Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ESSENCE AND STRUCTURE OF SOCIAL HEALTH OF STUDENTS

Akoev A.R. 1 Malieva Z.K. 1
1 North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov
In the modern conditions of informatization of society, the relevance of studying the problem of students’ social health increases significantly. This is due to the growing influence of the Internet and information technology on almost all spheres of human life, leading to the transformation of communication skills, disruption of interpersonal relationships, and difficulty in the processes of adaptation and socialization. In this regard, the priority task of the education system is the development of students’ social health. The purpose of the study is to comprehensively study the essence of students’ social health and identify criteria for its assessment. To achieve this goal, the following methods were used: theoretical (analysis, modeling, comparison and generalization) and empirical (observation, conversation, questionnaires). In the course of the study of students’ social health was determined as a complex multi-level dynamic state of the individual, formed in the process of communication and interaction with others and allowing them to successfully adapt to environmental conditions, establish harmonious relationships, and actively participate in public life. The integral criteria for assessing the level of students’ social health are specified: social adaptability, personal maturity, self-actualization, social activity. Based on the identified criteria, diagnostics were conducted, the results of which revealed an average level of social health in most students. They were distinguished by conformity, external agreement with the values ​​and norms of the group; in some cases, they experienced difficulties in communication, conflict resolution and adaptation to new situations. The research materials allow us to determine possible risks in the process of socialization of students and determine optimal strategies for solving key problems arising in the sphere of interpersonal relations.
social health
components of social health
diagnostics of social health
social maturity
students

Введение

В современном мире возрастает потребность в специалистах, обладающих не только профессиональными знаниями, но и способностями к взаимодействию, конструктивной коммуникации и самореализации в условиях быстро меняющегося мира. Известно, что социальное здоровье является гарантом благополучия личности в обществе, позволяя ей успешно сотрудничать с другими, добиваться намеченных целей, адаптироваться в изменяющихся условиях, реализовываться в профессиональном и личностном плане. Поэтому стратегическим ориентиром воспитания становится формирование целеустремленной, ответственной личности, осознающей себя частью коллектива, способной помогать другим, вносить свой вклад в общее дело. Однако происходящие в современном обществе информатизация и компьютеризация практически всех областей деятельности человека, его переход в пространство виртуального общения привели к деформациям коммуникативных навыков, разрушению межличностных связей в реальном мире. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Н.П. Сетко, О.М. Ждановой, А.Г. Сетко, в котором 89,5% студентов без признаков интернет-зависимости и 77,8% студентов с интернет-зависимостью продемонстрировали средний уровень социального здоровья, характеризующийся конформным социальным функционированием, скрытым неприятием социального окружения; лишь у 10,5% студентов без признаков интернет-зависимости и у 5,6% интернет-зависимых студентов зарегистрирован высокий уровень социального функционирования, отражающий адаптированность в социальной среде [1]. В связи с этим проблема формирования социального здоровья студенческой молодежи становится одной из актуальных в современном обществе.

Целью исследования является выявление сущности и структуры социального здоровья студентов.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовались теоретические методы исследования, включающие анализ литературы по педагогике, психологии, социологии; моделирование; сравнение; обобщение, которые расширили понимание сущности социального здоровья студентов и позволили выделить в его структуре четыре интегральных критерия, необходимых для проведения диагностики. Диагностику уровня социального здоровья осуществляли с помощью методики Е.В. Цикалюк [2]. Кроме этого, для оценки выделенных критериев социального здоровья использовали такие методы, как наблюдение, беседа, а также:

− методику диагностики личностной зрелости В.А. Руженкова, В.В. Руженковой, И.С. Лукьянцевой [3];

− методику исследования адаптированности студентов в вузе Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой [4];

− методику исследования уровня самоактуализации личности [5];

− методику диагностики компонентов социально-ориентированной активности Р.М. Шамионова, М.В. Григорьевой [6].

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе теоретического анализа работ [7-10] было установлено, что социальное здоровье личности представляет собой один из важнейших аспектов общего здоровья, который включает способность продуктивно взаимодействовать с окружающими, строить гармоничные отношения, а также быть активным и ответственным членом общества.

В психологии социальное здоровье рассматривается как необходимое условие для успешной адаптации личности в обществе [11], подчеркиваются важность межличностных отношений, взаимодействий и баланса между внутренними импульсами личности и требованиями общества для поддержания ее психического и социального благополучия (З. Фрейд [12]), необходимость удовлетворения социальных потребностей (например, потребности в принадлежности и любви, в уважении и признании) для достижения высокого уровня психологического благополучия личности; обосновывается взаимосвязь между уровнем социального здоровья и самореализацией личности (А. Маслоу [13, с. 66–82]). Р.В. Овчарова рассматривает социальное здоровье как многогранный процесс, в котором важны не только соблюдение внешних норм и адаптация к условиям, но и сохранение внутреннего контроля, уникальности и способности к саморегуляции. В этом контексте социальное здоровье становится важной составляющей общей психоэмоциональной гармонии личности и ее благополучия в обществе [14, с. 38].

В педагогике социальное здоровье рассматривается как ключевой фактор, обусловливающий гармоничность взаимоотношений в обществе, социальное благополучие ребенка и детского коллектива. Неумение общаться и взаимодействовать с другими приводит к снижению самооценки, утрате уверенности в себе, развитию депрессии и апатии, а также к потере мотивации и желания добиваться целей в жизни, что негативно отражается не только на индивидуальном благополучии обучающихся, но и на обществе в целом [15]. Л.А. Байкова рассматривает социальное здоровье человека как важное личностное новообразование, которое развивается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром [16, с. 26]. Социальное здоровье как совокупность нравственных ценностей, установок и мотивов деятельности, обеспечивающих установление гармоничных взаимоотношений человека, рассматривают Э.И. Поднебесная [17], Е.Н. Приступа [18, с. 266].

В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы были выделены 4 интегральных критерия, определяющих социальное здоровье личности: социальная адаптированность, личностная зрелость, самоактуализация, социальная активность.

Социальная адаптированность представляет собой способность человека успешно интегрироваться в социальную среду, эффективно взаимодействовать с окружающими, воспринимать и соблюдать социальные нормы и ценности, а также адаптироваться к изменениям в обществе и его требованиям. В образовательном процессе социальная адаптированность студентов проявляется в способности эффективно интегрироваться в различные социальные группы, взаимодействовать с преподавателями, однокурсниками и другими участниками учебной и внеучебной среды. Это важное качество, которое помогает преодолевать трудности и добиваться успеха в любых обстоятельствах. У.Д. Антипина, С.Н. Алексеева, О.Н. Дмитриева в качестве основных аспектов адаптированности, определяющих успешность межличностных отношений студентов, приводят эмоциональную устойчивость, стрессоустойчивость, гибкость мышления, самообладание, целеустремленность, мотивированность, социальную ответственность [19].

Социальная зрелость, по мнению И.С. Кона, проявляется в способности человека достигать гармонии внутри себя, адекватно воспринимать окружающих, сотрудничать с ними, играть «взрослые» роли и нести вытекающую из них ответственность. Важно, что социальная зрелость не является конечной стадией, а представляет собой динамичный процесс развития, в котором важными аспектами являются самостоятельность и рефлексия [20, с. 126–128]. Р.И. Погорова определяет данный феномен как характеристику личности студента, которая проявляется в его стремлении и способности к самореализации посредством изменения социальной реальности во взаимодействии с другими людьми или группами в соответствии с культурно-историческими условиями [21]. Конкретизируя данные качества, О.А. Фиофанова определяет меру социальной зрелости через ответственность, самостоятельность и нравственность личности [22, с. 32–41].

Самоактуализация представляет собой процесс реализации и максимального раскрытия личного потенциала человека, стремление к полной самореализации и достижению высших целей в жизни. Самоактуализация играет ключевую роль в формировании социального здоровья студентов, поскольку она способствует не только личностному росту, но и эффективной адаптации в социальной среде, установлению гармоничных отношений с окружающими и психоэмоциональной устойчивости. Л.А. Байкова выделила самоактуализацию в качестве критерия социального здоровья личности [23]. Важное значение в контексте данного исследования имеет то, что в процессе самоактуализации развиваются ключевые компоненты социального здоровья (эмпатия, навыки сотрудничества, конструктивного общения и разрешения конфликтов), укрепляется уверенность в своих силах, снижается тревожность [13, с. 210–218].

Социальная активность включает в себя не только реакцию на происходящие события, но и активное стремление влиять на общественные процессы и условия, что отражает важность инициативы, стремления к улучшению социальной реальности и готовности к конструктивным изменениям [24]. Она может выражаться в различных формах межличностного взаимодействия: в социально значимых мероприятиях, гражданской активности личности, в виртуальной среде [25].

Проекция специфических характеристик социального здоровья на целостную структуру личности дает возможность выделить совокупность когнитивного, эмоционального, духовно-нравственного, мотивационно-волевого и поведенческого компонентов исследуемого феномена.

Когнитивный компонент социального здоровья студентов связан с восприятием, осознанием и оценкой ситуаций, возникающих в образовательном процессе в ходе общения и взаимодействия с другими. Этот компонент включает в себя: способность анализировать и адекватно реагировать на ситуации, возникающие в общении с другими студентами, преподавателями и административным персоналом; умение оценивать различные точки зрения и понимать причины и последствия определенных социально-психологических событий (например, групповых конфликтов, общения в команде, отношений с преподавателями); понимать свои обязанности, роль и ответственность в учебной и социальной среде вуза; планировать и организовывать свою учебную и социальную жизнь таким образом, чтобы добиваться успехов в обеих сферах; знать и понимать социальные нормы, ценности и этикет, которые регулируют поведение в пространстве вуза; осознавать свое положение в семье, в обществе, в рамках групповой или культурной идентичности.

Эмоциональный компонент социального здоровья студентов представляет собой способность понимать, контролировать и адаптировать свои эмоциональные реакции в контексте социальных взаимодействий. Эмоции играют ключевую роль в установлении и поддержании отношений, а также в регулировании взаимодействия с окружающим миром [26]. В частности, для студентов данный компонент проявляется в способности: сохранять спокойствие и внутреннее равновесие в стрессовых, конфликтных или неопределенных ситуациях; быстро восстанавливаться после неудач или разочарований (например, плохих оценок, социальной изоляции или конфликтов с друзьями); чувствовать и понимать переживания сверстников, преподавателей и других людей в сообществе; сохранять позитивный настрой даже в сложных ситуациях; понимать и разделять эмоции других людей.

Духовно-нравственный компонент социального здоровья студентов включает моральные ценности, принципы и нормы, которые формируют отношение студентов к окружающим и влияют на качество межличностных отношений. Содержание данного компонента включает, с одной стороны, базовые принципы (честность, достоинство, справедливость, жизнь, гуманизм, добро, любовь), а с другой – духовно-нравственные ценности, имеющие значение для граждан конкретного государства (любовь к Родине, коллективизм, верность героическому прошлому и лучшим традициям, готовность к защите Отечества, признание и сохранение великого духовного наследия России и др.) [27].

Мотивационно-волевой компонент социального здоровья включает мотивы, цели, внутренние установки, способность студентов справляться с трудностями. Показателями мотивационно-волевого компонента студентов являются: умение ставить перед собой цели как в учебе, так и в общественной жизни; стремление к получению знаний, достижению профессиональных успехов, а также к личностному росту; мотивация к социальному взаимодействию, участию в жизни учебного коллектива и общественной деятельности; способность проявлять упорство и настойчивость в достижении долгосрочных целей, таких как успешная учеба, несмотря на временные трудности или скучные задачи; умение продуктивно организовывать свое время, избегать прокрастинации и выполнять задачи в срок.

Поведенческий компонент социального здоровья студентов охватывает практическую сторону их взаимодействия с окружающим миром. Он включает совокупность навыков, умений и привычек, которые проявляются в реальных действиях и поступках, способствующих установлению и поддержанию гармоничных отношений, таких как: коммуникативные навыки, позволяющие ясно выражать свои мысли, слушать, понимать и учитывать мнение других, а также участвовать в совместных проектах, групповых заданиях и научных исследованиях, конференциях, в культурных и волонтерских мероприятиях; умение разрешать конфликты, находить компромиссы и избегать эскалации агрессии; умение выстраивать доверительные отношения с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками университета; умение адаптироваться к новым условиям учебного процесса (например, онлайн-обучению, смешанным форматам обучения).

Данные компоненты и интегральные критерии определили выбор диагностических методик экспериментального исследования, в ходе которого высокий уровень социального здоровья был зафиксирован у 18% студентов факультета физической культуры и спорта, 14% студентов факультета математики и компьютерных наук, 16% студентов исторического факультета. Обучающиеся быстро адаптировались к условиям образовательного процесса, проявляли социальную активность, были удовлетворены предоставляемыми условиями.

Средний уровень социального здоровья был выявлен у 69% студентов факультета физической культуры и спорта, 62% студентов факультета математики и компьютерных наук, 61% студентов исторического факультетов. Эти обучающиеся отличались склонностью к конформизму, отсутствием критического подхода к мнению большинства, внешним согласием с ценностями и нормами своей группы, сдержанностью в выражении своих взглядов, действий и личной позиции, а также скрытым неприятием своего социального окружения.

Низкий уровень социального здоровья был зафиксирован у 11% студентов факультета физической культуры и спорта, 21% студентов факультета математики и компьютерных наук, 19% студентов исторического факультетов. Обучающиеся характеризовались пассивностью в социальных взаимодействиях; сопротивлением изменениям; нежеланием изменять свои негативные привычки, отношение к другим людям; попустительством, равнодушием к общественным делам, безответственностью, неспособностью адаптировать поведение к новым социальным ситуациям.

Уровень социального нездоровья (или асоциальности) был выявлен у 2% студентов факультета физической культуры и спорта, 3% студентов факультета математики и компьютерных наук, 4% студентов исторического факультетов. Обучающиеся характеризовались слабой адаптированностью; игнорированием социальных требований; невыполнением требований педагогов; дистанцированием от других; непониманием важности социальных норм и отсутствием стремления к установлению здоровых социальных связей.

В ходе исследования не было обнаружено студентов на уровне социальной болезни (или антисоциальности), характеризующихся враждебностью, негативным отношением к окружающим; агрессией; презрением к общественным нормам и открытым неприятием тех, кто придерживается этих норм; ориентированностью на антисоциальные ценности; деятельностью, направленной на разрушение или подрыв общественного порядка.

Заключение

В ходе исследования наилучшие результаты показали обучающиеся факультета физической культуры и спорта. Это связано с тем, что студенты данного факультета часто участвуют в командных видах спорта, групповых тренировках и спортивных мероприятиях, что способствует развитию командного духа, сотрудничества и взаимопомощи. Однако физическая активность не только способствует улучшению физического здоровья, но и положительно влияет на психоэмоциональное состояние. Студенты, занимающиеся спортом, как правило, имеют более высокую самооценку, более высокий уровень уверенности в себе, что помогает им легче адаптироваться к учебным и социальным условиям.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в целом большинство студентов обладают средним уровнем социального здоровья. Они социально адаптированы, однако их поведение отличается конформностью, отсутствием активной жизненной позиции, внешним согласием с ценностями и нормами большинства, с общими установками, что может свидетельствовать о недостаточной самостоятельности, пассивности в общественно значимой деятельности.

Таким образом, социальное здоровье обучающихся представляет собой многоуровневое динамическое состояние личности, формирующееся в процессе общения и взаимодействия с другими и позволяющее ей успешно адаптироваться к условиям среды, устанавливать гармоничные взаимоотношения, активно участвовать в общественной жизни. Для поддержания социального здоровья студентов необходимы развитие коммуникативных навыков, эмпатии, нравственных качеств; создание условий для самореализации личности. Структура социального здоровья личности включает когнитивный, эмоциональный, духовно-нравственный, мотивационно-волевой и поведенческий компоненты. Интегральными критериями оценки социального здоровья являются: социальная адаптированность, личностная зрелость, самоактуализация, социальная активность.

Материалы исследования позволяют определить возможные риски в процессе социализации обучающихся и открывают возможности для определения оптимальных стратегий решения основных проблем, возникающих в сфере межличностных отношений, создания условий для успешной адаптации студентов в образовательной среде и их дальнейшей интеграции в общество.