Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE INFLUENCE OF INERTIA MOMTNTUM ON DYNAMIC PARAMETRS OF A COMBINES AGGREGAYE

V. Y. Kotelnikov A. V. Karnaushko A. V. Kotelnikov A.A. Кozavin
In this article the authors give the assessment of the inertia momentum influence on the angular oscillations of an aggregate.
В настоящее время в земледельческой практике получили развитие конструкции энергонасыщеных тракторов и комбинированных машин с большой шириной захвата. При работе мобильных комбинированных агрегатов возрастает скорость движения, энергонасыщенность узлов и динамические нагрузки на рабочие органы. Это обстоятельство требует проведения углубленных исследований влияния различных факторов на динамику комбинированного машинотракторного агрегата Этому вопросу в свое время были посвящены работы горячкина В.П., Болтинского В.Н., Артоболевского И.И., и других, Для построения математической модели агрегата, состоящего из комбинированной машины и энергетического тягового средства воспользуемся известным уравнением лагранжа второго рода. Для неустановившегося движения механической системы, которой является мобильный комбинированный агрегат, оно имеет обобщенный вид:

где T-кинетическая энергия агрегата;

Q - обобщенная сила;

T - время;

П - потенциальная энергия системы ;

i= 1.2.3......К -число степеней свободы системы.

Уравнение лагранжа представляет совокупность дифференциальных уравнений с K oобобщенными координатами по числу степеней свободы. Для изучения тяговой динамики агрегата при установившемся движении агрегата будем иметь одно уравнение.

Перемещение и скорость агрегата можно задать угловой скоростью коленчатого вала и связанную с ней поступательной скоростью агрегата

   

Произведение обобщенной силы на обобщенную координату определяет работу системы. За обобщенную силу Q примем разность - крутящего момента , и момента сопротивления движению агрегата от крюковой и дополнительной тяговой нагрузки,приведенных к валу двигателя

 

определяет касательную силу тяги трактора; -силу тяги на крюке и другие силы сопротивления движению

Кинетическая энергия мобильного агрегата равна

Ia — момент инерции агрегата, приведенный к валу двигателя упругая связь трактора с комбинированной машиной определяется уравнением потенциальной энергии пружины

где с — коэффициент жесткости упругой связи трактора с комбинированной мащиной

x — величина продольной деформации упругой связи машины с трактором (навески, амортизатора,пружины,тяговых соединений и т.д.)

С учетом полученных уравнений (2–5), общее уравнение динамики для тракторного агрегата имеет вид:

 

Для представления уравнения (6) в развернутом виде и его решения необходимо знать функциональные зависимости входящих в это уравнение величин. Величина приведенного момента инерции зависит от скорости движения агрегата. В свою очередь на величину скорости влияют буксование движителей — δ, деформация упругой связи — δy, буксование муфты сцепления — δm, потери жидкости в гидростатической передаче — δr.

Каждый из этих коэффициентов определяется отношением скоростей

Vt — рассчетная скорость агрегата;

Vδ — действительная скорость агрегата.

С учетом всех коэффициентов снижения скорости, действительная скорость движения определяется зависимостью

Приведенный момент инерции будет равен

Im-момент инерции маховика и приведенных к нему масс двигателя;

i — передаточное число трансмиссии трактора ;

GT — полный вес трактора;

Ir — момент инерции любой вращающейся детали;

irM -передаточное число от вала двигателя к любой детали IrM -момент инерции любой вращающейся детали при вращении от вала отбора мощности;

ir — число от двигателя к любой детали;

Ga = Gm + GТ полный вес комбинированного агрегата.

rк — радиус ведущих колес трактора;

Gm — полный вес комбинированной ма- шины.

При выключенной муфте сцепления или полном буксовании δm=1, а все члены уравнения ( 8) равны нулю .Тогда Ia=Im .

Для тракторов с механической трансмиссией δr=0

После трогания комбинированного агрегата влияние упругих деформаций связей незначительно, поэтому разность можно заменить — определяющей к.п.д. учитывающего потери на буксование мобильного агрегата. Тогда приведенный момент инерции будет равен:

Ограничимся анализом влияния на приведенный момент инерции и на динамику трактора двух наиболее важных факторов — переменного передаточного отношения трансмиссии и к.п.д. буксования, включая в это понятие учет потерь скорости под действием факторов ,определяемых уравнением (7).При указанных условиях уравнение (6) приводится к виду:

 

При постоянных передаточных числах трансмиссии и буксовании, уравнение упрощается

Задача максимального динамического нагружения на механизмы трансмиссии решалась В.Н. Болтинским. Для оценки влияния трансмиссии и буксования на снижение динамических нагрузок найдем частные производные уравнения (9) и сделаем преобразования:

 

Производную передаточного числа трансмиссии заменим равенством:

 

Для последнего члена правой части уравнения (10) справедливо:

При ηδ=1-δ dηδ=-dδ в пределах линейной зависимости буксования от силы тяги на крюке справедливо равенство δ=mPкр и dδ=mdPкр, где m — постоянный коэффициент интенсивности буксования. С учетом записи

уравнения (10) и зависимостей (12,12,13,14, 15) получим :

 

Для трактора со ступенчатой трансмиссией ω/ ωk=1 средний член равенства (16) обращается в нуль, а уравнение имеет вид:

При непрозрачной трансмиссии =0 остаточный крутящий момент равен:

 

С увеличением скорости движения при уменьшении передаточного числа и при наличии бесступенчатой трансмиссии снижаются динамические нагрузки. При увеличении приведенного момента инерции повышается устойчивость и равномерность движения агрегата ,поскольку растет обобщенная сила системы.

Приведенный момент инерции существенно влияет как на колебания комбинированного агрегата относительно линии тяги трактора, так и на агротехнические погрешности, возникающие при отклонениях от прямолинейного хода рабочих органов.

Исходя из уравнения лагранжа применительно к перемещению комбинированной машины в параметрах динамической схемы нагружения, получим конечные уравнения, описывающие поведение динамической системы

 

Приравнивая значения обобщенной силы, имеем:

 

Это дифференциальное уравнение является математической моделью движения комбинированного агрегата.

Где а — расстояние от центра давления до главной оси инерции агрегата ;

в — расстояние от равнодействующей центра давления до центра тяжести агрегата;

´с – плечо момента устойчивости (от центра тяжести до точки прицепа агрегата).

Разделим правую часть на коэффициент при, и сделав замены :

 

Получим дифференциальное уравнение колебаний комбинированного агрегата относительно точки прицепа:

Произвольные постоянные C1,C2 определяют:

При t=0, φ=0, φ´=0, C1=–k,C2=0

Опуская промежуточные вычисления, уравнение можно привести к виду:

φ=k(1–cosλt) (23)

Заменяя k и λ их значениями, получим геометрические и динамические соотношения параметров комбинированного агрегата.

 

Амплитуда колебаний от внешних сил и изменения параметров системы смещается в сторону увеличения угла φ. Уравнение (24) показывает, что с увеличением асимметрии внешней нагрузки и с увеличением смещения от оси вращения, угол φ возрастает. С другой стороны при увеличении c´ угол φ уменьшается. При увеличении веса и момента инерции рыхлителя, колебания системы становятся более плавными, а их амплитуда уменьшается обратно пропорционально корню квадратному из величин роста момента инерции устройства. При проектировании рабочего органа необходимо уменьшать k, увеличивая значения в.

k →kmun=a/в

Для стабилизации плавности хода агрегата необходимо увеличивать его продольный размер .

Смещение центра тяжести равно

 

или

 

Уравнение (26) можно представить в виде одночлена удобного для операционных вычислений по уравнению

 

Для этого значения подставляем в уравнение :

В итоге получим закономерность влияния только момента инерции агрегата на изменения угла λ отклонения от положения равновесия. Для этого примем значение k

Установлено, что при увеличении ширины захвата возрастает момент инерции агрегата .При этом одновременно стабилизируется плавность хода и возрастает его производительность.

Заключение

Полученные уравнения тяговой динамики в дифференциальной форме позволяют выявить и оценить факторы, влияющие на динамическую напряженность трактора и комбинированной машины. При увеличении момента инерции агрегата уменьшаются его угловые и линейные колебания , а динамическая система при этом работает более устойчиво.