Введение
В современном мире проявилось множество тенденций, которые ранее отсутствовали или находились в зачаточном виде. К одной из них, по справедливому утверждению исследователей как конца XX в. [1, с. 4], так и начала XXI в. [2], относится аномия общества – особое состояние, отличающееся дезорганизацией или расстройством установленного на протяжении длительного времени социального порядка. Его характерными признаками выступают распад человеческих связей, ослабление общепринятых норм и ценностей для регулирования поведения людей, появление множества противоречий и рисков, наконец, возникновение уязвимости прогрессивного развития человечества. Соглашаемся с мнением Н.А. Гаршина в том, что ключевое отличие современности и нового общественного миропорядка от прежних вариантов мироустройства заключается не только в получении и распространении рисков во всех сферах жизни человека, но и их постоянном преумножении [3, с. 6].
Принимая выдвинутое Н.И. Губановым и Н.Н. Губановым определение риска как действия или бездействия человека, социальных групп в условиях неопределенности и возможной опасности, а также знания, что успех приведет к предполагаемой пользе, а неуспех – к предполагаемому ущербу [4, с. 16], небезосновательно полагаем, что главные риски, к сожалению, порождались и в обозримой перспективе будут порождаться научно-техническим прогрессом.
В рамках темы данной публикации отметим следующее: суждение «экологические риски» в достаточной мере раскрывается с использованием материалов о взаимодействии природы и общества. Именно достижения науки и техники открыли широкие возможности для использования естественных ресурсов, без которых не представляется полноценная жизнедеятельность людей. Однако не следует забывать о глубокой противоречивости указанного процесса. Благодаря научно-техническим достижениям человеку удалось выйти в космическое пространство, преобразовать производственные процессы на основе автоматизации, роботизации, а сегодня еще и применения искусственного интеллекта. К сожалению, при этом не снижается, а наоборот, повышается потребность людей в использовании запасов естественного происхождения, усиливая экологические риски, забывая о своем незыблемом родстве с природой, ее разными системами, обеспечивающими на Земле жизнепригодную среду.
Наиболее опасными для земной планеты, биосферы, всех живых существ, включая и самого человека, по мнению отечественных ученых представляются следующие экологические риски. Во-первых, это антропогенное давление на поверхность земной планеты при геологических разведках месторождений и добыче полезных ископаемых, строительстве многоэтажных зданий и сооружений, расширении хозяйственной деятельности в горных районах и удобных для сельского хозяйства территориях, крайних северных и южных областях, шельфовой части Мирового океана; в совокупности они привели к образованию разломов земной коры, вынужденным тектоническим процессам, оползням и обвалам, изменению наземных и водных экологических систем, снижению плодородия почв [5]. Во-вторых, это неконтролируемый рост народонаселения, особенно на территориях отдельных регионов и стран; плотность населения Земли сегодня многократно превышает критические показатели, что провоцирует поиск новых территорий для расселения, способов увеличения средств жизнедеятельности людей, особенно продуктов питания [6; 7]. В-третьих, это загрязнение природной и социоприродной сред привнесением в них химических, физических и биологических агентов из-за интенсивного развития промышленности, сельского хозяйства, транспортных средств, нерациональной переработки отходов, которые ранее не встречались или были в допустимых концентрациях; в совокупности загрязнители уже привели к изменению состава атмосферного воздуха, речных, морских и океанических вод, разрушению озонового слоя, потеплению климата, появлению ранее неизвестных болезней живых существ, включая человека [8, с. 20–21]. В-четвертых, это сокращение невозобновимых или длительно возобновимых ресурсов планеты, особенно запасов пресной воды, залежей минеральных веществ и ископаемого топлива, особенно глубинного месторождения, а также плодородных почв; в совокупности они привели к изменению климата, росту стоимости средств производства, ресурсов, товаров и услуг, потере рабочих мест, открытой борьбе за разведанные природные запасы и перспективные в этом отношении территории, международным спорам и напряженности, усугублению неравенства между людьми [9; 10].
В силу сложившихся обстоятельств ученые и прогрессивно мыслящая часть человечества озабочены необходимостью преодоления названных и других экологических рисков, угрожающих продвижению общества по пути устойчивого эколого-экономического и социального развития. Поэтому сегодня так важен поиск определенных средств. Одним из них вполне может выступать экологическое образование как часть общего образования, призванного адресно воздействовать на интеллектуальное и духовное развитие подрастающего поколения в деле формирования познавательных, ценностных, нравственных установок по предупреждению негативных изменений всех экологических систем, применению способов сохранения окружающей среды при разумной реализации стратегии и тактик оптимального взаимодействия человека с природой.
Обозначенные действия закономерно нашли отражение в Концепции экологического образования при справедливом определении его приоритетной цели – формировании у обучающихся базовых основ экологической культуры – экологической культуры в интересах устойчивого развития [11]. Культура в данном случае, как способ адаптации, организации и осуществления жизнедеятельности людей, должна выступать в качестве важнейшего показателя их отношения друг к другу, природе в ситуациях использования ее ресурсов, окружающей среде в аспекте поддержания жизнепригодных параметров.
В названном документе обобщенно определены шесть основных направлений обновления экологического образования. В составе направления, касающегося разработки и внедрения критериев (показателей) результатов современного экологического образования, впервые четко указывается на эколого-культурную грамотность, предполагающую овладение необходимыми знаниями и ценностными установками, специфическими для экологической культуры, а также ознакомление с экологическими традициями народов своей страны как основы культурной самоидентификации личности, в совокупности предопределяющие готовность и способность к биосферосовместимому поведению [12, с. 4–5; 13]. В контексте сказанного по-прежнему чрезвычайно актуальны суждения известного отечественного ученого Н.М. Мамедова, утверждающего, что выживание человечества оказалось в прямой зависимости от становления мировой культуры, сочетания многообразия и самобытности национальных культур с общечеловеческими ценностями. И действительно, от того, насколько будут обоснованы, грамотны и экологически культурны действия людей, зависит, быть на Земле природе, пригодной для жизни, или все же ей не быть [14, с. 15]. Обозначенные позиции также отражены и в исследованиях зарубежных авторов [15, с. 112; 16].
Полагаем, что эколого-культурная грамотность, освоенная к моменту завершения общего образования, вполне может служить одним из факторов посильного исправления экологических рисков, особенно в местности своего проживания, главное же – осознанного выполнения выпускниками во всех видах деятельности практических мер по предотвращению новых их проявлений.
Цель исследования – на основе анализа анкетных материалов, полученных от старшеклассников общеобразовательных организаций, выяснить и охарактеризовать их представления о сущности эколого-культурной грамотности человека.
Материалы и методы исследования
Было организовано и проведено специальное исследование в общеобразовательных организациях Республики Мордовия, в котором приняли участие 213 старшеклассников, выпускников 2025 г. Для него разработана анкета, включающая как вопросы с выбором одного варианта ответа из предложенных, так и со свободным (развернутым) ответом. Всего в анкете вопросов первого типа пять (1–5), второго типа – три (6–8). Авторы полагают, что этого количества и содержания вопросов вполне достаточно для улавливания общей картины в представлениях старшеклассников об эколого-культурной грамотности человека.
Для выполнения исследования выбраны: 1) методы теоретического уровня – анализ публикаций, систематизация и обобщенное представление материалов, актуальных для обсуждаемой темы; 2) методы эмпирического уровня – анкетирование старшеклассников, количественная и качественная обработка полученных ответов.
Результаты исследования и их обсуждение
Каковы же актуальные представления старшеклассников о сущности эколого-культурной грамотности человека? Дадим по каждому вопросу анкеты результаты и комментарии.
1. Что такое экология? Какое из предложенных определений этого понятия наиболее верное с учетом современных представлений о ней?
а) экология – биологическая наука, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания;
б) экология – комплексная наука, интегрирующая данные естественных и общественных наук о природе, ее взаимодействии с человеком и обществом (+);
в) экология – особая наука, которая исследует проблемы взаимодействия организмов, других биологических систем и среды обитания;
г) экология – наука, изучающая совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы.
Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности экологии как науки для дальнейшего уточнения целей ее изучения, одной из которых, как известно, выступает сформированная эколого-культурная грамотность. Правильный вариант «б» был выбран лишь 9,8 % (21 чел.). Подавляющее большинство опрошенных (75,1 %, 160 чел.) в качестве ответа выбрали неправильный вариант «а».
2. Что такое экологическая культура? Какое из предложенных определений этого понятия наиболее верно отражает ее сущность?
а) экологическая культура – это способность людей при наличии определенной совокупности знаний, норм и поведенческих практик сохранять социоприродное пространство при использовании его ресурсов, поддерживать состояние среды обитания животных по принятым правилам, взаимодействовать с антропоэкосистемами без нанесения ущерба;
б) экологическая культура – это способность людей при наличии определенной совокупности ценностей, знаний, норм и поведенческих практик сохранять околоземное пространство при использовании его ресурсов, поддерживать состояние среды обитания зеленых растений по принятым правилам, взаимодействовать с экологическими системами без нанесения ущерба;
в) экологическая культура – это способность людей при наличии определенной совокупности ценностей, знаний, норм и поведенческих практик сохранять природу при разумном потреблении ее ресурсов, поддерживать состояние окружающей среды по принятым правилам, взаимодействовать с экологическими системами без нанесения ущерба (+);
г) экологическая культура – это способность людей при наличии определенной совокупности ценностей, знаний, норм и поведенческих практик сохранять геоэкосистемы при разумном потреблении их ресурсов, поддерживать состояние окружающей среды по принятым правилам, взаимодействовать с литосферой без нанесения ущерба.
Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности и месте экологической культуры в составе экологии как науки для дальнейшего уточнения смысла эколого-культурной грамотности. Правильный вариант «в» был выбран лишь 8,4 % (18 чел.). Остальные опрошенные (91,6 %, 195 чел.) количественно почти равномерно распределились по неправильным вариантам.
3. Какие признаки характерны для человека, владеющего эколого-культурной грамотностью?
а) такой человек имеет базовые знания по биологической экологии, понимает взаимодействия в живой природе, демонстрирует правильное отношение к ее объектам, соблюдает нормы и правила поведения в природной и социоприродной средах, принимая участие в их улучшении;
б) такой человек имеет базовые знания по социальной экологии, понимает взаимодействия в социоприродных системах, демонстрирует разумное отношение к ним, соблюдает нормы и правила поведения в природной и социальной средах, принимая участие в их улучшении;
в) такой человек имеет базовые знания по геологической экологии, понимает взаимодействия в геосистемах, демонстрирует бережное отношение к ним, соблюдает нормы и правила поведения в природной и социоприродной средах, принимая участие в их улучшении;
г) такой человек имеет базовые знания по комплексной экологии, понимает взаимодействия в природе, демонстрирует ценностную установку к ее объектам, соблюдает нормы и правила поведения в природной и социоприродной средах, принимая участие в их улучшении (+).
Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности и месте эколого-культурной грамотности в составе экологической культуры как родовой для нее научной категории. Правильный вариант «г» был выбран лишь 5,6 % (12 чел.). Остальные опрошенные (94,4 %, 201 чел.) повели себя примерно так же, как и в предыдущем случае.
4. Одним из признаков человека, владеющего эколого-культурной грамотностью, выступает его ценностная установка. Что это такое?
а) ценностная установка – это предрасположенность человека определять состояние своего здоровья, улучшать его при использовании различных факторов природной, социоприродной и техногенной сред с определением общепринятых их показателей в направлении их улучшения;
б) ценностная установка – это предрасположенность человека определять полезность природы и естественных экологических систем, а также готовность и способность оценивать их состояние и состояние окружающей среды для выполнения действий в направлении улучшения (+);
в) ценностная установка – это предрасположенность человека определять полезность животного мира, поддерживать его разнообразие с учетом различных факторов природной, социоприродной и техногенной сред с определением общепринятых их показателей в направлении их улучшения;
в) ценностная установка – это предрасположенность человека определять состояние растительного мира, поддерживать его разнообразие с учетом различных факторов природной, социоприродной и техногенной сред с определением общепринятых их показателей в направлении их улучшения.
Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности ценностной установки как одного из выразителей эколого-культурной грамотности. Правильный вариант «б» был выбран 25,6 % (55 чел., примерно одна четвертая часть). Доли остальных опрошенных в выборах других вариантов тоже оказались примерно равны одной четвертой части в каждом случае.
5. Существует мнение о том, что для овладения эколого-культурной грамотностью важно обращаться к экологическим традициям. Что такое экологическая традиция?
а) экологическая традиция – это принятые сообществами людей нормы (правила, обычаи) поведения, которые передаются от поколения к поколению для поддержания равновесия в природе и длительного ее сохранения (+);
б) экологическая традиция – это принятые сообществами людей юридические законы, которые передаются от родителей к детям для поддержания равновесия в природе и длительного ее сохранения;
в) экологическая традиция – это принятые сообществами людей нормы (правила, обычаи) поведения, которые передаются от одного человека к другому для поддержания равновесия в природе и длительного ее сохранения;
г) экологическая традиция – принятые сообществами людей административные законы, которые передаются от родителей к детям для поддержания равновесия в природе и длительного ее сохранения.
Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности экологической традиции как одного из выразителей эколого-культурной грамотности. Правильный вариант «а» был выбран 30,9 % (66 чел.). Среди остальных опрошенных наиболее частым выбором стал вариант «б» (48,8 %, 102 чел.).
6. Назовите любые две-три известные вам мордовские народные экологические традиции.
19 обучающихся (8,9 %) указали в ответах по одной экологической традиции, которые культивируются мордовским народом (обустройство родников и расчистка ключей / отказ от сбора «даров природы» в священных местах / посадка и уход за священными деревьями – березой и дубом (собирательным образом «мирового дерева»)). 57 чел. (26,8 %) назвали не мордовские народные традиции, а общие способы охраны природы – бережно относиться к почве, не убивать без нужды животных, не собирать растения в период их цветения, не охотиться на самок промысловых зверей и птиц. В анкетах остальных обучающихся (64,3 %, 137 чел.) ответ не обнаружен.
7. Какие из перечисленных экологических традиций соблюдаются в вашей семье? Почему? Схема ответа должна включать: «экологическая традиция – причина соблюдения».
В анкетах обучающихся обнаружены следующие ответы: очистка родников, подкормка птиц зимой, сбор мусора за собой и в местах отдыха людей, посадка ценных видов деревьев и кустарников, изготовление и установка предупреждающих экологически ориентированных знаков. Подавляющее большинство из них (95,8 %, 204 чел.) указало на то, что в семье культивируются традиции подкормки птиц зимой и уборки мусора, причем только за собой или родственниками. Другие традиции практически не соблюдаются. Одновременно большинство обучающихся выразили желание поучаствовать самостоятельно или с семьей и в других традициях экологического характера, но признались, что мало знают о них. Многих заинтересовали возможности высадки ценных видов деревьев и установки природоохранных знаков, но при этом обучающиеся не до конца представляли, как правильно это сделать. Это объясняется с их слов тем, что уже на памяти обучающихся во дворах, скверах, пригородных участках леса произошли изменения, связанные с исчезновением ранее «привычных глазу» видов древесных и травянистых растений (сократилась численность ландышей, березы и липы постепенно сменились кленами, стали высыхать дубовые посадки, во дворах уже почти не встретить вишен и яблонь). Они также проявили интерес к тому, какие экологические традиции были характерны для народов, проживающих в своем регионе, и как эти традиции способствовали нормальной жизнедеятельности этих народов.
8. Приходилось ли вам наблюдать за тем, как другие люди соблюдали в природе экологические традиции?
Все обучающиеся ответили утвердительно с приведением таких примеров в отношении местности своего проживания и территорий других регионов страны. Они касались уборки городских и сельских поселений, озеленения улиц, санитарных рубок леса, сбора мусора со дна водоемов, ликвидации нефтяных пятен, разведения редких видов животных с последующим их выпуском в дикую природу, предотвращения контрабанды растений и животных. В принципе, эти рассуждения можно признать верными, но общими, а в некоторых случаях – сомнительными для непосредственного наблюдения.
Заключение
В условиях ускоренных изменений взаимоотношений в системе «природа – человек – общество – техника – технологии» назрела объективная потребность в формировании у подрастающего поколения не просто экологической культуры, а ее деятельностного выразителя – эколого-культурной грамотности. Она предполагает воплощение освоенных за период получения общего образования знаний и умений в практических делах на основе признания уникальности жизни как таковой и универсальной ценности ее разных проявлений. Проведенное исследование преимущественно касалось когнитивной части эколого-культурной грамотности. Оно убеждает в том, что у большинства современных выпускников о сформированности даже элементарных представлений о такой грамотности говорить не приходится. Ими слабо освоена соответствующая понятийно-терминологическая база. При заполнении анкеты они затруднились в выборе правильных ответов из предложенных (вопросы 1–5). В вопросах 6–8 ими продемонстрированы неточные представления о народных экологических традициях, их соблюдении для поддержания и улучшения состояния природной и социоприродной сред. Обучающиеся лишь в общих чертах «видят» и то, как народные экологические традиции соблюдаются другими людьми. В этой связи имеется необходимость в устранении выявленных пробелов в знаниях для дальнейшего их воплощения в эколого-культурной деятельности.