Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

CHARACTERISTICS OF THE STUDENTS OF THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): EDUCATIONAL ASPECT

Parnikova T.A. 1
1 Arctic State Agrotechnological University
1215 KB
The purpose of the work is to identify the ethnopsychological, social and pedagogical characteristics of university students of the Republic of Sakha (Yakutia) as a determining factor in the formulation of pedagogical conditions in the educational activities of the university for the effective socialization of undergraduate graduates. The identification of characteristics for the study of a particular region makes it possible to demonstrate in more detail both general processes and trends at the country level, as well as the peculiarities of their manifestation in this region. The socio-economic uniqueness of this region helps to reveal its specifics and make a significant contribution to the development of the history of education in this context. The study of scientific works and publications of reputable scientists of the region allowed us to state that the specificity of ethnopsychological, pedagogical and social characteristics of student youth, identified by researchers, along with the age characteristics of modern youth, is a determining factor in the formulation of pedagogical conditions for the effective socialization of undergraduate graduates in the educational activities of the university. The article draws attention to the significant updating of the process of socialization of undergraduate students, the appearance of previously unknown deviations from the model of socialization associated with the inferiority of the process due to significant changes in educational organizations, the amorphous socio-cultural environment, the inconsistency of value-normative attitudes. All this is reflected in an attempt to identify the features of educational activities in vocational education in the context of modernization of higher education, taking into account regional specifics.
educational activities
pedagogical conditions
students
ethnopsychological and pedagogical characteristics
socialization
bachelor’s degree graduate

Введение

Становление бакалавриата в системе высшего образования Российской Федерации является актуальной темой для научных исследований, поскольку этот уровень образования характеризуется как заметной трансформацией [1], так и множеством педагогических противоречий [2]. Анализ научных публикаций авторитетных ученых и исследователей различных областей наук за последнее десятилетие позволил выявить, что введение уровневого образования отразилось на повседневной практике студентов бакалавриата [3], готовности их к профессиональной деятельности [4], как следствие, их меньшей ориентированности на исследовательскую деятельность [5]. Отмечается существующая проблема востребованности выпускников бакалавриата на рынке труда [6], что, в свою очередь, привело к заметной дисфункции социальной активности выпускника бакалавриата[7]. В современном обществе сохраняется социальное противоречие между ожидаемыми и реальными результатами социального воспроизводства новых поколений, в частности между потребностями различных сфер общества в ежегодном пополнении человеческих ресурсов высоконравственными профессионалами и реальным состоянием потенциала выпускников российских вузов [8].

Региональная система образования имеет особенность и представляет собой социально-педагогический феномен, обеспечивающий, с одной стороны, сохранение и поддержку государственного и международного образовательного пространства, с другой – отображение экономических и социокультурных особенностей региона, гарантию народности и национального характера в контексте культуросообразности и природосообразности образования [9].

Территориальная специфика Республики Саха (Якутия), выделенной в отдельный субъект с особой государственной политикой, значимо влияет на социализацию выпускников бакалавриата. Идеалы и ценности традиционной культуры воспитания народа саха раскрываются через основы использования прогрессивного опыта прошлого в современной воспитательной практике, в том числе и вуза. Научные труды ученых в области социологии, психологии и педагогики создают необходимый и разносторонний методологический контекст для исследования проблемы результативной социализации выпускников бакалавриата на фоне затяжного экономического кризиса, значительных преобразований в социально-профессиональной структуре общества, реформы системы образования и растущих требований работодателей к личностным и профессиональным качествам молодых специалистов [10].

Таким образом, целью исследования стало выявление этнопсихологических, социальных и педагогических характеристик студентов вузов Республики Саха (Якутия) как определяющего фактора при формулировке педагогических условий в воспитательной деятельности вуза для достижения результативной социализации выпускников бакалавриата.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования выступают научные публикации, отраженные за период модернизационных процессов высшего образования в Российской научной электронной библиотеке (elibrary.ru), диссертации и монографии, нормативно-правовые документы, материалы конференций, затрагивающие ключевые вопросы по заявленной теме с использованием стандартных методов качественного анализа. Всего источников 25.

Результаты исследования и их обсуждение

Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов Российской Федерации, расположенным в северо-восточной части Сибири, общая площадь которого составляет 3103,2 тыс. км2. Регион характеризуется суровыми климатическими условиями, низкой плотностью населения и изолированностью, а также уникальной историей и культурой. Республика Саха (Якутия) вовлечена в сложные экономические, социальные и культурные процессы, которые, с одной стороны, обусловлены глобализацией рынков и технологий, а с другой – внутренними факторами, такими как рост индустриального сектора и урбанизация. Развитие республики осуществляется по четырем направлениям: сельским, арктическим, промышленным районам и городу Якутску. Важное место в социально-экономическом прогрессе занимает агропромышленный комплекс, который направлен на повышение доходов и занятости сельского населения. Однако развитие региона усложняется недостаточной транспортной инфраструктурой, что снижает доступность населенных пунктов.

Вместе с тем, по оценкам экспертов «в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., разработанной Правительством РФ, предполагается увеличение к 2025 г. ВРП Республики Саха (Якутии) почти в 8,5 раз в отношении к 2005 г. за счет реализации крупных проектов разворачивания ресурсодобывающих производств и транспортной инфраструктуры, которые, в свою очередь, будут определять, с одной стороны, индустриальное развитие республики, увеличение экономического потенциала и качество жизни населения, а с другой стороны, критическим образом изменять условия существования народов региона» [11].

В Республике Саха (Якутия) сосредоточены богатые природные ресурсы и разнообразие культур. Языковая политика является важнейшим аспектом, она направлена на поддержку и сохранение языков коренных народов и служит средством укрепления социальной сплоченности. Законодательно, как государственных, в республике закреплено функционирование русского и якутского языков; эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский, чукотский языки признаны официальными в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера [12]. Специфика Республики Саха (Якутия) также связана с миграцией населения и особенностями жизни в арктических улусах по сравнению с центральными или южными районами. По статистическим данным численность населения в Якутии на 1 января 2023 г. составила 997565 чел., при этом городское население составляет 670281, сельское – 327284. В Якутске, столице республики, проживают представители более ста различных национальностей, из них 59,2 % – саха, 26,4 % – русские [13].

Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) находится на пересечении традиционных отраслей и современных технологий. Инвестиции в инфраструктуру и образование играют ключевую роль в формировании конкурентоспособного региона. В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 г. с целевым видением до 2050 г. в рамках стратегической цели № 1 «Высокий уровень жизни человека» определена цель № 1.6 «Якутия – территория с развитым рынком труда. Кадровое обеспечение потребностей экономики» [14].

Система образования в регионе, являясь социальным институтом общества, во многом отражает уровень развития сообщества и выполняет требования, которые оно к ней предъявляет, и представлена следующими вузами государственного статуса, которые участвуют в мониторинге Министерства образования и науки РФ: Северо-Восточный федеральный университет, Арктический государственный агротехнологический университет, Арктический государственный институт искусств и культуры, Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия), Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Кроме указанных вузов на территории республики функционируют филиалы ведущих вузов Российской Федерации. Согласно информационно-аналитическим материалам в вузах республики обучаются 22734 студента, в том числе 15205 студентов бакалавриата [15]. Деятельность вузов республики свидетельствует, что в регионе создана и функционирует национальная система высшего образования, характеризующаяся разнообразием направлений подготовки специалистов. Осуществлен переход на ФГОС 3++ с интеграцией местных языков и культуру в учебные программы, что способствует сохранению уникального наследия. В 2021 г. в целях реализации единой государственной политики в сфере развития образования, ориентированной на формирование открытого образовательного пространства, обеспечивающего равные шансы на жизненный успех, конкурентоспособность человека в мировом пространстве Правительством Республики Саха (Якутия), утверждена государственная программа развития регионального образования на 2020–2024 гг. и на плановый период до 2026 г. [16]. Воспитательный процесс подкреплен Концепцией воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) и является важной составляющей формирования гармонично развитой личности, способной уважать культурные особенности других народов и влиять на межнациональную гармонию в регионе [17].

Характерные особенности студенческой молодежи как представителей народа саха представлены в исследованиях ученых в области психологии, социологии, физиологии и педагогики.

Своеобразие психологии этноса, как отмечает А.В. Мордовская, «проявляется в уникальных национально-психологических чертах народа саха (якутов). Ученый эти особенности разделяет на категории: 1) мотивационно-фоновые: трудолюбие, честность, бескорыстие, привязанность к родным местам и активность в адаптации к различным условиям; 2) интеллектуально-познавательные: высокая восприимчивость к знаниям, любознательность, хорошая память и наблюдательность; 3) эмоционально-волевые: медлительность, сдержанность в выражении эмоций, относительно замедленная эмоциональная реакция и внутренняя уравновешенность; 4) коммуникативно-поведенческие: коллективизм, взаимопомощь и поддержка, прочные родственные связи, почитание предков, уважение к старшим и родителям, а также общительность» [18].

В целях установления взаимосвязи личностно-психологической принадлежности и этнических особенностей адаптации студентов к учебной деятельности в вузе учеными-физиологами Г.К. Степановой и М.В. Устиновой выявлено, что «у юношей-якутов высокая встречаемость амбивертов (58,7 %) и интровертов (45,7 %), низкий уровень нейротизма (56,5 %) и высокая личностная тревожность (67,4 %), что является показателем генофенотипически обусловленного механизма адаптации этносов-северян к экстремальным факторам среды, способствующего их приспособляемости к окружающей среде» [19], тем самым исследователи согласовали мнение А.П. Оконешниковой, что «самообладание, выдержка, сдержанность эмоций являются характерными социотипическими качествами якутов» [20].

О.Н. Птицына к числу характерных особенностей в студентах национальности саха относит «склонность к занижению своих способностей и возможностей в учебной деятельности, некоторую степень тревожности при довольно высоком уровне самоконтроля, которая может создавать впечатление о них как о малоэмоциональных, нечувствительных, больше предпочитающих письменные виды работ, избегающих соревновательности на занятиях, внешне менее активных, труднее вызываемых на дискуссию, предпочитающих больше слушать, чем говорить» [21], А.Г. Корнилова отмечает «недостаточную сформированность волевых качеств, слабую социальную активность, неустойчивость ценностных ориентаций, недостаточно развитый внутренний самоконтроль, сохраняемость личностного уровня развития подростков» [22].

Социологические исследования интересов, жизненных установок и этнокультурных особенностей молодежи выявили изменения, происходящие в ценностно-мотивационной сфере студентов вузов в период реформирования системы высшего образования [23]. Отмечается, что молодежь Республики Саха (Якутия) существенно в меньшей степени, чем старшее поколение, ориентирована на воспроизводство национальной идентичности, культуры и языка, распространены установки «общества потребления». Отмечается тенденция все большей ориентации молодежи на индивидуализм, автономию, мобильность, ценностный релятивизм, возрастание миграционной мобильности молодежи, усиление риска утраты наиболее значимого и качественного компонента человеческого капитала – образованных, активных, мотивированных на достижения молодых людей [24]. Молодежь в сельских районах все чаще отказывается следовать трудовому пути своих родителей (0,7 % и 0,4 % соответственно). Исследователи связывают это с нарушением преемственности поколений, когда предыдущие поколения не могут передать свои материальные и духовные ценности. Подчеркивается, что процесс социализации молодежи усложняется из-за переосмысления традиций и ценностей. Если ранее молодежь опиралась на опыт старших, то в настоящее время они создают новый социальный опыт, полагаясь на собственные силы, что приводит к противоречивым тенденциям в их сознании и поведении [24].

Анализ научной литературы позволяет сделать выводы о действительном наличии специфических этнопсихолого-педагогических особенностей у студенческой молодежи высших учебных заведений в Республике Саха (Якутия). Студенты сталкиваются с двойной идентичностью: с одной стороны, они стремятся интегрироваться в современное общество, а с другой – сохранять свои культурные особенности.

Для эффективной интеграции студентов бакалавриата в образовательный процесс и результативной социализации их после выпуска [25] важно принимать во внимание региональные и культурные особенности студенческой молодежи наравне с возрастными, социальными, психологическими характеристиками. Это потребует:

1. Структурирования воспитательной деятельности: программы воспитания должны быть адаптированы с учетом специфики региона и этнокультурных традиций. Важно разработать гибкие методики, позволяющие учитывать индивидуальные потребности студентов бакалавриата.

2. Обогащения содержания воспитания: включение в учебный процесс информации о местной культуре, традициях и языке может способствовать более глубокому пониманию студентами бакалавриата своих корней, что, в свою очередь, повысит их самооценку и уверенность при взаимодействии с более широким сообществом.

3. Разработки технологий воспитательной работы: использование современных технологий, таких как интерактивные формы обучения и онлайн-платформы, может помочь создать более привлекательные условия для студентов бакалавриата, обеспечивая при этом возможность обсуждать и изучать их культурные особенности.

4. Формирования культурной компетентности: важно создавать условия для диалога между различными культурами и этническими группами, что способствует социальной гармонии и взаимопониманию среди студентов бакалавриата.

5. Создания поддерживающей среды: вузы могут предоставлять менторскую поддержку, где студенты бакалавриата старших курсов или преподаватели могут делиться опытом интеграции, формируя у студентов бакалавриата первых курсов уверенность и понимание путей преодоления возникающих сложностей.

Таким образом, комплексный подход в воспитательной деятельности, учитывающий разнообразные факторы и особенности студентов бакалавриата, поможет не только в их интеграции, но и в формировании гармоничной, устойчивой личности, способной успешно адаптироваться к современным вызовам общества, сохраняя при этом свою культурную идентичность.

Заключение

Республика Саха (Якутия) действительно является уникальным и динамично развивающимся регионом России, который сочетает в себе уникальную культуру, множество народов и богатые природные ресурсы. Этот край отличается своими обширными территориями и суровыми климатическими условиями, тем не менее он стал центром образовательных и исследовательских инициатив, особенно в сфере высшего образования. Студенты имеют возможность участвовать в исследованиях и проектах, направленных на решение актуальных проблем региона, таких как изменение климата и его влияние на жизнь местного населения. Активное внедрение современных технологий в образование, например, использование дистанционного обучения и онлайн-курсов помогает студентам из удаленных и труднодоступных районов получать качественное образование. В аспекте социальной интеграции и поддержки студенческие объединения и инициативные группы активно участвуют в жизни университетов, создавая культурные проекты, спортивные мероприятия и научные конференции, что способствует развитию социокультурной среды, укреплению инклюзивной и дружелюбной атмосферы между студентами разных национальностей.