Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Фомина Н.В. 1 Федосеева Т.Е. 1 Никишина О.А. 1 Куландин П.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»
В статье рассматривается влияние установок семейного воспитания и ценностей родителей на формирование ценностной структуры личности в юношеском возрасте. Проведено эмпирическое исследование на выборке студентов-первокурсников педагогического вуза, в ходе которого изучалась система ценностных ориентаций студентов и их родителей и их ценностно-смысловые приоритеты. На основе представления студентов об особенностях семейного воспитания были выделены две группы респондентов, отличающиеся характером семейных установок. С помощью корреляционного анализа было доказано, что существует связь системы ценностных ориентаций родителей и студентов-первокурсников, причем в группе с преобладанием установок на принятие, позитивное отношение данная связь достоверно выше. Показаны различия в ценностных ориентациях студентов в группах, различающихся характером семейных установок.
юношеский возраст
семейные установки
система ценностных ориентаций студентов
ценностная структура личности
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991 – 299 с.
2. Баумринд Д. Current patterns of parental authority // Developmental Psychology. – 1971. – Vol. 4, № 1, pt. 2. P. 1–103.
3. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. – М.: Политиздат, 1986 – 223 с.
4. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии – 1996. – № 5. – С. 5–22.
5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности – М.: Смысл, 1999 – 384 с.
6. Макаренко А.С. О воспитании – М.: Политиздат, 1990 – 415 с.
7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
8. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
9. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1976. – 424 с.
10. Токарева Ю.А. Психология детско-родительского взаимодействия: монография – М.: ИРИС ГРУПП. – 2011 – 512 с.
11. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2002. – 656 с.

Изучение иерархии ценностных ориентаций молодежи, как и детерминация процесса их формирования, всегда представляло важную задачу. Она приобретает особую актуальность сегодня, ввиду того, что политическое и социально-экономическое развитие современного общества в последнее время связано с кризисными процессами, в результате которых происходят непредсказуемые трансформации общественного сознания и смещение смысловых акцентов в сознании подростков и юношей, а именно представители этого поколения будут задавать направление развития нашего общества в ближайшем будущем.

Д.А. Леонтьев характеризует ценности как «…устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения либо конечная цель существования» [5, с. 4]. С.Л. Рубинштейн указывает, что ценности, относящиеся к категории «значимости», а не «знания», т.е. «признаваемые» человеком, проявляют себя в определенной направленности сознания и выступают в роли ориентира поведения [9]. По мнению А.Г. Здравомыслова [3], ценностные ориентации образуют «ось сознания», обеспечивая ее устойчивость и определяя направленность воли, внимания и интеллекта. Зарождаясь изначально в культуре, обществе и социальном окружении личности и постепенно интериоризуясь, ценности встраиваются в структуру ее индивидуально-типологических, характерологических особенностей, направленности и, в конечном итоге, выходят на уровень жизненных целей, что обеспечивает цельность личности.

Под руководством Ю.А. Токаревой [10] выявлена прямая связь между ценностями личности, стратегией жизненного пути и жизненными достижениями человека. Большое количество исследований посвящено изучению взаимосвязи системы ценностей со степенью принятия личностью ответственности. Так, Д.А. Леонтьев через систему ценностей определяет само понятие ответственности: «...ответственность зрелой личности – это внутренняя регуляция, опосредованная ценностными ориентирами» [4, с. 52]. Автор концепции о стратегии жизни К.А. Абульханова-Славская [1] на основе наличия или отсутствия ответственности в системе ценностей личности описывает внешне детерминированный тип людей, не способных скоординировать способ жизни со своими потребностями, и внутренне детерминированный тип, способный к созданию своего «индивидуально ответственного» способа жизни.

Система ведущих жизненных ценностей складывается уже к подростковому возрасту, становясь более или менее устойчивой к периоду юности. В научной литературе выделяются основные группы ценностей, актуальные для подростков и юношей, среди них интеллектуально-образовательные, нравственные и культурные, политические и семейные ценности. Последние представляют, с нашей точки зрения, особый интерес, поскольку, учитывая интенсивность воздействия семьи на все сферы жизни ребенка, можно констатировать, что особенности системы семейного взаимодействия и отношение к ребенку в семье напрямую обуславливают развитие его ценностно-смысловой сферы.

Отличительными особенностями семейного воспитания являются его продолжительность во времени, отражение в его характеристиках социально-исторических особенностей общества, возможность для организации взаимодействия с представителями разного половозрастного и социального состава и, что присуще лишь семейным отношениям, фактор детско-родительской любви и заботы. Еще А.С. Макаренко определил семью как наиболее значимую социальную группу, которая регулирует поведение человека, сопровождая процесс его социализации и формируя систему его ценностей. Важнейшими факторами развития системы ценностей А.С. Макаренко называет характеристики личности родителей, их образ жизни [6]. Вероятно, к ним относятся и такие характеристики семьи, как ее социокультурный статус, степень освоения родителями социальных ролей, состав и образ жизни семьи, стиль отношений, духовная атмосфера, ценностные ориентации родителей.

Стили семейного воспитания (типы отношения к ребенку в семье) подробно описаны в отечественной и зарубежной психологии [2, 7, 8, 11]. Как правило, их классификации основаны на таких критериях, как родительский контроль и эмоциональный контакт, степень осознанности особенностей детей, последовательность воспитательных воздействий и др. (Дж. Болдуин, Д. Баумринд, А.И. Захаров, Э. Маккоби, Дж. Мартин, Д. Эдлер, А.В. Петровский, Л.Г. Саготовская, Э.Г. Эйдемиллер и др.). Таким образом, доказано, что семья имеет большое значение для развития ценностных ориентаций подростков и юношей, однако исследований, раскрывающих механизм трансляции и передачи ценностей от одного поколения к другому, явно недостаточно. В нашей работе мы проследим, как осуществляется это влияние, какую систему ценностей транслируют студенты-первокурсники, как в ней отражаются семейные ценностные позиции.

Материалы и методы исследования: в исследовании приняли участие 43 студента 1 курса НГПУ им. К. Минина в возрасте 17–18 лет, а также их родители.

Цель исследования: изучить влияние семейных установок на развитие ценностных ориентаций студентов-первокурсников, переживающих юношеский период развития личности. Гипотеза исследования: мы предположили, что семейные установки, проявляющиеся в особенностях стиля семейного воспитания и ценностных ориентациях родителей, оказывают влияние на развитие ценностно-смысловой структуры личности в юношеском возрасте.

Основу эмпирического исследования составили следующие методики: методика Рокича «Ценностные ориентации» (терминальные ценности); методика исследования ценностных ориентаций личности О.И. Моткова, Т.А. Огневой, опросник «Подростки о родителях» (ADOR). Статистическая обработка результатов проводилась с помощью метода Манна-Уитни (достоверность различия показателей двух несвязанных выборок) и коэффициента корреляции Спирмена. Расчет проводился с помощью компьютерной статистической программы SPSS-12.

Результаты исследования и их обсуждение

На первом этапе изучались особенности ценностных ориентаций студентов и их родителей. Для сопоставления были выбраны терминальные ценности (ценности-цели), определяемые как убеждения человека, составляющие смысл его жизни, они указывают, что именно для него особенно важно и значимо. Следовательно, они в большей степени способны отражать глобальные смысловые приоритеты человека.

Нужно отметить, что в базовых ценностях студенты и родители совпадают: наиболее значимыми являются ценности «здоровье», «семья», «любовь». У родителей этот список пополнен ценностями «работа», «материальная обеспеченность» что соответствует этапу развития личности взрослого человека и связано с актуальной жизненной ситуацией. У студентов высокий балл получила ценность «развитие», отражающая характерную для студента позицию активного формирования личности и своего жизненного пути, а также ценность «друзья», важная в данной возрастной группе. Малозначимыми как в группе взрослых людей, так и в группе студентов оказались общественные ценности («счастье других», «общественное призвание», «продуктивная жизнь»). У студентов рейтинг данных ценностей ниже, чем у их родителей. Низкий рейтинг в обеих группах занимают «красота природы и искусства», «творчество».

Для того, чтобы лучше понять структуру ценностных ориентаций студентов мы применили методику О.И. Моткова, и Т.А. Огневой. Данная методика интересна тем, что с ее помощью выстраивается не только представление об иерархии ценностных ориентаций той или иной группы респондентов, но и понимание значимости и достижения тех или иных ценностных позиций, а также конфликтности и атрибуции – причин их осуществления.

Подсчет показал, что студенты исследуемой группы придают большее значение внутренним ценностям по сравнению с внешними, что свидетельствует о психологическом здоровье личности, показывает потребность в саморазвитии, в дружеских отношениях с другими людьми. Это согласуется с нашими данными, полученными по методике М. Рокича. В реализации внутренних ценностей студенты приоритетно опираются на собственные усилия и природные данные, тогда как внешние ценности достигаются через равномерное распределение всех ресурсных возможностей личности, в том числе, и внешние факторы.

В ходе того же исследования, было выявлено, что у всех студентов исследуемой группы показатели конфликтности между внешними и внутренними ценностями и уровнем их осуществления находятся на среднем уровне (конфликтность внешних ценностей = 1,16; конфликтность внутренних ценностей = 0,86; конфликтность общих ценностей = 1,01), что, по данным О.И. Моткова, характерно для студенческих выборок. Уровень конфликтности внешних ценностей несколько выше, чем внутренних. Нужно заметить, что показатели по конфликтности ценностных ориентаций, связанных с материальным благополучием, социальным положением в обществе, дающим возможности роскошной жизни (ценности № 1, 7, 9) выше нормы. Напротив, конфликтность ценностей «известность, популярность», «физическая привлекательность» – ниже среднего уровня. По нашему мнению, данный факт свидетельствует о том, что студенты-первокурсники, в отличие от подростков, больше переживают свою финансовую несостоятельность, зависимость от родителей. Это подтверждает тот факт, что современные студенты-очники уже с первых курсов активно работают в разных сферах, не связанных с выбранной профессией, а с целью заработка. Причем, такая тенденция не во всех случаях связана с потребностями «выживания», тотальной нехватки денег в семье. Во многом эта ситуация вызвана стремлением студента заработать на личные расходы, быть финансово независимым. К сожалению, приходится констатировать, что, увлекаясь, студент порой полностью отходит от учебы, не ставит в приоритет развитие в рамках выбранной профессии, что влечет за собой отчисление из вуза, перевод на другие формы обучения и т.п.

Следующим шагом работы было изучение представлений студентов о стиле семейного воспитания и тех ценностных ориентациях, которых, по их мнению, придерживаются их родители. Данные характеристики составляют основу семейных установок, проявляемых родителями в воспитании. Анализ показал, по большинству позиций студенты отражают те ценностные ориентации, которые выбирают их родители, т.е. они хорошо осведомлены о структуре ценностных ориентаций родителей, находятся с ними в контакте, а тот факт, что профиль представлений студентов о ценностных ориентациях родителей больше похож на их собственный профиль, говорит о взаимопонимании и эмоциональной привязанности. Представления студентов нашей группы о стиле родительского воспитания характеризуются выраженным настроем на принятие, авторитет родительской позиции (большие значения получили шкалы автономности и позитивности). Таким образом, можно увидеть, что студенты нашей группы в целом воспринимают стиль родительского воспитания как позитивный, дающий автономию в развитии личности.

По доминирующему признаку в воспитании респонденты были разделены на две группы. Определяющим был фактор близости Позитивного интереса и Враждебности (POZ/HOS). Коэффициент различия между заданными параметрами был задан средним значением между полярными шкалами, определяющий принцип деления на группы: директивность / автономность – 3,128205128; позитивность/ враждебность – 3,58974359. Было выделено 20 семей с низким принятием и доминированием авторитарных критериев в воспитании (группа 1) и 23 семьи с высоким принятием и демократическим стилем воспитания (группа 2). И если студенты групп 1 и 2 на одном уровне оценивают показатели директивности и враждебности своих родителей, то по шкале позитивности /автономии наблюдаются достоверные различия в пользу студентов группы 2. Оценка статистической значимости выявленных различий в двух группах респондентов представлена в табл. 1.

Таблица 1

Сравнение характеристик стилей воспитания в группах, разных по доминирующему стилю

 

Группа 1

Группа 2

Уровень значимости

Название шкал

Среднее значение

коэфф.

М-У

Среднее значение

коэфф

М-У

Соотношение позитивности и враждебности

7,13

0

16,60

0

0,00

Шкала Позитивного интереса

13,00

32

18,50

32

0,00

Шкала Директивности

9,00

207

8,40

207

0,57

Шкала Враждебности

5,87

83

1,90

83

0,00

Шкала Автономности

11,87

155

13,70

155

0,053

Шкала Непоследовательности

8,61

166,5

6,85

166,5

0,119

Соотношение

Директивности/Автономности

– 2,43

161,5

– 5,30

161,5

0,095

Примечание. * p < 0,05; ** p < 0,01.

Таким образом, мы видим, что студенты двух групп достоверно по-разному воспринимают стиль воспитания родителей по шкалам позитивности и враждебности и их соотношению. Данный факт доказывает различия в выделенных группах на основании восприятия студентами родительских установок.

Далее мы рассмотрим, как влияет стиль воспитания на ценностные позиции студентов. По доле представленности внутренних и внешних ценностей у студентов в двух выделенных группах респондентов значимых различий обнаружено не было, что позволяет предполагать студенческую специфику в направленности ценностных ориентаций. Однако в аспекте изучения причин реализации ценностей значимые различия были обнаружены по многим параметрам (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнение ценностных ориентаций в группах студентов с разным доминирующим стилем воспитания

Причины реализаций ценностей

Название ценностей

группа 1

группа 2

Коэфф-т

М-У

Уровень знач-ти

Конфликтность осуществления

Внешние

1,37

0,98

186

0,282

Внутр.

1,06

0,63

152

0,05

Все

1,24

0,81

152

0,05

Внешние обстоятельства

Внешние

2,78

2,92

206,5

0,566

Внутр.

3,03

3,56

130,5

0,015

Все

2,88

3,31

152

0,05

Внутренние условия

Внешние

2,86

2,85

216,5

0,65

Внутр.

3,35

3,78

152

0,05

Все

3,08

3,30

194

0,378

Мои природные данные

Внешние

2,79

2,86

211,5

0,65

Внутр.

3,08

3,60

129,5

0,015

Все

2,98

3,28

186

0,282

Собственные усилия

Внешние

2,81

2,80

211,5

0,65

Внутр.

3,41

3,76

186

0,282

Все

3,16

3,33

222,5

0,854

Так, студенты группы 1 испытывают достоверно большую конфликтность в реализации внутренних ценностей и всех ценностей, соответственно, что показывает меньшую опору на себя, неуверенность в своих силах, значимость внешних указаний и ориентиров. Достоверных различий между группами в конфликтности внешних ценностей обнаружено не было, несмотря на то, что данный тип конфликтности выше в обеих группах респондентов и находится на среднем уровне.

При рассмотрении заданных методикой причин, способствующих реализации ценностей и жизненных планов, мы обнаружили значимые различия на уровне внутренних ценностей в двух группах респондентов. Так, респонденты, родители которых больше придерживались авторитарных установок, свой внутренний потенциал оценивают ниже, как и свои природные данные, на которые человек опирается в реализации программы собственной жизни. Тогда как респонденты второй группы больше доверяют себе, ориентируются на собственные приоритеты, лучше понимают свои возможности. По всей вероятности, они в большей степени имели поддержку родителей, что научило доверять себе, принимать себя.

Сравнение двух групп респондентов с разными родительскими установками показало наличие достоверных различий по ряду терминальных ценностных ориентаций. Так, в группе студентов с позитивным принятием их родителями более весомые ранговые позиции занимают ценностные ориентации счастья других (p < 0,02), уверенности в себе (p < 0,05). Такое распределение соответствует особенностям стиля воспитания с его ориентацией на личность другого, доверием, уважением, что способствует развитию внутреннего потенциала личности. В группе студентов с авторитарными родительскими установками достоверно выше воспринимается ценность развлечений (p < 0,05), что говорит о том, что подростки, выросшие в более жестких условиях, выше оценивают свободное времяпрепровождение, оно для них ценно, т.к., по всей вероятности, они имели больше ограничений и меньше возможности быть предоставленным самому себе, отдыха и т.п. Достоверные различия обнаружены и по значимости такой ценности, как «развитие, работа над собой, постоянное физическое и нравственное совершенствование» (p < 0,05), что также говорит о направленности на данную ценность в родительских установках. Сопряженная с родительским контролем и присвоенная подростком, данная ценность может, с одной стороны, действительно направлять личность к достижению чего-то нового, а может фрустрировать, не давать ощущения самодостаточности, приводить к невротизации.

Сравнение родительских позиций по доминирующим ценностям выявило достоверные различия именно по ценности «развитие, работа над собой, постоянное физическое и нравственное совершенствование» – p < 0,04, что говорит о наличии четких установок родителей на постоянную работу над собой, развитие, что они передают детям. Таким образом, можно наблюдать, что в группах студентов с разным стилем родительского воспитания наблюдаются достоверные различия по ряду ценностных позиций.

Для подтверждения нашей гипотезы был подсчитан коэффициент корреляции Спирмена между ценностями студентов и родителей. Он выявил большую связь (0,38) у студентов группы 2 с позитивными установками в семье. У студентов группы 1 такая связь ниже (0,25). Подсчет для каждого студента показал следующее: в группе 1 с низким принятием и большей авторитарной позицией только у двоих студентов (8 %) ценности высоко коррелируют с ценностями родителей, к тому же это те респонденты, значение фактора близости у которых находится на границе раздела групп и близок к наличию принятия. Ещё у 8 студентов (34 %) есть слабая корреляция. В группе 2 с высоким фактором близости высокая корреляция отмечается у 20 % испытуемых, ещё у 50 % есть связь средней силы. Таким образом, можем считать нашу гипотезу доказанной.

Выводы

Проведенное нами теоретико-эмпирическое исследование показало наличие сходных тенденций в ценностных ориентациях студентов и их родителей, что может подтверждать наличие определенных установочных тенденций, получаемых в семье и присвоенных на уровне самосознания в юношеском возрасте.

Корреляционный анализ выявил стойкие связи между ценностями студентов-первокурсников и ценностями их родителей, причем в группе с позитивным принятием данная связь достоверно выше, что подтверждает гипотезу, в которой предполагалось, что позитивные отношения способствуют принятию ценностных ориентаций выше, чем авторитарные.

Несмотря на то что в обеих группах студентов значимыми являются внутренние ценности, характер конфликтности и атрибуции ценностных ориентаций у студентов с разными стилями воспитания отличается. Так, студенты, выделившие диалогические установки своих родителей, в реализации внутренних ценностных ориентаций в большей степени ориентированы на себя, свои внутренние возможности, свой потенциал, для них важны уверенность в себе, направленность на других, значимость другого. Студенты с авторитарными установками больше тревожатся, не верят в свои силы. Между тем, жесткие установки родителей заставляют их быть в постоянном развитии, самосовершенствоваться, что может восприниматься как гиперзабота и сверхконтроль, в большей степени ограничивающие развитие, чем его стимулирующие. Следовательно, влияние родительских установок на ценностные ориентации студентов юношеского возраста происходит, и, если оно связано с позитивным принятием личности, уважением, оно является развивающим, отражает преемственность позиций и свидетельствует о полноценных отношениях.


Библиографическая ссылка

Фомина Н.В., Федосеева Т.Е., Никишина О.А., Куландин П.М. ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ УСТАНОВОК НА РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 941-946;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35402 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674