Формирование у студентов профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися в условиях внедрения ФГОС ВО третьего поколения [1] является чрезвычайно важной проблемой современной системы высшего педагогического образования [4, 6, 7, 8–10]. Запросы времени требуют хорошо подготовленных, интеллектуально развитых, творчески мыслящих молодых компетентных кадров, готовых профессионально расти и совершенствоваться в течение всей своей трудовой деятельности.
В сентябре 2015 г. авторами данной статьи было проведено педагогическое исследование, целью которого было установить, какими приходят для обучения абитуриенты в нижегородские вузы, как меняется их мотивация в процессе образования, какое влияние оказывают на них сетевые партнеры вуза и какие образовательные результаты получаются по завершении обучения. Для выявления профессиональной мотивации у поступивших на 1 курс студентов были выбраны три вуза г. Нижнего Новгорода – ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина» (НГПУ), «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВО НГИЭУ (ИПТД) и ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), в которых было проведено анкетирование студентов-первокурсников в начале их обучения в вузе, вопросы и варианты ответов анкеты представлены в таблице.
Анкета для определения профессиональной мотивации студентов
Вопросы с вариантами ответов |
Название вуза |
||
абс./ % |
|||
НГПУ |
ННГУ |
ИПТД |
|
1. Я планирую старательно изучать предметы естественнонаучного цикла (биология, химия), потому что: а) эти предметы мне интересны; б) хочу получить высокую оценку на экзамене по этим предметам; в) смогу стать настоящим профессионалом в выбранной профессии |
6/ 30 7/ 35 7/ 35 |
6/ 30 6/ 30 8/ 40 |
3/ 15 12/ 60 5/ 25 |
2. В качестве контроля знаний предпочитаю: а) тестирование; б) устный ответ у доски; в) беседу с преподавателем |
16/ 80 1/ 5 3/ 15 |
12/ 60 1/ 5 7/ 35 |
14/ 70 2/ 10 4/ 20 |
3. На учебных занятиях я предпочитаю: а) выполнять задание в группе; б) выполнять задания в паре; в) работать самостоятельно |
6/ 30 11/ 55 3/ 15 |
4/ 20 13/ 65 3/ 15 |
10/ 50 5/ 25 5/ 25 |
4. Если возникнут определенные трудности в учении то, я: а) постараюсь их преодолеть, потому что в итоге можно ощутить радость успеха; б) приложу все усилия для их преодоления, потому что можно получить похвалу преподавателя и родителей; в) стараться не буду, потому что всё равно ничего не получится |
15/ 75 3/ 15 2/ 10 |
17/ 85 3/ 15 – |
13/ 65 3/ 15 4/ 20 |
Всего опрошено |
20 |
20 |
20 |
Анализ результатов анкетирования показал, что профессиональная мотивация у большинства поступающих на 1 курс очного отделения студентов достаточно низкая, поскольку большинству из них практически всё равно, на каком направлении подготовки учиться, лишь бы поступить на бюджетное место и получить диплом о высшем образовании.
Ответы на вопрос № 1 анкеты в таблице свидетельствуют о безразличии 70–85 % студентов-первокурсников к выбору профиля обучения. Профессионалами в будущем собирается стать лишь 25–40 % студентов 1 курса. Преобладает мотивация учебы ради хорошей отметки на экзаменах и в дипломе (30–60 % студентов). Об этом свидетельствуют и ответы на 2-й– 3-й вопросы анкеты: в качестве средства контроля 60–80 % опрошенных выбирают тест, далеко не являющийся 100 % гарантией проверки качества знаний, работать большинство студентов предпочитает в паре или группе, самостоятельно готовы работать лишь 15–25 % студентов. Радует, что для достижения успеха в обучении (65–85 %) и ради похвалы преподавателей и родителей (15 %) возникающие трудности готовы преодолеть почти все студенты (80–90 %, см. ответы на вопрос 4 анкеты в таблице).
Итак, результаты проведенного исследования показали, что профессиональная мотивация наблюдается лишь у 15 % студентов 1 курса ИПТД, 30 % студентов НГПУ и 30 % студентов ННГУ. Данные студенты осознано выбрали нужную им профессию. Данные представлены в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Показатели анкетирования студентов
Возможно, ответить на вопрос, почему такая низкая профессиональная мотивация абитуриентов, поможет исследование, проведенное НИИ ОО РГПУ им. А.И. Герцена в 2014 году [3, с. 23–25], в котором получен ряд интересных закономерностей, касающихся учителей и их методических подходов:
1) по-прежнему большинство педагогов нацелены на усвоение учащимися предметных знаний; высокие результаты ЕГЭ; высокий процент успеваемости, не анализируя, что за этими цифрами стоит (!);
2) учащиеся отмечают: невозможность что-либо изменить в школе – 56 % (в 1988 году этот показатель – 33 %); мало интересных кружков, клубов и секций для старшеклассников – 32 % (ранее – 34 %); мало интересных мероприятий в школе, классе – 27 % (ранее – 32 %); бездушие, незаинтересованность учителей – 27 % (ранее – 16 %);
3) каждого пятого школьника (20 % в 1980-х гг. и 21 % современных старшеклассников) ничего не привлекает в изучаемых дисциплинах – ни сам предмет, ни учебник, ни личность учителя;
4) значительно различаются ведущие мотивы обучения в современной школе с точки зрения учителей и учеников: по мнению учителей, преобладают внешние мотивы обучения (это важно для их родителей (54 %), без образования сегодня нельзя прожить (35 %); по мнению учеников, в основе обучения присутствуют как внешние мотивы (без образования сегодня нельзя прожить (68 %), так и внутренние (хотят быть образованными людьми (62 %), хотят получать знания, полезные для будущей профессии (49 %).
Исследование отношения к профессии учителя в 2009–2011 гг. до начала и после завершения педагогической практики показало отсутствие отрицательного отношения к выбранной профессии, но личностный интерес вызывают, к сожалению, только отдельные стороны работы учителя химии [5]. Практика преподавания и результаты проведенного исследования показывают, что привычный процесс обучения не гарантирует высоких результатов по следующим показателям: участие студентов в профессиональных конкурсах, олимпиадах, трудоустройство по своему профилю обучения и пр. [2, 5–9]. Согласно результатам исследований 2009–2011 г. [9], 88 студентов из 91 человека, обучающихся по химико-биологическим специальностям, имели высокий показатель знаний по химии, теории и методике ее изучения, педагогике и психологии. Студенты отмечали, что хорошая психолого-педагогическая и методическая подготовка позволяет успешно ориентироваться в психологических аспектах уроков, даёт возможность проводить воспитательную работу и уверенно вести уроки химии.
В этом же исследовании студенты оценивали уровень творческой подготовленности к профессиональной деятельности на «4» (способны в основном к принятию творческих решений – 30 человек) и на «3» (привносят в свою деятельность элементы творчества, но чаще используют готовые методические разработки – 50 человек).
В связи с этим кафедра биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) НГПУ им. К. Минина наметила новые образовательные формы, реализующиеся с 2014 г. совместно с сетевыми партнерами – школами № 129, 126, 101, 135 г. Н. Новгорода, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО «НИРО»), ГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» (ГБОУ ДОД «ЦРТДиЮ НО») (см. рис. 2).
Рис. 2. Обучение студентов Мининского университета с использованием ресурса сетевых партнеров
Наряду с традиционным прохождением различных практик (педагогической, научно-исследовательской, научно-педагогической, производственной и др.) и организацией массовых и индивидуальных мероприятий на базе перечисленных школ практикуется регулярная профориентационная работа со школьниками, включающая посещение учащимися химических и биологических кружков, факультативных и элективных курсов, лабораторных практикумов и индивидуальных занятий, представленных на рис 2.
Например, в МБОУ «Школа № 129» г. Н. Новгорода для учащихся 5 классов действует факультативный курс «Мир, в котором мы живем», для учащихся 8–9 классов – элективный курс «Человек и его здоровье», для 8–9 классов – биологический кружок «Региональное научное сообщество юных естествоиспытателей», для 8 классов – химический кружок «Юный Менделеев», для 10 классов – химический кружок «Практикум по органической химии». Элективный и факультативный курсы функционируют на базе школы. Студенты Мининского университета принимают активное участие в их проведении в ходе педагогической практики, лишь некоторые занятия проходят на базе кафедры БХиБХО. Все кружки функционируют на базе кафедры БХиБХО, куда с удовольствием приезжают школьники в сопровождении педагогов школы. Студенты активно помогают в работе с ними в течение учебного года. Таким образом, не происходит «отрыва» студентов от школы, они работают со школьниками постоянно, и им не надо специально настраиваться на этот вид деятельности перед прохождением педагогической практики, поскольку у них исчезает дискомфортное чувство и страх проведения занятий для школьников, они становятся более подготовленными и востребованными к профессиональной деятельности. Такая совместная внеурочная деятельность учащихся школ, учителей, преподавателей и студентов университета не только позволяет повысить мотивацию школьников к изучению предметов естественнонаучного цикла, но и способствует ранней профориентации, приобщению к довузовской системе обучения уже в школе. Результатом такой деятельности является повышение образовательного уровня учащихся, расширение личностных качеств, профессиональное самоопределение выпускника. Данное сотрудничество обеспечивает непрерывность и преемственность среднего и высшего образования.
Результаты многолетних исследований показывают [9], что число проявляющих интерес к обучению по выбранному направлению студентов после прохождения педпрактики значительно увеличивается. Многие выпускники специалитета прошлых лет возвращаются в родной вуз для повышения своего образования в магистратуре и аспирантуре (см. диаграмму на рис. 3).
Рис. 3. Трудоустройство выпускников специальности «Учитель биологии и химии» НГПУ им. К. Минина
Развитие заинтересованности к выбранной профессии и желание студентов совершенствовать свои профессиональные знания и умения, приобретать новые компетенции показывает многократно увеличившееся за последние 2 года (2014–2015 гг.) число участников различных конкурсов педагогического мастерства, олимпиад по профессиональным дисциплинам, рост количества устроившихся на работу по специальности студентов (см. диаграммы на рис. 3 и 4).
Рис. 4. Участие студентов НГПУ им. К. Минина в профессиональных конкурсах, олимпиадах и мероприятиях
Организация сетевого сотрудничества способствует росту профессиональной компетентности студентов, увеличению их профессиональной мотивации, увеличению количества выбора профессиональной деятельности по специальности.