Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ходжаян А.Б. 1 Гевандова М.Г. 1 Маяцкая Н.К. 1 Савченко В.В. 1
1 Ставропольский государственный медицинский университет
Статья посвящена анализу проблемы особенностей адаптации студентов-первокурсников к медицинскому университету (на примере Ставропольского государственного медицинского университета). Представлены результаты анкетирования, направленные на изучение особенностей адаптации первокурсников. В статье представлен анализ основных трудностей, возникающих у студентов разных факультетов в процессе адаптации к студенческой жизни и вузовскому учебному процессу. Выявлены проблемы недостаточности уровня школьной подготовки, сложности изучаемого материала для обучающихся, трудности привыкания к лекционно-семинарской системе и необходимости организации самостоятельной работы. Представлен опыт работы СтГМУ по обеспечению успешности адаптации первокурсников к вузовской системе обучения. В статье указывается на целесообразность введения дополнительного вступительного испытания с целью выявления абитуриентов, имеющих более высокий уровень школьной подготовки.
адаптация
первокурсники
проблемы адаптации
вузовская среда
учебный процесс
1. Агранович Н.В., Ходжаян А.Б., Кошель В.И., Гевандова М.Г. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов// Фундаментальные исследования. – 2015. – №2–3. – С.572–576.
2. Ашеулова О.А., Савочка О.Н. Факторы, влияющие на адаптацию первокурсников АМГУ. – Вестник Амурского государсветнного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. – №44. – С.87–89.
3. Вилиуллина Е.В. Содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук, – Кемерово, 2012. – 22с.
4. Кошель В.И. Ходжаян А.Б. Семенова О.А. Сирак С.В., Маяцкая Н.К. Гевандова М.Г. Особенности реализации индивидуальной образовательной траектории в медицинском университете (обзор). – 2015. – №9–7. – С.646–650.
5. Маяцкая Н.К. Научно-педагогическое обеспечение аккультурации иностранных студентов в российских вузах: дис. ... канд. пед, наук. – Ставрополь, 2003. – С. 66–67.
6. Михеева Л.П. Березина О.В. Социальная адаптация первокурсников в вузе// Вестник БРГТУ (НПИ). – 2014. – №2. – С. 129–137.
7. Панихина А.В. Оценка адаптации студентов первокурсников к обучению в вузе/ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/513384.

Поступление в вуз знаменуется в жизни каждого человека изменениями, которые требуют существенной перестройки как его самого, так и образа жизни. Проблему привыкания и приспособления первокурсников к вузу принято считать проблемой адаптации. Адаптация студентов-первокурсников – это сложный процесс приспособления к совершенно новым условиям учебной деятельности, социальному статусу, общению и взаимоотношениям с окружающими людьми.

У студентов-первокурсников происходит перестройка всей системы ценностно-познавательных ориентаций личности, освоение новых способов познавательной деятельности, формируются новые типы и формы межличностных отношений. Процесс адаптации во времени совпадает с периодом ранней юности, для которого характерно завершение периода социального взросления, формирования собственных мировоззренческих установок, профессиональное самоопределение.

Трудности адаптации первокурсников определяются еще и такими факторами, как снижение уровня контроля со стороны педагогов, сложность адаптации к лекционно-семинарской форме организации учебного процесса, увеличение объема материала, а в некоторых случаях и социально-бытовыми проблемами, связанными с изменением места жительства [2, 6, 7].

Адаптация первокурсников к условиям вузовского обучения протекает по-разному и зависит от личностных особенностей, уровня сформированности учебных навыков, работоспособности, качества предыдущей подготовки, мотивации к профессиональной деятельности. Поэтому период адаптации на первых этапах может привести к сравнительно низкой успеваемости, трудностям в общении, нервным срывам.

В настоящее время во многих вузах создаются условиях для более успешного процесса адаптации первокурсников к системе вузовского обучения. Особенно эта проблема актуальна для системы медицинского образования, что обусловлено наличием в содержании медицинского образования трех составляющих: образования (учебное направление), научных исследований (научное направление) и клинической практики (лечебное направление), что приводит, в свою очередь, к большим объемам учебного материала, необходимости формирования практических умений и навыков, воспитательной работы по формированию этических и мотивационно-ценностных ориентаций будущих врачей, длительности обучения от пяти (на некоторых факультетах) до семи-восьми лет (включая интернатуру и ординатуру) [1, 3, 4, 5].

Цель исследования – анализ особенностей и проблем адаптации студентов-первокурсников к обучению в медицинском университете (на примере Ставропольского государственного медицинского университета).

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели в течение 16–20ноября 2015г. было проведено анкетирование, в котором приняли участие 318студентов-первокурсников ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Из них 34,4 % составили студенты лечебного факультета, 29,8 % – стоматологического, 6,9 % составили первокурсники факультета иностранных студентов, 4,5 % – студенты гуманитарного и медико-биологического образования.

Результаты исследования и их обсуждение

В2015году в Ставропольский государственный медицинский университет поступили более 500студентов.

Практически половиной первокурсников (47 %) было отмечено, что они испытывали трудности в ходе адаптации к студенческой жизни. Легче всего процесс адаптации проходил у студентов, обучающихся по образовательным программам бакалавриата. Лишь 20 % отметили, что испытывали трудности в процессе привыкания к особенностям студенческой жизни. Никаких проблем в процессе адаптации не испытали первокурсники, имеющие среднее медицинское образование (медицинский колледж). Данной группе студенты уже хорошо знакомы специфика лекционно-семинарской формы обучения, специфика требований преподавателей и др.

Наиболее трудно процесс адаптации проходил у первокурсников факультета иностранных студентов. Все опрошенные студенты указали, что испытывали трудности адаптации к студенческой жизни. Данные результаты вполне закономерны, поскольку этой группе студентов помимо типичных проблем адаптации к вузовской жизни необходимо еще и преодолевать языковой и культурный барьеры.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются первокурсники, являются: перегруженность учебными занятиями (64,9 %), недостаточный уровень предыдущей подготовки (45,8 %), неумение организовать себя (30,5 %), отсутствие поддержки со стороны родителей (12,2 %). Поступление в медицинский вуз для многих студентов является осознанным и мотивированным решением в жизни. Лишь для 3,1 % первокурсников трудности адаптации к студенческой жизни вызваны отсутствием силы воли и нежеланием учиться.

37 % опрошенных первокурсников СтГМУ отметили, что у них не возникает трудностей в ходе адаптации к вузовскому учебному процессу.

pic_42.wmf

Рис. 1. Основные трудности студенческой жизни, возникающие у студентов-первокурсников Ставропольского государственного медицинского университета

В последние годы эксперты отмечают снижение уровня подготовки школьников. Не являются исключением и первокурсники вуза. 55 % убеждены, что предыдущая подготовка достаточна для успешного освоения учебных дисциплин в СтГМУ. 36 % испытывают дефицит знаний по отдельным предметам, а 8 % – нехватку знаний по всем предметам.

Среди основных трудностей студенты отмечают сложность материала (45,6 %), проблемы привыкания к лекционно-семинарской системе (27,4 %), необходимость выполнения самостоятельной работы (25,3 %), проблемы, связанные с необходимостью конспектирования на лекциях испытывают 15,8 % опрошенных. 9,1 % опрошенных отметили, что не понимают объяснения преподавателей. Иерархия данных проблем характерна для всех студентов, независимо от факультета обучения.

pic_43.wmf

Рис. 2. Основные трудности адаптации к учебному процессу, возникающие у студентов-первокурсников СтГМУ

Согласно результатам анкетирования, наиболее подготовленными к обучению в университете являются студенты, обучающиеся по программам бакалавриата.

Адаптация первокурсника – это процесс и результаты успешного вхождения в вузовскую среду и прежде всего на уровне академической группы. Адаптация к новым условиям организации учебного процесса совпадает с процессом социализации в новых условиях формирования нового социального статуса и круга общения, поэтому от социально-психологической атмосферы, складывающейся в группе, и комфортности пребывания студента в ней зависит не только успешность адаптации, но и результативность дальнейшего обучения в медицинском университете. 42,6 % первокурсников отметили, что у них сложился дружный коллектив, 33,5 % отметили, что приобрели новых друзей, но в целом группы разделились на отдельные компании, 12,3 % оценили взаимоотношения в группе как равнодушные друг к другу и отметили наличие интересов вне группы. 11,3 % опрошенных затруднились ответить на вопрос.

Важным условием успешности обучения в медицинском вузе является наличие устойчивой мотивации к выбранной процессии. ВСтавропольском государственном медицинском университете создана Малая медицинская академия, основной целью которой является формирование устойчивой мотивации к профессии врача. Занятия в Малой медицинской академии – это возможность учащимся 9−11классов ближе познакомиться с профессией врача, приобрести навыки научно-исследовательской деятельности, встретиться с видными учёными, врачами-клиницистами, узнать о прошлом и будущем медицины, посетить кафедры и музеи СтГМУ, адаптироваться к условиям обучения в вузе.

Свидетельством успешности данной формы работы с абитуриентами Ставропольского государственного медицинского университета являются и результаты анкетирования – ни один из опрошенных первокурсников, который посещал занятия Малой медицинской академии, не указал на трудности в процессе адаптации к студенческой жизни.

ВСтГМУ успешно функционирует институт кураторства, созданный с целью организации воспитательной работы со студентами младших курсов. Куратор играет ключевую роль в процессе адаптации студентов первого курса. Куратор академической группы строит свою работу со студентами на индивидуальном подходе, оказывает помощь в решении учебных, социально-бытовых и иных проблем, возникающих в процессе обучения. Очевидно, что процесс адаптации проходит быстрее и менее болезненно при активной поддержки вузовского коллектива. Преподаватели, кураторы академических групп, сотрудники деканатов, представители студенческого самоуправления оказывают всю необходимую поддержку студентам первых курсов. Результаты опроса показывают, что почувствовали внимание и ощутили поддержку со стороны преподавателей 46 % первокурсников, кураторов (44 %), сотрудников деканата (18,3 %).

В большей степени поддержку со стороны кураторов групп ощущают первокурсники факультета иностранных студентов, приезжающие на обучение в СтГМУ из других стран (96,4 %).

Выводы

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.Практически половина первокурсников (47 %) сталкиваются с проблемами адаптации к студенческой жизни, вызванными в основном перегруженностью учебными занятиями, недостаточным уровнем предыдущей подготовки, неумением организовать себя, отсутствием поддержки со стороны родителей. Наибольшие трудности в процессе адаптации к студенческой жизни испытывают первокурсники факультета иностранных студентов, приезжающие на обучение из других стран.

2.Основные сложности в усвоении вузовского учебного материала у студентов- первокурсников вызваны недостаточным уровнем школьной подготовки. Каждый третий первокурсник испытывает дефицит знаний по отдельным предметам, а 8 % – по всем предметам.

3.Трудности учебной адаптации первокурсников вызваны сложностью изучаемого материала, проблемами привыкания к лекционно-семинарской системе, необходимостью выполнения самостоятельной работы, проблемами, связанными с необходимостью конспектирования на лекциях, непониманием объяснения преподавателей.

4.Снаибольшими трудностями в процессе адаптации к вузовской среде сталкиваются первокурсники факультета иностранных студентов, что определяет необходимость дальнейшего совершенствования работы в данном направлении.

5.ВСтавропольском государственном медицинском университете эффективно функционируют структурные подразделения, обеспечивающие успешность адаптации первокурсников: институт кураторства, направленный на организацию индивидуальной воспитательной работы со студентами младших курсов, и работа с абитуриентами в рамках Малой медицинской академии.

6.Результаты проведенного исследования указывают на необходимость введения дополнительного вступительного экзамена для абитуриентов по профильным дисциплинам – биологии и химии с целью выявления абитуриентов, имеющих более высокий уровень школьной подготовки, что позволит не только минимизировать трудности адаптационного периода, но и обеспечит успешность дальнейшего обучения в медицинском университете.

Таким образом, проведённое исследование подтвердило необходимость объединения усилий всех структур Ставропольского государственного медицинского университета для успешной адаптации первокурсников к обучению в вузе и необходимость дальнейшего совершенствования работы в данном направлении.


Библиографическая ссылка

Ходжаян А.Б., Гевандова М.Г., Маяцкая Н.К., Савченко В.В. ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-2. – С. 389-392;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35640 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674