Урок является основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний [1, с. 31]. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т.е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках биологии – это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями, формирование умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.
Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.
Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.
Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности, и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования, требует соблюдения принципа научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).
Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий.
Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены.
За последние годы известные в педагогической науке нестандартные уроки недостаточно исследованы в общедидактическом плане. Не разработано научное понятие о нестандартных уроках, и их роль и функции в учебном процессе не до конца определены.
В педагогике исследованы различные методы, приемы и средства, создающие возможность для формирования самостоятельности. Это проблемное обучение, дифференцированный подход к обучению, многообразие учебной деятельности, формирование у учащихся положительной мотивации и т.д. Но в старших классах с помощью специально разработанных систем нестандартных уроков теоретически не исключается возможность формирования самостоятельности.
В качестве формы обучения нестандартный урок сохраняет основные функции классического урока, и в то же время имеется ряд различий от классической дидактической формы: гибкая структура; отсутствие шаблона; преобладание развивающей цели; наличие проблемной ситуации; применение различных видов деятельности: учебной, исследовательской, дискуссионной, творческой, игровой и др.; изменения в системе взаимодействий «учитель – ученик» и «ученик – ученик»; многообразие информации, появление у учащихся интеллектуальных чувств (интереса, удивления, сомнения), инициативности, а также стремление участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Нестандартный урок в качестве формы организации обучения в будущем формировании самостоятельности выбирается учителем, это относится к средствам достижения цели. Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся: авторские, авторизованные, новаторские, традиционные; использовать нетрадиционные уроки [3, с. 67].
Образовательная, воспитательная и развивающая функции стандартных уроков реализуются на стандартных уроках и также отвечают на вопрос, какие особые функции даны этому педагогическому феномену.
Образовательная функция связана с формированием системы знаний, специальных и общих учебных умений и навыков. На нестандартном уроке данная функция реализуется через знакомство учащихся с информацией и различными ее источниками: художественным текстом, учебной литературой, интернет-источниками, а также способами организации работ.
К нестандартным урокам относится не только сбор информации, но и информационная функция, дающая возможность их аналитико-синтетической обработки; умение предвидеть противоречия в литературных произведениях, возможность для овладения методами изучения различных источников информации и способами работы с ними, создание вторичных документов различного жанра (конспекты, рефераты, учебно-исследовательские работы и т.п.).
Воспитательная функция нестандартного урока реализуется через целенаправленную деятельность учителя в формировании эстетического вкуса, ценностных ориентиров и личностного качества учащихся старших классов. Реализация данной функции напрямую зависит от личностных качеств учителя, от его общения с учащимися и демократической атмосферы в классе.
Развивающая функция нестандартного урока обеспечивает не организацию репродуктивной учебной деятельности, а организацию поисковых, исследовательских и творческих навыков и умений учащихся, влияния на на индивидуально-ценностную сферу учащихся, особенно: появление в них интеллектуальных чувств (интереса, удивления, сомнения), выдвижение инициативы, стремление к коллективным познавательным действиям и т.д. Она реализуется через наличие желания, потребностей, мотивации личности, определяющих развитие потенциала, силы воли в подготовке к урокам, творческих возможностей, исследовательских качеств, гибкости мышления, развитие самостоятельности.
Стимулирующая функция дает возможность для формирования укрепления интереса к данному предмету, пробуждая потребность учащихся старших классов в дальнейшем познании, развитии, обновлении, дополнении своих знаний.
Рефлексивная функция реализуется путем анализа мышления учащихся старших классов, участием его на уроке, переосмысления противоречий и проблемных ситуаций, создавшихся на уроке, интеллектуально-логического обобщения и анализа-синтеза урока.
Интеграционная функция обеспечивает единое развитие каждого личностного качества учащихся старших классов. Реализация данной функции состоит в формировании системы знаний: алгоритм действий (учебные, познавательные, коммуникативные, профессиональные и др.) и способов действия; системы основной среды человека и единых индивидуальных качеств; системы единых индивидуальных интегративных свойств личности.
Нестандартный урок создает возможность для активного участия в различных видах деятельности. Поэтому он способствует развитию интеллектуальной, мотивационной и другой сферы, развивая познавательную активность и самостоятельность личности [4, с. 32].
Диагностическая функция ориентирована на определение уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также степени активизации репродуктивного и продуктивного познавательных процессов у учащихся старших классов.
Таким образом, нестандартные уроки побуждают к развитию самостоятельности учащихся, творчеству и импровизации, инициативе и преодолению трудностей; мотивируют каждого учащегося к максимальной работе над своими возможностями; создают условия для достижения успеха; расширяют возможности социального опыта учащихся; открывают пути к демократизации в отношениях учителя и учеников.
Являясь предметом естественнонаучного цикла, биология, ускоряя процесс обмена максимально интеллектуальными, нравственными и эстетическими ценностями, формирует умения для поиска информации и общения в различной форме. В этой связи эффективным процессом развития самостоятельности учащихся старших классов является моделирование и внедрение в учебный процесс системы разработанных нестандартных уроков по биологии, состоящих в иерархической взаимосвязанности с предыдущими и последующими. Для оценки сформированности самостоятельности необходимо разработать уровни, оценочные критерии и соответствующие инструментарии [5, с. 29].
В проведении нестандартных уроков биологии учителю необходимо обладать педагогическом мастерством, нравственными человеческими качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе. Потому что педагогическая деятельность именно педагога немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в общешкольном воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование педагога придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма и делячества.
Уровень познавательной активности учащихся в большей степени зависит от использования на уроках активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения. Поэтому их выбор следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии. Следует помнить, что при выборе методов и средств обучения следует учитывать такие важные факторы, как содержание учебного материала; возрастные особенности учащихся; задачи урока; оснащенность кабинета биологии учебным материалом; наличие раздаточного материала; наличие компьютерной техники. Разумное следование вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность учащимся по мере овладения биологическими понятиями, создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружить школьников учебными умениями, а также включить их в познавательную деятельность.
Мы разработали нестандартный урок-путешествие по биологии для 10 классов на тему: «Эукариотические клетки и их органоиды». Цель этого урока – изучить особенности структуры эукариотических клеток, функции органоидов в клетке. В ходе урока определены следующие задачи:
а) образовательная – знакомство с особенностями строения и функций клеточной структуры эукариотических клеток, определение роли каждого органоида в жизни клетки, развитие понятия о клетке в качестве единицы живой системы, познание органоидов по их внешнему строению;
б) развивающая – продолжить развивать у учащихся интерес к биологической науке и предметное мышление, анализировать факты и сравнивать умения, рассматривать отдельно основу текста, логическое мышление, различные виды умственных способностей;
в) воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения к каждому организму на нашей планете и их особенностям.
Тип урока: нестандартный урок: урок-путешествие.
Методы: рассказ, демонстрация.
Средства: проектор и компьютер, презентация «Путешествие в Эукариотическую клетку», дидактические карточки, микроскоп, предметное стекло, закрывающее стекло, вода, раствор соли, промокательная бумага, пленка лука и др.
Участники: учитель, учащиеся, инженер, экскурсовод, технолог, президент.
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие; создание психологической атмосферы.
II. Мотивация учебной деятельности
Объявление темы и цели урока
III. Путешествие в клетку растений
IV. Рефлексия.
V. Тестирование. Раздаются учащимся листы с заданиями.
VI. Подведение итогов урока.
С помощью тестовых заданий, разработанных по теме, можно выделить положительную динамику знаний. Например:
1. Жидкая часть клетки называется ___.
2. Из неорганических веществ в клетке ___ часто встречаются.
3. Основным строительным материалом клетки является ____.
4. К органическим веществам клетки кроме воды относятся _____.
5. Выполняющие каждая определенную функцию, всегда встречающиеся в клетке клеточные структуры называются _______.
6. Внутри клетки есть передвигающаяся особая система по названию ____________.
7. Самое больше встречается в клетке их неорганических веществ _______________.
8. _________ разделяет клетки от других клеток.
Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного - это общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру занимает значительное место. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы [6, с. 21].
Нетрадиционными могут быть даже организационный момент и ход самого урока. Это зависит от профессионализма, творческого таланта учителя.
Нетрадиционный урок, который мы провели, отличался следующими признаками:
– Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
– Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
– Привлекаются для организации урока все ученики одновременно.
– Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использование НИТ.
– Выполняются творческие задания.
– Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
– Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
– Планируется урок заранее.
– Определяются чётко три дидактические задачи.
Таким образом, нестандартный урок стимулирует познавательную самостоятельность учащихся, так как побуждает их к творчеству и импровизации, к поиску и размышлению, к инициативе и преодолению возникающих трудностей; стимулирует каждого ученика работать на максимуме своих возможностей; способствует созданию ситуации успеха; расширяет рамки социального опыта учащихся; обеспечивает каждому ученику на уроке позицию субъекта деятельности, выдвигая на первый план его личность; способствует демократизации взаимоотношений учителя и учащихся.