Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О ВОЗМОЖНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Наумова Т.В. 1 Казакова В.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал
В статье описаны цель и задачи духовно-нравственного воспитания, использование ИКТ в формировании духовно-нравственной культуры, в том числе интерактивных досок и технологии веб-квест. В качестве основного средства предлагается веб-квест «Область моего сердца» для детей младшего школьного возраста. С помощью средств ИКТ повышается эффективность образовательного процесса: визуализируется учебная информация с помощью наглядного представления на экране теоретического материала; осуществляется подготовка ребят к жизни в условиях информационного общества; индивидуализируется и дифференцируется процесс воспитания за счет возможности изучения, повторения, индивидуальной скорости усвоения материала; осуществляется управление учебной деятельностью и контроль результата усвоения учебного материала; развивается межпредметная связь с информатикой и т.д.
духовно-нравственная культура
младший школьный возраст
начальная школа
информационно-коммуникационные технологии
1.?Андреева М.В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции / М.В. Андреева // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции. – М., 2004. – Режим доступа: http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf.
2.?Бабаян А.В. О?нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян?// Педагогика. – 2005. – №?2. –
С. 67–68.
3.?Бурлакова А.А. Компьютер на уроках в начальных классах?/ А.А. Бурлакова // Начальная школа плюс. До и После. – 2007. – №?7. – С. 32–34.
4.?Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Я.А. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: «Просвещение», 2009. – 23 c.
5.?Наумова Т.В. Веб-квест как средство организации взаимодействия школы и семьи в экологическом воспитании младших школьников / Т.В. Наумова, В.В. Казакова, А.В. Лезина // Молодой ученый. – 2014. – №?21.1. – C. 204–206.
6.?Наумова Т.В. О?возможностях веб-квеста в мультикультурном воспитании младших школьников [Текст]?/ Т.В. Наумова, К.Н. Стрижева // Молодой ученый. – 2015. – №?13. – С. 673–675.

Перемены, которые происходят в социальной сфере и в области просвещения, делают особенно актуальными проблемы этики, морали и духовности. Изменяется и современная стратегия развития образования в России: в ее центре находится формирование высоконравственной, духовно богатой, творческой и образованной личности. Все это нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования второго поколения и аккумулируется в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [2, c. 68].

Духовно-нравственное воспитание – это целенаправленная и организованная деятельность родителей, педагогов, которая направлена на формирование высоких нравственных ценностей у младших школьников, а также качеств, необходимых защитнику Родины. В широком смысле духовно-нравственное воспитание – это стратегический ресурс общества и государства в целом [4, c. 7].

Задача духовно-нравственного воспитания – превращение социально необходимых требований общества во внутренние стимулы личности, такие как честь, долг, достоинство, совесть. Цель – формирование личности, которая будет способна принимать ответственные решения, проявлять нравственное поведение в любой жизненной ситуации [2, c. 67].

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» описаны базовые национальные ценности, к которым относятся: социальная солидарность, патриотизм, семья, гражданственность, творчество и труд, наука, литература и искусство, природа, традиционные российские религии, человечество [4, c. 21].

Традиционно духовно-нравственное воспитание организуется в образовательных организациях по нескольким направлениям:

1) художественно-эстетическое;

2) военно-патриотическое;

3) спортивно-оздоровительное;

4) туристско-краеведческое.

Ученые, педагоги-практики подтверждают, что использование современных технологий в условиях образовательного процесса позволяет педагогу более успешно использовать и раскрывать развивающий и воспитательный потенциал реализуемых мероприятий, формировать у воспитанников гуманистическое мировоззрение, активную жизненную позицию, повышать общую культуру личности, уровень нравственной воспитанности и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ психолого-педагогической, методической литературы позволяет говорить о том, что использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

– развивать навыки ориентирования обучающихся в информационном потоке;

– применять различные способы работы с информацией;

– развивать умения, которые позволяют обмениваться информацией с помощью современных технических средств;

– переходить от иллюстративно-объяснительного способа обучения к деятельностному.

Все это позволяет формировать познавательную активность обучающихся; индивидуально подходить к каждому ученику, применяя при этом задания разного уровня; способствует осознанному усвоению знаний.

Одной из современных форм использования компьютерных технологий считается создание презентации в программе PowerPoint. Ее цель заключается в том, чтобы учитель сумел донести информацию в легко воспринимаемой, наглядной форме. Значительная роль при проведении таких уроков (уроков с опорой на презентацию) принадлежит педагогу. Основа данных уроков – это, как правило, изложение нового материала, в котором используются рисунки, фотографии, анимированные и простые схемы, анимации или видеофильмы. Применение презентаций позволяет сделать образовательный процесс более интересным, включает в процесс восприятия не только зрение, но и эмоции, слух, воображение, помогает учащимся глубже погрузиться в изучаемое, сделать уроки менее утомительными.

Интерактивная доска – это один из ценных инструментов при организации обучения и воспитания всего класса. Она помогает педагогу сделать образовательный процесс привлекательным и живым для учащихся. Интерактивная доска позволяет донести учащимся информацию, используя при этом широчайший диапазон визуальных средств. Работа с такими досками в начальной школе становится продолжением игры, которая сопровождается аудио- и видеоэффектами. Ведь использование лазерных указок, магнитных ручек, «волшебных» палочек помогает развить не только творческое мышление, логику, координацию и моторику детей, но и позволяет ребятам вернуться назад, посмотреть свои ошибки, провести анализ своей работы [3, c. 32].

При использовании ИКТ в формировании духовно-нравственной культуры личности младшего школьника педагог ставит перед собой следующие задачи:

– расширить представления младших школьников о духовно-нравственных ценностях (добро, семья, совесть, верность, любовь, честь) на основе демонстрации и противопоставления негативного и позитивного поведения людей;

– воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание совершать поступки в соответствии с ними;

– сформировать нравственные «умения» и привычки (умение справедливо оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, быть доброжелательными, вежливыми, послушными, приветливыми со всеми). Этому может способствовать просмотр мультфильмов и видеофильмов.

У детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. В связи с этим существует необходимость построения образовательного процесса так, чтобы преобладал иллюстративный качественный материал, включая при этом в процесс восприятия нового материала не только зрительный аппарат, но и слуховой [1, c. 77]. В соответствии с идеями, положенными в основу Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения, при обучении и воспитании следует опираться на системно-деятельностный подход. В образовательной практике его реализация ориентирует на использование таких технологий, как:

1) технология развития критического мышления;

2) технология проектного обучения;

3) проблемно-поисковая деятельность;

4) технология учебной деловой игры.

Наше внимание привлекли так называемые «образовательные веб-квесты». Данное «понятие» рассматривается в ряде научных работ как вид технологии проектного обучения. В других – как самостоятельная технология, включающая в себя элементы всего вышеперечисленного. В любом случае под веб-квестом предполагается активная деятельность учащихся в процессе изучения материала, т.е. реализуется системно-деятельностный подход в образовании, на что ориентирует ФГОС НОО.

Изучая квест-технологии в образовании, нами были разработаны и реализованы на практике несколько образовательных веб-квестов, что отражено в ряде публикаций. Они отражают то или иное направление духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Технология веб-квест способствует:

– развитию критического мышления учеников, так как включает в себя анализ, интерпретацию, оценку информации;

– развитию умения самопрезентоваться, самоопределяться, работать в команде;

– развитию логического мышления ребят, так как вовлекает их в процесс логических рассуждений в решении центральных проблем;

– развитию умения быть ответственным;

– развитию умения находить различные способы решения проблемной ситуации;

– формированию рефлексии, умения оценивать и анализировать свои действия, а также действия своих партнеров в процессе решения данной проблемы;

– формированию коммуникативных умений обучающихся, их социализации;

– формированию новых компетенций [1, c. 79].

Выделяют несколько этапов по работе над веб-квестом:

1. Выбор учащимся одной из ролей.

2. Собственный анализ, то есть как его роль согласовывается с задачами других членов команды.

3. Далее школьник исследует предложенные ему web-сайты.

4. По окончании процесса поиска, ребенок должен представить отчет по выбранной теме.

5. Так как под веб-квестом понимается групповая работа, то после индивидуального отчета дети вместе спорят, обсуждают, вырабатывают план работы группы в целом.

6. Веб-квест заканчивается групповой защитой проделанной работы [3, c. 205].

Технологию веб-квест можно использовать на разных этапах урока: для изучения нового материала, при его обобщении или закреплении.

Мы хотим предложить вам веб-квест по формированию духовно-нравственной культуры личности младшего школьника на тему: «Область моего сердца». Предложенный нами веб-квест включает в себя следующие задания:

Группа «Географы»

1. Какое географическое положение занимает Нижегородская область (www.nn-obl.ru)?

2. Какие полезные ископаемые добывают на ее территории (https://ru.wikipedia.org)?

3. Какие реки протекают в данной области (http://www.tut-oleg.narod.ru)?

Группа «Туристы»

1. Какие растения Нижегородской области занесены в красную книгу? Расскажите об одном (http://red-book-nn.ru).

2. Какие животные области занесены в красную книгу? Расскажите об одном из них. (http://red-book-nn.ru) [6, c. 674]

3. Какие советы можно дать туристу?

Группа «Герольды»

1. Рассмотрите современный герб Нижегородской области, опишите его (https://ru.wikipedia.org)?

2. Когда был утвержден герб области (https://ru.wikipedia.org)?

3. Как олень появился на гербе Нижегородской области (http://www.aif-nn.ru/society/details/1373619)?

Для оценивания работ учеников могут использоваться такие методы, как: взаимооценка участников проекта, самооценка.

К критериям оценивания веб-квеста относятся: полнота раскрываемости темы, понимание задания, изложение основных аспектов темы и стратегии решения проблемы, слаженная групповая работа, логика преподнесения информации, распределение по группам, степень самостоятельности работы в группе, оригинальность материалов автора, использование цвета на слайдах, расположение информации на нем, стиль презентации, разнообразие видов слайдов, анимационные эффекты презентации; глубина и объем знаний по теме, коммуникативные, деловые и волевые качества докладчика, качество доклада [5, c. 205].

Опрос среди учителей начальных классов, работающих как в городских, так и в сельских школах (30 человек) по теме: «Использование средств ИКТ в воспитательной работе с учащимися», позволил уточнить некоторые аспекты использования ИКТ в образовательном процессе современной начальной школы. Результаты представлены в нижеследующей таблице.

Результаты опроса учителей начальных классов

– Как Вы относитесь к использованию ИКТ в воспитательном процессе?

Позитивно

Нейтрально

Негативно

86 %

14 %

– Как часто Вы используете ИКТ в воспитательной работе?

Часто

Иногда

Редко

74 %

23 %

3 %

– Знакомы ли Вы с технологией веб-квеста?

Да

Нет

3 %

97 %

– Используете ли Вы данную технологию в работе с детьми?

Использую часто

Использую редко

Не использую

0 %

3 %

97 %

– Хотели бы Вы освоить данную технологию?

Да

Нет

Не знаю

97 %

0 %

3 %

– Используете ли Вы интерактивные доски в воспитательной работе?

Использую часто

Использую редко

Не использую

79 %

18 %

3 %

– Повысилась ли успеваемость обучающихся по тем предметам, где Вы часто используете средства ИКТ?

Да

Нет

98 %

2 %

Выводы

Представленные результаты свидетельствуют, что на данный момент большинство опрошенных учителей позитивно относятся к использованию средств ИКТ в воспитательной работе, активно применяют их в своей деятельности и замечают то, что повысилась успеваемость обучающихся по тем предметам, где часто используют их. В работе с детьми отдают предпочтение интерактивным доскам. Практически все педагоги не имеют представления о такой технологии, как веб-квест, и соответственно не используют ее в образовательном процессе. В то же время, опрос вызвал интерес, и многие учителя выразили желание узнать о названной технологии более подробно.

Полученные результаты найдут отражение в нашей работе и позволят скорректировать содержание занятий при осуществлении подготовки будущих педагогов.


Библиографическая ссылка

Наумова Т.В., Казакова В.В. О ВОЗМОЖНОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 122-125;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35222 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674