Актуальность. Важной ценностью современной цивилизации является нравственно-экологическая ответственность человека, формирование которой возможно лишь при наличии высокого уровня культуры. Российская система образования переживает этап коренной модернизации, в основе которой лежат такие базовые инновации, как гуманизация, демократизация, стандартизация, фундаментализация, глобализация, реализация компетентностного подхода и др. Миссия отечественного образования в условиях перемен видится в создании социальной стабильности и прогресса. ФГОС нового поколения является методическим фундаментом для решения экологических проблем на местном, региональном и глобальном уровнях, формирования ответственного отношения к природе родного края, чувства гордости, любви к ней, понимания связи между перспективами сохранения уникальности, красоты родной природы и характера деятельности отдельного человека, местного и регионального сообщества.
Современные государственные образовательные стандарты включают вариативную часть, позволяющую «приподниматься» над традиционным объемом и характером знаний.
Получение краеведческих знаний предусматривается в региональном (школьном) компоненте базисного учебного плана. По мнению Д.С. Лихачева, «краеведение – это основа для объединения молодежи вокруг определенных тем или занятий, возрождения кустарных производств, разведения местных редких растений, животных и пр., создания заповедников, вообще – «добрососедства» с историей, культурой или природой» [2]. Включение в содержание образования краеведческого материла комплексного характера, способствует пониманию обучающимися структуры природных и социальных связей, целостности социоприродной среды, ее ценности и необходимости активного ее познания, начиная с локального уровня.
В научно-методических публикациях многие авторы подчеркивают, что в настоящее время краеведение утверждается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, необходимое средство образования и воспитания молодого поколения [1], [5], [6]. Краеведческая наука активно влияет на образование в регионе. Однако существует необходимость правильной организации краеведческого образования, в соответствии с дидактическими принципами.
В методической копилке образовательных учреждений Воронежской области имеется ряд разработанных методических комплектов для 8–9 классов по историческому краеведению Воронежской области (авторы А.Я. Немыкин, И.В. Немыкина [3]) и для 7 класса по географическому краеведению Воронежской области (автор А.Я. Немыкин [4]). Однако данные пособия не затрагивают материалы по экологии, ботанике, орнитологии, ландшафтам и другим краеведческим направлениям. В содержании этих авторских линий мало краеведческой информации по северо-востоку Воронежской области.
Учеными кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета» накоплен огромный фактический материал по флоре и фауне северо-востока Воронежской области. Имеющиеся публикации по северо-востоку Воронежской области носят разрозненный, чаще всего, сугубо научный характер и не адаптированы для школ. В образовательных учреждениях северо-востока Воронежской области существует необходимость учебно-методического обеспечения с использованием краеведческого материала при проведении учебных занятий и внеурочной деятельности по биологии, географии, химии, истории, а также при изучении интегрированного учебного курса регионального компонента базисного учебного плана – «Краеведения» в VI–IX классах (1 час в неделю) и регионального компонента в X–XI классах (140 учебных часов за два года обучения), из которых: 70 часов также рекомендуется направить для введения учебного предмета «Краеведение».
Коллектив кафедры биологии физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Борисоглебского филиала Воронежского государственного университета» принял участие в конкурсе инвестиционно привлекательных проектов Воронежского государственного университета. Авторским коллективом кафедры был подготовлен научно-образовательный проект «Жемчужина Прихоперья», целью которого является разработка учебно-методического комплекта, содержащего развернутую краеведческую информацию по экологии, зоологии, ботанике и др. направлениям северо-востока Воронежской области.
Новизна проекта. Впервые разработан учебно-методический комплекс, содержащий краеведческую информацию по северо-востоку Воронежской области. Пособия, входящие в его состав, включают методические руководства по организации факультативных и элективных курсов по биологии, экологии родного края; методические рекомендации по организации образовательного процесса по биологии 6–7 классов при реализации ФГОС ООО на основе принципа краеведения; полевой экологический практикум учащихся; учебно-методическое пособие по краеведению «Жемчужина Прихоперья»; каталог музеев образовательных учреждений северо-востока Воронежской области.
Основная цель проекта заключается в разработке учебно-методического комплекса для формирования эффективной системы эколого-краеведческого образования обучающихся образовательных организаций северо-востока Воронежской области (Терновский, Грибановский, Борисоглебский, Поворинский, Новохоперский районы).
Задачи проекта:
1. Обобщение существующих, в том числе мониторинговых, эколого-флористических, фаунистических и других видов исследований северо-восточного региона Воронежской области.
2. Разработка полевой экологической практики «Юный краевед» и туристического эколого-краеведческого маршрута «Жемчужина Прихоперья».
3. Разработка учебно-методического комплекса «Жемчужина Прихоперья».
Проект «Жемчужина Прихоперья» дополняет и расширяет материалы учебных пособий по «Географическому краеведению» Воронежской области в 6–9 классах и «Краеведению» в 10–11 классах. Реализация проекта приобретает важное практическое значение для преподавателей образовательных учреждений, реализующих систему эколого-краеведческого образования и формирования высокого уровня эколого-краеведческой культуры обучающихся, а также является незаменимым помощником при выполнении проектно-исследовательских работ обучающимися.
Календарный план реализации проекта (последовательное перечисление основных мероприятий проекта)
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
Сроки (год) |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
Разработка и проведение полевой экологической практики «Юный краевед» |
Буренина Т.П. |
+ |
+ |
+ |
2 |
Разработка и проведение туристического эколого-краеведческого маршрута «Жемчужина Прихоперья» |
Полянская Е.И. |
+ |
+ |
+ |
3 |
Издание пособий: Факультативные и элективные курсы по биологии, экологии родного края |
Буренина Т.П. |
+ |
||
4 |
Методические рекомендации по организации образовательного процесса по биологии 6–7 классов при реализации ФГОС ООО на основе принципа краеведения |
Буренина Т.П. |
+ |
||
5 |
Каталог музеев образовательных учреждений северо-востока Воронежской области |
Полянская Е.И. |
+ |
||
6 |
Учебно-методическое пособие по краеведению северо-востока Воронежской области «Жемчужина Прихоперья» |
Салманова С.В. Завидовская Т.С. Щербакова В.И. Разумова Е.В. Святодух Н.Ю. |
+ |