Успех Казахстана в XXI веке – его богатство и благополучие – зависит в первую очередь от профессиональных навыков населения, которые являются наиболее важными активами страны, поскольку на данный момент факторы национальной безопасности и независимости государств определяются уровнем их технологического развития. Значение и роль отдельно взятой страны в мировой экономике находятся в прямой зависимости от того, насколько она владеет высокими технологиями, т.к. мир становится все более и более технологичным, значение этих национальных активов определяется в немалой степени по эффективности взаимодействия науки, образования и производства, потому что научно-технический прогресс стал более важным фактором инновационного роста.
Кадры инженерно-технического профиля занимают доминирующее положение в странах с высокотехнологичными экономиками и оказывают существенное влияние на стратегию формирования нового содержания подготовки выпускников вузов к инновационной инженерно-технической деятельности. Таким образом, необходимым условием инновационного развития экономики и конкурентоспособности государства становится тесное взаимодействие науки, образования и производства.
Усиливающиеся тенденции объединения образования различных стран неизбежно ведут к пересмотру образовательных стандартов с перспективой создания единого открытого образовательного пространства. Подписание в конце 90-х годов ХХ столетия европейскими странами ряда важнейших документов, касающихся развития высшего образования в рамках Болонского процесса, свидетельствует о том, что движение к созданию единого европейского образовательного пространства есть не что иное, как следование общемировым тенденциям развития общества [1].
Как известно, Казахстан в 2010 году стал первым центральноазиатским государством, которое вошло в европейское образовательное пространство, подписав «Великую хартию университетов», разработанную в рамках развития Европейского высшего образования (Болонский процесс).
Взятый курс на присоединение к Болонской декларации обуславливает необходимость осуществления модернизации казахстанской системы высшего образования в соответствии с ее принципами, выполнение которых заложено в Государственной программе развития образования до 2020 года, разработанной Правительством Республики Казахстан по поручению главы государства.
Болонская конвенция – соглашение, подписанное главами департаментов образования 29 европейских государств в 1999 году. Цель соглашения – создание единого образовательного пространства, единой системы высшего образования в Европе. Болонский процесс стал толчком к развитию процессов, необходимых для того, чтобы система высшего образования в Европе стала более сопоставимой, конкурентоспособной, привлекательной как для граждан Европы, так и для представителей других континентов.
Болонский процесс – средство защиты и улучшения высшего образования и научных исследований в европейском регионе, средство увеличения прозрачности и мобильности. Болонский процесс признает место высшего образования в общественном достоянии, уделяет особое внимание качеству. Ключевыми позициями в рамках Болонского процесса являются: повышение конкурентоспособности и привлекательности европейского образования; сближение национальных образовательных систем; процесс структурной перестройки высшего образования, предусматривающей реформирование национальных систем высшего образования, введение многоуровневого высшего образования; принятие системы академических кредитов; контроль качества образования; расширение студенческой и преподавательской мобильности; ориентация на результаты обучения [10].
Однако наличие разных стандартов в профессиональном обучении затрудняет перемещение (интеграцию) рабочих кадров в рамках не только транснационального, но и регионального рынков. Следовательно, притормаживается и само экономическое развитие, так как сфера производства не получает нужные ей человеческие ресурсы определенной квалификации в оперативные сроки и в достаточном количестве. Иными словами, единый экономический рынок требует единой квалификации рабочего персонала [9].
Поэтому возникла необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда страны, который позволит осуществить данную деятельность. 24 сентября 2012 года в республике совместным приказом (Совместный приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-?-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 октября 2012 года № 8022 «Об утверждении Национальной рамки квалификаций») министра образования и науки Республики Казахстан и министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан утверждена Национальная рамка квалификаций (НРК), соответствующая европейской.
Европейская рамка квалификации (ЕРК) официально была утверждена Европейским парламентом 23 апреля 2008 года и представляет собой рамочное описание квалификаций, которое делает прозрачными отношения между европейскими национальными квалификационными рамками и квалификациями, которые они содержат. ЕРК представляет собой метарамку, состоящую из восьми уровней, каждый из которых описан в терминах знаний, умений и компетенций, детализируемых через показатели: широта полномочий и ответственность; сложность и наукоемкость деятельности – и определяющих качественное отличие квалификаций одного уровня от другого [7].
Национальная рамка квалификаций РК содержит восемь уровней квалификации, «определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов, обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.
Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.
НРК предназначена для различных групп пользователей (граждан, работодателей, органов образования) и позволяет:
1) разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные стандарты;
2) описывать с единых позиций требования к квалификации и компетенциям специалистов и выпускников учебных заведений;
3) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации выпускников всех уровней профессионального образования» [3].
В Трудовом кодексе Республики Казахстан [8] отдельное место отводится национальной рамке системы квалификаций:
«Глава 10-1. Национальная система квалификаций.
(Сноска. Раздел 2 дополнен главой 10-1 в соответствии с Законом РК от 17.02.2012 № 566-IV).
Статья 138-1. Понятия, используемые в настоящей главе
В настоящей главе используются следующие понятия:
1) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
2) национальная рамка квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
3) отраслевые рамки квалификаций – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых в отрасли;
4) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда.
Статья 138-2. Структура национальной системы квалификаций
Национальная система квалификаций включает:
1) национальную рамку квалификаций;
2) отраслевые рамки квалификаций;
3) профессиональные стандарты;
4) оценку профессиональной подготовленности и подтверждение соответствия квалификации специалиста.
Статья 138-3. Национальная рамка квалификаций
1. Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.
2. Разработка и утверждение национальной рамки квалификаций производятся уполномоченным государственным органом по труду совместно с уполномоченным государственным органом в сфере образования с учетом мнения республиканских объединений работодателей и республиканских объединений работников.
Статья 138-4. Отраслевые рамки квалификаций
1. Отраслевые рамки квалификаций разрабатываются на основе национальной рамки квалификаций в конкретной отрасли экономической деятельности.
2. Отраслевая рамка квалификаций классифицирует в отрасли требования к квалификации специалиста по уровням в зависимости от сложности выполняемых работ и характера используемых знаний, умений и компетенции.
3. Разработка и утверждение отраслевой рамки квалификаций производятся уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности с учетом мнения отраслевых объединений работодателей и отраслевых объединений работников.
Статья 138-5. Профессиональные стандарты
1. Разработка профессиональных стандартов осуществляется уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников.
2. Структура, порядок разработки, пересмотра, апробации и применения профессиональных стандартов определяются уполномоченным государственным органом по труду по согласованию с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников.
3. Утверждение профессиональных стандартов производится уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности по согласованию с уполномоченным государственным органом по труду в установленном им порядке.
4. Уполномоченный государственный орган по труду осуществляет ведение Реестра профессиональных стандартов по установленной им форме».
Внедрение НРК, как отмечал экс-министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов (30.10.2012 года) на заседании Правительства: «в корне изменит взаимоотношения всех сторон, представленных на рынке квалифицированного труда – системы образования, специалистов, бизнеса. Именно через систему подтверждения квалификаций все они станут заинтересованными в конечном результате. Это будет важным шагом в повышении качества человеческого капитала Казахстана» [3].
Таким образом, казахстанские квалификационные рамки представляют собой систему, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом этапе образовательного процесса результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, то есть возможные траектории образования [9].
В создании новой системы квалификации особая роль отводится разработке и внедрению профессиональных стандартов.
В своем интервью газете «Казахстанская правда» от 17 октября 2013 года Министр здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Т.К. Дуйсенова отмечала:
«Глава государства в своей программной статье «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к обществу всеобщего труда» отмечал, что они должны стать “дорожной картой” для каждой профессии.
Основной функцией, решаемой профессиональными стандартами во всем мире, является установка требований к качеству труда, знаниям и умениям; сближение сферы труда и сферы подготовки кадров.
Такой подход закреплен и в Трудовом кодексе РК (ст. 138-1).
Отправной точкой в разработке профессиональных стандартов является информация рынка труда (спрос работодателя). Ведь профессиональные стандарты должны отразить требования рынка труда к квалификации работников. Эта информация позволяет определить основное содержание профессионального стандарта…
В профессиональных стандартах отражены те умения и знания, которыми должны владеть специалисты той или иной профессии. Поэтому они должны стать основой для разработки учебных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и выпускников образовательных учреждений. От профессиональных учебных заведений наряду с теоретической подготовкой сегодня требуется формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями рынка труда…
Успех любого начинания в социальной модернизации должен опираться на «…механизмы партнерства государства, частного сектора и профессиональных объединений», сочетание защищенности работников с заинтересованностью работодателей в эффективном производстве.
В этом отношении разработка и внедрение профессиональных стандартов – идеальная площадка для социального диалога и формирования общей заинтересованности.
Участие в разработке и внедрении профессиональных стандартов может быть использовано работодателями для:
– конкретизации своих требований к работникам при выполнении ими трудовой функции с учетом специфики деятельности организаций и отрасли;
– развития управления персоналом (отбор и подбор персонала, разработка должностных инструкций, тарификация должностей, установление систем оплаты труда, проведение оценки и аттестации персонала, разработки систем мотивации и стимулирования персонала и др.).
В конечном итоге это позволит повысить эффективность производства и, соответственно, увеличить прибыль за счет вовлечения и использовании в производстве хорошо подготовленных специалистов.
В соответствии с Трудовым кодексом РК (ст. 138-5) профессиональные стандарты разрабатываются «уполномоченными государственными органами соответствующих сфер деятельности совместно с отраслевыми объединениями работодателей и отраслевыми объединениями работников» на основании методических рекомендаций и Правил, разработанных Министерством труда и социальной защиты РК и согласованных «с республиканскими объединениями работодателей и республиканскими объединениями работников»…
В рамках Соглашения о займе между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития от 2 июля 2011 года Группа управления проектом Министерства образования разрабатывает методологию разработки отраслевых рамок квалификаций и профессиональных стандартов и непосредственно 176 профессиональных стандартов» [2] (уже разработаны проекты по 147 профессиональным стандартам) [5].
По мере разработки профессиональный стандарт становится тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать все работники и руководители той или иной отрасли.
В соответствии с вышеизложенным проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чьи знания, умения и компетенции, то есть уровень квалификации, наиболее точно соответствует требованиям производства, очень актуальны.
Проведенный О.Д. Прянишниковой и А.Н. Лейбович анализ зарубежного опыта [6] показал, что развитые страны ведут целенаправленную и последовательную работу по формированию целостной системы обеспечения устойчивого социально-экономического развития, в основе которой лежит формирование партнерских взаимовыгодных отношений между различными сферами общества. Создание конструктивных механизмов взаимодействия сферы труда и сферы образования, повышающих эффективность и снижающих издержки (временные, финансовые, человеческие и др.) процесса подготовки и использования профессиональных кадров, является одним из элементов такой системы.
В Национальном докладе по развитию системы высшего образования Республики Казахстан [4] отмечаются следующие социально-экономические закономерности развития высшего профессионального образования, которые тесно связаны с проблемами развития общества:
– рост наукоемких производств, для эффективной организации которых потребовался в основном персонал с высшим профессиональным образованием;
– увеличение объема научной и технической информации почти вдвое за последние пять лет (и прогнозируется обновление информации каждые три года);
– быстрая смена технологий, вызвавшая моральное устаревание производственных мощностей и обнаружившая недостаточный уровень квалификации специалистов;
– интегративный характер научных исследований, проводимых на стыке различных наук и синтезе предметных областей знаний;
– активное использование современных информационно-коммуникационных технологий как средств интеллектуальной деятельности, обусловливающих автоматизацию как физического, так и умственного труда.
Таким образом, выделенные социально-экономические условия интеграции образования, науки и производства: вхождение в мировое образовательное пространство, внедрение новых технологий, взаимодействие производственных процессов, освоение новых видов продукции вносят коррективы в квалификационные характеристики рабочих мест, стандарты образования и другие образовательные компоненты. Как уже указывалось выше, разработка и внедрение Национальной рамки квалификаций, а на ее основе профессиональных стандартов являлось велением времени.
Использование профессиональных стандартов позволяет, по мнению зарубежных политиков, практиков, экспертов и исследователей, внести весомый вклад в развитие и функционирование как сферы труда, так и сферы образования и науки, которые должны взаимодействовать между собой на основе интеграционных процессов [6].
Библиографическая ссылка
Готтинг В.В., Смирнова Г.М., Курымбаева С.Г. УСЛОВИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3-1. – С. 111-115;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35702 (дата обращения: 03.12.2024).