Введение
Общеизвестно, что привлекательность и авторитет того или иного вуза как на территории России, так и среди зарубежных стран определяется качеством образования (профессиональной подготовки) обучающихся, наличием у них устойчивого арсенала компетенций, составляющих их конкурентное преимущество на трудовой бирже.
Опираясь на трактование, приведенное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, под качеством образования подразумевается достигаемый обучающимися уровень подготовки в соответствии с заложенными в федеральных государственных стандартах компетенциями и требованиями к специалисту в той или иной области [1].
Согласно вышеуказанной формулировке любая образовательная деятельность, реализуемая в условиях подготовки кадров, в том числе научно-педагогических, должна быть подвержена оценке, определяющей выраженность ее качественных параметров.
В 2023–2024 гг. М.П. Алпатовой было проведено масштабное исследование, направленное на обеспечение подготовки аспирантов медицинского вуза к деятельности преподавателя, что продиктовано требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3 поколения (ФГОС ВО 3++) в отношении освоения общепрофессиональной компетенции (ОПК-6) [2]. Результативность данного исследования позволит определить целесообразность внедрения в образовательный процесс высшей медицинской школы интегративной системы и инициировать поиск новых стратегий достижения качества образования.
Целью исследования является осуществление оценки и обобщения результатов исследования, посвященного формированию готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности.
Материалы и методы исследования
Обеспечение подготовки аспирантов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет) к преподавательской деятельности как основополагающего компонента их готовности (профессиональной и психологической) к данному виду деятельности было осуществлено средствами внедрения в образовательный процесс (дисциплина «Педагогика и психология») экспериментальных групп (ЭГ 1 – 204 аспиранта 2023 г. набора; ЭГ 2 – 98 аспирантов 2024 г. набора), обучающихся на 1 курсе высшей медицинской школы, интегративной системы [3, с. 117], основанной на интеграции образовательных технологий (модульного, смешанного, проблемного обучения) [4, с. 89; 5, с. 86; 6, с. 234], включающей целеполагающий, организационный, деятельностный, результативный и рефлексивный этапы [7, с. 12; 8, с. 249] (табл. 1).
Таблица 1
Интегративная система подготовки научно-педагогических кадров медицинского вуза к деятельности преподавателя
Этапы |
Подэтапы |
Цель |
Целеполагающий |
Формирование у аспирантов медицинского вуза общепрофессиональной компетенции (ОПК-6) – готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования |
|
Организационный |
Диагностический |
Определение стартовой базы преподавательских компетенций |
Аналитический |
Анализ полученных на диагностическом подэтапе данных, определение ориентиров деятельности преподавателя (научно-теоретический, методический, психолого-педагогический векторы) |
|
Прогностический |
Проектирование образовательных результатов для овладения обучающимися ОПК-6 |
|
Методический |
Планирование интеграции технологий модульного, проблемного, смешанного обучения для получения качественного результата в формировании компетенции ОПК-6 у аспирантов медицинского вуза |
|
Разработка практико-ориентированной базы заданий, направленной на освоение аспирантами всех аспектов преподавательской деятельности |
||
Разработка фонда оценочных средств для определения уровня сформированности готовности к преподавательской деятельности |
||
Деятельностный |
Внедрение результатов и материалов, разработанных в рамках организационного этапа в образовательный процесс |
|
Результативный |
Проведение оценки качества сформированности образовательных результатов общепрофессиональной компетенции |
|
Рефлексивный |
Анализ эффективности работы на основании отслеживания динамики показателей сформированности готовности к преподавательской деятельности |
Следует отметить, что внедрение интегративной системы не предполагалось среди контрольной группы участников (далее – КГ) (аспиранты-медики 1 курса (204 чел.) 2022 г. набора).
Методы исследования, предусматривающие обработку и интерпретацию результатов, включали количественный и качественный анализ данных, статистическую их обработку с использованием критерия х2 Пирсона.
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка качества формирования готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности была осуществлена на результативном этапе интегративной системы среди аспирантов контрольной и экспериментальных групп.
В случае сопоставления результатов контрольной группы на первоначальном и конечном этапах подтверждалось отсутствие значимых различий в распределении результатов формирования готовности к осуществлению преподавательской деятельности согласно трехкомпонентной модели (научно-теоретический, методический, психолого-педагогический компоненты), раскрывающей содержательную сторону данной деятельности.
Компарирование данных экспериментальных групп оценивалось с позиции фиксации положительного сдвига от первоначальной точки (совокупность стартовых знаний и умений в исследуемой области) до итогового результата (устойчивого показателя формирования компетенции).
Инструментом, выступающим в некотором роде «мерилом» качества формирования готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности, стал разработанный автором фонд оценочных средств, основанный на учете существующих способов контроля, реализуемых в рамках технологии модульного обучения – входной, промежуточный, итоговый.
Входной контроль обеспечивал диагностику первоначального уровня знаний аспирантов всех участвующих групп и представлял собой тестирование, включающее вопросы касательно теоретического, методического и психолого-педагогического векторов деятельности преподавателя (рис. 1).
Зафиксированные данные констатировали недостаточный уровень сформированности готовности обучающихся высшей медицинской школы к осуществлению преподавательской деятельности и послужили началом последующего внедрения интегративной системы в образовательный процесс высшей школы.
Рис. 1. Результаты входного контроля среди аспирантов медицинского вуза КГ, ЭГ 1 и ЭГ 2, чел.
Рис. 2. Общие результаты распределения промежуточного контроля по уровням среди ЭГ 1 и ЭГ 2, чел.
Промежуточный контроль (реализован среди экспериментальных групп) способствовал оперативной оценке каждого компонента готовности к преподавательской деятельности. Параметрами оценки промежуточного (текущего) контроля выступили количественные (учет правильности ответов тестирования, включающего 10 вопросов по каждому модулю подготовки) и качественные (отражение понимания предлагаемого учебного материала в рамках подготовки) критерии и показатели, основанные на оценочной шкале с диапазоном числовых значений 0–2, где 0 – показатель отсутствует, 2 – выражен в полной мере), предусматривающие выражение их в базовом, оптимальном и продвинутом уровнях.
Представляя результаты промежуточного контроля, авторами были получены следующие данные (рис. 2).
На основании полученных данных ЭГ 1 и ЭГ 2 можно определить наличие положительной динамики оцениваемых параметров, превалирование оптимального уровня освоения компонентов, определяющих преподавательскую деятельность, что характеризует общую динамику качества формирования готовности аспирантов к преподавательской деятельности.
Итоговый контроль (реализован среди аспирантов всех групп – контрольной и экспериментальных) включал в себя комплекс вопросов, направленных на определение уровня теоретических, методических и психолого-педагогических знаний аспирантов. Оценка готовности к преподавательской деятельности основывалась на правильности ответов по каждому из компонентов. Путем суммирования результатов определяется общий уровень готовности аспиранта к преподавательской деятельности.
Полученные в ходе проведения итогового контроля данные представлены на рис. 3.
Сопоставляя результаты КГ и ЭГ, можно отметить преобладание среди аспирантов контрольной группы недостаточного (43 %) и базового (34 %) уровней, тогда как среди обучающихся экспериментальных групп 1 и 2 прослеживается выраженность базового (33 %) и оптимального (29 %) уровней (ЭГ 1); базового (41 %) и продвинутого (21 %) уровней (ЭГ 2).
Статистическая обработка данных позволила получить результаты, отраженные в табл. 2 и 3.
Согласно данным оценивания распределение уровней сформированности готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности в контрольной группе не выявлены существенные различия (поскольку x2эмп < x2крит).
Достоверность статистически значимых различий распределения уровней готовности аспирантов-медиков к преподавательской деятельности подтверждается, поскольку выполняется условие x2эмп>x2крит .
Рис. 3. Результаты итогового контроля у аспирантов медицинского вуза КГ и ЭГ, чел.
Таблица 2
Результаты оценки данных КГ
Уровень |
КГ, % |
КГ, % |
x2эмп |
x2крит (р = 0,05) |
x2крит (р = 0,01) |
входной |
итоговый |
||||
Недостаточный |
44 |
43 |
0,326 |
7,81 |
11,34 |
Базовый |
35 |
34 |
|||
Оптимальный |
18 |
20 |
|||
Продвинутый |
2 |
3 |
Примечание. df = 3; р > 0,05.
Таблица 3
Результаты оценки данных ЭГ 1 и ЭГ 2
Уровень |
ЭГ 1, % |
ЭГ 2, % |
x2эмп |
x2крит (р = 0,05) |
x2крит (р = 0,01) |
||
входной |
итоговый |
входной |
итоговый |
||||
Недостаточный |
48 |
23 |
44 |
20 |
70,03 |
16,91 |
21,66 |
Базовый |
28 |
33 |
51 |
41 |
|||
Оптимальный |
20 |
29 |
4 |
17 |
|||
Продвинутый |
4 |
15 |
1 |
21 |
Примечание. df = 9; р < 0,01.
Заключение
В результате внедрения интегрированной системы, призванной содействовать качественной подготовке аспирантов медицинского университета к преподавательской деятельности, было отмечено достижение положительного эффекта за счет повышения уровня выраженности готовности научно-педагогических кадров высшей медицинской школы к выполнению профессиональных задач в области преподавания.
Интегративная система подготовки, разработанная и представленная автором, базирующаяся на рациональном и целенаправленном сочетании технологий в образовании, выступает в роли инструмента формирования готовности обучающихся на третьей образовательной ступени медицинского вуза к высококачественной преподавательской деятельности.
Инновационная природа интегративной системы заключается в ее оригинальном подходе к образованию, который объединяет разнообразные образовательные технологии на организационном (структурном) и содержательном (методическом) уровнях с целью достижения максимальной продуктивности учебного процесса.
Библиографическая ссылка
Алпатова М.П., Коломиец О.М., Алпатова А.И. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 1. – С. 87-92;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40281 (дата обращения: 23.02.2025).