Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВЕТНИКА ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАНИЮ С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Боярская Ю.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южный федеральный университет»
Настоящее исследование направлено на анализ способов профессионального взаимодействия советников директоров по воспитанию с классными руководителями в контексте трансформации современных образовательных систем. В основу работы положены результаты эмпирического исследования, включающего анкетирование 687 представителей педагогического сообщества из 16 субъектов Российской Федерации. Методология объединила количественный анализ уровня удовлетворенности профессиональной деятельностью советников, оценку эффективности кооперации, а также идентификацию актуальных форм коммуникации между участниками образовательных отношений. В рамках исследования осуществлена систематизация успешных практик профессионального взаимодействия, базирующаяся на сопоставлении данных: стратифицированная выборка респондентов, контент-анализ открытых вопросов анкет и глубинное интервьюирование (советников по воспитанию и классных руководителей). В результате исследования сформулированы эффективные стратегии сотрудничества педагогов, такие как интеграция классных часов в систему ценностно ориентированного диалога, реализация проектного обучения как инструмента развития «мягких» навыков обучающихся, методическое обеспечение профессионального развития педагогов, формирование модели взаимодействия «педагог – обучающийся – родитель», создание доверительной коммуникативной среды, цифровая трансформация воспитательного процесса. Внедрение данных стратегий помогает создать оптимальную систему взаимодействия между классными руководителями и советниками директоров по воспитанию, что в свою очередь положительно сказывается на эффективности организации воспитательного процесса в образовательных организациях.
советник по директора воспитанию
классные руководители
воспитательный процесс
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. № 53. Ст. 7598. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 15.02.2025).
2. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/72192486/ (дата обращения: 15.02.2025).
3. Мудрик А.В., Никитская Е.А. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 2. С. 224-230. DOI: 10.24411/2073-3305-2021-2-224-230.
4. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1. С. 67-74. URL: https://zpu-journal.ru/zpu/2006_1/Zimniaia/11.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
5. Апиш М.Н., Начарова Л.А. Особенности организации разнообразных форм воспитательной работы // Символ науки. 2016. № 11-2. С. 86-89. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN-2016-11-2.pdf (дата обращения: 15.02.2025).
6. Николина В.В. Лощилова А.А., Аксёнов С.И., Арифулина Р.У., Катушенко О.А. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 569-590. DOI: 10.32744/pse.2021.5.39.
7. Лебедева И.В., Лощилова А.А. Модель профессионального профиля классного руководителя: форматы деятельности // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2021. № 3(3). С. 104-114. DOI: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-104-114 (дата обращения: 15.02.2025).
8. Николина В.В., Лощилова А.А. Критерии оценки эффективности воспитательной деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Вестник Мининского университета. 2024. Т. 12, № 4 (49). С. 6. DOI: 10.26795/2307-1281-2024-12-4-6.
9. Скрыпникова Е.М. Актуальные направления деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Вестник педагогических инноваций. 2023. № 3 (71). С. 90-101. DOI: 10.15293/1812-9463.2303.08.
10. Лаврентьева О.А., Скрыпникова Е.М., Дейч Б.А., Лаврентьева З.И. Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями: оценка ожиданий и потенциала совершенствования воспитательной работы с обучающимися // Science for Education Today. 2023. Т. 13, № 6. С. 7-29. DOI: 10.15293/2658-6762.2306.01.
11. Бетильмерзаева М.М., Мусханова И.В. Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 330-350. URL: https://pnojournal.wordpress.com/2023/05/01/betilmerzaeva-3/ (дата обращения: 25.02.2025).
12. Лаврентьева О.А. Компетентностная модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями // Социально-политические исследования. 2023. №3 (20). URL: https://spi.yspu.org/wp-content/uploads/sites/22/2023/11/SPI_2023-№3-110-124.pdf (дата обращения: 25.02.2025).
13. Горбачёв А.А., Чавыкина У.Г., Пикалов В.П. Педагогическая модель организации деятельности штаба воспитательной работы как социально-культурного феномена // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-3. С. 86-89 URL: https://gpa.cfuv.ru/attachments/article/3840/Выпуск%2058,%20часть%203,%202018%20г..pdf (дата обращения: 25.02.2025).
14. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С., Чугаева И.Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект // Образование и наука. 2023. № 3. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121.
15. Андреева Е.Е. Дефициты и перспективные направления партнерства школы и семьи: результаты прикладного исследования // Педагогическое образование в России. 2024. № 1. С. 8-20. URL: https://pedobrazovanie.ru/archive/2024/1/defitsity-i-perspektivnye-napravleniya-partnerstva-shkoly-i-semi-rezultaty-prikladnogo-issledovaniya (дата обращения: 25.02.2025).

Введение

Расширение границ воспитательной работы в школах и организациях среднего профессионального образования представляет собой стратегически значимый вектор развития современной системы образования, обусловленный трансформацией социально-культурных запросов общества и необходимостью формирования гармонично развитой личности в условиях глобальных вызовов. В контексте реализации национального проекта «Образование» [1] и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [2] актуализируется задача создания единого воспитательного пространства, интегрирующего формальные и неформальные практики, традиционные ценности и инновационные подходы.

Современная воспитательная парадигма, как подчеркивается в работах А.В. Мудрика, Е.А. Никитской, и И.А. Зимней, предполагает переход от фрагментарных мероприятий к системной деятельности, охватывающей когнитивный, эмоциональный и социальный аспекты развития обучающихся [3; 4]. Однако ключевой проблемой остается недостаточная координация действий между субъектами воспитательного процесса: администрацией, педагогами, родителями и детскими общественными объединениями. Это приводит к дублированию функций и снижению результативности работы педагогов.

В данной системе координат институт советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее советник по воспитанию) приобретает роль системообразующего элемента всей воспитательной системы. Его миссия заключается не только в методическом сопровождении воспитательных программ, но и в обеспечении синергии между участниками образовательных отношений. Особое значение приобретает взаимодействие советника по воспитанию с классными руководителями, которые, будучи непосредственными организаторами воспитательной деятельности на уровне класса, требуют ресурсной, информационной и психолого-педагогической поддержки.

Актуальность исследования определяется противоречием между декларируемой необходимостью интеграции воспитательных практик и недостаточной изученностью механизмов эффективного сотрудничества советников по воспитанию с классными руководителями.

Исследования в области деятельности классных руководителей в современной школе позволяют не только определить классного руководителя как педагога-наставника, сопровождающего индивидуальную траекторию развития ребенка, но и выявить те трудности и противоречия, с которыми сталкиваются классные руководители в своей деятельности (М.Н. Апиш, Л.А. Начарова [5], В.В. Николина, А.А. Лощилова., С.И. Аксёнов, Р.У. Арифулина, О.А. Катушенко [6], И.В. Лебедева, А.А. Лощилова [7]). В условиях новых вызовов, стоящих перед современной школой: цифровая трансформация образования, инклюзивное обучение, рост психологических нагрузок на детей, ключевая роль принадлежит классному руководителю. Сегодня он становится связующим звеном между обучающимися, родителями, педагогами и обществом, сочетая в себе функции менеджера, психолога и наставника. Классный руководитель формирует среду, где обучающиеся учатся сотрудничать, уважать различия и брать ответственность, становится первым, кто замечает изменения в поведении ребёнка.

Советник по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями представляет собой специализированную педагогическую позицию, ориентированную на расширение социально-коммуникативного опыта обучающихся и формирование их гражданских компетенций. Введение данной должности в образовательных организациях обусловлено необходимостью реализации стратегических приоритетов современной педагогики: оптимизации качества обучения, усиления воспитательного компонента в образовательном процессе, а также системной работы по формированию гражданской идентичности, нравственных ориентиров и традиционных ценностных установок у детей и молодежи.

Ключевыми функциональными задачами советника по воспитанию являются: активизация деятельности детских общественных объединений через организацию проектно-событийной повестки, сопровождение федеральных инициатив, включая формирование проектных детско-юношеских коллективов для участия в общероссийских социально-значимых акциях, методическое сопровождение классных руководителей в интеграции обучающихся в конкурсные, просветительские и волонтерские программы, внедрение инновационных воспитательных технологий, основанных на принципах персонализации, цифровизации и сетевого взаимодействия.

Важным аспектом деятельности советника является выполнение роли медиатора между субъектами образовательной экосистемы: администрацией, педагогическим коллективом, родительским сообществом и институтами гражданского общества. Это обеспечивает синергию воспитательных практик, минимизацию дублирования функций и повышение эффективности ценностно ориентированных образовательных стратегий.

Основные подходы к методике и технологии деятельности советников директора по воспитанию рассматриваются в работах В.В. Николиной, А.А. Лощиловой [8], Е.М. Скрыпниковой [9], О.А. Лаврентьевой, Б.А. Дейч, З.И. Лаврентьевой [10]. М.М. Бетильмерзаева и И.В. Мусханова исследуют вопросы компетенций советника директора по воспитанию, О.А. Лаврентьева рассматривает компетентностную модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями [11; 12].

Цель исследования – определить уровень взаимодействия между классными руководителями и советниками директора по воспитанию, выявить ключевые аспекты взаимодействия и разработать практические рекомендации по организации взаимодействия советника директора по воспитанию с классными руководителями.

Материалы и методы исследования

Первый этап исследования включал метод анкетирования и метод экспертных интервью, в 2024 г. изучено 687 анкет классных руководителей из 16 регионов, включая: Хабаровский край, Республика Бурятия; Пензенская область, Республика Татарстан; Ненецкий АО, Республика Карелия; Республика Северная Осетия – Алания, Ставропольский край; Иркутская область, Красноярский край; Свердловская область, Тюменская область; Воронежская область, Владимирская область; Краснодарский край, Ростовская область.

Были определены уровни удовлетворенности профессиональной деятельностью советников директора по воспитанию, эффективности взаимодействия, формы взаимодействия с участниками образовательных отношений.

Второй этап исследования включал в себя анализ и подбор форм и успешных стратегий взаимодействия советников директора по воспитанию с классными руководителями.

Результаты исследования и их обсуждение

Взаимодействие субъектов воспитательного процесса в современной образовательной организации является одним из ключевых вопросов. Одним из важных шагов для выстраивания взаимодействия является создание в образовательных организациях штабов воспитательной работы. Штаб воспитательной работы – это коллегиальный орган управления воспитательным процессом в образовательной организации. В состав штаба входят руководитель образовательной организации, заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по воспитанию, педагог-психолог и другие специалисты, занимающиеся вопросами воспитания. Работа штаба воспитательной работы позволяет координировать воспитательную работу в школе и оперативно решать текущие задачи. Штаб воспитательной работы занимается не только планированием воспитательной работы, но и координирует деятельность школьного ученического самоуправления, детских общественных объединений, функционирующих на базе образовательной организации и др. [13]. Отдельным направлением взаимодействия субъектов воспитательного процесса является взаимодействие с родительским сообществом. В процессе интервьюирования педагоги отмечали недостаточную информированность родителей о жизни школы и, как следствие, недостаточную включенность в воспитательный процесс. Сегодня «Взаимодействие с родителями» является инвариантным модулем рабочей программы воспитания. Советник по воспитанию совместно с заместителем директора по воспитательной работе и администрацией образовательной организации выявляет и формирует родительский актив информирует родителей о воспитательных событиях школы, реализации федеральных проектов и программ, деятельности детских общественных объединений, консультирует классных руководителей по обновлению форматов взаимодействия с родительским сообществом. В образовательных организациях используются различные формы взаимодействия с родителями (индивидуальные, групповые). Создание Всероссийского родительского комитета, совместные детско-родительские мероприятия, создание родительских сообществ, ведение родительских чатов – всё это является важными решениями на пути выстраивания эффективной коммуникации с родительским сообществом [14; 15]. Слаженная совместная деятельность советника по воспитанию с коллективом классных руководителей позволяет не только выстроить воспитательный процесс в образовательной организации в соответствии с современными тенденциями, но и сформировать взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. В данном исследовании автор сделал первый шаг в анализе того, как классные руководители в целом оценивают деятельность советников по воспитанию, с кем, на их взгляд, получается выстроить эффективное взаимодействие, какие формы взаимодействия являются наиболее эффективными.

Респондентами, принявшими участие в исследовании, стали педагоги начальной школы (39%); классные руководители основной школы (34%), классные руководители старшей школы (16%), кураторы групп среднего профессионального образования (10%). Отдельный интерес вызывает различие в оценках по территориальному признаку. Все данные были проранжированы в соответствии с местонахождением образовательной организации респондентов (столица региона, город, сельская местность).

Так, средний балл удовлетворенности профессиональной деятельностью советника директора по воспитанию в образовательных организациях, находящихся в столице региона, составил 9,5 баллов (максимальный балл – 10). В школах, которые находятся в городской местности, средний балл составил 9,3 балла (максимальный балл – 10). В образовательных организациях, которые находятся в сельской местности степень удовлетворенности деятельностью советника директора по воспитанию составил 9,0 баллов (максимальный балл – 10).

Эффективность взаимодействия между классными руководителями и советниками директора по воспитанию классные руководители оценили следующим образом: в школах, расположенных в столице региона, 9,5 баллов (максимальный балл – 10 баллов), в школах, находящихся в городской местности, средний балл составил 9,3 балла (максимальный балл – 10 баллов), в школах, расположенных в сельской местности – 8,9 балла (максимальный балл 10). Респонденты отметили, что наиболее эффективно советники директора по воспитанию взаимодействуют с обучающимися (90%), с педагогами (78%). Эффективное взаимодействие советников директора по воспитанию с родителями (законными представителями) обучающихся отметили только 49% респондентов.

Среди эффективных форм взаимодействия советников директора по воспитанию с субъектами образовательного процесса классные руководители выделили внешкольные мероприятия (74%), внеурочную деятельность (71%), социальные сети (64%), классные часы (62%). Менее эффективной формой взаимодействия, по мнению классных руководителей, являются родительские собрания (41%).

Данное исследование демонстрирует достаточно высокий уровень взаимодействия между советниками директора по воспитанию и классными руководителями. Тем не менее видна разница в оценке деятельности советников директора по воспитанию в школах, расположенных в городской и сельской местности, что свидетельствует о сложностях введения должности советника директора по воспитанию в небольших сельских школах, которые связаны с недостаточной кадровой укомплектованностью, слабым материально-техническим оснащением, недостаточной осведомленностью администраций образовательных организаций о целях и задачах проекта «Навигаторы детства». Респонденты также отметили, что испытывают сложности в выстраивании взаимодействия с родительским сообществом; важно отметить, что сложности испытывают как советники по воспитанию, так и классные руководители.

В рамках исследования, основанного на проведении экспертных интервью с советниками директора по воспитанию и классными руководителями, были систематизированы ключевые методы оптимизации их профессионального взаимодействия. Выявленные стратегии структурированы следующим образом:

1. Совместное проектирование воспитательных мероприятий

Совместное планирование образовательно-воспитательных активностей, ориентированное на учет актуальных потребностей обучающихся, позволяет повысить качество воспитательных событий, привлечь к участию в событиях всех участников воспитательного процесса.

2. Интеграция классных часов в систему ценностно ориентированного диалога

Трансформация классных часов в интерактивную платформу для дискуссий, направленных на формирование мировоззренческих установок и этических ориентиров обучающихся, создает условия для конструктивной коммуникации между педагогами и обучающимися. Акцент смещается с организационных вопросов на рефлексию социально значимых тем.

3. Реализация проектного обучения как инструмента развития «мягких» навыков обучающихся

Внедрение проектно-исследовательской деятельности, координируемой советниками по воспитанию, способствует активизации критического мышления, креативности и самостоятельности обучающихся. Ключевыми элементами являются методическая поддержка педагогов, привлечение внешних ресурсов (социальных партнеров) и интеграция междисциплинарных связей.

4. Методическое обеспечение профессионального развития педагогов

Систематизация тренинговых программ, мастер-классов направлена на освоение классными руководителями инновационных воспитательных практик. Данный подход предполагает создание ресурсной базы для адаптации современных педагогических технологий.

5. Формирование модели взаимодействия «педагог – обучающийся – родитель»

Совместные воспитательные события с родительским сообществом способствуют консолидации воспитательных усилий школы и семьи. Эффективность модели подтверждается усилением коммуникативных связей и снижением уровня конфликтности в образовательной среде.

6. Создание доверительной коммуникативной среды

Установление психолого-педагогических условий для открытого диалога (конфиденциальные консультации, медиативные практики) идентифицируется как критически важный фактор успешности воспитательной работы. Данный аспект базируется на принципах гуманистической педагогики и личностно ориентированного подхода.

7. Цифровая трансформация воспитательного процесса

Внедрение цифровых инструментов помогает оптимизировать управление воспитательным процессом и обеспечивает прозрачность коммуникации с родителями, расширяя возможности дистанционного взаимодействия (вебинары, онлайн-проекты).

Данные стратегии позволяют создать эффективную систему взаимодействия между классными руководителями и советниками директоров по воспитанию, что в свою очередь положительно сказывается на воспитательном процессе в образовательных организациях.

Заключение

Взаимодействие советника директора по воспитанию с классными руководителями является системообразующим элементом современной образовательной среды. Реализация предложенных рекомендаций позволит не только выстроить единое воспитательное пространство в образовательной организации, но и укрепить связи между школой, семьей и социумом, повысить качество воспитательных событий. Эффективная кооперация классных руководителей и советников по воспитанию представляет собой не административно-распорядительную функцию, а стратегический механизм конструирования единого воспитательного пространства, направленного на интеграцию обучающихся в систему коллективных и социокультурных отношений. Синергия деятельности классных руководителей, реализующих непосредственное педагогическое сопровождение, со стратегическим проектированием воспитательных программ, входящим в компетенции советников по воспитанию, трансформирует образовательную организацию в платформу для реализации детских инициатив и воспитания гармонично развитой личности.


Библиографическая ссылка

Боярская Ю.В. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОВЕТНИКА ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАНИЮ С КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ: КЛЮЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 4. С. 103-107;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40372 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40372

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674