В современной ситуации социокультурных преобразований московский учитель непременно сталкивается с проблемами, обусловленными стремлением школьников понять, узнать себя и определить свое место в социуме родного города. Кроме того, в поликультурной московской школе работа осложняется необходимостью преодоления этнической замкнутости инофонов. Следовательно, социальный заказ в образовании требует поиска эффективных способов и «каналов» формирования городской идентичности обучаемых, основанной на культурных ценностях, формирования общности молодых москвичей.
Идентификация представляет собой длительный, поэтапный процесс осознания своей принадлежности к культурной среде города, включающей в себя разные группы жителей: от исконных москвичей до детей мигрантов. Для того, чтобы будущий учитель умел не только развивать умственные способности детей, но и обеспечивать формирование и изменение их идентичности в городской среде, составляющей основу культуры, он должен сам ощущать себя частью общности, знать возможности данного направления своей деятельности, уметь и желать их использовать, в том числе средствами изучаемых в школе дисциплин.
Стержнем данной работы могут стать уроки развития связной речи, предполагающие обязательное обращение к тексту. Как отмечает Н.Д. Десяева, «…способность истолковывать прочитанный текст, выражать мнение о прочитанном, аргументированно разъяснять понимание прочитанного является важным показателем коммуникативно развитой личности» [4, с. 94]. «Использование текста, в том числе и для воспитания гражданственности, – это еще и своего рода усилитель эмоционального восприятия фактического материала» [1, с. 169]. На таких уроках формируется языковая личность с ценностными взглядами на родной язык, речь, культуру; передаются не только предметные знания, но и культурный фон. Обращение к москвоведческому материалу на таких уроках может стимулировать интерес к традициям, быту москвичей, расширить представление о её истории и сегодняшнем дне. Формирование городской культурной идентичности возможно также путем вовлечения учащихся в деятельность детских средств массовой информации, погружения в работу над проектами, в содержании которых отражены ключевые культурные концепты города, что позволяет целенаправленно включить школьника в социальную коммуникацию. Однако для организации подобной интегрированной деятельности в рамках дисциплин гуманитарного цикла учителя должны иметь необходимое учебно-методическое сопровождение.
Представим приемы работы, объединенные темой «Москва», которые направлены на повышение уровня социально-культурной компетентности студентов в процессе выполнения заданий с целью последующего обучения этой работе школьников. Все анализируемые задания были апробированы на практике в ИППО ГАОУ ВО МГПУ. Их цель – постепенная, поэтапная подготовка студентов к созданию личностно- и ценностно-окрашенного текста о Москве в определенном жанре.
В этом отношении для различных этапов работы важны тексты-образцы мастеров слова, в которых отражены культурные ценности, нравственные нормы, исторические прецеденты. Они стимулируют развитие личной позиции, критического отношения к информации, подталкивают к размышлениям, что очень важно для формирования и изменения городской идентичности обучаемых. Подтвердим данную позицию словами Ю.В. Громыко, который отмечает, что «с точки зрения образовательной и педагогической рефлексии очень важно, какой материал «подкладывается» сознанию для его работы в качестве предмета направленности сознания» [3, с. 5]. Для решения задачи формирования городской культурной идентичности будущих учителей важно использование таких текстов о Москве, которые показывают отношение автора к городу, его ценностям.
Так, речевая разминка «Допишите стихотворение», задача которой – дописать последнюю строчку замечательного стихотворения Федора Глинки о Москве, направлена на восстановление стихотворной формы. Это дает возможность будущим учителям «прикоснуться» к рифме, ритму и на основе анализа создать собственную оригинальную форму или восполнить существующую.
Перед студентами ставится
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
………………………………..........
Предлагаемое в качестве разминки задание должно быть направлено не только на поиск формы и рифмы, но и на нахождение образного компонента предмета речи, на передачу собственного отношения к Москве. Студентами подбираются различные варианты. Например:
Говорю тебе «ВИВАТ».
Ты – любимый сердцем град.
Ты всегда нам очень рад.
Белокаменный гигант.
Жить в Москве я очень рад.
Славен будь, великий град.
Итоговое появление авторской строки (Коренной России град!) целесообразно сопроводить пояснениями и фактологическими подтверждениями: коренной – изначальный, исконный, касающийся самых основ, корней чего-нибудь, самый главный, решающий.
Реализация приемов работы эффективна при изучении студентами структуры и содержания определенных речевых жанров, их компонентов, поскольку, по мысли М.М. Бахтина, «…речь может существовать в действительности только в форме конкретных высказываний…» [2, с. 170].
Так, жанрами, которые объединяются эмоциональным отношением к предмету речи, высказыванием собственного «я» автора текста, являются эпидейктическая речь и эссе. Их можно отнести к жанрам «без возраста», они доступны для работы и со студентами, и со школьниками. Тексты данных жанров направлены на выражение собственных чувств и отношения к описываемому предмету или явлению. Следовательно, их изучение позволит создать определенные условия для лучшего понимания себя как члена социума, представителя города с его культурой, историей, традициями, ценностями.
Как известно, эпидейктическая речь (греч. Deiknumi – показываю, делаю видным, известным, являю, приветствую) – речь, произносимая в торжественной обстановке, по поводу какого-либо знаменательного события, речь на случай. Разновидностью ее является похвальное слово, которое создается ради того, чтобы отметить заслуги, создать положительный настрой, положительные эмоции в отношении того, кому или чему предназначается похвальное слово.
Похвала может быть адресована лицу, деяниям, целому государству, городу, яркому событию, явлению. Особенности этого жанра: торжественность, усиление и преувеличение, оценка, пожелания. Слово должно быть достаточно коротким, эмоциональным.
Одним из компонентов эпидейктической речи, начальной частью, является обращение. Приемы работы над обращением могут быть разнообразными: и домашние задания – поиск обращений в текстах художественной литературы; и работа над формой обращений, распространение которых нередко передает отношение к предмету речи; и знаки препинания при обращении, поскольку интонация выражает эмоциональное восприятие предмета речи.
В контексте работы над ролью обращения в тексте студенты должны также усвоить, что оно выполняет различные функции.
1. Функция адресата речи. Чаще всего в этой функции употребляются имена и фамилии лиц.
2. Экспрессивно-эмоциональная. Кроме названия адресата речи, обращение показывает и отношение к нему говорящего. В этом случае обращения могут выражаться словами с суффиксами субъективной оценки или повторением одного и того же слова, а также употреблением частиц.
Примером может служить следующий фрагмент стихотворения:
Москва, Москва, священная держава,
Благословляя, веря и любя,
Мы за тебя – по долгу, и по праву,
И по любви – мы бьемся за тебя
(А. Прокофьев).
И еще об одной поэтической функции обращения, при которой семантика слова обычно усложняется и расширяется, можно говорить, анализируя этот пример. Обращение в художественной речи часто утрачивает собственно звательную функцию и выступает как особый художественный прием – прием олицетворения, с помощью которого поэт или прозаик получает возможность сделать предметами непосредственного контакта изображенные явления и вещи, наиболее полно выразить свое к ним отношение.
Практика показывает, что типичным обращением, предлагаемым студентами, является «сердце Родины Москва». Это выражение используется студентами из-за частой его повторяемости, в частности в СМИ. Требуются необходимые разъяснения и дополнительные упражнения с целью мотивации студентов к созданию собственных индивидуальных обращений. Отметим оригинальные варианты: «мой дорогой муравейник!», «никогда не спящая красавица» и другие.
Следующий жанр – эссе (от. франц. или англ. – опыт, очерк) – жанр критики и публицистики, свободная трактовка какой-либо литературной, философской, эстетической, моральной, социальной проблемы. Эссе предполагает в тексте небольшого объема передачу индивидуальных впечатлений и отношения к тому, о чем автор собирается говорить (писать).
Непременными компонентами текста в жанре эссе являются выразительные средства – тропы и фигуры. Актуализация знаний о данных средствах выразительности и создание собственных тропов и фигур – еще один прием работы над будущим текстом. Для анализа важно подобрать интересные примеры и обращать внимание на яркие индивидуальные метафоры: «Москва – дом для своих детей», «Москва – маяк для потерявшихся в водовороте жизни», «Москва словно пульс», «Москва – шкатулка» и другие. Важно мотивировать студентов к использованию подобных метафор в тексте, чтобы получился выразительный, значимый текст, отражающий культурную идентичность его автора. Например:
Любимый сердцем град!
Ты дом для детей своих, ты маяк для потерявшихся в водовороте жизни, ты всегда радушно открываешь двери для гостей своих.
Москва, ты словно пульс, никогда не останавливается в своём движении. И пока бьют твои куранты, жива Россия, жив твой народ.
Я горжусь твоим великим прошлым, героями, защищавшими тебя до последней капли крови. Во мне звучат голоса твоих поэтов, музыка твоих улиц и площадей.
Процветай и славься, моя столица!
Приведенный выше текст похвального слова отражает позицию автора, его отношение к Москве и России в целом. Именно такие тексты формируют российское самосознание у молодого поколения, вызывают чувство гордости за свою страну, город, народ.
Важной составляющей похвального слова и эссе является сопоставление. Сопоставление – механизм познания. Одно познается через другое, демонстрируется посредством другого. В качестве образца студентам можно предоставить текст Н. Михалкова, в котором присутствует двойное сравнение:
«Рим я могу сравнить с Москвой, как Париж – с Санкт-Петербургом. По образу, по темпераменту. Москва – разная: большая, хлебосольная, очень домашняя и в то же время много повидавшая и не всегда праведно жившая баба. А Рим я представляю себе в образе огромной тетки, сидящей на обочине. Босая, с истертыми, сбитыми ногами, она всегда готова любого приютить и любому дать тепло. В роскошном Париже или Санкт-Петербурге – в лакированных туфлях, с тростью, в цилиндре, с начищенными ногтями – преклонить голову и пожаловаться хочется меньше, чем в Москве или Риме» (Н. Михалков «Римские монологи»).
Данный текст предлагается для того, чтобы мотивировать студентов к созданию собственных сравнений предмету речи – Москве. При выполнении задания целесообразно использовать такой прием, как работа по цепочке, что позволяет выявить понимание образа родного города и отношение к нему. Практика проведения подобной работы позволила зафиксировать такие примеры: «...точно каменный лес», «…словно гигантский разбуженный улей», «…как будто пульс России», «…будто постоянный час пик», «…звездою взошла над рекою, от московского Кремля льётся звон волною».
Найденные сравнения могут быть развернуты в доказательный текст-сопоставление, который станет фрагментом будущего текста в определенном жанре. Развертывание образного средства в мини-текст – еще один прием работы над развитием связной речи.
Важной составной частью и жанра похвалы, и жанра эссе является определение как логическая модель, раскрывающая значение того понятия, о котором идет речь. Определение – фрагмент текста, задающий основу содержанию. Использование образных определений, «автор которых выражает своё отношение к предмету речи, его эмоциональное восприятие, позволяет живо, детально, ярко и реально представить предмет высказывания» [5, с. 108].
При этом отметим, что, как правило, на первых этапах работы студенты создают определения, не являющиеся индивидуализированными, а следовательно, не выражающими личностной сущности человека, его отношения к городу. Приведем подобные примеры: «Москва – очень красивый город», «Москва – город контрастов», «Москва – столица России, один из самых красивых городов на планете».
Примерами, подтверждающими идентификацию автора, можно считать следующие: «Москва – мой родной и любимый город», «Москва – моя малая Родина», «Москва – это мой дом», «Москва это не только стены, но и люди, которые с каждым годом становятся лучше и добрее».
Заключительное задание, которое может выполняться индивидуально или по группам, – создание текста в определенном жанре о Москве. Студенты создают тексты в жанре похвального слова, учитывая все его структурно-смысловые компоненты. Отметим, что создание эссе вызывает намного большие затруднения, потому что данный жанр не имеет четко выраженной композиции, предполагает этюдность решения темы. Многие тексты, к которым авторы подходят формально, «превращаются» в путеводитель по Москве (перечень улиц, музеев, парков и т.д.).
Приведем примеры выполнения итогового задания.
Похвальное слово Москве.
Мой родной, любимый Город!
Словно сердце России, ты даешь каждому зерну прорасти, найти свое место в жизни. Под твоим крылом находят приют не только сыны твои, но и путники, уставшие с дороги. Ты путеводной звездой восходишь над рекой нашей жизни.
Точно пульс нашей страны, ты никогда не останавливаешься и, словно разбуженный улей, работаешь и ночью, и днем.
Москва, я люблю тебя за твою великую историю, за то, что ты ни разу не преклонила колена перед лицом врага. Я люблю тебя за твой стиль жизни – постоянный час пик. Я люблю громады твоих кварталов, которые возвышаются, словно каменный лес.
Все это о тебе, «дорогая моя столица, золотая моя Москва».
Данный текст действительно передает восхищение и любовь автора к родному городу. В нем много образных средств, позволяющих понять авторскую гражданскую позицию и его владение словом.
Приведем пример текста эссе, также передающего личностный характер восприятия и оценки Москвы и показывающего систему ценностей ее автора.
Моя Москва
Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!
(Пушкин А.С.).
А для меня не просто много, а все!
Часто Москву ругают за многолюдность, за суету, за равнодушие москвичей. Те, кто ругает, просто не родились в Москве, не жили долго в Москве, не знают Москву!
А я люблю свою Москву! Очень! До слез! Люблю старинные уголки города с причудливыми переулками, прудами, садами и фонтанами. Люблю и шумную Москву с блестящими от огней проспектами, уютными кафе на Арбате и уличными музыкантами!
Москва такая разная – радушная, теплая и гостеприимная!
В этом милом для меня городе есть места, которые до сих пор трогают мою душу! И как хорошо, что я могу время от времени посещать их, погружаясь в приятные воспоминания! Сколько прогулок совершено по вечерней Москве в школьные и студенческие годы с друзьями!… Вековые деревья, старые беседки в парке и укромные скамейки!…
В Москве мне нравится все – старые дома (их еще называют «сталинками») со статуэтками на крыше, набережная Москвы-реки без конца и края и, конечно же, метро!
Люблю Москву за бесконечные маленькие открытия. В этом городе я постоянно обнаруживаю новые улочки, новые архитектурные памятники.
Сегодня Москва уже не та. Она величава и по-прежнему желанна и любима!
Когда я гуляю по местам своего детства и юности, сердце переполняется радостью и немного грустью! Как хорошо, что я живу в Москве!
Москва – это не просто мой город. Москва – это моя Малая Родина!
Приведены примеры текстов студентов, для которых Москва является родным городом. Безусловно, инофоны, мигранты подобным образом о Москве написать не могут в силу разных причин. Но описанная работа – один из «каналов», с помощью которых происходит ассимиляция инофонов, и это погружение в социокультурную среду должно быть психологически комфортным, даже если они сразу и не принимают ценностей города.
Организация подобной работы позволяет продемонстрировать, что любая тема ценностного характера может быть не только средством для речевой практики обучаемых, но и способом формирования городской идентичности, становления собственных позиций и постепенного осознания себя в социуме.
Начинать процесс по формированию идентичности школьников возможно с того, что всего ближе ребёнку в этом возрасте, – со знакомства ученика с тем городом, в котором он живет, с выявлением его отношения и оценки этого города. Для этого необходимо обучение педагогов, обеспечивающее освоение ими теоретических и методических основ формирования городской идентичности учащихся, реализуемых на практике.
Особая роль работы с текстом в решении задачи формирования городской культурной идентичности студентов города Москвы обусловлена не только тем, что она позволяет обучаемым осваивать московские культурные ценности, но и видеть отношение к городу как ценности, выраженное в текстах-образцах, изучаемых на занятиях, осознавать свою причастность к жизни и развитию города, выражать отношение к месту, в котором проходит основная часть жизни. Осознание своей культурной идентичности позволит будущим учителям передать это знание школьникам и начать процесс формирования у них социального мировоззрения.
Библиографическая ссылка
Ассуирова Л.В., Хаймович Л.В. СОЗДАНИЕ ТЕКСТА О МОСКВЕ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 9-1. – С. 98-102;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36185 (дата обращения: 23.11.2024).