Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Парникова Т.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет»
Цель исследования заключается в выявлении этнопсихологических, социальных и педагогических характеристик студентов вузов Республики Саха (Якутия) как определяющего фактора при формулировке педагогических условий в воспитательной деятельности вуза для результативной социализации выпускников бакалавриата. Выделение характеристик для изучения конкретного региона дает возможность более детально продемонстрировать как общие, на уровне страны, процессы и тенденции, так и особенности их проявления в данном регионе. Социально-экономическая уникальность этого региона помогает раскрыть его специфику и внести значимый вклад в развитие истории образования в данном контексте. Изучение научных трудов и публикаций авторитетных ученых региона позволило констатировать, что выявленная исследователями специфика этнопсихолого-педагогических и социальных характеристик студенческой молодежи, наряду с возрастными характеристиками современной молодежи, является определяющим фактором при формулировке педагогических условий для результативной социализации выпускников бакалавриата в воспитательной деятельности вуза. В статье обращается внимание на существенное обновление процесса социализации студентов бакалавриата, появление ранее неизвестных отклонений от модели социализации, связанных с неполноценностью процесса по причине существенных изменений в образовательных организациях, аморфности социокультурной среды, противоречивости ценностно-нормативных установок. Все это отражено в попытке выявить особенности воспитательной деятельности в профессиональном образовании в условиях модернизации высшего образования с учетом региональной специфики.
воспитательная деятельность
педагогические условия
этнопсихолого-педагогическая характеристика
студенчество
социализация
выпускник бакалавриата
1. Сенашенко В.С. О некоторых особенностях обновления системы высшего образования России // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2023. № 12. С. 9–15. DOI: 10.20339/AM.12-23.009.
2. Голованова Н.Ф. Педагогические противоречия модернизации высшего образования // Alma mater (Вестник высшей школы). 2015. № 10. С. 5–8.
3. Евдокимова М.В. Влияние реформирования российской системы высшего образования на повседневные практики студентов // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 10 (66). С. 32–37. DOI: 10.24158/spp.2019.10.3.
4. Двуличанская Н.Н., Фадеев Г.Н. Бакалавриат в техническом университете: проблемы и пути их решения // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 3. С. 96–103.
5. Цапулина Ф.Х., Арланова О.И., Брусов А.Г., Васильева Т.Ю., Воскресенская Н.В., Матвеева О.Л., Мифтахутдинова А.М. Научно-исследовательская работа бакалавра // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12–4. С. 578–579.
6. Соловов А.А. Подготовка бакалавров: проблема востребованности выпускников на рынке труда // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2016. № 3–1. С. 58–64.
7. Парникова Т.А., Гафурова Н.В. Влияние модернизации высшего образования в содержании ФГОС по направлению подготовки бакалавриата // Обзор педагогических исследований. 2022. Т. 4, № 4. С. 121–125.
8. Ковалева А.И. Проблемы социализации личности студента в вузе // Знание. Понимание. Умение. 2017. № 3. URL: https://journals.mosgu.ru/zpu/article/view/534 (дата обращения: 07.06.2024).
9. Николаева А.Д., Чудиновских А.В. Региональное образование как научно-педагогическая категория // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12–2. С. 392–396.
10. Гладкова И.А. Современные стратегии профессионального становления студенческой молодёжи региона: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Пенза, 2020. 24 с.
11. Республика Саха (Якутия) 2050 год. Форсайт-исследование / Под ред. Е.И. Михайловой, В.С. Ефимова. Якутск: Издательский дом Северо-Восточного федерального университета, 2014. 184 с.
12. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 19.07.2017 № 2029 «О внесении изменений в государственную программу Республики Саха (Якутия), утвержденную Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. № 973 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 1400201707210005?index=5 (дата обращения: 07.06.2024).
13. Об итогах работы Саха(Якутия)стата в 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: https://14.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ %D0 %98 %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %B8 %202023, %20 %D0 %BF %D0 %BB %D0 %B0 %D0 %BD %D1 %8B %202024.pdf (дата обращения: 07.06.2024).
14. Закон Республики Саха (Якутия) от 19 декабря 2018 г. 2077-З № 45-VI «О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400201812260001?index=1 (дата обращения: 07.06.2024).
15. Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2023 года. [Электронный ресурс]. URL: https://monitoring.miccedu.ru/iam/2023/_vpo/material.php?type=2&id=11107 (дата обращения: 07.06.2024).
16. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2021 № 353 «О государственной программе Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020–2024 годы и на плановый период до 2026 года «Государственная программа развития регионального образования на 2020–2024 годы и на плановый период до 2026 года» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1400202109230003 (дата обращения: 07.06.2024).
17. Приказ Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 4 марта 2021 г. № 01–03/298 «Об утверждении Концепции воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/401527120/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 07.06.2024).
18. Мордовская А.В. Этнопедагогические основы формирования жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (На примере Республики Саха (Якутия)): авторефер. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2000. 38 с.
19. Степанова Г.К., Устинова М.В. Вегетативная регуляция сердечного ритма у студентов-якутов с различным психофизиологическим статусом // Экология человека. 2020. № 10. С. 10–16. DOI: 10.33396/1728-0869-2020-10-10-16.
20. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга: автореф. дис. ... докт. психол. наук: Якутск, 1988. 32 с.
21. Птицына О.Н. Особенности самореализации якутских студентов в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Якутск, 1995. 22 с.
22. Корнилова А.Г. Социализация личности в образовательной системе. Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2018. С. 36. [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009804797 (дата обращения: 01.08.2024).
23. Борисова У.С. Ценностно-мотивационная сфера студентов вуза (на примере исследования студенческой молодежи Республики Саха (Якутия)) // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 7. С. 16–21.
24. Егоров П.М. Молодежь Республики Саха (Якутия) в современных условиях: ценностные ориентации и социальное самочувствие (на материалах социологического исследования) // Вестник КРСУ. 2017. Т. 17, № 6. С. 92–96.
25. Парникова Т.А., Гафурова Н.В. Критерии оценки результативности социализации выпускников бакалавриата // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 12–1. С. 180–184. DOI: 10.17513/snt.39458.

Введение

Становление бакалавриата в системе высшего образования Российской Федерации является актуальной темой для научных исследований, поскольку этот уровень образования характеризуется как заметной трансформацией [1], так и множеством педагогических противоречий [2]. Анализ научных публикаций авторитетных ученых и исследователей различных областей наук за последнее десятилетие позволил выявить, что введение уровневого образования отразилось на повседневной практике студентов бакалавриата [3], готовности их к профессиональной деятельности [4], как следствие, их меньшей ориентированности на исследовательскую деятельность [5]. Отмечается существующая проблема востребованности выпускников бакалавриата на рынке труда [6], что, в свою очередь, привело к заметной дисфункции социальной активности выпускника бакалавриата[7]. В современном обществе сохраняется социальное противоречие между ожидаемыми и реальными результатами социального воспроизводства новых поколений, в частности между потребностями различных сфер общества в ежегодном пополнении человеческих ресурсов высоконравственными профессионалами и реальным состоянием потенциала выпускников российских вузов [8].

Региональная система образования имеет особенность и представляет собой социально-педагогический феномен, обеспечивающий, с одной стороны, сохранение и поддержку государственного и международного образовательного пространства, с другой – отображение экономических и социокультурных особенностей региона, гарантию народности и национального характера в контексте культуросообразности и природосообразности образования [9].

Территориальная специфика Республики Саха (Якутия), выделенной в отдельный субъект с особой государственной политикой, значимо влияет на социализацию выпускников бакалавриата. Идеалы и ценности традиционной культуры воспитания народа саха раскрываются через основы использования прогрессивного опыта прошлого в современной воспитательной практике, в том числе и вуза. Научные труды ученых в области социологии, психологии и педагогики создают необходимый и разносторонний методологический контекст для исследования проблемы результативной социализации выпускников бакалавриата на фоне затяжного экономического кризиса, значительных преобразований в социально-профессиональной структуре общества, реформы системы образования и растущих требований работодателей к личностным и профессиональным качествам молодых специалистов [10].

Таким образом, целью исследования стало выявление этнопсихологических, социальных и педагогических характеристик студентов вузов Республики Саха (Якутия) как определяющего фактора при формулировке педагогических условий в воспитательной деятельности вуза для достижения результативной социализации выпускников бакалавриата.

Материалы и методы исследования

Материалами исследования выступают научные публикации, отраженные за период модернизационных процессов высшего образования в Российской научной электронной библиотеке (elibrary.ru), диссертации и монографии, нормативно-правовые документы, материалы конференций, затрагивающие ключевые вопросы по заявленной теме с использованием стандартных методов качественного анализа. Всего источников 25.

Результаты исследования и их обсуждение

Республика Саха (Якутия) является одним из крупных регионов Российской Федерации, расположенным в северо-восточной части Сибири, общая площадь которого составляет 3103,2 тыс. км2. Регион характеризуется суровыми климатическими условиями, низкой плотностью населения и изолированностью, а также уникальной историей и культурой. Республика Саха (Якутия) вовлечена в сложные экономические, социальные и культурные процессы, которые, с одной стороны, обусловлены глобализацией рынков и технологий, а с другой – внутренними факторами, такими как рост индустриального сектора и урбанизация. Развитие республики осуществляется по четырем направлениям: сельским, арктическим, промышленным районам и городу Якутску. Важное место в социально-экономическом прогрессе занимает агропромышленный комплекс, который направлен на повышение доходов и занятости сельского населения. Однако развитие региона усложняется недостаточной транспортной инфраструктурой, что снижает доступность населенных пунктов.

Вместе с тем, по оценкам экспертов «в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г., разработанной Правительством РФ, предполагается увеличение к 2025 г. ВРП Республики Саха (Якутии) почти в 8,5 раз в отношении к 2005 г. за счет реализации крупных проектов разворачивания ресурсодобывающих производств и транспортной инфраструктуры, которые, в свою очередь, будут определять, с одной стороны, индустриальное развитие республики, увеличение экономического потенциала и качество жизни населения, а с другой стороны, критическим образом изменять условия существования народов региона» [11].

В Республике Саха (Якутия) сосредоточены богатые природные ресурсы и разнообразие культур. Языковая политика является важнейшим аспектом, она направлена на поддержку и сохранение языков коренных народов и служит средством укрепления социальной сплоченности. Законодательно, как государственных, в республике закреплено функционирование русского и якутского языков; эвенкийский, эвенский, юкагирский, долганский, чукотский языки признаны официальными в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера [12]. Специфика Республики Саха (Якутия) также связана с миграцией населения и особенностями жизни в арктических улусах по сравнению с центральными или южными районами. По статистическим данным численность населения в Якутии на 1 января 2023 г. составила 997565 чел., при этом городское население составляет 670281, сельское – 327284. В Якутске, столице республики, проживают представители более ста различных национальностей, из них 59,2 % – саха, 26,4 % – русские [13].

Социально-экономическое развитие Республики Саха (Якутия) находится на пересечении традиционных отраслей и современных технологий. Инвестиции в инфраструктуру и образование играют ключевую роль в формировании конкурентоспособного региона. В Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 г. с целевым видением до 2050 г. в рамках стратегической цели № 1 «Высокий уровень жизни человека» определена цель № 1.6 «Якутия – территория с развитым рынком труда. Кадровое обеспечение потребностей экономики» [14].

Система образования в регионе, являясь социальным институтом общества, во многом отражает уровень развития сообщества и выполняет требования, которые оно к ней предъявляет, и представлена следующими вузами государственного статуса, которые участвуют в мониторинге Министерства образования и науки РФ: Северо-Восточный федеральный университет, Арктический государственный агротехнологический университет, Арктический государственный институт искусств и культуры, Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия), Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта. Кроме указанных вузов на территории республики функционируют филиалы ведущих вузов Российской Федерации. Согласно информационно-аналитическим материалам в вузах республики обучаются 22734 студента, в том числе 15205 студентов бакалавриата [15]. Деятельность вузов республики свидетельствует, что в регионе создана и функционирует национальная система высшего образования, характеризующаяся разнообразием направлений подготовки специалистов. Осуществлен переход на ФГОС 3++ с интеграцией местных языков и культуру в учебные программы, что способствует сохранению уникального наследия. В 2021 г. в целях реализации единой государственной политики в сфере развития образования, ориентированной на формирование открытого образовательного пространства, обеспечивающего равные шансы на жизненный успех, конкурентоспособность человека в мировом пространстве Правительством Республики Саха (Якутия), утверждена государственная программа развития регионального образования на 2020–2024 гг. и на плановый период до 2026 г. [16]. Воспитательный процесс подкреплен Концепцией воспитания детей и молодежи в Республике Саха (Якутия) и является важной составляющей формирования гармонично развитой личности, способной уважать культурные особенности других народов и влиять на межнациональную гармонию в регионе [17].

Характерные особенности студенческой молодежи как представителей народа саха представлены в исследованиях ученых в области психологии, социологии, физиологии и педагогики.

Своеобразие психологии этноса, как отмечает А.В. Мордовская, «проявляется в уникальных национально-психологических чертах народа саха (якутов). Ученый эти особенности разделяет на категории: 1) мотивационно-фоновые: трудолюбие, честность, бескорыстие, привязанность к родным местам и активность в адаптации к различным условиям; 2) интеллектуально-познавательные: высокая восприимчивость к знаниям, любознательность, хорошая память и наблюдательность; 3) эмоционально-волевые: медлительность, сдержанность в выражении эмоций, относительно замедленная эмоциональная реакция и внутренняя уравновешенность; 4) коммуникативно-поведенческие: коллективизм, взаимопомощь и поддержка, прочные родственные связи, почитание предков, уважение к старшим и родителям, а также общительность» [18].

В целях установления взаимосвязи личностно-психологической принадлежности и этнических особенностей адаптации студентов к учебной деятельности в вузе учеными-физиологами Г.К. Степановой и М.В. Устиновой выявлено, что «у юношей-якутов высокая встречаемость амбивертов (58,7 %) и интровертов (45,7 %), низкий уровень нейротизма (56,5 %) и высокая личностная тревожность (67,4 %), что является показателем генофенотипически обусловленного механизма адаптации этносов-северян к экстремальным факторам среды, способствующего их приспособляемости к окружающей среде» [19], тем самым исследователи согласовали мнение А.П. Оконешниковой, что «самообладание, выдержка, сдержанность эмоций являются характерными социотипическими качествами якутов» [20].

О.Н. Птицына к числу характерных особенностей в студентах национальности саха относит «склонность к занижению своих способностей и возможностей в учебной деятельности, некоторую степень тревожности при довольно высоком уровне самоконтроля, которая может создавать впечатление о них как о малоэмоциональных, нечувствительных, больше предпочитающих письменные виды работ, избегающих соревновательности на занятиях, внешне менее активных, труднее вызываемых на дискуссию, предпочитающих больше слушать, чем говорить» [21], А.Г. Корнилова отмечает «недостаточную сформированность волевых качеств, слабую социальную активность, неустойчивость ценностных ориентаций, недостаточно развитый внутренний самоконтроль, сохраняемость личностного уровня развития подростков» [22].

Социологические исследования интересов, жизненных установок и этнокультурных особенностей молодежи выявили изменения, происходящие в ценностно-мотивационной сфере студентов вузов в период реформирования системы высшего образования [23]. Отмечается, что молодежь Республики Саха (Якутия) существенно в меньшей степени, чем старшее поколение, ориентирована на воспроизводство национальной идентичности, культуры и языка, распространены установки «общества потребления». Отмечается тенденция все большей ориентации молодежи на индивидуализм, автономию, мобильность, ценностный релятивизм, возрастание миграционной мобильности молодежи, усиление риска утраты наиболее значимого и качественного компонента человеческого капитала – образованных, активных, мотивированных на достижения молодых людей [24]. Молодежь в сельских районах все чаще отказывается следовать трудовому пути своих родителей (0,7 % и 0,4 % соответственно). Исследователи связывают это с нарушением преемственности поколений, когда предыдущие поколения не могут передать свои материальные и духовные ценности. Подчеркивается, что процесс социализации молодежи усложняется из-за переосмысления традиций и ценностей. Если ранее молодежь опиралась на опыт старших, то в настоящее время они создают новый социальный опыт, полагаясь на собственные силы, что приводит к противоречивым тенденциям в их сознании и поведении [24].

Анализ научной литературы позволяет сделать выводы о действительном наличии специфических этнопсихолого-педагогических особенностей у студенческой молодежи высших учебных заведений в Республике Саха (Якутия). Студенты сталкиваются с двойной идентичностью: с одной стороны, они стремятся интегрироваться в современное общество, а с другой – сохранять свои культурные особенности.

Для эффективной интеграции студентов бакалавриата в образовательный процесс и результативной социализации их после выпуска [25] важно принимать во внимание региональные и культурные особенности студенческой молодежи наравне с возрастными, социальными, психологическими характеристиками. Это потребует:

1. Структурирования воспитательной деятельности: программы воспитания должны быть адаптированы с учетом специфики региона и этнокультурных традиций. Важно разработать гибкие методики, позволяющие учитывать индивидуальные потребности студентов бакалавриата.

2. Обогащения содержания воспитания: включение в учебный процесс информации о местной культуре, традициях и языке может способствовать более глубокому пониманию студентами бакалавриата своих корней, что, в свою очередь, повысит их самооценку и уверенность при взаимодействии с более широким сообществом.

3. Разработки технологий воспитательной работы: использование современных технологий, таких как интерактивные формы обучения и онлайн-платформы, может помочь создать более привлекательные условия для студентов бакалавриата, обеспечивая при этом возможность обсуждать и изучать их культурные особенности.

4. Формирования культурной компетентности: важно создавать условия для диалога между различными культурами и этническими группами, что способствует социальной гармонии и взаимопониманию среди студентов бакалавриата.

5. Создания поддерживающей среды: вузы могут предоставлять менторскую поддержку, где студенты бакалавриата старших курсов или преподаватели могут делиться опытом интеграции, формируя у студентов бакалавриата первых курсов уверенность и понимание путей преодоления возникающих сложностей.

Таким образом, комплексный подход в воспитательной деятельности, учитывающий разнообразные факторы и особенности студентов бакалавриата, поможет не только в их интеграции, но и в формировании гармоничной, устойчивой личности, способной успешно адаптироваться к современным вызовам общества, сохраняя при этом свою культурную идентичность.

Заключение

Республика Саха (Якутия) действительно является уникальным и динамично развивающимся регионом России, который сочетает в себе уникальную культуру, множество народов и богатые природные ресурсы. Этот край отличается своими обширными территориями и суровыми климатическими условиями, тем не менее он стал центром образовательных и исследовательских инициатив, особенно в сфере высшего образования. Студенты имеют возможность участвовать в исследованиях и проектах, направленных на решение актуальных проблем региона, таких как изменение климата и его влияние на жизнь местного населения. Активное внедрение современных технологий в образование, например, использование дистанционного обучения и онлайн-курсов помогает студентам из удаленных и труднодоступных районов получать качественное образование. В аспекте социальной интеграции и поддержки студенческие объединения и инициативные группы активно участвуют в жизни университетов, создавая культурные проекты, спортивные мероприятия и научные конференции, что способствует развитию социокультурной среды, укреплению инклюзивной и дружелюбной атмосферы между студентами разных национальностей.


Библиографическая ссылка

Парникова Т.А. ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 11. – С. 206-210;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40231 (дата обращения: 22.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674