Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTERACTION BETWEEN THE EDUCATIONAL ADVISOR TO THE PRINCIPAL AND CLASS TEACHERS: KEY ASPECTS AND PRACTICAL RECOMMENDATIONS

Boyarskaya Yu.V. 1
1 Southern Federal University
This study aims to analyze the mechanisms of professional interaction between educational advisors to school principals and class teachers within the context of transforming modern educational systems. The research is based on empirical data collected through a survey of 687 representatives of the educational community from 16 regions of the Russian Federation. The methodology combines a quantitative analysis of the advisors’ job satisfaction, an assessment of cooperation efficiency, and the identification of current communication formats among stakeholders in the educational process. The study systematizes successful practices of professional collaboration through a cross-validation of data, including stratified sampling of respondents, content analysis of open-ended survey questions, and in-depth interviews with educational advisors and class teachers. As a result, effective strategies for teacher collaboration have been formulated, such as: integrating class hours into a system of value-oriented dialogue, implementing project-based learning as a tool for developing students’ soft skills, providing methodological support for teachers’ professional development; Establishing a tripartite interaction model (“teacher–student–parent”), creating a trust-based communicative environment, digitalizing the educational process. The implementation of these strategies contributes to building an optimal framework for collaboration between class teachers and educational advisors, which in turn enhances the efficiency of organizing the educational process in schools. The findings may be applied to teacher training programs and institutional policies to foster systemic improvements in pedagogical practices.
educational advisor to the principal
class teachers
educational process

Введение

Расширение границ воспитательной работы в школах и организациях среднего профессионального образования представляет собой стратегически значимый вектор развития современной системы образования, обусловленный трансформацией социально-культурных запросов общества и необходимостью формирования гармонично развитой личности в условиях глобальных вызовов. В контексте реализации национального проекта «Образование» [1] и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] актуализируется задача создания единого воспитательного пространства, интегрирующего формальные и неформальные практики, традиционные ценности и инновационные подходы.

Современная воспитательная парадигма, как подчеркивается в работах А.В. Мудрика, Е.А. Никитской, и И.А. Зимней, предполагает переход от фрагментарных мероприятий к системной деятельности, охватывающей когнитивный, эмоциональный и социальный аспекты развития обучающихся [3; 4]. Однако ключевой проблемой остается недостаточная координация действий между субъектами воспитательного процесса: администрацией, педагогами, родителями и детскими общественными объединениями. Это приводит к дублированию функций и снижению результативности работы педагогов.

В данной системе координат институт советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее советник по воспитанию) приобретает роль системообразующего элемента всей воспитательной системы. Его миссия заключается не только в методическом сопровождении воспитательных программ, но и в обеспечении синергии между участниками образовательных отношений. Особое значение приобретает взаимодействие советника по воспитанию с классными руководителями, которые, будучи непосредственными организаторами воспитательной деятельности на уровне класса, требуют ресурсной, информационной и психолого-педагогической поддержки.

Актуальность исследования определяется противоречием между декларируемой необходимостью интеграции воспитательных практик и недостаточной изученностью механизмов эффективного сотрудничества советников по воспитанию с классными руководителями.

Исследования в области деятельности классных руководителей в современной школе позволяют не только определить классного руководителя как педагога-наставника, сопровождающего индивидуальную траекторию развития ребенка, но и выявить те трудности и противоречия, с которыми сталкиваются классные руководители в своей деятельности (М.Н. Апиш, Л.А. Начарова [5], В.В. Николина, А.А. Лощилова., С.И. Аксёнов, Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко [6], И.В. Лебедева, А.А. Лощилова [7]). В условиях новых вызовов, стоящих перед современной школой: цифровая трансформация образования, инклюзивное обучение, рост психологических нагрузок на детей, ключевая роль принадлежит классному руководителю. Сегодня он становится связующим звеном между обучающимися, родителями, педагогами и обществом, сочетая в себе функции менеджера, психолога и наставника. Классный руководитель формирует среду, где обучающиеся учатся сотрудничать, уважать различия и брать ответственность, становится первым, кто замечает изменения в поведении ребёнка.

Советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями представляет собой специализированную педагогическую позицию, ориентированную на расширение социально-коммуникативного опыта обучающихся и формирование их гражданских компетенций. Введение данной должности в образовательных организациях обусловлено необходимостью реализации стратегических приоритетов современной педагогики: оптимизации качества обучения, усиления воспитательного компонента в образовательном процессе, а также системной работы по формированию гражданской идентичности, нравственных ориентиров и традиционных ценностных установок у детей и молодежи.

Ключевыми функциональными задачами советника по воспитанию являются: активизация деятельности детских общественных объединений через организацию проектно-событийной повестки, сопровождение федеральных инициатив, включая формирование проектных детско-юношеских коллективов для участия в общероссийских социально-значимых акциях, методическое сопровождение классных руководителей в интеграции обучающихся в конкурсные, просветительские и волонтерские программы, внедрение инновационных воспитательных технологий, основанных на принципах персонализации, цифровизации и сетевого взаимодействия.

Важным аспектом деятельности советника является выполнение роли медиатора между субъектами образовательной экосистемы: администрацией, педагогическим коллективом, родительским сообществом и институтами гражданского общества. Это обеспечивает синергию воспитательных практик, минимизацию дублирования функций и повышение эффективности ценностно ориентированных образовательных стратегий.

Основные подходы к методике и технологии деятельности советников директора по воспитанию рассматриваются в работах В.В. Николиной, А.А. Лощиловой [8], Е.М. Скрыпниковой [9], О.А. Лаврентьевой, Б.А. Дейч, З.И. Лаврентьевой [10]. М.М. Бетильмерзаева и И.В. Мусханова исследуют вопросы компетенций советника директора по воспитанию, О.А. Лаврентьева рассматривает компетентностную модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями [11; 12].

Цель исследования – определить уровень взаимодействия между классными руководителями и советниками директора по воспитанию, выявить ключевые аспекты взаимодействия и разработать практические рекомендации по организации взаимодействия советника директора по воспитанию с классными руководителями.

Материалы и методы исследования

Первый этап исследования включал метод анкетирования и метод экспертных интервью, в 2024 г. изучено 687 анкет классных руководителей из 16 регионов, включая: Хабаровский край, Республика Бурятия; Пензенская область, Республика Татарстан; Ненецкий АО, Республика Карелия; Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край; Иркутская область, Красноярский край; Свердловская область, Тюменская область; Воронежская область, Владимирская область; Краснодарский край, Ростовская область.

Были определены уровни удовлетворенности профессиональной деятельностью советников директора по воспитанию, эффективности взаимодействия, формы взаимодействия с участниками образовательных отношений.

Второй этап исследования включал в себя анализ и подбор форм и успешных стратегий взаимодействия советников директора по воспитанию с классными руководителями.

Результаты исследования и их обсуждение

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в современной образовательной организации является одним из ключевых вопросов. Одним из важных шагов для выстраивания взаимодействия является создание в образовательных организациях штабов воспитательной работы. Штаб воспитательной работы – это коллегиальный орган управления воспитательным процессом в образовательной организации. В состав штаба входят руководитель образовательной организации, заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию, педагог-психолог и другие специалисты, занимающиеся вопросами воспитания. Работа штаба воспитательной работы позволяет координировать воспитательную работу в школе и оперативно решать текущие задачи. Штаб воспитательной работы занимается не только планированием воспитательной работы, но и координирует деятельность школьного ученического самоуправления, детских общественных объединений, функционирующих на базе образовательной организации и др. [13]. Отдельным направлением взаимодействия субъектов воспитательного процесса является взаимодействие с родительским сообществом. В процессе интервьюирования педагоги отмечали недостаточную информированность родителей о жизни школы и, как следствие, недостаточную включенность в воспитательный процесс. Сегодня «Взаимодействие с родителями» является инвариантным модулем рабочей программы воспитания. Советник по воспитанию совместно с заместителем директора по воспитательной работе и администрацией образовательной организации выявляет и формирует родительский актив информирует родителей о воспитательных событиях школы, реализации федеральных проектов и программ, деятельности детских общественных объединений, консультирует классных руководителей по обновлению форматов взаимодействия с родительским сообществом. В образовательных организациях используются различные формы взаимодействия с родителями (индивидуальные, групповые). Создание Всероссийского родительского комитета, совместные детско-родительские мероприятия, создание родительских сообществ, ведение родительских чатов – всё это является важными решениями на пути выстраивания эффективной коммуникации с родительским сообществом [14; 15]. Слаженная совместная деятельность советника по воспитанию с коллективом классных руководителей позволяет не только выстроить воспитательный процесс в образовательной организации в соответствии с современными тенденциями, но и сформировать взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. В данном исследовании автор сделал первый шаг в анализе того, как классные руководители в целом оценивают деятельность советников по воспитанию, с кем, на их взгляд, получается выстроить эффективное взаимодействие, какие формы взаимодействия являются наиболее эффективными.

Респондентами, принявшими участие в исследовании, стали педагоги начальной школы (39%); классные руководители основной школы (34%), классные руководители старшей школы (16%), кураторы групп среднего профессионального образования (10%). Отдельный интерес вызывает различие в оценках по территориальному признаку. Все данные были проранжированы в соответствии с местонахождением образовательной организации респондентов (столица региона, город, сельская местность).

Так, средний балл удовлетворенности профессиональной деятельностью советника директора по воспитанию в образовательных организациях, находящихся в столице региона, составил 9,5 баллов (максимальный балл – 10). В школах, которые находятся в городской местности, средний балл составил 9,3 балла (максимальный балл – 10). В образовательных организациях, которые находятся в сельской местности степень удовлетворенности деятельностью советника директора по воспитанию составил 9,0 баллов (максимальный балл – 10).

Эффективность взаимодействия между классными руководителями и советниками директора по воспитанию классные руководители оценили следующим образом: в школах, расположенных в столице региона, 9,5 баллов (максимальный балл – 10 баллов), в школах, находящихся в городской местности, средний балл составил 9,3 балла (максимальный балл – 10 баллов), в школах, расположенных в сельской местности – 8,9 балла (максимальный балл 10). Респонденты отметили, что наиболее эффективно советники директора по воспитанию взаимодействуют с обучающимися (90%), с педагогами (78%). Эффективное взаимодействие советников директора по воспитанию с родителями (законными представителями) обучающихся отметили только 49% респондентов.

Среди эффективных форм взаимодействия советников директора по воспитанию с субъектами образовательного процесса классные руководители выделили внешкольные мероприятия (74%), внеурочную деятельность (71%), социальные сети (64%), классные часы (62%). Менее эффективной формой взаимодействия, по мнению классных руководителей, являются родительские собрания (41%).

Данное исследование демонстрирует достаточно высокий уровень взаимодействия между советниками директора по воспитанию и классными руководителями. Тем не менее видна разница в оценке деятельности советников директора по воспитанию в школах, расположенных в городской и сельской местности, что свидетельствует о сложностях введения должности советника директора по воспитанию в небольших сельских школах, которые связаны с недостаточной кадровой укомплектованностью, слабым материально-техническим оснащением, недостаточной осведомленностью администраций образовательных организаций о целях и задачах проекта «Навигаторы детства». Респонденты также отметили, что испытывают сложности в выстраивании взаимодействия с родительским сообществом; важно отметить, что сложности испытывают как советники по воспитанию, так и классные руководители.

В рамках исследования, основанного на проведении экспертных интервью с советниками директора по воспитанию и классными руководителями, были систематизированы ключевые методы оптимизации их профессионального взаимодействия. Выявленные стратегии структурированы следующим образом:

1. Совместное проектирование воспитательных мероприятий

Совместное планирование образовательно-воспитательных активностей, ориентированное на учет актуальных потребностей обучающихся, позволяет повысить качество воспитательных событий, привлечь к участию в событиях всех участников воспитательного процесса.

2. Интеграция классных часов в систему ценностно ориентированного диалога

Трансформация классных часов в интерактивную платформу для дискуссий, направленных на формирование мировоззренческих установок и этических ориентиров обучающихся, создает условия для конструктивной коммуникации между педагогами и обучающимися. Акцент смещается с организационных вопросов на рефлексию социально значимых тем.

3. Реализация проектного обучения как инструмента развития «мягких» навыков обучающихся

Внедрение проектно-исследовательской деятельности, координируемой советниками по воспитанию, способствует активизации критического мышления, креативности и самостоятельности обучающихся. Ключевыми элементами являются методическая поддержка педагогов, привлечение внешних ресурсов (социальных партнеров) и интеграция междисциплинарных связей.

4. Методическое обеспечение профессионального развития педагогов

Систематизация тренинговых программ, мастер-классов направлена на освоение классными руководителями инновационных воспитательных практик. Данный подход предполагает создание ресурсной базы для адаптации современных педагогических технологий.

5. Формирование модели взаимодействия «педагог – обучающийся – родитель»

Совместные воспитательные события с родительским сообществом способствуют консолидации воспитательных усилий школы и семьи. Эффективность модели подтверждается усилением коммуникативных связей и снижением уровня конфликтности в образовательной среде.

6. Создание доверительной коммуникативной среды

Установление психолого-педагогических условий для открытого диалога (конфиденциальные консультации, медиативные практики) идентифицируется как критически важный фактор успешности воспитательной работы. Данный аспект базируется на принципах гуманистической педагогики и личностно ориентированного подхода.

7. Цифровая трансформация воспитательного процесса

Внедрение цифровых инструментов помогает оптимизировать управление воспитательным процессом и обеспечивает прозрачность коммуникации с родителями, расширяя возможности дистанционного взаимодействия (вебинары, онлайн-проекты).

Данные стратегии позволяют создать эффективную систему взаимодействия между классными руководителями и советниками директоров по воспитанию, что в свою очередь положительно сказывается на воспитательном процессе в образовательных организациях.

Заключение

Взаимодействие советника директора по воспитанию с классными руководителями является системообразующим элементом современной образовательной среды. Реализация предложенных рекомендаций позволит не только выстроить единое воспитательное пространство в образовательной организации, но и укрепить связи между школой, семьей и социумом, повысить качество воспитательных событий. Эффективная кооперация классных руководителей и советников по воспитанию представляет собой не административно-распорядительную функцию, а стратегический механизм конструирования единого воспитательного пространства, направленного на интеграцию обучающихся в систему коллективных и социокультурных отношений. Синергия деятельности классных руководителей, реализующих непосредственное педагогическое сопровождение, со стратегическим проектированием воспитательных программ, входящим в компетенции советников по воспитанию, трансформирует образовательную организацию в платформу для реализации детских инициатив и воспитания гармонично развитой личности.