Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CREATING TEXT ABOUT MOSCOW AS A METHOD OF FORMATION OF URBAN IDENTITY OF STUDENTS

Assuirova L.V. 1 Khaymovich L.V. 1
1 Moscow City Pedagogical University
Raises issues of formation of the city’s cultural identity of students and pupils in Moscow and proposes ways to solve this problem by means of educational practice in the system of literary education, which enables targeted include the student in social communication. Since the scientific and methodological support of the relevant social and communicative activities are under development, offers a variety of techniques for working with text, united by the theme «Moscow». This work is aimed at improving the socio-cultural competence of students in the performance of tasks with a view to their subsequent implementation in the initial process of philological education. To understand and to organize similar activities in the future teachers themselves have to perform, «feel» different techniques in action, and at later stages and offer their own. The final stage of the work is devoted to the creation of training utterances of Moscow in a particular genre.
identity
Moscow
socio-cultural competence
text
genre

В современной ситуации социокультурных преобразований московский учитель непременно сталкивается с проблемами, обусловленными стремлением школьников понять, узнать себя и определить свое место в социуме родного города. Кроме того, в поликультурной московской школе работа осложняется необходимостью преодоления этнической замкнутости инофонов. Следовательно, социальный заказ в образовании требует поиска эффективных способов и «каналов» формирования городской идентичности обучаемых, основанной на культурных ценностях, формирования общности молодых москвичей.

Идентификация представляет собой длительный, поэтапный процесс осознания своей принадлежности к культурной среде города, включающей в себя разные группы жителей: от исконных москвичей до детей мигрантов. Для того, чтобы будущий учитель умел не только развивать умственные способности детей, но и обеспечивать формирование и изменение их идентичности в городской среде, составляющей основу культуры, он должен сам ощущать себя частью общности, знать возможности данного направления своей деятельности, уметь и желать их использовать, в том числе средствами изучаемых в школе дисциплин.

Стержнем данной работы могут стать уроки развития связной речи, предполагающие обязательное обращение к тексту. Как отмечает Н.Д. Десяева, «…способность истолковывать прочитанный текст, выражать мнение о прочитанном, аргументированно разъяснять понимание прочитанного является важным показателем коммуникативно развитой личности» [4, с. 94]. «Использование текста, в том числе и для воспитания гражданственности, – это еще и своего рода усилитель эмоционального восприятия фактического материала» [1, с. 169]. На таких уроках формируется языковая личность с ценностными взглядами на родной язык, речь, культуру; передаются не только предметные знания, но и культурный фон. Обращение к москвоведческому материалу на таких уроках может стимулировать интерес к традициям, быту москвичей, расширить представление о её истории и сегодняшнем дне. Формирование городской культурной идентичности возможно также путем вовлечения учащихся в деятельность детских средств массовой информации, погружения в работу над проектами, в содержании которых отражены ключевые культурные концепты города, что позволяет целенаправленно включить школьника в социальную коммуникацию. Однако для организации подобной интегрированной деятельности в рамках дисциплин гуманитарного цикла учителя должны иметь необходимое учебно-методическое сопровождение.

Представим приемы работы, объединенные темой «Москва», которые направлены на повышение уровня социально-культурной компетентности студентов в процессе выполнения заданий с целью последующего обучения этой работе школьников. Все анализируемые задания были апробированы на практике в ИППО ГАОУ ВО МГПУ. Их цель – постепенная, поэтапная подготовка студентов к созданию личностно- и ценностно-окрашенного текста о Москве в определенном жанре.

В этом отношении для различных этапов работы важны тексты-образцы мастеров слова, в которых отражены культурные ценности, нравственные нормы, исторические прецеденты. Они стимулируют развитие личной позиции, критического отношения к информации, подталкивают к размышлениям, что очень важно для формирования и изменения городской идентичности обучаемых. Подтвердим данную позицию словами Ю.В. Громыко, который отмечает, что «с точки зрения образовательной и педагогической рефлексии очень важно, какой материал «подкладывается» сознанию для его работы в качестве предмета направленности сознания» [3, с. 5]. Для решения задачи формирования городской культурной идентичности будущих учителей важно использование таких текстов о Москве, которые показывают отношение автора к городу, его ценностям.

Так, речевая разминка «Допишите стихотворение», задача которой – дописать последнюю строчку замечательного стихотворения Федора Глинки о Москве, направлена на восстановление стихотворной формы. Это дает возможность будущим учителям «прикоснуться» к рифме, ритму и на основе анализа создать собственную оригинальную форму или восполнить существующую.

Перед студентами ставится

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы!

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

………………………………..........

Предлагаемое в качестве разминки задание должно быть направлено не только на поиск формы и рифмы, но и на нахождение образного компонента предмета речи, на передачу собственного отношения к Москве. Студентами подбираются различные варианты. Например:

Говорю тебе «ВИВАТ».

Ты – любимый сердцем град.

Ты всегда нам очень рад.

Белокаменный гигант.

Жить в Москве я очень рад.

Славен будь, великий град.

Итоговое появление авторской строки (Коренной России град!) целесообразно сопроводить пояснениями и фактологическими подтверждениями: коренной – изначальный, исконный, касающийся самых основ, корней чего-нибудь, самый главный, решающий.

Реализация приемов работы эффективна при изучении студентами структуры и содержания определенных речевых жанров, их компонентов, поскольку, по мысли М.М. Бахтина, «…речь может существовать в действительности только в форме конкретных высказываний…» [2, с. 170].

Так, жанрами, которые объединяются эмоциональным отношением к предмету речи, высказыванием собственного «я» автора текста, являются эпидейктическая речь и эссе. Их можно отнести к жанрам «без возраста», они доступны для работы и со студентами, и со школьниками. Тексты данных жанров направлены на выражение собственных чувств и отношения к описываемому предмету или явлению. Следовательно, их изучение позволит создать определенные условия для лучшего понимания себя как члена социума, представителя города с его культурой, историей, традициями, ценностями.

Как известно, эпидейктическая речь (греч. Deiknumi – показываю, делаю видным, известным, являю, приветствую) – речь, произносимая в торжественной обстановке, по поводу какого-либо знаменательного события, речь на случай. Разновидностью ее является похвальное слово, которое создается ради того, чтобы отметить заслуги, создать положительный настрой, положительные эмоции в отношении того, кому или чему предназначается похвальное слово.

Похвала может быть адресована лицу, деяниям, целому государству, городу, яркому событию, явлению. Особенности этого жанра: торжественность, усиление и преувеличение, оценка, пожелания. Слово должно быть достаточно коротким, эмоциональным.

Одним из компонентов эпидейктической речи, начальной частью, является обращение. Приемы работы над обращением могут быть разнообразными: и домашние задания – поиск обращений в текстах художественной литературы; и работа над формой обращений, распространение которых нередко передает отношение к предмету речи; и знаки препинания при обращении, поскольку интонация выражает эмоциональное восприятие предмета речи.

В контексте работы над ролью обращения в тексте студенты должны также усвоить, что оно выполняет различные функции.

1. Функция адресата речи. Чаще всего в этой функции употребляются имена и фамилии лиц.

2. Экспрессивно-эмоциональная. Кроме названия адресата речи, обращение показывает и отношение к нему говорящего. В этом случае обращения могут выражаться словами с суффиксами субъективной оценки или повторением одного и того же слова, а также употреблением частиц.

Примером может служить следующий фрагмент стихотворения:

Москва, Москва, священная держава,

Благословляя, веря и любя,

Мы за тебя – по долгу, и по праву,

И по любви – мы бьемся за тебя

(А. Прокофьев).

И еще об одной поэтической функции обращения, при которой семантика слова обычно усложняется и расширяется, можно говорить, анализируя этот пример. Обращение в художественной речи часто утрачивает собственно звательную функцию и выступает как особый художественный прием – прием олицетворения, с помощью которого поэт или прозаик получает возможность сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение.

Практика показывает, что типичным обращением, предлагаемым студентами, является «сердце Родины Москва». Это выражение используется студентами из-за частой его повторяемости, в частности в СМИ. Требуются необходимые разъяснения и дополнительные упражнения с целью мотивации студентов к созданию собственных индивидуальных обращений. Отметим оригинальные варианты: «мой дорогой муравейник!», «никогда не спящая красавица» и другие.

Следующий жанр – эссе (от. франц. или англ. – опыт, очерк) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной, социальной проблемы. Эссе предполагает в тексте небольшого объема передачу индивидуальных впечатлений и отношения к тому, о чем автор собирается говорить (писать).

Непременными компонентами текста в жанре эссе являются выразительные средства – тропы и фигуры. Актуализация знаний о данных средствах выразительности и создание собственных тропов и фигур – еще один прием работы над будущим текстом. Для анализа важно подобрать интересные примеры и обращать внимание на яркие индивидуальные метафоры: «Москва – дом для своих детей», «Москва – маяк для потерявшихся в водовороте жизни», «Москва словно пульс», «Москва – шкатулка» и другие. Важно мотивировать студентов к использованию подобных метафор в тексте, чтобы получился выразительный, значимый текст, отражающий культурную идентичность его автора. Например:

Любимый сердцем град!

Ты дом для детей своих, ты маяк для потерявшихся в водовороте жизни, ты всегда радушно открываешь двери для гостей своих.

Москва, ты словно пульс, никогда не останавливается в своём движении. И пока бьют твои куранты, жива Россия, жив твой народ.

Я горжусь твоим великим прошлым, героями, защищавшими тебя до последней капли крови. Во мне звучат голоса твоих поэтов, музыка твоих улиц и площадей.

Процветай и славься, моя столица!

Приведенный выше текст похвального слова отражает позицию автора, его отношение к Москве и России в целом. Именно такие тексты формируют российское самосознание у молодого поколения, вызывают чувство гордости за свою страну, город, народ.

Важной составляющей похвального слова и эссе является сопоставление. Сопоставление – механизм познания. Одно познается через другое, демонстрируется посредством другого. В качестве образца студентам можно предоставить текст Н. Михалкова, в котором присутствует двойное сравнение:

«Рим я могу сравнить с Москвой, как Париж – с Санкт-Петербургом. По образу, по темпераменту. Москва – разная: большая, хлебосольная, очень домашняя и в то же время много повидавшая и не всегда праведно жившая баба. А Рим я представляю себе в образе огромной тетки, сидящей на обочине. Босая, с истертыми, сбитыми ногами, она всегда готова любого приютить и любому дать тепло. В роскошном Париже или Санкт-Петербурге – в лакированных туфлях, с тростью, в цилиндре, с начищенными ногтями – преклонить голову и пожаловаться хочется меньше, чем в Москве или Риме» (Н. Михалков «Римские монологи»).

Данный текст предлагается для того, чтобы мотивировать студентов к созданию собственных сравнений предмету речи – Москве. При выполнении задания целесообразно использовать такой прием, как работа по цепочке, что позволяет выявить понимание образа родного города и отношение к нему. Практика проведения подобной работы позволила зафиксировать такие примеры: «...точно каменный лес», «…словно гигантский разбуженный улей», «…как будто пульс России», «…будто постоянный час пик», «…звездою взошла над рекою, от московского Кремля льётся звон волною».

Найденные сравнения могут быть развернуты в доказательный текст-сопоставление, который станет фрагментом будущего текста в определенном жанре. Развертывание образного средства в мини-текст – еще один прием работы над развитием связной речи.

Важной составной частью и жанра похвалы, и жанра эссе является определение как логическая модель, раскрывающая значение того понятия, о котором идет речь. Определение – фрагмент текста, задающий основу содержанию. Использование образных определений, «автор которых выражает своё отношение к предмету речи, его эмоциональное восприятие, позволяет живо, детально, ярко и реально представить предмет высказывания» [5, с. 108].

При этом отметим, что, как правило, на первых этапах работы студенты создают определения, не являющиеся индивидуализированными, а следовательно, не выражающими личностной сущности человека, его отношения к городу. Приведем подобные примеры: «Москва – очень красивый город», «Москва – город контрастов», «Москва – столица России, один из самых красивых городов на планете».

Примерами, подтверждающими идентификацию автора, можно считать следующие: «Москва – мой родной и любимый город», «Москва – моя малая Родина», «Москва – это мой дом», «Москва это не только стены, но и люди, которые с каждым годом становятся лучше и добрее».

Заключительное задание, которое может выполняться индивидуально или по группам, – создание текста в определенном жанре о Москве. Студенты создают тексты в жанре похвального слова, учитывая все его структурно-смысловые компоненты. Отметим, что создание эссе вызывает намного большие затруднения, потому что данный жанр не имеет четко выраженной композиции, предполагает этюдность решения темы. Многие тексты, к которым авторы подходят формально, «превращаются» в путеводитель по Москве (перечень улиц, музеев, парков и т.д.).

Приведем примеры выполнения итогового задания.

Похвальное слово Москве.

Мой родной, любимый Город!

Словно сердце России, ты даешь каждому зерну прорасти, найти свое место в жизни. Под твоим крылом находят приют не только сыны твои, но и путники, уставшие с дороги. Ты путеводной звездой восходишь над рекой нашей жизни.

Точно пульс нашей страны, ты никогда не останавливаешься и, словно разбуженный улей, работаешь и ночью, и днем.

Москва, я люблю тебя за твою великую историю, за то, что ты ни разу не преклонила колена перед лицом врага. Я люблю тебя за твой стиль жизни – постоянный час пик. Я люблю громады твоих кварталов, которые возвышаются, словно каменный лес.

Все это о тебе, «дорогая моя столица, золотая моя Москва».

Данный текст действительно передает восхищение и любовь автора к родному городу. В нем много образных средств, позволяющих понять авторскую гражданскую позицию и его владение словом.

Приведем пример текста эссе, также передающего личностный характер восприятия и оценки Москвы и показывающего систему ценностей ее автора.

Моя Москва

Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!

(Пушкин А.С.).

А для меня не просто много, а все!

Часто Москву ругают за многолюдность, за суету, за равнодушие москвичей. Те, кто ругает, просто не родились в Москве, не жили долго в Москве, не знают Москву!

А я люблю свою Москву! Очень! До слез! Люблю старинные уголки города с причудливыми переулками, прудами, садами и фонтанами. Люблю и шумную Москву с блестящими от огней проспектами, уютными кафе на Арбате и уличными музыкантами!

Москва такая разная – радушная, теплая и гостеприимная!

В этом милом для меня городе есть места, которые до сих пор трогают мою душу! И как хорошо, что я могу время от времени посещать их, погружаясь в приятные воспоминания! Сколько прогулок совершено по вечерней Москве в школьные и студенческие годы с друзьями!… Вековые деревья, старые беседки в парке и укромные скамейки!…

В Москве мне нравится все – старые дома (их еще называют «сталинками») со статуэтками на крыше, набережная Москвы-реки без конца и края и, конечно же, метро!

Люблю Москву за бесконечные маленькие открытия. В этом городе я постоянно обнаруживаю новые улочки, новые архитектурные памятники.

Сегодня Москва уже не та. Она величава и по-прежнему желанна и любима!

Когда я гуляю по местам своего детства и юности, сердце переполняется радостью и немного грустью! Как хорошо, что я живу в Москве!

Москва – это не просто мой город. Москва – это моя Малая Родина!

Приведены примеры текстов студентов, для которых Москва является родным городом. Безусловно, инофоны, мигранты подобным образом о Москве написать не могут в силу разных причин. Но описанная работа – один из «каналов», с помощью которых происходит ассимиляция инофонов, и это погружение в социокультурную среду должно быть психологически комфортным, даже если они сразу и не принимают ценностей города.

Организация подобной работы позволяет продемонстрировать, что любая тема ценностного характера может быть не только средством для речевой практики обучаемых, но и способом формирования городской идентичности, становления собственных позиций и постепенного осознания себя в социуме.

Начинать процесс по формированию идентичности школьников возможно с того, что всего ближе ребёнку в этом возрасте, – со знакомства ученика с тем городом, в котором он живет, с выявлением его отношения и оценки этого города. Для этого необходимо обучение педагогов, обеспечивающее освоение ими теоретических и методических основ формирования городской идентичности учащихся, реализуемых на практике.

Особая роль работы с текстом в решении задачи формирования городской культурной идентичности студентов города Москвы обусловлена не только тем, что она позволяет обучаемым осваивать московские культурные ценности, но и видеть отношение к городу как ценности, выраженное в текстах-образцах, изучаемых на занятиях, осознавать свою причастность к жизни и развитию города, выражать отношение к месту, в котором проходит основная часть жизни. Осознание своей культурной идентичности позволит будущим учителям передать это знание школьникам и начать процесс формирования у них социального мировоззрения.