Введение
В современном мире возрастает потребность в специалистах, обладающих не только профессиональными знаниями, но и способностями к взаимодействию, конструктивной коммуникации и самореализации в условиях быстро меняющегося мира. Известно, что социальное здоровье является гарантом благополучия личности в обществе, позволяя ей успешно сотрудничать с другими, добиваться намеченных целей, адаптироваться в изменяющихся условиях, реализовываться в профессиональном и личностном плане. Поэтому стратегическим ориентиром воспитания становится формирование целеустремленной, ответственной личности, осознающей себя частью коллектива, способной помогать другим, вносить свой вклад в общее дело. Однако происходящие в современном обществе информатизация и компьютеризация практически всех областей деятельности человека, его переход в пространство виртуального общения привели к деформациям коммуникативных навыков, разрушению межличностных связей в реальном мире. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Н.П. Сетко, О.М. Ждановой, А.Г. Сетко, в котором 89,5% студентов без признаков интернет-зависимости и 77,8% студентов с интернет-зависимостью продемонстрировали средний уровень социального здоровья, характеризующийся конформным социальным функционированием, скрытым неприятием социального окружения; лишь у 10,5% студентов без признаков интернет-зависимости и у 5,6% интернет-зависимых студентов зарегистрирован высокий уровень социального функционирования, отражающий адаптированность в социальной среде [1]. В связи с этим проблема формирования социального здоровья студенческой молодежи становится одной из актуальных в современном обществе.
Целью исследования является выявление сущности и структуры социального здоровья студентов.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования использовались теоретические методы исследования, включающие анализ литературы по педагогике, психологии, социологии; моделирование; сравнение; обобщение, которые расширили понимание сущности социального здоровья студентов и позволили выделить в его структуре четыре интегральных критерия, необходимых для проведения диагностики. Диагностику уровня социального здоровья осуществляли с помощью методики Е.В. Цикалюк [2]. Кроме этого, для оценки выделенных критериев социального здоровья использовали такие методы, как наблюдение, беседа, а также:
− методику диагностики личностной зрелости В.А. Руженкова, В.В. Руженковой, И.С. Лукьянцевой [3];
− методику исследования адаптированности студентов в вузе Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой [4];
− методику исследования уровня самоактуализации личности [5];
− методику диагностики компонентов социально-ориентированной активности Р.М. Шамионова, М.В. Григорьевой [6].
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе теоретического анализа работ [7-10] было установлено, что социальное здоровье личности представляет собой один из важнейших аспектов общего здоровья, который включает способность продуктивно взаимодействовать с окружающими, строить гармоничные отношения, а также быть активным и ответственным членом общества.
В психологии социальное здоровье рассматривается как необходимое условие для успешной адаптации личности в обществе [11], подчеркиваются важность межличностных отношений, взаимодействий и баланса между внутренними импульсами личности и требованиями общества для поддержания ее психического и социального благополучия (З. Фрейд [12]), необходимость удовлетворения социальных потребностей (например, потребности в принадлежности и любви, в уважении и признании) для достижения высокого уровня психологического благополучия личности; обосновывается взаимосвязь между уровнем социального здоровья и самореализацией личности (А. Маслоу [13, с. 66–82]). Р.В. Овчарова рассматривает социальное здоровье как многогранный процесс, в котором важны не только соблюдение внешних норм и адаптация к условиям, но и сохранение внутреннего контроля, уникальности и способности к саморегуляции. В этом контексте социальное здоровье становится важной составляющей общей психоэмоциональной гармонии личности и ее благополучия в обществе [14, с. 38].
В педагогике социальное здоровье рассматривается как ключевой фактор, обусловливающий гармоничность взаимоотношений в обществе, социальное благополучие ребенка и детского коллектива. Неумение общаться и взаимодействовать с другими приводит к снижению самооценки, утрате уверенности в себе, развитию депрессии и апатии, а также к потере мотивации и желания добиваться целей в жизни, что негативно отражается не только на индивидуальном благополучии обучающихся, но и на обществе в целом [15]. Л.А. Байкова рассматривает социальное здоровье человека как важное личностное новообразование, которое развивается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром [16, с. 26]. Социальное здоровье как совокупность нравственных ценностей, установок и мотивов деятельности, обеспечивающих установление гармоничных взаимоотношений человека, рассматривают Э.И. Поднебесная [17], Е.Н. Приступа [18, с. 266].
В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы были выделены 4 интегральных критерия, определяющих социальное здоровье личности: социальная адаптированность, личностная зрелость, самоактуализация, социальная активность.
Социальная адаптированность представляет собой способность человека успешно интегрироваться в социальную среду, эффективно взаимодействовать с окружающими, воспринимать и соблюдать социальные нормы и ценности, а также адаптироваться к изменениям в обществе и его требованиям. В образовательном процессе социальная адаптированность студентов проявляется в способности эффективно интегрироваться в различные социальные группы, взаимодействовать с преподавателями, однокурсниками и другими участниками учебной и внеучебной среды. Это важное качество, которое помогает преодолевать трудности и добиваться успеха в любых обстоятельствах. У.Д. Антипина, С.Н. Алексеева, О.Н. Дмитриева в качестве основных аспектов адаптированности, определяющих успешность межличностных отношений студентов, приводят эмоциональную устойчивость, стрессоустойчивость, гибкость мышления, самообладание, целеустремленность, мотивированность, социальную ответственность [19].
Социальная зрелость, по мнению И.С. Кона, проявляется в способности человека достигать гармонии внутри себя, адекватно воспринимать окружающих, сотрудничать с ними, играть «взрослые» роли и нести вытекающую из них ответственность. Важно, что социальная зрелость не является конечной стадией, а представляет собой динамичный процесс развития, в котором важными аспектами являются самостоятельность и рефлексия [20, с. 126–128]. Р.И. Погорова определяет данный феномен как характеристику личности студента, которая проявляется в его стремлении и способности к самореализации посредством изменения социальной реальности во взаимодействии с другими людьми или группами в соответствии с культурно-историческими условиями [21]. Конкретизируя данные качества, О.А. Фиофанова определяет меру социальной зрелости через ответственность, самостоятельность и нравственность личности [22, с. 32–41].
Самоактуализация представляет собой процесс реализации и максимального раскрытия личного потенциала человека, стремление к полной самореализации и достижению высших целей в жизни. Самоактуализация играет ключевую роль в формировании социального здоровья студентов, поскольку она способствует не только личностному росту, но и эффективной адаптации в социальной среде, установлению гармоничных отношений с окружающими и психоэмоциональной устойчивости. Л.А. Байкова выделила самоактуализацию в качестве критерия социального здоровья личности [23]. Важное значение в контексте данного исследования имеет то, что в процессе самоактуализации развиваются ключевые компоненты социального здоровья (эмпатия, навыки сотрудничества, конструктивного общения и разрешения конфликтов), укрепляется уверенность в своих силах, снижается тревожность [13, с. 210–218].
Социальная активность включает в себя не только реакцию на происходящие события, но и активное стремление влиять на общественные процессы и условия, что отражает важность инициативы, стремления к улучшению социальной реальности и готовности к конструктивным изменениям [24]. Она может выражаться в различных формах межличностного взаимодействия: в социально значимых мероприятиях, гражданской активности личности, в виртуальной среде [25].
Проекция специфических характеристик социального здоровья на целостную структуру личности дает возможность выделить совокупность когнитивного, эмоционального, духовно-нравственного, мотивационно-волевого и поведенческого компонентов исследуемого феномена.
Когнитивный компонент социального здоровья студентов связан с восприятием, осознанием и оценкой ситуаций, возникающих в образовательном процессе в ходе общения и взаимодействия с другими. Этот компонент включает в себя: способность анализировать и адекватно реагировать на ситуации, возникающие в общении с другими студентами, преподавателями и административным персоналом; умение оценивать различные точки зрения и понимать причины и последствия определенных социально-психологических событий (например, групповых конфликтов, общения в команде, отношений с преподавателями); понимать свои обязанности, роль и ответственность в учебной и социальной среде вуза; планировать и организовывать свою учебную и социальную жизнь таким образом, чтобы добиваться успехов в обеих сферах; знать и понимать социальные нормы, ценности и этикет, которые регулируют поведение в пространстве вуза; осознавать свое положение в семье, в обществе, в рамках групповой или культурной идентичности.
Эмоциональный компонент социального здоровья студентов представляет собой способность понимать, контролировать и адаптировать свои эмоциональные реакции в контексте социальных взаимодействий. Эмоции играют ключевую роль в установлении и поддержании отношений, а также в регулировании взаимодействия с окружающим миром [26]. В частности, для студентов данный компонент проявляется в способности: сохранять спокойствие и внутреннее равновесие в стрессовых, конфликтных или неопределенных ситуациях; быстро восстанавливаться после неудач или разочарований (например, плохих оценок, социальной изоляции или конфликтов с друзьями); чувствовать и понимать переживания сверстников, преподавателей и других людей в сообществе; сохранять позитивный настрой даже в сложных ситуациях; понимать и разделять эмоции других людей.
Духовно-нравственный компонент социального здоровья студентов включает моральные ценности, принципы и нормы, которые формируют отношение студентов к окружающим и влияют на качество межличностных отношений. Содержание данного компонента включает, с одной стороны, базовые принципы (честность, достоинство, справедливость, жизнь, гуманизм, добро, любовь), а с другой – духовно-нравственные ценности, имеющие значение для граждан конкретного государства (любовь к Родине, коллективизм, верность героическому прошлому и лучшим традициям, готовность к защите Отечества, признание и сохранение великого духовного наследия России и др.) [27].
Мотивационно-волевой компонент социального здоровья включает мотивы, цели, внутренние установки, способность студентов справляться с трудностями. Показателями мотивационно-волевого компонента студентов являются: умение ставить перед собой цели как в учебе, так и в общественной жизни; стремление к получению знаний, достижению профессиональных успехов, а также к личностному росту; мотивация к социальному взаимодействию, участию в жизни учебного коллектива и общественной деятельности; способность проявлять упорство и настойчивость в достижении долгосрочных целей, таких как успешная учеба, несмотря на временные трудности или скучные задачи; умение продуктивно организовывать свое время, избегать прокрастинации и выполнять задачи в срок.
Поведенческий компонент социального здоровья студентов охватывает практическую сторону их взаимодействия с окружающим миром. Он включает совокупность навыков, умений и привычек, которые проявляются в реальных действиях и поступках, способствующих установлению и поддержанию гармоничных отношений, таких как: коммуникативные навыки, позволяющие ясно выражать свои мысли, слушать, понимать и учитывать мнение других, а также участвовать в совместных проектах, групповых заданиях и научных исследованиях, конференциях, в культурных и волонтерских мероприятиях; умение разрешать конфликты, находить компромиссы и избегать эскалации агрессии; умение выстраивать доверительные отношения с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками университета; умение адаптироваться к новым условиям учебного процесса (например, онлайн-обучению, смешанным форматам обучения).
Данные компоненты и интегральные критерии определили выбор диагностических методик экспериментального исследования, в ходе которого высокий уровень социального здоровья был зафиксирован у 18% студентов факультета физической культуры и спорта, 14% студентов факультета математики и компьютерных наук, 16% студентов исторического факультета. Обучающиеся быстро адаптировались к условиям образовательного процесса, проявляли социальную активность, были удовлетворены предоставляемыми условиями.
Средний уровень социального здоровья был выявлен у 69% студентов факультета физической культуры и спорта, 62% студентов факультета математики и компьютерных наук, 61% студентов исторического факультетов. Эти обучающиеся отличались склонностью к конформизму, отсутствием критического подхода к мнению большинства, внешним согласием с ценностями и нормами своей группы, сдержанностью в выражении своих взглядов, действий и личной позиции, а также скрытым неприятием своего социального окружения.
Низкий уровень социального здоровья был зафиксирован у 11% студентов факультета физической культуры и спорта, 21% студентов факультета математики и компьютерных наук, 19% студентов исторического факультетов. Обучающиеся характеризовались пассивностью в социальных взаимодействиях; сопротивлением изменениям; нежеланием изменять свои негативные привычки, отношение к другим людям; попустительством, равнодушием к общественным делам, безответственностью, неспособностью адаптировать поведение к новым социальным ситуациям.
Уровень социального нездоровья (или асоциальности) был выявлен у 2% студентов факультета физической культуры и спорта, 3% студентов факультета математики и компьютерных наук, 4% студентов исторического факультетов. Обучающиеся характеризовались слабой адаптированностью; игнорированием социальных требований; невыполнением требований педагогов; дистанцированием от других; непониманием важности социальных норм и отсутствием стремления к установлению здоровых социальных связей.
В ходе исследования не было обнаружено студентов на уровне социальной болезни (или антисоциальности), характеризующихся враждебностью, негативным отношением к окружающим; агрессией; презрением к общественным нормам и открытым неприятием тех, кто придерживается этих норм; ориентированностью на антисоциальные ценности; деятельностью, направленной на разрушение или подрыв общественного порядка.
Заключение
В ходе исследования наилучшие результаты показали обучающиеся факультета физической культуры и спорта. Это связано с тем, что студенты данного факультета часто участвуют в командных видах спорта, групповых тренировках и спортивных мероприятиях, что способствует развитию командного духа, сотрудничества и взаимопомощи. Однако физическая активность не только способствует улучшению физического здоровья, но и положительно влияет на психоэмоциональное состояние. Студенты, занимающиеся спортом, как правило, имеют более высокую самооценку, более высокий уровень уверенности в себе, что помогает им легче адаптироваться к учебным и социальным условиям.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в целом большинство студентов обладают средним уровнем социального здоровья. Они социально адаптированы, однако их поведение отличается конформностью, отсутствием активной жизненной позиции, внешним согласием с ценностями и нормами большинства, с общими установками, что может свидетельствовать о недостаточной самостоятельности, пассивности в общественно значимой деятельности.
Таким образом, социальное здоровье обучающихся представляет собой многоуровневое динамическое состояние личности, формирующееся в процессе общения и взаимодействия с другими и позволяющее ей успешно адаптироваться к условиям среды, устанавливать гармоничные взаимоотношения, активно участвовать в общественной жизни. Для поддержания социального здоровья студентов необходимы развитие коммуникативных навыков, эмпатии, нравственных качеств; создание условий для самореализации личности. Структура социального здоровья личности включает когнитивный, эмоциональный, духовно-нравственный, мотивационно-волевой и поведенческий компоненты. Интегральными критериями оценки социального здоровья являются: социальная адаптированность, личностная зрелость, самоактуализация, социальная активность.
Материалы исследования позволяют определить возможные риски в процессе социализации обучающихся и открывают возможности для определения оптимальных стратегий решения основных проблем, возникающих в сфере межличностных отношений, создания условий для успешной адаптации студентов в образовательной среде и их дальнейшей интеграции в общество.