Введение
Подготовка будущих дизайнеров на уровне магистратуры вызывает потребность в научном осмыслении влияния занятий по скетчингу на формирование профессиональных компетенций в области художественных задач данной специальности.
Продуктом графической подготовки магистрантов-дизайнеров становится не столько сам рисунок, сколько сформированное понятие «художественный образ» (дизайн-концепция), что предполагает качественную художественно-графическую основу подготовки. На занятиях по проектированию будущие дизайнеры сталкиваются с проблемами легкости воспроизведения собственных идей в художественный образ. Первые просмотры у магистрантов начальных курсов по дисциплине дизайн-проектирования показали, что более 60 % студентов не справились с созданием многовариантности визуальной подачи проектных идей, связано это с разным уровнем графических умений и навыков у обучающихся.
Цель исследования – выявление связи между введением на занятиях по графике скетч-заданий, которые бы способствовали формированию у студентов легкости восприятия объекта изображения, представления его воплощенными в художественных материалах, а также выполнение объектов в разных ракурсах обобщенно и в деталях для повышения уровня профессиональных компетенций.
Материалы и методы исследования
В процессе исследования было проведено наблюдение за результатами просмотров работ 20 студентов магистратуры факультета искусств Омского государственного педагогического университета, кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства первого курса направления «54.04.01 Дизайн» по профилю «Дизайн и компьютерная графика» на протяжении двух лет; на основе анкетирования проведен анализ трудностей, с которыми столкнулись обучающиеся по графике и в процессе проектирования; проведены теоретические занятия и разработаны скетч-задания для реализации в практической деятельности по графике.
Теоретической базой данного исследования стали исследования концепций художественного образования и основная образовательная программа [1, 2]. Изучены работы, посвященные способам развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе университета, методики обучения и целеполагание [3–5]. Рассмотрены проблемы и опыт изучения дисциплин в изобразительном искусстве и дизайне [6–8]. Использованы исследования анализа отдельных понятий в области изобразительного искусства и частные методики по академическому рисунку, по другим дисциплинам в дизайн-образовании [9, 10].
Результаты исследования и их обсуждение
К основным задачам профессиональной деятельности дизайнера можно отнести: художественное моделирование и эскизирование проектируемых предметов и объектов. «Содержание образования в вузе также регламентируется ФГОС. Независимо от направления подготовка обучающихся предполагает освоение корпуса фундаментальных и прикладных дисциплин. Результатами освоения обучения являются сформированные универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции» [1].
В основной профессиональной образовательной программе Омского государственного педагогического университета, направленности (профиля) «Дизайн и компьютерная графика» уровня высшего образования – магистратуры, выделены следующие профессиональные компетенции: «способен владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, макетированием и моделированием, с цветом и цветовыми композициями: использует способы графики, формы, методы и приемы организации технологического процесса эскизирования и дизайн-проектирования» [2].
Данные компетенции реализуются не только на этапе овладения навыками практической работы с различными графическими материалами, в творческой деятельности, но они также влияют на развитие профессиональных компетенций будущего дизайнера. «Большинство российских ученых считают компетентность одним из субъективных факторов продуктивной деятельности специалиста наряду с типом направленности личности, уровнем способностей и рассматривают ее как способ существования знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации, нахождению будущим специалистом своего места в мире» [3].
Профессиональное владение технологией работы с различными графическими материалами (карандаш, мягкие материалы, фломастеры и др.) является важным условием высокой профессиональной компетенции дизайнера (рис. 1, 2).
Рис. 1. Учебная работа. Интерьер, бумага, цветной карандаш
Рис. 2. Учебная работа. Пейзаж, бумага, фломастер
В процессе просмотров 50 % опрошенных студентов в качестве трудностей отметили отсутствие навыка выполнения быстрых зарисовок предметов и объектов, из них часть студентов (30 %) не владела способами работы графическими материалами (кроме графитного карандаша), остальные 10 % просто не успели за отведенное время выполнить задание.
Техника выполнения эскиза (рисунка) в процессе обучения имеет значение не только в органичном слиянии задач изобразительной деятельности с выбранным графическим материалом, но в развитии образного восприятия изображаемого и самого изображения, акроме того, в профессиональной деятельности это визуализация дизайн-концепции в проекте перед заказчиком. В исследованиях Е.А. Рожниковой представлен материал об особенностях визуального эмоционального восприятия современной городской среды через воздействие сложности композиции, фрактальности построек и объектов на зрителя [4]. Важно, чтобы студенты учитывали композиционные особенности в набросках, скетчах, не перегружая их деталями.
Мастера-графика (иллюстратора, карикатуриста) отличает от начинающего в первую очередь именно техника владения изобразительным материалом. Знания и практические умения в работе с изобразительными графическими материалами позволяют профессионалу добиться поставленных задач, выразительного рисунка, эскиза, убедить заказчика в правильности выбора. Но изобразительную технику нельзя ставить во главу угла в подготовке магистрантов-дизайнеров вне связи с художественно-образной задачей рисунка.
Применение технологии развивающего обучения на занятиях по скетчингу активизирует развитие профессиональных компетенций обучающихся, когда важным показателем оценки рисунка является процесс создания художественного образа, в научной литературе все больше внимания уделяется данному методу работы. «Одним из современных направлений в рисунке является архитектурный скетчинг. Термин “скетчинг” означает технику создания рисунков от руки быстро и легко. В переводе с английского sketch – “эскиз, зарисовка, быстрый набросок”. Эта техника основывается прежде всего на скорости. Стоит отметить, что она также позволяет учащемуся выполнять быструю визуализацию с помощью рисунка разных зданий архитектуры, к тому же является дополняющим приемом во взаимодействии студентов в команде друг с другом во время процесса разработки дизайн-проектов в рамках архитектурного проектирования и других дисциплин» [5].
Убедительная демонстрация дизайн-концепции заказчику в эскизе возможна только при профессиональном владении разнообразными приемами рисования графическими материалами. Общепрофессиональные компетенции в деятельности дизайнера неразрывно связаны со знанием и умением использовать выразительные и изобразительные средства графических материалов в раскрытии дизайн-концепции.
Педагогическая практика по скетчингу позволяет определить необходимые качества развития профессиональных компетенций магистрантов:
‒ способность синтезировать изобразительные и выразительные свойства графических материалов в новом сочетании;
‒ способность актуализировать дизайн-концепцию в ходе выполнения рисунка (эскиза).
Поскольку методика организации занятий скетчингом должна способствовать развитию профессиональных компетенций будущих дизайнеров, для этого первоначально требуется определить критерии оценки уровня сформированности у студентов учебных работ по скетч-деятельности.
При разработке критериев оценки учебных работ по скетчингу необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности дизайнера:
‒ специфику профессии дизайнера;
‒ специфику изобразительной деятельности, отвечающей требованиям определенных уровней профессиональных компетенций.
Высокий уровень профессиональных компетенций определяется не только выявлением художественного образа, но и умением вести и завершать скетч, то есть умением подчинять выразительные средства графического материала главному – дизайн-концепции проекта. Для педагога важно анализировать характер процесса рисования и помочь обучающемуся в поиске индивидуального художественного почерка.
На занятиях по скетчингу особое внимание уделено развитию профессионального восприятия будущего дизайнера. Восприятие конструкции объекта начинается с выбора точки зрения, уровня горизонта, которые позволят раскрыть с помощью изобразительных средств графического материала (рис. 3, 4). Уровень сформированности профессионального восприятия определяется и в решении тонально-цветовых задач. Поэтому на занятиях важно научить определять тональную шкалу листа с помощью выразительных средств изобразительного материала. Необходимо отметить, что художественно-образное решение графического листа связано с осознанностью поставленных учебных и творческих задач. Рисунок показывает характер восприятия, мышления и чувства рисующего.
Рис. 3. Учебная работа. Пейзаж, высокий горизонт
При определении уровня сформированности профессиональных компетенций рисовальщика необходимо уделять внимание особенности изобразительных действий студентов. «Художественно-творческая деятельность как способ организации учебного процесса направлена на овладение студентами методами и приемами художественно-творческой деятельности и усвоение опыта творческой деятельности, максимально приближенной к профессиональной» [6]. Анализ скетчей, изобразительного процесса на занятиях дает возможность выявить не только уровень сформированных профессиональных компетенций магистрантов, но и их индивидуальные особенности, мировоззрение.
Рис. 4. Учебная работа. Пейзаж, низкий горизонт
Изобразительная деятельность на занятиях по скетчингу позволяет научиться в короткое время выявлять объективные пропорции модели и изображать конструктивные особенности формы. Это требует от магистрантов проведения логического анализа изображаемой модели, активизации мышления. Выявление характерных особенностей модели учит быстрому пониманию общей характеристики конкретного предмета.
Наблюдения в процессе занятий по скетчингу за работой магистрантов позволили отметить стремление студентов анализировать конструкцию изображаемых объектов, показать тектонику построения на листе бумаги конструкции формы посредством линий, тональных пятен и в конечном счете создать образ модели. Изобразительные и выразительные средства, стилевые особенности стали согласованы, подчинены идее скетча.
Были выявлены основные признаки грамотно разработанной композиции [7, с. 21]:
‒ уравновешенность изображения на листе (статическое/динамическое);
‒ соотношение масштаба изображаемых объектов с пропорциями изобразительной плоскости;
‒ раскрытие концепции листа через выявление композиционного центра.
Грамотность в организации композиции листа в скетчинге определяется по следующим критериям [5]:
‒ формат изобразительной плоскости (пропорции сторон), точки зрения (линия горизонта) на модель;
‒ оригинальность, выразительность композиционного решения;
‒ тоновая организация изобразительной плоскости, ее ритмическая организация;
‒ цельность композиционного решения листа.
Рис. 5. Учебная работа. Интерьер. Бумага, тушь, перо
Рис. 6. Учебная работа. Пейзаж. Бумага, тушь, сухая кисть
Показателем уровня развития профессиональных компетенций магистрантов также является и техника владения изобразительным материалом. «При работе над дизайнерскими проектами важно и необходимо выполнять множество рисунков, зарисовок, эскизов для выявления форм, пластики и материалов проектируемого объекта, его деталей и элементов. Поэтому замена графических дисциплин обучением студентов-дизайнеров владению компьютерными технологиями не является решением проблемы» [8]. Без определенных умений в работе с графическими материалами невозможно передать художественную концепцию с помощью компьютерных технологий. «Качество образовательной деятельности представляет собой комплексную характеристику, учитывающую совокупность показателей образовательной организации (содержание образования, формы и методы обучения, условия реализации образовательных программ), обеспечивающих развитие компетенций обучающихся» [9]. Показателем высокого уровня развития профессиональных компетенций является также знание теории изобразительного искусства и умение магистранта найти свой изобразительный почерк на примере апогея в искусстве (рис. 5, 6).
Поэтапное ведение работы оказало влияние на развитие мыслительной активности и практических навыков студентов. «Если при постановке заданий по академическому рисунку обучающемуся будут четко и понятно поставлены задачи, даны понятные критерии их выполнения и оценивания, приняты во внимание возможности потенциала и трудоспособности каждого, обсуждены итоги проделанной работы на общем просмотре и в индивидуальном порядке, расширены возможности выбора техники исполнения рисунка, выбора и сочетаний материалов; включены смешанные техники исполнения рисунка, расширены возможности композиционных приемов графики и экспериментов с фактурой – все данные мероприятия смогут существенно способствовать развитию у обучающегося умения применять художественно-творческий и проектный методы в решении профессиональных задач» [10]. Опыт преподавания рисунка позволил определить основные этапы работы скетч-заданий в соответствии с логикой организации изобразительной деятельности, что определяет методичность работы студентов, а также критерии ее оценивания:
‒ последовательное ведение работы, решение изобразительных и выразительных задач скетча;
‒ знание технологии работы графическими материалами и инструментами;
‒ владение технологическими приемами и художественно-образное решение листа.
Заключение
Наблюдение и анализ работы магистрантов на занятиях по графике с введением скетч-заданий позволили констатировать, что качество выполняемых работ стало выше, рисунки стали более разнообразными по способам применения графических материалов, форм, методов и приемов организации технологического процесса эскизирования и дизайн-проектирования. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что уровень сформированности профессиональных компетенций у магистрантов на занятиях по графике повысился и соответствует высоким требованиям профессионального стандарта.