Введение
В современных условиях обострения глобальных проблем человеческой цивилизации, изменения требований к производственно-технической сфере, усложнения социально-экономических условий жизни людей повышается роль физической культуры и спорта в системе обучения и воспитания специалистов высших учебных заведений как фактора развития человеческого капитала. В исследованиях М.Г. Ахметвалиевой [1], С.И. Изаак [2], К.В. Чедова [3] и др. отмечается снижение уровня здоровья молодежи, актуализирующее проблему повышения эффективности процесса физического воспитания обучающихся вуза, как фактора сохранения здоровья нации. Анализ педагогических исследований свидетельствует о различных подходах ученых (М.В. Гаврилик [4], Г.Ю. Лях [5], В.С. Макеева [6] и др.) к реализации поставленной проблемы. О необходимости отбора и структурирования дифференцированного содержания различных направлений физического воспитания: общеподготовительного, профессионально-прикладного физического, специального (спортивно-ориентированного), гигиенического, адаптивного – заявляется в исследовании Г.Ю. Ляха [5]. О создании интегрированной физкультурно-спортивной среды с использованием возможностей вариативной части содержания программы по физической культуре говорится в работе М.В. Гаврилик [4]. Об актуализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения с целью формирования ключевых унифицированных физкультурных компетенций (оздоровительно-адаптивная, оздоровительно-коррекционная, двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная) студентов, наиболее полно отражающих человекотворческий потенциал физической культуры, пишет И.В. Манжелей [7; 8]. О внедрении проектно-модульной технологии, активных методов обучения с целью создания осознанной мотивации студентов на сохранение здоровья и выбор здорового стиля жизни; условий для реализации современных систем физических упражнений с правом выбора вида спорта в соответствии с возможностями и желаниями обучающихся; выработки способности осуществлять самодиагностику здоровья и специальной физической подготовленности, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студентов в области физической культуры и спорта, заявляется в исследованиях Г.А. Ямалетдиновой [9, с. 18–19]. О влиянии спортивной деятельности студентов вуза в преодолении стресса пишут Л.Я. Доцоев, Т.Ф. Орехова, Н.А. Усцелемова [10]. Таким образом, авторами определяются основные концепции физического воспитания: спортивно-ориентированного, профессионально-прикладного, дифференцированного и оздоровительного, детерминирующие особенности образовательных программ (направленность занятий на физическую подготовку и развитие профессионально важных качеств (спортивная и профессионально-прикладная физическая направленность) или общее укрепление здоровья (оздоровительная направленность).
В исследовании И.В. Манжелей [8, с. 104] отмечается важность материально-ресурсного обеспечения при реализации на практике спортизированного физического воспитания молодежи, поскольку требуется качественный инвентарь, физкультурно-спортивные сооружения или трансформенные конструкции, соответствующие санитарно-гигиеническим, современным архитектурным, эстетическим требованиям; достаточного финансирования спортивно-массовой работы и значительного кадрового обеспечения, требующего подготовки педагогов, способных к взаимодействию с обучающимися на основе сотрудничества, конструктивного диалога, поддержки и т.д. в процессе совместного участия в физкультурных мероприятиях, создания спортивных команд и клубов. От уровня ответственности человека за свое здоровье, умения ставить задачи и находить способы их решения, по мнению М.Г. Ахметвалиевой, М.А. Коняевой [1], зависит успешная профессионализация будущего специалиста. Мониторингу условий и результатов физического воспитания студентов на основе критериально-измерительного инструментария посвящены исследования И.В. Манжелей [7; 8], его применение позволяет снизить субъективность преподавательской оценки в защиту интересов студентов, тем самым повышая гуманизацию образования. На основе технологии популяционного мониторинга в исследовании С.И. Изаак [2, с. 20] оценивается и корректируется состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России.
Целью работы является сравнительный анализ эффективности процесса физического воспитания студентов гуманитарного и технического университетов Уральского федерального округа по ключевым критериям (особенности образовательных программ, инфраструктура и ресурсы, культурные особенности, социальная интеграция, результативность), выявленным посредством анализа различных подходов ученых к решению данной проблемы.
Материалы и методы исследования
Для достижения поставленной цели использовались теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, конкретизация, систематизация) и эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, статистические методы обработки данных) методы исследования. Эксперимент проводился на базе Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) (далее – ГУ) и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова (г. Магнитогорск) (далее – МГТУ) в 2018/2019, 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 учебных годах, в нем участвовали 384 студента ГУ (200 девушек и 184 юноши) и 400 студентов МГТУ (200 девушек и 200 юношей), всего – 784 студента I–II курсов. Респонденты распределяются по трем конкретным признакам: 1) профиль университета: гуманитарный, технический; 2) курс обучения: младшие курсы (первые и вторые); 3) пол: мужчины, женщины. Физическая подготовленность студентов гуманитарного и технического университетов диагностируется по результатам выполнения трех контрольных упражнений: «Подтягивание из виса на высокой перекладине» (юноши), «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (девушки), «Поднимание туловища из положения лежа на спине», «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», полученным в рамках учебного процесса (ГУ) и проведения соревнований «Приз первокурсника» (МГТУ), которые сравниваются посредством t-критерия Стьюдента. Динамика показателей физической подготовленности студентов разных типов университетов в 2018 и 2023 гг. определяется по результатам, полученным при выполнении тех же контрольных упражнений и дополнительного упражнения «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» с расчетом достоверности различий средних показателей в группе.
Результаты исследования и их обсуждение
Авторами данной статьи в процессе анализа научных исследований были найдены работы, где обосновывается конкретный признак, на основании которого оценивается эффективность процесса физического воспитания, а именно: технология популяционного мониторинга физической подготовленности студентов позволяет определить возрастную неодинаковую динамику у студентов и студенток, а именно у юношей с возрастом увеличивается доля студентов со средним уровнем физической подготовленности, у девушек – с низким уровнем (С.И. Изаак [2]); при мониторинге условий и результатов физического воспитания студентов диагностируется их общая выносливость и скоростные способности, которые ниже программных нормативов, соответствующих удовлетворительной оценке (И.В. Манжелей [7; 8]); применение модели системы самоуправления учебно-познавательной деятельностью физкультурно-оздоровительной, профессиональной и физкультурно-спортивной направленности, заключается в повышении уровня самооценки способности к самоуправлению, физического здоровья, теоретической, методической, профессиональной, специально-технической и особенно физической подготовленности в силовых показателях (Г.А. Ямалетдинова [9]). По мнению авторов данной статьи, в дальнейшем на основе комплексного подхода необходимо создать систему критериев, показателей и уровней, характеризующих внутренние и внешние изменения в организме студента. Эта критериально-диагностическая система должна быть направлена на активизацию студентов к познанию самих себя и стимулирования их к двигательной деятельности, поддержанию здорового стиля жизни.
Рассматриваемые результаты представленных выше авторов позволяют выделить следующие ключевые критерии и показатели оценки эффективности процесса физического воспитания студентов вуза в совокупности:
1) особенностей образовательных программ по физической культуре и спорту, проявляющихся в содержании различных направлений физического воспитания: оздоровительное, спортивное, профессионально-прикладное и др.;
2) обеспеченности инфраструктурой и оборудованием, показателями которой являются доступность и состояние спортивных сооружений и оборудования, расписание использования спортивных объектов для оптимальной организации учебных занятий по количеству занятий в неделю, продолжительности каждого занятия и уровню интенсивности упражнений;
3) культурных особенностей университета, показателями которых является корпоративная культура поощрения высокой физической активности посредством развития командных видов спорта и соревнований или поддержки различных оздоровительных систем физических упражнений, таких как йога, медитация и прогулки на свежем воздухе;
Таблица 1
Сравнительные результаты физической подготовленности студентов гуманитарного (n = 384 чел.) и технического (n = 400 чел.) университетов с 2018 по 2023 г. (M ± σ)
Контрольные упражнения |
Год / (M ± σ) |
|||||||||||||||
2018 |
P |
2021 |
P |
2022 |
P |
2023 |
P |
|||||||||
Юноши |
||||||||||||||||
1. Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) |
ГУ |
13,33±0,77 |
< 0,05 |
9,11± 0,49 |
< 0,05 |
10,07 ± 0,48 |
< 0,05 |
14,72 ± 0,25 |
< 0,05 |
|||||||
МГТУ |
17,20± 0,50 |
15,9 ±0,69 |
13,22 ±0,84 |
11,69 ± 0,53 |
||||||||||||
2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи см) |
ГУ |
10,09±0,47 |
< 0,05 |
10,04 ±0,83 |
< 0,05 |
12,16 ± 0,69 |
< 0,05 |
13,38 ± 0,56 |
> 0,05 |
|||||||
МГТУ |
13,00 ±0,81 |
15,32 ± 0,65 |
18,82 ±0,47 |
14,53 ± 0,69 |
||||||||||||
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) |
ГУ |
32,30 ±1,02 |
– |
31,85 ±1,9 |
< 0,05 |
36,55 ± 1,22 |
< 0,05 |
40,85 ± 0,73 |
< 0,05 |
|||||||
МГТУ |
– |
53,40 ±0,81 |
59,32 ± 0,59 |
47,18 ± 0,59 |
||||||||||||
Девушки |
||||||||||||||||
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) |
ГУ |
11,44 ±0,59 |
– |
7,66 ± 0,34 |
< 0,05 |
14,56 ± 0,62 |
> 0,05 |
16,04 ± 0,84 |
< 0,05 |
|||||||
МГТУ |
– |
18,42±1,03 |
14,86 ± 1,16 |
13,26 ± 1,03 |
||||||||||||
2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи см) |
ГУ |
14,06 ±0,56 |
< 0,05 |
12,92 ±0,43 |
< 0,05 |
14,86 ± 0,59 |
< 0,05 |
16,00 ± 0,65 |
< 0,05 |
|||||||
МГТУ |
17,08 ±0,53 |
19,06 ±0,56 |
21,08 ± 0,59 |
19,08 ± 0,59 |
||||||||||||
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) |
ГУ |
47,16 ±1,72 |
> 0,05 |
38,62± 1,09 |
< 0,05 |
57,06 ± 1,09 |
> 0,05 |
61,66 ± 0,62 |
< 0,05 |
|||||||
МГТУ |
49,02 ±0,40 |
51,88 ±1,09 |
54,80 ± 0,81 |
41,76 ± 1,13 |
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов в 2018 и 2023 гг.
Контрольные упражнения |
Гуманитарный университет (n = 195 чел.) |
Технический университет (n = 200 чел.) |
|||
M ± σ |
P |
M ± σ |
P |
||
Юноши |
|||||
1. Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз) |
2018 г. |
12,91 ± 0,49 |
< 0,05 |
17,20 ± 0,50 |
< 0,05 |
2023 г. |
14,72 ± 0,25 |
11,69 ± 0,53 |
|||
2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи, см) |
2018 г. |
9,39 ± 0,39 |
< 0,05 |
13,00 ± 0,81 |
> 0,05 |
2023 г. |
13,38 ± 0,56 |
14,53 ±0,69 |
|||
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) |
2018 г. |
32,30 ± 1,02 |
< 0,05 |
– |
|
2023 г. |
40,85 ± 0,73 |
– |
|||
4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
2018 г. |
– |
256,92 ± 1,57 |
< 0,05 |
|
2023 г. |
– |
246,87 ± 2,64 |
|||
Девушки |
|||||
1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз) |
2018 г. |
11,44 ± 0,59 |
< 0,05 |
– |
|
2023 г. |
16,04 ± 0,84 |
– |
|||
2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи, см) |
2018 г. |
13,12 ±0,34 |
< 0,05 |
17,08 ± 0,53 |
< 0,05 |
2023 г. |
16,00 ± 0,65 |
19,08 ± 0,59 |
|||
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин) |
2018 г. |
43,32 ± 2,89 |
< 0,05 |
49,02 ±0,40 |
< 0,05 |
2023 г. |
61,66 ± 0,62 |
41,76 ± 1,13 |
|||
4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см) |
2018 г. |
– |
194,52 ± 1,41 |
< 0,05 |
|
2023 г. |
– |
188,27 ± 1,72 |
4) социальной интеграции, проявляющейся в создании спортивных команд и клубов или совместного участия в физкультурных мероприятиях, а также через творческие кружки и группы по интересам;
5) результативности физического воспитания, показателями которой являются уровень физической подготовленности студентов и изменения результатов в динамике.
Авторами анализируются 1) уровень физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов с 2018 по 2023 г. в сравнении и 2) динамика показателей физической подготовленности студентов разных типов вузов (изменения в показателях силы, гибкости и скоростно-силовых показателях в 2018–2023 гг.).
Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов с 2018 по 2023 г. представлен в табл. 1. С помощью расчета t-критерия Стьюдента проверяется правильность выдвинутой гипотезы: уровень физической подготовленности студентов технического университета выше, чем у студентов гуманитарного университета.
Анализ показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов с 2018 по 2023 г. позволяет сделать следующие выводы: 1) в 2018 г. студенты МГТУ сильнее, чем студенты ГУ, в контрольных упражнениях: «Подтягивание из виса на высокой перекладине» и «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»; 2) в 2021 и 2022 г. студенты МГТУ по-прежнему сильнее студентов ГУ во всех упражнениях: «Подтягивание из виса на высокой перекладине», «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» и «Поднимание туловища из положения лежа на спине»; 3) в 2023 г. студенты МГТУ сильнее студентов ГУ только в одном упражнении: «Поднимание туловища из положения лежа на спине», а в упражнении «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» различия недостоверны; 4) в упражнении «Подтягивание из виса на высокой перекладине» студенты ГУ сильнее студентов МГТУ, что подтверждается расчетами статистического t-критерия Стьюдента; 5) студентки МГТУ в 2018 г. сильнее девушек ГУ в упражнениях «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», а в упражнении «Поднимание туловища из положения лежа на спине» достоверных различий в средних значениях результатов нет; 6) в 2021 г. девушки МГТУ сильнее во всех контрольных упражнениях; 7) в 2022 и 2023 гг. у девушек МГТУ имеются достоверные различия в результатах только одного упражнения, «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», а в упражнениях «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» и «Поднимание туловища из положения лежа на спине» достоверных различий в средних результатах нет (2022 г.), в 2023 г. девушки ГУ сильнее студенток МГТУ в данных упражнениях (достоверные различия).
Динамика показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов в 2018 и 2023 гг. представлена в табл. 2. Достоверность различий средних показателей в группе определяется по t-критерию Стьюдента и проверяется правильность выдвинутых гипотез: 1) уровень физической подготовленности студентов гуманитарного университета в 2023 г. выше, чем в 2018 г.; 2) уровень физической подготовленности студентов технического университета в 2023 г. выше, чем в 2018 г.
Анализ динамики показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов в 2018 и 2023 гг. свидетельствует о том, что студенты ГУ (юноши и девушки) в 2023 г. показывают результаты лучше, чем в 2018 году. Однако у студентов-юношей МГТУ, наоборот, в 2018 г. результаты лучше, чем в 2023 г., в упражнениях «Подтягивание из виса на высокой перекладине» и «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», а в упражнении «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» различия недостоверны. У девушек также лучше результаты в 2018 г. в упражнениях «Поднимание туловища из положения лежа на спине» и «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», однако в упражнении «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» лучше результаты в 2023 г.
Заключение
Анализ эффективности процесса физического воспитания обучающихся гуманитарного и технического университетов по выявленным ключевым критериям и показателям свидетельствует о следующем: 1) особенностью образовательных программ гуманитарного университета является ее оздоровительная направленность на общее укрепление здоровья, развитие гибкости и поддержание физической формы через современные виды спорта и системы физического воспитания: йога, восточные оздоровительные системы, танцевальные виды аэробики, а также спортивный туризм, создание личностных проектов студентом с целью познания изменений самого себя при обучении по дисциплине «Физическая культура и спорт» с использованием компьютерных программ; технического университета – направленность на физическую подготовку для поддержания здоровья и развитие профессионально важных качеств обучающихся, включающая подготовку к выполнению комплекса ГТО, занятия спортивными играми, легкой и тяжелой атлетикой, общей физической подготовкой; 2) инфраструктура и оборудование позволяют в полной мере проводить занятия как в гуманитарном университете, так и техническом, однако в гуманитарном университете используются меньшие ресурсы, спорт в учебный процесс интегрируется через партнерские соглашения с фитнес-центрами и другими организациями (МБУ «Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга» на базе Гуманитарного университета организовал и проводит занятия «Школы водного туризма»), занятия по физической культуре организуются с использованием дополнительных спортивных объектов, таких как бассейн, фитнес-клуб, тренажерный зал; расписание и форматы использования спортивных объектов отличаются более гибким подходом, а технический университет располагает большими ресурсами для организации физического воспитания, такими как современные спортивные залы, оборудование и тренерский состав, однако часто проводится ремонт открытых и закрытых спортивных объектов, что снижает их доступность, практические занятия переносятся в лекционные аудитории; 3) корпоративная культура вузов по отношению к физической культуре и спорту различна – в гуманитарном университете имеется тенденция к поддержке различных видов активностей, таких как йога, медитация и прогулки на свежем воздухе, горный и водный туризм; в техническом – к поощрению высокой физической активности посредством развития командных видов спорта и соревнований; 4) социальная интеграция в гуманитарном университете осуществляется посредством совместного участия в физкультурных мероприятиях, а также через творческие кружки и группы по интересам; в техническом – через создание спортивных команд и клубов; 5) результативность физического воспитания по уровню физической подготовленности студентов выше в техническом университете в 2018–2022 гг., в гуманитарном университете – в 2023 г.; выявлена положительная динамика показателей физической подготовленности студентов гуманитарного университета, отрицательная – у студентов технического университета.
Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов в 2018, 2021, 2022, 2023 гг. показывает более высокий уровень физической подготовленности студентов технического университета, чем у студентов гуманитарного университета в 2018–2022 гг., что свидетельствует об эффективности организации процесса физического воспитания спортивной и профессионально-прикладной направленности, поощрения высокой физической активности посредством развития командных видов спорта и соревнований, создания спортивных команд и клубов. Отрицательная динамика показателей физической подготовленности студентов технического университета в 2023 г. по сравнению с 2018 г. свидетельствует о снижении результативности образовательного процесса по физической культуре и спорту вследствие ограничения доступности спортивных сооружений, оборудования из-за проведения ремонта открытых и закрытых спортивных объектов в университете в 2019 и 2022 гг. Выявлена положительная динамика результатов физической подготовленности студентов гуманитарного университета в 2023 г., чем в 2018 г., что связано, по мнению авторов, с оздоровительной направленностью образовательных программ, тенденцией к поддержке различных видов активностей, внедрением модульно-проектной технологии по созданию личностных проектов в сфере физической культуры с использованием компьютерных программ, детерминирующих высокий уровень мотивации студентов к достижению оптимальной физической формы, улучшению результатов и повышению эффективности образовательного процесса.
В дальнейшем планируется рассмотрение вопросов о внедрении опыта работы мастерской по созданию личностных проектов студентом в сфере физической культуры, спорта в техническом университете для саморазвития, самосовершенствования и сравнение результатов со студентами гуманитарного университета.