Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Резер Т.М. 1 Легаева В.А. 2 Легаев В.А. 2
1 ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
2 ФГБОУ ВО «Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России»
Целью исследования является определение основной проблемы организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки бакалавров в сфере обеспечения техносферной безопасности и поиск вариантов ее решения. Для достижения поставленной цели использовались методы теоретического анализа, обобщения и дедукции к рассмотрению феномена организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в Уральском институте ГПС МЧС России. В данном исследовании были сформулированы основные положения организационного и методического обеспечения государственных служащих по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. Предложено уточненное понятие «организационно-методическое обеспечение в системе подготовки кадров для МЧС России», под которым понимается системный процесс, включающий совокупность следующих элементов: педагогическую составляющую образовательного процесса; учебно-методическую документацию; различные методы и современные технологии обучения; обновленное методическое обеспечение образовательной программы по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; рабочие программы дисциплин и практик, фонд оценочных средств, программу государственной итоговой аттестации, – необходимых для развития профессиональных компетенций, умений и навыков у будущих специалистов, что позволит им успешно справляться с возложенными трудовыми обязанностями в условиях чрезвычайных ситуаций как техногенного, так и природного характера. Отмечено, что выявленная проблема организационно-методического обеспечения и представленные пути решения могут быть использованы с целью улучшения качества профессиональной подготовки сотрудника МЧС России и формирования определенных навыков и умений, необходимых для службы.
техносферная безопасность
МЧС России
организационно-методическое обеспечение
профессиональная подготовка курсантов
1. Указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://ivo.garant.ru/#/document/406868794/paragraph/1:0 (дата обращения: 23.07.2024).
2. Сайт Центра охраны труда БГТУ им. В.Г. Шухова / Техносферная безопасность что за специальность [Электронный ресурс]. URL: https://beltrud.ru/chto-takoe-tehnosfernaya-bezopasnost-i-chto-eto-za-specialnost/ (дата обращения: 23.07.2024).
3. Федюкина Т.В. Междисциплинарная подготовка по техносферной безопасности будущих инженеров в современных технических университетах: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2017. 24 с.
4. Резер Т.М., Легаева В.А., Легаев В.А. Организационное обеспечение профессиональной подготовки выпускников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2023. № 4 (91). С. 21–25.
5. Распоряжение МЧС России от 08 мая 2020 г. № 311 «О мероприятиях, связанных с комплектованием образовательных организаций высшего образования МЧС России в 2020 году» // МЧС России. 08 мая 2020 г.
6. Распоряжение МЧС России от 18 января 2021 г. № 21 «О мероприятиях, связанных с комплектованием образовательных организаций высшего образования МЧС России в 2021 году» // МЧС России. 18 января 2021 г.
7. Распоряжение МЧС России от 11 марта 2022 г. № 163 «О мероприятиях, связанных с комплектованием образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении МЧС России, в 2022 году» // МЧС России. 11 марта 2022 г.
8. Сайт Академик.ru/«Толковый словарь Ожегова. Методика» [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/106518 (дата обращения: 23.07.2024).
9. Черезова Н.С., Матушанский Г.У. Научно-методическое обеспечение в обучении лиц пожилого возраста // Вестник КазГУКИ. 2023. № 4. URL: https://vestnikkazguki.ru/issue.php (дата обращения: 27.08.2024).
10. Ширяева Н.Н. Организационно-методическое обеспечение обучения иностранному языку студентов магистратуры: автореф. дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2013. 20 с.
11. Резер Т.М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании: автореф. дис. … докт. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 51 с.
12. Рябцев Э.В. Организационно-методическое обеспечение процесса профессиональной подготовки курсантов военных институтов Росгвардии к противодействию идеологии экстремизма и терроризма // МНКО. 2024. № 1 (104). URL: https://amnko.ru/index.php/download_file/view/1030/82/ (дата обращения: 23.07.2024).
13. Евтихов О.В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: автореф. дис. … докт. пед. наук. Красноярск, 2015. 46 с.
14. Смыковский В.В., Лобанова Е.С. Организационно-методическое обеспечение формирования готовности сотрудников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/57PDMN620.pdf (дата обращения: 06.08.2024).
15. Сайт Научной электронной библиотеки «КиберЛенинка» / «Организационно-методическое обеспечение МЧС» [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/search?q=организационно-методическое %20обеспечение %20МЧС&page=1 (дата обращения: 06.08.2024).
16. Сайт Уральского института ГПС МЧС России / «Основные сведения. Образование. Рабочие программы дисциплин 20.03.01 ОПОП 2022. Пожарная безопасность технологических процессов и производств. Ю.В. Мельниченко, Т.В. Штеба, 2022». [Электронный ресурс]. URL: https://uigps.ru/sveden/education/ (дата обращения: 07.08.2024).

Введение

Последние изменения в организации образовательного процесса подготовки специалистов в высшей школе произошли на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования» и коснулись именно уровня бакалавриата [1]. Трансформации обусловлены следующими аспектами: произошло изменение государственных стандартов и требований к профессиональной подготовке выпускников высших учебных заведений; осуществляется постоянное внедрение новых технологий в технологические процессы; регистрируется рост природных и техносферных нагрузок на привычную сферу жизни человека, что и обуславливает значимость подготовки квалифицированных кадров для обеспечения техносферной безопасности в стране и сведения к минимуму опасностей, возникающих вследствие природных катаклизмов и в результате производственной сферы деятельности человека.

Техносферная безопасность – это направление подготовки специалистов в области охраны труда, обеспечения промышленной безопасности технологических процессов и производств как в нормальных условиях, так и в условиях чрезвычайной ситуации [2]. По мнению Т.В. Федюкиной, «развитие техносферы способствует росту экономики любой страны, однако сопровождается увеличением числа и видов разных техносферных опасностей для окружающей среды и общества» [3, с. 13]. Поэтому можно утверждать: все что окружает современного человека в современных условиях существования, можно отнести к техносфере, которая, в свою очередь, затрагивает все сферы промышленной деятельности и производств, а также развивается с каждым годом с момента развития машинного производства, что представлено на рис. 1.

На рис. 1 видно, что востребованность в специалистах с необходимыми навыками и умениями возрастала в соответствии с развитием производственной инфраструктуры, благодаря которой происходили изменения в сфере образования, затрагивая его содержание и направления формирования необходимых компетенций. С учетом глобализации и развития производственных сфер возникает государственная необходимость в специалистах, способных противостоять негативным для человека факторам техносферной опасности. Данное обстоятельство предполагает необходимость качественной профессиональной подготовки квалифицированных кадров, готовых к образцовому исполнению служебных обязанностей в различных чрезвычайных и нестандартных условиях, возникающих в процессе жизнедеятельности людей, хозяйственной деятельности разных производств, а также возникающих по причине природных катаклизмов.

Цель исследования – определить основную проблему организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки бакалавров в сфере обеспечения техносферной безопасности и поиск вариантов ее решения.

Материалы и методы исследования

В качестве базы исследования было проанализировано организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2022–2023 гг. Использованы методы теоретического анализа, а также обобщения и дедукции к рассмотрению феномена организационно-методического обеспечения профессиональной подготовки выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность.

missing image file

Рис. 1. Обусловленность развития образования и техносферы

Метод статистического анализа использован при обработке анкет об удовлетворенности выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в количестве 192 чел., их работодателей в количестве 115 чел. за 2022 и 2023 гг. работой преподавателей и качеством предоставления образовательных услуг в Уральском институте ГПС МЧС России. Анкеты включали в себя 3 блока, состоящие из 29 вопросов, 14 из которых имели открытую форму ответа: 1 блок вопросов касался уточненных данных о руководителях и выпускниках, данные о поощрениях и взысканиях, заинтересованность выпускников в повышении квалификации. Второй блок вопросов был ориентирован на исследование удовлетворенности выпускниками педагогической составляющей и технологиями обучения, используемыми преподавателями в образовательном процессе, рабочими программами дисциплин и практик. Третий блок анкеты был ориентирован на работодателей, которые оценивали педагогическую деятельность преподавателей и компетенции, полученные выпускниками в процессе обучения в Уральском институте ГПС МЧС России. В данной статье будут рассмотрены результаты анкетирования по второму и третьему блокам.

Результаты исследования и их обсуждение

Вопросами подготовки вышеуказанных кадров занимается Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). В современных условиях развития народного хозяйства в России уделяется особое внимание к подготовке подобных специалистов [4].

Сравнение потребности в подготовке выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2020–2022 гг. представлена на рис. 2. Проведенный анализ локальных актов вузов МЧС России, связанные с мероприятиями, направленными на комплектование образовательных организаций высшего образования с 2020 по 2022 г. [5–7], указывает на то, что подготовка бакалавров по данной специальности проводится на всей территории России, что подтверждает их востребованность в каждом регионе.

После окончания высших учебных заведений МЧС России требования к сотрудникам, способным решать жизненно важные проблемы безопасности для общества, неуклонно возрастают, поэтому первоочередным вопросом для вузов стала их качественная профессиональная подготовка, включающая в себя организационное и методическое обеспечение образовательного процесса, учитывающего новые требования технологического и технического характера в образовательном процессе и будущей профессиональной деятельности.

Анализ исследований в этой сфере показал, что «в контексте образовательной деятельности, организационное обеспечение – это управление содержанием и всеми видами ресурсов, обеспечивающими профессиональную подготовку выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность на основе действующего законодательства в сфере образования на всех уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и локальном в целях решения задач обеспечения кадрами МЧС в субъектах РФ» [4].

Что касается методического обеспечения, то ключевым является понятие «методика» как наука о методах преподавания [8]. В педагогической практике данный аспект представляет собой способы и приемы донесения информации до обучающихся с помощью различных подходов и технологий обучения.

missing image file

Рис. 2. Сравнение государственного задания на подготовку специалистов по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в профильных вузах МЧС России за 2020–2022 гг.

«В педагогической науке понятие “методическое обеспечение” понимается в двух аспектах: и как процесс обучения, и как результат обучения. Процесс включает в себя определение целей, разработку и создание эффективной структуры учебно-методической документации и средств обучения. В то же время результат обучения может включать в себя разные формы учебно-методических материалов, использующихся преподавателями в педагогической деятельности» [9]. Например, О.Н. Волик рассматривает методическое обеспечение в качестве дидактического средства в управлении подготовкой специалистов на основе систематизированной информационной модели педагогической системы [9]. Другими словами, состав методического обеспечения профессиональной подготовки можно представить следующим образом: различная учебно-методическая документация, которая разрабатывается научными и педагогическими работниками, включающая в себя рабочие программы дисциплин, аннотации к ним и обновляемые фонды оценочных средств, учебные планы, комплект методических рекомендаций по дисциплинам и т.п., с помощью которых до курсантов доносится необходимая информация.

Проведенный анализ диссертационных исследований, затрагивающих организационно-методическое обеспечение профессиональной подготовки разных специалистов, показал, что в определениях данного феномена есть много общего. Так, по мнению Н.Н. Ширяевой, понятие «организационно-методическое обеспечение» необходимо рассматривать как систему компонентов, определяющих цели, содержание образования, технологии освоения содержания образования, контрольно-измерительный аппарат оценки результатов обучения, что в целом способствует результативному освоению студентами содержания образования на примере обучения иностранному языку [10, с. 10].

Т.М. Резер утверждает, что понятие «организационно-методическое обеспечение подготовки медико-педагогических кадров» необходимо определять как «учебно-методический комплекс, включающий в себя содержание педагогической составляющей в государственном образовательном стандарте и государственных требованиях к нему, а также учебные планы, образовательные программы и рабочие программы дисциплин, методические пособия, модули обучения в сфере здоровьесберегающих технологий и медико-педагогического обеспечения образовательного процесса» [11, с. 14].

В то же время в профессиональной подготовке курсантов военных институтов Росгвардии понятие «организационно-методическое обеспечение» рассматривается как подготовленная и упорядоченная система направлений, форм, методов обучения и воспитания, в том числе мер профилактики, основанных на нормативно-правовой и научной базе, а также как «процесс доведения до курсантов в рамках их профессиональной подготовки или выполнения ими каких-либо задач средств, необходимых для достижения определенных целей и решения этих задач» [12].

Однако О.В. Евтихов считает, что организационно-методическое обеспечение подготовки кадров для правоохранительных органов – это есть «…интеграция всех компонентов учебно-воспитательного процесса в единую педагогическую систему, нацеленную на подготовку высококвалифицированных специалистов» [13, с. 5]. В профессиональной подготовке сотрудников территориальных органов исполнительной власти под организационно-методическим обеспечением подразумевается «постоянная деятельность, направленная на предотвращение трудностей или освоение нового материала, создание необходимых условий для реализации процесса обучения, включая материально-техническое оборудование, определение времени и продолжительности занятий, а также осуществление самообразования и т.д.» [14].

Таким образом, рассмотрев содержание понятия «организационно-методическое обеспечение» в разных отраслях подготовки специалистов, можно сделать вывод, что в системе подготовки кадров для МЧС России данный феномен должен обязательно включать системное взаимодействие преподавателей и обучающихся в процессе получения последними образования с использованием различных методов и технологий обучения, разработанного методического обеспечения, включающего в себя обновленные: педагогическую составляющую образовательного процесса; образовательную программу по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; рабочие программы дисциплин и практик; переработанные методические рекомендации по дисциплинам производственного профиля; фонд оценочных средств, а также программу итоговой аттестации с контрольными материалами в целях формирования профессиональных умений, навыков у выпускников вуза по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, что обеспечит им в дальнейшем эффективное выполнение трудовых функций в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Анализ отчетов удовлетворенности курсантов, слушателей и работодателей работой преподавателей, качеством предоставления образовательных услуг, изучение локальных актов вузов МЧС России в области подготовки кадров, ознакомление с учебной и методической литературой направления подготовки в электронной образовательной среде на примере Уральского института ГПС МЧС России дало возможность осознать наличие проблемы в организационно-методическом обеспечении в системе профессиональной подготовки сотрудников МЧС России по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность, а именно установить необходимость пересмотра организационно-методического обеспечения, на что указывают имеющиеся подпроблемы в данной сфере образовательной деятельности вуза.

Подпроблема первая. Существует противоречие между потребностью государства в высококвалифицированных специалистах в области техносферной безопасности и недостаточным организационно-методическим обеспечением подготовки бакалавров по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность. В качестве примера можно привести следующее обстоятельство: так, ежегодное государственное задание на подготовку бакалавров по направлению 20.03.01 Техносферная безопасность не обеспечивает полную укомплектованность кадрами подразделения МЧС России по данному направлению подготовки. В ежегодных докладах руководителей Министерства МЧС РФ отмечается также малое количество научных исследований в сфере организационно-методического обеспечения подготовки государственных служащих в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Данное обстоятельство подтверждает необходимость поиска проблем и путей их решения в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов.

Согласно данным сайта CyberLeninka, за 2022 г. вопросы организационно-методического обеспечения курсантов профильных вузов МЧС России были исследованы всего лишь в 6 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность в 1 статье; за 2023 г. особенности и проблемы организационно-методического обеспечения освещены в 6 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность отсутствуют; за 2024 г. особенности и проблемы организационно-методического обеспечения курсантов профильных вузов МЧС России были рассмотрены в 5 статьях, а по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность – снова отсутствуют [15].

Подпроблема вторая. Происходящие трансформации в системе образования, а именно переход от бакалавриата к базовому высшему образованию, выдвинули необходимость пересмотра федеральных государственных стандартов. Поэтому в качестве приоритетной задачи определена актуализация организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность, что требует научного обоснования.

Подпроблема третья. Проведенный анализ отчетов удовлетворенности выпускников и их работодателей работой преподавателей и качеством предоставления образовательных услуг в Уральском институте ГПС МЧС России, основанных на анкетировании, за последние 2 года показал, что уровень профессиональной подготовки выпускников по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность незначительно снизился, в том числе из-за ориентации в образовательной программе бакалавров на большое количество самостоятельной работы и недостаточное количество практических занятий (на данный факт указали 70 % респондентов обзора анкет в 2022 г. и 56 % в 2023 г.). На основании данных, полученных в процессе анализа, было установлено, что существует потребность в прохождении выпускниками практик на производственных объектах, что отсутствует в практическом обучении по данному направлению подготовки и необходимость в увеличении количества часов производственных практик (отметили 21 % выпускников 2022 г. и 25 % 2023 г.). Так, 21 % респондентов в открытых вопросах указали на необходимость усиления практической составляющей в профессиональной подготовке данных специалистов, что обусловлено необходимостью осуществления наглядной демонстрации технологических процессов и возможной техносферной и пожарной опасностей, с которыми непосредственно сталкиваются выпускники после окончания высшего учебного заведения.

Также при проведении исследования существующего методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность установлено, что в рабочих программах дисциплин, касающихся обеспечения пожарной безопасности технологических процессов и производств, выездные занятия практической направленности на объекты производственных предприятий отсутствуют [16].

Подпроблема четвертая. На основании ежегодных конкурсных списков абитуриентов, поступающих в Уральский институт ГПС МЧС России, можно сделать вывод, что конкурс между абитуриентами при поступлении в профильный вуз МЧС России на направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность снижается с каждым годом. Данное обстоятельство при имеющемся государственном заказе позволяет поступать абитуриентам практически с минимальными баллами по единому государственному экзамену и дополнительным вступительным испытаниям, что может привести к низкому среднему баллу по окончании учебного заведения и не всегда мотивированному и ответственному усвоению образовательной программы, а также неполному пониманию большинством курсантов учебно-методических материалов, подготовленных преподавателями.

Таким образом, выявленные подпроблемы обусловили необходимость поиска путей их решения, а именно: 1) требуется научное обоснование и разработка нового варианта организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; 2) необходимо теоретическое обоснование активного использования в образовательном процессе междисциплинарного и интегративного подходов, а также технологий обучения, учитывающих качественно меняющийся контингент абитуриентов; 3) использование данных подходов, на наш взгляд, позволит более дифференцированно распределять учебную нагрузку между преподавателями, а также трансформировать педагогическую практику, обеспечивающую структурированность и логику изложения информации, легче воспринимаемую курсантами предложенного комплекса организационно-методического обеспечения образовательного процесса; 4) необходимо усиление контроля учебно-методического отдела высшего учебного заведения по повышению уровня развития нового организационно-методического обеспечения профессорско-преподавательским составом по преподаваемым дисциплинам и отражении его в рабочих программах дисциплин.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать вывод, что организационно-методическое обеспечение в процессе обучения курсантов профильных вузов МЧС России по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность играет важнейшую роль в формировании у выпускников необходимых навыков и компетенций, а также способствует приобретению системных знаний курсантами для обеспечения техносферной безопасности государства и защиты населения и территорий от природных и техногенных опасностей в процессе формирования их готовности к исполнению служебных обязанностей в экстремальных условиях.

Предложено уточнение понятия «организационно-методическое обеспечение в системе подготовки кадров для МЧС России», под которым следует понимать:

1. Во-первых, как системный процесс организационно-методическое обеспечения подготовки кадров для МЧС России.

2. Во-вторых, как совокупность, состоящую из взаимообусловленных и взаимодействующих элементов, обеспечивающих организационно-методическое обеспечение системы подготовки кадров для МЧС России.

3. В-третьих,  организационно-методическое обеспечение системы подготовки кадров для МЧС России включает в себя: педагогическую составляющую образовательного процесса; учебно-методическую документацию; различные методы и современные технологии обучения; обновленное методическое обеспечение образовательной программы по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; рабочие программы дисциплин и практик, фонд оценочных средств, программу итоговой аттестации с контрольными материалами.

4. В-четвертых, приоритетным направлением организационно-методического обеспечения системы подготовки кадров для МЧС России является формирование у будущих специалистов необходимых профессиональных компетенций, умений и навыков, которые будут способствовать эффективному выполнению ими трудовых функций в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Результаты исследования показали, что стремительно развивается промышленность и технологии, изменяется законодательство в сфере образования и одновременно происходит снижение качества абитуриентов, поступающих на обучение в профильные вузы МЧС России.

Однако существуют проблемы в профессиональной подготовке бакалавров по данному направлению, среди них особо следует выделить проблему организационно-методического обеспечения процесса подготовки, что и потребовало определения путей ее решения. К основным траекториям решения данной проблемы можно отнести: пересмотр организационно-методического обеспечения по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность; его научное обоснование и разработка нового поколения организационно-методического обеспечения; внедрение междисциплинарного и интегративного подходов в педагогическую практику вузов МЧС России, что позволит обеспечить подготовку квалифицированных кадров, способных противостоять безопасности человека и государства в современных социальных и промышленных условиях развития.


Библиографическая ссылка

Резер Т.М., Легаева В.А., Легаев В.А. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 20.03.01 ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ // Современные наукоемкие технологии. – 2024. – № 10. – С. 205-211;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=40196 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674