В настоящем исследовании модель рассматривается как совокупность идей, описывающих концептуальные положения, и позволяет средствами организационно-педагогического механизма планировать реализацию, отслеживать ход и осуществлять влияние с целью эффективного решения задач поддержки семейного воспитания в условиях учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД). При этом нами проведен анализ существующих моделей взаимодействия с семьей в УДОД и других образовательных учреждениях (Л.А. Боровцова, В.Н. Бушина, Ю.А. Гладкова, Н.В. Додокина, Т.Н. Касимова, Ю.А. Ларченко, М.М. Прокопьева, Е.Н. Сорокина, С.В. Теряева, И.А. Хоменко, Е.Г. Чигвинцева, А.Ю. Черняева и др.).
Цель исследования – теоретическое обоснование, экспериментальная проверка модели и программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых как фактора поддержки семейного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.
Материалы и методы исследования
Таблица 1
Структурно-содержательная модель поддержки семейного воспитания на основе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования детей
элементы |
Согласованность социально-личностных потребностей |
|||||||||||||||
Потребность современного общества в педагогически активных семьях с высоким воспитательным потенциалом как полноправных субъектах собственной жизнедеятельности |
Потребность родителей в информационно-педагогическом сопровождении развития воспитательного потенциала семьи; и потребность детей в педагогически компетентных родителях |
Потребность практики в научно-методическом обеспечении процесса развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационно-образовательного пространства УДОД |
||||||||||||||
Целевой |
Целевой компонент |
|||||||||||||||
Цель интеграции формального и неформального образования детей и взрослых: обеспечение процесса развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационно-образовательного пространства УДОД |
Задачи: 1) создать условия для развития мотивации родителей и детей к качественно-позитивным изменениям воспитательного потенциала собственной семьи через включение в информационно-образовательное пространство УДОД; 2) транслировать родителям и детям через информационно-образовательное пространство УДОД знания о воспитательном потенциале семьи, об эффективных способах его развития в условиях семейного воспитания; 3) содействовать самообразованию родителей и детей в области семейного воспитания средствами формального и неформального образования; 4) способствовать повышению компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах поддержки семейного воспитания |
|||||||||||||||
Концептуальный |
Компонент научного обеспечения |
|||||||||||||||
Подходы: системный, компетентностный, личностно-ориентированный, интегративный, развивающий |
Принципы: аксиологической направленности содержания информационно-образовательных материалов; достаточности и открытости информационно-образовательных ресурсов; субъектности; принцип креативности и творческого начала в организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей; принцип педагогической интеграции |
|||||||||||||||
Содержа- тельный |
Содержательный компонент: |
|||||||||||||||
Программа интеграции формального и неформального образования детей и взрослых включает в себя: 1) образовательные курсы: а) для родителей «Школа успешного родителя»; б) для детей – «Школа компетентного семьянина»; в) для педагогов – «Проектирование информационно-образовательного пространства в учреждениях дополнительного образования детей в процессе взаимодействия с семьей»; 2) организацию информационно-образовательного пространства учреждения; 3) совместную социокультурную деятельность детей, родителей и педагогов |
||||||||||||||||
Процессуально-технологический |
Технологический компонент: |
|||||||||||||||
Методы: интерактивного моделирования общения с родителями и детьми; метод включения родителей и детей в информационно-образовательную деятельность; просмотр видеоматериалов; метод проблемного изложения; проблемно-прогностическая беседа; проблемно-профилактическая беседа, мини-лекция; диагностические методы и др. Технологии: проектного обучения, личностно-ориентированного образования, коллективной творческой деятельности, педагогические технологии поддержки и сопровождения детей и взрослых, кейс-технологии. |
Средства: – диагностические (диагностические методики) – информационно-педагогические средства (информационный стенд, информационные буклеты, памятки; газеты, журналы, образовательные Интернет и видеоресурсы; учебно-методические пособия и др.) |
Формы: Интернет-консультирование; создание и участие в реализации информационных проектов; издательская деятельность образовательной продукции о семейном воспитании; «Теле-радио-пресс-центр»; видеотренинги; медиа-лаборатория; семейный медиафестиваль; творческие конкурсы с участием семей; «информационный час»; рефлексивный практикум; КТД; микрогрупповые собрания; курсы повышения квалификации и др. |
||||||||||||||
Организационный компонент |
||||||||||||||||
Этапы развития воспитательного потенциала семьи на основе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в УДОД: |
1) мотивационно-целевой («подготовка»); 2) деятельностно-развивающий («осознание, понимание, действие»); 3) аналитико-проектировочный («развитие, самодействие») |
|||||||||||||||
Оценочно-результативный |
Результативно-рефлексивный компонент: |
|||||||||||||||
Уровни развития воспитательного потенциала семьи: |
||||||||||||||||
Неприемлемый (очень низкий уровень) |
Кризисный (низкий уровень) |
Нормативный (средний уровень) |
Креативный (высокий уровень) |
|||||||||||||
Результат: личностные новообразования детей и взрослых, обеспечивающие переход семьи на более высокий и качественно отличный от предыдущего уровень развития воспитательного потенциала, представленный компонентами: |
||||||||||||||||
Аксиологический |
Компетентностный |
Эмоционально- коммуникативный |
Организационный |
|||||||||||||
Соблюдение и выполнение членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения |
Ценностное единство всех членов семьи |
Педагогическая компетентность родителей |
Социальная компетентность детей в быту и семейной жизни |
Характер внутрисемейных отношений (взаимодействие родителей и детей) |
Стиль семейного воспитания |
Уровень социальнопедагогической самоорганизации членов семьи |
||||||||||
Диагностические методики и методы математической статистики |
В рассматриваемой нами модели (табл. 1) процесс поддержки семейного воспитания представлен как целостный и целенаправленный процесс развития воспитательного потенциала семьи. Методологическую основу исследования составляют положения системного, компетентностного, личностно-ориентированного, интегративного и развивающего подходов к взаимодействию с семьей, определяющие основное стратегическое направление, принципы разработки модели и экспериментальной программы ее реализации. В нашей работе процесс поддержки семейного воспитания рассматривается как педагогический процесс создания специальных условий для активизации субъектной роли семьи, повышения социальной ответственности взрослых за воспитание детей, актуализации и развития воспитательного потенциала семьи. Таким образом, процесс поддержки семейного воспитания рассматривается нами через развитие воспитательного потенциала семьи, под которым понимается совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации. В структуре воспитательного потенциала семьи выделены четыре основных компонента – аксиологический, компетентностный, эмоционально-коммуникативный, организационный [3; 4]. Под «интеграцией формального и неформального образования детей и взрослых в УДОД» мы понимаем процесс, направленный на обеспечение полноты и цельности образования детей и взрослых (родителей, педагогов) путем взаимодействия, взаимопроникновения, взаимовлияния и расширения возможностей их формальной и неформальной образовательной деятельности в условиях информационно-образовательного пространства учреждения, характеризуемый гармонией и согласованностью интересов всех субъектов и ориентированный на поддержку семейного воспитания [1; 2].
Для реализации модели был выявлен комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективность поддержки семейного воспитания на основе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования детей:
1. Целенаправленная организация информационно-образовательного пространства учреждения, ориентированного на развитие воспитательного потенциала семьи, определено как необходимое.
2. Включение детей и взрослых в активное освоение и содержательное наполнение информационно-образовательного пространства учреждения.
3. Включение детей и взрослых в социокультурную деятельность учреждения, ориентированную на личностное саморазвитие субъектов [4].
Теоретические методы: теоретический анализ, сравнение и сопоставление, концептуализация, классификация, обобщение и синтез. Эмпирические методы: анкетирование, интервью, беседа, констатирующий и формирующий этапы эксперимента; экспериментальное моделирование; изучение и обобщение эффективного опыта и практики деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Эффективность реализации модели поддержки семейного воспитания подтверждена посредством системной диагностики [5]. В качестве ведущих методов выступили уровневый и системно-структурный анализ. Поскольку в нашем исследовании процесс поддержки семейного воспитания рассматривается через развитие воспитательного потенциала семьи, далее представим диагностический инструментарий для определения уровней отдельных критериев компонентов воспитательного потенциала (табл. 2).
Таблица 2
Компоненты, критерии, показатели и методики диагностики воспитательного потенциала современной семьи
Компоненты |
Критерии |
Методы диагностики |
Диагностический инструментарий |
Аксиологический |
1. Соблюдение и выполнение членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения |
Наблюдение. Анкетирование Беседы |
Согласованность семейных ценностей супругов (опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волкова) |
Тест «Отношение к семье» (для родителей и детей) |
|||
2. Ценностное отношение родителей к семье и к своей родительской роли |
Наблюдение. Анализ эссе. Тестирование. Беседа |
Диагностика «Ролевая модель цели воспитания» (для родителей) |
|
3. Ценностное отношение детей к семье |
Тестирование. Выполнение практических ситуаций. Самооценка детей по выделенному показателю |
Опросник для детей «Диагностика отношения к жизненным ценностям» Тест «Могу ли я быть лидером-организатором в семье?» |
|
Педагогический |
3. Педагогическая компетентность родителей |
Анализ рефлексивных анкет Анкетирование. Выполнение практических заданий. Самооценка родителей по выделенному показателю |
Опросник «Осознанное родительство» (М.О. Ермихина) |
Опросник «Какой Вы родитель»? |
|||
6. Стиль семейного воспитания |
Анкетирование. Наблюдение. Беседа |
Анкета «Стиль семейного воспитания» |
|
Эмоционально-коммуникативный |
5. Характер внутрисемейных отношений |
Анализ детских рисунков. Анализ детских сочинений. Анкетирование |
Опросник для супругов «Изучение удовлетворения потребности в уважении, заботе, признании личного достоинства» |
Анкета для родителей «Внутрисемейные взаимоотношения» |
|||
«Кинетический рисунок семьи» (КРС) (Р. Бернс, С. Кауфман) |
|||
Организационный |
7. Уровень социально-педагогической самоорганизации семьи |
Анкетирование. Наблюдение. Экспертная оценка |
Опросник «Изучение самоорганизации семьи» |
Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы (Д. Олсон, Д. Портнер, И. Лави) |
Результаты исследования и их обсуждение
Выявленные в ходе теоретического осмысления проблемы, педагогические условия и созданная структурно-содержательная модель были нами подвергнуты опытно-экспериментальной проверке. При этом критериями эффективности реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в процессе поддержки семейного воспитания на базе УДОД являются личностные новообразования детей и взрослых, обеспечивающие переход семьи на более высокий и качественно отличный от предыдущего уровень развития воспитательного потенциала семьи, представленный компонентами: аксиологическим, компетентностным, эмоционально-коммуникативным, организационным. Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе в эксперименте приняли участие 105 родителей и 105 детей в возрасте от 10 до 12 лет, а также педагоги в количестве 32 чел.
Установлено, что при существующей системе работы с семьей в УДОД уровень развития воспитательного потенциала практически всех семей в основном «кризисный» (низкий), ближе к «нормативному» (среднему). В контрольной выборке – 46,15 % семей с «кризисным» и «нормативным» уровнем развития воспитательного потенциала; в экспериментальной группе – 40 % семей с «кризисным» и 48 % семей с «нормативным» уровнем развития воспитательного потенциала. Следует подчеркнуть, что в обеих группах не были выявлены семьи с «неприемлемым» (очень низким) уровнем развития воспитательного потенциала, что свидетельствует о том, что учреждения дополнительного образования детей посещают семьи, изначально ориентированные на ценностное взаимодействие в семье (см. табл. 4). Содержанием формирующего этапа стала реализация экспериментальной программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в УДОД на основе разработанной структурно-содержательной модели (табл. 1). В опытно-экспериментальной работе приняли участие четыре выборки: три из них экспериментальные и одна контрольная выборка. В первой экспериментальной выборке (ЭГ-1) проверялась эффективность введения первого условия, во второй (ЭГ-2) – первого и второго, в третьей (ЭГ-3) проверялась эффективность всего комплекса выделенных педагогических условий; во всех группах работали педагоги, прошедшие специальную курсовую подготовку в рамках формализованных образовательных структур. В контрольной выборке (КГ) работа велась в традиционном режиме взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи. После реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в экспериментальных учреждениях на контрольном этапе была проведена итоговая диагностика уровня развития воспитательного потенциала семьи контрольной и экспериментальной выборок по методикам констатирующего эксперимента. Осуществлялась математическая обработка полученных данных. По результатам двух диагностических срезов в диссертации построены графики и таблицы, демонстрирующие динамику показателей развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационно-образовательного пространства учреждений дополнительного образования детей. Результаты эксперимента на контрольном этапе, включающие результаты внедрения первого педагогического условия в выборке ЭГ-1, первого и второго – в выборке ЭГ-2, комплекса условий – в выборке ЭГ-3, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Результаты проверки воздействия 1-го, и 2-го и комплекса педагогических условий на развитие воспитательного потенциала семьи в рамках реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования
Уровни развития воспитательного потенциала семьи |
|||||||||
Неприемлемый |
Кризисный |
Нормативный |
Креативный |
||||||
Выборка |
Этапы |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
ЭГ-1 |
начало |
– |
0,00 |
12 |
44,44 |
13 |
48,15 |
2 |
7,41 |
конец |
– |
0,00 |
6 |
22,22 |
15 |
55,56 |
6 |
22,22 |
|
ЭГ-2 |
начало |
– |
0,00 |
11 |
40,74 |
13 |
48,15 |
3 |
11,11 |
конец |
– |
0,00 |
4 |
14,81 |
19 |
70,37 |
4 |
14,81 |
|
ЭГ-3 |
начало |
– |
0,00 |
10 |
40,00 |
12 |
48,00 |
3 |
12,00 |
конец |
– |
0,00 |
4 |
16,00 |
10 |
40,00 |
11 |
44,00 |
|
КГ |
начало |
– |
0,00 |
12 |
46,15 |
12 |
46,15 |
2 |
7,69 |
конец |
– |
0,00 |
11 |
42,31 |
12 |
46,15 |
3 |
11,54 |
Данные, представленные в табл.3, свидетельствуют о влиянии выделенных педагогических условий на развитие воспитательного потенциала семьи в УДОД в результате реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых. Очевидно, что показатели по выборке ЭГ-3 значительно выше, чем в выборках ЭГ-1, ЭГ-2. Разница в результатах ЭГ-3, где реализовался комплекс педагогических условий, и в выборках, где апробированы отдельные педагогические условия, убедительно свидетельствует о том, что развитие воспитательного потенциала семьи более успешно при внедрении как программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых, так и реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность интеграции двух сфер образования, ориентированных на поддержку семейного воспитания.
Таблица 4
Уровни развития воспитательного потенциала семьи до и после реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования
Уровни развития воспитательного потенциала семьи |
Распределение по уровням, ( %) |
φ* − критерий Фишера |
Уровень статистической значимости |
|||
До эксперимента |
После эксперимента |
|||||
КГ |
ЭГ-3 |
КГ |
ЭГ-3 |
|||
Креативный |
7,69 |
12,00 |
11,54 |
44,00 |
2,63 |
статистически значимо (p < 0,01) |
Нормативный |
46,15 |
48,00 |
46,15 |
40,00 |
0,57 |
статистически незначимо |
Кризисный |
46,15 |
40,00 |
42,31 |
16,00 |
1,93 |
статистически значимо (p < 0,05) |
Неприемлемый |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
статистически незначимо |
Для подтверждения статистической значимости данных изменений мы использовали многофункциональный статистический критерий φ* – угловое преобразование Фишера. Данные расчета, подтверждающие достоверность полученных результатов, представлены в табл. 4. Расчеты показали, что в выборке ЭГ-3 по итогам реализации комплекса педагогических условий и экспериментальной программы количество семей с «креативным» уровнем развития воспитательного потенциала возросло с 12 % до 44 %. Положительная динамика составила 32 %. По оценке критерия углового преобразования Фишера φ* = 2,63 полученные изменения статистически значимы (ρ ≤ 0,01). Количество семей с «нормативным» уровнем развития воспитательного потенциала незначительно уменьшилось в связи с переходом на более высокий уровень, всего на 8 % – изменения статистически незначимы: φ* = 0,57 (r > 0,1). Количество семей с «кризисным» уровнем значительно сократилось – с 40 % до 16 %, положительная динамика составила 24 % – φ* = 1,93 (ρ ≤ 0,05). Произошедшие изменения – статистически значимы. В контрольной выборке наблюдается стабильность с небольшой тенденцией к повышению в группе с «креативным» уровнем развития воспитательного потенциала семьи на 3,85 %, в группе с нормативным уровнем – без изменений, в группе с «кризисным» уровнем – уменьшение на 3,84 %. Наблюдаемые изменения статистически не значимы для всех уровней (р < 0,1). В результате реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых, ориентированной на развитие воспитательного потенциала семьи в информационно-образовательном пространстве учреждений дополнительного образования детей, были выявлены достоверные различия результатов по контрольной и экспериментальной выборкам по всем компонентам воспитательного потенциала семьи в целом, показывающим, в частности, динамику изменений в структуре личности детей и взрослых (табл. 5).
Таблица 5
Изменения уровня развития воспитательного потенциала семьи по отдельным компонентам
Уровень развития воспитательного потенциала семьи |
До эксперимента |
После эксперимента |
|||||||
КГ, % |
ЭГ-3, % |
φ* − критерий Фишера |
Уровень значимости |
КГ, % |
ЭГ-3, % |
φ* − критерий Фишера |
Уровень значимости |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Уровень развития аксиологического компонента (ценностные ориентации родителей и детей) |
|||||||||
Креативный |
15,38 |
12,00 |
0,35 |
p = 0,364 |
19,23 |
44,00 |
1,94 |
p = 0,029 |
|
Нормативный |
65,38 |
52,00 |
0,97 |
p = 0,168 |
69,23 |
40,00 |
2,13 |
p = 0,019 |
|
Кризисный |
19,23 |
36,00 |
1,35 |
p = 0,092 |
11,54 |
16,00 |
0,46 |
p = 0,324 |
|
Неприемлемый |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
p = 0,500 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
p = 0,500 |
|
Уровень развития компетентностного компонента (компетентность родителей и компетентность детей) |
|||||||||
Креативный |
7,69 |
20,00 |
1,30 |
p = 0,100 |
7,69 |
48,00 |
3,46 |
p = 0,001 |
|
Нормативный |
38,46 |
40,00 |
0,11 |
p = 0,456 |
46,15 |
36,00 |
0,74 |
p = 0,231 |
|
Кризисный |
53,85 |
40,00 |
0,99 |
p = 0,164 |
46,15 |
16,00 |
2,39 |
p = 0,010 |
|
Неприемлемый |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
p = 0,500 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
p = 0,500 |
|
Уровень развития эмоционально-коммуникативного компонента (характер взаимоотношений родителей и детей) |
|||||||||
Креативный |
3,85 |
8,00 |
0,64 |
p = 0,263 |
11,54 |
32,00 |
1,82 |
p = 0,037 |
|
Нормативный |
38,46 |
36,00 |
0,18 |
p = 0,429 |
46,15 |
40,00 |
0,44 |
p = 0,331 |
|
Кризисный |
46,15 |
52,00 |
0,42 |
p = 0,338 |
38,46 |
28,00 |
0,80 |
p = 0,214 |
|
Неприемлемый |
11,54 |
4,00 |
1,04 |
p = 0,152 |
3,85 |
0,00 |
1,41 |
p = 0,082 |
|
Окончание табл. 5 |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Уровень развития организационного компонента (уровень самоорганизации членов семьи – родителей и детей) |
|||||||||
Креативный |
3,85 |
12,00 |
1,12 |
p = 0,134 |
7,69 |
44,00 |
3,17 |
p = 0,001 |
|
Нормативный |
53,85 |
48,00 |
0,42 |
p = 0,338 |
57,69 |
44,00 |
0,98 |
p = 0,166 |
|
Кризисный |
42,31 |
40,00 |
0,17 |
p = 0,433 |
34,62 |
12,00 |
1,97 |
p = 0,027 |
|
Неприемлемый |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
p = 0,500 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
p = 0,500 |
Примечание. Критические значения φ* (Угловое преобразование Фишера) соответствуют принятым в психологии уровням статистической значимости: φ* ≤ 1,64 (р < 0,05); φ* ≤ 2,31 (р < 0,01), φ* ≤ 2,81 (р < 0,001).* жирный шрифт – статистически значимое изменение.
Выводы
Данные, представленные в табл. 3, подтверждают, что в контрольной группе по сравнению с экспериментальной (ЭГ-3) изменения уровня развития воспитательного потенциала семьи по отдельным компонентам менее существенны. Следовательно, мы можем заключить, что изменения в уровнях воспитательного потенциала семьи не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых и комплекса определенных нами педагогических условий.
Опытно-экспериментальная работа выявила существенное повышение уровня воспитательного потенциала семьи в экспериментальной группе, где образовательный процесс взрослых и детей строился на основе реализации структурно-содержательной модели и программы интеграции формального и неформального образования.