Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА

Зиновенко О.А. 1 Наумова Т.В. 2
1 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал
2 ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского» Арзамасский филиал
В данной статье мы рассмотрели особенности малого города и их влияние на осуществление мультикультурного образования. Для того, чтобы уточнить ценностные ориентации представителей различных населенных пунктов было проведено анкетирование среди двух групп студентов факультета дошкольного и начального образования – представителей малого города и российской глубинки. Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты обоих групп практически в равной степени ориентированы на уважение иной точки зрения, терпимость к взглядам других людей, при этом наиболее значимыми являются скорее не материальные, а духовные ценности (семья, здоровье, мораль). Рассмотренные факты позволяют уточнить некоторые ориентиры при осуществлении мультикультурного образования в условиях малого города. Учет таких моментов как, более тесные связи между жителями, небольшое количество представителей различных национальностей по сравнению с большим городом, приоритет духовных ценностей и уважение общественного мнения – закономерен.
мультикультурное образование
малый город
большой город
ценностные ориентации
студенты
1. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда / А.И. Богданова // Современные наукоемкие технологии. – 2011. – № 1. – С. 113–115.
2. Дерябина А.Г. Особенности ценностно-смысловой сферы личности подростков, проживающих в больших и малых городах / А.Г. Дерябина, А.М. Скотникова // Личность в современном мире: сб. науч. статей Всероссийской научно-практической конференции. УГПУ; ИП, 2014. – С. 253–263.
3. Клюева Е.В. Подготовка студентов к формированию межнационального согласия у школьников / Е.В. Клюева // Начальная школа, 2014. – № 9. – С. 65–70.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) / Д.А. Леонтьев // М.: Смысл. – 1992. – 16 с.
5. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии / С. Милграм // Ч. 1. Человек в большом городе. – СПб.: Питер, 2000. – 338 с.
6. Орлова И.Б. Мультикультурализм в Европе и России: теория и практика [Электронный ресурс] / И.Б. Орлова // Режим доступа: http://eurasia.upf.org/index.php?option=com_content&view=article&id=844:2012-10-30-22-18-45&catid=98:2012-10-30-12-12-59, свободный. (0,5 п.л.).
7. Наумова Т.В., Губанихина Е.В., Зиновенко О.А. Информационно-коммуникационные технологии в мультикультурном образовании младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-22114 (дата обращения: 02.11.2015).
8. Палаткина Г.В. Проблемы мультикультурного образовательного пространства / Г.В. Палаткина / Педагогические проблемы становления субъектности школьника, студента, педагога в системе непрерывного образования: сб. науч. и метод. труд. – Волгоград, 2001. – С. 22–26.
9. Пономарева И.С. Роль высшего образования в социокультурной адаптации жителя малого северного города / И.С. Пономарева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2006. – № 6. – С. 201–207.
10. Тихомирова О.Б., Наумова Т.В., Молькова М.А., Овечкина М.С. Об особенностях реализации проекта этнопедагогической направленности в контексте профессионального развития будущего педагога дошкольной образовательной организации // Сборник статей по материалам XL Международной научно-практической конференции «Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии». – Новосибирск, 2014. – № 5. – С. 115–123.

Актуальность мультикультурного образования в современных условиях не вызывает сомнений [3, с. 65–70; 7; 9, с. 115–123]. Нормативно-правовые документы в сфере образования говорят о том, что образование должно способствовать защите и развитию этнокультурных традиций и особенностей народов РФ. В то же время подчеркивается, что у всех граждан должна быть сформирована и общероссийская идентичность [3]. В связи с этим образовательные организации всех населенных пунктов страны ориентированы на реализацию идей мультикультурного образования детей независимо от их возраста и места проживания.

Как известно, населенные пункты отличаются по своим размерам, по типам производства, по численности населения и т.д. Существует классификация населенных пунктов в связи с их размерами и численностью населения: города-миллионники, большие, средние, малые, поселки городского типа, села, деревни и т.д. Важные отличия можно увидеть и в культуре, ведении быта, межличностных отношениях, приоритетах населения.

Российская Федерация – огромная страна, считаем, что территориальная протяженность, разнообразие населенных пунктов обуславливает своеобразие и различия в подходах к осуществлению мультикультурного образования.

В исследованиях И.С. Самошкиной, Е.В. Морозовой, Н.А. Шматко, Ю.Л. Качанова, А.Ю. Завалишина, А.П. Люсый, М.В. Ромашовой, К.А. Пуниной и других раскрывается тесная связь между взаимодействием субъектов социума и особенностями их поведения, обусловленных территориальной идентичностью. В работах Е.В. Куриленко, С. Милграма, И.В. Тулиганова, В. Глазычева, К. Маслинского раскрывается взаимовлияние особенностей города и отношений между представителями разных населенных пунктов.

На формирование ценностных ориентаций у подрастающего поколения влияют различные факторы: СМИ, менталитет нации, существующая система ценностей в обществе, социальные институты и т.д. В данной статье рассмотрим некоторые аспекты влияния особенностей малого города на осуществление мультикультурного образования.

Основными признаками малого города можно считать:

? относительно небольшое число населения;

? наличие многолетнего исторического прошлого;

? занятость населения в сельскохозяйственных и несельскохозяйственных сферах;

? специфический социально-психологический климат.

Социальный климат имеет ряд специфических особенностей в сравнении с большими городами, с одной стороны, и с деревней – с другой.

Малый город занимает серединное положение и аккумулирует как некоторые черты жизни больших городов, так и черты деревень. Культурные, социальные, экономические условия малых городов оказывают огромное влияние на формирование ценностных ориентаций населения. Ценностные ориентации занимают одно из первостепенных мест в становлении личности человека. Изучением ценностных ориентаций, их структуры и роли в личности занимались известные отечественные психологи, такие как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, В.Б. Ольшанский и многие другие. Разделяя точку зрения данных исследователей, считаем, что социальные ценности не возникают у человека случайно, они формируются под воздействием культуры, истории, опыта человечества, с одной стороны, воздействия и воспитания, с другой.

В малом городе, как и в деревне или поселке приоритетными остаются духовные ценности, такие как уважение к старшему поколению, забота о семье, почитание и следование традициям [1, с. 113–115]. Для уточнения нашего предположения о том, что в обозначенном ракурсе представители малого города и российской глубинки (небольших поселков и деревень) схожи, нами было предпринято исследование.

На факультете дошкольного и начального образования учатся представители сёл, поселков, деревень в основном Нижегородской области и Арзамаса (малого города). Для того, чтобы выявить ценностные ориентации представителей различных населенных пунктов, нами была разработана анкета для студентов первого курса. Ее основное содержание представлено ниже.

1. Населенный пункт:

2. Расположите жизненные ценности (проранжируйте) в том порядке, какое значение они имеют для Вас: от наиболее значимого к наименее: семья; дружба; материальные ценности; здоровье; развлечения; образование; карьера; мораль; власть; любовь.

3. Выделите не более 7 качеств, которые наиболее важны для Вас: аккуратность; воспитанность; высокие требования к жизни и высокие притязания; жизнерадостность; исполнительность; независимость; непримиримость к недостаткам в себе и других; образованность; ответственность; самоконтроль; смелость в отстаивании своего мнения, взглядов; терпимость к взглядам и мнениям других; широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки; чуткость.

4. Как Вы относитесь к следующим поступкам, какие из них для Вас неприемлемы: измена Родине; проявление неприязни к представителям другой национальности; употребление алкоголя, курение; ненадлежащее воспитание детей; жестокое обращение с животными.

5. После окончания вуза Вы бы хотели:

? вернуться в родное село/деревню;

? остаться в малом городе;

? жить «большом» городе?

Результаты исследования и их обсуждение

Данное анкетирование было проведено среди двух групп студентов: первая группа – студенты – представители сёл/поселков/деревень, вторая группа – студенты из малого города (Арзамас).

По данным анкетирования студентов первой группы можно сделать вывод, что для них наиболее значимы такие жизненные ценности, как здоровье, любовь, семья, мораль, образование; наименее значимы – материальные ценности, власть. Среди предложенных качеств, как наиболее важные были выделены: воспитанность, самоконтроль, жизнерадостность. Практически все студенты, принявшие участие в анкетировании, неприемлемо относятся к таким поступкам, как употребление алкоголя, курение. Абсолютно все студенты пожелали после окончания вуза остаться в малом городе.

По данным анкетирования можно сделать вывод, что у студентов, которые проживают в малом городе, превалируют такие жизненные ценности, как: семья, дружба, любовь, наименее важными, по их мнению, являются власть, развлечения, материальные ценности. Среди предложенных качеств наиболее важными для них были жизнерадостность, воспитанность, терпимость к взглядам и мнениям других, широта взглядов, умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи и привычки. Более половины студентов, принявших участие в анкетировании, отметили, что для них неприемлемы такие поступки, как: проявление неприязни к представителям другой национальности (оскорбления, унижение) и измена Родине. Практически все студенты данной группы связывают свое будущее с малой Родиной – после окончания вуза планируют остаться в малом городе.

В целом, результаты анкетирования свидетельствуют о том, что студенты обеих групп практически в равной степени ориентированы на уважение иной точки зрения, терпимость к взглядам других людей, при этом наиболее значимыми являются скорее не материальные, а духовные ценности (семья, здоровье, мораль).

Проведенное исследование подтвердило, что современные малые города сохраняют в своём укладе многое от «деревни»: стиль жизни, культурные стереотипы, ценностные ориентации несут на себе отпечаток сельского образа жизни, сохраняются более тесные отношения между жителями, нежели в условиях городов-конгломератов, жители малого города обычно «держатся прочными родственными кланами». Исторически сложилось так, что малые поселения формировались представителями одного народа, и лишь позднее населялись иными, но в относительно малом количестве. В то же время в малом городе по сравнению с «деревней» больше возможностей для:

? образовательного и профессионального выбора;

? разнообразия занятий в свободное время;

? социального творчества, самореализации, самоутверждения. Именно это и обусловило, главным образом, желание остаться после окончания вуза в малом городе.

Рассмотренные факты позволяют уточнить некоторые ориентиры при осуществлении мультикультурного образования в условиях малого города. Учет таких моментов, как: более тесные связи между жителями, небольшое количество представителей различных национальностей по сравнению с большим городом, приоритет духовных ценностей и уважение общественного мнения – закономерен и целесообразен. Именно сейчас, в период утраты многих нравственных ориентиров, обращение к мудрости народа и опора на нее при организации мультикультурного образования необходимы [10].


Библиографическая ссылка

Зиновенко О.А., Наумова Т.В. О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-1. – С. 87-89;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35214 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674