Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Новик И.Р. 1 Жадаев А.Ю. 2 Воронина И.А. 3 Савина О.А. 3 Сидорова А.В. 3
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
2 Институт пищевых технологий и дизайна – филиал ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»
3 МБОУ «Школа № 129»
Как показало педагогическое исследование, у студентов-первокурсников недостаточная мотивация к предстоящей деятельности по профилю обучения. Традиционно профессиональная компетентность студентов педагогического вуза формируется при изучении ряда курсов дисциплин согласно учебному плану и в ходе работы с учащимися во время прохождения различных практик. В статье описано, как для повышения мотивации студентов к предстоящей педагогической деятельности, роста их профессионального уровня кафедра биологии, химии и биолого-химического образования НГПУ им. К. Минина вместе с сетевыми партнерами реализует разные формы работы будущих учителей с одаренными учащимися. Совместная деятельность студентов и школьников по химии и биологии способствует профориентации учащихся и готовности к обучению по выбранному естественнонаучному, педагогическому или медицинскому профилю. Показано, что у студентов развивается готовность к самообразованию, самосовершенствованию и педагогической деятельности.
профессиональная компетентность
студенты педагогического вуза
одаренные учащиеся
профессиональная мотивация
личностный интерес
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г., № 1897.
2. Алексеева Е.В. Дистанционная экологическая олимпиада как одна из современных форм реализации экологического образования / Е.В. Алексеева, Н.В. Горбенко // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы международной научно-практической конференции. – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 108–111.
3. Алексеев С.В. Учитель экологии, который есть и будет / С.В. Алексеев // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность: Материалы международной научно-практической конференции.– Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. – С. 23–31.
4. Воронина И.А. Об организации научно-образовательной экспериментальной площадки «Современные методы организации внеклассной работы в средней школе» / И.А. Воронина, И.Р. Новик // Материалы 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (15–18 апреля 2015 г.) «Актуальные проблемы химического и экологического образования». – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2015. – С. 169–172.
5. Жадаев А.Ю. Развитие личностного интереса к химии в условиях больнично-стационарного обучения / А.Ю. Жадаев // Актуальные проблемы химического образования: V Всероссийская научно-методическая конференция с международным участием: Сб. материалов. – М.: ИМИР, 2014. – С. 77–80.
6. Жадаев А.Ю. Дистанционное обучение как один из эффективных способов контроля знаний студентов / А.Ю. Жадаев, И.В. Максимова // Современные тенденции развития науки и технологий: VII Международная научно-практическая конференция: Сб. материалов. – Белгород, 2015. – С. 72–74.
7. Леонова И.В. Индивидуализация и дифференциация обучения на уроках химии в 8 классе/ И.В. Леонова, И.Р. Новик // «Актуальные проблемы химического и экологического образования»: Материалы 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием (15–18 апреля 2015 г.). – СПб.: РГПУ им. Герцена, 2015. – С. 60–64.
8. Новик И.Р. Методические рекомендации по организации вузовской олимпиады по химии для школьников (электронный ресурс) / И.Р. Новик, Н.А. Орлов, А.И. Перевозчиков, В.Л. Тростин, С.В. Каширина, Д.М. Марков // Вестник Мининского университета. – 2014. – № 2 (6). http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-08 %202/Novik.pdf.
9. Новик И.Р. Организация педагогической практики для студентов химико-биологических специальностей / И.Р. Новик, Л.С. Чернышова, С.В. Каширина, А.И. Перевозчиков // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2012. – № 5 (1). – С. 17–23.
10. Новик И.Р. Подготовка компетентного специалиста в системе высшего химико-педагогического образования для работы с одарёнными учащимися: монография / И.Р. Новик. – Н. Новгород: НГПУ, 2013. – 158 с.

Формирование у студентов профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися в условиях внедрения ФГОС ВО третьего поколения [1] является чрезвычайно важной проблемой современной системы высшего педагогического образования [4, 6, 7, 8–10]. Запросы времени требуют хорошо подготовленных, интеллектуально развитых, творчески мыслящих молодых компетентных кадров, готовых профессионально расти и совершенствоваться в течение всей своей трудовой деятельности.

В сентябре 2015 г. авторами данной статьи было проведено педагогическое исследование, целью которого было установить, какими приходят для обучения абитуриенты в нижегородские вузы, как меняется их мотивация в процессе образования, какое влияние оказывают на них сетевые партнеры вуза и какие образовательные результаты получаются по завершении обучения. Для выявления профессиональной мотивации у поступивших на 1 курс студентов были выбраны три вуза г. Нижнего Новгорода – ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина» (НГПУ), «Институт пищевых технологий и дизайна» – филиал ГБОУ ВО НГИЭУ (ИПТД) и ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» (ННГУ), в которых было проведено анкетирование студентов-первокурсников в начале их обучения в вузе, вопросы и варианты ответов анкеты представлены в таблице.

Анкета для определения профессиональной мотивации студентов

Вопросы с вариантами ответов

Название вуза

абс./ %

НГПУ

ННГУ

ИПТД

1. Я планирую старательно изучать предметы естественнонаучного цикла (биология, химия), потому что:

а) эти предметы мне интересны;

б) хочу получить высокую оценку на экзамене по этим предметам;

в) смогу стать настоящим профессионалом в выбранной профессии

6/ 30

7/ 35

7/ 35

6/ 30

6/ 30

8/ 40

3/ 15

12/ 60

5/ 25

2. В качестве контроля знаний предпочитаю:

а) тестирование;

б) устный ответ у доски;

в) беседу с преподавателем

16/ 80

1/ 5

3/ 15

12/ 60

1/ 5

7/ 35

14/ 70

2/ 10

4/ 20

3. На учебных занятиях я предпочитаю:

а) выполнять задание в группе;

б) выполнять задания в паре;

в) работать самостоятельно

6/ 30

11/ 55

3/ 15

4/ 20

13/ 65

3/ 15

10/ 50

5/ 25

5/ 25

4. Если возникнут определенные трудности в учении то, я:

а) постараюсь их преодолеть, потому что в итоге можно ощутить радость успеха;

б) приложу все усилия для их преодоления, потому что можно получить похвалу преподавателя и родителей;

в) стараться не буду, потому что всё равно ничего не получится

15/ 75

3/ 15

2/ 10

17/ 85

3/ 15

13/ 65

3/ 15

4/ 20

Всего опрошено

20

20

20

Анализ результатов анкетирования показал, что профессиональная мотивация у большинства поступающих на 1 курс очного отделения студентов достаточно низкая, поскольку большинству из них практически всё равно, на каком направлении подготовки учиться, лишь бы поступить на бюджетное место и получить диплом о высшем образовании.

Ответы на вопрос № 1 анкеты в таблице свидетельствуют о безразличии 70–85 % студентов-первокурсников к выбору профиля обучения. Профессионалами в будущем собирается стать лишь 25–40 % студентов 1 курса. Преобладает мотивация учебы ради хорошей отметки на экзаменах и в дипломе (30–60 % студентов). Об этом свидетельствуют и ответы на 2-й– 3-й вопросы анкеты: в качестве средства контроля 60–80 % опрошенных выбирают тест, далеко не являющийся 100 % гарантией проверки качества знаний, работать большинство студентов предпочитает в паре или группе, самостоятельно готовы работать лишь 15–25 % студентов. Радует, что для достижения успеха в обучении (65–85 %) и ради похвалы преподавателей и родителей (15 %) возникающие трудности готовы преодолеть почти все студенты (80–90 %, см. ответы на вопрос 4 анкеты в таблице).

Итак, результаты проведенного исследования показали, что профессиональная мотивация наблюдается лишь у 15 % студентов 1 курса ИПТД, 30 % студентов НГПУ и 30 % студентов ННГУ. Данные студенты осознано выбрали нужную им профессию. Данные представлены в виде диаграммы (рис. 1).

novik1.tif

Рис. 1. Показатели анкетирования студентов

Возможно, ответить на вопрос, почему такая низкая профессиональная мотивация абитуриентов, поможет исследование, проведенное НИИ ОО РГПУ им. А.И. Герцена в 2014 году [3, с. 23–25], в котором получен ряд интересных закономерностей, касающихся учителей и их методических подходов:

1) по-прежнему большинство педагогов нацелены на усвоение учащимися предметных знаний; высокие результаты ЕГЭ; высокий процент успеваемости, не анализируя, что за этими цифрами стоит (!);

2) учащиеся отмечают: невозможность что-либо изменить в школе – 56 % (в 1988 году этот показатель – 33 %); мало интересных кружков, клубов и секций для старшеклассников – 32 % (ранее – 34 %); мало интересных мероприятий в школе, классе – 27 % (ранее – 32 %); бездушие, незаинтересованность учителей – 27 % (ранее – 16 %);

3) каждого пятого школьника (20 % в 1980-х гг. и 21 % современных старшеклассников) ничего не привлекает в изучаемых дисциплинах – ни сам предмет, ни учебник, ни личность учителя;

4) значительно различаются ведущие мотивы обучения в современной школе с точки зрения учителей и учеников: по мнению учителей, преобладают внешние мотивы обучения (это важно для их родителей (54 %), без образования сегодня нельзя прожить (35 %); по мнению учеников, в основе обучения присутствуют как внешние мотивы (без образования сегодня нельзя прожить (68 %), так и внутренние (хотят быть образованными людьми (62 %), хотят получать знания, полезные для будущей профессии (49 %).

Исследование отношения к профессии учителя в 2009–2011 гг. до начала и после завершения педагогической практики показало отсутствие отрицательного отношения к выбранной профессии, но личностный интерес вызывают, к сожалению, только отдельные стороны работы учителя химии [5]. Практика преподавания и результаты проведенного исследования показывают, что привычный процесс обучения не гарантирует высоких результатов по следующим показателям: участие студентов в профессиональных конкурсах, олимпиадах, трудоустройство по своему профилю обучения и пр. [2, 5–9]. Согласно результатам исследований 2009–2011 г. [9], 88 студентов из 91 человека, обучающихся по химико-биологическим специальностям, имели высокий показатель знаний по химии, теории и методике ее изучения, педагогике и психологии. Студенты отмечали, что хорошая психолого-педагогическая и методическая подготовка позволяет успешно ориентироваться в психологических аспектах уроков, даёт возможность проводить воспитательную работу и уверенно вести уроки химии.

В этом же исследовании студенты оценивали уровень творческой подготовленности к профессиональной деятельности на «4» (способны в основном к принятию творческих решений – 30 человек) и на «3» (привносят в свою деятельность элементы творчества, но чаще используют готовые методические разработки – 50 человек).

В связи с этим кафедра биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) НГПУ им. К. Минина наметила новые образовательные формы, реализующиеся с 2014 г. совместно с сетевыми партнерами – школами № 129, 126, 101, 135 г. Н. Новгорода, ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО «НИРО»), ГБОУ ДОД «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» (ГБОУ ДОД «ЦРТДиЮ НО») (см. рис. 2).

novik2.wmf

Рис. 2. Обучение студентов Мининского университета с использованием ресурса сетевых партнеров

Наряду с традиционным прохождением различных практик (педагогической, научно-исследовательской, научно-педагогической, производственной и др.) и организацией массовых и индивидуальных мероприятий на базе перечисленных школ практикуется регулярная профориентационная работа со школьниками, включающая посещение учащимися химических и биологических кружков, факультативных и элективных курсов, лабораторных практикумов и индивидуальных занятий, представленных на рис 2.

Например, в МБОУ «Школа № 129» г. Н. Новгорода для учащихся 5 классов действует факультативный курс «Мир, в котором мы живем», для учащихся 8–9 классов – элективный курс «Человек и его здоровье», для 8–9 классов – биологический кружок «Региональное научное сообщество юных естествоиспытателей», для 8 классов – химический кружок «Юный Менделеев», для 10 классов – химический кружок «Практикум по органической химии». Элективный и факультативный курсы функционируют на базе школы. Студенты Мининского университета принимают активное участие в их проведении в ходе педагогической практики, лишь некоторые занятия проходят на базе кафедры БХиБХО. Все кружки функционируют на базе кафедры БХиБХО, куда с удовольствием приезжают школьники в сопровождении педагогов школы. Студенты активно помогают в работе с ними в течение учебного года. Таким образом, не происходит «отрыва» студентов от школы, они работают со школьниками постоянно, и им не надо специально настраиваться на этот вид деятельности перед прохождением педагогической практики, поскольку у них исчезает дискомфортное чувство и страх проведения занятий для школьников, они становятся более подготовленными и востребованными к профессиональной деятельности. Такая совместная внеурочная деятельность учащихся школ, учителей, преподавателей и студентов университета не только позволяет повысить мотивацию школьников к изучению предметов естественнонаучного цикла, но и способствует ранней профориентации, приобщению к довузовской системе обучения уже в школе. Результатом такой деятельности является повышение образовательного уровня учащихся, расширение личностных качеств, профессиональное самоопределение выпускника. Данное сотрудничество обеспечивает непрерывность и преемственность среднего и высшего образования.

Результаты многолетних исследований показывают [9], что число проявляющих интерес к обучению по выбранному направлению студентов после прохождения педпрактики значительно увеличивается. Многие выпускники специалитета прошлых лет возвращаются в родной вуз для повышения своего образования в магистратуре и аспирантуре (см. диаграмму на рис. 3).

novik3.tif

Рис. 3. Трудоустройство выпускников специальности «Учитель биологии и химии» НГПУ им. К. Минина

Развитие заинтересованности к выбранной профессии и желание студентов совершенствовать свои профессиональные знания и умения, приобретать новые компетенции показывает многократно увеличившееся за последние 2 года (2014–2015 гг.) число участников различных конкурсов педагогического мастерства, олимпиад по профессиональным дисциплинам, рост количества устроившихся на работу по специальности студентов (см. диаграммы на рис. 3 и 4).

novik4.tif

Рис. 4. Участие студентов НГПУ им. К. Минина в профессиональных конкурсах, олимпиадах и мероприятиях

Организация сетевого сотрудничества способствует росту профессиональной компетентности студентов, увеличению их профессиональной мотивации, увеличению количества выбора профессиональной деятельности по специальности.


Библиографическая ссылка

Новик И.Р., Жадаев А.Ю., Воронина И.А., Савина О.А., Сидорова А.В. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-5. – С. 914-918;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35396 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674