Перемены, которые происходят в социальной сфере и в области просвещения, делают особенно актуальными проблемы этики, морали и духовности. Изменяется и современная стратегия развития образования в России: в ее центре находится формирование высоконравственной, духовно богатой, творческой и образованной личности. Все это нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования второго поколения и аккумулируется в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2, c. 68].
Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленная и организованная деятельность родителей, педагогов, которая направлена на формирование высоких нравственных ценностей у младших школьников, а также качеств, необходимых защитнику Родины. В широком смысле духовно-нравственное воспитание – это стратегический ресурс общества и государства в целом [4, c. 7].
Задача духовно-нравственного воспитания – превращение социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности, такие как честь, долг, достоинство, совесть. Цель – формирование личности, которая будет способна принимать ответственные решения, проявлять нравственное поведение в любой жизненной ситуации [2, c. 67].
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» описаны базовые национальные ценности, к которым относятся: социальная солидарность, патриотизм, семья, гражданственность, творчество и труд, наука, литература и искусство, природа, традиционные российские религии, человечество [4, c. 21].
Традиционно духовно-нравственное воспитание организуется в образовательных организациях по нескольким направлениям:
1) художественно-эстетическое;
2) военно-патриотическое;
3) спортивно-оздоровительное;
4) туристско-краеведческое.
Ученые, педагоги-практики подтверждают, что использование современных технологий в условиях образовательного процесса позволяет педагогу более успешно использовать и раскрывать развивающий и воспитательный потенциал реализуемых мероприятий, формировать у воспитанников гуманистическое мировоззрение, активную жизненную позицию, повышать общую культуру личности, уровень нравственной воспитанности и т.д.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволяет говорить о том, что использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:
– развивать навыки ориентирования обучающихся в информационном потоке;
– применять различные способы работы с информацией;
– развивать умения, которые позволяют обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
– переходить от иллюстративно-объяснительного способа обучения к деятельностному.
Все это позволяет формировать познавательную активность обучающихся; индивидуально подходить к каждому ученику, применяя при этом задания разного уровня; способствует осознанному усвоению знаний.
Одной из современных форм использования компьютерных технологий считается создание презентации в программе PowerPoint. Ее цель заключается в том, чтобы учитель сумел донести информацию в легко воспринимаемой, наглядной форме. Значительная роль при проведении таких уроков (уроков с опорой на презентацию) принадлежит педагогу. Основа данных уроков – это, как правило, изложение нового материала, в котором используются рисунки, фотографии, анимированные и простые схемы, анимации или видеофильмы. Применение презентаций позволяет сделать образовательный процесс более интересным, включает в процесс восприятия не только зрение, но и эмоции, слух, воображение, помогает учащимся глубже погрузиться в изучаемое, сделать уроки менее утомительными.
Интерактивная доска – это один из ценных инструментов при организации обучения и воспитания всего класса. Она помогает педагогу сделать образовательный процесс привлекательным и живым для учащихся. Интерактивная доска позволяет донести учащимся информацию, используя при этом широчайший диапазон визуальных средств. Работа с такими досками в начальной школе становится продолжением игры, которая сопровождается аудио- и видеоэффектами. Ведь использование лазерных указок, магнитных ручек, «волшебных» палочек помогает развить не только творческое мышление, логику, координацию и моторику детей, но и позволяет ребятам вернуться назад, посмотреть свои ошибки, провести анализ своей работы [3, c. 32].
При использовании ИКТ в формировании духовно-нравственной культуры личности младшего школьника педагог ставит перед собой следующие задачи:
– расширить представления младших школьников о духовно-нравственных ценностях (добро, семья, совесть, верность, любовь, честь) на основе демонстрации и противопоставления негативного и позитивного поведения людей;
– воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание совершать поступки в соответствии с ними;
– сформировать нравственные «умения» и привычки (умение справедливо оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, быть доброжелательными, вежливыми, послушными, приветливыми со всеми). Этому может способствовать просмотр мультфильмов и видеофильмов.
У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. В связи с этим существует необходимость построения образовательного процесса так, чтобы преобладал иллюстративный качественный материал, включая при этом в процесс восприятия нового материала не только зрительный аппарат, но и слуховой [1, c. 77]. В соответствии с идеями, положенными в основу Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения, при обучении и воспитании следует опираться на системно-деятельностный подход. В образовательной практике его реализация ориентирует на использование таких технологий, как:
1) технология развития критического мышления;
2) технология проектного обучения;
3) проблемно-поисковая деятельность;
4) технология учебной деловой игры.
Наше внимание привлекли так называемые «образовательные веб-квесты». Данное «понятие» рассматривается в ряде научных работ как вид технологии проектного обучения. В других – как самостоятельная технология, включающая в себя элементы всего вышеперечисленного. В любом случае под веб-квестом предполагается активная деятельность учащихся в процессе изучения материала, т.е. реализуется системно-деятельностный подход в образовании, на что ориентирует ФГОС НОО.
Изучая квест-технологии в образовании, нами были разработаны и реализованы на практике несколько образовательных веб-квестов, что отражено в ряде публикаций. Они отражают то или иное направление духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Технология веб-квест способствует:
– развитию критического мышления учеников, так как включает в себя анализ, интерпретацию, оценку информации;
– развитию умения самопрезентоваться, самоопределяться, работать в команде;
– развитию логического мышления ребят, так как вовлекает их в процесс логических рассуждений в решении центральных проблем;
– развитию умения быть ответственным;
– развитию умения находить различные способы решения проблемной ситуации;
– формированию рефлексии, умения оценивать и анализировать свои действия, а также действия своих партнеров в процессе решения данной проблемы;
– формированию коммуникативных умений обучающихся, их социализации;
– формированию новых компетенций [1, c. 79].
Выделяют несколько этапов по работе над веб-квестом:
1. Выбор учащимся одной из ролей.
2. Собственный анализ, то есть как его роль согласовывается с задачами других членов команды.
3. Далее школьник исследует предложенные ему web-сайты.
4. По окончании процесса поиска, ребенок должен представить отчет по выбранной теме.
5. Так как под веб-квестом понимается групповая работа, то после индивидуального отчета дети вместе спорят, обсуждают, вырабатывают план работы группы в целом.
6. Веб-квест заканчивается групповой защитой проделанной работы [3, c. 205].
Технологию веб-квест можно использовать на разных этапах урока: для изучения нового материала, при его обобщении или закреплении.
Мы хотим предложить вам веб-квест по формированию духовно-нравственной культуры личности младшего школьника на тему: «Область моего сердца». Предложенный нами веб-квест включает в себя следующие задания:
Группа «Географы»
1. Какое географическое положение занимает Нижегородская область (www.nn-obl.ru)?
2. Какие полезные ископаемые добывают на ее территории (https://ru.wikipedia.org)?
3. Какие реки протекают в данной области (http://www.tut-oleg.narod.ru)?
Группа «Туристы»
1. Какие растения Нижегородской области занесены в красную книгу? Расскажите об одном (http://red-book-nn.ru).
2. Какие животные области занесены в красную книгу? Расскажите об одном из них. (http://red-book-nn.ru) [6, c. 674]
3. Какие советы можно дать туристу?
Группа «Герольды»
1. Рассмотрите современный герб Нижегородской области, опишите его (https://ru.wikipedia.org)?
2. Когда был утвержден герб области (https://ru.wikipedia.org)?
3. Как олень появился на гербе Нижегородской области (http://www.aif-nn.ru/society/details/1373619)?
Для оценивания работ учеников могут использоваться такие методы, как: взаимооценка участников проекта, самооценка.
К критериям оценивания веб-квеста относятся: полнота раскрываемости темы, понимание задания, изложение основных аспектов темы и стратегии решения проблемы, слаженная групповая работа, логика преподнесения информации, распределение по группам, степень самостоятельности работы в группе, оригинальность материалов автора, использование цвета на слайдах, расположение информации на нем, стиль презентации, разнообразие видов слайдов, анимационные эффекты презентации; глубина и объем знаний по теме, коммуникативные, деловые и волевые качества докладчика, качество доклада [5, c. 205].
Опрос среди учителей начальных классов, работающих как в городских, так и в сельских школах (30 человек) по теме: «Использование средств ИКТ в воспитательной работе с учащимися», позволил уточнить некоторые аспекты использования ИКТ в образовательном процессе современной начальной школы. Результаты представлены в нижеследующей таблице.
Результаты опроса учителей начальных классов
– Как Вы относитесь к использованию ИКТ в воспитательном процессе? |
Позитивно |
Нейтрально |
Негативно |
|
86 % |
14 % |
– |
||
– Как часто Вы используете ИКТ в воспитательной работе? |
Часто |
Иногда |
Редко |
|
74 % |
23 % |
3 % |
||
– Знакомы ли Вы с технологией веб-квеста? |
Да |
Нет |
||
3 % |
97 % |
|||
– Используете ли Вы данную технологию в работе с детьми? |
Использую часто |
Использую редко |
Не использую |
|
0 % |
3 % |
97 % |
||
– Хотели бы Вы освоить данную технологию? |
Да |
Нет |
Не знаю |
|
97 % |
0 % |
3 % |
||
– Используете ли Вы интерактивные доски в воспитательной работе? |
Использую часто |
Использую редко |
Не использую |
|
79 % |
18 % |
3 % |
||
– Повысилась ли успеваемость обучающихся по тем предметам, где Вы часто используете средства ИКТ? |
Да |
Нет |
||
98 % |
2 % |
Выводы
Представленные результаты свидетельствуют, что на данный момент большинство опрошенных учителей позитивно относятся к использованию средств ИКТ в воспитательной работе, активно применяют их в своей деятельности и замечают то, что повысилась успеваемость обучающихся по тем предметам, где часто используют их. В работе с детьми отдают предпочтение интерактивным доскам. Практически все педагоги не имеют представления о такой технологии, как веб-квест, и соответственно не используют ее в образовательном процессе. В то же время, опрос вызвал интерес, и многие учителя выразили желание узнать о названной технологии более подробно.
Полученные результаты найдут отражение в нашей работе и позволят скорректировать содержание занятий при осуществлении подготовки будущих педагогов.