Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CONDITIONS OF ENGAGEMENT OF EDUCATION, SCIENCE AND PRODUCTION IN KAZAKHSTAN

Gotting V.V. 1 Smirnova G.M. 1 Kurymbaeva S.G. 1
1 RSE on REU «Karaganda State Technical University»
It has be done the analysis of the conditions that affects the interaction between education, science and industry in the Republic of Kazakhstan., The following conditions are based on the analysis of normative documents of the Republic of Kazakhstan: Kazakhstan entry into European educational space by joining the Bologna Declaration; approval of the Kazakhstan National Qualifications Framework, which has a system of interconnected skill levels and education levels attained at every stage of the educational process, learning outcomes, obtained qualifications and the main ways of achieving qualification levels; the development of professional standards of the Ministry of Labour and Social Welfare in cooperation with the Ministry of Education and Science, which reflect the skills and knowledge of different professions. The use of professional standards, allows making a meaningful contribution to the development and functioning of the world of work, education and science.
Bologna process
the National Qualifications Framework (NQF)
the professional standard

Успех Казахстана в XXI веке – его богатство и благополучие – зависит в первую очередь от профессиональных навыков населения, которые являются наиболее важными активами страны, поскольку на данный момент факторы национальной безопасности и независимости государств определяются уровнем их технологического развития. Значение и роль отдельно взятой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями, т.к. мир становится все более и более технологичным, значение этих национальных активов определяется в немалой степени по эффективности взаимодействия науки, образования и производства, потому что научно-технический прогресс стал более важным фактором инновационного роста.

Кадры инженерно-технического профиля занимают доминирующее положение в странах с высокотехнологичными экономиками и оказывают существенное влияние на стратегию формирования нового содержания подготовки выпускников вузов к инновационной инженерно-технической деятельности. Таким образом, необходимым условием инновационного развития экономики и конкурентоспособности государства становится тесное взаимодействие науки, образования и производства.

Усиливающиеся тенденции объединения образования различных стран неизбежно ведут к пересмотру образовательных стандартов с перспективой создания единого открытого образовательного пространства. Подписание в конце 90-х годов ХХ столетия европейскими странами ряда важнейших документов, касающихся развития высшего образования в рамках Болонского процесса, свидетельствует о том, что движение к созданию единого европейского образовательного пространства есть не что иное, как следование общемировым тенденциям развития общества [1].

Как известно, Казахстан в 2010 году стал первым центральноазиатским государством, которое вошло в европейское образовательное пространство, подписав «Великую хартию университетов», разработанную в рамках развития Европейского высшего образования (Болонский процесс).

Взятый курс на присоединение к Болонской декларации обуславливает необходимость осуществления модернизации казахстанской системы высшего образования в соответствии с ее принципами, выполнение которых заложено в Государственной программе развития образования до 2020 года, разработанной Правительством Республики Казахстан по поручению главы государства.

Болонская конвенция – соглашение, подписанное главами департаментов образования 29 европейских государств в 1999 году. Цель соглашения – создание единого образовательного пространства, единой системы высшего образования в Европе. Болонский процесс стал толчком к развитию процессов, необходимых для того, чтобы система высшего образования в Европе стала более сопоставимой, конкурентоспособной, привлекательной как для граждан Европы, так и для представителей других континентов.

Болонский процесс – средство защиты и улучшения высшего образования и научных исследований в европейском регионе, средство увеличения прозрачности и мобильности. Болонский процесс признает место высшего образования в общественном достоянии, уделяет особое внимание качеству. Ключевыми позициями в рамках Болонского процесса являются: повышение конкурентоспособности и привлекательности европейского образования; сближение национальных образовательных систем; процесс структурной перестройки высшего образования, предусматривающей реформирование национальных систем высшего образования, введение многоуровневого высшего образования; принятие системы академических кредитов; контроль качества образования; расширение студенческой и преподавательской мобильности; ориентация на результаты обучения [10].

Однако наличие разных стандартов в профессиональном обучении затрудняет перемещение (интеграцию) рабочих кадров в рамках не только транснационального, но и регионального рынков. Следовательно, притормаживается и само экономическое развитие, так как сфера производства не получает нужные ей человеческие ресурсы определенной квалификации в оперативные сроки и в достаточном количестве. Иными словами, единый экономический рынок требует единой квалификации рабочего персонала [9].

Поэтому возникла необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда страны, который позволит осуществить данную деятельность. 24 сентября 2012 года в республике совместным приказом (Совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-?-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 октября 2012 года № 8022 «Об утверждении Национальной рамки квалификаций») министра образования и науки Республики Казахстан и министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан утверждена Национальная рамка квалификаций (НРК), соответствующая европейской.

Европейская рамка квалификации (ЕРК) официально была утверждена Европейским парламентом 23 апреля 2008 года и представляет собой рамочное описание квалификаций, которое делает прозрачными отношения между европейскими национальными квалификационными рамками и квалификациями, которые они содержат. ЕРК представляет собой метарамку, состоящую из восьми уровней, каждый из которых описан в терминах знаний, умений и компетенций, детализируемых через показатели: широта полномочий и ответственность; сложность и наукоемкость деятельности – и определяющих качественное отличие квалификаций одного уровня от другого [7].

Национальная рамка квалификаций РК содержит восемь уровней квалификации, «определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов, обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.

Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.

НРК предназначена для различных групп пользователей (граждан, работодателей, органов образования) и позволяет:

1) разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные стандарты;

2) описывать с единых позиций требования к квалификации и компетенциям специалистов и выпускников учебных заведений;

3) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации выпускников всех уровней профессионального образования» [3].

В Трудовом кодексе Республики Казахстан [8] отдельное место отводится национальной рамке системы квалификаций:

«Глава 10-1. Национальная система квалификаций.

(Сноска. Раздел 2 дополнен главой 10-1 в соответствии с Законом РК от 17.02.2012 № 566-IV).

Статья 138-1. Понятия, используемые в настоящей главе

В настоящей главе используются следующие понятия:

1) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;

2) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;

3) отраслевые рамки квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;

4) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда.

Статья 138-2. Структура национальной системы квалификаций

Национальная система квалификаций включает:

1) национальную рамку квалификаций;

2) отраслевые рамки квалификаций;

3) профессиональные стандарты;

4) оценку профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалиста.

Статья 138-3. Национальная рамка квалификаций

1. Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.

2. Разработка и утверждение национальной рамки квалификаций производятся уполномоченным государственным органом по труду совместно с уполномоченным государственным органом в сфере образования с учетом мнения республиканских объединений работодателей и республиканских объединений работников.

Статья 138-4. Отраслевые рамки квалификаций

1. Отраслевые рамки квалификаций разрабатываются на основе национальной рамки квалификаций в конкретной отрасли экономической деятельности.

2. Отраслевая рамка квалификаций классифицирует в отрасли требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенции.

3. Разработка и утверждение отраслевой рамки квалификаций производятся уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности с учетом мнения отраслевых объединений работодателей и отраслевых объединений работников.

Статья 138-5. Профессиональные стандарты

1. Разработка профессиональных стандартов осуществляется уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников.

2. Структура, порядок разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов определяются уполномоченным государственным органом по труду по согласованию с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников.

3. Утверждение профессиональных стандартов производится уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.

4. Уполномоченный государственный орган по труду осуществляет ведение Реестра профессиональных стандартов по установленной им форме».

Внедрение НРК, как отмечал экс-министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов (30.10.2012 года) на заседании Правительства: «в корне изменит взаимоотношения всех сторон, представленных на рынке квалифицированного труда – системы образования, специалистов, бизнеса. Именно через систему подтверждения квалификаций все они станут заинтересованными в конечном результате. Это будет важным шагом в повышении качества человеческого капитала Казахстана» [3].

Таким образом, казахстанские квалификационные рамки представляют собой систему, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом этапе образовательного процесса результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, то есть возможные траектории образования [9].

В создании новой системы квалификации особая роль отводится разработке и внедрению профессиональных стандартов.

В своем интервью газете «Казахстанская правда» от 17 октября 2013 года Министр здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Т.К. Дуйсенова отмечала:

«Глава государства в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда» отмечал, что они должны стать “дорожной картой” для каждой профессии.

Основной функцией, решаемой профессиональными стандартами во всем мире, является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям; сближение сферы труда и сферы подготовки кадров.

Такой подход закреплен и в Трудовом кодексе РК (ст. 138-1).

Отправной точкой в разработке профессиональных стандартов является информация рынка труда (спрос работодателя). Ведь профессиональные стандарты должны отразить требования рынка труда к квалификации работников. Эта информация позволяет определить основное содержание профессионального стандарта…

В профессиональных стандартах отражены те умения и знания, которыми должны владеть специалисты той или иной профессии. Поэтому они должны стать основой для разработки учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и выпускников образовательных учреждений. От профессиональных учебных заведений наряду с теоретической подготовкой сегодня требуется формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями рынка труда…

Успех любого начинания в социальной модернизации должен опираться на «…механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений», сочетание защищенности работников с заинтересованностью работодателей в эффективном производстве.

В этом отношении разработка и внедрение профессиональных стандартов – идеальная площадка для социального диалога и формирования общей заинтересованности.

Участие в разработке и внедрении профессиональных стандартов может быть использовано работодателями для:

– конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций и отрасли;

– развития управления персоналом (отбор и подбор персонала, разработка должностных инструкций, тарификация должностей, установление систем оплаты труда, проведение оценки и аттестации персонала, разработки систем мотивации и стимулирования персонала и др.).

В конечном итоге это позволит повысить эффективность производства и, соответственно, увеличить прибыль за счет вовлечения и использовании в производстве хорошо подготовленных специалистов.

В соответствии с Трудовым кодексом РК (ст. 138-5) профессиональные стандарты разрабатываются «уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников» на основании методических рекомендаций и Правил, разработанных Министерством труда и социальной защиты РК и согласованных «с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников»…

В рамках Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития от 2 июля 2011 года Группа управления проектом Министерства образования разрабатывает методологию разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов и непосредственно 176 профессиональных стандартов» [2] (уже разработаны проекты по 147 профессиональным стандартам) [5].

По мере разработки профессиональный стандарт становится тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители той или иной отрасли.

В соответствии с вышеизложенным проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чьи знания, умения и компетенции, то есть уровень квалификации, наиболее точно соответствует требованиям производства, очень актуальны.

Проведенный О.Д. Прянишниковой и А.Н. Лейбович анализ зарубежного опыта [6] показал, что развитые страны ведут целенаправленную и последовательную работу по формированию целостной системы обеспечения устойчивого социально-экономического развития, в основе которой лежит формирование партнерских взаимовыгодных отношений между различными сферами общества. Создание конструктивных механизмов взаимодействия сферы труда и сферы образования, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие и др.) процесса подготовки и использования профессиональных кадров, является одним из элементов такой системы.

В Национальном докладе по развитию системы высшего образования Республики Казахстан [4] отмечаются следующие социально-экономические закономерности развития высшего профессионального образования, которые тесно связаны с проблемами развития общества:

– рост наукоемких производств, для эффективной организации которых потребовался в основном персонал с высшим профессиональным образованием;

– увеличение объема научной и технической информации почти вдвое за последние пять лет (и прогнозируется обновление информации каждые три года);

– быстрая смена технологий, вызвавшая моральное устаревание производственных мощностей и обнаружившая недостаточный уровень квалификации специалистов;

– интегративный характер научных исследований, проводимых на стыке различных наук и синтезе предметных областей знаний;

– активное использование современных информационно-коммуникационных технологий как средств интеллектуальной деятельности, обусловливающих автоматизацию как физического, так и умственного труда.

Таким образом, выделенные социально-экономические условия интеграции образования, науки и производства: вхождение в мировое образовательное пространство, внедрение новых технологий, взаимодействие производственных процессов, освоение новых видов продукции вносят коррективы в квалификационные характеристики рабочих мест, стандарты образования и другие образовательные компоненты. Как уже указывалось выше, разработка и внедрение Национальной рамки квалификаций, а на ее основе профессиональных стандартов являлось велением времени.

Использование профессиональных стандартов позволяет, по мнению зарубежных политиков, практиков, экспертов и исследователей, внести весомый вклад в развитие и функционирование как сферы труда, так и сферы образования и науки, которые должны взаимодействовать между собой на основе интеграционных процессов [6].