В настоящее время в системе образования активно внедряется так называемая «проектно-исследовательская деятельность». Она находит применение на разных уровнях образования, в различных образовательных учреждениях, включая школу. Проектно-исследовательская деятельность представляет собой новую педагогическую технологию, способствующую более эффективному решению поставленных учителем на уроке образовательных задач в ответ на современные потребности общества.
Однако при разработке и применении проектно-исследовательской деятельности у учителей физической культуры возникает немало вопросов, которые касаются общей методологии построения исследовательских проектов, а также отдельных вопросов, часто возникающих в теоретическом и практическом планах, особенно у тех, кто начинает заниматься этой деятельностью впервые.
Актуальность настоящей работы заключается в восполнении информации о проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры, поскольку еще не хватает научных, методических разработок и практических рекомендаций, учебных материалов для педагогов, студентов и преподавателей педагогических вузов, ученых, занимающихся исследованиями в данном направлении [1–3].
Цель статьи – определить некоторые теоретико-методические основы разработки и построения проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры при работе с учащимися в школе.
Материалы и методы исследования
По своему содержанию статья носит теоретический характер, поэтому здесь применялись главным образом анализ специальной литературы и электронных источников, индукция и дедукция, теоретическое моделирование, сравнения, а также опрос учителей в виде беседы. Базой исследования являлись: факультеты физической культуры Армавирского государственного педагогического университета, Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Белгородского государственного национального исследовательского университета, а также Белгородский институт развития образования. Исследование проведено в 2019 г.
Результаты исследования и их обсуждение
Проектная деятельность берет свое начало еще со времен планового ведения народного хозяйства в СССР, когда готовили и осуществляли так называемые «пятилетки», исчезнувшие в связи с появлением новой рыночной экономики. Однако сама идея регулярного планирования деятельности сохранилась и перекочевала в дальнее зарубежье, откуда вернулась к нам уже в виде «проектной деятельности».
Если обратиться к сущности слова «проект», то выясняется, что это слово латинского происхождения, обозначающее нечто предварительное, подготовленное заранее перед действием. Пояснение значения этого слова в словарях иностранных слов и толковых словарях русского языка имеет три основных смысла: определенная модель создаваемого объекта (проект здания и т.д.); документ, имеющий предварительный характер (текст договора); основной замысел будущей деятельности (проект развития сельского хозяйства в регионе и т.п.) [4].
Исходя из этого, «проектно-исследовательская деятельность» должна пониматься как выполнение исследования по определенной актуальной проблеме и конкретной теме, намеченному плану (проекту). Если речь идет об исследовании в области физкультурного образования, то в этом случае в основу должны быть положены общая и педагогическая научно-исследовательская методология, а также традиционная и новационная научная методика изучения физкультурно-педагогических явлений и объектов. В работе учителя физической культуры должна быть учтена специфика, которая выражается в понимании физической культуры как вида культуры, в обязательном использовании культурологического подхода. Изучение явлений физической культуры имеет свои традиции в методике проведения исследований по отдельным направлениям, проблемам, темам, получении и обработке данных, интерпретации полученных результатов.
Появление и внедрение в школах проектно-исследовательской деятельности в работе учителей физической культуры – это новация, которая давно и закономерно ожидалась в свете развития современных тенденций в физкультурном образовании [5]. Это, по сути, ответ на тенденцию необходимости интеллектуализации физкультурного образования. Отсюда следует, что главная цель проектно-исследовательской деятельности на уроках физической культуры в школе – это повышение качества физкультурного (неспециального) образования учащихся за счет повышения его интеллектуально-смысловой оснащенности. Постановка такой цели повышает требования к учителям, их готовности к интеллектуализации образовательного процесса как актуальной востребованной реальности.
Достижение поставленной цели должно быть реализовано путем решения ряда ключевых задач, для которых и предназначена проектно-исследовательская деятельность учителя физической культуры:
1. Актуализировать креативный потенциал и реализовать творческие способности учителей посредством выполнения проектно-исследовательской деятельности с учащимися.
2. Выявлять и целенаправленно развивать познавательную, двигательную активность, интеллектуальные способности, дидактическую мотивацию, творческие возможности обучающихся в процессе выполнения исследовательских проектов.
3. Формировать и укреплять сотрудничество, взаимопонимание, образовательное партнерство учителей и обучающихся в достижении общих целей и задач физкультурного образования в школе.
Проектно-исследовательская деятельность учителя с учетом современной загруженности педагога не должна быть навязанной извне, надуманной. Она должна быть востребованной, исходящей из непосредственной практики физической культуры в общеобразовательной школе. Поэтому учителю следует уметь анализировать свою профессиональную деятельность и различать явные предпосылки для выполнения наиболее актуальных исследовательских проектов. Такие проекты должны облегчать труд учителя, помогать ему решать свои задачи и целенаправленно использовать активность своих учеников на основе индивидуального и деятельностного подходов.
Какими могут быть реальные предпосылки для разработки исследовательских проектов? Данные проведенного опроса учителей и изучение литературы показали, что они имеют совершенно различное происхождение (рисунок).
Предпосылки для проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры
Вполне вероятный источник – вопросы учеников, родителей, коллег. Например, ученик спрашивает: «Как подготовиться к участию в соревнованиях по кроссу на дистанции 1 км?». Вот уже есть предпосылка, чтобы начать исследовательский проект с этим школьником на тему, реализация которой будет ответом на заданный вопрос. Кроме того, предпосылки могут возникнуть в процессе изучения опыта своих коллег, зарубежного опыта, в результате изучения научных данных и из других источников (рисунок). Особое значение имеет рефлексия собственного опыта работы в профессии и конфликты в содержании трудовой деятельности. Последнее пригодно только в том случае, когда учитель имеет большой опыт решения конфликтных ситуаций, хорошо владеет ими, собой и вполне уверен в успехе.
Вероятно, учителю не стоит останавливаться на каком-то одном направлении проектов. Чтобы их разнообразить, необходимо помнить о главных ориентирах в деятельности учителя физической культуры (табл. 1).
Таблица 1
Главные ориентиры проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры
№ п/п |
Направление деятельности |
Планируемые главные результаты |
Примечание |
1 |
Обучение |
Освоение знаний, умений, навыков |
Необходимо научить школьников самостоятельному познанию |
2 |
Развитие |
Повышение уровня проявления физических и других качеств школьников |
Следует осуществлять сопряженное развитие физических качеств и психики, познавательных процессов |
3 |
Воспитание |
Формирование нравственных качеств, позитивных особенностей в поведении |
Надо обеспечивать комплексное влияние учителя, родителей, класса, друзей и других факторов |
4 |
Оздоровление |
Формирование, укрепление, сохранение здоровья |
C учетом исходного состояния здоровья школьников всячески стремиться к его улучшению, укреплению, сохранению |
Такой подход не только разнообразит деятельность учителя, но вызовет повышение интереса к занятиям физической культурой, активизирует мотивацию обучающихся.
Как показывает анализ литературы [1–3] и опрос учителей физической культуры (n = 58), следует выделить и реализовать три основных этапа проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры (табл. 2).
Таблица 2
Основные этапы проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры
№ п/п |
Название этапа |
Основная деятельность на этапах |
Результаты на этапах |
1 |
Подготовительный |
Выбор и формулировка темы проекта, цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования, подбор и разработка методов и определение последовательности работы |
Точное определение проблемной области и основных познавательных ориентиров исследовательского проекта, структуры работы, содержания |
2 |
Основной |
Применение отобранных методов исследования, сбор и обработка полученной эмпирической информации, реализация намеченных мероприятий исследования |
Репрезентативный, надежный эмпирический материал, достоверно доказывающий гипотезу проекта |
3 |
Заключительный |
Оформление результатов реализации проекта, подготовка буклетов, презентаций и докладов, оценка работы учащихся |
Материалы презентации, отчетный доклад, буклеты, оценка работы обучающихся |
В результате опроса учителей выяснилось, что обучающиеся, например, нередко интересуются необходимостью, структурой и значением утренней гимнастики. Для 34 % опрошенных учителей это стало реальной предпосылкой для разработки и внедрения соответствующего проекта. На основе полученных данных была выстроена примерная теоретическая модель проекта по тематике утренней гимнастики, которая как образец может использоваться для других проектов (табл. 3).
Таблица 3
Теоретическая модель проекта на тему утренней гимнастики
№ п/п |
Название этапа |
Конкретизация деятельности на этапах |
Результаты этапов |
1 |
Подготовительный |
Формулировка темы проекта |
Проект «Значение утренней гимнастики для человека» |
Цель проекта |
Сформировать у школьников знание и понимание значения утренней гимнастики |
||
Объект проекта |
Обучающиеся 5–6 классов |
||
Предмет |
Процесс формирования представлений, знаний, умений, связанных с утренней гимнастикой школьников |
||
Задачи |
1. Выявить уровень представлений, знаний у школьников о значении и сущности утренней гимнастики. 2. Разработать и реализовать комплекс мероприятий для освоения представлений, знаний и умений, касающихся утренней гимнастики. 3. Подвести итоги работы по проекту, проанализировать и наглядно представить их |
||
Гипотеза |
Предполагалось, что включение обучающихся 5–6 классов в самостоятельную познавательную активность в области разработки и применения утренней гимнастики с условием стимулирования их деятельности позволит понять учащимся значение утренней гимнастики для человека, освоить необходимые представления, знания и умения |
||
Методы |
Опрос школьников, моделирование утренней гимнастики, ее экспериментальное апробирование, тестирование |
||
2 |
Основной |
Реализация методов исследования (чтение предложенной учителем литературы, анкетный опрос школьников, моделирование комплексов гимнастики, их апробирование и коррекция, тестирование школьников), сбор и обработка полученной эмпирической информации |
Полученные представления, усвоенные знания, освоенные умения по подготовке комплексов утренней гимнастики и их применению, умения самостоятельно проводить микроисследование и анализировать, представлять их результаты |
3 |
Заключительный |
Оформление и представление результатов реализации проекта |
Подготовленные буклеты, презентация и доклад, оценка работы учащихся |
В процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры должны придерживаться разработанного плана действий, не исключая возможности необходимой коррекции. Важно проанализировать результаты после завершения проекта, выделить возникающие ошибки, недостатки для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства в данном направлении деятельности.
Получив первый опыт выполнения исследовательских проектов, учителя могут выполнять не только однопорядковые, узкие по тематике работы с учащимися, но и пробовать переходить к более масштабным проектам, охватывающим, например, определенный школьный возраст, всю школу или проекты, объединяющие несколько школ.
Проектно-исследовательскую деятельность учитель физической культуры может выполнять по трем типам: теоретическую, практическую, теоретико-практическую. Первый тип ориентирован на освоение учащимися основных понятий, закономерностей, исторических данных, теорий в сфере физической культуры. Второй главным образом направлен на освоение практических умений (например, техники физических упражнений, тактики действий в видах спорта, действий по уходу за спортивным инвентарем). Третий тип является смешанным, универсальным (здесь овладение, например правилами соревнований по виду спорта можно связать с овладением умениями судить соревнования). Выбор типа проекта зависит от ситуации, от реальных предпосылок, от подготовленности педагога к совместной работе над проектом, от готовности учащихся к его выполнению.
Важно, чтобы учитель правильно выбрал тематику проекта, которая бы действительно заинтересовала обучающихся. Необходимо проверить готовность детей к участию в работе над проектом. Следует предусмотреть возможные риски при реализации проектно-исследовательской деятельности. Эффективность ее выполнения зависит во многом от квалификации учителя, его творческого потенциала, имеющихся условий и средовых факторов, от полноценности опоры на общепедагогические и специфические принципы, от разнообразия и адекватности применяемых средств и методов обучения, воспитания, развития и оздоровления учащихся.
Реализация проектно-исследовательской деятельности учителя может отличаться по форме организации работы с детьми. Индивидуальный проект может быть рассчитан на одного ученика, которого подбирает учитель. В этом случае необходимо применять индивидуальный подход, учитывающий возраст, пол, физическую подготовленность, физическое развитие, состояние здоровья, познавательные потребности и прочие факторы ученика. Групповой проект или другой более масштабный проект должен в большей степени реализовываться на основе применения дифференцированного подхода.
Выводы
1. Проектно-исследовательская деятельность учителей физической культуры совместно с обучающимися становится актуальной педагогической новацией, объективно вызванной современными тенденциями в развитии школьного образования.
2. При планировании и реализации исследовательских проектов на занятиях по физической культуре необходимо исходить из реальных потребностей и актуальных проблем физкультурно-спортивной и педагогической практики, создающих соответствующие предпосылки для проведения проектно-исследовательской деятельности.
3. Освоение технологии проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы на занятиях по физической культуре позволяет сформировать у школьников представления, знания и умения, расширяющие их кругозор, а учителям физической культуры – получить новый опыт управления образовательным процессом и повышения его качества.