Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Якунчев М.А. 1 Маркинов И.Ф. 1 Антонов В.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева»
Якунчев М.А. - разработка концепции, формальный анализ, проведение исследования, разработка методологии, научное руководство
Маркинов И.Ф. - разработка концепции, проведение исследования, разработка методологии, визуализация
Антонов В.В. - проведение исследования, написание черновика рукописи
В публикации обращено внимание на экологическое образование подрастающего поколения с его до конца не реализованным потенциалом в формировании эколого-культурной грамотности для перспективного взаимодействия с природой и окружающей средой на культурной основе. Цель исследования – выяснить и охарактеризовать представления старшеклассников общеобразовательных организаций о сущности эколого-культурной грамотности человека. Для ее достижения разработана анкета, состоящая из вопросов с выбором одного варианта ответа из предложенных и со свободным (развернутым) ответом. В анкетировании приняли участие более 200 старшеклассников, выпускников 2025 г., ответы которых послужили исходным материалом для обработки. Также в исследовании использованы методы: теоретического уровня – анализ публикаций, систематизация и обобщенное представление материалов, актуальных для обсуждаемой темы; эмпирического уровня – анкетирование старшеклассников, количественная и качественная обработка полученных ответов. Выяснено, что представления о сущности эколого-культурной грамотности у старшеклассников сформированы недостаточно. Это проявляется в том, что выпускниками слабо освоена понятийно-терминологическая база. Они затруднились с выбором верных ответов о сущности экологии как науки в ее современном понимании, экологической культуре как показателе гармонизации отношений общества и природы, характерных признаках человека, владеющего эколого-культурной грамотностью, среди которых ценностные установки к природным объектам, а также приобщенность каждого из нас к практическим действиям по улучшению состояния окружающей среды, в том числе и при соблюдении народных экологических традиций. Статья выполнена в рамках научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева» по теме «Разработка и реализация практико-ориентированного подхода в формировании эколого-культурной грамотности старшеклассников».
экологические риски
экологическое образование
обучающиеся
эколого-культурная грамотность человека в представлениях старшеклассников
1. Beck U. Risk Society. Toward a New Modernity. London: SAGE, 1992. 456 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.riversimulator.org/Resources/Anthropology/RiskSociety/RiskSocietyTowardsAnewModernity1992Beck.pdf (дата обращения: 11.07.2025). ISBN 0-8039-834S-x.
2. Ковалева А.В., Фокина Е.С., Потапова О.Е., Положенцева И.В., Олейников С.В. Актуальные проблемы современного общества: социальный аспект и тенденции развития // Социология. 2023. № 1. С. 227–232. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-sovremennogo-obschestva-sotsialnyy-aspekt-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 12.07.2025).
3. Гаршин Н.А. Деформация толерантности в условиях «общество риска»: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Воронеж, 2021. 22 с. [Электронный ресурс]. URL: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_010764300?page=1&rotate=0&theme=white (дата обращения: 11.07.2025).
4. Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Риски в современном обществе: монография. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2020. 220 с. [Электронный ресурс]. URL: http://etnosocium.ru/sites/default/files/Gubanovi%20Riski.pdf (дата обращения: 11.07.2025). ISBN 978-5-907021-30-3.
5. Семин А.Н., Третьяков А.П., Данилова К.А. О добыче и запасах минеральных ресурсов крупнейших стран мира: рейтинговый анализ // Мировая экономика. 2022. № 1. С. 7–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-dobyche-i-zapasah-mineralnyh-resursov-krupneyshih-stran-mira-reytingovyy-analiz (дата обращения: 11.07.2025). DOI: 10.24412/2071-6435-2022-1-7-27.
6. Гусейнова Ж.О. Научно-техническая революция и проблемы охраны окружающей среды // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2010. № 6. С. 22–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nauchno-tehnicheskaya-revolyutsiya-i-problemy-ohrany-okruzhayuschey-sredy (дата обращения: 11.07.2025).
7. Малинецкий Г.Г. Среда обитания: параметры порядка, самоорганизация // Природа. 2023. № 3. С. 26–35. DOI: 10.7868/S0032874X23030031.
8. Шмаль А.Г. Факторы экологической опасности & экологические риски. Бронницы: ИКЦ БНТВ, 2010. 191 с. [Электронный ресурс]. URL: https://npf-eos.ru/files/316/faktory-ekologicheskoj-op.pdf (дата обращения: 11.07.2025). ISBN 978-5-905 108-01-3.
9. Рубцова Л.Н., Чернявская Ю.А. Проблемы эффективного использования природных ресурсов в современных условиях // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2024. № 9 (3). С. 457–464. URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=3760 (дата обращения: 11.07.2025). DOI: 10.17513/vaael.3760.
10. Цедрик А.В. Экономико-географическая характеристика стран мира по обеспеченности стратегическими видами минерально-сырьевых ресурсов: нефть, природный газ, уголь, уран // Природные ресурсы. 2021. № 1. С. 13–21. URL: https://priroda.belnauka.by/jour/article/view/182/158 (дата обращения: 11.07.2025).
11. Дзятковская Е.Н. Новая концепция экологического образования: эволюция ключевых понятий // Ценности и смыслы. 2022. № 5 (81). С. 112–125. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/novaya-kontseptsiya-ekologicheskogo-obrazovaniya-evolyutsiya-klyuchevyh-ponyatiy (дата обращения: 11.07.2025). DOI: 10.24412/2071-6427-2022-5-112-125.
12. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Мамченко А.А., Шмелькова Л.В. Концепция экологического образования в системе общего образования. М.: ФУМО, 2022. 9 с. [Электронный ресурс]. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3da3f2dbd81de632a44729cf4fc40ea9/?ysclid=l7rekrr47k569964819 (дата обращения: 11.08.2025).
13. Колина Е.С. Экологическая грамотность для устойчивого развития // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2023. Т. 18. № 1. С. 22–29. URL: https://uchzap.com/wp-content/uploads/020323020347-Kolina.pdf (дата обращения: 11.07.2025). DOI: 10.21209/2658-7114-2023-18-1-22-29.
14. Мамедов Н.М. Культура. Экология. Образование. М.: РЭФИА, 1996. 52 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.spsl.nsc.ru/FullText/Книги/35-20150619-4.pdf (дата обращения: 18.08.2025).
15. Keong Ch.Y. Global Environmental Sustainability: Case Studies and Analysis of the United Nations’ Journey toward Sustainable. Netherlands: Elsevier, 2020. 464 p. [Электронный ресурс]. URL: https://shop.elsevier.com/books/global-environmental-sustainability/keong/978-0-12-822419-9 (дата обращения: 11.08.2025). ISBN: 9780128224199.
16. Yadav Sh.K., Banerjee A., Sheoran S., Raj A. Environmental education for sustainable development // Natural Resources Conservation and Advances for Sustainability. 2021. P. 415–431. URL: https://www.researchgate.net/publication/354686916_Environmental_education_for_sustainable_development (дата обращения: 11.07.2025).

Введение

В современном мире проявилось множество тенденций, которые ранее отсутствовали или находились в зачаточном виде. К одной из них, по справедливому утверждению исследователей как конца XX в. [1, с. 4], так и начала XXI в. [2], относится аномия общества – особое состояние, отличающееся дезорганизацией или расстройством установленного на протяжении длительного времени социального порядка. Его характерными признаками выступают распад человеческих связей, ослабление общепринятых норм и ценностей для регулирования поведения людей, появление множества противоречий и рисков, наконец, возникновение уязвимости прогрессивного развития человечества. Соглашаемся с мнением Н.А. Гаршина в том, что ключевое отличие современности и нового общественного миропорядка от прежних вариантов мироустройства заключается не только в получении и распространении рисков во всех сферах жизни человека, но и их постоянном преумножении [3, с. 6].

Принимая выдвинутое Н.И. Губановым и Н.Н. Губановым определение риска как действия или бездействия человека, социальных групп в условиях неопределенности и возможной опасности, а также знания, что успех приведет к предполагаемой пользе, а неуспех – к предполагаемому ущербу [4, с. 16], небезосновательно полагаем, что главные риски, к сожалению, порождались и в обозримой перспективе будут порождаться научно-техническим прогрессом.

В рамках темы данной публикации отметим следующее: суждение «экологические риски» в достаточной мере раскрывается с использованием материалов о взаимодействии природы и общества. Именно достижения науки и техники открыли широкие возможности для использования естественных ресурсов, без которых не представляется полноценная жизнедеятельность людей. Однако не следует забывать о глубокой противоречивости указанного процесса. Благодаря научно-техническим достижениям человеку удалось выйти в космическое пространство, преобразовать производственные процессы на основе автоматизации, роботизации, а сегодня еще и применения искусственного интеллекта. К сожалению, при этом не снижается, а наоборот, повышается потребность людей в использовании запасов естественного происхождения, усиливая экологические риски, забывая о своем незыблемом родстве с природой, ее разными системами, обеспечивающими на Земле жизнепригодную среду.

Наиболее опасными для земной планеты, биосферы, всех живых существ, включая и самого человека, по мнению отечественных ученых представляются следующие экологические риски. Во-первых, это антропогенное давление на поверхность земной планеты при геологических разведках месторождений и добыче полезных ископаемых, строительстве многоэтажных зданий и сооружений, расширении хозяйственной деятельности в горных районах и удобных для сельского хозяйства территориях, крайних северных и южных областях, шельфовой части Мирового океана; в совокупности они привели к образованию разломов земной коры, вынужденным тектоническим процессам, оползням и обвалам, изменению наземных и водных экологических систем, снижению плодородия почв [5]. Во-вторых, это неконтролируемый рост народонаселения, особенно на территориях отдельных регионов и стран; плотность населения Земли сегодня многократно превышает критические показатели, что провоцирует поиск новых территорий для расселения, способов увеличения средств жизнедеятельности людей, особенно продуктов питания [6; 7]. В-третьих, это загрязнение природной и социоприродной сред привнесением в них химических, физических и биологических агентов из-за интенсивного развития промышленности, сельского хозяйства, транспортных средств, нерациональной переработки отходов, которые ранее не встречались или были в допустимых концентрациях; в совокупности загрязнители уже привели к изменению состава атмосферного воздуха, речных, морских и океанических вод, разрушению озонового слоя, потеплению климата, появлению ранее неизвестных болезней живых существ, включая человека [8, с. 20–21]. В-четвертых, это сокращение невозобновимых или длительно возобновимых ресурсов планеты, особенно запасов пресной воды, залежей минеральных веществ и ископаемого топлива, особенно глубинного месторождения, а также плодородных почв; в совокупности они привели к изменению климата, росту стоимости средств производства, ресурсов, товаров и услуг, потере рабочих мест, открытой борьбе за разведанные природные запасы и перспективные в этом отношении территории, международным спорам и напряженности, усугублению неравенства между людьми [9; 10].

В силу сложившихся обстоятельств ученые и прогрессивно мыслящая часть человечества озабочены необходимостью преодоления названных и других экологических рисков, угрожающих продвижению общества по пути устойчивого эколого-экономического и социального развития. Поэтому сегодня так важен поиск определенных средств. Одним из них вполне может выступать экологическое образование как часть общего образования, призванного адресно воздействовать на интеллектуальное и духовное развитие подрастающего поколения в деле формирования познавательных, ценностных, нравственных установок по предупреждению негативных изменений всех экологических систем, применению способов сохранения окружающей среды при разумной реализации стратегии и тактик оптимального взаимодействия человека с природой.

Обозначенные действия закономерно нашли отражение в Концепции экологического образования при справедливом определении его приоритетной цели – формировании у обучающихся базовых основ экологической культуры – экологической культуры в интересах устойчивого развития [11]. Культура в данном случае, как способ адаптации, организации и осуществления жизнедеятельности людей, должна выступать в качестве важнейшего показателя их отношения друг к другу, природе в ситуациях использования ее ресурсов, окружающей среде в аспекте поддержания жизнепригодных параметров.

В названном документе обобщенно определены шесть основных направлений обновления экологического образования. В составе направления, касающегося разработки и внедрения критериев (показателей) результатов современного экологического образования, впервые четко указывается на эколого-культурную грамотность, предполагающую овладение необходимыми знаниями и ценностными установками, специфическими для экологической культуры, а также ознакомление с экологическими традициями народов своей страны как основы культурной самоидентификации личности, в совокупности предопределяющие готовность и способность к биосферосовместимому поведению [12, с. 4–5; 13]. В контексте сказанного по-прежнему чрезвычайно актуальны суждения известного отечественного ученого Н.М. Мамедова, утверждающего, что выживание человечества оказалось в прямой зависимости от становления мировой культуры, сочетания многообразия и самобытности национальных культур с общечеловеческими ценностями. И действительно, от того, насколько будут обоснованы, грамотны и экологически культурны действия людей, зависит, быть на Земле природе, пригодной для жизни, или все же ей не быть [14, с. 15]. Обозначенные позиции также отражены и в исследованиях зарубежных авторов [15, с. 112; 16].

Полагаем, что эколого-культурная грамотность, освоенная к моменту завершения общего образования, вполне может служить одним из факторов посильного исправления экологических рисков, особенно в местности своего проживания, главное же – осознанного выполнения выпускниками во всех видах деятельности практических мер по предотвращению новых их проявлений.

Цель исследования – на основе анализа анкетных материалов, полученных от старшеклассников общеобразовательных организаций, выяснить и охарактеризовать их представления о сущности эколого-культурной грамотности человека.

Материалы и методы исследования

Было организовано и проведено специальное исследование в общеобразовательных организациях Республики Мордовия, в котором приняли участие 213 старшеклассников, выпускников 2025 г. Для него разработана анкета, включающая как вопросы с выбором одного варианта ответа из предложенных, так и со свободным (развернутым) ответом. Всего в анкете вопросов первого типа пять (1–5), второго типа – три (6–8). Авторы полагают, что этого количества и содержания вопросов вполне достаточно для улавливания общей картины в представлениях старшеклассников об эколого-культурной грамотности человека.

Для выполнения исследования выбраны: 1) методы теоретического уровня – анализ публикаций, систематизация и обобщенное представление материалов, актуальных для обсуждаемой темы; 2) методы эмпирического уровня – анкетирование старшеклассников, количественная и качественная обработка полученных ответов.

Результаты исследования и их обсуждение

Каковы же актуальные представления старшеклассников о сущности эколого-культурной грамотности человека? Дадим по каждому вопросу анкеты результаты и комментарии.

1. Что такое экология? Какое из предложенных определений этого понятия наиболее верное с учетом современных представлений о ней?

а) экология – биологическая наука, изучающая живые системы в их взаимодействии со средой обитания;

б) экология – комплексная наука, интегрирующая данные естественных и общественных наук о природе, ее взаимодействии с человеком и обществом (+);

в) экология – особая наука, которая исследует проблемы взаимодействия организмов, других биологических систем и среды обитания;

г) экология – наука, изучающая совокупность научных и практических проблем взаимоотношений человека и природы.

Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности экологии как науки для дальнейшего уточнения целей ее изучения, одной из которых, как известно, выступает сформированная эколого-культурная грамотность. Правильный вариант «б» был выбран лишь 9,8 % (21 чел.). Подавляющее большинство опрошенных (75,1 %, 160 чел.) в качестве ответа выбрали неправильный вариант «а».

2. Что такое экологическая культура? Какое из предложенных определений этого понятия наиболее верно отражает ее сущность?

а) экологическая культура – это способность людей при наличии определенной совокупности знаний, норм и поведенческих практик сохранять социоприродное пространство при использовании его ресурсов, поддерживать состояние среды обитания животных по принятым правилам, взаимодействовать с антропоэкосистемами без нанесения ущерба;

б) экологическая культура – это способность людей при наличии определенной совокупности ценностей, знаний, норм и поведенческих практик сохранять околоземное пространство при использовании его ресурсов, поддерживать состояние среды обитания зеленых растений по принятым правилам, взаимодействовать с экологическими системами без нанесения ущерба;

в) экологическая культура – это способность людей при наличии определенной совокупности ценностей, знаний, норм и поведенческих практик сохранять природу при разумном потреблении ее ресурсов, поддерживать состояние окружающей среды по принятым правилам, взаимодействовать с экологическими системами без нанесения ущерба (+);

г) экологическая культура – это способность людей при наличии определенной совокупности ценностей, знаний, норм и поведенческих практик сохранять геоэкосистемы при разумном потреблении их ресурсов, поддерживать состояние окружающей среды по принятым правилам, взаимодействовать с литосферой без нанесения ущерба.

Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности и месте экологической культуры в составе экологии как науки для дальнейшего уточнения смысла эколого-культурной грамотности. Правильный вариант «в» был выбран лишь 8,4 % (18 чел.). Остальные опрошенные (91,6 %, 195 чел.) количественно почти равномерно распределились по неправильным вариантам.

3. Какие признаки характерны для человека, владеющего эколого-культурной грамотностью?

а) такой человек имеет базовые знания по биологической экологии, понимает взаимодействия в живой природе, демонстрирует правильное отношение к ее объектам, соблюдает нормы и правила поведения в природной и социоприродной средах, принимая участие в их улучшении;

б) такой человек имеет базовые знания по социальной экологии, понимает взаимодействия в социоприродных системах, демонстрирует разумное отношение к ним, соблюдает нормы и правила поведения в природной и социальной средах, принимая участие в их улучшении;

в) такой человек имеет базовые знания по геологической экологии, понимает взаимодействия в геосистемах, демонстрирует бережное отношение к ним, соблюдает нормы и правила поведения в природной и социоприродной средах, принимая участие в их улучшении;

г) такой человек имеет базовые знания по комплексной экологии, понимает взаимодействия в природе, демонстрирует ценностную установку к ее объектам, соблюдает нормы и правила поведения в природной и социоприродной средах, принимая участие в их улучшении (+).

Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности и месте эколого-культурной грамотности в составе экологической культуры как родовой для нее научной категории. Правильный вариант «г» был выбран лишь 5,6 % (12 чел.). Остальные опрошенные (94,4 %, 201 чел.) повели себя примерно так же, как и в предыдущем случае.

4. Одним из признаков человека, владеющего эколого-культурной грамотностью, выступает его ценностная установка. Что это такое?

а) ценностная установка – это предрасположенность человека определять состояние своего здоровья, улучшать его при использовании различных факторов природной, социоприродной и техногенной сред с определением общепринятых их показателей в направлении их улучшения;

б) ценностная установка – это предрасположенность человека определять полезность природы и естественных экологических систем, а также готовность и способность оценивать их состояние и состояние окружающей среды для выполнения действий в направлении улучшения (+);

в) ценностная установка – это предрасположенность человека определять полезность животного мира, поддерживать его разнообразие с учетом различных факторов природной, социоприродной и техногенной сред с определением общепринятых их показателей в направлении их улучшения;

в) ценностная установка – это предрасположенность человека определять состояние растительного мира, поддерживать его разнообразие с учетом различных факторов природной, социоприродной и техногенной сред с определением общепринятых их показателей в направлении их улучшения.

Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности ценностной установки как одного из выразителей эколого-культурной грамотности. Правильный вариант «б» был выбран 25,6 % (55 чел., примерно одна четвертая часть). Доли остальных опрошенных в выборах других вариантов тоже оказались примерно равны одной четвертой части в каждом случае.

5. Существует мнение о том, что для овладения эколого-культурной грамотностью важно обращаться к экологическим традициям. Что такое экологическая традиция?

а) экологическая традиция – это принятые сообществами людей нормы (правила, обычаи) поведения, которые передаются от поколения к поколению для поддержания равновесия в природе и длительного ее сохранения (+);

б) экологическая традиция – это принятые сообществами людей юридические законы, которые передаются от родителей к детям для поддержания равновесия в природе и длительного ее сохранения;

в) экологическая традиция – это принятые сообществами людей нормы (правила, обычаи) поведения, которые передаются от одного человека к другому для поддержания равновесия в природе и длительного ее сохранения;

г) экологическая традиция – принятые сообществами людей административные законы, которые передаются от родителей к детям для поддержания равновесия в природе и длительного ее сохранения.

Этот вопрос предполагал выяснение представлений обучающихся о сущности экологической традиции как одного из выразителей эколого-культурной грамотности. Правильный вариант «а» был выбран 30,9 % (66 чел.). Среди остальных опрошенных наиболее частым выбором стал вариант «б» (48,8 %, 102 чел.).

6. Назовите любые две-три известные вам мордовские народные экологические традиции.

19 обучающихся (8,9 %) указали в ответах по одной экологической традиции, которые культивируются мордовским народом (обустройство родников и расчистка ключей / отказ от сбора «даров природы» в священных местах / посадка и уход за священными деревьями – березой и дубом (собирательным образом «мирового дерева»)). 57 чел. (26,8 %) назвали не мордовские народные традиции, а общие способы охраны природы – бережно относиться к почве, не убивать без нужды животных, не собирать растения в период их цветения, не охотиться на самок промысловых зверей и птиц. В анкетах остальных обучающихся (64,3 %, 137 чел.) ответ не обнаружен.

7. Какие из перечисленных экологических традиций соблюдаются в вашей семье? Почему? Схема ответа должна включать: «экологическая традиция – причина соблюдения».

В анкетах обучающихся обнаружены следующие ответы: очистка родников, подкормка птиц зимой, сбор мусора за собой и в местах отдыха людей, посадка ценных видов деревьев и кустарников, изготовление и установка предупреждающих экологически ориентированных знаков. Подавляющее большинство из них (95,8 %, 204 чел.) указало на то, что в семье культивируются традиции подкормки птиц зимой и уборки мусора, причем только за собой или родственниками. Другие традиции практически не соблюдаются. Одновременно большинство обучающихся выразили желание поучаствовать самостоятельно или с семьей и в других традициях экологического характера, но признались, что мало знают о них. Многих заинтересовали возможности высадки ценных видов деревьев и установки природоохранных знаков, но при этом обучающиеся не до конца представляли, как правильно это сделать. Это объясняется с их слов тем, что уже на памяти обучающихся во дворах, скверах, пригородных участках леса произошли изменения, связанные с исчезновением ранее «привычных глазу» видов древесных и травянистых растений (сократилась численность ландышей, березы и липы постепенно сменились кленами, стали высыхать дубовые посадки, во дворах уже почти не встретить вишен и яблонь). Они также проявили интерес к тому, какие экологические традиции были характерны для народов, проживающих в своем регионе, и как эти традиции способствовали нормальной жизнедеятельности этих народов.

8. Приходилось ли вам наблюдать за тем, как другие люди соблюдали в природе экологические традиции?

Все обучающиеся ответили утвердительно с приведением таких примеров в отношении местности своего проживания и территорий других регионов страны. Они касались уборки городских и сельских поселений, озеленения улиц, санитарных рубок леса, сбора мусора со дна водоемов, ликвидации нефтяных пятен, разведения редких видов животных с последующим их выпуском в дикую природу, предотвращения контрабанды растений и животных. В принципе, эти рассуждения можно признать верными, но общими, а в некоторых случаях – сомнительными для непосредственного наблюдения.

Заключение

В условиях ускоренных изменений взаимоотношений в системе «природа – человек – общество – техника – технологии» назрела объективная потребность в формировании у подрастающего поколения не просто экологической культуры, а ее деятельностного выразителя – эколого-культурной грамотности. Она предполагает воплощение освоенных за период получения общего образования знаний и умений в практических делах на основе признания уникальности жизни как таковой и универсальной ценности ее разных проявлений. Проведенное исследование преимущественно касалось когнитивной части эколого-культурной грамотности. Оно убеждает в том, что у большинства современных выпускников о сформированности даже элементарных представлений о такой грамотности говорить не приходится. Ими слабо освоена соответствующая понятийно-терминологическая база. При заполнении анкеты они затруднились в выборе правильных ответов из предложенных (вопросы 1–5). В вопросах 6–8 ими продемонстрированы неточные представления о народных экологических традициях, их соблюдении для поддержания и улучшения состояния природной и социоприродной сред. Обучающиеся лишь в общих чертах «видят» и то, как народные экологические традиции соблюдаются другими людьми. В этой связи имеется необходимость в устранении выявленных пробелов в знаниях для дальнейшего их воплощения в эколого-культурной деятельности.


Конфликт интересов
Нет

Благодарности
статья выполнена в рамках научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» по теме «Разработка и реализация практико-ориентированного подхода в формировании эколого-культурной грамотности старшеклассников»

Финансирование
-

Библиографическая ссылка

Якунчев М.А., Маркинов И.Ф., Антонов В.В. СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГО-КУЛЬТУРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 9. С. 278-283;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40520 (дата обращения: 04.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40520