Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКЕТЧИНГУ

Сухарев А.И. 1 Савлучинская Н.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»
В статье рассматривается профессиональная подготовка магистрантов направления «Дизайн» на занятиях по скетчингу. Цель исследования – выявление влияния выполняемых студентами скетч-заданий на занятиях по графике на формирование качества восприятия объекта изображения, представлений реализации и исполнения художественного образа в художественных материалах, кроме того, применение графических материалов в раскрытии дизайн-концепции и, как следствие, на повышение профессиональной компетенции. В качестве основных задач профессиональной деятельности дизайнера выделены художественное моделирование и эскизирование проектируемых предметов и объектов. В подготовке будущих специалистов в области дизайна уделяется внимание образному восприятию изображаемого и самого изображения, технике выполнения быстрых зарисовок, эскизированию с помощью различных материалов, то есть реализации требований стандарта в профессиональной компетенции. Проанализированные подходы по педагогической практике использования скетчинга позволили выявить необходимые качества развития профессиональных компетенций магистрантов, критерии оценки профессиональной компетенции. Была разработана методика обучения магистрантов синтезировать изобразительные и выразительные свойства графических материалов в новом сочетании; способность актуализировать дизайн-концепцию в ходе выполнения рисунка (эскиза). Выявлено, что у магистрантов повысилось качество выполнения работ на занятиях по графике в процессе введения скетч-заданий, а это означает повышение профессиональной компетенции магистрантов направления «Дизайн».
профессиональные компетенции
скетчинг
технология изображения
графические материалы
магистранты
дизайн
1. Векслер А.К. Формирование концепции содержания отечественного художественного образования во второй половине XX, начале XXI веков: основания и подходы // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32524 (дата обращения: 22.11.2024). DOI: 10.17513/spno.32524.
2. Основная профессиональная образовательная программа [Электронный ресурс]. URL: https://omgpu.ru/sveden/get_opop/opop/422/f/plan.pdf?ysclid=m3e6kwg4d0577123379 (дата обращения: 12.11.2024).
3. Галкина И.С. Пути и способы развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе университета // Педагогические науки. Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 4 (60). URL: api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/4219/] (дата обращения: 12.11.2024).
4. Рожникова Е.А. Особенности визуального восприятия современной городской среды // Вестник ГГУ. 30.12.2022. № 6. URL: http://lp009.flfm.ru/vestnik_ggu (дата обращения: 27.11.2024).
5. Терентьев А.Г. Современные методики в обучении студентов по дисциплине «Проектный рисунок» // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29374 (дата обращения: 22.11.2024).
6. Алиева Н.Ю. Проблема художественно-творческой деятельности студентов в художественно-педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24593 (дата обращения: 22.11.2024).
7. Дубровин В.М. Основы изобразительного искусства. Композиция: учебное пособие для вузов / Под научн. ред. В.В. Корешкова. 2-е изд. М.: Юрайт, 2024. С. 313. URL: https://urait.ru/bcode/534141 (дата обращения: 25.11.2024).
8. Месенева Н.В. К вопросу о дисциплине «Перспектива и теория теней» для дизайнеров // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 11–1. С. 173–177. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38907 (дата обращения: 25.11.2024). DOI: 10.17513/snt.38907.
9. Монахова В.П., Ерикова А.М., Ермакова М.О. Система оценки качества образования вуза: применение тестов по специальным дисциплинам // Alma Mater (Вестник Высшей Школы). 2024. Вып. № 7 (июль). С. 23–27. URL: https://almavest.ru/ru/archive/4162 (дата обращения: 28.11.2024). DOI: 10.20339/AM.07-24.023.
10. Шнейдер Е.М., Попов Е.И., Просецкая В.В. Особенности преподавания дисциплины академический рисунок в
специальной подготовке студентов направления дизайн // Современные проблемы науки и образования. 2023. № 3. URL:
https://science-education.ru/ru/article/view?id=32667 (дата обращения: 25.11.2024). DOI: 10.17513/spno.32667

Введение

Подготовка будущих дизайнеров на уровне магистратуры вызывает потребность в научном осмыслении влияния занятий по скетчингу на формирование профессиональных компетенций в области художественных задач данной специальности.

Продуктом графической подготовки магистрантов-дизайнеров становится не столько сам рисунок, сколько сформированное понятие «художественный образ» (дизайн-концепция), что предполагает качественную художественно-графическую основу подготовки. На занятиях по проектированию будущие дизайнеры сталкиваются с проблемами легкости воспроизведения собственных идей в художественный образ. Первые просмотры у магистрантов начальных курсов по дисциплине дизайн-проектирования показали, что более 60 % студентов не справились с созданием многовариантности визуальной подачи проектных идей, связано это с разным уровнем графических умений и навыков у обучающихся.

Цель исследования – выявление связи между введением на занятиях по графике скетч-заданий, которые бы способствовали формированию у студентов легкости восприятия объекта изображения, представления его воплощенными в художественных материалах, а также выполнение объектов в разных ракурсах обобщенно и в деталях для повышения уровня профессиональных компетенций.

Материалы и методы исследования

В процессе исследования было проведено наблюдение за результатами просмотров работ 20 студентов магистратуры факультета искусств Омского государственного педагогического университета, кафедры дизайна, монументального и декоративного искусства первого курса направления «54.04.01 Дизайн» по профилю «Дизайн и компьютерная графика» на протяжении двух лет; на основе анкетирования проведен анализ трудностей, с которыми столкнулись обучающиеся по графике и в процессе проектирования; проведены теоретические занятия и разработаны скетч-задания для реализации в практической деятельности по графике.

Теоретической базой данного исследования стали исследования концепций художественного образования и основная образовательная программа [1, 2]. Изучены работы, посвященные способам развития профессиональных компетенций будущих дизайнеров в образовательном процессе университета, методики обучения и целеполагание [3–5]. Рассмотрены проблемы и опыт изучения дисциплин в изобразительном искусстве и дизайне [6–8]. Использованы исследования анализа отдельных понятий в области изобразительного искусства и частные методики по академическому рисунку, по другим дисциплинам в дизайн-образовании [9, 10].

Результаты исследования и их обсуждение

К основным задачам профессиональной деятельности дизайнера можно отнести: художественное моделирование и эскизирование проектируемых предметов и объектов. «Содержание образования в вузе также регламентируется ФГОС. Независимо от направления подготовка обучающихся предполагает освоение корпуса фундаментальных и прикладных дисциплин. Результатами освоения обучения являются сформированные универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции» [1].

В основной профессиональной образовательной программе Омского государственного педагогического университета, направленности (профиля) «Дизайн и компьютерная графика» уровня высшего образования – магистратуры, выделены следующие профессиональные компетенции: «способен владеть рисунком и приемами работы, с обоснованием художественного замысла дизайн-проекта, макетированием и моделированием, с цветом и цветовыми композициями: использует способы графики, формы, методы и приемы организации технологического процесса эскизирования и дизайн-проектирования» [2].

Данные компетенции реализуются не только на этапе овладения навыками практической работы с различными графическими материалами, в творческой деятельности, но они также влияют на развитие профессиональных компетенций будущего дизайнера. «Большинство российских ученых считают компетентность одним из субъективных факторов продуктивной деятельности специалиста наряду с типом направленности личности, уровнем способностей и рассматривают ее как способ существования знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации, нахождению будущим специалистом своего места в мире» [3].

Профессиональное владение технологией работы с различными графическими материалами (карандаш, мягкие материалы, фломастеры и др.) является важным условием высокой профессиональной компетенции дизайнера (рис. 1, 2).

missing image file

Рис. 1. Учебная работа. Интерьер, бумага, цветной карандаш

missing image file

Рис. 2. Учебная работа. Пейзаж, бумага, фломастер

В процессе просмотров 50 % опрошенных студентов в качестве трудностей отметили отсутствие навыка выполнения быстрых зарисовок предметов и объектов, из них часть студентов (30 %) не владела способами работы графическими материалами (кроме графитного карандаша), остальные 10 % просто не успели за отведенное время выполнить задание.

Техника выполнения эскиза (рисунка) в процессе обучения имеет значение не только в органичном слиянии задач изобразительной деятельности с выбранным графическим материалом, но в развитии образного восприятия изображаемого и самого изображения, акроме того, в профессиональной деятельности это визуализация дизайн-концепции в проекте перед заказчиком. В исследованиях Е.А. Рожниковой представлен материал об особенностях визуального эмоционального восприятия современной городской среды через воздействие сложности композиции, фрактальности построек и объектов на зрителя [4]. Важно, чтобы студенты учитывали композиционные особенности в набросках, скетчах, не перегружая их деталями.

Мастера-графика (иллюстратора, карикатуриста) отличает от начинающего в первую очередь именно техника владения изобразительным материалом. Знания и практические умения в работе с изобразительными графическими материалами позволяют профессионалу добиться поставленных задач, выразительного рисунка, эскиза, убедить заказчика в правильности выбора. Но изобразительную технику нельзя ставить во главу угла в подготовке магистрантов-дизайнеров вне связи с художественно-образной задачей рисунка.

Применение технологии развивающего обучения на занятиях по скетчингу активизирует развитие профессиональных компетенций обучающихся, когда важным показателем оценки рисунка является процесс создания художественного образа, в научной литературе все больше внимания уделяется данному методу работы. «Одним из современных направлений в рисунке является архитектурный скетчинг. Термин “скетчинг” означает технику создания рисунков от руки быстро и легко. В переводе с английского sketch – “эскиз, зарисовка, быстрый набросок”. Эта техника основывается прежде всего на скорости. Стоит отметить, что она также позволяет учащемуся выполнять быструю визуализацию с помощью рисунка разных зданий архитектуры, к тому же является дополняющим приемом во взаимодействии студентов в команде друг с другом во время процесса разработки дизайн-проектов в рамках архитектурного проектирования и других дисциплин» [5].

Убедительная демонстрация дизайн-концепции заказчику в эскизе возможна только при профессиональном владении разнообразными приемами рисования графическими материалами. Общепрофессиональные компетенции в деятельности дизайнера неразрывно связаны со знанием и умением использовать выразительные и изобразительные средства графических материалов в раскрытии дизайн-концепции.

Педагогическая практика по скетчингу позволяет определить необходимые качества развития профессиональных компетенций магистрантов:

‒ способность синтезировать изобразительные и выразительные свойства графических материалов в новом сочетании;

‒ способность актуализировать дизайн-концепцию в ходе выполнения рисунка (эскиза).

Поскольку методика организации занятий скетчингом должна способствовать развитию профессиональных компетенций будущих дизайнеров, для этого первоначально требуется определить критерии оценки уровня сформированности у студентов учебных работ по скетч-деятельности.

При разработке критериев оценки учебных работ по скетчингу необходимо учитывать особенности профессиональной деятельности дизайнера:

‒ специфику профессии дизайнера;

‒ специфику изобразительной деятельности, отвечающей требованиям определенных уровней профессиональных компетенций.

Высокий уровень профессиональных компетенций определяется не только выявлением художественного образа, но и умением вести и завершать скетч, то есть умением подчинять выразительные средства графического материала главному – дизайн-концепции проекта. Для педагога важно анализировать характер процесса рисования и помочь обучающемуся в поиске индивидуального художественного почерка.

На занятиях по скетчингу особое внимание уделено развитию профессионального восприятия будущего дизайнера. Восприятие конструкции объекта начинается с выбора точки зрения, уровня горизонта, которые позволят раскрыть с помощью изобразительных средств графического материала (рис. 3, 4). Уровень сформированности профессионального восприятия определяется и в решении тонально-цветовых задач. Поэтому на занятиях важно научить определять тональную шкалу листа с помощью выразительных средств изобразительного материала. Необходимо отметить, что художественно-образное решение графического листа связано с осознанностью поставленных учебных и творческих задач. Рисунок показывает характер восприятия, мышления и чувства рисующего.

missing image file

Рис. 3. Учебная работа. Пейзаж, высокий горизонт

При определении уровня сформированности профессиональных компетенций рисовальщика необходимо уделять внимание особенности изобразительных действий студентов. «Художественно-творческая деятельность как способ организации учебного процесса направлена на овладение студентами методами и приемами художественно-творческой деятельности и усвоение опыта творческой деятельности, максимально приближенной к профессиональной» [6]. Анализ скетчей, изобразительного процесса на занятиях дает возможность выявить не только уровень сформированных профессиональных компетенций магистрантов, но и их индивидуальные особенности, мировоззрение.

missing image file

Рис. 4. Учебная работа. Пейзаж, низкий горизонт

Изобразительная деятельность на занятиях по скетчингу позволяет научиться в короткое время выявлять объективные пропорции модели и изображать конструктивные особенности формы. Это требует от магистрантов проведения логического анализа изображаемой модели, активизации мышления. Выявление характерных особенностей модели учит быстрому пониманию общей характеристики конкретного предмета.

Наблюдения в процессе занятий по скетчингу за работой магистрантов позволили отметить стремление студентов анализировать конструкцию изображаемых объектов, показать тектонику построения на листе бумаги конструкции формы посредством линий, тональных пятен и в конечном счете создать образ модели. Изобразительные и выразительные средства, стилевые особенности стали согласованы, подчинены идее скетча.

Были выявлены основные признаки грамотно разработанной композиции [7, с. 21]:

‒ уравновешенность изображения на листе (статическое/динамическое);

‒ соотношение масштаба изображаемых объектов с пропорциями изобразительной плоскости;

‒ раскрытие концепции листа через выявление композиционного центра.

Грамотность в организации композиции листа в скетчинге определяется по следующим критериям [5]:

‒ формат изобразительной плоскости (пропорции сторон), точки зрения (линия горизонта) на модель;

‒ оригинальность, выразительность композиционного решения;

‒ тоновая организация изобразительной плоскости, ее ритмическая организация;

‒ цельность композиционного решения листа.

missing image file

Рис. 5. Учебная работа. Интерьер. Бумага, тушь, перо

missing image file

Рис. 6. Учебная работа. Пейзаж. Бумага, тушь, сухая кисть

Показателем уровня развития профессиональных компетенций магистрантов также является и техника владения изобразительным материалом. «При работе над дизайнерскими проектами важно и необходимо выполнять множество рисунков, зарисовок, эскизов для выявления форм, пластики и материалов проектируемого объекта, его деталей и элементов. Поэтому замена графических дисциплин обучением студентов-дизайнеров владению компьютерными технологиями не является решением проблемы» [8]. Без определенных умений в работе с графическими материалами невозможно передать художественную концепцию с помощью компьютерных технологий. «Качество образовательной деятельности представляет собой комплексную характеристику, учитывающую совокупность показателей образовательной организации (содержание образования, формы и методы обучения, условия реализации образовательных программ), обеспечивающих развитие компетенций обучающихся» [9]. Показателем высокого уровня развития профессиональных компетенций является также знание теории изобразительного искусства и умение магистранта найти свой изобразительный почерк на примере апогея в искусстве (рис. 5, 6).

Поэтапное ведение работы оказало влияние на развитие мыслительной активности и практических навыков студентов. «Если при постановке заданий по академическому рисунку обучающемуся будут четко и понятно поставлены задачи, даны понятные критерии их выполнения и оценивания, приняты во внимание возможности потенциала и трудоспособности каждого, обсуждены итоги проделанной работы на общем просмотре и в индивидуальном порядке, расширены возможности выбора техники исполнения рисунка, выбора и сочетаний материалов; включены смешанные техники исполнения рисунка, расширены возможности композиционных приемов графики и экспериментов с фактурой – все данные мероприятия смогут существенно способствовать развитию у обучающегося умения применять художественно-творческий и проектный методы в решении профессиональных задач» [10]. Опыт преподавания рисунка позволил определить основные этапы работы скетч-заданий в соответствии с логикой организации изобразительной деятельности, что определяет методичность работы студентов, а также критерии ее оценивания:

‒ последовательное ведение работы, решение изобразительных и выразительных задач скетча;

‒ знание технологии работы графическими материалами и инструментами;

‒ владение технологическими приемами и художественно-образное решение листа.

Заключение

Наблюдение и анализ работы магистрантов на занятиях по графике с введением скетч-заданий позволили констатировать, что качество выполняемых работ стало выше, рисунки стали более разнообразными по способам применения графических материалов, форм, методов и приемов организации технологического процесса эскизирования и дизайн-проектирования. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что уровень сформированности профессиональных компетенций у магистрантов на занятиях по графике повысился и соответствует высоким требованиям профессионального стандарта.


Библиографическая ссылка

Сухарев А.И., Савлучинская Н.В. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МАГИСТРАНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО СКЕТЧИНГУ // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 1. – С. 166-171;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40293 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674