Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ICT IN FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE IDENTITY OF THE YOUNGER SCHOOL STUDENT THROUGH INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Naumova T.V. 1 Kazakova V.V. 1
1 Arzamas branch of the NNGU
1520 KB
In article the purpose and problems of spiritual and moral education, use of ICT in formation of spiritual and moral culture, including interactive boards and technology a web quest are described. As the main means the web quest «Area of my heart» for children of younger school age is offered. By ICT efficiency of educational process increases: educational information by means of evident representation on the screen of theoretical material is visualized; training of children for life in the conditions of information society is carried out; process of training at the expense of possibility of studying, repetition with an individual speed of digestion of material is individualized and differentiated; control of educational activity and control of result of assimilation of a training material is exercised; intersubject communication with informatics, etc. develops.
spiritual and moral culture
younger school age
elementary school
information and communication technologies

Перемены, которые происходят в социальной сфере и в области просвещения, делают особенно актуальными проблемы этики, морали и духовности. Изменяется и современная стратегия развития образования в России: в ее центре находится формирование высоконравственной, духовно богатой, творческой и образованной личности. Все это нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования второго поколения и аккумулируется в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2, c. 68].

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленная и организованная деятельность родителей, педагогов, которая направлена на формирование высоких нравственных ценностей у младших школьников, а также качеств, необходимых защитнику Родины. В широком смысле духовно-нравственное воспитание – это стратегический ресурс общества и государства в целом [4, c. 7].

Задача духовно-нравственного воспитания – превращение социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности, такие как честь, долг, достоинство, совесть. Цель – формирование личности, которая будет способна принимать ответственные решения, проявлять нравственное поведение в любой жизненной ситуации [2, c. 67].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» описаны базовые национальные ценности, к которым относятся: социальная солидарность, патриотизм, семья, гражданственность, творчество и труд, наука, литература и искусство, природа, традиционные российские религии, человечество [4, c. 21].

Традиционно духовно-нравственное воспитание организуется в образовательных организациях по нескольким направлениям:

1) художественно-эстетическое;

2) военно-патриотическое;

3) спортивно-оздоровительное;

4) туристско-краеведческое.

Ученые, педагоги-практики подтверждают, что использование современных технологий в условиях образовательного процесса позволяет педагогу более успешно использовать и раскрывать развивающий и воспитательный потенциал реализуемых мероприятий, формировать у воспитанников гуманистическое мировоззрение, активную жизненную позицию, повышать общую культуру личности, уровень нравственной воспитанности и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволяет говорить о том, что использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

– развивать навыки ориентирования обучающихся в информационном потоке;

– применять различные способы работы с информацией;

– развивать умения, которые позволяют обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

– переходить от иллюстративно-объяснительного способа обучения к деятельностному.

Все это позволяет формировать познавательную активность обучающихся; индивидуально подходить к каждому ученику, применяя при этом задания разного уровня; способствует осознанному усвоению знаний.

Одной из современных форм использования компьютерных технологий считается создание презентации в программе PowerPoint. Ее цель заключается в том, чтобы учитель сумел донести информацию в легко воспринимаемой, наглядной форме. Значительная роль при проведении таких уроков (уроков с опорой на презентацию) принадлежит педагогу. Основа данных уроков – это, как правило, изложение нового материала, в котором используются рисунки, фотографии, анимированные и простые схемы, анимации или видеофильмы. Применение презентаций позволяет сделать образовательный процесс более интересным, включает в процесс восприятия не только зрение, но и эмоции, слух, воображение, помогает учащимся глубже погрузиться в изучаемое, сделать уроки менее утомительными.

Интерактивная доска – это один из ценных инструментов при организации обучения и воспитания всего класса. Она помогает педагогу сделать образовательный процесс привлекательным и живым для учащихся. Интерактивная доска позволяет донести учащимся информацию, используя при этом широчайший диапазон визуальных средств. Работа с такими досками в начальной школе становится продолжением игры, которая сопровождается аудио- и видеоэффектами. Ведь использование лазерных указок, магнитных ручек, «волшебных» палочек помогает развить не только творческое мышление, логику, координацию и моторику детей, но и позволяет ребятам вернуться назад, посмотреть свои ошибки, провести анализ своей работы [3, c. 32].

При использовании ИКТ в формировании духовно-нравственной культуры личности младшего школьника педагог ставит перед собой следующие задачи:

– расширить представления младших школьников о духовно-нравственных ценностях (добро, семья, совесть, верность, любовь, честь) на основе демонстрации и противопоставления негативного и позитивного поведения людей;

– воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание совершать поступки в соответствии с ними;

– сформировать нравственные «умения» и привычки (умение справедливо оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, быть доброжелательными, вежливыми, послушными, приветливыми со всеми). Этому может способствовать просмотр мультфильмов и видеофильмов.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. В связи с этим существует необходимость построения образовательного процесса так, чтобы преобладал иллюстративный качественный материал, включая при этом в процесс восприятия нового материала не только зрительный аппарат, но и слуховой [1, c. 77]. В соответствии с идеями, положенными в основу Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения, при обучении и воспитании следует опираться на системно-деятельностный подход. В образовательной практике его реализация ориентирует на использование таких технологий, как:

1) технология развития критического мышления;

2) технология проектного обучения;

3) проблемно-поисковая деятельность;

4) технология учебной деловой игры.

Наше внимание привлекли так называемые «образовательные веб-квесты». Данное «понятие» рассматривается в ряде научных работ как вид технологии проектного обучения. В других – как самостоятельная технология, включающая в себя элементы всего вышеперечисленного. В любом случае под веб-квестом предполагается активная деятельность учащихся в процессе изучения материала, т.е. реализуется системно-деятельностный подход в образовании, на что ориентирует ФГОС НОО.

Изучая квест-технологии в образовании, нами были разработаны и реализованы на практике несколько образовательных веб-квестов, что отражено в ряде публикаций. Они отражают то или иное направление духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Технология веб-квест способствует:

– развитию критического мышления учеников, так как включает в себя анализ, интерпретацию, оценку информации;

– развитию умения самопрезентоваться, самоопределяться, работать в команде;

– развитию логического мышления ребят, так как вовлекает их в процесс логических рассуждений в решении центральных проблем;

– развитию умения быть ответственным;

– развитию умения находить различные способы решения проблемной ситуации;

– формированию рефлексии, умения оценивать и анализировать свои действия, а также действия своих партнеров в процессе решения данной проблемы;

– формированию коммуникативных умений обучающихся, их социализации;

– формированию новых компетенций [1, c. 79].

Выделяют несколько этапов по работе над веб-квестом:

1. Выбор учащимся одной из ролей.

2. Собственный анализ, то есть как его роль согласовывается с задачами других членов команды.

3. Далее школьник исследует предложенные ему web-сайты.

4. По окончании процесса поиска, ребенок должен представить отчет по выбранной теме.

5. Так как под веб-квестом понимается групповая работа, то после индивидуального отчета дети вместе спорят, обсуждают, вырабатывают план работы группы в целом.

6. Веб-квест заканчивается групповой защитой проделанной работы [3, c. 205].

Технологию веб-квест можно использовать на разных этапах урока: для изучения нового материала, при его обобщении или закреплении.

Мы хотим предложить вам веб-квест по формированию духовно-нравственной культуры личности младшего школьника на тему: «Область моего сердца». Предложенный нами веб-квест включает в себя следующие задания:

Группа «Географы»

1. Какое географическое положение занимает Нижегородская область (www.nn-obl.ru)?

2. Какие полезные ископаемые добывают на ее территории (https://ru.wikipedia.org)?

3. Какие реки протекают в данной области (http://www.tut-oleg.narod.ru)?

Группа «Туристы»

1. Какие растения Нижегородской области занесены в красную книгу? Расскажите об одном (http://red-book-nn.ru).

2. Какие животные области занесены в красную книгу? Расскажите об одном из них. (http://red-book-nn.ru) [6, c. 674]

3. Какие советы можно дать туристу?

Группа «Герольды»

1. Рассмотрите современный герб Нижегородской области, опишите его (https://ru.wikipedia.org)?

2. Когда был утвержден герб области (https://ru.wikipedia.org)?

3. Как олень появился на гербе Нижегородской области (http://www.aif-nn.ru/society/details/1373619)?

Для оценивания работ учеников могут использоваться такие методы, как: взаимооценка участников проекта, самооценка.

К критериям оценивания веб-квеста относятся: полнота раскрываемости темы, понимание задания, изложение основных аспектов темы и стратегии решения проблемы, слаженная групповая работа, логика преподнесения информации, распределение по группам, степень самостоятельности работы в группе, оригинальность материалов автора, использование цвета на слайдах, расположение информации на нем, стиль презентации, разнообразие видов слайдов, анимационные эффекты презентации; глубина и объем знаний по теме, коммуникативные, деловые и волевые качества докладчика, качество доклада [5, c. 205].

Опрос среди учителей начальных классов, работающих как в городских, так и в сельских школах (30 человек) по теме: «Использование средств ИКТ в воспитательной работе с учащимися», позволил уточнить некоторые аспекты использования ИКТ в образовательном процессе современной начальной школы. Результаты представлены в нижеследующей таблице.

Результаты опроса учителей начальных классов

– Как Вы относитесь к использованию ИКТ в воспитательном процессе?

Позитивно

Нейтрально

Негативно

86 %

14 %

– Как часто Вы используете ИКТ в воспитательной работе?

Часто

Иногда

Редко

74 %

23 %

3 %

– Знакомы ли Вы с технологией веб-квеста?

Да

Нет

3 %

97 %

– Используете ли Вы данную технологию в работе с детьми?

Использую часто

Использую редко

Не использую

0 %

3 %

97 %

– Хотели бы Вы освоить данную технологию?

Да

Нет

Не знаю

97 %

0 %

3 %

– Используете ли Вы интерактивные доски в воспитательной работе?

Использую часто

Использую редко

Не использую

79 %

18 %

3 %

– Повысилась ли успеваемость обучающихся по тем предметам, где Вы часто используете средства ИКТ?

Да

Нет

98 %

2 %

Выводы

Представленные результаты свидетельствуют, что на данный момент большинство опрошенных учителей позитивно относятся к использованию средств ИКТ в воспитательной работе, активно применяют их в своей деятельности и замечают то, что повысилась успеваемость обучающихся по тем предметам, где часто используют их. В работе с детьми отдают предпочтение интерактивным доскам. Практически все педагоги не имеют представления о такой технологии, как веб-квест, и соответственно не используют ее в образовательном процессе. В то же время, опрос вызвал интерес, и многие учителя выразили желание узнать о названной технологии более подробно.

Полученные результаты найдут отражение в нашей работе и позволят скорректировать содержание занятий при осуществлении подготовки будущих педагогов.