Изучение иерархии ценностных ориентаций молодежи, как и детерминация процесса их формирования, всегда представляло важную задачу. Она приобретает особую актуальность сегодня, ввиду того, что политическое и социально-экономическое развитие современного общества в последнее время связано с кризисными процессами, в результате которых происходят непредсказуемые трансформации общественного сознания и смещение смысловых акцентов в сознании подростков и юношей, а именно представители этого поколения будут задавать направление развития нашего общества в ближайшем будущем.
Д.А. Леонтьев характеризует ценности как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования» [5, с. 4]. С.Л. Рубинштейн указывает, что ценности, относящиеся к категории «значимости», а не «знания», т.е. «признаваемые» человеком, проявляют себя в определенной направленности сознания и выступают в роли ориентира поведения [9]. По мнению А.Г. Здравомыслова [3], ценностные ориентации образуют «ось сознания», обеспечивая ее устойчивость и определяя направленность воли, внимания и интеллекта. Зарождаясь изначально в культуре, обществе и социальном окружении личности и постепенно интериоризуясь, ценности встраиваются в структуру ее индивидуально-типологических, характерологических особенностей, направленности и, в конечном итоге, выходят на уровень жизненных целей, что обеспечивает цельность личности.
Под руководством Ю.А. Токаревой [10] выявлена прямая связь между ценностями личности, стратегией жизненного пути и жизненными достижениями человека. Большое количество исследований посвящено изучению взаимосвязи системы ценностей со степенью принятия личностью ответственности. Так, Д.А. Леонтьев через систему ценностей определяет само понятие ответственности: «...ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами» [4, с. 52]. Автор концепции о стратегии жизни К.А. Абульханова-Славская [1] на основе наличия или отсутствия ответственности в системе ценностей личности описывает внешне детерминированный тип людей, не способных скоординировать способ жизни со своими потребностями, и внутренне детерминированный тип, способный к созданию своего «индивидуально ответственного» способа жизни.
Система ведущих жизненных ценностей складывается уже к подростковому возрасту, становясь более или менее устойчивой к периоду юности. В научной литературе выделяются основные группы ценностей, актуальные для подростков и юношей, среди них интеллектуально-образовательные, нравственные и культурные, политические и семейные ценности. Последние представляют, с нашей точки зрения, особый интерес, поскольку, учитывая интенсивность воздействия семьи на все сферы жизни ребенка, можно констатировать, что особенности системы семейного взаимодействия и отношение к ребенку в семье напрямую обуславливают развитие его ценностно-смысловой сферы.
Отличительными особенностями семейного воспитания являются его продолжительность во времени, отражение в его характеристиках социально-исторических особенностей общества, возможность для организации взаимодействия с представителями разного половозрастного и социального состава и, что присуще лишь семейным отношениям, фактор детско-родительской любви и заботы. Еще А.С. Макаренко определил семью как наиболее значимую социальную группу, которая регулирует поведение человека, сопровождая процесс его социализации и формируя систему его ценностей. Важнейшими факторами развития системы ценностей А.С. Макаренко называет характеристики личности родителей, их образ жизни [6]. Вероятно, к ним относятся и такие характеристики семьи, как ее социокультурный статус, степень освоения родителями социальных ролей, состав и образ жизни семьи, стиль отношений, духовная атмосфера, ценностные ориентации родителей.
Стили семейного воспитания (типы отношения к ребенку в семье) подробно описаны в отечественной и зарубежной психологии [2, 7, 8, 11]. Как правило, их классификации основаны на таких критериях, как родительский контроль и эмоциональный контакт, степень осознанности особенностей детей, последовательность воспитательных воздействий и др. (Дж. Болдуин, Д. Баумринд, А.И. Захаров, Э. Маккоби, Дж. Мартин, Д. Эдлер, А.В. Петровский, Л.Г. Саготовская, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Таким образом, доказано, что семья имеет большое значение для развития ценностных ориентаций подростков и юношей, однако исследований, раскрывающих механизм трансляции и передачи ценностей от одного поколения к другому, явно недостаточно. В нашей работе мы проследим, как осуществляется это влияние, какую систему ценностей транслируют студенты-первокурсники, как в ней отражаются семейные ценностные позиции.
Материалы и методы исследования: в исследовании приняли участие 43 студента 1 курса НГПУ им. К. Минина в возрасте 17–18 лет, а также их родители.
Цель исследования: изучить влияние семейных установок на развитие ценностных ориентаций студентов-первокурсников, переживающих юношеский период развития личности. Гипотеза исследования: мы предположили, что семейные установки, проявляющиеся в особенностях стиля семейного воспитания и ценностных ориентациях родителей, оказывают влияние на развитие ценностно-смысловой структуры личности в юношеском возрасте.
Основу эмпирического исследования составили следующие методики: методика Рокича «Ценностные ориентации» (терминальные ценности); методика исследования ценностных ориентаций личности О.И. Моткова, Т.А. Огневой, опросник «Подростки о родителях» (ADOR). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью метода Манна-Уитни (достоверность различия показателей двух несвязанных выборок) и коэффициента корреляции Спирмена. Расчет проводился с помощью компьютерной статистической программы SPSS-12.
Результаты исследования и их обсуждение
На первом этапе изучались особенности ценностных ориентаций студентов и их родителей. Для сопоставления были выбраны терминальные ценности (ценности-цели), определяемые как убеждения человека, составляющие смысл его жизни, они указывают, что именно для него особенно важно и значимо. Следовательно, они в большей степени способны отражать глобальные смысловые приоритеты человека.
Нужно отметить, что в базовых ценностях студенты и родители совпадают: наиболее значимыми являются ценности «здоровье», «семья», «любовь». У родителей этот список пополнен ценностями «работа», «материальная обеспеченность» что соответствует этапу развития личности взрослого человека и связано с актуальной жизненной ситуацией. У студентов высокий балл получила ценность «развитие», отражающая характерную для студента позицию активного формирования личности и своего жизненного пути, а также ценность «друзья», важная в данной возрастной группе. Малозначимыми как в группе взрослых людей, так и в группе студентов оказались общественные ценности («счастье других», «общественное призвание», «продуктивная жизнь»). У студентов рейтинг данных ценностей ниже, чем у их родителей. Низкий рейтинг в обеих группах занимают «красота природы и искусства», «творчество».
Для того, чтобы лучше понять структуру ценностных ориентаций студентов мы применили методику О.И. Моткова, и Т.А. Огневой. Данная методика интересна тем, что с ее помощью выстраивается не только представление об иерархии ценностных ориентаций той или иной группы респондентов, но и понимание значимости и достижения тех или иных ценностных позиций, а также конфликтности и атрибуции – причин их осуществления.
Подсчет показал, что студенты исследуемой группы придают большее значение внутренним ценностям по сравнению с внешними, что свидетельствует о психологическом здоровье личности, показывает потребность в саморазвитии, в дружеских отношениях с другими людьми. Это согласуется с нашими данными, полученными по методике М. Рокича. В реализации внутренних ценностей студенты приоритетно опираются на собственные усилия и природные данные, тогда как внешние ценности достигаются через равномерное распределение всех ресурсных возможностей личности, в том числе, и внешние факторы.
В ходе того же исследования, было выявлено, что у всех студентов исследуемой группы показатели конфликтности между внешними и внутренними ценностями и уровнем их осуществления находятся на среднем уровне (конфликтность внешних ценностей = 1,16; конфликтность внутренних ценностей = 0,86; конфликтность общих ценностей = 1,01), что, по данным О.И. Моткова, характерно для студенческих выборок. Уровень конфликтности внешних ценностей несколько выше, чем внутренних. Нужно заметить, что показатели по конфликтности ценностных ориентаций, связанных с материальным благополучием, социальным положением в обществе, дающим возможности роскошной жизни (ценности № 1, 7, 9) выше нормы. Напротив, конфликтность ценностей «известность, популярность», «физическая привлекательность» – ниже среднего уровня. По нашему мнению, данный факт свидетельствует о том, что студенты-первокурсники, в отличие от подростков, больше переживают свою финансовую несостоятельность, зависимость от родителей. Это подтверждает тот факт, что современные студенты-очники уже с первых курсов активно работают в разных сферах, не связанных с выбранной профессией, а с целью заработка. Причем, такая тенденция не во всех случаях связана с потребностями «выживания», тотальной нехватки денег в семье. Во многом эта ситуация вызвана стремлением студента заработать на личные расходы, быть финансово независимым. К сожалению, приходится констатировать, что, увлекаясь, студент порой полностью отходит от учебы, не ставит в приоритет развитие в рамках выбранной профессии, что влечет за собой отчисление из вуза, перевод на другие формы обучения и т.п.
Следующим шагом работы было изучение представлений студентов о стиле семейного воспитания и тех ценностных ориентациях, которых, по их мнению, придерживаются их родители. Данные характеристики составляют основу семейных установок, проявляемых родителями в воспитании. Анализ показал, по большинству позиций студенты отражают те ценностные ориентации, которые выбирают их родители, т.е. они хорошо осведомлены о структуре ценностных ориентаций родителей, находятся с ними в контакте, а тот факт, что профиль представлений студентов о ценностных ориентациях родителей больше похож на их собственный профиль, говорит о взаимопонимании и эмоциональной привязанности. Представления студентов нашей группы о стиле родительского воспитания характеризуются выраженным настроем на принятие, авторитет родительской позиции (большие значения получили шкалы автономности и позитивности). Таким образом, можно увидеть, что студенты нашей группы в целом воспринимают стиль родительского воспитания как позитивный, дающий автономию в развитии личности.
По доминирующему признаку в воспитании респонденты были разделены на две группы. Определяющим был фактор близости Позитивного интереса и Враждебности (POZ/HOS). Коэффициент различия между заданными параметрами был задан средним значением между полярными шкалами, определяющий принцип деления на группы: директивность / автономность – 3,128205128; позитивность/ враждебность – 3,58974359. Было выделено 20 семей с низким принятием и доминированием авторитарных критериев в воспитании (группа 1) и 23 семьи с высоким принятием и демократическим стилем воспитания (группа 2). И если студенты групп 1 и 2 на одном уровне оценивают показатели директивности и враждебности своих родителей, то по шкале позитивности /автономии наблюдаются достоверные различия в пользу студентов группы 2. Оценка статистической значимости выявленных различий в двух группах респондентов представлена в табл. 1.
Таблица 1
Сравнение характеристик стилей воспитания в группах, разных по доминирующему стилю
Группа 1 |
Группа 2 |
Уровень значимости |
|||
Название шкал |
Среднее значение |
коэфф. М-У |
Среднее значение |
коэфф М-У |
|
Соотношение позитивности и враждебности |
7,13 |
0 |
16,60 |
0 |
0,00 |
Шкала Позитивного интереса |
13,00 |
32 |
18,50 |
32 |
0,00 |
Шкала Директивности |
9,00 |
207 |
8,40 |
207 |
0,57 |
Шкала Враждебности |
5,87 |
83 |
1,90 |
83 |
0,00 |
Шкала Автономности |
11,87 |
155 |
13,70 |
155 |
0,053 |
Шкала Непоследовательности |
8,61 |
166,5 |
6,85 |
166,5 |
0,119 |
Соотношение Директивности/Автономности |
– 2,43 |
161,5 |
– 5,30 |
161,5 |
0,095 |
Примечание. * p < 0,05; ** p < 0,01.
Таким образом, мы видим, что студенты двух групп достоверно по-разному воспринимают стиль воспитания родителей по шкалам позитивности и враждебности и их соотношению. Данный факт доказывает различия в выделенных группах на основании восприятия студентами родительских установок.
Далее мы рассмотрим, как влияет стиль воспитания на ценностные позиции студентов. По доле представленности внутренних и внешних ценностей у студентов в двух выделенных группах респондентов значимых различий обнаружено не было, что позволяет предполагать студенческую специфику в направленности ценностных ориентаций. Однако в аспекте изучения причин реализации ценностей значимые различия были обнаружены по многим параметрам (см. табл. 2).
Таблица 2
Сравнение ценностных ориентаций в группах студентов с разным доминирующим стилем воспитания
Причины реализаций ценностей |
Название ценностей |
группа 1 |
группа 2 |
Коэфф-т М-У |
Уровень знач-ти |
Конфликтность осуществления |
Внешние |
1,37 |
0,98 |
186 |
0,282 |
Внутр. |
1,06 |
0,63 |
152 |
0,05 |
|
Все |
1,24 |
0,81 |
152 |
0,05 |
|
Внешние обстоятельства |
Внешние |
2,78 |
2,92 |
206,5 |
0,566 |
Внутр. |
3,03 |
3,56 |
130,5 |
0,015 |
|
Все |
2,88 |
3,31 |
152 |
0,05 |
|
Внутренние условия |
Внешние |
2,86 |
2,85 |
216,5 |
0,65 |
Внутр. |
3,35 |
3,78 |
152 |
0,05 |
|
Все |
3,08 |
3,30 |
194 |
0,378 |
|
Мои природные данные |
Внешние |
2,79 |
2,86 |
211,5 |
0,65 |
Внутр. |
3,08 |
3,60 |
129,5 |
0,015 |
|
Все |
2,98 |
3,28 |
186 |
0,282 |
|
Собственные усилия |
Внешние |
2,81 |
2,80 |
211,5 |
0,65 |
Внутр. |
3,41 |
3,76 |
186 |
0,282 |
|
Все |
3,16 |
3,33 |
222,5 |
0,854 |
Так, студенты группы 1 испытывают достоверно большую конфликтность в реализации внутренних ценностей и всех ценностей, соответственно, что показывает меньшую опору на себя, неуверенность в своих силах, значимость внешних указаний и ориентиров. Достоверных различий между группами в конфликтности внешних ценностей обнаружено не было, несмотря на то, что данный тип конфликтности выше в обеих группах респондентов и находится на среднем уровне.
При рассмотрении заданных методикой причин, способствующих реализации ценностей и жизненных планов, мы обнаружили значимые различия на уровне внутренних ценностей в двух группах респондентов. Так, респонденты, родители которых больше придерживались авторитарных установок, свой внутренний потенциал оценивают ниже, как и свои природные данные, на которые человек опирается в реализации программы собственной жизни. Тогда как респонденты второй группы больше доверяют себе, ориентируются на собственные приоритеты, лучше понимают свои возможности. По всей вероятности, они в большей степени имели поддержку родителей, что научило доверять себе, принимать себя.
Сравнение двух групп респондентов с разными родительскими установками показало наличие достоверных различий по ряду терминальных ценностных ориентаций. Так, в группе студентов с позитивным принятием их родителями более весомые ранговые позиции занимают ценностные ориентации счастья других (p < 0,02), уверенности в себе (p < 0,05). Такое распределение соответствует особенностям стиля воспитания с его ориентацией на личность другого, доверием, уважением, что способствует развитию внутреннего потенциала личности. В группе студентов с авторитарными родительскими установками достоверно выше воспринимается ценность развлечений (p < 0,05), что говорит о том, что подростки, выросшие в более жестких условиях, выше оценивают свободное времяпрепровождение, оно для них ценно, т.к., по всей вероятности, они имели больше ограничений и меньше возможности быть предоставленным самому себе, отдыха и т.п. Достоверные различия обнаружены и по значимости такой ценности, как «развитие, работа над собой, постоянное физическое и нравственное совершенствование» (p < 0,05), что также говорит о направленности на данную ценность в родительских установках. Сопряженная с родительским контролем и присвоенная подростком, данная ценность может, с одной стороны, действительно направлять личность к достижению чего-то нового, а может фрустрировать, не давать ощущения самодостаточности, приводить к невротизации.
Сравнение родительских позиций по доминирующим ценностям выявило достоверные различия именно по ценности «развитие, работа над собой, постоянное физическое и нравственное совершенствование» – p < 0,04, что говорит о наличии четких установок родителей на постоянную работу над собой, развитие, что они передают детям. Таким образом, можно наблюдать, что в группах студентов с разным стилем родительского воспитания наблюдаются достоверные различия по ряду ценностных позиций.
Для подтверждения нашей гипотезы был подсчитан коэффициент корреляции Спирмена между ценностями студентов и родителей. Он выявил большую связь (0,38) у студентов группы 2 с позитивными установками в семье. У студентов группы 1 такая связь ниже (0,25). Подсчет для каждого студента показал следующее: в группе 1 с низким принятием и большей авторитарной позицией только у двоих студентов (8 %) ценности высоко коррелируют с ценностями родителей, к тому же это те респонденты, значение фактора близости у которых находится на границе раздела групп и близок к наличию принятия. Ещё у 8 студентов (34 %) есть слабая корреляция. В группе 2 с высоким фактором близости высокая корреляция отмечается у 20 % испытуемых, ещё у 50 % есть связь средней силы. Таким образом, можем считать нашу гипотезу доказанной.
Выводы
Проведенное нами теоретико-эмпирическое исследование показало наличие сходных тенденций в ценностных ориентациях студентов и их родителей, что может подтверждать наличие определенных установочных тенденций, получаемых в семье и присвоенных на уровне самосознания в юношеском возрасте.
Корреляционный анализ выявил стойкие связи между ценностями студентов-первокурсников и ценностями их родителей, причем в группе с позитивным принятием данная связь достоверно выше, что подтверждает гипотезу, в которой предполагалось, что позитивные отношения способствуют принятию ценностных ориентаций выше, чем авторитарные.
Несмотря на то что в обеих группах студентов значимыми являются внутренние ценности, характер конфликтности и атрибуции ценностных ориентаций у студентов с разными стилями воспитания отличается. Так, студенты, выделившие диалогические установки своих родителей, в реализации внутренних ценностных ориентаций в большей степени ориентированы на себя, свои внутренние возможности, свой потенциал, для них важны уверенность в себе, направленность на других, значимость другого. Студенты с авторитарными установками больше тревожатся, не верят в свои силы. Между тем, жесткие установки родителей заставляют их быть в постоянном развитии, самосовершенствоваться, что может восприниматься как гиперзабота и сверхконтроль, в большей степени ограничивающие развитие, чем его стимулирующие. Следовательно, влияние родительских установок на ценностные ориентации студентов юношеского возраста происходит, и, если оно связано с позитивным принятием личности, уважением, оно является развивающим, отражает преемственность позиций и свидетельствует о полноценных отношениях.