Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ASSESSMENT OF THE QUALITY OF FORMATION OF READINESS OF POSTGRADUATE STUDENTS OF MEDICAL UNIVERSITY FOR TEACHING ACTIVITY WITHIN THE DISCIPLINE OF “PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY”

Alpatova M.P. 1 Kolomiets O.M. 1 Alpatova A.I. 1
1 I.M. Sechenov First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University)
The purpose of the study is determined by the need to evaluate and generalize the results of the research on the formation of readiness of scientific and pedagogical staff of higher medical school for teaching activity. The value aspect of the study was the qualitative changes that occurred in the experimental groups due to the inclusion in the educational process of elements of the integrative system designed with the idea of integration (fusion) of educational technologies of modular, problem-based and blended learning. Verification of the final data of postgraduate students with the initial data allowed to identify the effectiveness of this implementation in the training of scientific and pedagogical staff of higher medical schools. The present article is a consection of the research conducted by the author in the period of 2023–2024 among the 1st year postgraduate students of Sechenov University of different years of enrollment (control group – 2022; experimental group 1 – 2023; experimental group 2 – 2024). The results of the conducted research, processing and statistical analysis of the data confirm the effectiveness of the formation of readiness of scientific and pedagogical staff of higher medical school to carry out teaching activities by means of the implementation of the integrative system. The results of the study can serve as a foundation for the implementation of radically new tools in the educational process to ensure the achievement of quality educational results by graduate students, including in the field of training students to teach.
competences
quality of education
preparation of postgraduate students for teaching activity
readiness for teaching activity
integrative system

Введение

Общеизвестно, что привлекательность и авторитет того или иного вуза как на территории России, так и среди зарубежных стран определяется качеством образования (профессиональной подготовки) обучающихся, наличием у них устойчивого арсенала компетенций, составляющих их конкурентное преимущество на трудовой бирже.

Опираясь на трактование, приведенное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, под качеством образования подразумевается достигаемый обучающимися уровень подготовки в соответствии с заложенными в федеральных государственных стандартах компетенциями и требованиями к специалисту в той или иной области [1].

Согласно вышеуказанной формулировке любая образовательная деятельность, реализуемая в условиях подготовки кадров, в том числе научно-педагогических, должна быть подвержена оценке, определяющей выраженность ее качественных параметров.

В 2023–2024 гг. М.П. Алпатовой было проведено масштабное исследование, направленное на обеспечение подготовки аспирантов медицинского вуза к деятельности преподавателя, что продиктовано требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3 поколения (ФГОС ВО 3++) в отношении освоения общепрофессиональной компетенции (ОПК-6) [2]. Результативность данного исследования позволит определить целесообразность внедрения в образовательный процесс высшей медицинской школы интегративной системы и инициировать поиск новых стратегий достижения качества образования.

Целью исследования является осуществление оценки и обобщения результатов исследования, посвященного формированию готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности.

Материалы и методы исследования

Обеспечение подготовки аспирантов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет) к преподавательской деятельности как основополагающего компонента их готовности (профессиональной и психологической) к данному виду деятельности было осуществлено средствами внедрения в образовательный процесс (дисциплина «Педагогика и психология») экспериментальных групп (ЭГ 1 – 204 аспиранта 2023 г. набора; ЭГ 2 – 98 аспирантов 2024 г. набора), обучающихся на 1 курсе высшей медицинской школы, интегративной системы [3, с. 117], основанной на интеграции образовательных технологий (модульного, смешанного, проблемного обучения) [4, с. 89; 5, с. 86; 6, с. 234], включающей целеполагающий, организационный, деятельностный, результативный и рефлексивный этапы [7, с. 12; 8, с. 249] (табл. 1).

Таблица 1

Интегративная система подготовки научно-педагогических кадров медицинского вуза к деятельности преподавателя

Этапы

Подэтапы

Цель

Целеполагающий

Формирование у аспирантов медицинского вуза общепрофессиональной компетенции (ОПК-6) – готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

Организационный

Диагностический

Определение стартовой базы преподавательских компетенций

Аналитический

Анализ полученных на диагностическом подэтапе данных, определение ориентиров деятельности преподавателя (научно-теоретический, методический, психолого-педагогический векторы)

Прогностический

Проектирование образовательных результатов для овладения обучающимися ОПК-6

Методический

Планирование интеграции технологий модульного, проблемного, смешанного обучения для получения качественного результата в формировании компетенции ОПК-6 у аспирантов медицинского вуза

Разработка практико-ориентированной базы заданий, направленной на освоение аспирантами всех аспектов преподавательской деятельности

Разработка фонда оценочных средств для определения уровня сформированности готовности к преподавательской деятельности

Деятельностный

Внедрение результатов и материалов, разработанных в рамках организационного этапа в образовательный процесс

Результативный

Проведение оценки качества сформированности образовательных результатов общепрофессиональной компетенции

Рефлексивный

Анализ эффективности работы на основании отслеживания динамики показателей сформированности готовности к преподавательской деятельности

Следует отметить, что внедрение интегративной системы не предполагалось среди контрольной группы участников (далее – КГ) (аспиранты-медики 1 курса (204 чел.) 2022 г. набора).

Методы исследования, предусматривающие обработку и интерпретацию результатов, включали количественный и качественный анализ данных, статистическую их обработку с использованием критерия х2 Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка качества формирования готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности была осуществлена на результативном этапе интегративной системы среди аспирантов контрольной и экспериментальных групп.

В случае сопоставления результатов контрольной группы на первоначальном и конечном этапах подтверждалось отсутствие значимых различий в распределении результатов формирования готовности к осуществлению преподавательской деятельности согласно трехкомпонентной модели (научно-теоретический, методический, психолого-педагогический компоненты), раскрывающей содержательную сторону данной деятельности.

Компарирование данных экспериментальных групп оценивалось с позиции фиксации положительного сдвига от первоначальной точки (совокупность стартовых знаний и умений в исследуемой области) до итогового результата (устойчивого показателя формирования компетенции).

Инструментом, выступающим в некотором роде «мерилом» качества формирования готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности, стал разработанный автором фонд оценочных средств, основанный на учете существующих способов контроля, реализуемых в рамках технологии модульного обучения – входной, промежуточный, итоговый.

Входной контроль обеспечивал диагностику первоначального уровня знаний аспирантов всех участвующих групп и представлял собой тестирование, включающее вопросы касательно теоретического, методического и психолого-педагогического векторов деятельности преподавателя (рис. 1).

Зафиксированные данные констатировали недостаточный уровень сформированности готовности обучающихся высшей медицинской школы к осуществлению преподавательской деятельности и послужили началом последующего внедрения интегративной системы в образовательный процесс высшей школы.

missing image file

Рис. 1. Результаты входного контроля среди аспирантов медицинского вуза КГ, ЭГ 1 и ЭГ 2, чел.

missing image file

Рис. 2. Общие результаты распределения промежуточного контроля по уровням среди ЭГ 1 и ЭГ 2, чел.

Промежуточный контроль (реализован среди экспериментальных групп) способствовал оперативной оценке каждого компонента готовности к преподавательской деятельности. Параметрами оценки промежуточного (текущего) контроля выступили количественные (учет правильности ответов тестирования, включающего 10 вопросов по каждому модулю подготовки) и качественные (отражение понимания предлагаемого учебного материала в рамках подготовки) критерии и показатели, основанные на оценочной шкале с диапазоном числовых значений 0–2, где 0 – показатель отсутствует, 2 – выражен в полной мере), предусматривающие выражение их в базовом, оптимальном и продвинутом уровнях.

Представляя результаты промежуточного контроля, авторами были получены следующие данные (рис. 2).

На основании полученных данных ЭГ 1 и ЭГ 2 можно определить наличие положительной динамики оцениваемых параметров, превалирование оптимального уровня освоения компонентов, определяющих преподавательскую деятельность, что характеризует общую динамику качества формирования готовности аспирантов к преподавательской деятельности.

Итоговый контроль (реализован среди аспирантов всех групп – контрольной и экспериментальных) включал в себя комплекс вопросов, направленных на определение уровня теоретических, методических и психолого-педагогических знаний аспирантов. Оценка готовности к преподавательской деятельности основывалась на правильности ответов по каждому из компонентов. Путем суммирования результатов определяется общий уровень готовности аспиранта к преподавательской деятельности.

Полученные в ходе проведения итогового контроля данные представлены на рис. 3.

Сопоставляя результаты КГ и ЭГ, можно отметить преобладание среди аспирантов контрольной группы недостаточного (43 %) и базового (34 %) уровней, тогда как среди обучающихся экспериментальных групп 1 и 2 прослеживается выраженность базового (33 %) и оптимального (29 %) уровней (ЭГ 1); базового (41 %) и продвинутого (21 %) уровней (ЭГ 2).

Статистическая обработка данных позволила получить результаты, отраженные в табл. 2 и 3.

Согласно данным оценивания распределение уровней сформированности готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности в контрольной группе не выявлены существенные различия (поскольку x2эмп < x2крит).

Достоверность статистически значимых различий распределения уровней готовности аспирантов-медиков к преподавательской деятельности подтверждается, поскольку выполняется условие x2эмп>x2крит .

missing image file

Рис. 3. Результаты итогового контроля у аспирантов медицинского вуза КГ и ЭГ, чел.

Таблица 2

Результаты оценки данных КГ

Уровень

КГ, %

КГ, %

x2эмп

x2крит

(р = 0,05)

x2крит

(р = 0,01)

входной

итоговый

Недостаточный

44

43

0,326

7,81

11,34

Базовый

35

34

Оптимальный

18

20

Продвинутый

2

3

Примечание. df = 3; р > 0,05.

Таблица 3

Результаты оценки данных ЭГ 1 и ЭГ 2

Уровень

ЭГ 1, %

ЭГ 2, %

x2эмп

x2крит

(р = 0,05)

x2крит

(р = 0,01)

входной

итоговый

входной

итоговый

Недостаточный

48

23

44

20

70,03

16,91

21,66

Базовый

28

33

51

41

Оптимальный

20

29

4

17

Продвинутый

4

15

1

21

Примечание. df = 9; р < 0,01.

Заключение

В результате внедрения интегрированной системы, призванной содействовать качественной подготовке аспирантов медицинского университета к преподавательской деятельности, было отмечено достижение положительного эффекта за счет повышения уровня выраженности готовности научно-педагогических кадров высшей медицинской школы к выполнению профессиональных задач в области преподавания.

Интегративная система подготовки, разработанная и представленная автором, базирующаяся на рациональном и целенаправленном сочетании технологий в образовании, выступает в роли инструмента формирования готовности обучающихся на третьей образовательной ступени медицинского вуза к высококачественной преподавательской деятельности.

Инновационная природа интегративной системы заключается в ее оригинальном подходе к образованию, который объединяет разнообразные образовательные технологии на организационном (структурном) и содержательном (методическом) уровнях с целью достижения максимальной продуктивности учебного процесса.