Современные условия экономической жизни общества являются предпосылкой изменению роли личности в жизни общества вообще и в экономике в особенности, возрастает необходимость адаптации человека к резко меняющимся условиям его экономической деятельности, социально-политической обстановки. Неизбежна радикальная перестройка системы взглядов, ценностных ориентаций, психологии, всего мировоззрения личности на основе новой системы экономических знаний.
Основой развития и совершенствования системы экономического образования в России является экономическая направленность. Начинать необходимо и возможно именно с начальной школы, так как в данном возрасте закладываются основы для формирования личности, идет интенсивное сознательное освоение социальной среды, закладываются основы нравственного поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Учащиеся в этом возрасте уже имеют опыт участия в экономических отношениях (чаще всего потребления), знают отдельные, наиболее распространенные экономические понятия.
В настоящее время, поскольку фундаментальных исследований, посвященных экономическому воспитанию младших школьников, не достаточно, для изучения данного вопроса представляют интерес все работы по экономическому образованию и воспитанию учащихся начальных классов в общей системе российского экономического образования и воспитания.
При осуществлении экономического воспитания начальная школа закладывает основы экономической грамотности, умений ориентироваться в экономической действительности, навыков экономического поведения, создает условия для формирования экономической культуры личности (Л.В. Земляченко, Т.М. Кондратенко, А.А. Нуртдинова, В.П. Пфлюг, О.М. Стригина, О.А. Шумакова).
Связь формирования экономической культуры и социализации личности младшего школьника рассмотрена в работе О.М. Стригиной, роль усвоения экономической лексики в формировании экономической навыков младших школьников рассмотрена Е.В. Савиной. М.Л. Алферова в своем исследовании изучила формирование экономической культуры младших школьников в процессе дополнительного образования. Подготовка будущих учителей начальных классов к экономическому образованию учащихся рассмотрена в работе О.В. Бажиной.
Очень важно формировать у младших школьников систему экономических знаний и развивать на их основе самостоятельное мышление, научные экономические убеждения и деятельность. «Только система знаний, – отмечал К.Д. Ушинский, – дает полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой сам хозяин ничего не сыщет [4]».
Занятия по экономике ведутся сегодня во многих школах России. Однако существует ряд трудностей: учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики; используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика»; отсутствует единая программа курса «Экономика» для младших школьников. В настоящее время крайне мало качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психологическим особенностям младшего школьного возраста, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки. Экономическое воспитание школьников младшего возраста становится важной проблемой образовательной системы.
Экономическое воспитание в качестве одного из самостоятельных направлений стала разрабатываться в психолого-педагогической науке в 60-е годы ХХ столетия. В 70–80 гг. прошлого столетия в педагогической литературе появилось множество исследований, посвящённых экономическому воспитанию школьников.
Происходящие преобразования в обществе, становление рыночных отношений, необходимость формирования массового мышления с учетом рыночного опыта, вызывают потребность общества связать образование с экономикой в условиях современной начальной школы. Проблема исследования обусловлена противоречием между:
– теоретическим осознанием социальной важности экономического воспитания в современных условиях и недостаточной его практической реализацией в педагогическом процессе начальной школы;
– потребностью общества в экономически воспитанных гражданах, владеющих экономическими знаниями, экономическими отношениями и недостаточной разработанностью методики экономического воспитания учащихся, начиная с начальной школы.
Экономическое воспитание следует начинать еще в начальной школе, так как именно в младшем школьном возрасте закладывается основа будущего формирования личности. Бережливость, организованность, рачительность и другие качества человека следует воспитывать с детских лет. Следовательно, процесс экономического воспитания школьников, начиная с младших, должен быть целенаправленным и систематическим, что во многом зависит от психологической и педагогической готовности к этому [1].
В настоящее время под экономическим воспитанием школьников, понимается организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование элементов экономического сознания посредством передачи основ экономических знаний, формирование экономических умений и навыков, связанных с экономически целесообразной деятельностью, формирование экономически значимых качеств личности, развитие экономического мышления на уровне, доступном школьнику [2].
В ходе теоретического анализа педагогической литературы по проблеме экономического воспитания возникла необходимость разработки методики экономического воспитания младших школьников. Для этого были детализированы основные подходы, общетеоретические положения и логика, которые положены в основу построения методики. Он объединяет в логической последовательности совокупность отдельных элементов процесса проектирования методики, составляет методологическую основу проектирования методики экономического воспитания и включает общенаучные подходы, принципы, стратегические цели, концепции, отраженные в нормативно-правовых документах и требованиях стандартов. В соответствии с этим компонентом определяется конкретное содержание, взаимосвязи и взаимообусловленность отдельных составляющих экономической воспитанности, выстраивается логика последовательности действий в исследовании.
Методика экономического воспитания младших школьников (табл. 2) включает следующие компоненты: цель, принципы, содержание, формы, методы, приёмы, способы оценивания результатов. Весь процесс экономического воспитания предполагает поэтапное достижение цели. I этап – приобретение основополагающих элементов научного знания – направлен на организацию деятельности учащихся по усвоению конкретных экономических знаний и умений. II этап – предполагает введение в учебный процесс курса «Экономика». III этап – получение опыта самостоятельного действия – ориентирован на организацию практической творческой деятельности учащихся и направлен на совершенствование системы приобретенных знаний и умений.
Эффективность экономического воспитания младших школьников зависит от определенных условий:
– определение содержания, форм и методов организации деятельности учащихся, имеющих экономическую направленность и соответствующих их возрасту;
– максимальное использование учителями возможностей учебно-воспитательного процесса начальной школы; насыщения экономическим содержанием других дисциплин.
В ходе исследования выделены три уровня экономической воспитанности младших школьников.
Высокий уровень: младшие школьники могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о профессии отца и матери, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в учебе, играх; готовы к общению со взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; помогают взрослым и сверстникам в труде, осознанно относятся к выполнению трудовых действий, бережно относятся к предметам труда, способны правильно оценить результаты своего труда и своих сверстников; рационально используют материалы; своевременно выполняют поручения; способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; в процессе продуктивной деятельности деловиты, находчивы, изобретательны, активно поддерживают и развивают творческий поиск сверстников; стремятся и умеют проявить инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: младшие школьники имеют представления об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, неконкретные, поверхностные, учащиеся задают вопросы об окружающих явлениях только после активизации педагогом познавательного интереса посредством игровых ситуаций, упражнений, творческих заданий; они имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания в игре; под руководством взрослого способны организовать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют к вещам личного пользования; энергичны, инициативны, умеют творчески подходить к работе, но порученную работу выполняют добросовестно, своевременно только под руководством взрослого; активность они проявляют не всегда, однако способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень: младшие школьники не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного социума, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя только как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, не умеют договариваться в процессе выполнения совместных трудовых действий, быстро теряют интерес к труду и оставляют свою работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результатах; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели.
Были определены критерии и показатели экономической воспитанности младших школьников, представленные в табл. 1.
Таблица 1
Критерии и показатели экономической воспитанности младших школьников
Критерии |
Показатели |
знания об экономической действительности |
знание потребностей семьи; представления о труде родителей; представления об экономических понятиях; проявление интереса к окружающим явлениям современного социума. |
экономические умения |
– отражение имеющихся знаний в учебной, игровой, продуктивной деятельности и умение опираться на эти знания в поведении; – общение со взрослыми и сверстниками, способность к выбору, взаимопомощь, умение находить свое место в общем деле, стремление к сотрудничеству, достижение поставленной цели. |
нравственно-экономические качества личности |
– проявление бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости; – оценка проявления этих качеств у сверстников. |
Для подтверждения эффективности методики экономического воспитания младших школьников был проведён педагогический эксперимент.
На констатирующем этапе эксперимента решались следующие задачи: 1) выявить исходный уровень экономической воспитанности младших школьников
Сводные результаты экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента представлены на рис. 1.
Рис. 1. Общие результаты диагностики экономической воспитанности экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе эксперимента
Цель формирующего этапа эксперимента состояла в повышении уровня экономической воспитанности на основе разработанной методики экономического воспитания младших школьников, представленной в табл. 2.
Таблица 2
Методика экономического воспитания учащихся начальной школы
Компоненты методики |
Содержание компонентов методики |
1 |
2 |
Цель |
Эффективное формирование знаний экономической действительности, освоение экономических умений, развитие нравственно-экономических качеств личности. |
Принципы |
Обучение на высоком уровне трудности; индивидуальном уровне трудности для каждого ученика; быстрого темпа изучения материала; ведущей роли теоретических знаний; осознание процесса учения; оптимальное развитие всех учащихся. |
Содержание |
Комплекс заданий по формированию знаний экономических понятий, экономического воспитания младших школьников по курсам «Математика», «Русский язык», «Технология». |
Формы |
Экономические курсы по интересам учащихся (урок математики, урок русского языка, урок-экскурсия в банки родного города, урок-лекция, тематический урок, контрольный урок, комбинированный урок, интегрированный урок, урок-исследование, урок-игра); уроки трудового обучения (уроки технологии); внеклассная (внешкольная) работа с учениками; различные виды экономической деятельности и производительного труда учащихся (урок-анализ, урок-экономический праздник, урок-путешествие, урок-сказка, урок-интервью, конкурсы, эстафеты). |
Методы |
Наглядные (видеосюжеты для размышления; демонстрация фильмов; демонстрация моделей); словесные (рассказ; элементы лекций; диалоги; проблемные ситуации); практические (деловые и ролевые игры; трудовая деятельность; расчет бюджета своей семьи; составление меню для школьника; изготовление). |
Способы оценивания результатов экономического воспитания |
Интегральная и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения; самоанализ и самооценка обучающихся; словесная характеристика (оценка) и знак фиксации результатов (отметка) в 5-балльной системе, адаптированной к уровням успешности. |
Сводные результаты диагностики экономической воспитанности младших школьников экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента представлены на рис. 2.
Рис. 2. Общие результаты диагностики экономической воспитанности экспериментальной и контрольной групп на контрольном этапе эксперимента
Для проверки гипотезы, обработки результатов тестирования и анкетирования студентов использовались статистические методы: анализ совпадений и различий характеристик экспериментальной и контрольной групп. В целом проведенный педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики экономического воспитания младших школьников. Итак, в рамках данной статьи описана методика экономического воспитания младших школьников.
Библиографическая ссылка
Сергеева Б.В., Сучкова П.А. МЕТОДИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-4. – С. 742-746;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35364 (дата обращения: 21.11.2024).