Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TECHNIQUE OF ECONOMIC EDUCATION OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS

Sergeeva B.V. 1 Suchkova P.A. 1
1 Kuban State University
2720 KB
Article is devoted to a problem of economic education of younger school students. In it the technique including the following components is described: purpose, principles, contents, forms, methods, ways of estimation of results. Criteria of economic good breeding of younger school students are also allocated (knowledge of economic reality, economic abilities, moral and economic qualities) and the indicators corresponding to them allow to diagnose in a complex extent of economic education, to establish the reasons of its insufficient development and to plan correctional work. All process of economic education assumes stage-by-stage achievement of the purpose: acquisition of fundamental elements of scientific knowledge, it is directed on the organization of activity of pupils for assimilation of concrete economic knowledge and abilities, introduction to educational process of the course «Economy», receiving experience of independent action, it is focused on the organization of practical creative activities of pupils and it is directed on improvement of system of the acquired knowledge and abilities. Results of pedagogical experiment on determination of level of economic good breeding of younger school students are presented in article.
conomic education
technique of economic education
younger school students

Современные условия экономической жизни общества являются предпосылкой изменению роли личности в жизни общества вообще и в экономике в особенности, возрастает необходимость адаптации человека к резко меняющимся условиям его экономической деятельности, социально-политической обстановки. Неизбежна радикальная перестройка системы взглядов, ценностных ориентаций, психологии, всего мировоззрения личности на основе новой системы экономических знаний.

Основой развития и совершенствования системы экономического образования в России является экономическая направленность. Начинать необходимо и возможно именно с начальной школы, так как в данном возрасте закладываются основы для формирования личности, идет интенсивное сознательное освоение социальной среды, закладываются основы нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Учащиеся в этом возрасте уже имеют опыт участия в экономических отношениях (чаще всего потребления), знают отдельные, наиболее распространенные экономические понятия.

В настоящее время, поскольку фундаментальных исследований, посвященных экономическому воспитанию младших школьников, не достаточно, для изучения данного вопроса представляют интерес все работы по экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов в общей системе российского экономического образования и воспитания.

При осуществлении экономического воспитания начальная школа закладывает основы экономической грамотности, умений ориентироваться в экономической действительности, навыков экономического поведения, создает условия для формирования экономической культуры личности (Л.В. Земляченко, Т.М. Кондратенко, А.А. Нуртдинова, В.П. Пфлюг, О.М. Стригина, О.А. Шумакова).

Связь формирования экономической культуры и социализации личности младшего школьника рассмотрена в работе О.М. Стригиной, роль усвоения экономической лексики в формировании экономической навыков младших школьников рассмотрена Е.В. Савиной. М.Л. Алферова в своем исследовании изучила формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования. Подготовка будущих учителей начальных классов к экономическому образованию учащихся рассмотрена в работе О.В. Бажиной.

Очень важно формировать у младших школьников систему экономических знаний и развивать на их основе самостоятельное мышление, научные экономические убеждения и деятельность. «Только система знаний, – отмечал К.Д. Ушинский, – дает полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой сам хозяин ничего не сыщет [4]».

Занятия по экономике ведутся сегодня во многих школах России. Однако существует ряд трудностей: учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики; используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика»; отсутствует единая программа курса «Экономика» для младших школьников. В настоящее время крайне мало качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки. Экономическое воспитание школьников младшего возраста становится важной проблемой образовательной системы.

Экономическое воспитание в качестве одного из самостоятельных направлений стала разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы ХХ столетия. В 70–80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появилось множество исследований, посвящённых экономическому воспитанию школьников.

Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта, вызывают потребность общества связать образование с экономикой в условиях современной начальной школы. Проблема исследования обусловлена противоречием между:

– теоретическим осознанием социальной важности экономического воспитания в современных условиях и недостаточной его практической реализацией в педагогическом процессе начальной школы;

– потребностью общества в экономически воспитанных гражданах, владеющих экономическими знаниями, экономическими отношениями и недостаточной разработанностью методики экономического воспитания учащихся, начиная с начальной школы.

Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности к этому [1].

В настоящее время под экономическим воспитанием школьников, понимается организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне, доступном школьнику [2].

В ходе теоретического анализа педагогической литературы по проблеме экономического воспитания возникла необходимость разработки методики экономического воспитания младших школьников. Для этого были детализированы основные подходы, общетеоретические положения и логика, которые положены в основу построения методики. Он объединяет в логической последовательности совокупность отдельных элементов процесса проектирования методики, составляет методологическую основу проектирования методики экономического воспитания и включает общенаучные подходы, принципы, стратегические цели, концепции, отраженные в нормативно-правовых документах и требованиях стандартов. В соответствии с этим компонентом определяется конкретное содержание, взаимосвязи и взаимообусловленность отдельных составляющих экономической воспитанности, выстраивается логика последовательности действий в исследовании.

Методика экономического воспитания младших школьников (табл. 2) включает следующие компоненты: цель, принципы, содержание, формы, методы, приёмы, способы оценивания результатов. Весь процесс экономического воспитания предполагает поэтапное достижение цели. I этап – приобретение основополагающих элементов научного знания – направлен на организацию деятельности учащихся по усвоению конкретных экономических знаний и умений. II этап – предполагает введение в учебный процесс курса «Экономика». III этап – получение опыта самостоятельного действия – ориентирован на организацию практической творческой деятельности учащихся и направлен на совершенствование системы приобретенных знаний и умений.

Эффективность экономического воспитания младших школьников зависит от определенных условий:

– определение содержания, форм и методов организации деятельности учащихся, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту;

– максимальное использование учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы; насыщения экономическим содержанием других дисциплин.

В ходе исследования выделены три уровня экономической воспитанности младших школьников.

Высокий уровень: младшие школьники могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в учебе, играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; помогают взрослым и сверстникам в труде, осознанно относятся к выполнению трудовых действий, бережно относятся к предметам труда, способны правильно оценить результаты своего труда и своих сверстников; рационально используют материалы; своевременно выполняют поручения; способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; в процессе продуктивной деятельности деловиты, находчивы, изобретательны, активно поддерживают и развивают творческий поиск сверстников; стремятся и умеют проявить инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: младшие школьники имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, учащиеся задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий; они имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания в игре; под руководством взрослого способны организовать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют к вещам личного пользования; энергичны, инициативны, умеют творчески подходить к работе, но порученную работу выполняют добросовестно, своевременно только под руководством взрослого; активность они проявляют не всегда, однако способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: младшие школьники не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя только как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, не умеют договариваться в процессе выполнения совместных трудовых действий, быстро теряют интерес к труду и оставляют свою работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результатах; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.

Были определены критерии и показатели экономической воспитанности младших школьников, представленные в табл. 1.

Таблица 1

Критерии и показатели экономической воспитанности младших школьников

Критерии

Показатели

знания об экономической действительности

знание потребностей семьи;

представления о труде родителей;

представления об экономических понятиях;

проявление интереса к окружающим явлениям современного социума.

экономические умения

– отражение имеющихся знаний в учебной, игровой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания в поведении;

– общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели.

нравственно-экономические качества личности

– проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости;

– оценка проявления этих качеств у сверстников.

Для подтверждения эффективности методики экономического воспитания младших школьников был проведён педагогический эксперимент.

На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи: 1) выявить исходный уровень экономической воспитанности младших школьников

Сводные результаты экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 1.

ser1.wmf

Рис. 1. Общие результаты диагностики экономической воспитанности экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента

Цель формирующего этапа эксперимента состояла в повышении уровня экономической воспитанности на основе разработанной методики экономического воспитания младших школьников, представленной в табл. 2.

Таблица 2

Методика экономического воспитания учащихся начальной школы

Компоненты методики

Содержание компонентов методики

1

2

Цель

Эффективное формирование знаний экономической действительности, освоение экономических умений, развитие нравственно-экономических качеств личности.

Принципы

Обучение на высоком уровне трудности; индивидуальном уровне трудности для каждого ученика; быстрого темпа изучения материала; ведущей роли теоретических знаний; осознание процесса учения; оптимальное развитие всех учащихся.

Содержание

Комплекс заданий по формированию знаний экономических понятий, экономического воспитания младших школьников по курсам «Математика», «Русский язык», «Технология».

Формы

Экономические курсы по интересам учащихся (урок математики, урок русского языка, урок-экскурсия в банки родного города, урок-лекция, тематический урок, контрольный урок, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-исследование, урок-игра); уроки трудового обучения (уроки технологии); внеклассная (внешкольная) работа с учениками; различные виды экономической деятельности и производительного труда учащихся (урок-анализ, урок-экономический праздник, урок-путешествие, урок-сказка, урок-интервью, конкурсы, эстафеты).

Методы

Наглядные (видеосюжеты для размышления; демонстрация фильмов; демонстрация моделей); словесные (рассказ; элементы лекций; диалоги; проблемные ситуации); практические (деловые и ролевые игры; трудовая деятельность; расчет бюджета своей семьи; составление меню для школьника; изготовление).

Способы оценивания результатов экономического воспитания

Интегральная и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся; словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-балльной системе, адаптированной к уровням успешности.

Сводные результаты диагностики экономической воспитанности младших школьников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента представлены на рис. 2.

ser2.wmf

Рис. 2. Общие результаты диагностики экономической воспитанности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента

Для проверки гипотезы, обработки результатов тестирования и анкетирования студентов использовались статистические методы: анализ совпадений и различий характеристик экспериментальной и контрольной групп. В целом проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики экономического воспитания младших школьников. Итак, в рамках данной статьи описана методика экономического воспитания младших школьников.