Введение
Становление бакалавриата в системе высшего образования Российской Федерации является актуальной темой для научных исследований, поскольку этот уровень образования характеризуется как заметной трансформацией [1], так и множеством педагогических противоречий [2]. Анализ научных публикаций авторитетных ученых и исследователей различных областей наук за последнее десятилетие позволил выявить, что введение уровневого образования отразилось на повседневной практике студентов бакалавриата [3], готовности их к профессиональной деятельности [4], как следствие, их меньшей ориентированности на исследовательскую деятельность [5]. Отмечается существующая проблема востребованности выпускников бакалавриата на рынке труда [6], что, в свою очередь, привело к заметной дисфункции социальной активности выпускника бакалавриата[7]. В современном обществе сохраняется социальное противоречие между ожидаемыми и реальными результатами социального воспроизводства новых поколений, в частности между потребностями различных сфер общества в ежегодном пополнении человеческих ресурсов высоконравственными профессионалами и реальным состоянием потенциала выпускников российских вузов [8].
Региональная система образования имеет особенность и представляет собой социально-педагогический феномен, обеспечивающий, с одной стороны, сохранение и поддержку государственного и международного образовательного пространства, с другой – отображение экономических и социокультурных особенностей региона, гарантию народности и национального характера в контексте культуросообразности и природосообразности образования [9].
Территориальная специфика Республики Саха (Якутия), выделенной в отдельный субъект с особой государственной политикой, значимо влияет на социализацию выпускников бакалавриата. Идеалы и ценности традиционной культуры воспитания народа саха раскрываются через основы использования прогрессивного опыта прошлого в современной воспитательной практике, в том числе и вуза. Научные труды ученых в области социологии, психологии и педагогики создают необходимый и разносторонний методологический контекст для исследования проблемы результативной социализации выпускников бакалавриата на фоне затяжного экономического кризиса, значительных преобразований в социально-профессиональной структуре общества, реформы системы образования и растущих требований работодателей к личностным и профессиональным качествам молодых специалистов [10].
Таким образом, целью исследования стало выявление этнопсихологических, социальных и педагогических характеристик студентов вузов Республики Саха (Якутия) как определяющего фактора при формулировке педагогических условий в воспитательной деятельности вуза для достижения результативной социализации выпускников бакалавриата.
Материалы и методы исследования
Материалами исследования выступают научные публикации, отраженные за период модернизационных процессов высшего образования в Российской научной электронной библиотеке (elibrary.ru), диссертации и монографии, нормативно-правовые документы, материалы конференций, затрагивающие ключевые вопросы по заявленной теме с использованием стандартных методов качественного анализа. Всего источников 25.
Результаты исследования и их обсуждение
Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов Российской Федерации, расположенным в северо-восточной части Сибири, общая площадь которого составляет 3103,2 тыс. км2. Регион характеризуется суровыми климатическими условиями, низкой плотностью населения и изолированностью, а также уникальной историей и культурой. Республика Саха (Якутия) вовлечена в сложные экономические, социальные и культурные процессы, которые, с одной стороны, обусловлены глобализацией рынков и технологий, а с другой – внутренними факторами, такими как рост индустриального сектора и урбанизация. Развитие республики осуществляется по четырем направлениям: сельским, арктическим, промышленным районам и городу Якутску. Важное место в социально-экономическом прогрессе занимает агропромышленный комплекс, который направлен на повышение доходов и занятости сельского населения. Однако развитие региона усложняется недостаточной транспортной инфраструктурой, что снижает доступность населенных пунктов.
Вместе с тем, по оценкам экспертов «в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., разработанной Правительством РФ, предполагается увеличение к 2025 г. ВРП Республики Саха (Якутии) почти в 8,5 раз в отношении к 2005 г. за счет реализации крупных проектов разворачивания ресурсодобывающих производств и транспортной инфраструктуры, которые, в свою очередь, будут определять, с одной стороны, индустриальное развитие республики, увеличение экономического потенциала и качество жизни населения, а с другой стороны, критическим образом изменять условия существования народов региона» [11].
В Республике Саха (Якутия) сосредоточены богатые природные ресурсы и разнообразие культур. Языковая политика является важнейшим аспектом, она направлена на поддержку и сохранение языков коренных народов и служит средством укрепления социальной сплоченности. Законодательно, как государственных, в республике закреплено функционирование русского и якутского языков; эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский, чукотский языки признаны официальными в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера [12]. Специфика Республики Саха (Якутия) также связана с миграцией населения и особенностями жизни в арктических улусах по сравнению с центральными или южными районами. По статистическим данным численность населения в Якутии на 1 января 2023 г. составила 997565 чел., при этом городское население составляет 670281, сельское – 327284. В Якутске, столице республики, проживают представители более ста различных национальностей, из них 59,2 % – саха, 26,4 % – русские [13].
Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) находится на пересечении традиционных отраслей и современных технологий. Инвестиции в инфраструктуру и образование играют ключевую роль в формировании конкурентоспособного региона. В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 г. с целевым видением до 2050 г. в рамках стратегической цели № 1 «Высокий уровень жизни человека» определена цель № 1.6 «Якутия – территория с развитым рынком труда. Кадровое обеспечение потребностей экономики» [14].
Система образования в регионе, являясь социальным институтом общества, во многом отражает уровень развития сообщества и выполняет требования, которые оно к ней предъявляет, и представлена следующими вузами государственного статуса, которые участвуют в мониторинге Министерства образования и науки РФ: Северо-Восточный федеральный университет, Арктический государственный агротехнологический университет, Арктический государственный институт искусств и культуры, Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия), Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Кроме указанных вузов на территории республики функционируют филиалы ведущих вузов Российской Федерации. Согласно информационно-аналитическим материалам в вузах республики обучаются 22734 студента, в том числе 15205 студентов бакалавриата [15]. Деятельность вузов республики свидетельствует, что в регионе создана и функционирует национальная система высшего образования, характеризующаяся разнообразием направлений подготовки специалистов. Осуществлен переход на ФГОС 3++ с интеграцией местных языков и культуру в учебные программы, что способствует сохранению уникального наследия. В 2021 г. в целях реализации единой государственной политики в сфере развития образования, ориентированной на формирование открытого образовательного пространства, обеспечивающего равные шансы на жизненный успех, конкурентоспособность человека в мировом пространстве Правительством Республики Саха (Якутия), утверждена государственная программа развития регионального образования на 2020–2024 гг. и на плановый период до 2026 г. [16]. Воспитательный процесс подкреплен Концепцией воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) и является важной составляющей формирования гармонично развитой личности, способной уважать культурные особенности других народов и влиять на межнациональную гармонию в регионе [17].
Характерные особенности студенческой молодежи как представителей народа саха представлены в исследованиях ученых в области психологии, социологии, физиологии и педагогики.
Своеобразие психологии этноса, как отмечает А.В. Мордовская, «проявляется в уникальных национально-психологических чертах народа саха (якутов). Ученый эти особенности разделяет на категории: 1) мотивационно-фоновые: трудолюбие, честность, бескорыстие, привязанность к родным местам и активность в адаптации к различным условиям; 2) интеллектуально-познавательные: высокая восприимчивость к знаниям, любознательность, хорошая память и наблюдательность; 3) эмоционально-волевые: медлительность, сдержанность в выражении эмоций, относительно замедленная эмоциональная реакция и внутренняя уравновешенность; 4) коммуникативно-поведенческие: коллективизм, взаимопомощь и поддержка, прочные родственные связи, почитание предков, уважение к старшим и родителям, а также общительность» [18].
В целях установления взаимосвязи личностно-психологической принадлежности и этнических особенностей адаптации студентов к учебной деятельности в вузе учеными-физиологами Г.К. Степановой и М.В. Устиновой выявлено, что «у юношей-якутов высокая встречаемость амбивертов (58,7 %) и интровертов (45,7 %), низкий уровень нейротизма (56,5 %) и высокая личностная тревожность (67,4 %), что является показателем генофенотипически обусловленного механизма адаптации этносов-северян к экстремальным факторам среды, способствующего их приспособляемости к окружающей среде» [19], тем самым исследователи согласовали мнение А.П. Оконешниковой, что «самообладание, выдержка, сдержанность эмоций являются характерными социотипическими качествами якутов» [20].
О.Н. Птицына к числу характерных особенностей в студентах национальности саха относит «склонность к занижению своих способностей и возможностей в учебной деятельности, некоторую степень тревожности при довольно высоком уровне самоконтроля, которая может создавать впечатление о них как о малоэмоциональных, нечувствительных, больше предпочитающих письменные виды работ, избегающих соревновательности на занятиях, внешне менее активных, труднее вызываемых на дискуссию, предпочитающих больше слушать, чем говорить» [21], А.Г. Корнилова отмечает «недостаточную сформированность волевых качеств, слабую социальную активность, неустойчивость ценностных ориентаций, недостаточно развитый внутренний самоконтроль, сохраняемость личностного уровня развития подростков» [22].
Социологические исследования интересов, жизненных установок и этнокультурных особенностей молодежи выявили изменения, происходящие в ценностно-мотивационной сфере студентов вузов в период реформирования системы высшего образования [23]. Отмечается, что молодежь Республики Саха (Якутия) существенно в меньшей степени, чем старшее поколение, ориентирована на воспроизводство национальной идентичности, культуры и языка, распространены установки «общества потребления». Отмечается тенденция все большей ориентации молодежи на индивидуализм, автономию, мобильность, ценностный релятивизм, возрастание миграционной мобильности молодежи, усиление риска утраты наиболее значимого и качественного компонента человеческого капитала – образованных, активных, мотивированных на достижения молодых людей [24]. Молодежь в сельских районах все чаще отказывается следовать трудовому пути своих родителей (0,7 % и 0,4 % соответственно). Исследователи связывают это с нарушением преемственности поколений, когда предыдущие поколения не могут передать свои материальные и духовные ценности. Подчеркивается, что процесс социализации молодежи усложняется из-за переосмысления традиций и ценностей. Если ранее молодежь опиралась на опыт старших, то в настоящее время они создают новый социальный опыт, полагаясь на собственные силы, что приводит к противоречивым тенденциям в их сознании и поведении [24].
Анализ научной литературы позволяет сделать выводы о действительном наличии специфических этнопсихолого-педагогических особенностей у студенческой молодежи высших учебных заведений в Республике Саха (Якутия). Студенты сталкиваются с двойной идентичностью: с одной стороны, они стремятся интегрироваться в современное общество, а с другой – сохранять свои культурные особенности.
Для эффективной интеграции студентов бакалавриата в образовательный процесс и результативной социализации их после выпуска [25] важно принимать во внимание региональные и культурные особенности студенческой молодежи наравне с возрастными, социальными, психологическими характеристиками. Это потребует:
1. Структурирования воспитательной деятельности: программы воспитания должны быть адаптированы с учетом специфики региона и этнокультурных традиций. Важно разработать гибкие методики, позволяющие учитывать индивидуальные потребности студентов бакалавриата.
2. Обогащения содержания воспитания: включение в учебный процесс информации о местной культуре, традициях и языке может способствовать более глубокому пониманию студентами бакалавриата своих корней, что, в свою очередь, повысит их самооценку и уверенность при взаимодействии с более широким сообществом.
3. Разработки технологий воспитательной работы: использование современных технологий, таких как интерактивные формы обучения и онлайн-платформы, может помочь создать более привлекательные условия для студентов бакалавриата, обеспечивая при этом возможность обсуждать и изучать их культурные особенности.
4. Формирования культурной компетентности: важно создавать условия для диалога между различными культурами и этническими группами, что способствует социальной гармонии и взаимопониманию среди студентов бакалавриата.
5. Создания поддерживающей среды: вузы могут предоставлять менторскую поддержку, где студенты бакалавриата старших курсов или преподаватели могут делиться опытом интеграции, формируя у студентов бакалавриата первых курсов уверенность и понимание путей преодоления возникающих сложностей.
Таким образом, комплексный подход в воспитательной деятельности, учитывающий разнообразные факторы и особенности студентов бакалавриата, поможет не только в их интеграции, но и в формировании гармоничной, устойчивой личности, способной успешно адаптироваться к современным вызовам общества, сохраняя при этом свою культурную идентичность.
Заключение
Республика Саха (Якутия) действительно является уникальным и динамично развивающимся регионом России, который сочетает в себе уникальную культуру, множество народов и богатые природные ресурсы. Этот край отличается своими обширными территориями и суровыми климатическими условиями, тем не менее он стал центром образовательных и исследовательских инициатив, особенно в сфере высшего образования. Студенты имеют возможность участвовать в исследованиях и проектах, направленных на решение актуальных проблем региона, таких как изменение климата и его влияние на жизнь местного населения. Активное внедрение современных технологий в образование, например, использование дистанционного обучения и онлайн-курсов помогает студентам из удаленных и труднодоступных районов получать качественное образование. В аспекте социальной интеграции и поддержки студенческие объединения и инициативные группы активно участвуют в жизни университетов, создавая культурные проекты, спортивные мероприятия и научные конференции, что способствует развитию социокультурной среды, укреплению инклюзивной и дружелюбной атмосферы между студентами разных национальностей.