement various projects in terms of content of physical education lessons at classes and other activities. The research featured by the article was carried out through joint efforts of professors and PhD students from the Belgorod State University, the Belgorod Pedagogics Development Institute, the Taras Shevchenko Pridnestrovian State University and the Armavir State Pedagogical University in 2019.
physical education teacher
innovation
project and research activities
foundations
students

В настоящее время в системе образования активно внедряется так называемая «проектно-исследовательская деятельность». Она находит применение на разных уровнях образования, в различных образовательных учреждениях, включая школу. Проектно-исследовательская деятельность представляет собой новую педагогическую технологию, способствующую более эффективному решению поставленных учителем на уроке образовательных задач в ответ на современные потребности общества.

Однако при разработке и применении проектно-исследовательской деятельности у учителей физической культуры возникает немало вопросов, которые касаются общей методологии построения исследовательских проектов, а также отдельных вопросов, часто возникающих в теоретическом и практическом планах, особенно у тех, кто начинает заниматься этой деятельностью впервые.

Актуальность настоящей работы заключается в восполнении информации о проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры, поскольку еще не хватает научных, методических разработок и практических рекомендаций, учебных материалов для педагогов, студентов и преподавателей педагогических вузов, ученых, занимающихся исследованиями в данном направлении [1–3].

Цель статьи – определить некоторые теоретико-методические основы разработки и построения проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры при работе с учащимися в школе.

Материалы и методы исследования

По своему содержанию статья носит теоретический характер, поэтому здесь применялись главным образом анализ специальной литературы и электронных источников, индукция и дедукция, теоретическое моделирование, сравнения, а также опрос учителей в виде беседы. Базой исследования являлись: факультеты физической культуры Армавирского государственного педагогического университета, Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Белгородского государственного национального исследовательского университета, а также Белгородский институт развития образования. Исследование проведено в 2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Проектная деятельность берет свое начало еще со времен планового ведения народного хозяйства в СССР, когда готовили и осуществляли так называемые «пятилетки», исчезнувшие в связи с появлением новой рыночной экономики. Однако сама идея регулярного планирования деятельности сохранилась и перекочевала в дальнее зарубежье, откуда вернулась к нам уже в виде «проектной деятельности».

Если обратиться к сущности слова «проект», то выясняется, что это слово латинского происхождения, обозначающее нечто предварительное, подготовленное заранее перед действием. Пояснение значения этого слова в словарях иностранных слов и толковых словарях русского языка имеет три основных смысла: определенная модель создаваемого объекта (проект здания и т.д.); документ, имеющий предварительный характер (текст договора); основной замысел будущей деятельности (проект развития сельского хозяйства в регионе и т.п.) [4].

Исходя из этого, «проектно-исследовательская деятельность» должна пониматься как выполнение исследования по определенной актуальной проблеме и конкретной теме, намеченному плану (проекту). Если речь идет об исследовании в области физкультурного образования, то в этом случае в основу должны быть положены общая и педагогическая научно-исследовательская методология, а также традиционная и новационная научная методика изучения физкультурно-педагогических явлений и объектов. В работе учителя физической культуры должна быть учтена специфика, которая выражается в понимании физической культуры как вида культуры, в обязательном использовании культурологического подхода. Изучение явлений физической культуры имеет свои традиции в методике проведения исследований по отдельным направлениям, проблемам, темам, получении и обработке данных, интерпретации полученных результатов.

Появление и внедрение в школах проектно-исследовательской деятельности в работе учителей физической культуры – это новация, которая давно и закономерно ожидалась в свете развития современных тенденций в физкультурном образовании [5]. Это, по сути, ответ на тенденцию необходимости интеллектуализации физкультурного образования. Отсюда следует, что главная цель проектно-исследовательской деятельности на уроках физической культуры в школе – это повышение качества физкультурного (неспециального) образования учащихся за счет повышения его интеллектуально-смысловой оснащенности. Постановка такой цели повышает требования к учителям, их готовности к интеллектуализации образовательного процесса как актуальной востребованной реальности.

Достижение поставленной цели должно быть реализовано путем решения ряда ключевых задач, для которых и предназначена проектно-исследовательская деятельность учителя физической культуры:

1. Актуализировать креативный потенциал и реализовать творческие способности учителей посредством выполнения проектно-исследовательской деятельности с учащимися.

2. Выявлять и целенаправленно развивать познавательную, двигательную активность, интеллектуальные способности, дидактическую мотивацию, творческие возможности обучающихся в процессе выполнения исследовательских проектов.

3. Формировать и укреплять сотрудничество, взаимопонимание, образовательное партнерство учителей и обучающихся в достижении общих целей и задач физкультурного образования в школе.

Проектно-исследовательская деятельность учителя с учетом современной загруженности педагога не должна быть навязанной извне, надуманной. Она должна быть востребованной, исходящей из непосредственной практики физической культуры в общеобразовательной школе. Поэтому учителю следует уметь анализировать свою профессиональную деятельность и различать явные предпосылки для выполнения наиболее актуальных исследовательских проектов. Такие проекты должны облегчать труд учителя, помогать ему решать свои задачи и целенаправленно использовать активность своих учеников на основе индивидуального и деятельностного подходов.

Какими могут быть реальные предпосылки для разработки исследовательских проектов? Данные проведенного опроса учителей и изучение литературы показали, что они имеют совершенно различное происхождение (рисунок).

sobjn1.wmf

Предпосылки для проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры

Вполне вероятный источник – вопросы учеников, родителей, коллег. Например, ученик спрашивает: «Как подготовиться к участию в соревнованиях по кроссу на дистанции 1 км?». Вот уже есть предпосылка, чтобы начать исследовательский проект с этим школьником на тему, реализация которой будет ответом на заданный вопрос. Кроме того, предпосылки могут возникнуть в процессе изучения опыта своих коллег, зарубежного опыта, в результате изучения научных данных и из других источников (рисунок). Особое значение имеет рефлексия собственного опыта работы в профессии и конфликты в содержании трудовой деятельности. Последнее пригодно только в том случае, когда учитель имеет большой опыт решения конфликтных ситуаций, хорошо владеет ими, собой и вполне уверен в успехе.

Вероятно, учителю не стоит останавливаться на каком-то одном направлении проектов. Чтобы их разнообразить, необходимо помнить о главных ориентирах в деятельности учителя физической культуры (табл. 1).

Таблица 1

Главные ориентиры проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры

п/п

Направление деятельности

Планируемые главные результаты

Примечание

1

Обучение

Освоение знаний, умений, навыков

Необходимо научить школьников самостоятельному познанию

2

Развитие

Повышение уровня проявления физических и других качеств школьников

Следует осуществлять сопряженное развитие физических качеств и психики, познавательных процессов

3

Воспитание

Формирование нравственных качеств, позитивных особенностей в поведении

Надо обеспечивать комплексное влияние учителя, родителей, класса, друзей и других факторов

4

Оздоровление

Формирование, укрепление, сохранение здоровья

C учетом исходного состояния здоровья школьников всячески стремиться к его улучшению, укреплению, сохранению

Такой подход не только разнообразит деятельность учителя, но вызовет повышение интереса к занятиям физической культурой, активизирует мотивацию обучающихся.

Как показывает анализ литературы [1–3] и опрос учителей физической культуры (n = 58), следует выделить и реализовать три основных этапа проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры (табл. 2).

Таблица 2

Основные этапы проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры

п/п

Название этапа

Основная деятельность на этапах

Результаты на этапах

1

Подготовительный

Выбор и формулировка темы проекта, цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования, подбор и разработка методов и определение последовательности работы

Точное определение проблемной области и основных познавательных ориентиров исследовательского проекта, структуры работы, содержания

2

Основной

Применение отобранных методов исследования, сбор и обработка полученной эмпирической информации, реализация намеченных мероприятий исследования

Репрезентативный, надежный эмпирический материал, достоверно доказывающий гипотезу проекта

3

Заключительный

Оформление результатов реализации проекта, подготовка буклетов, презентаций и докладов, оценка работы учащихся

Материалы презентации, отчетный доклад, буклеты, оценка работы обучающихся

В результате опроса учителей выяснилось, что обучающиеся, например, нередко интересуются необходимостью, структурой и значением утренней гимнастики. Для 34 % опрошенных учителей это стало реальной предпосылкой для разработки и внедрения соответствующего проекта. На основе полученных данных была выстроена примерная теоретическая модель проекта по тематике утренней гимнастики, которая как образец может использоваться для других проектов (табл. 3).

Таблица 3

Теоретическая модель проекта на тему утренней гимнастики

п/п

Название этапа

Конкретизация деятельности на этапах

Результаты этапов

1

Подготовительный

Формулировка темы проекта

Проект «Значение утренней гимнастики для человека»

Цель проекта

Сформировать у школьников знание и понимание значения утренней гимнастики

Объект проекта

Обучающиеся 5–6 классов

Предмет

Процесс формирования представлений, знаний, умений, связанных с утренней гимнастикой школьников

Задачи

1. Выявить уровень представлений, знаний у школьников о значении и сущности утренней гимнастики.

2. Разработать и реализовать комплекс мероприятий для освоения представлений, знаний и умений, касающихся утренней гимнастики.

3. Подвести итоги работы по проекту, проанализировать и наглядно представить их

Гипотеза

Предполагалось, что включение обучающихся 5–6 классов в самостоятельную познавательную активность в области разработки и применения утренней гимнастики с условием стимулирования их деятельности позволит понять учащимся значение утренней гимнастики для человека, освоить необходимые представления, знания и умения

Методы

Опрос школьников, моделирование утренней гимнастики, ее экспериментальное апробирование, тестирование

2

Основной

Реализация методов исследования (чтение предложенной учителем литературы, анкетный опрос школьников, моделирование комплексов гимнастики, их апробирование и коррекция, тестирование школьников), сбор и обработка полученной эмпирической информации

Полученные представления, усвоенные знания, освоенные умения по подготовке комплексов утренней гимнастики и их применению, умения самостоятельно проводить микроисследование и анализировать, представлять их результаты

3

Заключительный

Оформление и представление результатов реализации проекта

Подготовленные буклеты, презентация и доклад, оценка работы учащихся

В процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры должны придерживаться разработанного плана действий, не исключая возможности необходимой коррекции. Важно проанализировать результаты после завершения проекта, выделить возникающие ошибки, недостатки для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства в данном направлении деятельности.

Получив первый опыт выполнения исследовательских проектов, учителя могут выполнять не только однопорядковые, узкие по тематике работы с учащимися, но и пробовать переходить к более масштабным проектам, охватывающим, например, определенный школьный возраст, всю школу или проекты, объединяющие несколько школ.

Проектно-исследовательскую деятельность учитель физической культуры может выполнять по трем типам: теоретическую, практическую, теоретико-практическую. Первый тип ориентирован на освоение учащимися основных понятий, закономерностей, исторических данных, теорий в сфере физической культуры. Второй главным образом направлен на освоение практических умений (например, техники физических упражнений, тактики действий в видах спорта, действий по уходу за спортивным инвентарем). Третий тип является смешанным, универсальным (здесь овладение, например правилами соревнований по виду спорта можно связать с овладением умениями судить соревнования). Выбор типа проекта зависит от ситуации, от реальных предпосылок, от подготовленности педагога к совместной работе над проектом, от готовности учащихся к его выполнению.

Важно, чтобы учитель правильно выбрал тематику проекта, которая бы действительно заинтересовала обучающихся. Необходимо проверить готовность детей к участию в работе над проектом. Следует предусмотреть возможные риски при реализации проектно-исследовательской деятельности. Эффективность ее выполнения зависит во многом от квалификации учителя, его творческого потенциала, имеющихся условий и средовых факторов, от полноценности опоры на общепедагогические и специфические принципы, от разнообразия и адекватности применяемых средств и методов обучения, воспитания, развития и оздоровления учащихся.

Реализация проектно-исследовательской деятельности учителя может отличаться по форме организации работы с детьми. Индивидуальный проект может быть рассчитан на одного ученика, которого подбирает учитель. В этом случае необходимо применять индивидуальный подход, учитывающий возраст, пол, физическую подготовленность, физическое развитие, состояние здоровья, познавательные потребности и прочие факторы ученика. Групповой проект или другой более масштабный проект должен в большей степени реализовываться на основе применения дифференцированного подхода.

Выводы

1. Проектно-исследовательская деятельность учителей физической культуры совместно с обучающимися становится актуальной педагогической новацией, объективно вызванной современными тенденциями в развитии школьного образования.

2. При планировании и реализации исследовательских проектов на занятиях по физической культуре необходимо исходить из реальных потребностей и актуальных проблем физкультурно-спортивной и педагогической практики, создающих соответствующие предпосылки для проведения проектно-исследовательской деятельности.

3. Освоение технологии проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы на занятиях по физической культуре позволяет сформировать у школьников представления, знания и умения, расширяющие их кругозор, а учителям физической культуры – получить новый опыт управления образовательным процессом и повышения его качества.