Введение
Расширение границ воспитательной работы в школах и организациях среднего профессионального образования представляет собой стратегически значимый вектор развития современной системы образования, обусловленный трансформацией социально-культурных запросов общества и необходимостью формирования гармонично развитой личности в условиях глобальных вызовов. В контексте реализации национального проекта «Образование» [1] и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] актуализируется задача создания единого воспитательного пространства, интегрирующего формальные и неформальные практики, традиционные ценности и инновационные подходы.
Современная воспитательная парадигма, как подчеркивается в работах А.В. Мудрика, Е.А. Никитской, и И.А. Зимней, предполагает переход от фрагментарных мероприятий к системной деятельности, охватывающей когнитивный, эмоциональный и социальный аспекты развития обучающихся [3; 4]. Однако ключевой проблемой остается недостаточная координация действий между субъектами воспитательного процесса: администрацией, педагогами, родителями и детскими общественными объединениями. Это приводит к дублированию функций и снижению результативности работы педагогов.
В данной системе координат институт советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее советник по воспитанию) приобретает роль системообразующего элемента всей воспитательной системы. Его миссия заключается не только в методическом сопровождении воспитательных программ, но и в обеспечении синергии между участниками образовательных отношений. Особое значение приобретает взаимодействие советника по воспитанию с классными руководителями, которые, будучи непосредственными организаторами воспитательной деятельности на уровне класса, требуют ресурсной, информационной и психолого-педагогической поддержки.
Актуальность исследования определяется противоречием между декларируемой необходимостью интеграции воспитательных практик и недостаточной изученностью механизмов эффективного сотрудничества советников по воспитанию с классными руководителями.
Исследования в области деятельности классных руководителей в современной школе позволяют не только определить классного руководителя как педагога-наставника, сопровождающего индивидуальную траекторию развития ребенка, но и выявить те трудности и противоречия, с которыми сталкиваются классные руководители в своей деятельности (М.Н. Апиш, Л.А. Начарова [5], В.В. Николина, А.А. Лощилова., С.И. Аксёнов, Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко [6], И.В. Лебедева, А.А. Лощилова [7]). В условиях новых вызовов, стоящих перед современной школой: цифровая трансформация образования, инклюзивное обучение, рост психологических нагрузок на детей, ключевая роль принадлежит классному руководителю. Сегодня он становится связующим звеном между обучающимися, родителями, педагогами и обществом, сочетая в себе функции менеджера, психолога и наставника. Классный руководитель формирует среду, где обучающиеся учатся сотрудничать, уважать различия и брать ответственность, становится первым, кто замечает изменения в поведении ребёнка.
Советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями представляет собой специализированную педагогическую позицию, ориентированную на расширение социально-коммуникативного опыта обучающихся и формирование их гражданских компетенций. Введение данной должности в образовательных организациях обусловлено необходимостью реализации стратегических приоритетов современной педагогики: оптимизации качества обучения, усиления воспитательного компонента в образовательном процессе, а также системной работы по формированию гражданской идентичности, нравственных ориентиров и традиционных ценностных установок у детей и молодежи.
Ключевыми функциональными задачами советника по воспитанию являются: активизация деятельности детских общественных объединений через организацию проектно-событийной повестки, сопровождение федеральных инициатив, включая формирование проектных детско-юношеских коллективов для участия в общероссийских социально-значимых акциях, методическое сопровождение классных руководителей в интеграции обучающихся в конкурсные, просветительские и волонтерские программы, внедрение инновационных воспитательных технологий, основанных на принципах персонализации, цифровизации и сетевого взаимодействия.
Важным аспектом деятельности советника является выполнение роли медиатора между субъектами образовательной экосистемы: администрацией, педагогическим коллективом, родительским сообществом и институтами гражданского общества. Это обеспечивает синергию воспитательных практик, минимизацию дублирования функций и повышение эффективности ценностно ориентированных образовательных стратегий.
Основные подходы к методике и технологии деятельности советников директора по воспитанию рассматриваются в работах В.В. Николиной, А.А. Лощиловой [8], Е.М. Скрыпниковой [9], О.А. Лаврентьевой, Б.А. Дейч, З.И. Лаврентьевой [10]. М.М. Бетильмерзаева и И.В. Мусханова исследуют вопросы компетенций советника директора по воспитанию, О.А. Лаврентьева рассматривает компетентностную модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями [11; 12].
Цель исследования – определить уровень взаимодействия между классными руководителями и советниками директора по воспитанию, выявить ключевые аспекты взаимодействия и разработать практические рекомендации по организации взаимодействия советника директора по воспитанию с классными руководителями.
Материалы и методы исследования
Первый этап исследования включал метод анкетирования и метод экспертных интервью, в 2024 г. изучено 687 анкет классных руководителей из 16 регионов, включая: Хабаровский край, Республика Бурятия; Пензенская область, Республика Татарстан; Ненецкий АО, Республика Карелия; Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край; Иркутская область, Красноярский край; Свердловская область, Тюменская область; Воронежская область, Владимирская область; Краснодарский край, Ростовская область.
Были определены уровни удовлетворенности профессиональной деятельностью советников директора по воспитанию, эффективности взаимодействия, формы взаимодействия с участниками образовательных отношений.
Второй этап исследования включал в себя анализ и подбор форм и успешных стратегий взаимодействия советников директора по воспитанию с классными руководителями.
Результаты исследования и их обсуждение
Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в современной образовательной организации является одним из ключевых вопросов. Одним из важных шагов для выстраивания взаимодействия является создание в образовательных организациях штабов воспитательной работы. Штаб воспитательной работы – это коллегиальный орган управления воспитательным процессом в образовательной организации. В состав штаба входят руководитель образовательной организации, заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию, педагог-психолог и другие специалисты, занимающиеся вопросами воспитания. Работа штаба воспитательной работы позволяет координировать воспитательную работу в школе и оперативно решать текущие задачи. Штаб воспитательной работы занимается не только планированием воспитательной работы, но и координирует деятельность школьного ученического самоуправления, детских общественных объединений, функционирующих на базе образовательной организации и др. [13]. Отдельным направлением взаимодействия субъектов воспитательного процесса является взаимодействие с родительским сообществом. В процессе интервьюирования педагоги отмечали недостаточную информированность родителей о жизни школы и, как следствие, недостаточную включенность в воспитательный процесс. Сегодня «Взаимодействие с родителями» является инвариантным модулем рабочей программы воспитания. Советник по воспитанию совместно с заместителем директора по воспитательной работе и администрацией образовательной организации выявляет и формирует родительский актив информирует родителей о воспитательных событиях школы, реализации федеральных проектов и программ, деятельности детских общественных объединений, консультирует классных руководителей по обновлению форматов взаимодействия с родительским сообществом. В образовательных организациях используются различные формы взаимодействия с родителями (индивидуальные, групповые). Создание Всероссийского родительского комитета, совместные детско-родительские мероприятия, создание родительских сообществ, ведение родительских чатов – всё это является важными решениями на пути выстраивания эффективной коммуникации с родительским сообществом [14; 15]. Слаженная совместная деятельность советника по воспитанию с коллективом классных руководителей позволяет не только выстроить воспитательный процесс в образовательной организации в соответствии с современными тенденциями, но и сформировать взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. В данном исследовании автор сделал первый шаг в анализе того, как классные руководители в целом оценивают деятельность советников по воспитанию, с кем, на их взгляд, получается выстроить эффективное взаимодействие, какие формы взаимодействия являются наиболее эффективными.
Респондентами, принявшими участие в исследовании, стали педагоги начальной школы (39%); классные руководители основной школы (34%), классные руководители старшей школы (16%), кураторы групп среднего профессионального образования (10%). Отдельный интерес вызывает различие в оценках по территориальному признаку. Все данные были проранжированы в соответствии с местонахождением образовательной организации респондентов (столица региона, город, сельская местность).
Так, средний балл удовлетворенности профессиональной деятельностью советника директора по воспитанию в образовательных организациях, находящихся в столице региона, составил 9,5 баллов (максимальный балл – 10). В школах, которые находятся в городской местности, средний балл составил 9,3 балла (максимальный балл – 10). В образовательных организациях, которые находятся в сельской местности степень удовлетворенности деятельностью советника директора по воспитанию составил 9,0 баллов (максимальный балл – 10).
Эффективность взаимодействия между классными руководителями и советниками директора по воспитанию классные руководители оценили следующим образом: в школах, расположенных в столице региона, 9,5 баллов (максимальный балл – 10 баллов), в школах, находящихся в городской местности, средний балл составил 9,3 балла (максимальный балл – 10 баллов), в школах, расположенных в сельской местности – 8,9 балла (максимальный балл 10). Респонденты отметили, что наиболее эффективно советники директора по воспитанию взаимодействуют с обучающимися (90%), с педагогами (78%). Эффективное взаимодействие советников директора по воспитанию с родителями (законными представителями) обучающихся отметили только 49% респондентов.
Среди эффективных форм взаимодействия советников директора по воспитанию с субъектами образовательного процесса классные руководители выделили внешкольные мероприятия (74%), внеурочную деятельность (71%), социальные сети (64%), классные часы (62%). Менее эффективной формой взаимодействия, по мнению классных руководителей, являются родительские собрания (41%).
Данное исследование демонстрирует достаточно высокий уровень взаимодействия между советниками директора по воспитанию и классными руководителями. Тем не менее видна разница в оценке деятельности советников директора по воспитанию в школах, расположенных в городской и сельской местности, что свидетельствует о сложностях введения должности советника директора по воспитанию в небольших сельских школах, которые связаны с недостаточной кадровой укомплектованностью, слабым материально-техническим оснащением, недостаточной осведомленностью администраций образовательных организаций о целях и задачах проекта «Навигаторы детства». Респонденты также отметили, что испытывают сложности в выстраивании взаимодействия с родительским сообществом; важно отметить, что сложности испытывают как советники по воспитанию, так и классные руководители.
В рамках исследования, основанного на проведении экспертных интервью с советниками директора по воспитанию и классными руководителями, были систематизированы ключевые методы оптимизации их профессионального взаимодействия. Выявленные стратегии структурированы следующим образом:
1. Совместное проектирование воспитательных мероприятий
Совместное планирование образовательно-воспитательных активностей, ориентированное на учет актуальных потребностей обучающихся, позволяет повысить качество воспитательных событий, привлечь к участию в событиях всех участников воспитательного процесса.
2. Интеграция классных часов в систему ценностно ориентированного диалога
Трансформация классных часов в интерактивную платформу для дискуссий, направленных на формирование мировоззренческих установок и этических ориентиров обучающихся, создает условия для конструктивной коммуникации между педагогами и обучающимися. Акцент смещается с организационных вопросов на рефлексию социально значимых тем.
3. Реализация проектного обучения как инструмента развития «мягких» навыков обучающихся
Внедрение проектно-исследовательской деятельности, координируемой советниками по воспитанию, способствует активизации критического мышления, креативности и самостоятельности обучающихся. Ключевыми элементами являются методическая поддержка педагогов, привлечение внешних ресурсов (социальных партнеров) и интеграция междисциплинарных связей.
4. Методическое обеспечение профессионального развития педагогов
Систематизация тренинговых программ, мастер-классов направлена на освоение классными руководителями инновационных воспитательных практик. Данный подход предполагает создание ресурсной базы для адаптации современных педагогических технологий.
5. Формирование модели взаимодействия «педагог – обучающийся – родитель»
Совместные воспитательные события с родительским сообществом способствуют консолидации воспитательных усилий школы и семьи. Эффективность модели подтверждается усилением коммуникативных связей и снижением уровня конфликтности в образовательной среде.
6. Создание доверительной коммуникативной среды
Установление психолого-педагогических условий для открытого диалога (конфиденциальные консультации, медиативные практики) идентифицируется как критически важный фактор успешности воспитательной работы. Данный аспект базируется на принципах гуманистической педагогики и личностно ориентированного подхода.
7. Цифровая трансформация воспитательного процесса
Внедрение цифровых инструментов помогает оптимизировать управление воспитательным процессом и обеспечивает прозрачность коммуникации с родителями, расширяя возможности дистанционного взаимодействия (вебинары, онлайн-проекты).
Данные стратегии позволяют создать эффективную систему взаимодействия между классными руководителями и советниками директоров по воспитанию, что в свою очередь положительно сказывается на воспитательном процессе в образовательных организациях.
Заключение
Взаимодействие советника директора по воспитанию с классными руководителями является системообразующим элементом современной образовательной среды. Реализация предложенных рекомендаций позволит не только выстроить единое воспитательное пространство в образовательной организации, но и укрепить связи между школой, семьей и социумом, повысить качество воспитательных событий. Эффективная кооперация классных руководителей и советников по воспитанию представляет собой не административно-распорядительную функцию, а стратегический механизм конструирования единого воспитательного пространства, направленного на интеграцию обучающихся в систему коллективных и социокультурных отношений. Синергия деятельности классных руководителей, реализующих непосредственное педагогическое сопровождение, со стратегическим проектированием воспитательных программ, входящим в компетенции советников по воспитанию, трансформирует образовательную организацию в платформу для реализации детских инициатив и воспитания гармонично развитой личности.