Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Усцелемова Н.А. 1 Ямалетдинова Г.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова»
2 АНО ВО «Гуманитарный университет»
Цель работы – сравнительный анализ эффективности процесса физического воспитания студентов гуманитарного и технического университетов Уральского федерального округа по ключевым критериям (особенности образовательных программ, инфраструктура и ресурсы, культурные особенности, социальная интеграция, результативность), выявленным посредством анализа различных подходов ученых к решению данной проблемы. Методами исследования для достижения поставленной цели являются теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, конкретизация, систематизация) и эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, статистические методы обработки данных) методы. Проведен сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов разных типов университетов в период с 2018 по 2023 г. на основе расчета t-критерия Стьюдента, получены значимые различия результатов студентов технического университета в 2018–2022 гг., свидетельствующие о более высоком уровне их физической подготовленности по сравнению со студентами гуманитарного университета, однако в 2023 г. в контрольных упражнениях достоверно лучшие результаты у студентов гуманитарного университета. Выявлена положительная динамика показателей физической подготовленности у студентов гуманитарного университета в 2023 г. по сравнению с 2018 г., наилучшие результаты достигаются путем создания студентами гуманитарного университета личностных проектов в сфере физической культуры с использованием компьютерных программ, внедрения образовательных программ оздоровительной направленности через современные виды спорта и системы физического воспитания, свидетельствующие об эффективности образовательного процесса в вузе. Отрицательная динамика показателей физической подготовленности студентов технического университета в 2023 г. по сравнению с 2018 г. свидетельствует о недостаточном оснащении занятий инвентарем и оборудованием в связи с ремонтом открытых и закрытых спортивных объектов университета в 2019 и 2022 гг., что снижает их доступность и эффективность образовательного процесса. В результате исследования выявлены сильные и слабые стороны каждого подхода к организации процесса физического воспитания студентов, что способствует достижению более качественных результатов.
физическое воспитание
студенты
физическая подготовленность
гуманитарный университет
технический университет
эффективность процесса
1. Ахметвалиева М.Г., Коняева М.А. Направления формирования у современной молодежи мотивации к сбережению здоровья // Современные наукоемкие технологии. 2024. № 1. С. 108–112. URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39916 (дата обращения: 27.09.2024). DOI: 10.17513/snt.39916.
2. Изаак С.И. Состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 2006. 55 с.
3. Чедов К.В. Методологическая основа взаимодействия организаций различной ведомственной принадлежности по формированию культуры здоровья школьников // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4, № 4. С. 6–14.
4. Гаврилик М.В. Эффективность физического воспитания студентов на основе создания физкультурно-спортивной среды // Здоровье для всех. 2020. № 1. С. 37–44.
5. Лях Г.Ю. Организация физкультурно-оздоровительной активности студентов в процессе развития их конкурентоспособности // Kant. 2021. № 3 (40). С. 244–248. DOI: 10.24923/2222-243X.2021-40.46.
6. Макеева В.С., Ямалетдинова Г.А., Бруй К.Е. Психофизическая подготовка студентов. От обязанности к личностной потребности // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020. Т. 15, № 1. С. 76–81. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-76-81.
7. Манжелей И.В. Актуализация педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 2005. 47 с.
8. Манжелей И.В., Загревская А.И. Векторное моделирование в педагогических исследованиях по проблемам физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2024. № 9. С. 3–5.
9. Ямалетдинова Г.А. Система самоуправления учебно-познавательной деятельностью студентов в сфере физической культуры: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2009. 48 с.
10. Усцелемова Н.А., Орехова Т.Ф., Доцоев Л.Я. Спортивная деятельность как фактор повышения у обучающихся вуза устойчивости к стрессу // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 11 (225). С. 439–443. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.11.p439-443.

Введение

В современных условиях обострения глобальных проблем человеческой цивилизации, изменения требований к производственно-технической сфере, усложнения социально-экономических условий жизни людей повышается роль физической культуры и спорта в системе обучения и воспитания специалистов высших учебных заведений как фактора развития человеческого капитала. В исследованиях М.Г. Ахметвалиевой [1], С.И. Изаак [2], К.В. Чедова [3] и др. отмечается снижение уровня здоровья молодежи, актуализирующее проблему повышения эффективности процесса физического воспитания обучающихся вуза, как фактора сохранения здоровья нации. Анализ педагогических исследований свидетельствует о различных подходах ученых (М.В. Гаврилик [4], Г.Ю. Лях [5], В.С. Макеева [6] и др.) к реализации поставленной проблемы. О необходимости отбора и структурирования дифференцированного содержания различных направлений физического воспитания: общеподготовительного, профессионально-прикладного физического, специального (спортивно-ориентированного), гигиенического, адаптивного – заявляется в исследовании Г.Ю. Ляха [5]. О создании интегрированной физкультурно-спортивной среды с использованием возможностей вариативной части содержания программы по физической культуре говорится в работе М.В. Гаврилик [4]. Об актуализации педагогического потенциала физкультурно-спортивной среды образовательного учреждения с целью формирования ключевых унифицированных физкультурных компетенций (оздоровительно-адаптивная, оздоровительно-коррекционная, двигательно-кондиционная, двигательно-прикладная, спортивно-рекреативная) студентов, наиболее полно отражающих человекотворческий потенциал физической культуры, пишет И.В. Манжелей [7; 8]. О внедрении проектно-модульной технологии, активных методов обучения с целью создания осознанной мотивации студентов на сохранение здоровья и выбор здорового стиля жизни; условий для реализации современных систем физических упражнений с правом выбора вида спорта в соответствии с возможностями и желаниями обучающихся; выработки способности осуществлять самодиагностику здоровья и специальной физической подготовленности, способствующие активизации учебно-познавательной деятельности студентов в области физической культуры и спорта, заявляется в исследованиях Г.А. Ямалетдиновой [9, с. 18–19]. О влиянии спортивной деятельности студентов вуза в преодолении стресса пишут Л.Я. Доцоев, Т.Ф. Орехова, Н.А. Усцелемова [10]. Таким образом, авторами определяются основные концепции физического воспитания: спортивно-ориентированного, профессионально-прикладного, дифференцированного и оздоровительного, детерминирующие особенности образовательных программ (направленность занятий на физическую подготовку и развитие профессионально важных качеств (спортивная и профессионально-прикладная физическая направленность) или общее укрепление здоровья (оздоровительная направленность).

В исследовании И.В. Манжелей [8, с. 104] отмечается важность материально-ресурсного обеспечения при реализации на практике спортизированного физического воспитания молодежи, поскольку требуется качественный инвентарь, физкультурно-спортивные сооружения или трансформенные конструкции, соответствующие санитарно-гигиеническим, современным архитектурным, эстетическим требованиям; достаточного финансирования спортивно-массовой работы и значительного кадрового обеспечения, требующего подготовки педагогов, способных к взаимодействию с обучающимися на основе сотрудничества, конструктивного диалога, поддержки и т.д. в процессе совместного участия в физкультурных мероприятиях, создания спортивных команд и клубов. От уровня ответственности человека за свое здоровье, умения ставить задачи и находить способы их решения, по мнению М.Г. Ахметвалиевой, М.А. Коняевой [1], зависит успешная профессионализация будущего специалиста. Мониторингу условий и результатов физического воспитания студентов на основе критериально-измерительного инструментария посвящены исследования И.В. Манжелей [7; 8], его применение позволяет снизить субъективность преподавательской оценки в защиту интересов студентов, тем самым повышая гуманизацию образования. На основе технологии популяционного мониторинга в исследовании С.И. Изаак [2, с. 20] оценивается и корректируется состояние физического развития и физической подготовленности молодого поколения России.

Целью работы является сравнительный анализ эффективности процесса физического воспитания студентов гуманитарного и технического университетов Уральского федерального округа по ключевым критериям (особенности образовательных программ, инфраструктура и ресурсы, культурные особенности, социальная интеграция, результативность), выявленным посредством анализа различных подходов ученых к решению данной проблемы.

Материалы и методы исследования

Для достижения поставленной цели использовались теоретические (сравнительно-сопоставительный анализ, конкретизация, систематизация) и эмпирические (педагогическое наблюдение, тестирование, статистические методы обработки данных) методы исследования. Эксперимент проводился на базе Гуманитарного университета (г. Екатеринбург) (далее – ГУ) и Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова (г. Магнитогорск) (далее – МГТУ) в 2018/2019, 2021/2022, 2022/2023, 2023/2024 учебных годах, в нем участвовали 384 студента ГУ (200 девушек и 184 юноши) и 400 студентов МГТУ (200 девушек и 200 юношей), всего – 784 студента I–II курсов. Респонденты распределяются по трем конкретным признакам: 1) профиль университета: гуманитарный, технический; 2) курс обучения: младшие курсы (первые и вторые); 3) пол: мужчины, женщины. Физическая подготовленность студентов гуманитарного и технического университетов диагностируется по результатам выполнения трех контрольных упражнений: «Подтягивание из виса на высокой перекладине» (юноши), «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» (девушки), «Поднимание туловища из положения лежа на спине», «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», полученным в рамках учебного процесса (ГУ) и проведения соревнований «Приз первокурсника» (МГТУ), которые сравниваются посредством t-критерия Стьюдента. Динамика показателей физической подготовленности студентов разных типов университетов в 2018 и 2023 гг. определяется по результатам, полученным при выполнении тех же контрольных упражнений и дополнительного упражнения «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» с расчетом достоверности различий средних показателей в группе.

Результаты исследования и их обсуждение

Авторами данной статьи в процессе анализа научных исследований были найдены работы, где обосновывается конкретный признак, на основании которого оценивается эффективность процесса физического воспитания, а именно: технология популяционного мониторинга физической подготовленности студентов позволяет определить возрастную неодинаковую динамику у студентов и студенток, а именно у юношей с возрастом увеличивается доля студентов со средним уровнем физической подготовленности, у девушек – с низким уровнем (С.И. Изаак [2]); при мониторинге условий и результатов физического воспитания студентов диагностируется их общая выносливость и скоростные способности, которые ниже программных нормативов, соответствующих удовлетворительной оценке (И.В. Манжелей [7; 8]); применение модели системы самоуправления учебно-познавательной деятельностью физкультурно-оздоровительной, профессиональной и физкультурно-спортивной направленности, заключается в повышении уровня самооценки способности к самоуправлению, физического здоровья, теоретической, методической, профессиональной, специально-технической и особенно физической подготовленности в силовых показателях (Г.А. Ямалетдинова [9]). По мнению авторов данной статьи, в дальнейшем на основе комплексного подхода необходимо создать систему критериев, показателей и уровней, характеризующих внутренние и внешние изменения в организме студента. Эта критериально-диагностическая система должна быть направлена на активизацию студентов к познанию самих себя и стимулирования их к двигательной деятельности, поддержанию здорового стиля жизни.

Рассматриваемые результаты представленных выше авторов позволяют выделить следующие ключевые критерии и показатели оценки эффективности процесса физического воспитания студентов вуза в совокупности:

1) особенностей образовательных программ по физической культуре и спорту, проявляющихся в содержании различных направлений физического воспитания: оздоровительное, спортивное, профессионально-прикладное и др.;

2) обеспеченности инфраструктурой и оборудованием, показателями которой являются доступность и состояние спортивных сооружений и оборудования, расписание использования спортивных объектов для оптимальной организации учебных занятий по количеству занятий в неделю, продолжительности каждого занятия и уровню интенсивности упражнений;

3) культурных особенностей университета, показателями которых является корпоративная культура поощрения высокой физической активности посредством развития командных видов спорта и соревнований или поддержки различных оздоровительных систем физических упражнений, таких как йога, медитация и прогулки на свежем воздухе;

Таблица 1

Сравнительные результаты физической подготовленности студентов гуманитарного (n = 384 чел.) и технического (n = 400 чел.) университетов с 2018 по 2023 г. (M ± σ)

Контрольные упражнения

Год / (M ± σ)

2018

P

2021

P

2022

P

2023

P

Юноши

1. Подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз)

ГУ

13,33±0,77

< 0,05

9,11± 0,49

< 0,05

10,07 ± 0,48

< 0,05

14,72 ± 0,25

< 0,05

МГТУ

17,20± 0,50

15,9 ±0,69

13,22 ±0,84

11,69 ± 0,53

2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи см)

ГУ

10,09±0,47

< 0,05

10,04 ±0,83

< 0,05

12,16 ± 0,69

< 0,05

13,38 ± 0,56

> 0,05

МГТУ

13,00 ±0,81

15,32 ± 0,65

18,82 ±0,47

14,53 ± 0,69

3. Поднимание туловища из положения лежа

на спине (количество раз за 1 мин)

ГУ

32,30 ±1,02

31,85 ±1,9

< 0,05

36,55 ± 1,22

< 0,05

40,85 ± 0,73

< 0,05

МГТУ

53,40 ±0,81

59,32 ± 0,59

47,18 ± 0,59

Девушки

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

на полу (кол-во раз)

ГУ

11,44 ±0,59

7,66 ± 0,34

< 0,05

14,56 ± 0,62

> 0,05

16,04 ± 0,84

< 0,05

МГТУ

18,42±1,03

14,86 ± 1,16

13,26 ± 1,03

2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи см)

ГУ

14,06 ±0,56

< 0,05

12,92 ±0,43

< 0,05

14,86 ± 0,59

< 0,05

16,00 ± 0,65

< 0,05

МГТУ

17,08 ±0,53

19,06 ±0,56

21,08 ± 0,59

19,08 ± 0,59

3. Поднимание туловища из положения лежа

на спине (количество раз за 1 мин)

ГУ

47,16 ±1,72

> 0,05

38,62± 1,09

< 0,05

57,06 ± 1,09

> 0,05

61,66 ± 0,62

< 0,05

МГТУ

49,02 ±0,40

51,88 ±1,09

54,80 ± 0,81

41,76 ± 1,13

Таблица 2

Динамика показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов в 2018 и 2023 гг.

Контрольные упражнения

Гуманитарный университет (n = 195 чел.)

Технический университет (n = 200 чел.)

M ± σ

P

M ± σ

P

Юноши

1. Подтягивание из виса на высокой

перекладине (количество раз)

2018 г.

12,91 ± 0,49

< 0,05

17,20 ± 0,50

< 0,05

2023 г.

14,72 ± 0,25

11,69 ± 0,53

2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи, см)

2018 г.

9,39 ± 0,39

< 0,05

13,00 ± 0,81

> 0,05

2023 г.

13,38 ± 0,56

14,53 ±0,69

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин)

2018 г.

32,30 ± 1,02

< 0,05

 

2023 г.

40,85 ± 0,73

4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

2018 г.

 

256,92 ± 1,57

< 0,05

2023 г.

246,87 ± 2,64

Девушки

1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (количество раз)

2018 г.

11,44 ± 0,59

< 0,05

 

2023 г.

16,04 ± 0,84

2. Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи, см)

2018 г.

13,12 ±0,34

< 0,05

17,08 ± 0,53

< 0,05

2023 г.

16,00 ± 0,65

19,08 ± 0,59

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин)

2018 г.

43,32 ± 2,89

< 0,05

49,02 ±0,40

< 0,05

2023 г.

61,66 ± 0,62

41,76 ± 1,13

4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)

2018 г.

 

194,52 ± 1,41

< 0,05

2023 г.

188,27 ± 1,72

4) социальной интеграции, проявляющейся в создании спортивных команд и клубов или совместного участия в физкультурных мероприятиях, а также через творческие кружки и группы по интересам;

5) результативности физического воспитания, показателями которой являются уровень физической подготовленности студентов и изменения результатов в динамике.

Авторами анализируются 1) уровень физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов с 2018 по 2023 г. в сравнении и 2) динамика показателей физической подготовленности студентов разных типов вузов (изменения в показателях силы, гибкости и скоростно-силовых показателях в 2018–2023 гг.).

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов с 2018 по 2023 г. представлен в табл. 1. С помощью расчета t-критерия Стьюдента проверяется правильность выдвинутой гипотезы: уровень физической подготовленности студентов технического университета выше, чем у студентов гуманитарного университета.

Анализ показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов с 2018 по 2023 г. позволяет сделать следующие выводы: 1) в 2018 г. студенты МГТУ сильнее, чем студенты ГУ, в контрольных упражнениях: «Подтягивание из виса на высокой перекладине» и «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»; 2) в 2021 и 2022 г. студенты МГТУ по-прежнему сильнее студентов ГУ во всех упражнениях: «Подтягивание из виса на высокой перекладине», «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» и «Поднимание туловища из положения лежа на спине»; 3) в 2023 г. студенты МГТУ сильнее студентов ГУ только в одном упражнении: «Поднимание туловища из положения лежа на спине», а в упражнении «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» различия недостоверны; 4) в упражнении «Подтягивание из виса на высокой перекладине» студенты ГУ сильнее студентов МГТУ, что подтверждается расчетами статистического t-критерия Стьюдента; 5) студентки МГТУ в 2018 г. сильнее девушек ГУ в упражнениях «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», а в упражнении «Поднимание туловища из положения лежа на спине» достоверных различий в средних значениях результатов нет; 6) в 2021 г. девушки МГТУ сильнее во всех контрольных упражнениях; 7) в 2022 и 2023 гг. у девушек МГТУ имеются достоверные различия в результатах только одного упражнения, «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье», а в упражнениях «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу» и «Поднимание туловища из положения лежа на спине» достоверных различий в средних результатах нет (2022 г.), в 2023 г. девушки ГУ сильнее студенток МГТУ в данных упражнениях (достоверные различия).

Динамика показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов в 2018 и 2023 гг. представлена в табл. 2. Достоверность различий средних показателей в группе определяется по t-критерию Стьюдента и проверяется правильность выдвинутых гипотез: 1) уровень физической подготовленности студентов гуманитарного университета в 2023 г. выше, чем в 2018 г.; 2) уровень физической подготовленности студентов технического университета в 2023 г. выше, чем в 2018 г.

Анализ динамики показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов в 2018 и 2023 гг. свидетельствует о том, что студенты ГУ (юноши и девушки) в 2023 г. показывают результаты лучше, чем в 2018 году. Однако у студентов-юношей МГТУ, наоборот, в 2018 г. результаты лучше, чем в 2023 г., в упражнениях «Подтягивание из виса на высокой перекладине» и «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», а в упражнении «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» различия недостоверны. У девушек также лучше результаты в 2018 г. в упражнениях «Поднимание туловища из положения лежа на спине» и «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», однако в упражнении «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье» лучше результаты в 2023 г.

Заключение

Анализ эффективности процесса физического воспитания обучающихся гуманитарного и технического университетов по выявленным ключевым критериям и показателям свидетельствует о следующем: 1) особенностью образовательных программ гуманитарного университета является ее оздоровительная направленность на общее укрепление здоровья, развитие гибкости и поддержание физической формы через современные виды спорта и системы физического воспитания: йога, восточные оздоровительные системы, танцевальные виды аэробики, а также спортивный туризм, создание личностных проектов студентом с целью познания изменений самого себя при обучении по дисциплине «Физическая культура и спорт» с использованием компьютерных программ; технического университета – направленность на физическую подготовку для поддержания здоровья и развитие профессионально важных качеств обучающихся, включающая подготовку к выполнению комплекса ГТО, занятия спортивными играми, легкой и тяжелой атлетикой, общей физической подготовкой; 2) инфраструктура и оборудование позволяют в полной мере проводить занятия как в гуманитарном университете, так и техническом, однако в гуманитарном университете используются меньшие ресурсы, спорт в учебный процесс интегрируется через партнерские соглашения с фитнес-центрами и другими организациями (МБУ «Спортивно-туристский клуб г. Екатеринбурга» на базе Гуманитарного университета организовал и проводит занятия «Школы водного туризма»), занятия по физической культуре организуются с использованием дополнительных спортивных объектов, таких как бассейн, фитнес-клуб, тренажерный зал; расписание и форматы использования спортивных объектов отличаются более гибким подходом, а технический университет располагает большими ресурсами для организации физического воспитания, такими как современные спортивные залы, оборудование и тренерский состав, однако часто проводится ремонт открытых и закрытых спортивных объектов, что снижает их доступность, практические занятия переносятся в лекционные аудитории; 3) корпоративная культура вузов по отношению к физической культуре и спорту различна – в гуманитарном университете имеется тенденция к поддержке различных видов активностей, таких как йога, медитация и прогулки на свежем воздухе, горный и водный туризм; в техническом – к поощрению высокой физической активности посредством развития командных видов спорта и соревнований; 4) социальная интеграция в гуманитарном университете осуществляется посредством совместного участия в физкультурных мероприятиях, а также через творческие кружки и группы по интересам; в техническом – через создание спортивных команд и клубов; 5) результативность физического воспитания по уровню физической подготовленности студентов выше в техническом университете в 2018–2022 гг., в гуманитарном университете – в 2023 г.; выявлена положительная динамика показателей физической подготовленности студентов гуманитарного университета, отрицательная – у студентов технического университета.

Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов гуманитарного и технического университетов в 2018, 2021, 2022, 2023 гг. показывает более высокий уровень физической подготовленности студентов технического университета, чем у студентов гуманитарного университета в 2018–2022 гг., что свидетельствует об эффективности организации процесса физического воспитания спортивной и профессионально-прикладной направленности, поощрения высокой физической активности посредством развития командных видов спорта и соревнований, создания спортивных команд и клубов. Отрицательная динамика показателей физической подготовленности студентов технического университета в 2023 г. по сравнению с 2018 г. свидетельствует о снижении результативности образовательного процесса по физической культуре и спорту вследствие ограничения доступности спортивных сооружений, оборудования из-за проведения ремонта открытых и закрытых спортивных объектов в университете в 2019 и 2022 гг. Выявлена положительная динамика результатов физической подготовленности студентов гуманитарного университета в 2023 г., чем в 2018 г., что связано, по мнению авторов, с оздоровительной направленностью образовательных программ, тенденцией к поддержке различных видов активностей, внедрением модульно-проектной технологии по созданию личностных проектов в сфере физической культуры с использованием компьютерных программ, детерминирующих высокий уровень мотивации студентов к достижению оптимальной физической формы, улучшению результатов и повышению эффективности образовательного процесса.

В дальнейшем планируется рассмотрение вопросов о внедрении опыта работы мастерской по созданию личностных проектов студентом в сфере физической культуры, спорта в техническом университете для саморазвития, самосовершенствования и сравнение результатов со студентами гуманитарного университета.


Библиографическая ссылка

Усцелемова Н.А., Ямалетдинова Г.А. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТОВ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 12. – С. 238-244;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40270 (дата обращения: 23.01.2025).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674