Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФУНКЦИИ НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Кырбашова М.Т. 1
1 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева
Разработана типология нестандартных уроков для старшеклассников (на примере биологии) на основе их дидактических целей: уроки изучения нового материала, уроки совершенствования знаний и умений, уроки обобщения и систематизации знаний, контрольные уроки. Определены функции нестандартного урока при формировании познавательной самостоятельности, которые рассматриваются как интегрально-дифференциальная система, являющаяся подсистемой целостного процесса формирования познавательной самостоятельности старшеклассников и его результата. Эти функции следующие: образовательная, воспитательная, развивающая, информационная, стимулирующая, рефлексивная, интеграционная. Нестандартный урок создает возможность для активного участия в различных видах деятельности, способствует развитию интеллектуальной, мотивационной и другой сферы, развивая познавательную активность и самостоятельность личности. Экспериментальная апробация вышеназванных психолого-педагогических возможностей нестандартного урока при формировании познавательной самостоятельности старшеклассников подтвердила эффективность нестандартного урока как средства достижения положительного результата.
функции
нестандартный урок
самостоятельность
образование
воспитание
развитие
информация
стимулирование
интеграция
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 190 с.
2. Биология. 11 класс: Нестандартные уроки / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград: Корифей, 2007. – 128 с.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
4. Марина А.В. Биологические экскурсии как форма реализации комплексного подхода к изучению природы // Биология в школе. – 2007. – № 6.
5. Методические рекомендации по проведению уроков нетрадиционной формы Электронный ресурс. URL:http:// www.bigpi.biysk.ru/ff/viewpage.php7page 1ё=82 (дата обращения: 17.05.2009).
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Урок является основной организационной формой обучения и выполняет определенные функции: образовательную, воспитательную, развивающую.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, компонентом которых являются предметные специальные понятия, специальные и общеучебные умения и навыки. Современный урок требует от учителя организации учебной деятельности учащихся: работы с учебником, натуральными, изобразительными средствами наглядности, современными носителями информации которые выступают в качестве источника знаний [1, с. 31]. На уроке ученик должен не только получить знания, но и преобразовать их в умения и навыки, т.е. на современном уроке реализуется деятельностный подход. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке. Самообразование на уроках биологии – это овладение учащимися приемами работы с учебником, справочной литературой, современными носителями информации, наглядными пособиями, формирование умений наблюдать объекты природы, ставить простейшие опыты.

Для осуществления воспитательной функции урока нужна целенаправленная продуманная деятельность учителя в системе уроков, темы, раздела, предмета в целом. Воспитывает содержание предмета, методы и средства его подачи, личность учителя, его стиль общения с учащимися.

Развивающая функция направлена на развитие у школьников личностных психологических особенностей: памяти, внимания, мышления, речи, наблюдательности, любознательности.

Разные типы уроков позволяют решать конкретные дидактические задачи. Характерная особенность современного урока – активная (самостоятельная) учебная деятельность учащихся: использование наглядности, и в первую очередь натуральной. Учителя ищут способы активизации работы учащихся на уроке, способствующие выполнению поставленных целей. Важность задач, решаемых в процессе школьного естественнонаучного образования, требует соблюдения принципа научности, языковой культуры (правильное использование терминов, объяснение их происхождения, значения, использование приемов, направленных на обогащение речи учащихся).

Организация учебной деятельности в классе включает все формы работы: фронтальную, индивидуальную, в парах и малых группах. При планировании обратной связи необходимо учитывать возможности различных форм в их разумном сочетании, задания, способствующие развитию монологической речи, умения вести диалог, поиску информации из различных источников и ее интерпретации, навыков выполнения тестовых заданий.

Современный урок должен быть технологичен, поставленные цели и задачи выполнены.

За последние годы известные в педагогической науке нестандартные уроки недостаточно исследованы в общедидактическом плане. Не разработано научное понятие о нестандартных уроках, и их роль и функции в учебном процессе не до конца определены.

В педагогике исследованы различные методы, приемы и средства, создающие возможность для формирования самостоятельности. Это проблемное обучение, дифференцированный подход к обучению, многообразие учебной деятельности, формирование у учащихся положительной мотивации и т.д. Но в старших классах с помощью специально разработанных систем нестандартных уроков теоретически не исключается возможность формирования самостоятельности.

В качестве формы обучения нестандартный урок сохраняет основные функции классического урока, и в то же время имеется ряд различий от классической дидактической формы: гибкая структура; отсутствие шаблона; преобладание развивающей цели; наличие проблемной ситуации; применение различных видов деятельности: учебной, исследовательской, дискуссионной, творческой, игровой и др.; изменения в системе взаимодействий «учитель – ученик» и «ученик – ученик»; многообразие информации, появление у учащихся интеллектуальных чувств (интереса, удивления, сомнения), инициативности, а также стремление участвовать в коллективной познавательной деятельности.

Нестандартный урок в качестве формы организации обучения в будущем формировании самостоятельности выбирается учителем, это относится к средствам достижения цели. Каждый педагог вправе выбирать те педагогические технологии, которые комфортны для него и соответствуют индивидуальным особенностям учащихся: авторские, авторизованные, новаторские, традиционные; использовать нетрадиционные уроки [3, с. 67].

Образовательная, воспитательная и развивающая функции стандартных уроков реализуются на стандартных уроках и также отвечают на вопрос, какие особые функции даны этому педагогическому феномену.

Образовательная функция связана с формированием системы знаний, специальных и общих учебных умений и навыков. На нестандартном уроке данная функция реализуется через знакомство учащихся с информацией и различными ее источниками: художественным текстом, учебной литературой, интернет-источниками, а также способами организации работ.

К нестандартным урокам относится не только сбор информации, но и информационная функция, дающая возможность их аналитико-синтетической обработки; умение предвидеть противоречия в литературных произведениях, возможность для овладения методами изучения различных источников информации и способами работы с ними, создание вторичных документов различного жанра (конспекты, рефераты, учебно-исследовательские работы и т.п.).

Воспитательная функция нестандартного урока реализуется через целенаправленную деятельность учителя в формировании эстетического вкуса, ценностных ориентиров и личностного качества учащихся старших классов. Реализация данной функции напрямую зависит от личностных качеств учителя, от его общения с учащимися и демократической атмосферы в классе.

Развивающая функция нестандартного урока обеспечивает не организацию репродуктивной учебной деятельности, а организацию поисковых, исследовательских и творческих навыков и умений учащихся, влияния на на индивидуально-ценностную сферу учащихся, особенно: появление в них интеллектуальных чувств (интереса, удивления, сомнения), выдвижение инициативы, стремление к коллективным познавательным действиям и т.д. Она реализуется через наличие желания, потребностей, мотивации личности, определяющих развитие потенциала, силы воли в подготовке к урокам, творческих возможностей, исследовательских качеств, гибкости мышления, развитие самостоятельности.

Стимулирующая функция дает возможность для формирования укрепления интереса к данному предмету, пробуждая потребность учащихся старших классов в дальнейшем познании, развитии, обновлении, дополнении своих знаний.

Рефлексивная функция реализуется путем анализа мышления учащихся старших классов, участием его на уроке, переосмысления противоречий и проблемных ситуаций, создавшихся на уроке, интеллектуально-логического обобщения и анализа-синтеза урока.

Интеграционная функция обеспечивает единое развитие каждого личностного качества учащихся старших классов. Реализация данной функции состоит в формировании системы знаний: алгоритм действий (учебные, познавательные, коммуникативные, профессиональные и др.) и способов действия; системы основной среды человека и единых индивидуальных качеств; системы единых индивидуальных интегративных свойств личности.

Нестандартный урок создает возможность для активного участия в различных видах деятельности. Поэтому он способствует развитию интеллектуальной, мотивационной и другой сферы, развивая познавательную активность и самостоятельность личности [4, с. 32].

Диагностическая функция ориентирована на определение уровня знаний, умений и навыков учащихся, а также степени активизации репродуктивного и продуктивного познавательных процессов у учащихся старших классов.

Таким образом, нестандартные уроки побуждают к развитию самостоятельности учащихся, творчеству и импровизации, инициативе и преодолению трудностей; мотивируют каждого учащегося к максимальной работе над своими возможностями; создают условия для достижения успеха; расширяют возможности социального опыта учащихся; открывают пути к демократизации в отношениях учителя и учеников.

Являясь предметом естественнонаучного цикла, биология, ускоряя процесс обмена максимально интеллектуальными, нравственными и эстетическими ценностями, формирует умения для поиска информации и общения в различной форме. В этой связи эффективным процессом развития самостоятельности учащихся старших классов является моделирование и внедрение в учебный процесс системы разработанных нестандартных уроков по биологии, состоящих в иерархической взаимосвязанности с предыдущими и последующими. Для оценки сформированности самостоятельности необходимо разработать уровни, оценочные критерии и соответствующие инструментарии [5, с. 29].

В проведении нестандартных уроков биологии учителю необходимо обладать педагогическом мастерством, нравственными человеческими качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе. Потому что педагогическая деятельность именно педагога немыслима без нравственной чистоты, стремления к творческому труду, любви к детям, единства слова и дела, инициативы и ответственности, требовательности к себе и товарищам. Созданию нормального нравственного климата в общешкольном воспитательном коллективе активно способствуют такие человеческие качества, как искренность, честность, прямота, сердечность, дружелюбие, доброжелательность, справедливость, правдивость, принципиальность. Систематическое идейно-нравственное самосовершенствование педагога придает высокий социальный смысл его организаторским способностям и талантам, не позволяет ему скатываться на позиции формализма, бюрократизма и делячества.

Уровень познавательной активности учащихся в большей степени зависит от использования на уроках активных методов, соответствующих им методических приемов и средств обучения. Поэтому их выбор следует рассматривать как одно из важнейших требований к современному уроку биологии. Следует помнить, что при выборе методов и средств обучения следует учитывать такие важные факторы, как содержание учебного материала; возрастные особенности учащихся; задачи урока; оснащенность кабинета биологии учебным материалом; наличие раздаточного материала; наличие компьютерной техники. Разумное следование вышеперечисленным факторам на уроках дает возможность учащимся по мере овладения биологическими понятиями, создать необходимую базу для их дальнейшего использования, вооружить школьников учебными умениями, а также включить их в познавательную деятельность.

Мы разработали нестандартный урок-путешествие по биологии для 10 классов на тему: «Эукариотические клетки и их органоиды». Цель этого урока – изучить особенности структуры эукариотических клеток, функции органоидов в клетке. В ходе урока определены следующие задачи:

а) образовательная – знакомство с особенностями строения и функций клеточной структуры эукариотических клеток, определение роли каждого органоида в жизни клетки, развитие понятия о клетке в качестве единицы живой системы, познание органоидов по их внешнему строению;

б) развивающая – продолжить развивать у учащихся интерес к биологической науке и предметное мышление, анализировать факты и сравнивать умения, рассматривать отдельно основу текста, логическое мышление, различные виды умственных способностей;

в) воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения к каждому организму на нашей планете и их особенностям.

Тип урока: нестандартный урок: урок-путешествие.

Методы: рассказ, демонстрация.

Средства: проектор и компьютер, презентация «Путешествие в Эукариотическую клетку», дидактические карточки, микроскоп, предметное стекло, закрывающее стекло, вода, раствор соли, промокательная бумага, пленка лука и др.

Участники: учитель, учащиеся, инженер, экскурсовод, технолог, президент.

Ход урока:

I. Организационный момент: приветствие; создание психологической атмосферы.

II. Мотивация учебной деятельности

Объявление темы и цели урока

III. Путешествие в клетку растений

IV. Рефлексия.

V. Тестирование. Раздаются учащимся листы с заданиями.

VI. Подведение итогов урока.

С помощью тестовых заданий, разработанных по теме, можно выделить положительную динамику знаний. Например:

1. Жидкая часть клетки называется ___.

2. Из неорганических веществ в клетке ___ часто встречаются.

3. Основным строительным материалом клетки является ____.

4. К органическим веществам клетки кроме воды относятся _____.

5. Выполняющие каждая определенную функцию, всегда встречающиеся в клетке клеточные структуры называются _______.

6. Внутри клетки есть передвигающаяся особая система по названию ____________.

7. Самое больше встречается в клетке их неорганических веществ _______________.

8. _________ разделяет клетки от других клеток.

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного - это общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру занимает значительное место. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, т.к. в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы [6, с. 21].

Нетрадиционными могут быть даже организационный момент и ход самого урока. Это зависит от профессионализма, творческого таланта учителя.

Нетрадиционный урок, который мы провели, отличался следующими признаками:

– Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.

– Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.

– Привлекаются для организации урока все ученики одновременно.

– Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использование НИТ.

– Выполняются творческие задания.

– Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.

– Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

– Планируется урок заранее.

– Определяются чётко три дидактические задачи.

Таким образом, нестандартный урок стимулирует познавательную самостоятельность учащихся, так как побуждает их к творчеству и импровизации, к поиску и размышлению, к инициативе и преодолению возникающих трудностей; стимулирует каждого ученика работать на максимуме своих возможностей; способствует созданию ситуации успеха; расширяет рамки социального опыта учащихся; обеспечивает каждому ученику на уроке позицию субъекта деятельности, выдвигая на первый план его личность; способствует демократизации взаимоотношений учителя и учащихся.


Библиографическая ссылка

Кырбашова М.Т. ФУНКЦИИ НЕСТАНДАРТНОГО УРОКА ПО БИОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 119-122;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36370 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674