Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

Собянин Ф.И. 1, 2 Никифоров Ю.Б. 3 Мацко А.И. 3 Ковалева Р.Е. 2 Бойцова М.В. 3 Кольва В.О. 3
1 Белгородский государственный национальный исследовательский университет
2 Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко
3 Армавирский государственный педагогический университет
Статья посвящена основным положениям, относящимся к подготовке и применению педагогической новации в работе учителей физической культуры в виде проектно-исследовательской деятельности. В настоящее время еще очень мало специальных теоретических и учебно-методических разработок, научных исследований, выполненных по этой тематике. В основе методики представленного исследования – теоретический анализ специальной литературы, электронных источников, анализ, синтез, сравнение, опрос учителей физической культуры, теоретическое моделирование. Результатом проведенного исследования являются этапы построения проектно-исследовательской деятельности, ее предпосылки в практике труда учителя, последовательность разработки и построения основы содержания проектов. Даны некоторые методические особенности внедрения проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры в практику работы в общеобразовательной школе. Представлен материал в виде примерной теоретической модели построения исследовательского проекта учителя для учащихся 5–6 классов, на основе которой можно создавать и реализовывать разные проекты в содержании занятий по физической культуре в ходе уроков и других форм занятий. Исследование проведено совместными усилиями преподавателей и аспирантов Белгородского государственного национального исследовательского университета, Белгородского института развития образования, Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Армавирского государственного педагогического института в течение 2019 г.
учитель физической культуры
новации
проектно-исследовательская деятельность
основы
учащиеся
1. Уткина Т.В., Бегашева И.С. Проектная и исследовательская деятельность: сравнительный анализ. Челябинск: ЧИППКРО, 2018. 60 с.
2. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов. Ч. 3: Социальное проектирование в школе: воспитание личности, полноценная внеурочная деятельность, формирование ключевых компетентностей: настольная книга современного педагога. Петрозаводск: Verso, 2012. 153 с.
3. Сорокина Е.В., Непряхина В.Ю. Методическое пособие по написанию и защите типового (учебного) проекта (исследования). Воткинск, 2018. 40 с.
4. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2002. С. 631.
5. Собянин Ф.И., Пахомова Л.Э., Петренко О.В., Николаева Е.С. Особенности отношения учителей и преподавателей к современным тенденциям в физкультурном образовании // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 9–11.

В настоящее время в системе образования активно внедряется так называемая «проектно-исследовательская деятельность». Она находит применение на разных уровнях образования, в различных образовательных учреждениях, включая школу. Проектно-исследовательская деятельность представляет собой новую педагогическую технологию, способствующую более эффективному решению поставленных учителем на уроке образовательных задач в ответ на современные потребности общества.

Однако при разработке и применении проектно-исследовательской деятельности у учителей физической культуры возникает немало вопросов, которые касаются общей методологии построения исследовательских проектов, а также отдельных вопросов, часто возникающих в теоретическом и практическом планах, особенно у тех, кто начинает заниматься этой деятельностью впервые.

Актуальность настоящей работы заключается в восполнении информации о проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры, поскольку еще не хватает научных, методических разработок и практических рекомендаций, учебных материалов для педагогов, студентов и преподавателей педагогических вузов, ученых, занимающихся исследованиями в данном направлении [1–3].

Цель статьи – определить некоторые теоретико-методические основы разработки и построения проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры при работе с учащимися в школе.

Материалы и методы исследования

По своему содержанию статья носит теоретический характер, поэтому здесь применялись главным образом анализ специальной литературы и электронных источников, индукция и дедукция, теоретическое моделирование, сравнения, а также опрос учителей в виде беседы. Базой исследования являлись: факультеты физической культуры Армавирского государственного педагогического университета, Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, Белгородского государственного национального исследовательского университета, а также Белгородский институт развития образования. Исследование проведено в 2019 г.

Результаты исследования и их обсуждение

Проектная деятельность берет свое начало еще со времен планового ведения народного хозяйства в СССР, когда готовили и осуществляли так называемые «пятилетки», исчезнувшие в связи с появлением новой рыночной экономики. Однако сама идея регулярного планирования деятельности сохранилась и перекочевала в дальнее зарубежье, откуда вернулась к нам уже в виде «проектной деятельности».

Если обратиться к сущности слова «проект», то выясняется, что это слово латинского происхождения, обозначающее нечто предварительное, подготовленное заранее перед действием. Пояснение значения этого слова в словарях иностранных слов и толковых словарях русского языка имеет три основных смысла: определенная модель создаваемого объекта (проект здания и т.д.); документ, имеющий предварительный характер (текст договора); основной замысел будущей деятельности (проект развития сельского хозяйства в регионе и т.п.) [4].

Исходя из этого, «проектно-исследовательская деятельность» должна пониматься как выполнение исследования по определенной актуальной проблеме и конкретной теме, намеченному плану (проекту). Если речь идет об исследовании в области физкультурного образования, то в этом случае в основу должны быть положены общая и педагогическая научно-исследовательская методология, а также традиционная и новационная научная методика изучения физкультурно-педагогических явлений и объектов. В работе учителя физической культуры должна быть учтена специфика, которая выражается в понимании физической культуры как вида культуры, в обязательном использовании культурологического подхода. Изучение явлений физической культуры имеет свои традиции в методике проведения исследований по отдельным направлениям, проблемам, темам, получении и обработке данных, интерпретации полученных результатов.

Появление и внедрение в школах проектно-исследовательской деятельности в работе учителей физической культуры – это новация, которая давно и закономерно ожидалась в свете развития современных тенденций в физкультурном образовании [5]. Это, по сути, ответ на тенденцию необходимости интеллектуализации физкультурного образования. Отсюда следует, что главная цель проектно-исследовательской деятельности на уроках физической культуры в школе – это повышение качества физкультурного (неспециального) образования учащихся за счет повышения его интеллектуально-смысловой оснащенности. Постановка такой цели повышает требования к учителям, их готовности к интеллектуализации образовательного процесса как актуальной востребованной реальности.

Достижение поставленной цели должно быть реализовано путем решения ряда ключевых задач, для которых и предназначена проектно-исследовательская деятельность учителя физической культуры:

1. Актуализировать креативный потенциал и реализовать творческие способности учителей посредством выполнения проектно-исследовательской деятельности с учащимися.

2. Выявлять и целенаправленно развивать познавательную, двигательную активность, интеллектуальные способности, дидактическую мотивацию, творческие возможности обучающихся в процессе выполнения исследовательских проектов.

3. Формировать и укреплять сотрудничество, взаимопонимание, образовательное партнерство учителей и обучающихся в достижении общих целей и задач физкультурного образования в школе.

Проектно-исследовательская деятельность учителя с учетом современной загруженности педагога не должна быть навязанной извне, надуманной. Она должна быть востребованной, исходящей из непосредственной практики физической культуры в общеобразовательной школе. Поэтому учителю следует уметь анализировать свою профессиональную деятельность и различать явные предпосылки для выполнения наиболее актуальных исследовательских проектов. Такие проекты должны облегчать труд учителя, помогать ему решать свои задачи и целенаправленно использовать активность своих учеников на основе индивидуального и деятельностного подходов.

Какими могут быть реальные предпосылки для разработки исследовательских проектов? Данные проведенного опроса учителей и изучение литературы показали, что они имеют совершенно различное происхождение (рисунок).

sobjn1.wmf

Предпосылки для проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры

Вполне вероятный источник – вопросы учеников, родителей, коллег. Например, ученик спрашивает: «Как подготовиться к участию в соревнованиях по кроссу на дистанции 1 км?». Вот уже есть предпосылка, чтобы начать исследовательский проект с этим школьником на тему, реализация которой будет ответом на заданный вопрос. Кроме того, предпосылки могут возникнуть в процессе изучения опыта своих коллег, зарубежного опыта, в результате изучения научных данных и из других источников (рисунок). Особое значение имеет рефлексия собственного опыта работы в профессии и конфликты в содержании трудовой деятельности. Последнее пригодно только в том случае, когда учитель имеет большой опыт решения конфликтных ситуаций, хорошо владеет ими, собой и вполне уверен в успехе.

Вероятно, учителю не стоит останавливаться на каком-то одном направлении проектов. Чтобы их разнообразить, необходимо помнить о главных ориентирах в деятельности учителя физической культуры (табл. 1).

Таблица 1

Главные ориентиры проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры

п/п

Направление деятельности

Планируемые главные результаты

Примечание

1

Обучение

Освоение знаний, умений, навыков

Необходимо научить школьников самостоятельному познанию

2

Развитие

Повышение уровня проявления физических и других качеств школьников

Следует осуществлять сопряженное развитие физических качеств и психики, познавательных процессов

3

Воспитание

Формирование нравственных качеств, позитивных особенностей в поведении

Надо обеспечивать комплексное влияние учителя, родителей, класса, друзей и других факторов

4

Оздоровление

Формирование, укрепление, сохранение здоровья

C учетом исходного состояния здоровья школьников всячески стремиться к его улучшению, укреплению, сохранению

Такой подход не только разнообразит деятельность учителя, но вызовет повышение интереса к занятиям физической культурой, активизирует мотивацию обучающихся.

Как показывает анализ литературы [1–3] и опрос учителей физической культуры (n = 58), следует выделить и реализовать три основных этапа проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры (табл. 2).

Таблица 2

Основные этапы проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры

п/п

Название этапа

Основная деятельность на этапах

Результаты на этапах

1

Подготовительный

Выбор и формулировка темы проекта, цели, задач, гипотезы, объекта и предмета исследования, подбор и разработка методов и определение последовательности работы

Точное определение проблемной области и основных познавательных ориентиров исследовательского проекта, структуры работы, содержания

2

Основной

Применение отобранных методов исследования, сбор и обработка полученной эмпирической информации, реализация намеченных мероприятий исследования

Репрезентативный, надежный эмпирический материал, достоверно доказывающий гипотезу проекта

3

Заключительный

Оформление результатов реализации проекта, подготовка буклетов, презентаций и докладов, оценка работы учащихся

Материалы презентации, отчетный доклад, буклеты, оценка работы обучающихся

В результате опроса учителей выяснилось, что обучающиеся, например, нередко интересуются необходимостью, структурой и значением утренней гимнастики. Для 34 % опрошенных учителей это стало реальной предпосылкой для разработки и внедрения соответствующего проекта. На основе полученных данных была выстроена примерная теоретическая модель проекта по тематике утренней гимнастики, которая как образец может использоваться для других проектов (табл. 3).

Таблица 3

Теоретическая модель проекта на тему утренней гимнастики

п/п

Название этапа

Конкретизация деятельности на этапах

Результаты этапов

1

Подготовительный

Формулировка темы проекта

Проект «Значение утренней гимнастики для человека»

Цель проекта

Сформировать у школьников знание и понимание значения утренней гимнастики

Объект проекта

Обучающиеся 5–6 классов

Предмет

Процесс формирования представлений, знаний, умений, связанных с утренней гимнастикой школьников

Задачи

1. Выявить уровень представлений, знаний у школьников о значении и сущности утренней гимнастики.

2. Разработать и реализовать комплекс мероприятий для освоения представлений, знаний и умений, касающихся утренней гимнастики.

3. Подвести итоги работы по проекту, проанализировать и наглядно представить их

Гипотеза

Предполагалось, что включение обучающихся 5–6 классов в самостоятельную познавательную активность в области разработки и применения утренней гимнастики с условием стимулирования их деятельности позволит понять учащимся значение утренней гимнастики для человека, освоить необходимые представления, знания и умения

Методы

Опрос школьников, моделирование утренней гимнастики, ее экспериментальное апробирование, тестирование

2

Основной

Реализация методов исследования (чтение предложенной учителем литературы, анкетный опрос школьников, моделирование комплексов гимнастики, их апробирование и коррекция, тестирование школьников), сбор и обработка полученной эмпирической информации

Полученные представления, усвоенные знания, освоенные умения по подготовке комплексов утренней гимнастики и их применению, умения самостоятельно проводить микроисследование и анализировать, представлять их результаты

3

Заключительный

Оформление и представление результатов реализации проекта

Подготовленные буклеты, презентация и доклад, оценка работы учащихся

В процессе выполнения проектно-исследовательской деятельности учителя физической культуры должны придерживаться разработанного плана действий, не исключая возможности необходимой коррекции. Важно проанализировать результаты после завершения проекта, выделить возникающие ошибки, недостатки для дальнейшего совершенствования педагогического мастерства в данном направлении деятельности.

Получив первый опыт выполнения исследовательских проектов, учителя могут выполнять не только однопорядковые, узкие по тематике работы с учащимися, но и пробовать переходить к более масштабным проектам, охватывающим, например, определенный школьный возраст, всю школу или проекты, объединяющие несколько школ.

Проектно-исследовательскую деятельность учитель физической культуры может выполнять по трем типам: теоретическую, практическую, теоретико-практическую. Первый тип ориентирован на освоение учащимися основных понятий, закономерностей, исторических данных, теорий в сфере физической культуры. Второй главным образом направлен на освоение практических умений (например, техники физических упражнений, тактики действий в видах спорта, действий по уходу за спортивным инвентарем). Третий тип является смешанным, универсальным (здесь овладение, например правилами соревнований по виду спорта можно связать с овладением умениями судить соревнования). Выбор типа проекта зависит от ситуации, от реальных предпосылок, от подготовленности педагога к совместной работе над проектом, от готовности учащихся к его выполнению.

Важно, чтобы учитель правильно выбрал тематику проекта, которая бы действительно заинтересовала обучающихся. Необходимо проверить готовность детей к участию в работе над проектом. Следует предусмотреть возможные риски при реализации проектно-исследовательской деятельности. Эффективность ее выполнения зависит во многом от квалификации учителя, его творческого потенциала, имеющихся условий и средовых факторов, от полноценности опоры на общепедагогические и специфические принципы, от разнообразия и адекватности применяемых средств и методов обучения, воспитания, развития и оздоровления учащихся.

Реализация проектно-исследовательской деятельности учителя может отличаться по форме организации работы с детьми. Индивидуальный проект может быть рассчитан на одного ученика, которого подбирает учитель. В этом случае необходимо применять индивидуальный подход, учитывающий возраст, пол, физическую подготовленность, физическое развитие, состояние здоровья, познавательные потребности и прочие факторы ученика. Групповой проект или другой более масштабный проект должен в большей степени реализовываться на основе применения дифференцированного подхода.

Выводы

1. Проектно-исследовательская деятельность учителей физической культуры совместно с обучающимися становится актуальной педагогической новацией, объективно вызванной современными тенденциями в развитии школьного образования.

2. При планировании и реализации исследовательских проектов на занятиях по физической культуре необходимо исходить из реальных потребностей и актуальных проблем физкультурно-спортивной и педагогической практики, создающих соответствующие предпосылки для проведения проектно-исследовательской деятельности.

3. Освоение технологии проектно-исследовательской деятельности в условиях общеобразовательной школы на занятиях по физической культуре позволяет сформировать у школьников представления, знания и умения, расширяющие их кругозор, а учителям физической культуры – получить новый опыт управления образовательным процессом и повышения его качества.


Библиографическая ссылка

Собянин Ф.И., Никифоров Ю.Б., Мацко А.И., Ковалева Р.Е., Бойцова М.В., Кольва В.О. ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 3. – С. 188-193;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37965 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674