Введение
В условиях стремительно развивающейся цифровой реальности, характеризующейся глубокой трансформацией социальных, культурных и образовательных процессов, все более актуальным становится переосмысление роли эстетического воспитания подрастающего поколения. Современное общество живет в мире визуальных символов, информационных потоков и цифровых образов, которые не только влияют на восприятие действительности, но и формируют ценностные установки, мировоззрение и поведенческие модели молодежи.
Цифровое искусство, видеоигры, виртуальные музеи, социальные сети, интерактивные платформы и визуальные медиа открывают новые возможности для получения эстетического опыта, интеграции традиционных форм эстетического воспитания с современными информационными и коммуникационными технологиями. В связи с этим эстетическое воспитание приобретает особую значимость как целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию чувства прекрасного, критического мышления, формированию гуманистических ценностей и идеалов. Более того, системное эстетическое воспитание выполняет важную защитную функцию: оно помогает подрастающему поколению ориентироваться в цифровой среде, противостоять девальвации культурных и нравственных ценностей, избегать деструктивного контента. Эстетическое воспитание становится не только инструментом культурного развития, но и способствует формированию цифровой культуры личности.
Цель исследования – определение новых подходов к эстетическому воспитанию молодежи в условиях цифровой трансформации образования и роли современных технологических форматов (видеоигр, технологий виртуальной реальности, фотографии и других медиаформатов) в формировании эстетического сознания.
Материалы и методы исследования
Для проведения данного исследования был произведен теоретический анализ научных публикаций, посвященных вопросам цифровой культуры и эстетического воспитания, а также изучены результаты социологических опросов среди студентов, школьников и их родителей, проведен контент-анализ образовательных платформ и социальных сетей. Поиск источников осуществлялся в открытых электронных базах данных. Временной период поиска охватывал 2013–2025 гг. Ключевые слова, использованные для поиска: «эстетическое воспитание», «цифровая культура», «формирование ценностей», «цифровая трансформация образования», «информационные технологии», «цифровое искусство», «виртуальная реальность», «креативное мышление», «образовательные видеоигры», «креативность». В результате поиска было найдено порядка 80 источников, 29 из которых указаны в списке литературы. Основными методами исследования являются синтез, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам эстетического воспитания, нормативно-правовых актов и данных социологических опросов.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема воспитания современной молодежи относится к числу приоритетных задач реализации современной образовательной политики в Российской Федерации. Приоритеты государственной политики в области воспитания прописаны в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1], Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2], статье 13 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) [3].
Опрос, проведенный ВЦИОМ в марте 2021 г., показал, что около 45 % россиян хотели бы для своих детей карьеру в области культуры и искусства. Также более трети опрошенных отметили, что за прошедшие несколько лет их культурная жизнь стала более насыщенной [4]. Исходя из данных 2024 г., 48 % россиян посещали музеи в последние два года, тогда как в более ранний период наблюдений (с 2008 г.) данный показатель был почти вдвое ниже [5].
Однако основной целевой аудиторией музеев на протяжении долгого времени остаются женщины старше 30 лет, с высшим или незаконченным высшим образованием, хорошим материальным положением, проживающие в крупных городах [6].
Из отчета Института социологии РАН очевидно, что досуговые предпочтения современной молодежи (школьников и студентов) обладают определенной спецификой: увлечение компьютерными играми, посещение кинотеатров, музыкальных тусовок, ночных клубов, кафе и баров. Регулярное посещение театров и музеев пока находится в конце списка. Такой интерес к преимущественно развлекательной стороне культуры и искусства сопровождается поверхностным восприятием, формированием клипового мышления [7], непониманием условности и специфики образного языка, обеднением культурной составляющей личности представителей подрастающего поколения.
Проблема эстетического воспитания была актуальна во все времена, но и на данный момент нельзя с уверенностью заявить об исчерпании данной проблематики в педагогической науке [8]. Современная система образования как раз находится в той точке, где приоритеты смещаются в сторону подготовки к государственным экзаменам и иным видам воспитания (патриотическому, трудовому) [9]. В результате культурно-художественная составляющая образовательного процесса теряет системность, а эстетические дисциплины зачастую воспринимаются как факультативные или второстепенные.
Решение вопроса эстетического воспитания требует комплексного подхода, создание целостной системы эстетического воспитания подразумевает объединение возможностей образовательной организации и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и активное вовлечение в этот процесс семьи и общества [10].
В гуманитарных науках уже существует огромное количество определений понятия эстетического воспитания, все они сходятся во взглядах на сущность эстетического воспитания:
– эстетическое воспитание является целенаправленным процессом;
– оно формирует способность восприятия красоты и ее справедливой оценки во всех сферах жизнедеятельности;
– без эстетического воспитания невозможно формирование гуманистических ценностей и идеалов;
– только на базе эстетического воспитания возможно самостоятельное творчество [11].
Так, Л.П. Печко подчеркивает, что эстетическое воспитание способствует развитию способности творчески трудиться и достигать высокой степени совершенства в результатах труда, как духовного, так и физического. По мнению автора, эстетическое воспитание необходимо не только для занятий искусствами, но и для активной эстетической жизнедеятельности в различных сферах жизни [12].
Теоретики различных эпох считали искусство фундаментальным средством эстетического воспитания, в современной педагогической практике этот подход сохраняется [13]. Образовательные организации всех уровней (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, детские художественные школы и центры дополнительного образования) активно включают занятия художественными дисциплинами (изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное творчество, литература и др.) в свои образовательные программы [14].
Данные опроса Poll on Arts for Learning, проведенного платформой School Education Gateway (2018 г.), позволяют проанализировать распространенность различных видов искусства в образовательных учреждениях Европы. Результаты опроса показывают, что наиболее часто встречающимися формами художественно-эстетического образования являются: музыка (74 %), изобразительное искусство (70 %), драма и театр (50 %), треть респондентов отметили, что им доступны занятия пением (35 %), танцами (31 %), рукоделием и ремеслами (28 %) [15].
В отечественной педагогической практике изобразительное искусство, музыка и пение, литература и мировая художественная культура традиционно считаются основными средствами эстетического воспитания школьников [16].
С переходом молодежи в пространство цифровых коммуникаций трансформируются и способы восприятия искусства и эстетических ценностей, отныне эстетическое воспитание должно сочетать в себе как традиционные методы (посещение традиционных культурных учреждений), так и технологические форматы инкультурации личности (виртуальные выставки, онлайн-экскурсии, технологии дополненной реальности). Благодаря цифровым устройствам и медиатехнологиям мы можем говорить о появлении нового типа культурного опыта, характеризующегося мобильностью, интерактивностью и постоянной вовлеченностью [17].
Однако обращение к технологическим форматам инкультурации неизбежно ставит вопрос о формировании цифровой культуры личности. Под цифровой культурой при этом понимается совокупность норм, ценностей, артефактов, практик и моделей поведения, возникающих и развивающихся при взаимодействии с цифровыми технологиями – от цифрового искусства и медиаформатов до сетевых коммуникаций [18, 19].
Цифровая культура молодежи охватывает не только виртуальные музеи и онлайн-выставки, но и сферу интерактивных развлечений, где ведущая позиция принадлежит видеоиграм. Видеоигры в настоящее время официально признаны формой массового искусства и включены в перечень направлений, имеющих право на получение грантов наряду с кино, музыкой и живописью [20]. Современные видеоигры представляют собой синтез различных художественных форм: визуального искусства, музыкального сопровождения, анимации, литературного нарратива и интерактивного дизайна [21].
До недавнего времени дискуссии о видеоиграх преимущественно акцентировались на их потенциальных негативных последствиях. Среди основных опасений выделялись риски формирования игровой зависимости, нарушения баланса между временем, проводимым за играми, и другими видами деятельности, а также необходимость родительского контроля над содержанием потребляемого игрового контента. Тем не менее в ряде исследований отмечались и положительные аспекты влияния видеоигр, например такие игры, как FIFA и Football Manager, способствуют развитию координации движений и позволяют моделировать различные тактические схемы и стратегии, что может быть полезно в контексте командных видов спорта [22].
На данный момент мы можем с уверенностью сказать, что потенциал видеоигр не ограничен развитием каких-то физических характеристик или развлекательной составляющей; видеоигры могут оказывать значительное влияние на формирование эстетических и культурных ценностей подрастающего поколения. Исследования и практика показывают, что видеоигры обладают значительными образовательными и развивающими возможностями:
– образовательный потенциал: интерактивная природа видеоигр делает процесс познания более увлекательным;
– стимулирование креативности: конструкторы игровых миров, выбор уровней сложности, множество сюжетных линий позволяют игроку создавать собственный вариант игры, формируя навыки проектной деятельности [23];
– социальная интеграция: кооперативный геймплей и внутриигровая коммуникация развивают навыки коммуникации и сотрудничества, способствуют социальной адаптации [24];
– формирование моральных ориентиров: видеоигры, включающие дилеммы и этический выбор, развивают моральное воображение, способность к сопереживанию, формируют критическое отношение как к поступкам персонажа, так и личной позиции игрока;
– погружение в культурные традиции: через игровую форму пользователь знакомится с традициями, мифологией, культурой различных народов, что способствует межкультурному диалогу и формирует уважение к многообразию;
– развитие критического мышления: при выборе игровых стратегий и оценке последствий развивается аналитическое мышление.
Так, Американская ассоциация педиатров и Совет по рейтингу развлекательного программного обеспечения рекомендуют игры, развивающие пространственное мышление и эстетическое восприятие (игра Monument Valley с оптическими иллюзиями на основе работ Маурица Эшера), обучающие видеоигры (игра Art Academy, предлагающая уроки рисунка и живописи), игры с хорошим музыкальным сопровождением, повествующие о жизни людей (Journey, Florence) [25].
В России первые видеоигры, направленные на эстетическое воспитание, появились еще в 1990-х гг. Среди них можно выделить «Сказки на бересте» и «Алмазный Птах» (1997 г.), представляющие собой квесты по мотивам русского фольклора, видеоигру «Вундеркинд», охватывающую различные области знаний и навыков, включая искусство [26], Kenshō (тематика восстановления природного баланса), Atomic Heart (формирование культурно-исторической рефлексии, элементы морального выбора, визуальный стиль, вдохновленный советским конструктивизмом и ретрофутуризмом), The Mooseman (игра знакомит с мифами финно-угорских народов), Turgor (сюжет построен на метафорах жизни и смерти, выбора и ответственности).
В условиях цифровизации огромное воспитательное значение приобретает все, что связано с созданием визуальных образов в виртуальном пространстве. Господство визуальной культуры неоспоримо, ведь молодежь с раннего возраста погружена в визуальные медиасферы, где изображение является основным носителем смыслов. Язык образов древнее языка условных символов, картинки запоминаются быстрее и легче, чем текстовая информация [27].
Из множества цифровых визуальных форм в качестве самого доступного примера, обладающего потенциалом эстетического воспитания, можно взять фотографию.
Фотография сегодня – это важный медиаресурс, который можно использовать не только в качестве иллюстрации, это мощный педагогический инструмент, который способствует формированию у детей и подростков чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости и творческого мышления. Ключевые аспекты, подчеркивающие воспитательный потенциал фотографии:
– развитие эстетического восприятия и чувства прекрасного: умение видеть и ценить красоту окружающего мира [28];
– формирование креативного мышления;
– воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру;
– развитие наблюдательности и аналитических способностей;
– сплочение коллектива и развитие коммуникативных навыков: совместная творческая и проектная деятельность укрепляет межличностные связи;
– самопознание и формирование личностной идентичности: исследование внутренних чувств, ценностей и интересов [29].
Заключение
Современное цифровое общество предъявляет принципиально новые требования к системе эстетического воспитания молодежи. Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, широкое распространение визуальной культуры, доминирование цифровых форм общения и досуга трансформируют способы восприятия искусства, культурных ценностей и механизмов социализации. Важнейшей задачей становится формирование цифровой культуры личности, понимаемой как совокупность норм, ценностей и практик взаимодействия с цифровыми технологиями.
Проведенный анализ показал, что цифровая среда порождает как риски (например, клиповое мышление, поверхностное восприятие, снижение интереса к классическим формам искусства), так и уникальные возможности для эстетического развития личности. Современные цифровые ресурсы – от видеоигр до виртуальных музеев – при соответствующем педагогическом сопровождении могут выступать мощным инструментом формирования художественного вкуса, креативного и критического мышления, нравственных и гуманистических ориентиров, выполнять важные воспитательные функции.
Переосмысление и обновление моделей эстетического воспитания с учетом цифровых реалий представляется не только актуальной, но и необходимой задачей современной педагогики. Будущее эстетического воспитания – за междисциплинарным подходом, сочетающим художественные, цифровые и социокультурные ресурсы в единую образовательную систему, способную ответить на вызовы эпохи и воспитать личность, устойчивую к информационным перегрузкам и способную к осознанному восприятию прекрасного.