Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

SPECIFIC OF PEDAGOGICAL ACCOMPANIMENT SPIRITUALLY-MORAL DEVELOPMENT OF STUDENT TO THE ORTHODOX GYMNASIUM

Sterkhov A.A. 1
1 FGBOU VPO «Shadrinsk State Pedagogical Institute»
1485 KB
In the article the features of pedagogical support of spiritual and moral development of students of Orthodox educational institutions, to identify common problems for the secular and Orthodox upbringing. Spiritual and moral education is defined as the basis of Orthodox education, where the spiritual and moral development serves as a basic need of the student Orthodox educational institution of general education. There are five main components of spiritual and moral education, studied the specifics of their implementation in the Orthodox educational environment. Studied the interference of the church, the school and the family as a key factor in the formation of the moral personality of the child. The results of testing the author’s model of pedagogical support of spiritual and moral education of students on the basis of an Orthodox summer camp.
pedagogical accompaniment
spiritually-moral education
spiritually-moral development
orthodox gymnasium
spiritual values

Информационное общество XXI века предъявляет к системе общего образования новые требования, одним из важнейших среди которых является воспитание инициативного и социально ответственного гражданина, способного к созидательной творческой деятельности в различных сферах жизни общества. Общеобразовательное учреждение обязано выпустить в мир личность, способную к социализации и непрерывному саморазвитию в обществе, а не только человека, чей разум наполнен многосторонними знаниями, применить которые невозможно без органичной адаптации в окружающем социуме. И если процесс педагогического сопровождения в муниципальных общеобразовательных учреждениях светской направленности изучен досконально и отражён во множестве фундаментальных научных трудов, то аналогичный процесс в православной гимназии исследован мало и в основном излагается «изнутри», с позиций образованного духовенства, а не «извне», со стороны профессиональных представителей педагогической науки, в силу закрытости конфессиональных учебных заведений для широких исследований. Автором данной статьи проводилось многолетнее, с 2007 по 2015 гг., включённое исследование духовной и образовательной среды православной гимназии, что позволило не только выявить и систематизировать базовые аспекты воспитательного процесса православной гимназии, но и внедрить в общегимназическую воспитательную работу собственную модель духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Научная новизна заключается также и в нейтральной позиции автора по отношению к объекту исследования, так как автор не только не является религиозным деятелем, но и толерантно относится к любой традиционной религии народов России и мира, воспринимая духовно-нравственное воспитание в православном общеобразовательном учреждении как предмет объективного научного изучения.

Следует подчеркнуть тот факт, что в православном учебном заведении речь идёт о духовно-нравственном воспитании не в широком смысле этого слова, а конкретно о воспитании христианском, целью которого необходимо считать не внешнее исполнение Христовых заповедей, а обретение ребенком внутренней системы ценностей, соответствующей этим заповедям. Причем система ценностей заключается не в формальном перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней приверженности и любви к Истине, то есть, с позиции православного мировоззрения, к Богу. Именно на созидание внутреннего единства с Богом, как ценностной основы жизни, прежде всего направлена воспитательная работа в православной гимназии. Но именно то, что в системе православно ориентированного образования духовно-нравственное воспитание понимается прежде всего как процесс формирования религиозного мировоззрения у школьников, порождает научно-педагогическую проблему: как интегрировать высокие достижения православной педагогики в светскую образовательную среду? Отмечая такое противоречие, как, с одной стороны, наличие единства образовательного пространства в системе общего образования, а с другой стороны, этническое разнообразие населения Российской Федерации, известный исследователь вопросов духовно-нравственного воспитания И.В. Метлик рекомендует опираться на принципы вариативности и добровольности мировоззренческого выбора учащегося [4, с. 232]. Тот же учёный указывает на проблему согласования содержания духовно-нравственного и общего гражданского воспитания, которое, по мнению И.В. Метлика, должно строиться по принципу обратной связи. Это означает, что «содержание общего гражданского воспитания детей и молодёжи должно формироваться с учётом исторических и культурных особенностей народов России» [5, с. 119].

Целью нашего исследования является разработка и практическое внедрение в российскую систему общего образования такой модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития учащихся, которая, будучи созданной на основе лучших воспитательных традиций православных общеобразовательных учреждений, не противоречила бы многообразию мировоззренческих ценностных установок в условиях полиэтничности, поликультурности и поликонфессиональности Российской Федерации.

Для реализации вышеуказанной цели выявим общие задачи православного и светского воспитания, а также общие угрозы, стоящие перед российским социумом, преодолеть которые призвана система общего образования. Академик РАО Н.Д. Никандров называет наиболее опасными рисками для подрастающего поколения «антипатриотизм и утрату чувства Родины, неуважение к власти, национализм в его различных формах, равнодушие или активную неприязнь к людям, распространение алкоголизма и наркомании, обострение проблемы отцов и детей, равнодушие к созданию семьи, примитивизацию культурных потребностей» [6, с. 6].

Значит, задачами программы духовно-нравственного развития как в православной, так и в светской общеобразовательной среде являются, во-первых, создание условий для развития личности, для сознательного вхождения её в гражданское общество и правовое государство через становление отношений к миру и к самому себе в окружающем социуме; во-вторых, непрерывное формирование коммуникативного, интеллектуального и эстетического потенциалов учащегося; в-третьих, гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и приобщение его к основополагающим жизненным принципам на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций как нашей общей Родины – России, так и родного края.

В современных условиях развития образования, когда произошла переориентация отношений между учителем и учащимся с субъект-объектной на субъект-субъектную позиции, важность которой отмечает Л.И. Пономарёва [8, с. 171], становится недостаточным наличие в образовательном и воспитательном процессах лишь двух субъектов. Полноценная модель педагогического сопровождения духовно-нравственного развития реализуется лишь в том случае, если в процессе воспитания будет соблюдаться принцип полисубъектности, то есть в качестве равноправных партнёров привлечены учитель, учащийся, родители учащегося, государственные и общественные социальные партнёры и, что является спецификой педагогического сопровождения в православном образовании, представители местных приходов Русской Православной Церкви.

По нашему мнению, в условиях, когда образование максимально полно повернулось к личности учащегося, некорректно ставить вопрос о социализации детей в обществе как конечной цели образования. Необходим и обратный процесс: одухотворение всего общества посредством постоянного вливания в него миллионов духовно развитых, духовно богатых личностей, выпущенных общеобразовательными школами нашей страны. И поскольку созидателем и носителем традиционных духовных ценностей российского социума исторически была религия, именно православная гимназия становится наиболее оптимальной экспериментальной площадкой для разработки и реализации модели педагогического сопровождения, которую с определёнными коррективами можно перенести на любое общеобразовательное учебное заведение в любом регионе России.

В структуре духовно-нравственного развития учащегося мы выделяем пять базовых компонентов, важность которых так или иначе отмечалась учёными при разработке и внедрении ФГОС [1]:

1. Нравственное развитие (включающее в себя и религиозный компонент).

2. Гражданственно-патриотическое развитие.

3. Интеллектуальное и правовое развитие.

4. Культурно-эстетическое развитие.

5. Эколого-валеологическое развитие.

Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития, в отличие от светской школы, неотрывно связано с церковью. Наряду с заместителем директора по воспитательной работе и педагогом-организатором педагогическое сопровождение осуществляет духовник гимназии, назначенный на эту должность из представителей местного православного духовенства и имеющий образование не ниже магистерского. Каждый учебный день начинается с 15-минутного коллективного молебна, каждый урок – с 3-минутного чтения молитвы «Царю небесный». Проведённый нами эксперимент показал, что внимание и дисциплина учащихся на уроке гораздо ниже, если в начале урока один дежурный читает молитву, а остальные молча слушают, разумеется, думая каждый о своём. И напротив, если молитву в начала урока хором поют все, включая учителя, сплочённость класса на уроках повышается, количество замечаний сводится к нулю, растёт качество знаний. В качестве экспериментальной группы была взята параллель 5–7 классов, которые в силу своего возраста неспособны быть усидчивыми все 40 минут урока, а в качестве контрольной группы – учащиеся 9–11 классов, чей возраст и близость выпускных экзаменов предполагают серьёзность и внимательность на уроке. Эксперимент, длившийся с сентября 2014 года по октябрь 2015 года показал, что пение молитвы хором в 5–7 классах, и чтение молитвы одним человеком в 9–11 классах нивелировала возрастные различия и уравняло классы в дисциплине и порядке.

Поведенческие навыки формирует специальная памятка, составленная для гимназистов. Научившись быть опрятным в гимназии, соблюдать дисциплину, правила этикета в столовой, учащийся по привычке переносит данную модель поведения и домой, и в общественные места. Из двадцати пунктов «Памятки православного гимназиста», разработанной в 2013 году, только три являются безусловно специфическими для православного учащегося, и не могут быть перенесены в светскую школу: № 1 «Вести себя, как подобает христианину, соблюдать Заповеди Божии и все установления Православной Церкви», № 15 «Еженедельно посещать богослужения», № 20 «Соблюдать пост, как в гимназии, так и дома». Ещё четыре могут быть легко адаптированы под светскую среду при частичном изменении формулировки: № 2 «Воспитывать в себе высокие нравственные качества и воздерживаться от проявления греховных желаний», № 6 «Приходить в гимназию за 15 минут до начала молебна», № 7 «Ежедневно посещать все уроки и молебны», № 12 «Соблюдать правила поведения в столовой. Трапеза начинается и заканчивается молитвой». Оставшиеся тринадцать универсальны и применимы к муниципальной общеобразовательной школе без специальной адаптации: проявлять уважение и внимание к педагогам, родителям, учащимся и ко всякому человеку; бережно относиться к школьному имуществу; поддерживать порядок на своём рабочем месте; носить школьную форму, быть опрятным и аккуратным в течение всего дня и т.д.

Одним из ключевых факторов формирования нравственной личности является взаимовлияние школы, семьи и церкви, что также является особенностью православного учебного заведения. Общность вероисповедания и мировоззренческих ценностей между педагогами и родителями превращает гимназию в подобие большой семьи, где педагоги субъективно ощущают себя родственными своим подопечным. Высокий процент (до 20–23 % от общего числа учащихся) представителей многодетных семей, где старшие дети давно выпустились из гимназии, а младшие только пошли в 1-й класс гимназии, знакомой им уже по рассказам старших братьев и сестёр, помогает сплотить ученический коллектив. Боязнь опозорить фамилию своей семьи, стыд перед старшими братьями и сёстрами заставляет младших поддерживать самодисциплину и качество своего обучения. Играет немаловажную роль пример бывших выпускников, которые приходят на тематические классные часы, чтобы поделиться с новым поколением школьников секретами своего жизненного успеха. Родители учащихся играют активную роль в Совете профилактики, направленном на работу с нарушителями дисциплины, в проекте «Родительский патруль», созданном с целью поддержания порядка в течение учебного дня на переменах.

Гражданственно-патриотическое воспитание, в свою очередь, состоит из двух семантических компонентов: «гражданственность» предполагает осознание себя полноправным и равно ответственным членом общества, и «патриотизм», означающий преданность государству и способность на жертвенные поступки ради Отечества. Опираясь на концепцию, разработанную профессором Е.А. Казаевой, выделяющей в структуре гражданской позиции личности три компонента: когнитивный, аффективно-ценностный и поведенческий [3, с. 114], мы развиваем у обучающихся гражданственность от знаний о гражданском долге на уровне представлений и чувств, испытываемых по отношению к обществу как объекту, до склонности к саморазвитию в интересах социума. К мероприятиям данного уровня относятся ежегодные встречи с ветеранами Афганистана, праздничные концерты к 23 февраля и 9 мая, организованные силами самих учащихся, стендовая фотовыставка «Бессмертный полк», приуроченная к 70-летию Великой Победы, единый урок «Крым – наш!» 18 марта 2015 года, посвящённый годовщине воссоединения Крыма с Россией, открытые уроки из цикла «Наша Родина – Россия», разработанные автором статьи.

В качестве примера развития избирательной активности учащихся следует назвать первые выборы в сентябре 2014 года членов Совета старшеклассников (16 кандидатур, из которых путём прямого тайного голосования было избрано 7 депутатов). Уже в сентябре 2015 года данный орган ученического самоуправления трансформировался в Совет гимназистов, причиной тому стал рост гражданской активности учащихся среднего звена, с 5 по 7 классы, которые показали свою способность наравне со старшеклассниками принимать участие в делах гимназии.

Поскольку в ближайшее время планируется выход в печать отдельного исследования, посвящённого интеллектуальному и правовому компоненту духовно-нравственного развития, перейдём к эколого-валеологической составляющей. Такие крупные учёные, как З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарёва, И.Л. Орехова, Л.В. Трубайчук [2; 7; 9] уделяют огромное внимание данной проблеме. З.И. Тюмасева и И.Л. Орехова констатируют, что «российское общее образование, которому по самой сути и социально-личностной значимости принадлежит быть здоровьесберегающим, на самом деле является здоровьезатратным» [7, с. 124]. Эколого-валеологический компонент развития учащихся православной гимназии направлен не только на сохранение здоровья детей, но и на сбережение окружающей среды. Сюда относятся Дни здоровья, открытие спортивных секций, комплекс народных спортивных развлечений, проводимых в октябре и марте-мае, во время Покровской и Пасхальной благотворительных ярмарок, связанных с православной религиозной традицией.

Культурно-эстетический компонент представлен такими реализованными разработками, как создание страницы гимназии в социальной сети «В контакте», видеопроект «Гимназия в лицах», представляющий из себя передачу об педагогах и учащихся гимназии, включая интервью с лицами, которым посвящен данный конкретный выпуск, является наглядным примером успешной социализации школьников, так как ведущей проекта стала девочка, вынужденно переселившаяся в Сургут летом 2014 года с Украины, с территории боевых действий в Луганской Народной Республике, и нашедшая себя на поприще журналистики в гимназической телепередаче. Сюда же следует отнести интенсивную работу хореографических групп «Лампадка» и «Капель», регулярно занимающих первые и призовые места на муниципальных и региональных творческих конкурсах, фестивалях, концертах, деятельность школы звонарского мастерства, по окончании которой учащиеся получают дипломы о дополнительном образовании.

При православной гимназии г. Сургута открыт летний лагерь «Свеча», действующий в июне каждого года в течение 21 рабочего дня. Многообразие мероприятий в нём сочетает все пять компонентов духовно-нравственного развития и подводит итог педагогической работе, проделанной в течение учебного года. Для апробации эффективности модели педагогического сопровождения автор в начале своего исследования, в 2007 г., работал в качестве воспитателя одного из отрядов лагеря, а 2015 году, на завершающем этапе исследования, был назначен начальником данного летнего лагеря. Разработанная модель воспитания детей принесла положительный результат: если в 2007 году состав лагеря насчитывал 6 штатных сотрудников и 20 детей, то в 2015 году лагерь включал уже 11 сотрудников и 75 воспитанников, из которых 34 % не принадлежали к числу учащихся православной гимназии, но чьи родители сознательно захотели, чтобы их дети провели начало лета в обстановке высокого уровня духовности. Немаловажным является тот факт, что приём в лагерь необходимо было закрыть 5 июня, так как с 6 по 30 июня начиналась его работа, но из-за укомплектованности детьми приём был закрыт досрочно, 17 мая. 48 учащимся пришлось официально отказать в принятии из-за отсутствия свободных мест. Воспитательный потенциал пришкольного летнего лагеря огромен, так как позволяет продолжить педагогическое сопровождение учащихся в обстановке, не формализованной уроками, как в течение учебного года. С другой стороны, внутренний распорядок дня, насыщенный интересными мероприятиями, по-прежнему формирует дисциплину и позволяет реализоваться творчеству воспитанников в полном объёме.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что специ фика педагогического сопровождения духовно-нравственного развития в православной гимназии не означает принципиальной невозможности применить данную модель в светской школе. Напротив, открываются широкие перспективы применения созданной модели повсеместно в общеобразовательных учреждениях страны, внося в неё определённые коррективы с учётом национальных, культурных и религиозных особенностей как субъекта РФ, так и отдельного города, села, учебного заведения.