Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,172

ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Алевра Е.Г. 1
1 ФГБОУ ВО «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»
Алевра Е.Г. - разработка концепции, курирование данных
Статья посвящена исследованию влияния цифровой культуры на эстетическое воспитание и художественное образование современной молодежи. Автор рассматривает изменения, вызванные активным использованием информационных технологий и сетевых коммуникаций, которые преобразуют традиционные формы приобщения к искусству и культуре. Цель исследования – определение новых подходов к эстетическому воспитанию молодежи в условиях цифровой трансформации образования и роли современных цифровых средств (видеоигр, технологий виртуальной реальности, фотографии и других медиаформатов) в формировании эстетического сознания. Для проведения исследования был произведен теоретический анализ научных публикаций, посвященных вопросам цифровой культуры и эстетического воспитания, а также изучены результаты социологических опросов среди студентов, школьников и их родителей, проведен контент-анализ образовательных платформ и социальных сетей. Поиск источников осуществлялся с использованием открытых электронных баз данных за 2013–2025 гг. Для анализа было отобрано 80 источников, 29 из которых указаны в списке литературы. В условиях цифровой трансформации образования эстетическое воспитание приобретает особую значимость как средство формирования гуманистических ценностей, развития критического и креативного мышления у молодежи. Особое внимание уделяется образовательному потенциалу видеоигр, которые способствуют развитию аналитических, коммуникативных и проектных навыков, социальной адаптации и моральной рефлексии. Отмечается необходимость интеграции традиционных и цифровых форм эстетического воспитания. Выводы подтверждают значимость междисциплинарного подхода к изучению цифровой культуры и подчеркивают потребность переосмысления традиционных моделей эстетического воспитания в свете новых технологических возможностей.
эстетическое воспитание
информационные технологии
формирование ценностей
цифровая культура
1. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года // Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/73986 (дата обращения: 20.07.2025).
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Президент России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 20.07.2025).
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612–1) (ред. от 24.06.2025) // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата обращения: 20.07.2025).
4. День культуры России // ВЦИОМ НОВОСТИ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/den-kultury-rossii?utm_source (дата обращения: 20.07.2025).
5. Пошли в музей? // ВЦИОМ НОВОСТИ. [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poshli-v-muzei?utm_source (дата обращения: 20.07.2025).
6. Потапова М.В., Иевлева Н.В. Востребованность художественного музея среди населения страны // Музей. Памятник. Наследие. 2018. № 1 (3). С. 23–32. URL: https://museumstudy.ru/museum-monument-heritage-1-3-2018?utm_source (дата обращения: 20.07.2025).
7. Баздрева А.Е. Роль социальных сетей в формировании клипового мышления // Российский научный журнал «Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований». 2024. № 4 (16). С. 124–128. DOI: 10.24412/1994-3776-2024-4-124-128.
8. Щепеткова Н.В. Адаптация методик эстетического воспитания дошкольников и младших школьников в условиях трансформации социокультурных процессов в обществе // Современное педагогическое образование. 2024. № 4. С. 54–59. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-metodik-esteticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-i-mladshih-shkolnikov-v-usloviyah-transformatsii-sotsiokulturnyh/viewer (дата обращения: 20.07.2025).
9. Вагина О.А., Трубицина В.В. Патриотическое воспитание младших школьников средствами регионального изобразительного искусства // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2024. № 10 (99). С. 21–26. URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/patrioticheskoe-vospitanie-mladshikh-shkolnikov-sredstvami-regionalnogo-izobrazitelnogo-iskusstva.html?utm_source (дата обращения: 20.07.2025).
10. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Эстетическое воспитание обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 113–116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esteticheskoe-vospitanie-obuchayuschihsya-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 20.07.2025).
11. Гордеев К.С., Жидков А.А., Илюшина Е.С., Ермолаева Е.Л., Дубровин Н.А. Эстетическое воспитание школьников как актуальная проблема нашего времени // Гуманитарные научные исследования. 2021. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://human.snauka.ru/2021/03/42107 (дата обращения: 20.07.2025).
12. Цаллагова Ф.К. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания // Вестник Университета. 2013. № 11. С. 261–267. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovy-esteticheskogo-vospitaniya/viewer (дата обращения: 20.07.2025).
13. Нерсисян Л.С. Роль искусства в системе эстетического воспитания и художественного образования школьников // Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: материалы VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 40–43. [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/160259 (дата обращения: 20.07.2025).
14. Городецкая Ю.А. Метод интердисциплинарных взаимодействий как основа эстетического воспитания детей // Концепт. 2014. Т. 12. С. 21–25. URL: http://e-koncept.ru/2014/54105.htm (дата обращения: 20.07.2025).
15. Li C.Y., Mendoza M.G.C. Integrating Arts Education for Learning Result: A Bright but Tough Way // Open Access Library Journal. 2022. Vol. 9. e923. P. 11–8. DOI: 10.4236/oalib.1109231.
16. Гусак Н.А. Изобразительное искусство как средство эстетического воспитания // Вопросы педагогики. 2024. Т. 14. № 4А. С. 172–178. URL: http://www.publishing-vak.ru/archive-2024/pedagogy-4.htm (дата обращения: 20.07.2025).
17. Лисенкова А.А. Виртуальные технологии в искусстве – новый фактор инкультурации и социализации // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 35–42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/virtualnye-tehnologii-v-iskusstve-novyy-faktor-inkulturatsii-i-sotsializatsii/viewer (дата обращения: 23.07.2025).
18. Мешкова Л.Н. Цифровая культура и цифровое поколение: основные направления взаимодействия // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2020. Т. 9. № 3А. С. 196–206. DOI: 10.34670/AR.2020.96.97.021.
19. Елькина Е.Е. Цифровая культура как область междисциплинарных исследований: методологические подходы и тенденции развития // International Journal of Open Information Technologies. 2018. Vol. 6. № 12. P. 67–78. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kultura-kak-oblast-mezhdistsiplinarnyh-issledovaniy-metodologicheskie-podhody-i-tendentsii-razvitiya/viewer (дата обращения: 22.07.2025).
20. Салихов А.Н. Музыка в видеоиграх и ее значение для эстетического воспитания современных школьников // Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 206–213. [Электронный ресурс]. URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/105921 (дата обращения: 20.07.2025).
21. Худышкина Т.В. Синтетические жанры искусства как основа педагогической интеграции в эстетическом воспитании // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2014. Вып. 3. С. 175–180. URL: https://elar.uspu.ru/handle/ru-uspu/45262?utm_source (дата обращения: 20.07.2025).
22. Ляпина Е.С., Бирюкова Е.С., Бирюков А.А. Влияние видеоигр на нервно-психическое состояние подростков (обзор литературы) // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 74–1. С. 88–91. DOI: 10.18411/lj-06-2021-19.
23. Максимова Н.А., Гаврилова Т.И. Методические особенности применения развивающих компьютерных игр в учебном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 8. С. 61–65. URL: http://e-koncept.ru/2015/15269.htm (дата обращения: 20.07.2025).
24. Goncalves D., Pais P., Gerling K., Guerreiro T., Rodrigues A. Social gaming: A systematic review // Computers in Human Behavior. 2023. Vol. 147. P. 1–31. DOI: 10.1016/J.CHB.2023.107851.
25. Which Video Games Are Right for Your Teen? Here’s Where to Start // Parents. [Электронный ресурс]. URL: https://www.parents.com/best-video-games-for-teens-8695305?utm_source (дата обращения: 20.07.2025).
26. Федоров А.В. Краткая история компьютерных игр в России // Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики. 2013. № 4. С. 137–149. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kratkaya-istoriya-kompyuternyh-igr-v-rossii/viewer (дата обращения: 20.07.2025).
27. Дмитриева С.О. Образовательная среда в эпоху визуального поворота – трансформация восприятия // Вестник государственного университета Дубна. 2020. № 3. С. 19–29. DOI: 10.37005/2687-0231-2020-0-9-19-29.
28. Смолина Л.В. Компьютерный фотомастеринг как составляющая эстетического воспитания в условиях цифровизации // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 6А. С. 303-310. DOI: 10.34670/AR.2021.61.26.042.
29. Бородина Т.Н. Фотография как современный инструмент самопознания. Опыт применения в работе педагога-психолога // Образовательный альманах. 2020. № 6 (32). URL: https://f.almanah.su/32.pdf (дата обращения: 20.07.2025).

Введение

В условиях стремительно развивающейся цифровой реальности, характеризующейся глубокой трансформацией социальных, культурных и образовательных процессов, все более актуальным становится переосмысление роли эстетического воспитания подрастающего поколения. Современное общество живет в мире визуальных символов, информационных потоков и цифровых образов, которые не только влияют на восприятие действительности, но и формируют ценностные установки, мировоззрение и поведенческие модели молодежи.

Цифровое искусство, видеоигры, виртуальные музеи, социальные сети, интерактивные платформы и визуальные медиа открывают новые возможности для получения эстетического опыта, интеграции традиционных форм эстетического воспитания с современными информационными и коммуникационными технологиями. В связи с этим эстетическое воспитание приобретает особую значимость как целенаправленный педагогический процесс, способствующий развитию чувства прекрасного, критического мышления, формированию гуманистических ценностей и идеалов. Более того, системное эстетическое воспитание выполняет важную защитную функцию: оно помогает подрастающему поколению ориентироваться в цифровой среде, противостоять девальвации культурных и нравственных ценностей, избегать деструктивного контента. Эстетическое воспитание становится не только инструментом культурного развития, но и способствует формированию цифровой культуры личности.

Цель исследования – определение новых подходов к эстетическому воспитанию молодежи в условиях цифровой трансформации образования и роли современных технологических форматов (видеоигр, технологий виртуальной реальности, фотографии и других медиаформатов) в формировании эстетического сознания.

Материалы и методы исследования

Для проведения данного исследования был произведен теоретический анализ научных публикаций, посвященных вопросам цифровой культуры и эстетического воспитания, а также изучены результаты социологических опросов среди студентов, школьников и их родителей, проведен контент-анализ образовательных платформ и социальных сетей. Поиск источников осуществлялся в открытых электронных базах данных. Временной период поиска охватывал 2013–2025 гг. Ключевые слова, использованные для поиска: «эстетическое воспитание», «цифровая культура», «формирование ценностей», «цифровая трансформация образования», «информационные технологии», «цифровое искусство», «виртуальная реальность», «креативное мышление», «образовательные видеоигры», «креативность». В результате поиска было найдено порядка 80 источников, 29 из которых указаны в списке литературы. Основными методами исследования являются синтез, обобщение и анализ психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам эстетического воспитания, нормативно-правовых актов и данных социологических опросов.

Результаты исследования и их обсуждение

Проблема воспитания современной молодежи относится к числу приоритетных задач реализации современной образовательной политики в Российской Федерации. Приоритеты государственной политики в области воспитания прописаны в Указе Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [1], Указе Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2], статье 13 Закона РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) [3].

Опрос, проведенный ВЦИОМ в марте 2021 г., показал, что около 45 % россиян хотели бы для своих детей карьеру в области культуры и искусства. Также более трети опрошенных отметили, что за прошедшие несколько лет их культурная жизнь стала более насыщенной [4]. Исходя из данных 2024 г., 48 % россиян посещали музеи в последние два года, тогда как в более ранний период наблюдений (с 2008 г.) данный показатель был почти вдвое ниже [5].

Однако основной целевой аудиторией музеев на протяжении долгого времени остаются женщины старше 30 лет, с высшим или незаконченным высшим образованием, хорошим материальным положением, проживающие в крупных городах [6].

Из отчета Института социологии РАН очевидно, что досуговые предпочтения современной молодежи (школьников и студентов) обладают определенной спецификой: увлечение компьютерными играми, посещение кинотеатров, музыкальных тусовок, ночных клубов, кафе и баров. Регулярное посещение театров и музеев пока находится в конце списка. Такой интерес к преимущественно развлекательной стороне культуры и искусства сопровождается поверхностным восприятием, формированием клипового мышления [7], непониманием условности и специфики образного языка, обеднением культурной составляющей личности представителей подрастающего поколения.

Проблема эстетического воспитания была актуальна во все времена, но и на данный момент нельзя с уверенностью заявить об исчерпании данной проблематики в педагогической науке [8]. Современная система образования как раз находится в той точке, где приоритеты смещаются в сторону подготовки к государственным экзаменам и иным видам воспитания (патриотическому, трудовому) [9]. В результате культурно-художественная составляющая образовательного процесса теряет системность, а эстетические дисциплины зачастую воспринимаются как факультативные или второстепенные.

Решение вопроса эстетического воспитания требует комплексного подхода, создание целостной системы эстетического воспитания подразумевает объединение возможностей образовательной организации и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и активное вовлечение в этот процесс семьи и общества [10].

В гуманитарных науках уже существует огромное количество определений понятия эстетического воспитания, все они сходятся во взглядах на сущность эстетического воспитания:

– эстетическое воспитание является целенаправленным процессом;

– оно формирует способность восприятия красоты и ее справедливой оценки во всех сферах жизнедеятельности;

– без эстетического воспитания невозможно формирование гуманистических ценностей и идеалов;

– только на базе эстетического воспитания возможно самостоятельное творчество [11].

Так, Л.П. Печко подчеркивает, что эстетическое воспитание способствует развитию способности творчески трудиться и достигать высокой степени совершенства в результатах труда, как духовного, так и физического. По мнению автора, эстетическое воспитание необходимо не только для занятий искусствами, но и для активной эстетической жизнедеятельности в различных сферах жизни [12].

Теоретики различных эпох считали искусство фундаментальным средством эстетического воспитания, в современной педагогической практике этот подход сохраняется [13]. Образовательные организации всех уровней (общеобразовательные школы, лицеи, гимназии, детские художественные школы и центры дополнительного образования) активно включают занятия художественными дисциплинами (изобразительное искусство, музыка, декоративно-прикладное творчество, литература и др.) в свои образовательные программы [14].

Данные опроса Poll on Arts for Learning, проведенного платформой School Education Gateway (2018 г.), позволяют проанализировать распространенность различных видов искусства в образовательных учреждениях Европы. Результаты опроса показывают, что наиболее часто встречающимися формами художественно-эстетического образования являются: музыка (74 %), изобразительное искусство (70 %), драма и театр (50 %), треть респондентов отметили, что им доступны занятия пением (35 %), танцами (31 %), рукоделием и ремеслами (28 %) [15].

В отечественной педагогической практике изобразительное искусство, музыка и пение, литература и мировая художественная культура традиционно считаются основными средствами эстетического воспитания школьников [16].

С переходом молодежи в пространство цифровых коммуникаций трансформируются и способы восприятия искусства и эстетических ценностей, отныне эстетическое воспитание должно сочетать в себе как традиционные методы (посещение традиционных культурных учреждений), так и технологические форматы инкультурации личности (виртуальные выставки, онлайн-экскурсии, технологии дополненной реальности). Благодаря цифровым устройствам и медиатехнологиям мы можем говорить о появлении нового типа культурного опыта, характеризующегося мобильностью, интерактивностью и постоянной вовлеченностью [17].

Однако обращение к технологическим форматам инкультурации неизбежно ставит вопрос о формировании цифровой культуры личности. Под цифровой культурой при этом понимается совокупность норм, ценностей, артефактов, практик и моделей поведения, возникающих и развивающихся при взаимодействии с цифровыми технологиями – от цифрового искусства и медиаформатов до сетевых коммуникаций [18, 19].

Цифровая культура молодежи охватывает не только виртуальные музеи и онлайн-выставки, но и сферу интерактивных развлечений, где ведущая позиция принадлежит видеоиграм. Видеоигры в настоящее время официально признаны формой массового искусства и включены в перечень направлений, имеющих право на получение грантов наряду с кино, музыкой и живописью [20]. Современные видеоигры представляют собой синтез различных художественных форм: визуального искусства, музыкального сопровождения, анимации, литературного нарратива и интерактивного дизайна [21].

До недавнего времени дискуссии о видеоиграх преимущественно акцентировались на их потенциальных негативных последствиях. Среди основных опасений выделялись риски формирования игровой зависимости, нарушения баланса между временем, проводимым за играми, и другими видами деятельности, а также необходимость родительского контроля над содержанием потребляемого игрового контента. Тем не менее в ряде исследований отмечались и положительные аспекты влияния видеоигр, например такие игры, как FIFA и Football Manager, способствуют развитию координации движений и позволяют моделировать различные тактические схемы и стратегии, что может быть полезно в контексте командных видов спорта [22].

На данный момент мы можем с уверенностью сказать, что потенциал видеоигр не ограничен развитием каких-то физических характеристик или развлекательной составляющей; видеоигры могут оказывать значительное влияние на формирование эстетических и культурных ценностей подрастающего поколения. Исследования и практика показывают, что видеоигры обладают значительными образовательными и развивающими возможностями:

– образовательный потенциал: интерактивная природа видеоигр делает процесс познания более увлекательным;

– стимулирование креативности: конструкторы игровых миров, выбор уровней сложности, множество сюжетных линий позволяют игроку создавать собственный вариант игры, формируя навыки проектной деятельности [23];

– социальная интеграция: кооперативный геймплей и внутриигровая коммуникация развивают навыки коммуникации и сотрудничества, способствуют социальной адаптации [24];

– формирование моральных ориентиров: видеоигры, включающие дилеммы и этический выбор, развивают моральное воображение, способность к сопереживанию, формируют критическое отношение как к поступкам персонажа, так и личной позиции игрока;

– погружение в культурные традиции: через игровую форму пользователь знакомится с традициями, мифологией, культурой различных народов, что способствует межкультурному диалогу и формирует уважение к многообразию;

– развитие критического мышления: при выборе игровых стратегий и оценке последствий развивается аналитическое мышление.

Так, Американская ассоциация педиатров и Совет по рейтингу развлекательного программного обеспечения рекомендуют игры, развивающие пространственное мышление и эстетическое восприятие (игра Monument Valley с оптическими иллюзиями на основе работ Маурица Эшера), обучающие видеоигры (игра Art Academy, предлагающая уроки рисунка и живописи), игры с хорошим музыкальным сопровождением, повествующие о жизни людей (Journey, Florence) [25].

В России первые видеоигры, направленные на эстетическое воспитание, появились еще в 1990-х гг. Среди них можно выделить «Сказки на бересте» и «Алмазный Птах» (1997 г.), представляющие собой квесты по мотивам русского фольклора, видеоигру «Вундеркинд», охватывающую различные области знаний и навыков, включая искусство [26], Kenshō (тематика восстановления природного баланса), Atomic Heart (формирование культурно-исторической рефлексии, элементы морального выбора, визуальный стиль, вдохновленный советским конструктивизмом и ретрофутуризмом), The Mooseman (игра знакомит с мифами финно-угорских народов), Turgor (сюжет построен на метафорах жизни и смерти, выбора и ответственности).

В условиях цифровизации огромное воспитательное значение приобретает все, что связано с созданием визуальных образов в виртуальном пространстве. Господство визуальной культуры неоспоримо, ведь молодежь с раннего возраста погружена в визуальные медиасферы, где изображение является основным носителем смыслов. Язык образов древнее языка условных символов, картинки запоминаются быстрее и легче, чем текстовая информация [27].

Из множества цифровых визуальных форм в качестве самого доступного примера, обладающего потенциалом эстетического воспитания, можно взять фотографию.

Фотография сегодня – это важный медиаресурс, который можно использовать не только в качестве иллюстрации, это мощный педагогический инструмент, который способствует формированию у детей и подростков чувства прекрасного, эмоциональной отзывчивости и творческого мышления. Ключевые аспекты, подчеркивающие воспитательный потенциал фотографии:

– развитие эстетического восприятия и чувства прекрасного: умение видеть и ценить красоту окружающего мира [28];

– формирование креативного мышления;

– воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру;

– развитие наблюдательности и аналитических способностей;

– сплочение коллектива и развитие коммуникативных навыков: совместная творческая и проектная деятельность укрепляет межличностные связи;

– самопознание и формирование личностной идентичности: исследование внутренних чувств, ценностей и интересов [29].

Заключение

Современное цифровое общество предъявляет принципиально новые требования к системе эстетического воспитания молодежи. Быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, широкое распространение визуальной культуры, доминирование цифровых форм общения и досуга трансформируют способы восприятия искусства, культурных ценностей и механизмов социализации. Важнейшей задачей становится формирование цифровой культуры личности, понимаемой как совокупность норм, ценностей и практик взаимодействия с цифровыми технологиями.

Проведенный анализ показал, что цифровая среда порождает как риски (например, клиповое мышление, поверхностное восприятие, снижение интереса к классическим формам искусства), так и уникальные возможности для эстетического развития личности. Современные цифровые ресурсы – от видеоигр до виртуальных музеев – при соответствующем педагогическом сопровождении могут выступать мощным инструментом формирования художественного вкуса, креативного и критического мышления, нравственных и гуманистических ориентиров, выполнять важные воспитательные функции.

Переосмысление и обновление моделей эстетического воспитания с учетом цифровых реалий представляется не только актуальной, но и необходимой задачей современной педагогики. Будущее эстетического воспитания – за междисциплинарным подходом, сочетающим художественные, цифровые и социокультурные ресурсы в единую образовательную систему, способную ответить на вызовы эпохи и воспитать личность, устойчивую к информационным перегрузкам и способную к осознанному восприятию прекрасного.


Конфликт интересов
-

Финансирование
Собственные средства автора

Библиографическая ссылка

Алевра Е.Г. ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 9. С. 186-190;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40505 (дата обращения: 04.10.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40505