Информационное общество XXI века предъявляет к системе общего образования новые требования, одним из важнейших среди которых является воспитание инициативного и социально ответственного гражданина, способного к созидательной творческой деятельности в различных сферах жизни общества. Общеобразовательное учреждение обязано выпустить в мир личность, способную к социализации и непрерывному саморазвитию в обществе, а не только человека, чей разум наполнен многосторонними знаниями, применить которые невозможно без органичной адаптации в окружающем социуме. И если процесс педагогического сопровождения в муниципальных общеобразовательных учреждениях светской направленности изучен досконально и отражён во множестве фундаментальных научных трудов, то аналогичный процесс в православной гимназии исследован мало и в основном излагается «изнутри», с позиций образованного духовенства, а не «извне», со стороны профессиональных представителей педагогической науки, в силу закрытости конфессиональных учебных заведений для широких исследований. Автором данной статьи проводилось многолетнее, с 2007 по 2015 гг., включённое исследование духовной и образовательной среды православной гимназии, что позволило не только выявить и систематизировать базовые аспекты воспитательного процесса православной гимназии, но и внедрить в общегимназическую воспитательную работу собственную модель духовно-нравственного воспитания и развития учащихся. Научная новизна заключается также и в нейтральной позиции автора по отношению к объекту исследования, так как автор не только не является религиозным деятелем, но и толерантно относится к любой традиционной религии народов России и мира, воспринимая духовно-нравственное воспитание в православном общеобразовательном учреждении как предмет объективного научного изучения.
Следует подчеркнуть тот факт, что в православном учебном заведении речь идёт о духовно-нравственном воспитании не в широком смысле этого слова, а конкретно о воспитании христианском, целью которого необходимо считать не внешнее исполнение Христовых заповедей, а обретение ребенком внутренней системы ценностей, соответствующей этим заповедям. Причем система ценностей заключается не в формальном перечне дозволенного и недозволенного, а во внутренней приверженности и любви к Истине, то есть, с позиции православного мировоззрения, к Богу. Именно на созидание внутреннего единства с Богом, как ценностной основы жизни, прежде всего направлена воспитательная работа в православной гимназии. Но именно то, что в системе православно ориентированного образования духовно-нравственное воспитание понимается прежде всего как процесс формирования религиозного мировоззрения у школьников, порождает научно-педагогическую проблему: как интегрировать высокие достижения православной педагогики в светскую образовательную среду? Отмечая такое противоречие, как, с одной стороны, наличие единства образовательного пространства в системе общего образования, а с другой стороны, этническое разнообразие населения Российской Федерации, известный исследователь вопросов духовно-нравственного воспитания И.В. Метлик рекомендует опираться на принципы вариативности и добровольности мировоззренческого выбора учащегося [4, с. 232]. Тот же учёный указывает на проблему согласования содержания духовно-нравственного и общего гражданского воспитания, которое, по мнению И.В. Метлика, должно строиться по принципу обратной связи. Это означает, что «содержание общего гражданского воспитания детей и молодёжи должно формироваться с учётом исторических и культурных особенностей народов России» [5, с. 119].
Целью нашего исследования является разработка и практическое внедрение в российскую систему общего образования такой модели педагогического сопровождения духовно-нравственного развития учащихся, которая, будучи созданной на основе лучших воспитательных традиций православных общеобразовательных учреждений, не противоречила бы многообразию мировоззренческих ценностных установок в условиях полиэтничности, поликультурности и поликонфессиональности Российской Федерации.
Для реализации вышеуказанной цели выявим общие задачи православного и светского воспитания, а также общие угрозы, стоящие перед российским социумом, преодолеть которые призвана система общего образования. Академик РАО Н.Д. Никандров называет наиболее опасными рисками для подрастающего поколения «антипатриотизм и утрату чувства Родины, неуважение к власти, национализм в его различных формах, равнодушие или активную неприязнь к людям, распространение алкоголизма и наркомании, обострение проблемы отцов и детей, равнодушие к созданию семьи, примитивизацию культурных потребностей» [6, с. 6].
Значит, задачами программы духовно-нравственного развития как в православной, так и в светской общеобразовательной среде являются, во-первых, создание условий для развития личности, для сознательного вхождения её в гражданское общество и правовое государство через становление отношений к миру и к самому себе в окружающем социуме; во-вторых, непрерывное формирование коммуникативного, интеллектуального и эстетического потенциалов учащегося; в-третьих, гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и приобщение его к основополагающим жизненным принципам на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций как нашей общей Родины – России, так и родного края.
В современных условиях развития образования, когда произошла переориентация отношений между учителем и учащимся с субъект-объектной на субъект-субъектную позиции, важность которой отмечает Л.И. Пономарёва [8, с. 171], становится недостаточным наличие в образовательном и воспитательном процессах лишь двух субъектов. Полноценная модель педагогического сопровождения духовно-нравственного развития реализуется лишь в том случае, если в процессе воспитания будет соблюдаться принцип полисубъектности, то есть в качестве равноправных партнёров привлечены учитель, учащийся, родители учащегося, государственные и общественные социальные партнёры и, что является спецификой педагогического сопровождения в православном образовании, представители местных приходов Русской Православной Церкви.
По нашему мнению, в условиях, когда образование максимально полно повернулось к личности учащегося, некорректно ставить вопрос о социализации детей в обществе как конечной цели образования. Необходим и обратный процесс: одухотворение всего общества посредством постоянного вливания в него миллионов духовно развитых, духовно богатых личностей, выпущенных общеобразовательными школами нашей страны. И поскольку созидателем и носителем традиционных духовных ценностей российского социума исторически была религия, именно православная гимназия становится наиболее оптимальной экспериментальной площадкой для разработки и реализации модели педагогического сопровождения, которую с определёнными коррективами можно перенести на любое общеобразовательное учебное заведение в любом регионе России.
В структуре духовно-нравственного развития учащегося мы выделяем пять базовых компонентов, важность которых так или иначе отмечалась учёными при разработке и внедрении ФГОС [1]:
1. Нравственное развитие (включающее в себя и религиозный компонент).
2. Гражданственно-патриотическое развитие.
3. Интеллектуальное и правовое развитие.
4. Культурно-эстетическое развитие.
5. Эколого-валеологическое развитие.
Педагогическое сопровождение духовно-нравственного развития, в отличие от светской школы, неотрывно связано с церковью. Наряду с заместителем директора по воспитательной работе и педагогом-организатором педагогическое сопровождение осуществляет духовник гимназии, назначенный на эту должность из представителей местного православного духовенства и имеющий образование не ниже магистерского. Каждый учебный день начинается с 15-минутного коллективного молебна, каждый урок – с 3-минутного чтения молитвы «Царю небесный». Проведённый нами эксперимент показал, что внимание и дисциплина учащихся на уроке гораздо ниже, если в начале урока один дежурный читает молитву, а остальные молча слушают, разумеется, думая каждый о своём. И напротив, если молитву в начала урока хором поют все, включая учителя, сплочённость класса на уроках повышается, количество замечаний сводится к нулю, растёт качество знаний. В качестве экспериментальной группы была взята параллель 5–7 классов, которые в силу своего возраста неспособны быть усидчивыми все 40 минут урока, а в качестве контрольной группы – учащиеся 9–11 классов, чей возраст и близость выпускных экзаменов предполагают серьёзность и внимательность на уроке. Эксперимент, длившийся с сентября 2014 года по октябрь 2015 года показал, что пение молитвы хором в 5–7 классах, и чтение молитвы одним человеком в 9–11 классах нивелировала возрастные различия и уравняло классы в дисциплине и порядке.
Поведенческие навыки формирует специальная памятка, составленная для гимназистов. Научившись быть опрятным в гимназии, соблюдать дисциплину, правила этикета в столовой, учащийся по привычке переносит данную модель поведения и домой, и в общественные места. Из двадцати пунктов «Памятки православного гимназиста», разработанной в 2013 году, только три являются безусловно специфическими для православного учащегося, и не могут быть перенесены в светскую школу: № 1 «Вести себя, как подобает христианину, соблюдать Заповеди Божии и все установления Православной Церкви», № 15 «Еженедельно посещать богослужения», № 20 «Соблюдать пост, как в гимназии, так и дома». Ещё четыре могут быть легко адаптированы под светскую среду при частичном изменении формулировки: № 2 «Воспитывать в себе высокие нравственные качества и воздерживаться от проявления греховных желаний», № 6 «Приходить в гимназию за 15 минут до начала молебна», № 7 «Ежедневно посещать все уроки и молебны», № 12 «Соблюдать правила поведения в столовой. Трапеза начинается и заканчивается молитвой». Оставшиеся тринадцать универсальны и применимы к муниципальной общеобразовательной школе без специальной адаптации: проявлять уважение и внимание к педагогам, родителям, учащимся и ко всякому человеку; бережно относиться к школьному имуществу; поддерживать порядок на своём рабочем месте; носить школьную форму, быть опрятным и аккуратным в течение всего дня и т.д.
Одним из ключевых факторов формирования нравственной личности является взаимовлияние школы, семьи и церкви, что также является особенностью православного учебного заведения. Общность вероисповедания и мировоззренческих ценностей между педагогами и родителями превращает гимназию в подобие большой семьи, где педагоги субъективно ощущают себя родственными своим подопечным. Высокий процент (до 20–23 % от общего числа учащихся) представителей многодетных семей, где старшие дети давно выпустились из гимназии, а младшие только пошли в 1-й класс гимназии, знакомой им уже по рассказам старших братьев и сестёр, помогает сплотить ученический коллектив. Боязнь опозорить фамилию своей семьи, стыд перед старшими братьями и сёстрами заставляет младших поддерживать самодисциплину и качество своего обучения. Играет немаловажную роль пример бывших выпускников, которые приходят на тематические классные часы, чтобы поделиться с новым поколением школьников секретами своего жизненного успеха. Родители учащихся играют активную роль в Совете профилактики, направленном на работу с нарушителями дисциплины, в проекте «Родительский патруль», созданном с целью поддержания порядка в течение учебного дня на переменах.
Гражданственно-патриотическое воспитание, в свою очередь, состоит из двух семантических компонентов: «гражданственность» предполагает осознание себя полноправным и равно ответственным членом общества, и «патриотизм», означающий преданность государству и способность на жертвенные поступки ради Отечества. Опираясь на концепцию, разработанную профессором Е.А. Казаевой, выделяющей в структуре гражданской позиции личности три компонента: когнитивный, аффективно-ценностный и поведенческий [3, с. 114], мы развиваем у обучающихся гражданственность от знаний о гражданском долге на уровне представлений и чувств, испытываемых по отношению к обществу как объекту, до склонности к саморазвитию в интересах социума. К мероприятиям данного уровня относятся ежегодные встречи с ветеранами Афганистана, праздничные концерты к 23 февраля и 9 мая, организованные силами самих учащихся, стендовая фотовыставка «Бессмертный полк», приуроченная к 70-летию Великой Победы, единый урок «Крым – наш!» 18 марта 2015 года, посвящённый годовщине воссоединения Крыма с Россией, открытые уроки из цикла «Наша Родина – Россия», разработанные автором статьи.
В качестве примера развития избирательной активности учащихся следует назвать первые выборы в сентябре 2014 года членов Совета старшеклассников (16 кандидатур, из которых путём прямого тайного голосования было избрано 7 депутатов). Уже в сентябре 2015 года данный орган ученического самоуправления трансформировался в Совет гимназистов, причиной тому стал рост гражданской активности учащихся среднего звена, с 5 по 7 классы, которые показали свою способность наравне со старшеклассниками принимать участие в делах гимназии.
Поскольку в ближайшее время планируется выход в печать отдельного исследования, посвящённого интеллектуальному и правовому компоненту духовно-нравственного развития, перейдём к эколого-валеологической составляющей. Такие крупные учёные, как З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарёва, И.Л. Орехова, Л.В. Трубайчук [2; 7; 9] уделяют огромное внимание данной проблеме. З.И. Тюмасева и И.Л. Орехова констатируют, что «российское общее образование, которому по самой сути и социально-личностной значимости принадлежит быть здоровьесберегающим, на самом деле является здоровьезатратным» [7, с. 124]. Эколого-валеологический компонент развития учащихся православной гимназии направлен не только на сохранение здоровья детей, но и на сбережение окружающей среды. Сюда относятся Дни здоровья, открытие спортивных секций, комплекс народных спортивных развлечений, проводимых в октябре и марте-мае, во время Покровской и Пасхальной благотворительных ярмарок, связанных с православной религиозной традицией.
Культурно-эстетический компонент представлен такими реализованными разработками, как создание страницы гимназии в социальной сети «В контакте», видеопроект «Гимназия в лицах», представляющий из себя передачу об педагогах и учащихся гимназии, включая интервью с лицами, которым посвящен данный конкретный выпуск, является наглядным примером успешной социализации школьников, так как ведущей проекта стала девочка, вынужденно переселившаяся в Сургут летом 2014 года с Украины, с территории боевых действий в Луганской Народной Республике, и нашедшая себя на поприще журналистики в гимназической телепередаче. Сюда же следует отнести интенсивную работу хореографических групп «Лампадка» и «Капель», регулярно занимающих первые и призовые места на муниципальных и региональных творческих конкурсах, фестивалях, концертах, деятельность школы звонарского мастерства, по окончании которой учащиеся получают дипломы о дополнительном образовании.
При православной гимназии г. Сургута открыт летний лагерь «Свеча», действующий в июне каждого года в течение 21 рабочего дня. Многообразие мероприятий в нём сочетает все пять компонентов духовно-нравственного развития и подводит итог педагогической работе, проделанной в течение учебного года. Для апробации эффективности модели педагогического сопровождения автор в начале своего исследования, в 2007 г., работал в качестве воспитателя одного из отрядов лагеря, а 2015 году, на завершающем этапе исследования, был назначен начальником данного летнего лагеря. Разработанная модель воспитания детей принесла положительный результат: если в 2007 году состав лагеря насчитывал 6 штатных сотрудников и 20 детей, то в 2015 году лагерь включал уже 11 сотрудников и 75 воспитанников, из которых 34 % не принадлежали к числу учащихся православной гимназии, но чьи родители сознательно захотели, чтобы их дети провели начало лета в обстановке высокого уровня духовности. Немаловажным является тот факт, что приём в лагерь необходимо было закрыть 5 июня, так как с 6 по 30 июня начиналась его работа, но из-за укомплектованности детьми приём был закрыт досрочно, 17 мая. 48 учащимся пришлось официально отказать в принятии из-за отсутствия свободных мест. Воспитательный потенциал пришкольного летнего лагеря огромен, так как позволяет продолжить педагогическое сопровождение учащихся в обстановке, не формализованной уроками, как в течение учебного года. С другой стороны, внутренний распорядок дня, насыщенный интересными мероприятиями, по-прежнему формирует дисциплину и позволяет реализоваться творчеству воспитанников в полном объёме.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента показывают, что специ фика педагогического сопровождения духовно-нравственного развития в православной гимназии не означает принципиальной невозможности применить данную модель в светской школе. Напротив, открываются широкие перспективы применения созданной модели повсеместно в общеобразовательных учреждениях страны, внося в неё определённые коррективы с учётом национальных, культурных и религиозных особенностей как субъекта РФ, так и отдельного города, села, учебного заведения.
Библиографическая ссылка
Стерхов А.А. СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ГИМНАЗИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 156-160;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35230 (дата обращения: 21.11.2024).