Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ABOUT SOME ASPECTS OF MULTICULTURAL EDUCATION IN A SMALL TOWN

Zinovenko O.A. 1 Naumova T.B. 2
1 Arzamas branch of the NNGU
2 Arzamas branch of the NNGU
1472 KB
In this article we reviewed the characteristics of a small city, and their impact on the implementation of multicultural education in higher education. To clarify value orientations of representatives of various localities were surveyed between two groups of student’s faculty of preschool and primary education – representatives of small town and the Russian province. Survey results indicate that both groups of students substantially equally oriented to respect different points of view, tolerance for other people’s views, and the most important is not so much the material and spiritual values (family, health, morals). Examined facts allow us to clarify some guidelines in the implementation of multicultural education in a small town. Consideration of such things as closer ties between the inhabitants of a small number of representatives of various nationalities compared to the big city, the priority of spiritual values and respect for public opinion – is natural.
multicultural education
small town
large town
values
students

Актуальность мультикультурного образования в современных условиях не вызывает сомнений [3, с. 65–70; 7; 9, с. 115–123]. Нормативно-правовые документы в сфере образования говорят о том, что образование должно способствовать защите и развитию этнокультурных традиций и особенностей народов РФ. В то же время подчеркивается, что у всех граждан должна быть сформирована и общероссийская идентичность [3]. В связи с этим образовательные организации всех населенных пунктов страны ориентированы на реализацию идей мультикультурного образования детей независимо от их возраста и места проживания.

Как известно, населенные пункты отличаются по своим размерам, по типам производства, по численности населения и т.д. Существует классификация населенных пунктов в связи с их размерами и численностью населения: города-миллионники, большие, средние, малые, поселки городского типа, села, деревни и т.д. Важные отличия можно увидеть и в культуре, ведении быта, межличностных отношениях, приоритетах населения.

Российская Федерация – огромная страна, считаем, что территориальная протяженность, разнообразие населенных пунктов обуславливает своеобразие и различия в подходах к осуществлению мультикультурного образования.

В исследованиях И.С. Самошкиной, Е.В. Морозовой, Н.А. Шматко, Ю.Л. Качанова, А.Ю. Завалишина, А.П. Люсый, М.В. Ромашовой, К.А. Пуниной и других раскрывается тесная связь между взаимодействием субъектов социума и особенностями их поведения, обусловленных территориальной идентичностью. В работах Е.В. Куриленко, С. Милграма, И.В. Тулиганова, В. Глазычева, К. Маслинского раскрывается взаимовлияние особенностей города и отношений между представителями разных населенных пунктов.

На формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения влияют различные факторы: СМИ, менталитет нации, существующая система ценностей в обществе, социальные институты и т.д. В данной статье рассмотрим некоторые аспекты влияния особенностей малого города на осуществление мультикультурного образования.

Основными признаками малого города можно считать:

? относительно небольшое число населения;

? наличие многолетнего исторического прошлого;

? занятость населения в сельскохозяйственных и несельскохозяйственных сферах;

? специфический социально-психологический климат.

Социальный климат имеет ряд специфических особенностей в сравнении с большими городами, с одной стороны, и с деревней – с другой.

Малый город занимает серединное положение и аккумулирует как некоторые черты жизни больших городов, так и черты деревень. Культурные, социальные, экономические условия малых городов оказывают огромное влияние на формирование ценностных ориентаций населения. Ценностные ориентации занимают одно из первостепенных мест в становлении личности человека. Изучением ценностных ориентаций, их структуры и роли в личности занимались известные отечественные психологи, такие как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Б. Ольшанский и многие другие. Разделяя точку зрения данных исследователей, считаем, что социальные ценности не возникают у человека случайно, они формируются под воздействием культуры, истории, опыта человечества, с одной стороны, воздействия и воспитания, с другой.

В малом городе, как и в деревне или поселке приоритетными остаются духовные ценности, такие как уважение к старшему поколению, забота о семье, почитание и следование традициям [1, с. 113–115]. Для уточнения нашего предположения о том, что в обозначенном ракурсе представители малого города и российской глубинки (небольших поселков и деревень) схожи, нами было предпринято исследование.

На факультете дошкольного и начального образования учатся представители сёл, поселков, деревень в основном Нижегородской области и Арзамаса (малого города). Для того, чтобы выявить ценностные ориентации представителей различных населенных пунктов, нами была разработана анкета для студентов первого курса. Ее основное содержание представлено ниже.

1. Населенный пункт:

2. Расположите жизненные ценности (проранжируйте) в том порядке, какое значение они имеют для Вас: от наиболее значимого к наименее: семья; дружба; материальные ценности; здоровье; развлечения; образование; карьера; мораль; власть; любовь.

3. Выделите не более 7 качеств, которые наиболее важны для Вас: аккуратность; воспитанность; высокие требования к жизни и высокие притязания; жизнерадостность; исполнительность; независимость; непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность; ответственность; самоконтроль; смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; терпимость к взглядам и мнениям других; широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; чуткость.

4. Как Вы относитесь к следующим поступкам, какие из них для Вас неприемлемы: измена Родине; проявление неприязни к представителям другой национальности; употребление алкоголя, курение; ненадлежащее воспитание детей; жестокое обращение с животными.

5. После окончания вуза Вы бы хотели:

? вернуться в родное село/деревню;

? остаться в малом городе;

? жить «большом» городе?

Результаты исследования и их обсуждение

Данное анкетирование было проведено среди двух групп студентов: первая группа – студенты – представители сёл/поселков/деревень, вторая группа – студенты из малого города (Арзамас).

По данным анкетирования студентов первой группы можно сделать вывод, что для них наиболее значимы такие жизненные ценности, как здоровье, любовь, семья, мораль, образование; наименее значимы – материальные ценности, власть. Среди предложенных качеств, как наиболее важные были выделены: воспитанность, самоконтроль, жизнерадостность. Практически все студенты, принявшие участие в анкетировании, неприемлемо относятся к таким поступкам, как употребление алкоголя, курение. Абсолютно все студенты пожелали после окончания вуза остаться в малом городе.

По данным анкетирования можно сделать вывод, что у студентов, которые проживают в малом городе, превалируют такие жизненные ценности, как: семья, дружба, любовь, наименее важными, по их мнению, являются власть, развлечения, материальные ценности. Среди предложенных качеств наиболее важными для них были жизнерадостность, воспитанность, терпимость к взглядам и мнениям других, широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи и привычки. Более половины студентов, принявших участие в анкетировании, отметили, что для них неприемлемы такие поступки, как: проявление неприязни к представителям другой национальности (оскорбления, унижение) и измена Родине. Практически все студенты данной группы связывают свое будущее с малой Родиной – после окончания вуза планируют остаться в малом городе.

В целом, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты обеих групп практически в равной степени ориентированы на уважение иной точки зрения, терпимость к взглядам других людей, при этом наиболее значимыми являются скорее не материальные, а духовные ценности (семья, здоровье, мораль).

Проведенное исследование подтвердило, что современные малые города сохраняют в своём укладе многое от «деревни»: стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни, сохраняются более тесные отношения между жителями, нежели в условиях городов-конгломератов, жители малого города обычно «держатся прочными родственными кланами». Исторически сложилось так, что малые поселения формировались представителями одного народа, и лишь позднее населялись иными, но в относительно малом количестве. В то же время в малом городе по сравнению с «деревней» больше возможностей для:

? образовательного и профессионального выбора;

? разнообразия занятий в свободное время;

? социального творчества, самореализации, самоутверждения. Именно это и обусловило, главным образом, желание остаться после окончания вуза в малом городе.

Рассмотренные факты позволяют уточнить некоторые ориентиры при осуществлении мультикультурного образования в условиях малого города. Учет таких моментов, как: более тесные связи между жителями, небольшое количество представителей различных национальностей по сравнению с большим городом, приоритет духовных ценностей и уважение общественного мнения – закономерен и целесообразен. Именно сейчас, в период утраты многих нравственных ориентиров, обращение к мудрости народа и опора на нее при организации мультикультурного образования необходимы [10].