Поступление в вуз знаменуется в жизни каждого человека изменениями, которые требуют существенной перестройки как его самого, так и образа жизни. Проблему привыкания и приспособления первокурсников к вузу принято считать проблемой адаптации. Адаптация студентов-первокурсников – это сложный процесс приспособления к совершенно новым условиям учебной деятельности, социальному статусу, общению и взаимоотношениям с окружающими людьми.
У студентов-первокурсников происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, освоение новых способов познавательной деятельности, формируются новые типы и формы межличностных отношений. Процесс адаптации во времени совпадает с периодом ранней юности, для которого характерно завершение периода социального взросления, формирования собственных мировоззренческих установок, профессиональное самоопределение.
Трудности адаптации первокурсников определяются еще и такими факторами, как снижение уровня контроля со стороны педагогов, сложность адаптации к лекционно-семинарской форме организации учебного процесса, увеличение объема материала, а в некоторых случаях и социально-бытовыми проблемами, связанными с изменением места жительства [2, 6, 7].
Адаптация первокурсников к условиям вузовского обучения протекает по-разному и зависит от личностных особенностей, уровня сформированности учебных навыков, работоспособности, качества предыдущей подготовки, мотивации к профессиональной деятельности. Поэтому период адаптации на первых этапах может привести к сравнительно низкой успеваемости, трудностям в общении, нервным срывам.
В настоящее время во многих вузах создаются условиях для более успешного процесса адаптации первокурсников к системе вузовского обучения. Особенно эта проблема актуальна для системы медицинского образования, что обусловлено наличием в содержании медицинского образования трех составляющих: образования (учебное направление), научных исследований (научное направление) и клинической практики (лечебное направление), что приводит, в свою очередь, к большим объемам учебного материала, необходимости формирования практических умений и навыков, воспитательной работы по формированию этических и мотивационно-ценностных ориентаций будущих врачей, длительности обучения от пяти (на некоторых факультетах) до семи-восьми лет (включая интернатуру и ординатуру) [1, 3, 4, 5].
Цель исследования – анализ особенностей и проблем адаптации студентов-первокурсников к обучению в медицинском университете (на примере Ставропольского государственного медицинского университета).
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели в течение 16–20ноября 2015г. было проведено анкетирование, в котором приняли участие 318студентов-первокурсников ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Из них 34,4 % составили студенты лечебного факультета, 29,8 % – стоматологического, 6,9 % составили первокурсники факультета иностранных студентов, 4,5 % – студенты гуманитарного и медико-биологического образования.
Результаты исследования и их обсуждение
В2015году в Ставропольский государственный медицинский университет поступили более 500студентов.
Практически половиной первокурсников (47 %) было отмечено, что они испытывали трудности в ходе адаптации к студенческой жизни. Легче всего процесс адаптации проходил у студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата. Лишь 20 % отметили, что испытывали трудности в процессе привыкания к особенностям студенческой жизни. Никаких проблем в процессе адаптации не испытали первокурсники, имеющие среднее медицинское образование (медицинский колледж). Данной группе студенты уже хорошо знакомы специфика лекционно-семинарской формы обучения, специфика требований преподавателей и др.
Наиболее трудно процесс адаптации проходил у первокурсников факультета иностранных студентов. Все опрошенные студенты указали, что испытывали трудности адаптации к студенческой жизни. Данные результаты вполне закономерны, поскольку этой группе студентов помимо типичных проблем адаптации к вузовской жизни необходимо еще и преодолевать языковой и культурный барьеры.
Основными проблемами, с которыми сталкиваются первокурсники, являются: перегруженность учебными занятиями (64,9 %), недостаточный уровень предыдущей подготовки (45,8 %), неумение организовать себя (30,5 %), отсутствие поддержки со стороны родителей (12,2 %). Поступление в медицинский вуз для многих студентов является осознанным и мотивированным решением в жизни. Лишь для 3,1 % первокурсников трудности адаптации к студенческой жизни вызваны отсутствием силы воли и нежеланием учиться.
37 % опрошенных первокурсников СтГМУ отметили, что у них не возникает трудностей в ходе адаптации к вузовскому учебному процессу.
Рис. 1. Основные трудности студенческой жизни, возникающие у студентов-первокурсников Ставропольского государственного медицинского университета
В последние годы эксперты отмечают снижение уровня подготовки школьников. Не являются исключением и первокурсники вуза. 55 % убеждены, что предыдущая подготовка достаточна для успешного освоения учебных дисциплин в СтГМУ. 36 % испытывают дефицит знаний по отдельным предметам, а 8 % – нехватку знаний по всем предметам.
Среди основных трудностей студенты отмечают сложность материала (45,6 %), проблемы привыкания к лекционно-семинарской системе (27,4 %), необходимость выполнения самостоятельной работы (25,3 %), проблемы, связанные с необходимостью конспектирования на лекциях испытывают 15,8 % опрошенных. 9,1 % опрошенных отметили, что не понимают объяснения преподавателей. Иерархия данных проблем характерна для всех студентов, независимо от факультета обучения.
Рис. 2. Основные трудности адаптации к учебному процессу, возникающие у студентов-первокурсников СтГМУ
Согласно результатам анкетирования, наиболее подготовленными к обучению в университете являются студенты, обучающиеся по программам бакалавриата.
Адаптация первокурсника – это процесс и результаты успешного вхождения в вузовскую среду и прежде всего на уровне академической группы. Адаптация к новым условиям организации учебного процесса совпадает с процессом социализации в новых условиях формирования нового социального статуса и круга общения, поэтому от социально-психологической атмосферы, складывающейся в группе, и комфортности пребывания студента в ней зависит не только успешность адаптации, но и результативность дальнейшего обучения в медицинском университете. 42,6 % первокурсников отметили, что у них сложился дружный коллектив, 33,5 % отметили, что приобрели новых друзей, но в целом группы разделились на отдельные компании, 12,3 % оценили взаимоотношения в группе как равнодушные друг к другу и отметили наличие интересов вне группы. 11,3 % опрошенных затруднились ответить на вопрос.
Важным условием успешности обучения в медицинском вузе является наличие устойчивой мотивации к выбранной процессии. ВСтавропольском государственном медицинском университете создана Малая медицинская академия, основной целью которой является формирование устойчивой мотивации к профессии врача. Занятия в Малой медицинской академии – это возможность учащимся 9−11классов ближе познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными, врачами-клиницистами, узнать о прошлом и будущем медицины, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе.
Свидетельством успешности данной формы работы с абитуриентами Ставропольского государственного медицинского университета являются и результаты анкетирования – ни один из опрошенных первокурсников, который посещал занятия Малой медицинской академии, не указал на трудности в процессе адаптации к студенческой жизни.
ВСтГМУ успешно функционирует институт кураторства, созданный с целью организации воспитательной работы со студентами младших курсов. Куратор играет ключевую роль в процессе адаптации студентов первого курса. Куратор академической группы строит свою работу со студентами на индивидуальном подходе, оказывает помощь в решении учебных, социально-бытовых и иных проблем, возникающих в процессе обучения. Очевидно, что процесс адаптации проходит быстрее и менее болезненно при активной поддержки вузовского коллектива. Преподаватели, кураторы академических групп, сотрудники деканатов, представители студенческого самоуправления оказывают всю необходимую поддержку студентам первых курсов. Результаты опроса показывают, что почувствовали внимание и ощутили поддержку со стороны преподавателей 46 % первокурсников, кураторов (44 %), сотрудников деканата (18,3 %).
В большей степени поддержку со стороны кураторов групп ощущают первокурсники факультета иностранных студентов, приезжающие на обучение в СтГМУ из других стран (96,4 %).
Выводы
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1.Практически половина первокурсников (47 %) сталкиваются с проблемами адаптации к студенческой жизни, вызванными в основном перегруженностью учебными занятиями, недостаточным уровнем предыдущей подготовки, неумением организовать себя, отсутствием поддержки со стороны родителей. Наибольшие трудности в процессе адаптации к студенческой жизни испытывают первокурсники факультета иностранных студентов, приезжающие на обучение из других стран.
2.Основные сложности в усвоении вузовского учебного материала у студентов- первокурсников вызваны недостаточным уровнем школьной подготовки. Каждый третий первокурсник испытывает дефицит знаний по отдельным предметам, а 8 % – по всем предметам.
3.Трудности учебной адаптации первокурсников вызваны сложностью изучаемого материала, проблемами привыкания к лекционно-семинарской системе, необходимостью выполнения самостоятельной работы, проблемами, связанными с необходимостью конспектирования на лекциях, непониманием объяснения преподавателей.
4.Снаибольшими трудностями в процессе адаптации к вузовской среде сталкиваются первокурсники факультета иностранных студентов, что определяет необходимость дальнейшего совершенствования работы в данном направлении.
5.ВСтавропольском государственном медицинском университете эффективно функционируют структурные подразделения, обеспечивающие успешность адаптации первокурсников: институт кураторства, направленный на организацию индивидуальной воспитательной работы со студентами младших курсов, и работа с абитуриентами в рамках Малой медицинской академии.
6.Результаты проведенного исследования указывают на необходимость введения дополнительного вступительного экзамена для абитуриентов по профильным дисциплинам – биологии и химии с целью выявления абитуриентов, имеющих более высокий уровень школьной подготовки, что позволит не только минимизировать трудности адаптационного периода, но и обеспечит успешность дальнейшего обучения в медицинском университете.
Таким образом, проведённое исследование подтвердило необходимость объединения усилий всех структур Ставропольского государственного медицинского университета для успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе и необходимость дальнейшего совершенствования работы в данном направлении.