Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE PROBLEM OF ORGANIZATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING OF CADETS STUDYING IN THE DIRECTION OF TRAINING 20.03.01 TECHNOSHERE SAFETY

Rezer T.M. 1 Legaeva V.A. 2 Legaev V.A. 2
1 Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin
2 Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russian Federation
1902 KB
The purpose of this study is to determine the main problem of organizational and methodological support of professional training of bachelors in the field of technosphere safety and to search for options for resolving them. The methods of theoretical analysis, generalization and deduction are used to the consideration of the phenomenon of organizational and methodological support of professional training of graduates in the direction of 20.03.01 Technosphere safety at the Ural Institute of State Fire Service of EMERCOM of Russia to achieve the purpose. This study formulated the main provisions of organizational and methodological support of civil servants in the direction of training 20.03.01 Technosphere safety. A refined definition of “organizational and methodological support in the system of personnel training for the EMERCOM of Russia “, which means the systemic process that includes a set of the following elements: the pedagogical component of the educational process; educational and methodological documentation; various methods and modern teaching technologies; updated methodological support of the educational program for the direction of training 20.03.01 Technosphere Safety; working programs of disciplines and practices, the fund of evaluation means, program of state final attestation, necessary for the development of professional competencies, skills and abilities of future specialists, which will allow them to successfully cope with their job responsibilities in emergency situations, both man-made and natural. It is noted that the identified problem of organizational and methodological support and the presented solutions can be used to improve the quality of professional training of an employee of the EMERCOM of Russia and the formation of certain skills and abilities necessary for the service.
technosphere safety
the EMERCOM of Russia
organizational and methodological support
professional training of cadets

Введение

Последние изменения в организации образовательного процесса подготовки специалистов в высшей школе произошли на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» и коснулись именно уровня бакалавриата [1]. Трансформации обусловлены следующими аспектами: произошло изменение государственных стандартов и требований к профессиональной подготовке выпускников высших учебных заведений; осуществляется постоянное внедрение новых технологий в технологические процессы; регистрируется рост природных и техносферных нагрузок на привычную сферу жизни человека, что и обуславливает значимость подготовки квалифицированных кадров для обеспечения техносферной безопасности в стране и сведения к минимуму опасностей, возникающих вследствие природных катаклизмов и в результате производственной сферы деятельности человека.

Техносферная безопасность – это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств как в нормальных условиях, так и в условиях чрезвычайной ситуации [2]. По мнению Т.В. Федюкиной, «развитие техносферы способствует росту экономики любой страны, однако сопровождается увеличением числа и видов разных техносферных опасностей для окружающей среды и общества» [3, с. 13]. Поэтому можно утверждать: все что окружает современного человека в современных условиях существования, можно отнести к техносфере, которая, в свою очередь, затрагивает все сферы промышленной деятельности и производств, а также развивается с каждым годом с момента развития машинного производства, что представлено на рис. 1.

На рис. 1 видно, что востребованность в специалистах с необходимыми навыками и умениями возрастала в соответствии с развитием производственной инфраструктуры, благодаря которой происходили изменения в сфере образования, затрагивая его содержание и направления формирования необходимых компетенций. С учетом глобализации и развития производственных сфер возникает государственная необходимость в специалистах, способных противостоять негативным для человека факторам техносферной опасности. Данное обстоятельство предполагает необходимость качественной профессиональной подготовки квалифицированных кадров, готовых к образцовому исполнению служебных обязанностей в различных чрезвычайных и нестандартных условиях, возникающих в процессе жизнедеятельности людей, хозяйственной деятельности разных производств, а также возникающих по причине природных катаклизмов.

Цель исследования – определить основную проблему организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки бакалавров в сфере обеспечения техносферной безопасности и поиск вариантов ее решения.

Материалы и методы исследования

В качестве базы исследования было проанализировано организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2022–2023 гг. Использованы методы теоретического анализа, а также обобщения и дедукции к рассмотрению феномена организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность.

missing image file

Рис. 1. Обусловленность развития образования и техносферы

Метод статистического анализа использован при обработке анкет об удовлетворенности выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в количестве 192 чел., их работодателей в количестве 115 чел. за 2022 и 2023 гг. работой преподавателей и качеством предоставления образовательных услуг в Уральском институте ГПС МЧС России. Анкеты включали в себя 3 блока, состоящие из 29 вопросов, 14 из которых имели открытую форму ответа: 1 блок вопросов касался уточненных данных о руководителях и выпускниках, данные о поощрениях и взысканиях, заинтересованность выпускников в повышении квалификации. Второй блок вопросов был ориентирован на исследование удовлетворенности выпускниками педагогической составляющей и технологиями обучения, используемыми преподавателями в образовательном процессе, рабочими программами дисциплин и практик. Третий блок анкеты был ориентирован на работодателей, которые оценивали педагогическую деятельность преподавателей и компетенции, полученные выпускниками в процессе обучения в Уральском институте ГПС МЧС России. В данной статье будут рассмотрены результаты анкетирования по второму и третьему блокам.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросами подготовки вышеуказанных кадров занимается Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В современных условиях развития народного хозяйства в России уделяется особое внимание к подготовке подобных специалистов [4].

Сравнение потребности в подготовке выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2020–2022 гг. представлена на рис. 2. Проведенный анализ локальных актов вузов МЧС России, связанные с мероприятиями, направленными на комплектование образовательных организаций высшего образования с 2020 по 2022 г. [5–7], указывает на то, что подготовка бакалавров по данной специальности проводится на всей территории России, что подтверждает их востребованность в каждом регионе.

После окончания высших учебных заведений МЧС России требования к сотрудникам, способным решать жизненно важные проблемы безопасности для общества, неуклонно возрастают, поэтому первоочередным вопросом для вузов стала их качественная профессиональная подготовка, включающая в себя организационное и методическое обеспечение образовательного процесса, учитывающего новые требования технологического и технического характера в образовательном процессе и будущей профессиональной деятельности.

Анализ исследований в этой сфере показал, что «в контексте образовательной деятельности, организационное обеспечение – это управление содержанием и всеми видами ресурсов, обеспечивающими профессиональную подготовку выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность на основе действующего законодательства в сфере образования на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и локальном в целях решения задач обеспечения кадрами МЧС в субъектах РФ» [4].

Что касается методического обеспечения, то ключевым является понятие «методика» как наука о методах преподавания [8]. В педагогической практике данный аспект представляет собой способы и приемы донесения информации до обучающихся с помощью различных подходов и технологий обучения.

missing image file

Рис. 2. Сравнение государственного задания на подготовку специалистов по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2020–2022 гг.

«В педагогической науке понятие “методическое обеспечение” понимается в двух аспектах: и как процесс обучения, и как результат обучения. Процесс включает в себя определение целей, разработку и создание эффективной структуры учебно-методической документации и средств обучения. В то же время результат обучения может включать в себя разные формы учебно-методических материалов, использующихся преподавателями в педагогической деятельности» [9]. Например, О.Н. Волик рассматривает методическое обеспечение в качестве дидактического средства в управлении подготовкой специалистов на основе систематизированной информационной модели педагогической системы [9]. Другими словами, состав методического обеспечения профессиональной подготовки можно представить следующим образом: различная учебно-методическая документация, которая разрабатывается научными и педагогическими работниками, включающая в себя рабочие программы дисциплин, аннотации к ним и обновляемые фонды оценочных средств, учебные планы, комплект методических рекомендаций по дисциплинам и т.п., с помощью которых до курсантов доносится необходимая информация.

Проведенный анализ диссертационных исследований, затрагивающих организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки разных специалистов, показал, что в определениях данного феномена есть много общего. Так, по мнению Н.Н. Ширяевой, понятие «организационно-методическое обеспечение» необходимо рассматривать как систему компонентов, определяющих цели, содержание образования, технологии освоения содержания образования, контрольно-измерительный аппарат оценки результатов обучения, что в целом способствует результативному освоению студентами содержания образования на примере обучения иностранному языку [10, с. 10].

Т.М. Резер утверждает, что понятие «организационно-методическое обеспечение подготовки медико-педагогических кадров» необходимо определять как «учебно-методический комплекс, включающий в себя содержание педагогической составляющей в государственном образовательном стандарте и государственных требованиях к нему, а также учебные планы, образовательные программы и рабочие программы дисциплин, методические пособия, модули обучения в сфере здоровьесберегающих технологий и медико-педагогического обеспечения образовательного процесса» [11, с. 14].

В то же время в профессиональной подготовке курсантов военных институтов Росгвардии понятие «организационно-методическое обеспечение» рассматривается как подготовленная и упорядоченная система направлений, форм, методов обучения и воспитания, в том числе мер профилактики, основанных на нормативно-правовой и научной базе, а также как «процесс доведения до курсантов в рамках их профессиональной подготовки или выполнения ими каких-либо задач средств, необходимых для достижения определенных целей и решения этих задач» [12].

Однако О.В. Евтихов считает, что организационно-методическое обеспечение подготовки кадров для правоохранительных органов – это есть «…интеграция всех компонентов учебно-воспитательного процесса в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов» [13, с. 5]. В профессиональной подготовке сотрудников территориальных органов исполнительной власти под организационно-методическим обеспечением подразумевается «постоянная деятельность, направленная на предотвращение трудностей или освоение нового материала, создание необходимых условий для реализации процесса обучения, включая материально-техническое оборудование, определение времени и продолжительности занятий, а также осуществление самообразования и т.д.» [14].

Таким образом, рассмотрев содержание понятия «организационно-методическое обеспечение» в разных отраслях подготовки специалистов, можно сделать вывод, что в системе подготовки кадров для МЧС России данный феномен должен обязательно включать системное взаимодействие преподавателей и обучающихся в процессе получения последними образования с использованием различных методов и технологий обучения, разработанного методического обеспечения, включающего в себя обновленные: педагогическую составляющую образовательного процесса; образовательную программу по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; рабочие программы дисциплин и практик; переработанные методические рекомендации по дисциплинам производственного профиля; фонд оценочных средств, а также программу итоговой аттестации с контрольными материалами в целях формирования профессиональных умений, навыков у выпускников вуза по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, что обеспечит им в дальнейшем эффективное выполнение трудовых функций в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Анализ отчетов удовлетворенности курсантов, слушателей и работодателей работой преподавателей, качеством предоставления образовательных услуг, изучение локальных актов вузов МЧС России в области подготовки кадров, ознакомление с учебной и методической литературой направления подготовки в электронной образовательной среде на примере Уральского института ГПС МЧС России дало возможность осознать наличие проблемы в организационно-методическом обеспечении в системе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность, а именно установить необходимость пересмотра организационно-методического обеспечения, на что указывают имеющиеся подпроблемы в данной сфере образовательной деятельности вуза.

Подпроблема первая. Существует противоречие между потребностью государства в высококвалифицированных специалистах в области техносферной безопасности и недостаточным организационно-методическим обеспечением подготовки бакалавров по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. В качестве примера можно привести следующее обстоятельство: так, ежегодное государственное задание на подготовку бакалавров по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность не обеспечивает полную укомплектованность кадрами подразделения МЧС России по данному направлению подготовки. В ежегодных докладах руководителей Министерства МЧС РФ отмечается также малое количество научных исследований в сфере организационно-методического обеспечения подготовки государственных служащих в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Данное обстоятельство подтверждает необходимость поиска проблем и путей их решения в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов.

Согласно данным сайта CyberLeninka, за 2022 г. вопросы организационно-методического обеспечения курсантов профильных вузов МЧС России были исследованы всего лишь в 6 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в 1 статье; за 2023 г. особенности и проблемы организационно-методического обеспечения освещены в 6 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность отсутствуют; за 2024 г. особенности и проблемы организационно-методического обеспечения курсантов профильных вузов МЧС России были рассмотрены в 5 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность – снова отсутствуют [15].

Подпроблема вторая. Происходящие трансформации в системе образования, а именно переход от бакалавриата к базовому высшему образованию, выдвинули необходимость пересмотра федеральных государственных стандартов. Поэтому в качестве приоритетной задачи определена актуализация организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, что требует научного обоснования.

Подпроблема третья. Проведенный анализ отчетов удовлетворенности выпускников и их работодателей работой преподавателей и качеством предоставления образовательных услуг в Уральском институте ГПС МЧС России, основанных на анкетировании, за последние 2 года показал, что уровень профессиональной подготовки выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность незначительно снизился, в том числе из-за ориентации в образовательной программе бакалавров на большое количество самостоятельной работы и недостаточное количество практических занятий (на данный факт указали 70 % респондентов обзора анкет в 2022 г. и 56 % в 2023 г.). На основании данных, полученных в процессе анализа, было установлено, что существует потребность в прохождении выпускниками практик на производственных объектах, что отсутствует в практическом обучении по данному направлению подготовки и необходимость в увеличении количества часов производственных практик (отметили 21 % выпускников 2022 г. и 25 % 2023 г.). Так, 21 % респондентов в открытых вопросах указали на необходимость усиления практической составляющей в профессиональной подготовке данных специалистов, что обусловлено необходимостью осуществления наглядной демонстрации технологических процессов и возможной техносферной и пожарной опасностей, с которыми непосредственно сталкиваются выпускники после окончания высшего учебного заведения.

Также при проведении исследования существующего методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность установлено, что в рабочих программах дисциплин, касающихся обеспечения пожарной безопасности технологических процессов и производств, выездные занятия практической направленности на объекты производственных предприятий отсутствуют [16].

Подпроблема четвертая. На основании ежегодных конкурсных списков абитуриентов, поступающих в Уральский институт ГПС МЧС России, можно сделать вывод, что конкурс между абитуриентами при поступлении в профильный вуз МЧС России на направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность снижается с каждым годом. Данное обстоятельство при имеющемся государственном заказе позволяет поступать абитуриентам практически с минимальными баллами по единому государственному экзамену и дополнительным вступительным испытаниям, что может привести к низкому среднему баллу по окончании учебного заведения и не всегда мотивированному и ответственному усвоению образовательной программы, а также неполному пониманию большинством курсантов учебно-методических материалов, подготовленных преподавателями.

Таким образом, выявленные подпроблемы обусловили необходимость поиска путей их решения, а именно: 1) требуется научное обоснование и разработка нового варианта организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; 2) необходимо теоретическое обоснование активного использования в образовательном процессе междисциплинарного и интегративного подходов, а также технологий обучения, учитывающих качественно меняющийся контингент абитуриентов; 3) использование данных подходов, на наш взгляд, позволит более дифференцированно распределять учебную нагрузку между преподавателями, а также трансформировать педагогическую практику, обеспечивающую структурированность и логику изложения информации, легче воспринимаемую курсантами предложенного комплекса организационно-методического обеспечения образовательного процесса; 4) необходимо усиление контроля учебно-методического отдела высшего учебного заведения по повышению уровня развития нового организационно-методического обеспечения профессорско-преподавательским составом по преподаваемым дисциплинам и отражении его в рабочих программах дисциплин.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что организационно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов профильных вузов МЧС России по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность играет важнейшую роль в формировании у выпускников необходимых навыков и компетенций, а также способствует приобретению системных знаний курсантами для обеспечения техносферной безопасности государства и защиты населения и территорий от природных и техногенных опасностей в процессе формирования их готовности к исполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях.

Предложено уточнение понятия «организационно-методическое обеспечение в системе подготовки кадров для МЧС России», под которым следует понимать:

1. Во-первых, как системный процесс организационно-методическое обеспечения подготовки кадров для МЧС России.

2. Во-вторых, как совокупность, состоящую из взаимообусловленных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих организационно-методическое обеспечение системы подготовки кадров для МЧС России.

3. В-третьих,  организационно-методическое обеспечение системы подготовки кадров для МЧС России включает в себя: педагогическую составляющую образовательного процесса; учебно-методическую документацию; различные методы и современные технологии обучения; обновленное методическое обеспечение образовательной программы по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; рабочие программы дисциплин и практик, фонд оценочных средств, программу итоговой аттестации с контрольными материалами.

4. В-четвертых, приоритетным направлением организационно-методического обеспечения системы подготовки кадров для МЧС России является формирование у будущих специалистов необходимых профессиональных компетенций, умений и навыков, которые будут способствовать эффективному выполнению ими трудовых функций в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Результаты исследования показали, что стремительно развивается промышленность и технологии, изменяется законодательство в сфере образования и одновременно происходит снижение качества абитуриентов, поступающих на обучение в профильные вузы МЧС России.

Однако существуют проблемы в профессиональной подготовке бакалавров по данному направлению, среди них особо следует выделить проблему организационно-методического обеспечения процесса подготовки, что и потребовало определения путей ее решения. К основным траекториям решения данной проблемы можно отнести: пересмотр организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; его научное обоснование и разработка нового поколения организационно-методического обеспечения; внедрение междисциплинарного и интегративного подходов в педагогическую практику вузов МЧС России, что позволит обеспечить подготовку квалифицированных кадров, способных противостоять безопасности человека и государства в современных социальных и промышленных условиях развития.