Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PROJECT «PEARL PRIHOPERJA» AS THE POSSIBILITY OF PROVIDING LOCAL CONTENT OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Polyanskaya E.I. 1 Burenina T.Р. 1
1 Borisoglebsk branch «Voronezh State University»
1471 KB
The article emphasizes the importance of teaching the knowledge of local history as a means of education and upbringing of the younger generation. The article substantiates the need to increase training-methodical base of natural science disciplines oriented implemented in secondary schools Voronezh region additional manuals containing the extended local history material on the ecology, zoology, botany, etc. Educational areas. The article describes an innovative scientific and educational project «Pearl Prihoperja», which aims to create teaching kit containing information on local history north-east of the Voronezh region. The project is designed for three years during which the planned publication of a series of consistent teaching aids teachers of the Department of Biology of Physical Culture and Sports FGBOU VO Borisoglebskii branch of the Voronezh State University.
modernization of education
regional component
regional studies
ecological and local history education
teaching kit on local history
the north-eastern region of voronezh region

Актуальность. Важной ценностью современной цивилизации является нравственно-экологическая ответственность человека, формирование которой возможно лишь при наличии высокого уровня культуры. Российская система образования переживает этап коренной модернизации, в основе которой лежат такие базовые инновации, как гуманизация, демократизация, стандартизация, фундаментализация, глобализация, реализация компетентностного подхода и др. Миссия отечественного образования в условиях перемен видится в создании социальной стабильности и прогресса. ФГОС нового поколения является методическим фундаментом для решения экологических проблем на местном, региональном и глобальном уровнях, формирования ответственного отношения к природе родного края, чувства гордости, любви к ней, понимания связи между перспективами сохранения уникальности, красоты родной природы и характера деятельности отдельного человека, местного и регионального сообщества.

Современные государственные образовательные стандарты включают вариативную часть, позволяющую «приподниматься» над традиционным объемом и характером знаний.

Получение краеведческих знаний предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана. По мнению Д.С. Лихачева, «краеведение – это основа для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще – «добрососедства» с историей, культурой или природой» [2]. Включение в содержание образования краеведческого материла комплексного характера, способствует пониманию обучающимися структуры природных и социальных связей, целостности социоприродной среды, ее ценности и необходимости активного ее познания, начиная с локального уровня.

В научно-методических публикациях многие авторы подчеркивают, что в настоящее время краеведение утверждается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, необходимое средство образования и воспитания молодого поколения [1], [5], [6]. Краеведческая наука активно влияет на образование в регионе. Однако существует необходимость правильной организации краеведческого образования, в соответствии с дидактическими принципами.

В методической копилке образовательных учреждений Воронежской области имеется ряд разработанных методических комплектов для 8–9 классов по историческому краеведению Воронежской области (авторы А.Я. Немыкин, И.В. Немыкина [3]) и для 7 класса по географическому краеведению Воронежской области (автор А.Я. Немыкин [4]). Однако данные пособия не затрагивают материалы по экологии, ботанике, орнитологии, ландшафтам и другим краеведческим направлениям. В содержании этих авторских линий мало краеведческой информации по северо-востоку Воронежской области.

Учеными кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета» накоплен огромный фактический материал по флоре и фауне северо-востока Воронежской области. Имеющиеся публикации по северо-востоку Воронежской области носят разрозненный, чаще всего, сугубо научный характер и не адаптированы для школ. В образовательных учреждениях северо-востока Воронежской области существует необходимость учебно-методического обеспечения с использованием краеведческого материала при проведении учебных занятий и внеурочной деятельности по биологии, географии, химии, истории, а также при изучении интегрированного учебного курса регионального компонента базисного учебного плана – «Краеведения» в VI–IX классах (1 час в неделю) и регионального компонента в X–XI классах (140 учебных часов за два года обучения), из которых: 70 часов также рекомендуется направить для введения учебного предмета «Краеведение».

Коллектив кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета» принял участие в конкурсе инвестиционно привлекательных проектов Воронежского государственного университета. Авторским коллективом кафедры был подготовлен научно-образовательный проект «Жемчужина Прихоперья», целью которого является разработка учебно-методического комплекта, содержащего развернутую краеведческую информацию по экологии, зоологии, ботанике и др. направлениям северо-востока Воронежской области.

Новизна проекта. Впервые разработан учебно-методический комплекс, содержащий краеведческую информацию по северо-востоку Воронежской области. Пособия, входящие в его состав, включают методические руководства по организации факультативных и элективных курсов по биологии, экологии родного края; методические рекомендации по организации образовательного процесса по биологии 6–7 классов при реализации ФГОС ООО на основе принципа краеведения; полевой экологический практикум учащихся; учебно-методическое пособие по краеведению «Жемчужина Прихоперья»; каталог музеев образовательных учреждений северо-востока Воронежской области.

Основная цель проекта заключается в разработке учебно-методического комплекса для формирования эффективной системы эколого-краеведческого образования обучающихся образовательных организаций северо-востока Воронежской области (Терновский, Грибановский, Борисоглебский, Поворинский, Новохоперский районы).

Задачи проекта:

1. Обобщение существующих, в том числе мониторинговых, эколого-флористических, фаунистических и других видов исследований северо-восточного региона Воронежской области.

2. Разработка полевой экологической практики «Юный краевед» и туристического эколого-краеведческого маршрута «Жемчужина Прихоперья».

3. Разработка учебно-методического комплекса «Жемчужина Прихоперья».

Проект «Жемчужина Прихоперья» дополняет и расширяет материалы учебных пособий по «Географическому краеведению» Воронежской области в 6–9 классах и «Краеведению» в 10–11 классах. Реализация проекта приобретает важное практическое значение для преподавателей образовательных учреждений, реализующих систему эколого-краеведческого образования и формирования высокого уровня эколого-краеведческой культуры обучающихся, а также является незаменимым помощником при выполнении проектно-исследовательских работ обучающимися.

Календарный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта)

№ п/п

Мероприятие

Ответственный

Сроки (год)

1

2

3

1

Разработка и проведение полевой экологической практики «Юный краевед»

Буренина Т.П.

+

+

+

2

Разработка и проведение туристического эколого-краеведческого маршрута «Жемчужина Прихоперья»

Полянская Е.И.

+

+

+

3

Издание пособий:

Факультативные и элективные курсы по биологии, экологии родного края

Буренина Т.П.

+

4

Методические рекомендации по организации образовательного процесса по биологии 6–7 классов при реализации ФГОС ООО на основе принципа краеведения

Буренина Т.П.

+

5

Каталог музеев образовательных учреждений северо-востока Воронежской области

Полянская Е.И.

+

6

Учебно-методическое пособие по краеведению северо-востока Воронежской области «Жемчужина Прихоперья»

Салманова С.В.

Завидовская Т.С.

Щербакова В.И.

Разумова Е.В.

Святодух Н.Ю.

+

В рамках проекта доцентом кафедры Бурениной Т.П. разработаны элективные курсы по биологии: «Юный энтомолог», «Растительность склоновых земель», «Вода – источник жизни», «Гигиена человека. Здоровье человека и окружающая среда», «Особенности состава и свойств почв поймы р. Хопер», «Биоиндикация атмосферного загрязнения по рудеральным растениям», «Жизнь древесных растений в неблагоприятных условиях окружающей среды», «Дорога в лес», «Путешествие на луг», «Растения в городе». Элективные курсы предназначены для учащихся 8, 9 классов.

Материалы, подготовленные в рамках проекта «Жемчужина Прихоперья» позволят дополнить имеющиеся печатные издания по краеведению Воронежской области, облегчат деятельность преподавателей образовательных учреждений в поиске материала.

Реализация проекта рассчитана на три года, в течение которых планируется последовательное издание ряда учебно-методических пособий преподавателями кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета (таблица).

Мы предполагаем, что реализация проекта пополнит учебно-методическую базу общеобразовательных школ Воронежской области, а также будет способствовать повышению уровня культуры и образованности обучающихся в области эколого-краеведческих знаний.

Социальный эффект от реализации проекта будет выражен в сохранении эстетических ценностей природных ландшафтов и памятников природы, заповедных зон; в создании более благоприятных условий для творческой самореализации личности и развития культуры, совершенствовании экологического сознания молодежи, проживающих в северо-восточном регионе Воронежской области.