Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

Акоев А.Р. 1 Малиева З.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова»
В современных условиях информатизации общества актуальность исследования проблемы социального здоровья студентов значительно возрастает. Это связано с ростом влияния Интернета и информационных технологий практически на все сферы жизни человека, приводящим к трансформации коммуникативных навыков, нарушению межличностных связей, затруднению процессов адаптации и социализации. В связи с этим приоритетной задачей системы образования становится формирование социального здоровья обучающихся. Цель исследования заключается в комплексном изучении сущности социального здоровья студентов и выявлении критериев его оценки. Для достижения данной цели использовались следующие методы: теоретические (анализ, моделирование, сравнение и обобщение) и эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование). В ходе проведенного исследования была определена сущность социального здоровья студентов как сложного многоуровневого динамического состояния личности, формирующегося в процессе общения и взаимодействия с другими и позволяющего успешно адаптироваться к условиям среды, устанавливать гармоничные взаимоотношения, активно участвовать в общественной жизни. Конкретизированы интегральные критерии оценки уровня социального здоровья студентов: социальная адаптированность, личностная зрелость, самоактуализация, социальная активность. На основе выделенных критериев проведена диагностика, результаты которой выявили средний уровень социального здоровья у большинства студентов. Они отличались конформностью, внешним согласием с ценностями и нормами группы; в отдельных случаях испытывали сложности в общении, разрешении конфликтов и адаптации к новым ситуациям. Материалы исследования позволяют выявить возможные риски в процессе социализации студентов и определить оптимальные стратегии для решения ключевых проблем, возникающих в сфере межличностных отношений.
социальное здоровье
компоненты социального здоровья
диагностика социального здоровья
социальная зрелость
студенты
1. Сетко Н.П., Жданова О.М., Сетко А.Г. Психофизиологические особенности студентов с разным уровнем риска интернет-зависимого поведения // Российский вестник гигиены. 2024. № 1. С. 37-45. DOI: 10.24075/rbh.2024.091.
2. Цикалюк Е.В. Методика оценки уровня социального здоровья студенческой молодежи // Вестник Забайкальского государственного университета. 2013. № 5 (96). С. 87-92. URL: https://zabvestnik.com/wp-content/uploads/040119100147-vest__05_13.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
3. Руженков В.А., Руженкова В.В., Лукьянцева И.С. Методика диагностики личностной зрелости // Научные ведомости. Серия: Медицина. Фармация. 2016. № 26 (247). Выпуск 36. С. 65-70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28201272 (дата обращения: 10.02.2025).
4. Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптированности студентов в вузе // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. С. 1-12. URL: https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n2/27814 (дата обращения: 10.02.2025).
5. Казакова Ю.А. Диагностика самоактуализации личности с целью формирования социальной инициативности у студентов педагогического вуза // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 26-28. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-299-26-28 (дата обращения: 10.02.2025).
6. Шамионов Р.М., Григорьева М.В. Методика диагностики компонентов социально-ориентированной активности // Сибирский психологический журнал. 2019. № 74. С. 26-41. DOI: 10.17223/17267080/74/2.
7. Акоев А.Р., Малиева З.К. Формирование социального здоровья студентов как базовой личностной ценности // ЦИТИСЭ. 2023. № 1 (35). С. 292-299. URL: https://ma123.ru/ru/2023/03/id-0404-ru/ (дата обращения: 10.02.2025).
8. Mirzayeva S.S., Sadigova Z.I. Socio-psychological issues of students’ mental health // Scientifik News. Series for Social and Humanitarian Studies. 2021. Т. 17, № 3. С. 91-95. URL: https://www.ssu-scientificnews.edu.az/pdf/S21-4.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
9. Коваль Н.А., Лобач М.А. Социальное здоровье в контексте изучения социальных связей как условия психологического и психического здоровья (обзор зарубежных исследований) // Гаудеамус. 2024. Т. 23, № 4. С. 9-14. DOI: 10.20310/1810-231X-2024-23-4-9-14.
10. Байкова Л.А. Проблемы социального здоровья обучающихся в гетерогенных образовательных организациях в условиях широких миграционных процессов // Непрерывное образование. 2019. № 1 (27). С. 38-41. URL: https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/nauchnaya-deyatelnost/zhurnal-nepreryvnoye-obrazovaniye/ (дата обращения: 10.02.2025).
11. Абатаева П.Н. Социальная адаптация личности // Вестник Социально-педагогического института. 2020. № 3 (35). С. 87-97. URL: https://spi-vuz.ru/common/nauka/Vestnik_3(35)_2020.pdf (дата обращения: 10.02.2025).
12. Lothane H. Freud's Civilization and Its Discontents and Related Works: A Reappraisal // Psychoanalytic Inquiry. 2012. Vol. 32, Is. 6. Р. 524-542. DOI: 10.1080/07351690.2012.703601.
13. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2022. 400 с. URL: https://onlinelit.net/book/motivaciya-i-lichnost?ysclid=m54v5o1m5u675713781 (дата обращения: 10.02.2025).
14. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М.: Сфера, 2005. 480 с.
15. Акоев А.Р., Малиева З.К. Проблемы социального здоровья студентов // Проблемы научной мысли. 2022. Т. 5, № 12. С. 52-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49887122 (дата обращения: 10.02.2025).
16. Байкова Л.А., Богомолова Е.В., Еременко Т.В. Социальное здоровье детей и молодежи в контексте педагогических исследований проблем развития современного образования // Актуальные педагогические проблемы современного образования в России. Рязань. 2018. С. 7-83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32512306 (дата обращения: 10.02.2025).
17. Поднебесная Э.И. Социальное здоровье современной молодежи // Осознание Культуры – залог обновления общества. Перспективы развития современного общества. материалы XX Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 136-138. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38599871 (дата обращения: 10.02.2025).
18. Приступа Е.Н. Здоровье социальное. Российская энциклопедия социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М.: Дашков и К, 2017. 1032 с. URL: https://ibooks.ru/bookshelf/355384/reading . (дата обращения: 10.02.2025).
19. Антипина У.Д., Алексеева С.Н., Дмитриева О.Н. Влияние межличностных отношений студентов на формирование адаптивности // Мир науки, культуры, образования. 2024. № 4 (107). С. 227-230. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-4107-227-230.
20. Кон И.С. Социологическая психология. Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 1999. 554 с. URL: https://www.livelib.ru/book/1000483506-sotsiologicheskaya-psihologiya-i-s-kon (дата обращения: 10.02.2025).
21. Погорова Р.И. К вопросу о смысловом содержании понятия "Социально-психологическая зрелость" // Высшее образование сегодня. 2016. № 5. С. 53-55. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26436044 (дата обращения: 10.02.2025).
22. Фиофанова О.А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения. М.: Флинта, 2024. 120 с. URL: https://www.phantastike.com/pedagogics/psyc_educational/html/ (дата обращения: 10.02.2025).
23. Байкова Л.А. Проблемы социального здоровья обучающихся в гетерогенных образовательных организациях в условиях широких миграционных процессов // Непрерывное образование. 2019. № 1 (27). С. 38-41. URL: https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/nauchnaya-deyatelnost/zhurnal-nepreryvnoye-obrazovaniye/ (дата обращения: 10.02.2025).
24. Шамионов Р.М. Соотношение социальной активности и удовлетворенности базовых психологических потребностей, субъективного благополучия и социальной фрустрированности молодежи // Сибирский психологический журнал. 2020. № 77. С. 176-195. DOI: 10.17223/17267080/77/9.
25. Заграничный А.И. Особенности проявления социальной активности молодежи в виртуальной и реальной средах // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 4 (60). С. 95-98. DOI: 10.24158/spp.2019.4.16.
26. Кубанова А.К. Эмоциональные процессы и управление эмоциями // Власть истории и история власти. 2022. Т. 8, № 5 (39). С. 63-67. URL: http://etnosocium.ru/vlast-istorii-–-istoriya-vlasti-tom-8-chast-5-№-39-2022 (дата обращения: 10.02.2025).
27. Мазкина О.Б. Развитие духовно-нравственных ценностей студентов вуза // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. № 3. С. 48-51. URL: http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/educ/2020/03/2020-03-11.pdf (дата обращения: 10.02.2025).

Введение

В современном мире возрастает потребность в специалистах, обладающих не только профессиональными знаниями, но и способностями к взаимодействию, конструктивной коммуникации и самореализации в условиях быстро меняющегося мира. Известно, что социальное здоровье является гарантом благополучия личности в обществе, позволяя ей успешно сотрудничать с другими, добиваться намеченных целей, адаптироваться в изменяющихся условиях, реализовываться в профессиональном и личностном плане. Поэтому стратегическим ориентиром воспитания становится формирование целеустремленной, ответственной личности, осознающей себя частью коллектива, способной помогать другим, вносить свой вклад в общее дело. Однако происходящие в современном обществе информатизация и компьютеризация практически всех областей деятельности человека, его переход в пространство виртуального общения привели к деформациям коммуникативных навыков, разрушению межличностных связей в реальном мире. Об этом свидетельствуют данные исследования, проведенного Н.П. Сетко, О.М. Ждановой, А.Г. Сетко, в котором 89,5% студентов без признаков интернет-зависимости и 77,8% студентов с интернет-зависимостью продемонстрировали средний уровень социального здоровья, характеризующийся конформным социальным функционированием, скрытым неприятием социального окружения; лишь у 10,5% студентов без признаков интернет-зависимости и у 5,6% интернет-зависимых студентов зарегистрирован высокий уровень социального функционирования, отражающий адаптированность в социальной среде [1]. В связи с этим проблема формирования социального здоровья студенческой молодежи становится одной из актуальных в современном обществе.

Целью исследования является выявление сущности и структуры социального здоровья студентов.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования использовались теоретические методы исследования, включающие анализ литературы по педагогике, психологии, социологии; моделирование; сравнение; обобщение, которые расширили понимание сущности социального здоровья студентов и позволили выделить в его структуре четыре интегральных критерия, необходимых для проведения диагностики. Диагностику уровня социального здоровья осуществляли с помощью методики Е.В. Цикалюк [2]. Кроме этого, для оценки выделенных критериев социального здоровья использовали такие методы, как наблюдение, беседа, а также:

− методику диагностики личностной зрелости В.А. Руженкова, В.В. Руженковой, И.С. Лукьянцевой [3];

− методику исследования адаптированности студентов в вузе Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой [4];

− методику исследования уровня самоактуализации личности [5];

− методику диагностики компонентов социально-ориентированной активности Р.М. Шамионова, М.В. Григорьевой [6].

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе теоретического анализа работ [7-10] было установлено, что социальное здоровье личности представляет собой один из важнейших аспектов общего здоровья, который включает способность продуктивно взаимодействовать с окружающими, строить гармоничные отношения, а также быть активным и ответственным членом общества.

В психологии социальное здоровье рассматривается как необходимое условие для успешной адаптации личности в обществе [11], подчеркиваются важность межличностных отношений, взаимодействий и баланса между внутренними импульсами личности и требованиями общества для поддержания ее психического и социального благополучия (З. Фрейд [12]), необходимость удовлетворения социальных потребностей (например, потребности в принадлежности и любви, в уважении и признании) для достижения высокого уровня психологического благополучия личности; обосновывается взаимосвязь между уровнем социального здоровья и самореализацией личности (А. Маслоу [13, с. 66–82]). Р.В. Овчарова рассматривает социальное здоровье как многогранный процесс, в котором важны не только соблюдение внешних норм и адаптация к условиям, но и сохранение внутреннего контроля, уникальности и способности к саморегуляции. В этом контексте социальное здоровье становится важной составляющей общей психоэмоциональной гармонии личности и ее благополучия в обществе [14, с. 38].

В педагогике социальное здоровье рассматривается как ключевой фактор, обусловливающий гармоничность взаимоотношений в обществе, социальное благополучие ребенка и детского коллектива. Неумение общаться и взаимодействовать с другими приводит к снижению самооценки, утрате уверенности в себе, развитию депрессии и апатии, а также к потере мотивации и желания добиваться целей в жизни, что негативно отражается не только на индивидуальном благополучии обучающихся, но и на обществе в целом [15]. Л.А. Байкова рассматривает социальное здоровье человека как важное личностное новообразование, которое развивается в процессе взаимодействия индивида с окружающим миром [16, с. 26]. Социальное здоровье как совокупность нравственных ценностей, установок и мотивов деятельности, обеспечивающих установление гармоничных взаимоотношений человека, рассматривают Э.И. Поднебесная [17], Е.Н. Приступа [18, с. 266].

В ходе проведенного теоретического анализа научной литературы были выделены 4 интегральных критерия, определяющих социальное здоровье личности: социальная адаптированность, личностная зрелость, самоактуализация, социальная активность.

Социальная адаптированность представляет собой способность человека успешно интегрироваться в социальную среду, эффективно взаимодействовать с окружающими, воспринимать и соблюдать социальные нормы и ценности, а также адаптироваться к изменениям в обществе и его требованиям. В образовательном процессе социальная адаптированность студентов проявляется в способности эффективно интегрироваться в различные социальные группы, взаимодействовать с преподавателями, однокурсниками и другими участниками учебной и внеучебной среды. Это важное качество, которое помогает преодолевать трудности и добиваться успеха в любых обстоятельствах. У.Д. Антипина, С.Н. Алексеева, О.Н. Дмитриева в качестве основных аспектов адаптированности, определяющих успешность межличностных отношений студентов, приводят эмоциональную устойчивость, стрессоустойчивость, гибкость мышления, самообладание, целеустремленность, мотивированность, социальную ответственность [19].

Социальная зрелость, по мнению И.С. Кона, проявляется в способности человека достигать гармонии внутри себя, адекватно воспринимать окружающих, сотрудничать с ними, играть «взрослые» роли и нести вытекающую из них ответственность. Важно, что социальная зрелость не является конечной стадией, а представляет собой динамичный процесс развития, в котором важными аспектами являются самостоятельность и рефлексия [20, с. 126–128]. Р.И. Погорова определяет данный феномен как характеристику личности студента, которая проявляется в его стремлении и способности к самореализации посредством изменения социальной реальности во взаимодействии с другими людьми или группами в соответствии с культурно-историческими условиями [21]. Конкретизируя данные качества, О.А. Фиофанова определяет меру социальной зрелости через ответственность, самостоятельность и нравственность личности [22, с. 32–41].

Самоактуализация представляет собой процесс реализации и максимального раскрытия личного потенциала человека, стремление к полной самореализации и достижению высших целей в жизни. Самоактуализация играет ключевую роль в формировании социального здоровья студентов, поскольку она способствует не только личностному росту, но и эффективной адаптации в социальной среде, установлению гармоничных отношений с окружающими и психоэмоциональной устойчивости. Л.А. Байкова выделила самоактуализацию в качестве критерия социального здоровья личности [23]. Важное значение в контексте данного исследования имеет то, что в процессе самоактуализации развиваются ключевые компоненты социального здоровья (эмпатия, навыки сотрудничества, конструктивного общения и разрешения конфликтов), укрепляется уверенность в своих силах, снижается тревожность [13, с. 210–218].

Социальная активность включает в себя не только реакцию на происходящие события, но и активное стремление влиять на общественные процессы и условия, что отражает важность инициативы, стремления к улучшению социальной реальности и готовности к конструктивным изменениям [24]. Она может выражаться в различных формах межличностного взаимодействия: в социально значимых мероприятиях, гражданской активности личности, в виртуальной среде [25].

Проекция специфических характеристик социального здоровья на целостную структуру личности дает возможность выделить совокупность когнитивного, эмоционального, духовно-нравственного, мотивационно-волевого и поведенческого компонентов исследуемого феномена.

Когнитивный компонент социального здоровья студентов связан с восприятием, осознанием и оценкой ситуаций, возникающих в образовательном процессе в ходе общения и взаимодействия с другими. Этот компонент включает в себя: способность анализировать и адекватно реагировать на ситуации, возникающие в общении с другими студентами, преподавателями и административным персоналом; умение оценивать различные точки зрения и понимать причины и последствия определенных социально-психологических событий (например, групповых конфликтов, общения в команде, отношений с преподавателями); понимать свои обязанности, роль и ответственность в учебной и социальной среде вуза; планировать и организовывать свою учебную и социальную жизнь таким образом, чтобы добиваться успехов в обеих сферах; знать и понимать социальные нормы, ценности и этикет, которые регулируют поведение в пространстве вуза; осознавать свое положение в семье, в обществе, в рамках групповой или культурной идентичности.

Эмоциональный компонент социального здоровья студентов представляет собой способность понимать, контролировать и адаптировать свои эмоциональные реакции в контексте социальных взаимодействий. Эмоции играют ключевую роль в установлении и поддержании отношений, а также в регулировании взаимодействия с окружающим миром [26]. В частности, для студентов данный компонент проявляется в способности: сохранять спокойствие и внутреннее равновесие в стрессовых, конфликтных или неопределенных ситуациях; быстро восстанавливаться после неудач или разочарований (например, плохих оценок, социальной изоляции или конфликтов с друзьями); чувствовать и понимать переживания сверстников, преподавателей и других людей в сообществе; сохранять позитивный настрой даже в сложных ситуациях; понимать и разделять эмоции других людей.

Духовно-нравственный компонент социального здоровья студентов включает моральные ценности, принципы и нормы, которые формируют отношение студентов к окружающим и влияют на качество межличностных отношений. Содержание данного компонента включает, с одной стороны, базовые принципы (честность, достоинство, справедливость, жизнь, гуманизм, добро, любовь), а с другой – духовно-нравственные ценности, имеющие значение для граждан конкретного государства (любовь к Родине, коллективизм, верность героическому прошлому и лучшим традициям, готовность к защите Отечества, признание и сохранение великого духовного наследия России и др.) [27].

Мотивационно-волевой компонент социального здоровья включает мотивы, цели, внутренние установки, способность студентов справляться с трудностями. Показателями мотивационно-волевого компонента студентов являются: умение ставить перед собой цели как в учебе, так и в общественной жизни; стремление к получению знаний, достижению профессиональных успехов, а также к личностному росту; мотивация к социальному взаимодействию, участию в жизни учебного коллектива и общественной деятельности; способность проявлять упорство и настойчивость в достижении долгосрочных целей, таких как успешная учеба, несмотря на временные трудности или скучные задачи; умение продуктивно организовывать свое время, избегать прокрастинации и выполнять задачи в срок.

Поведенческий компонент социального здоровья студентов охватывает практическую сторону их взаимодействия с окружающим миром. Он включает совокупность навыков, умений и привычек, которые проявляются в реальных действиях и поступках, способствующих установлению и поддержанию гармоничных отношений, таких как: коммуникативные навыки, позволяющие ясно выражать свои мысли, слушать, понимать и учитывать мнение других, а также участвовать в совместных проектах, групповых заданиях и научных исследованиях, конференциях, в культурных и волонтерских мероприятиях; умение разрешать конфликты, находить компромиссы и избегать эскалации агрессии; умение выстраивать доверительные отношения с одногруппниками, преподавателями и сотрудниками университета; умение адаптироваться к новым условиям учебного процесса (например, онлайн-обучению, смешанным форматам обучения).

Данные компоненты и интегральные критерии определили выбор диагностических методик экспериментального исследования, в ходе которого высокий уровень социального здоровья был зафиксирован у 18% студентов факультета физической культуры и спорта, 14% студентов факультета математики и компьютерных наук, 16% студентов исторического факультета. Обучающиеся быстро адаптировались к условиям образовательного процесса, проявляли социальную активность, были удовлетворены предоставляемыми условиями.

Средний уровень социального здоровья был выявлен у 69% студентов факультета физической культуры и спорта, 62% студентов факультета математики и компьютерных наук, 61% студентов исторического факультетов. Эти обучающиеся отличались склонностью к конформизму, отсутствием критического подхода к мнению большинства, внешним согласием с ценностями и нормами своей группы, сдержанностью в выражении своих взглядов, действий и личной позиции, а также скрытым неприятием своего социального окружения.

Низкий уровень социального здоровья был зафиксирован у 11% студентов факультета физической культуры и спорта, 21% студентов факультета математики и компьютерных наук, 19% студентов исторического факультетов. Обучающиеся характеризовались пассивностью в социальных взаимодействиях; сопротивлением изменениям; нежеланием изменять свои негативные привычки, отношение к другим людям; попустительством, равнодушием к общественным делам, безответственностью, неспособностью адаптировать поведение к новым социальным ситуациям.

Уровень социального нездоровья (или асоциальности) был выявлен у 2% студентов факультета физической культуры и спорта, 3% студентов факультета математики и компьютерных наук, 4% студентов исторического факультетов. Обучающиеся характеризовались слабой адаптированностью; игнорированием социальных требований; невыполнением требований педагогов; дистанцированием от других; непониманием важности социальных норм и отсутствием стремления к установлению здоровых социальных связей.

В ходе исследования не было обнаружено студентов на уровне социальной болезни (или антисоциальности), характеризующихся враждебностью, негативным отношением к окружающим; агрессией; презрением к общественным нормам и открытым неприятием тех, кто придерживается этих норм; ориентированностью на антисоциальные ценности; деятельностью, направленной на разрушение или подрыв общественного порядка.

Заключение

В ходе исследования наилучшие результаты показали обучающиеся факультета физической культуры и спорта. Это связано с тем, что студенты данного факультета часто участвуют в командных видах спорта, групповых тренировках и спортивных мероприятиях, что способствует развитию командного духа, сотрудничества и взаимопомощи. Однако физическая активность не только способствует улучшению физического здоровья, но и положительно влияет на психоэмоциональное состояние. Студенты, занимающиеся спортом, как правило, имеют более высокую самооценку, более высокий уровень уверенности в себе, что помогает им легче адаптироваться к учебным и социальным условиям.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в целом большинство студентов обладают средним уровнем социального здоровья. Они социально адаптированы, однако их поведение отличается конформностью, отсутствием активной жизненной позиции, внешним согласием с ценностями и нормами большинства, с общими установками, что может свидетельствовать о недостаточной самостоятельности, пассивности в общественно значимой деятельности.

Таким образом, социальное здоровье обучающихся представляет собой многоуровневое динамическое состояние личности, формирующееся в процессе общения и взаимодействия с другими и позволяющее ей успешно адаптироваться к условиям среды, устанавливать гармоничные взаимоотношения, активно участвовать в общественной жизни. Для поддержания социального здоровья студентов необходимы развитие коммуникативных навыков, эмпатии, нравственных качеств; создание условий для самореализации личности. Структура социального здоровья личности включает когнитивный, эмоциональный, духовно-нравственный, мотивационно-волевой и поведенческий компоненты. Интегральными критериями оценки социального здоровья являются: социальная адаптированность, личностная зрелость, самоактуализация, социальная активность.

Материалы исследования позволяют определить возможные риски в процессе социализации обучающихся и открывают возможности для определения оптимальных стратегий решения основных проблем, возникающих в сфере межличностных отношений, создания условий для успешной адаптации студентов в образовательной среде и их дальнейшей интеграции в общество.


Библиографическая ссылка

Акоев А.Р., Малиева З.К. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. 2025. № 4. С. 97-102;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40371 (дата обращения: 11.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/snt.40371

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674