Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Метлякова Л.А. 1
1 место работы не указано
В статье рассматривается содержание структурно-содержательной модели поддержки семейного воспитания на основе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования детей. Обосновано авторское понимание основных понятий исследования: интеграция формального и неформального образования детей и взрослых, поддержка семейного воспитания, развитие воспитательного потенциала современной семьи. Также представлены организационные основы экспериментальной работы по ее реализации в условиях интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждениях дополнительного образования детей. Представлены критерии диагностики компонентов воспитательного потенциала семьи и результаты эффективности реализации предлагаемой модели поддержки семейного воспитания. Доказано, что развитие воспитательного потенциала семьи более успешно при внедрении как представленной модели поддержки семейного воспитания, так и реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность интеграции двух сфер образования, ориентированных на поддержку семейного воспитания.
модель поддержки семейного воспитания
воспитательный потенциал семьи
интеграция формального и неформального образования детей и взрослых
критерии диагностики воспитательного потенциала семьи
методы и этапы экспериментальной работы
эффективность реализации модели
1. Букина Н.Н. Образование родителей в контексте неформального подхода / Н.Н. Букина // Человек и образование. Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. – М., 2009. – № 1 (18). – С. 36–30.
2. Золотарева А.В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: монография / А.В. Золотарева. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – 340 с.
3. Метлякова Л.А. Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых как фактор поддержки семейного воспитания (на примере учреждений дополнительного образования детей): автореф. дис. … канд. пед. наук / Л.А. Метлякова. – Ижевск, 2012. – 26 с.
4. Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования: учеб.-метод. Пособие / Метлякова Л.А.: Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2013. – 332 с.
5. Хоменко И.А. Технологии изучения семьи: междисциплинарный подход: уч. пособие / И.А. Хоменко, Т.В. Александрова, Е.Е. Алексеева, В.А. Родионова, Н.А. Щедрецова; под ред. И.А. Хоменко. – СПб., 2008. – 232 с.

В настоящем исследовании модель рассматривается как совокупность идей, описывающих концептуальные положения, и позволяет средствами организационно-педагогического механизма планировать реализацию, отслеживать ход и осуществлять влияние с целью эффективного решения задач поддержки семейного воспитания в условиях учреждений дополнительного образования детей (далее – УДОД). При этом нами проведен анализ существующих моделей взаимодействия с семьей в УДОД и других образовательных учреждениях (Л.А. Боровцова, В.Н. Бушина, Ю.А. Гладкова, Н.В. Додокина, Т.Н. Касимова, Ю.А. Ларченко, М.М. Прокопьева, Е.Н. Сорокина, С.В. Теряева, И.А. Хоменко, Е.Г. Чигвинцева, А.Ю. Черняева и др.).

Цель исследования – теоретическое обоснование, экспериментальная проверка модели и программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых как фактора поддержки семейного воспитания в учреждении дополнительного образования детей.

Материалы и методы исследования

Таблица 1

Структурно-содержательная модель поддержки семейного воспитания на основе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования детей

элементы

Согласованность социально-личностных потребностей

Потребность современного общества в педагогически активных семьях с высоким воспитательным потенциалом как полноправных субъектах собственной жизнедеятельности

Потребность родителей в информационно-педагогическом сопровождении развития воспитательного потенциала семьи; и потребность детей в педагогически компетентных родителях

Потребность практики в научно-методическом обеспечении процесса развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационно-образовательного пространства УДОД

Целевой

Целевой компонент

Цель интеграции формального и неформального образования детей и взрослых: обеспечение процесса развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационно-образовательного пространства УДОД

Задачи: 1) создать условия для развития мотивации родителей и детей к качественно-позитивным изменениям воспитательного потенциала собственной семьи через включение в информационно-образовательное пространство УДОД; 2) транслировать родителям и детям через информационно-образовательное пространство УДОД знания о воспитательном потенциале семьи, об эффективных способах его развития в условиях семейного воспитания; 3) содействовать самообразованию родителей и детей в области семейного воспитания средствами формального и неформального образования; 4) способствовать повышению компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах поддержки семейного воспитания

Концептуальный

Компонент научного обеспечения

Подходы:

системный, компетентностный, личностно-ориентированный, интегративный, развивающий

Принципы:

аксиологической направленности содержания информационно-образовательных материалов; достаточности и открытости информационно-образовательных ресурсов; субъектности; принцип креативности и творческого начала в организации совместной деятельности педагогов, детей и родителей; принцип педагогической интеграции

Содержа-

тельный

Содержательный компонент:

Программа интеграции формального и неформального образования детей и взрослых включает в себя:

1) образовательные курсы: а) для родителей «Школа успешного родителя»; б) для детей – «Школа компетентного семьянина»; в) для педагогов – «Проектирование информационно-образовательного пространства в учреждениях дополнительного образования детей в процессе взаимодействия с семьей»;

2) организацию информационно-образовательного пространства учреждения;

3) совместную социокультурную деятельность детей, родителей и педагогов

Процессуально-технологический

Технологический компонент:

Методы: интерактивного моделирования общения с родителями и детьми; метод включения родителей и детей в информационно-образовательную деятельность; просмотр видеоматериалов; метод проблемного изложения; проблемно-прогностическая беседа; проблемно-профилактическая беседа, мини-лекция; диагностические методы и др.

Технологии: проектного обучения, личностно-ориентированного образования, коллективной творческой деятельности, педагогические технологии поддержки и сопровождения детей и взрослых, кейс-технологии.

Средства:

– диагностические (диагностические методики)

– информационно-педагогические средства (информационный стенд, информационные буклеты, памятки; газеты, журналы, образовательные Интернет и видеоресурсы; учебно-методические пособия и др.)

Формы: Интернет-консультирование; создание и участие в реализации информационных проектов; издательская деятельность образовательной продукции о семейном воспитании; «Теле-радио-пресс-центр»; видеотренинги; медиа-лаборатория; семейный медиафестиваль; творческие конкурсы с участием семей; «информационный час»; рефлексивный практикум; КТД; микрогрупповые собрания; курсы повышения квалификации и др.

Организационный компонент

Этапы развития воспитательного потенциала семьи на основе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в УДОД:

1) мотивационно-целевой («подготовка»);

2) деятельностно-развивающий («осознание, понимание, действие»);

3) аналитико-проектировочный («развитие, самодействие»)

 

Оценочно-результативный

Результативно-рефлексивный компонент:

Уровни развития воспитательного потенциала семьи:

Неприемлемый

(очень низкий уровень)

Кризисный

(низкий уровень)

Нормативный

(средний уровень)

Креативный

(высокий уровень)

Результат: личностные новообразования детей и взрослых, обеспечивающие переход семьи на более высокий и качественно отличный от предыдущего уровень развития воспитательного потенциала, представленный компонентами:

Аксиологический

Компетентностный

Эмоционально-

коммуникативный

Организационный

Соблюдение и выполнение членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения

Ценностное единство всех членов семьи

Педагогическая компетентность родителей

Социальная компетентность детей в быту и семейной жизни

Характер внутрисемейных отношений

(взаимодействие родителей и детей)

Стиль семейного воспитания

Уровень социальнопедагогической самоорганизации членов семьи

Диагностические методики и методы математической статистики

В рассматриваемой нами модели (табл. 1) процесс поддержки семейного воспитания представлен как целостный и целенаправленный процесс развития воспитательного потенциала семьи. Методологическую основу исследования составляют положения системного, компетентностного, личностно-ориентированного, интегративного и развивающего подходов к взаимодействию с семьей, определяющие основное стратегическое направление, принципы разработки модели и экспериментальной программы ее реализации. В нашей работе процесс поддержки семейного воспитания рассматривается как педагогический процесс создания специальных условий для активизации субъектной роли семьи, повышения социальной ответственности взрослых за воспитание детей, актуализации и развития воспитательного потенциала семьи. Таким образом, процесс поддержки семейного воспитания рассматривается нами через развитие воспитательного потенциала семьи, под которым понимается совокупность реальных и потенциальных возможностей социально-педагогической самоорганизации семьи, позволяющих целенаправленно удовлетворять потребности членов семьи в личностном саморазвитии и самореализации. В структуре воспитательного потенциала семьи выделены четыре основных компонента – аксиологический, компетентностный, эмоционально-коммуникативный, организационный [3; 4]. Под «интеграцией формального и неформального образования детей и взрослых в УДОД» мы понимаем процесс, направленный на обеспечение полноты и цельности образования детей и взрослых (родителей, педагогов) путем взаимодействия, взаимопроникновения, взаимовлияния и расширения возможностей их формальной и неформальной образовательной деятельности в условиях информационно-образовательного пространства учреждения, характеризуемый гармонией и согласованностью интересов всех субъектов и ориентированный на поддержку семейного воспитания [1; 2].

Для реализации модели был выявлен комплекс педагогических условий, которые обеспечивают эффективность поддержки семейного воспитания на основе интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования детей:

1. Целенаправленная организация информационно-образовательного пространства учреждения, ориентированного на развитие воспитательного потенциала семьи, определено как необходимое.

2. Включение детей и взрослых в активное освоение и содержательное наполнение информационно-образовательного пространства учреждения.

3. Включение детей и взрослых в социокультурную деятельность учреждения, ориентированную на личностное саморазвитие субъектов [4].

Теоретические методы: теоретический анализ, сравнение и сопоставление, концептуализация, классификация, обобщение и синтез. Эмпирические методы: анкетирование, интервью, беседа, констатирующий и формирующий этапы эксперимента; экспериментальное моделирование; изучение и обобщение эффективного опыта и практики деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Эффективность реализации модели поддержки семейного воспитания подтверждена посредством системной диагностики [5]. В качестве ведущих методов выступили уровневый и системно-структурный анализ. Поскольку в нашем исследовании процесс поддержки семейного воспитания рассматривается через развитие воспитательного потенциала семьи, далее представим диагностический инструментарий для определения уровней отдельных критериев компонентов воспитательного потенциала (табл. 2).

Таблица 2

Компоненты, критерии, показатели и методики диагностики воспитательного потенциала современной семьи

Компоненты

Критерии

Методы диагностики

Диагностический инструментарий

Аксиологический

1. Соблюдение и выполнение членами семьи духовно-нравственных норм и принципов поведения

Наблюдение.

Анкетирование

Беседы

Согласованность семейных ценностей супругов (опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волкова)

Тест «Отношение к семье» (для родителей и детей)

2. Ценностное отношение родителей к семье и к своей родительской роли

Наблюдение.

Анализ эссе.

Тестирование. Беседа

Диагностика «Ролевая модель цели

воспитания» (для родителей)

3. Ценностное отношение детей к семье

Тестирование.

Выполнение практических ситуаций.

Самооценка детей по выделенному показателю

Опросник для детей «Диагностика отношения к жизненным ценностям»

Тест «Могу ли я быть лидером-организатором в семье?»

Педагогический

3. Педагогическая компетентность родителей

Анализ рефлексивных анкет

Анкетирование.

Выполнение практических заданий.

Самооценка родителей по выделенному показателю

Опросник «Осознанное родительство» (М.О. Ермихина)

Опросник «Какой Вы родитель»?

6. Стиль семейного воспитания

Анкетирование.

Наблюдение. Беседа

Анкета «Стиль семейного воспитания»

Эмоционально-коммуникативный

5. Характер внутрисемейных отношений

Анализ детских рисунков.

Анализ детских сочинений.

Анкетирование

Опросник для супругов «Изучение удовлетворения потребности в уважении, заботе, признании личного достоинства»

Анкета для родителей «Внутрисемейные взаимоотношения»

«Кинетический рисунок семьи» (КРС) (Р. Бернс, С. Кауфман)

Организационный

7. Уровень социально-педагогической самоорганизации семьи

Анкетирование.

Наблюдение.

Экспертная оценка

Опросник «Изучение самоорганизации семьи»

Диагностика сплоченности и гибкости семейной системы (Д. Олсон, Д. Портнер, И. Лави)

Результаты исследования и их обсуждение

Выявленные в ходе теоретического осмысления проблемы, педагогические условия и созданная структурно-содержательная модель были нами подвергнуты опытно-экспериментальной проверке. При этом критериями эффективности реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в процессе поддержки семейного воспитания на базе УДОД являются личностные новообразования детей и взрослых, обеспечивающие переход семьи на более высокий и качественно отличный от предыдущего уровень развития воспитательного потенциала семьи, представленный компонентами: аксиологическим, компетентностным, эмоционально-коммуникативным, организационным. Педагогический эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. На констатирующем этапе в эксперименте приняли участие 105 родителей и 105 детей в возрасте от 10 до 12 лет, а также педагоги в количестве 32 чел.

Установлено, что при существующей системе работы с семьей в УДОД уровень развития воспитательного потенциала практически всех семей в основном «кризисный» (низкий), ближе к «нормативному» (среднему). В контрольной выборке – 46,15 % семей с «кризисным» и «нормативным» уровнем развития воспитательного потенциала; в экспериментальной группе – 40 % семей с «кризисным» и 48 % семей с «нормативным» уровнем развития воспитательного потенциала. Следует подчеркнуть, что в обеих группах не были выявлены семьи с «неприемлемым» (очень низким) уровнем развития воспитательного потенциала, что свидетельствует о том, что учреждения дополнительного образования детей посещают семьи, изначально ориентированные на ценностное взаимодействие в семье (см. табл. 4). Содержанием формирующего этапа стала реализация экспериментальной программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в УДОД на основе разработанной структурно-содержательной модели (табл. 1). В опытно-экспериментальной работе приняли участие четыре выборки: три из них экспериментальные и одна контрольная выборка. В первой экспериментальной выборке (ЭГ-1) проверялась эффективность введения первого условия, во второй (ЭГ-2) – первого и второго, в третьей (ЭГ-3) проверялась эффективность всего комплекса выделенных педагогических условий; во всех группах работали педагоги, прошедшие специальную курсовую подготовку в рамках формализованных образовательных структур. В контрольной выборке (КГ) работа велась в традиционном режиме взаимодействия учреждения дополнительного образования и семьи. После реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в экспериментальных учреждениях на контрольном этапе была проведена итоговая диагностика уровня развития воспитательного потенциала семьи контрольной и экспериментальной выборок по методикам констатирующего эксперимента. Осуществлялась математическая обработка полученных данных. По результатам двух диагностических срезов в диссертации построены графики и таблицы, демонстрирующие динамику показателей развития воспитательного потенциала семьи в условиях информационно-образовательного пространства учреждений дополнительного образования детей. Результаты эксперимента на контрольном этапе, включающие результаты внедрения первого педагогического условия в выборке ЭГ-1, первого и второго – в выборке ЭГ-2, комплекса условий – в выборке ЭГ-3, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты проверки воздействия 1-го, и 2-го и комплекса педагогических условий на развитие воспитательного потенциала семьи в рамках реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования

 

Уровни развития воспитательного потенциала семьи

Неприемлемый

Кризисный

Нормативный

Креативный

Выборка

Этапы

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

ЭГ-1

начало

0,00

12

44,44

13

48,15

2

7,41

конец

0,00

6

22,22

15

55,56

6

22,22

ЭГ-2

начало

0,00

11

40,74

13

48,15

3

11,11

конец

0,00

4

14,81

19

70,37

4

14,81

ЭГ-3

начало

0,00

10

40,00

12

48,00

3

12,00

конец

0,00

4

16,00

10

40,00

11

44,00

КГ

начало

0,00

12

46,15

12

46,15

2

7,69

конец

0,00

11

42,31

12

46,15

3

11,54

Данные, представленные в табл.3, свидетельствуют о влиянии выделенных педагогических условий на развитие воспитательного потенциала семьи в УДОД в результате реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых. Очевидно, что показатели по выборке ЭГ-3 значительно выше, чем в выборках ЭГ-1, ЭГ-2. Разница в результатах ЭГ-3, где реализовался комплекс педагогических условий, и в выборках, где апробированы отдельные педагогические условия, убедительно свидетельствует о том, что развитие воспитательного потенциала семьи более успешно при внедрении как программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых, так и реализации комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективность интеграции двух сфер образования, ориентированных на поддержку семейного воспитания.

Таблица 4

Уровни развития воспитательного потенциала семьи до и после реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых в учреждении дополнительного образования

Уровни развития воспитательного

потенциала семьи

Распределение по уровням, ( %)

φ* −

критерий Фишера

Уровень статистической

значимости

До эксперимента

После эксперимента

КГ

ЭГ-3

КГ

ЭГ-3

Креативный

7,69

12,00

11,54

44,00

2,63

статистически значимо (p < 0,01)

Нормативный

46,15

48,00

46,15

40,00

0,57

статистически незначимо

Кризисный

46,15

40,00

42,31

16,00

1,93

статистически значимо (p < 0,05)

Неприемлемый

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

статистически незначимо

Для подтверждения статистической значимости данных изменений мы использовали многофункциональный статистический критерий φ* – угловое преобразование Фишера. Данные расчета, подтверждающие достоверность полученных результатов, представлены в табл. 4. Расчеты показали, что в выборке ЭГ-3 по итогам реализации комплекса педагогических условий и экспериментальной программы количество семей с «креативным» уровнем развития воспитательного потенциала возросло с 12 % до 44 %. Положительная динамика составила 32 %. По оценке критерия углового преобразования Фишера φ* = 2,63 полученные изменения статистически значимы (ρ ≤ 0,01). Количество семей с «нормативным» уровнем развития воспитательного потенциала незначительно уменьшилось в связи с переходом на более высокий уровень, всего на 8 % – изменения статистически незначимы: φ* = 0,57 (r > 0,1). Количество семей с «кризисным» уровнем значительно сократилось – с 40 % до 16 %, положительная динамика составила 24 % – φ* = 1,93 (ρ ≤ 0,05). Произошедшие изменения – статистически значимы. В контрольной выборке наблюдается стабильность с небольшой тенденцией к повышению в группе с «креативным» уровнем развития воспитательного потенциала семьи на 3,85 %, в группе с нормативным уровнем – без изменений, в группе с «кризисным» уровнем – уменьшение на 3,84 %. Наблюдаемые изменения статистически не значимы для всех уровней (р < 0,1). В результате реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых, ориентированной на развитие воспитательного потенциала семьи в информационно-образовательном пространстве учреждений дополнительного образования детей, были выявлены достоверные различия результатов по контрольной и экспериментальной выборкам по всем компонентам воспитательного потенциала семьи в целом, показывающим, в частности, динамику изменений в структуре личности детей и взрослых (табл. 5).

Таблица 5

Изменения уровня развития воспитательного потенциала семьи по отдельным компонентам

Уровень развития воспитательного потенциала семьи

До эксперимента

После эксперимента

КГ, %

ЭГ-3, %

φ* −

критерий Фишера

Уровень значимости

КГ, %

ЭГ-3, %

φ* −

критерий Фишера

Уровень значимости

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уровень развития аксиологического компонента (ценностные ориентации родителей и детей)

Креативный

15,38

12,00

0,35

p = 0,364

19,23

44,00

1,94

p = 0,029

Нормативный

65,38

52,00

0,97

p = 0,168

69,23

40,00

2,13

p = 0,019

Кризисный

19,23

36,00

1,35

p = 0,092

11,54

16,00

0,46

p = 0,324

Неприемлемый

0,00

0,00

0,00

p = 0,500

0,00

0,00

0,00

p = 0,500

Уровень развития компетентностного компонента (компетентность родителей и компетентность детей)

Креативный

7,69

20,00

1,30

p = 0,100

7,69

48,00

3,46

p = 0,001

Нормативный

38,46

40,00

0,11

p = 0,456

46,15

36,00

0,74

p = 0,231

Кризисный

53,85

40,00

0,99

p = 0,164

46,15

16,00

2,39

p = 0,010

Неприемлемый

0,00

0,00

0,00

p = 0,500

0,00

0,00

0,00

p = 0,500

Уровень развития эмоционально-коммуникативного компонента

(характер взаимоотношений родителей и детей)

Креативный

3,85

8,00

0,64

p = 0,263

11,54

32,00

1,82

p = 0,037

Нормативный

38,46

36,00

0,18

p = 0,429

46,15

40,00

0,44

p = 0,331

Кризисный

46,15

52,00

0,42

p = 0,338

38,46

28,00

0,80

p = 0,214

Неприемлемый

11,54

4,00

1,04

p = 0,152

3,85

0,00

1,41

p = 0,082

Окончание табл. 5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Уровень развития организационного компонента

(уровень самоорганизации членов семьи – родителей и детей)

Креативный

3,85

12,00

1,12

p = 0,134

7,69

44,00

3,17

p = 0,001

Нормативный

53,85

48,00

0,42

p = 0,338

57,69

44,00

0,98

p = 0,166

Кризисный

42,31

40,00

0,17

p = 0,433

34,62

12,00

1,97

p = 0,027

Неприемлемый

0,00

0,00

0,00

p = 0,500

0,00

0,00

0,00

p = 0,500

Примечание. Критические значения φ* (Угловое преобразование Фишера) соответствуют принятым в психологии уровням статистической значимости: φ* ≤ 1,64 (р < 0,05); φ* ≤ 2,31 (р < 0,01), φ* ≤ 2,81 (р < 0,001).* жирный шрифт – статистически значимое изменение.

Выводы

Данные, представленные в табл. 3, подтверждают, что в контрольной группе по сравнению с экспериментальной (ЭГ-3) изменения уровня развития воспитательного потенциала семьи по отдельным компонентам менее существенны. Следовательно, мы можем заключить, что изменения в уровнях воспитательного потенциала семьи не вызваны случайными причинами, а являются следствием реализации программы интеграции формального и неформального образования детей и взрослых и комплекса определенных нами педагогических условий.

Опытно-экспериментальная работа выявила существенное повышение уровня воспитательного потенциала семьи в экспериментальной группе, где образовательный процесс взрослых и детей строился на основе реализации структурно-содержательной модели и программы интеграции формального и неформального образования.


Библиографическая ссылка

Метлякова Л.А. РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАЦИИ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2-1. – С. 115-121;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35584 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674