Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

Алпатова М.П. 1 Коломиец О.М. 1 Алпатова А.И. 1
1 ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский университет)
Цель работы определена необходимостью осуществления оценки и обобщения результатов исследования, посвященного формированию готовности научно-педагогических кадров высшей медицинской школы к преподавательской деятельности. Ценностным аспектом исследования выступили качественные изменения, произошедшие в экспериментальных группах вследствие включения в образовательный процесс элементов интегративной системы, спроектированной с учетом идеи интеграции (слияния) образовательных технологий модульного, проблемного и смешанного обучения. Верификация итоговых данных аспирантов с исходными позволила идентифицировать эффективность данного внедрения в подготовку научно-педагогических кадров в высшей медицинской школе. Настоящая статья является консеквенцией проведенного авторами в 2023–2024 гг. исследования среди аспирантов 1 курса обучения Сеченовского университета разных годов набора (контрольная группа – 2022; экспериментальная 1 – 2023; экспериментальная 2 – 2024). Результаты проведенного исследования, обработка и статистический анализ данных подтверждают эффективность формирования готовности научно-педагогических кадров высшей медицинской школы к осуществлению преподавательской деятельности средствами внедрения интегративной системы. Результаты исследования способны послужить фундаментом для претворения в образовательный процесс радикально новых инструментов, обеспечивающих достижение аспирантами качественных образовательных результатов, в том числе в сфере подготовки обучающихся к деятельности преподавателя.
компетенции,окачествоообразования
подготовка аспирантов
интегративная система
интеграция образовательных технологий
готовность к преподавательской деятельности
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 28 декабря 2024 года) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362 (дата обращения: 05.11.2024).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 3.09.2014 г. № 1200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.06.01. Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70772456/?ysclid=m52d8uoxlo731719990 (дата обращения: 20.11.2024).
3. Алпатова М.П. Возможности интеграции образовательных технологий в подготовке аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 8. С. 112–117. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40121 (дата обращения: 20.11.2024). DOI: 10.17513/snt.40121.
4. Косаговская И.И., Волчкова Е.В., Мадьянова В.В., Белая О.Ф. Вызовы и возможности модели смешанного обучения в системе медицинского образования // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2021. Т. 10, № 2. С. 87–98. DOI: 10.33029/2305-3496-2021-10-2-87-98.
5. Извин А.И. Традиционные и инновационные технологии педагогического процесса в медицинских вузах // Вестник оториноларингологии. 2020. № 85 (2). С. 84–87. DOI: 10.17116/otorino20208502184.
6. Ваганова О.И., Воронина И.Р., Абрамова Н.С. Интеграция современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9, № 2 (31). С. 233–236. DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0058.
7. Ромашин В.Н., Атаманова Г.И. Интеграционные процессы в вузе в условиях цифровизации: психолого-педагогический аспект // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 7 (121). С. 7–14. DOI: 10.23670/IRJ.2022.121.7.078.
8. Алпатова М.П. Интеграция как условие качественного образовательного результата в высшей медицинской школе // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 10. С. 246–250. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40203 (дата обращения: 20.11.2024). DOI: 10.17513/snt.40203.

Введение

Общеизвестно, что привлекательность и авторитет того или иного вуза как на территории России, так и среди зарубежных стран определяется качеством образования (профессиональной подготовки) обучающихся, наличием у них устойчивого арсенала компетенций, составляющих их конкурентное преимущество на трудовой бирже.

Опираясь на трактование, приведенное в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, под качеством образования подразумевается достигаемый обучающимися уровень подготовки в соответствии с заложенными в федеральных государственных стандартах компетенциями и требованиями к специалисту в той или иной области [1].

Согласно вышеуказанной формулировке любая образовательная деятельность, реализуемая в условиях подготовки кадров, в том числе научно-педагогических, должна быть подвержена оценке, определяющей выраженность ее качественных параметров.

В 2023–2024 гг. М.П. Алпатовой было проведено масштабное исследование, направленное на обеспечение подготовки аспирантов медицинского вуза к деятельности преподавателя, что продиктовано требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования 3 поколения (ФГОС ВО 3++) в отношении освоения общепрофессиональной компетенции (ОПК-6) [2]. Результативность данного исследования позволит определить целесообразность внедрения в образовательный процесс высшей медицинской школы интегративной системы и инициировать поиск новых стратегий достижения качества образования.

Целью исследования является осуществление оценки и обобщения результатов исследования, посвященного формированию готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности.

Материалы и методы исследования

Обеспечение подготовки аспирантов Первого Московского государственного медицинского университета имени И.М. Сеченова (Сеченовский университет) к преподавательской деятельности как основополагающего компонента их готовности (профессиональной и психологической) к данному виду деятельности было осуществлено средствами внедрения в образовательный процесс (дисциплина «Педагогика и психология») экспериментальных групп (ЭГ 1 – 204 аспиранта 2023 г. набора; ЭГ 2 – 98 аспирантов 2024 г. набора), обучающихся на 1 курсе высшей медицинской школы, интегративной системы [3, с. 117], основанной на интеграции образовательных технологий (модульного, смешанного, проблемного обучения) [4, с. 89; 5, с. 86; 6, с. 234], включающей целеполагающий, организационный, деятельностный, результативный и рефлексивный этапы [7, с. 12; 8, с. 249] (табл. 1).

Таблица 1

Интегративная система подготовки научно-педагогических кадров медицинского вуза к деятельности преподавателя

Этапы

Подэтапы

Цель

Целеполагающий

Формирование у аспирантов медицинского вуза общепрофессиональной компетенции (ОПК-6) – готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования

Организационный

Диагностический

Определение стартовой базы преподавательских компетенций

Аналитический

Анализ полученных на диагностическом подэтапе данных, определение ориентиров деятельности преподавателя (научно-теоретический, методический, психолого-педагогический векторы)

Прогностический

Проектирование образовательных результатов для овладения обучающимися ОПК-6

Методический

Планирование интеграции технологий модульного, проблемного, смешанного обучения для получения качественного результата в формировании компетенции ОПК-6 у аспирантов медицинского вуза

Разработка практико-ориентированной базы заданий, направленной на освоение аспирантами всех аспектов преподавательской деятельности

Разработка фонда оценочных средств для определения уровня сформированности готовности к преподавательской деятельности

Деятельностный

Внедрение результатов и материалов, разработанных в рамках организационного этапа в образовательный процесс

Результативный

Проведение оценки качества сформированности образовательных результатов общепрофессиональной компетенции

Рефлексивный

Анализ эффективности работы на основании отслеживания динамики показателей сформированности готовности к преподавательской деятельности

Следует отметить, что внедрение интегративной системы не предполагалось среди контрольной группы участников (далее – КГ) (аспиранты-медики 1 курса (204 чел.) 2022 г. набора).

Методы исследования, предусматривающие обработку и интерпретацию результатов, включали количественный и качественный анализ данных, статистическую их обработку с использованием критерия х2 Пирсона.

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка качества формирования готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности была осуществлена на результативном этапе интегративной системы среди аспирантов контрольной и экспериментальных групп.

В случае сопоставления результатов контрольной группы на первоначальном и конечном этапах подтверждалось отсутствие значимых различий в распределении результатов формирования готовности к осуществлению преподавательской деятельности согласно трехкомпонентной модели (научно-теоретический, методический, психолого-педагогический компоненты), раскрывающей содержательную сторону данной деятельности.

Компарирование данных экспериментальных групп оценивалось с позиции фиксации положительного сдвига от первоначальной точки (совокупность стартовых знаний и умений в исследуемой области) до итогового результата (устойчивого показателя формирования компетенции).

Инструментом, выступающим в некотором роде «мерилом» качества формирования готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности, стал разработанный автором фонд оценочных средств, основанный на учете существующих способов контроля, реализуемых в рамках технологии модульного обучения – входной, промежуточный, итоговый.

Входной контроль обеспечивал диагностику первоначального уровня знаний аспирантов всех участвующих групп и представлял собой тестирование, включающее вопросы касательно теоретического, методического и психолого-педагогического векторов деятельности преподавателя (рис. 1).

Зафиксированные данные констатировали недостаточный уровень сформированности готовности обучающихся высшей медицинской школы к осуществлению преподавательской деятельности и послужили началом последующего внедрения интегративной системы в образовательный процесс высшей школы.

missing image file

Рис. 1. Результаты входного контроля среди аспирантов медицинского вуза КГ, ЭГ 1 и ЭГ 2, чел.

missing image file

Рис. 2. Общие результаты распределения промежуточного контроля по уровням среди ЭГ 1 и ЭГ 2, чел.

Промежуточный контроль (реализован среди экспериментальных групп) способствовал оперативной оценке каждого компонента готовности к преподавательской деятельности. Параметрами оценки промежуточного (текущего) контроля выступили количественные (учет правильности ответов тестирования, включающего 10 вопросов по каждому модулю подготовки) и качественные (отражение понимания предлагаемого учебного материала в рамках подготовки) критерии и показатели, основанные на оценочной шкале с диапазоном числовых значений 0–2, где 0 – показатель отсутствует, 2 – выражен в полной мере), предусматривающие выражение их в базовом, оптимальном и продвинутом уровнях.

Представляя результаты промежуточного контроля, авторами были получены следующие данные (рис. 2).

На основании полученных данных ЭГ 1 и ЭГ 2 можно определить наличие положительной динамики оцениваемых параметров, превалирование оптимального уровня освоения компонентов, определяющих преподавательскую деятельность, что характеризует общую динамику качества формирования готовности аспирантов к преподавательской деятельности.

Итоговый контроль (реализован среди аспирантов всех групп – контрольной и экспериментальных) включал в себя комплекс вопросов, направленных на определение уровня теоретических, методических и психолого-педагогических знаний аспирантов. Оценка готовности к преподавательской деятельности основывалась на правильности ответов по каждому из компонентов. Путем суммирования результатов определяется общий уровень готовности аспиранта к преподавательской деятельности.

Полученные в ходе проведения итогового контроля данные представлены на рис. 3.

Сопоставляя результаты КГ и ЭГ, можно отметить преобладание среди аспирантов контрольной группы недостаточного (43 %) и базового (34 %) уровней, тогда как среди обучающихся экспериментальных групп 1 и 2 прослеживается выраженность базового (33 %) и оптимального (29 %) уровней (ЭГ 1); базового (41 %) и продвинутого (21 %) уровней (ЭГ 2).

Статистическая обработка данных позволила получить результаты, отраженные в табл. 2 и 3.

Согласно данным оценивания распределение уровней сформированности готовности аспирантов медицинского вуза к преподавательской деятельности в контрольной группе не выявлены существенные различия (поскольку x2эмп < x2крит).

Достоверность статистически значимых различий распределения уровней готовности аспирантов-медиков к преподавательской деятельности подтверждается, поскольку выполняется условие x2эмп>x2крит .

missing image file

Рис. 3. Результаты итогового контроля у аспирантов медицинского вуза КГ и ЭГ, чел.

Таблица 2

Результаты оценки данных КГ

Уровень

КГ, %

КГ, %

x2эмп

x2крит

(р = 0,05)

x2крит

(р = 0,01)

входной

итоговый

Недостаточный

44

43

0,326

7,81

11,34

Базовый

35

34

Оптимальный

18

20

Продвинутый

2

3

Примечание. df = 3; р > 0,05.

Таблица 3

Результаты оценки данных ЭГ 1 и ЭГ 2

Уровень

ЭГ 1, %

ЭГ 2, %

x2эмп

x2крит

(р = 0,05)

x2крит

(р = 0,01)

входной

итоговый

входной

итоговый

Недостаточный

48

23

44

20

70,03

16,91

21,66

Базовый

28

33

51

41

Оптимальный

20

29

4

17

Продвинутый

4

15

1

21

Примечание. df = 9; р < 0,01.

Заключение

В результате внедрения интегрированной системы, призванной содействовать качественной подготовке аспирантов медицинского университета к преподавательской деятельности, было отмечено достижение положительного эффекта за счет повышения уровня выраженности готовности научно-педагогических кадров высшей медицинской школы к выполнению профессиональных задач в области преподавания.

Интегративная система подготовки, разработанная и представленная автором, базирующаяся на рациональном и целенаправленном сочетании технологий в образовании, выступает в роли инструмента формирования готовности обучающихся на третьей образовательной ступени медицинского вуза к высококачественной преподавательской деятельности.

Инновационная природа интегративной системы заключается в ее оригинальном подходе к образованию, который объединяет разнообразные образовательные технологии на организационном (структурном) и содержательном (методическом) уровнях с целью достижения максимальной продуктивности учебного процесса.


Библиографическая ссылка

Алпатова М.П., Коломиец О.М., Алпатова А.И. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» // Современные наукоемкие технологии. – 2025. – № 1. – С. 87-92;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40281 (дата обращения: 23.02.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674