Введение
Последние изменения в организации образовательного процесса подготовки специалистов в высшей школе произошли на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» и коснулись именно уровня бакалавриата [1]. Трансформации обусловлены следующими аспектами: произошло изменение государственных стандартов и требований к профессиональной подготовке выпускников высших учебных заведений; осуществляется постоянное внедрение новых технологий в технологические процессы; регистрируется рост природных и техносферных нагрузок на привычную сферу жизни человека, что и обуславливает значимость подготовки квалифицированных кадров для обеспечения техносферной безопасности в стране и сведения к минимуму опасностей, возникающих вследствие природных катаклизмов и в результате производственной сферы деятельности человека.
Техносферная безопасность – это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств как в нормальных условиях, так и в условиях чрезвычайной ситуации [2]. По мнению Т.В. Федюкиной, «развитие техносферы способствует росту экономики любой страны, однако сопровождается увеличением числа и видов разных техносферных опасностей для окружающей среды и общества» [3, с. 13]. Поэтому можно утверждать: все что окружает современного человека в современных условиях существования, можно отнести к техносфере, которая, в свою очередь, затрагивает все сферы промышленной деятельности и производств, а также развивается с каждым годом с момента развития машинного производства, что представлено на рис. 1.
На рис. 1 видно, что востребованность в специалистах с необходимыми навыками и умениями возрастала в соответствии с развитием производственной инфраструктуры, благодаря которой происходили изменения в сфере образования, затрагивая его содержание и направления формирования необходимых компетенций. С учетом глобализации и развития производственных сфер возникает государственная необходимость в специалистах, способных противостоять негативным для человека факторам техносферной опасности. Данное обстоятельство предполагает необходимость качественной профессиональной подготовки квалифицированных кадров, готовых к образцовому исполнению служебных обязанностей в различных чрезвычайных и нестандартных условиях, возникающих в процессе жизнедеятельности людей, хозяйственной деятельности разных производств, а также возникающих по причине природных катаклизмов.
Цель исследования – определить основную проблему организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки бакалавров в сфере обеспечения техносферной безопасности и поиск вариантов ее решения.
Материалы и методы исследования
В качестве базы исследования было проанализировано организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2022–2023 гг. Использованы методы теоретического анализа, а также обобщения и дедукции к рассмотрению феномена организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность.
Рис. 1. Обусловленность развития образования и техносферы
Метод статистического анализа использован при обработке анкет об удовлетворенности выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в количестве 192 чел., их работодателей в количестве 115 чел. за 2022 и 2023 гг. работой преподавателей и качеством предоставления образовательных услуг в Уральском институте ГПС МЧС России. Анкеты включали в себя 3 блока, состоящие из 29 вопросов, 14 из которых имели открытую форму ответа: 1 блок вопросов касался уточненных данных о руководителях и выпускниках, данные о поощрениях и взысканиях, заинтересованность выпускников в повышении квалификации. Второй блок вопросов был ориентирован на исследование удовлетворенности выпускниками педагогической составляющей и технологиями обучения, используемыми преподавателями в образовательном процессе, рабочими программами дисциплин и практик. Третий блок анкеты был ориентирован на работодателей, которые оценивали педагогическую деятельность преподавателей и компетенции, полученные выпускниками в процессе обучения в Уральском институте ГПС МЧС России. В данной статье будут рассмотрены результаты анкетирования по второму и третьему блокам.
Результаты исследования и их обсуждение
Вопросами подготовки вышеуказанных кадров занимается Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В современных условиях развития народного хозяйства в России уделяется особое внимание к подготовке подобных специалистов [4].
Сравнение потребности в подготовке выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2020–2022 гг. представлена на рис. 2. Проведенный анализ локальных актов вузов МЧС России, связанные с мероприятиями, направленными на комплектование образовательных организаций высшего образования с 2020 по 2022 г. [5–7], указывает на то, что подготовка бакалавров по данной специальности проводится на всей территории России, что подтверждает их востребованность в каждом регионе.
После окончания высших учебных заведений МЧС России требования к сотрудникам, способным решать жизненно важные проблемы безопасности для общества, неуклонно возрастают, поэтому первоочередным вопросом для вузов стала их качественная профессиональная подготовка, включающая в себя организационное и методическое обеспечение образовательного процесса, учитывающего новые требования технологического и технического характера в образовательном процессе и будущей профессиональной деятельности.
Анализ исследований в этой сфере показал, что «в контексте образовательной деятельности, организационное обеспечение – это управление содержанием и всеми видами ресурсов, обеспечивающими профессиональную подготовку выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность на основе действующего законодательства в сфере образования на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и локальном в целях решения задач обеспечения кадрами МЧС в субъектах РФ» [4].
Что касается методического обеспечения, то ключевым является понятие «методика» как наука о методах преподавания [8]. В педагогической практике данный аспект представляет собой способы и приемы донесения информации до обучающихся с помощью различных подходов и технологий обучения.
Рис. 2. Сравнение государственного задания на подготовку специалистов по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2020–2022 гг.
«В педагогической науке понятие “методическое обеспечение” понимается в двух аспектах: и как процесс обучения, и как результат обучения. Процесс включает в себя определение целей, разработку и создание эффективной структуры учебно-методической документации и средств обучения. В то же время результат обучения может включать в себя разные формы учебно-методических материалов, использующихся преподавателями в педагогической деятельности» [9]. Например, О.Н. Волик рассматривает методическое обеспечение в качестве дидактического средства в управлении подготовкой специалистов на основе систематизированной информационной модели педагогической системы [9]. Другими словами, состав методического обеспечения профессиональной подготовки можно представить следующим образом: различная учебно-методическая документация, которая разрабатывается научными и педагогическими работниками, включающая в себя рабочие программы дисциплин, аннотации к ним и обновляемые фонды оценочных средств, учебные планы, комплект методических рекомендаций по дисциплинам и т.п., с помощью которых до курсантов доносится необходимая информация.
Проведенный анализ диссертационных исследований, затрагивающих организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки разных специалистов, показал, что в определениях данного феномена есть много общего. Так, по мнению Н.Н. Ширяевой, понятие «организационно-методическое обеспечение» необходимо рассматривать как систему компонентов, определяющих цели, содержание образования, технологии освоения содержания образования, контрольно-измерительный аппарат оценки результатов обучения, что в целом способствует результативному освоению студентами содержания образования на примере обучения иностранному языку [10, с. 10].
Т.М. Резер утверждает, что понятие «организационно-методическое обеспечение подготовки медико-педагогических кадров» необходимо определять как «учебно-методический комплекс, включающий в себя содержание педагогической составляющей в государственном образовательном стандарте и государственных требованиях к нему, а также учебные планы, образовательные программы и рабочие программы дисциплин, методические пособия, модули обучения в сфере здоровьесберегающих технологий и медико-педагогического обеспечения образовательного процесса» [11, с. 14].
В то же время в профессиональной подготовке курсантов военных институтов Росгвардии понятие «организационно-методическое обеспечение» рассматривается как подготовленная и упорядоченная система направлений, форм, методов обучения и воспитания, в том числе мер профилактики, основанных на нормативно-правовой и научной базе, а также как «процесс доведения до курсантов в рамках их профессиональной подготовки или выполнения ими каких-либо задач средств, необходимых для достижения определенных целей и решения этих задач» [12].
Однако О.В. Евтихов считает, что организационно-методическое обеспечение подготовки кадров для правоохранительных органов – это есть «…интеграция всех компонентов учебно-воспитательного процесса в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов» [13, с. 5]. В профессиональной подготовке сотрудников территориальных органов исполнительной власти под организационно-методическим обеспечением подразумевается «постоянная деятельность, направленная на предотвращение трудностей или освоение нового материала, создание необходимых условий для реализации процесса обучения, включая материально-техническое оборудование, определение времени и продолжительности занятий, а также осуществление самообразования и т.д.» [14].
Таким образом, рассмотрев содержание понятия «организационно-методическое обеспечение» в разных отраслях подготовки специалистов, можно сделать вывод, что в системе подготовки кадров для МЧС России данный феномен должен обязательно включать системное взаимодействие преподавателей и обучающихся в процессе получения последними образования с использованием различных методов и технологий обучения, разработанного методического обеспечения, включающего в себя обновленные: педагогическую составляющую образовательного процесса; образовательную программу по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; рабочие программы дисциплин и практик; переработанные методические рекомендации по дисциплинам производственного профиля; фонд оценочных средств, а также программу итоговой аттестации с контрольными материалами в целях формирования профессиональных умений, навыков у выпускников вуза по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, что обеспечит им в дальнейшем эффективное выполнение трудовых функций в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.
Анализ отчетов удовлетворенности курсантов, слушателей и работодателей работой преподавателей, качеством предоставления образовательных услуг, изучение локальных актов вузов МЧС России в области подготовки кадров, ознакомление с учебной и методической литературой направления подготовки в электронной образовательной среде на примере Уральского института ГПС МЧС России дало возможность осознать наличие проблемы в организационно-методическом обеспечении в системе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность, а именно установить необходимость пересмотра организационно-методического обеспечения, на что указывают имеющиеся подпроблемы в данной сфере образовательной деятельности вуза.
Подпроблема первая. Существует противоречие между потребностью государства в высококвалифицированных специалистах в области техносферной безопасности и недостаточным организационно-методическим обеспечением подготовки бакалавров по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. В качестве примера можно привести следующее обстоятельство: так, ежегодное государственное задание на подготовку бакалавров по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность не обеспечивает полную укомплектованность кадрами подразделения МЧС России по данному направлению подготовки. В ежегодных докладах руководителей Министерства МЧС РФ отмечается также малое количество научных исследований в сфере организационно-методического обеспечения подготовки государственных служащих в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Данное обстоятельство подтверждает необходимость поиска проблем и путей их решения в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов.
Согласно данным сайта CyberLeninka, за 2022 г. вопросы организационно-методического обеспечения курсантов профильных вузов МЧС России были исследованы всего лишь в 6 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в 1 статье; за 2023 г. особенности и проблемы организационно-методического обеспечения освещены в 6 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность отсутствуют; за 2024 г. особенности и проблемы организационно-методического обеспечения курсантов профильных вузов МЧС России были рассмотрены в 5 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность – снова отсутствуют [15].
Подпроблема вторая. Происходящие трансформации в системе образования, а именно переход от бакалавриата к базовому высшему образованию, выдвинули необходимость пересмотра федеральных государственных стандартов. Поэтому в качестве приоритетной задачи определена актуализация организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, что требует научного обоснования.
Подпроблема третья. Проведенный анализ отчетов удовлетворенности выпускников и их работодателей работой преподавателей и качеством предоставления образовательных услуг в Уральском институте ГПС МЧС России, основанных на анкетировании, за последние 2 года показал, что уровень профессиональной подготовки выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность незначительно снизился, в том числе из-за ориентации в образовательной программе бакалавров на большое количество самостоятельной работы и недостаточное количество практических занятий (на данный факт указали 70 % респондентов обзора анкет в 2022 г. и 56 % в 2023 г.). На основании данных, полученных в процессе анализа, было установлено, что существует потребность в прохождении выпускниками практик на производственных объектах, что отсутствует в практическом обучении по данному направлению подготовки и необходимость в увеличении количества часов производственных практик (отметили 21 % выпускников 2022 г. и 25 % 2023 г.). Так, 21 % респондентов в открытых вопросах указали на необходимость усиления практической составляющей в профессиональной подготовке данных специалистов, что обусловлено необходимостью осуществления наглядной демонстрации технологических процессов и возможной техносферной и пожарной опасностей, с которыми непосредственно сталкиваются выпускники после окончания высшего учебного заведения.
Также при проведении исследования существующего методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность установлено, что в рабочих программах дисциплин, касающихся обеспечения пожарной безопасности технологических процессов и производств, выездные занятия практической направленности на объекты производственных предприятий отсутствуют [16].
Подпроблема четвертая. На основании ежегодных конкурсных списков абитуриентов, поступающих в Уральский институт ГПС МЧС России, можно сделать вывод, что конкурс между абитуриентами при поступлении в профильный вуз МЧС России на направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность снижается с каждым годом. Данное обстоятельство при имеющемся государственном заказе позволяет поступать абитуриентам практически с минимальными баллами по единому государственному экзамену и дополнительным вступительным испытаниям, что может привести к низкому среднему баллу по окончании учебного заведения и не всегда мотивированному и ответственному усвоению образовательной программы, а также неполному пониманию большинством курсантов учебно-методических материалов, подготовленных преподавателями.
Таким образом, выявленные подпроблемы обусловили необходимость поиска путей их решения, а именно: 1) требуется научное обоснование и разработка нового варианта организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; 2) необходимо теоретическое обоснование активного использования в образовательном процессе междисциплинарного и интегративного подходов, а также технологий обучения, учитывающих качественно меняющийся контингент абитуриентов; 3) использование данных подходов, на наш взгляд, позволит более дифференцированно распределять учебную нагрузку между преподавателями, а также трансформировать педагогическую практику, обеспечивающую структурированность и логику изложения информации, легче воспринимаемую курсантами предложенного комплекса организационно-методического обеспечения образовательного процесса; 4) необходимо усиление контроля учебно-методического отдела высшего учебного заведения по повышению уровня развития нового организационно-методического обеспечения профессорско-преподавательским составом по преподаваемым дисциплинам и отражении его в рабочих программах дисциплин.
Заключение
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что организационно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов профильных вузов МЧС России по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность играет важнейшую роль в формировании у выпускников необходимых навыков и компетенций, а также способствует приобретению системных знаний курсантами для обеспечения техносферной безопасности государства и защиты населения и территорий от природных и техногенных опасностей в процессе формирования их готовности к исполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях.
Предложено уточнение понятия «организационно-методическое обеспечение в системе подготовки кадров для МЧС России», под которым следует понимать:
1. Во-первых, как системный процесс организационно-методическое обеспечения подготовки кадров для МЧС России.
2. Во-вторых, как совокупность, состоящую из взаимообусловленных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих организационно-методическое обеспечение системы подготовки кадров для МЧС России.
3. В-третьих, организационно-методическое обеспечение системы подготовки кадров для МЧС России включает в себя: педагогическую составляющую образовательного процесса; учебно-методическую документацию; различные методы и современные технологии обучения; обновленное методическое обеспечение образовательной программы по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; рабочие программы дисциплин и практик, фонд оценочных средств, программу итоговой аттестации с контрольными материалами.
4. В-четвертых, приоритетным направлением организационно-методического обеспечения системы подготовки кадров для МЧС России является формирование у будущих специалистов необходимых профессиональных компетенций, умений и навыков, которые будут способствовать эффективному выполнению ими трудовых функций в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Результаты исследования показали, что стремительно развивается промышленность и технологии, изменяется законодательство в сфере образования и одновременно происходит снижение качества абитуриентов, поступающих на обучение в профильные вузы МЧС России.
Однако существуют проблемы в профессиональной подготовке бакалавров по данному направлению, среди них особо следует выделить проблему организационно-методического обеспечения процесса подготовки, что и потребовало определения путей ее решения. К основным траекториям решения данной проблемы можно отнести: пересмотр организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; его научное обоснование и разработка нового поколения организационно-методического обеспечения; внедрение междисциплинарного и интегративного подходов в педагогическую практику вузов МЧС России, что позволит обеспечить подготовку квалифицированных кадров, способных противостоять безопасности человека и государства в современных социальных и промышленных условиях развития.