Действующее законодательство формально предусматривает конструктивное взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, всех граждан по обеспечению комплексного решения проблем сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды. С этой целью проводятся общественные слушания по актуальным вопросам, связанным с утилизаций экологически опасных отходов производства, строительством новых промышленных объектов и др. Но как показывает практика, решение любого вопроса имеет свою специфику и требует глубоких профессиональных знаний. Поэтому, участие общественности часто сводится к формальному присутствию на заседаниях. Вероятно, одним из вариантов повышения эффективности может стать привлечение к обсуждению той или иной проблемы независимых общественных экспертов, обладающих необходимыми профессиональными знаниями.
Роль общественных экологических организаций в большей степени проявляется в акцентировании внимания горожан на решении актуальных проблем, в организации акций протеста, в формировании общественного сознания. Причем, в большинстве случаев экологические инициативы возникают как «протестные движения». Необходимость их переориентации на сотрудничество с властными структурами в поиске приемлемых решений является насущной потребностью сегодняшнего дня.
Общественное мнение по вопросу об экологической напряженности - сложный и противоречивый феномен, подверженный воздействию информационных и эмоциональных клише. Поэтому достоверность и полнота информации по тем или иным актуальным проблемам городской среды - основа для формирования адекватной реакции населения. Создание независимого социально-экологического мониторинга следует рассматривать как составную часть общей системы экологического мониторинга для обеспечения эффективной «управляемости» экологической ситуацией.