Scientific journal
Modern high technologies
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

STUDYING THE RELATIONSHIP OF IMAGINATION AND LEVELS OF COGNITIVE AND EMOTIONAL DEVELOPMENT OF CHILDREN ATTENDING PREPARATORY GROUPS OF A PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA)

Dedyukina M.I. 1 Semenov Yu.I. 2
1 North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
2 Academy of Sciences of the Republic of Sakha (Yakutia)
1150 KB
The purpose of the study is to study the relationship between imagination and levels of cognitive and emotional development of children attending preparatory groups of preschool educational organizations in the Sakha Republic. The testing of a set of psychological techniques, selected based on the results of numerous domestic and foreign scientific studies, continued. In order to study the interrelationships of imagination and the levels of cognitive and emotional development of children attending preschool preparatory groups in the Republic of Sakha In the 2022-2023 academic year, 478 children attending kindergarten preparatory groups of the Republic of Yakutia aged 42 to 92 months participated in the study (Age = 77,5; SD = 4,26), in of which 52,1 % are girls and 47,9 % are boys. The diagnosis was carried out in the cities of Yakutsk (23,6 % of the sample), Zhatai (2,1 %) and uluses: Amginsky (5,4 %), Oymyakonsky (2,1 %), Nyurbinsky (8,9 %), Vilyuysky (4,2 %), Gorny (8,9 %), Namsky (5,2 %), Churapchinsky (10,3 %), Oleneksky (1,7 %), Neryungrinsky (13,6 %), Verkhnevilyuysky (2,5 %), Suntarsky (5,6 %), Lensky (2,3 %), Tattinsky (1,7 %) and Tomponsky (1,9 %). During the study, the diagnostic parameters in children were measured indices of the development of self-regulation abilities or regulatory functions (visual and auditory working memory, cognitive flexibility and inhibitory control), social skills, imagination and information about academic performance. Research has shown that imagination plays a key role in children’s cognitive and emotional development. There are significant relationships between levels of imagination and cognitive abilities such as memory, attention and creativity. Children with better imagination skills tend to perform better on cognitive tasks. Children with a high level of imagination are more likely to demonstrate emotional expressiveness and the ability to empathize. Their play and interactions with others are more varied and layered, which contributes to their social and emotional well-being.
imagination
interconnection
cognitive
emotional
development
older preschool children

Введение

Изучение взаимосвязей между воображением и уровнями когнитивного и эмоционального развития детей представляет собой многоплановую задачу, важную для понимания процесса обучения и воспитания. Воображение – это способность создавать мысленные образы, сценарии и идеи, которые могут не соответствовать реальности [1]. Оно играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии, влияя на когнитивное развитие и творческое мышление. Также воображение способствует развитию творческого мышления, которое позволяет детям находить нестандартные решения проблем. Дети, обладающие развитым воображением, способны лучше справляться с задачами и конфликтами, так как могут представить разные варианты действий и их последствия [2]. Также воображение тесно связано с языковыми навыками. Дети, использующие воображение в играх, часто развивают более богатый словарь и навыки общения [2]. По мнению многих психологов, воображение позволяет детям ставить себя на место других, что способствует развитию эмпатии и социальной компетентности. Дети могут использовать воображение для работы со страхами и тревогами, создавая альтернативные сценарии и визуализируя положительные исходы [3]. Высокий уровень когнитивного развития часто приводит к более высокому уровню воображения. Дети, у которых развиты аналитические и абстрактные навыки, могут создавать более сложные и оригинальные образы. Эмоционально развитые дети чаще используют воображение для обработки своих чувств, создания историй, которые помогают им понять свои эмоции. Они могут легче идентифицировать и выражать свои чувства через творческую деятельность. Разные исследования показывают, что стимуляция воображения в раннем детстве может привести к более высокому уровню когнитивных и эмоциональных навыков. Таким образом, взаимосвязь между воображением и когнитивным и эмоциональным развитием детей является важным направлением для педагогов и психологов. Понимание этих взаимосвязей может способствовать созданию более эффективных образовательных программ и подходов, которые будут поддерживать и развивать воображение у детей, что, в свою очередь, положительно скажется на их когнитивном и эмоциональном благополучии.

Цель исследования – изучить взаимосвязь воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей.

Цель исследования находит решение в следующих задачах:

1. Обзор литературы по теме исследования.

2. Выбор методик исследования.

3. Диагностика воображения, когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

4. Анализ результатов исследования.

Материалы и методы исследования

Важным принципом проведения исследования является соответствие исследовательской деятельности Этическому кодексу Российского психологического общества (РПО, 2012), Этическому кодексу Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA, 2015) [4].

В 2023 г. в Республике Саха (Якутия) была продолжена апробация комплекса психологических методик, подобранного на основании результатов многочисленных отечественных и зарубежных научных исследований [5], которые доказали их прогностическую ценность в сфере готовности к школьному обучению, академических достижений, развития навыков эффективного взаимодействия и др., а также диагностика психического и личностного развития детей (учеников). В ходе исследования в качестве диагностируемых параметров у детей были измерены показатели сформированности способностей к саморегуляции или регуляторных функций (зрительная и слуховая рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль), социальные навыки, воображение и сведения об академической успеваемости [6].

В целях изучения взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) в Республике Саха (Якутия). В 2022–2023 учебном году в исследовании приняли участие 478 детей, посещающих подготовительные группы детских садов Республики (Саха) Якутия, в возрасте от 42 до 92 месяцев (Mвозраст = 77,5; SD = 4,26), в числе которых 52,1 % девочек и 47,9 % мальчиков.

Диагностика была проведена в городах Якутск (23,6 % выборки), Жатай (2,1 %) и улусах: Амгинском (5,4 %), Оймяконском (2,1 %), Нюрбинском (8,9 %), Вилюйском (4,2 %), Горном (8,9 %), Намском (5,2 %), Чурапчинском (10,3 %), Оленекском (1,7 %), Нерюнгринском (13,6 %), Верхневилюйском (2,5 %), Сунтарском (5,6 %), Ленском (2,3 %), Таттинском (1,7 %) и Томпонском (1,9 %). Основным языком преподавания для 51,7 % детей, принимающих участие в исследовании, является якутский язык, для остальных – русский.

Согласно ответам родителей 33,1 % детей являются билингвальными и в равной степени владеют русским и якутским языками. 9 % родителей считают родным языком ребенка якутский, остальные 20,9 % – русский.

Результаты исследования и их обсуждение

Большинство детей, прошедших диагностику, демонстрируют показатели, соответствующие возрастным нормам (табл. 1).

Согласно результатам диагностики были выделены (Кластеризация К-средними) 3 уровня развития регуляторных функций (табл. 2). В первый кластер (N = 115) вошли дети с низкими относительно выборки показателями когнитивной гибкости, баллами за содержание, расположение и бонусным баллом в оценке зрительной РП, общей сформированности зрительной РП, скорости протекания психических процессов, когнитивного сдерживающего контроля, слухоречевой РП и физического сдерживающего контроля. Во второй кластер (N = 90) вошли дети со средними относительно выборки вышеперечисленными показателями. В третий кластер (N = 98) вошли дети с высокими относительно выборки показателями развития регуляторных функций.

Таблица 1

Сравнение результатов методик на диагностику уровня развития регуляторных функций в выборке с нормативными значениями

 

Ниже нормы (%)

Норма (%)

Выше нормы (%)

Переключение

12,6 %

65,6 %

21,8 %

Когнитивная гибкость

14,1 %

61,9 %

24 %

Содержание

14,2 %

62,1 %

23,6 %

Расположение

16,8 %

58,5 %

24,7 %

Зрительная рабочая память

18,8 %

62,1 %

19 %

Скорость протекания психических процессов

11,4 %

66,9 %

21,7 %

Когнитивный сдерживающий контроль

11,6 %

62,3 %

26,1 %

Слухоречевая память

35,2 %

51,2 %

13,6 %

Физический сдерживающий контроль

15,8 %

52,6 %

31,6 %

Таблица 2

Разделение общей выборки на подгруппы с различным уровнем саморегуляции относительно выборки (кластеризация К-средними)

 

Уровень саморегуляции

Достоверность различий

Низкий уровень саморегуляции

Средний уровень саморегуляции

Высокий уровень саморегуляции

H-критерий Краскела – Уоллиса

p-value

Когнитивная гибкость

20,3

21,2

22,1

33,84

< 0,001

Содержание

33,9

41,1

46,3

225,09

< 0,001

Расположение

16,6

21,3

23,5

189,94

< 0,001

Бонус

9,7

24,8

43

263,34

< 0,001

Зрительная РП

60,2

87,3

112,8

267,34

< 0,001

Скорость протекания психических процессов

9,2

10,5

10,5

11,30

0,004

Когнитивный сдерживающий контроль

9,7

11,1

12,1

24,86

< 0,001

Слухоречевая РП

15,5

16,5

19,7

35,91

< 0,001

Физический сдерживающий контроль

26,4

26,7

27,2

1,17

0,558

Количество

наблюдений

115

90

98

 

Таблица 3

Описательные статистики по показателям воображения

Шкала

Среднее значение

Стандартное отклонение

Минимум

Максимум

Разработанность (максимум)

9,03

3,71

2

23

Разработанность (сумма)

41,1

18,6

10

149

Оригинальность (количество включений)

1,54

1,53

0

8

Гибкость

9,75

0,544

7

10

Коэффициент оригинальности

5,28

1,68

1

9

Таблица 4

Оценка средних значений показателей воображения у детей с разными языковыми способностями

Шкала

Только русский язык

Билингвизм

Только якутский язык

Достоверность различий (ANOVA с поправкой Уэлча, p-value)

Разработанность (максимум)

M = 9,21

SD = 3,48

M = 9,41

SD = 3,86

M = 7,8

SD = 2,74

F = 4,02

p = 0,021

Разработанность (сумма)

M = 42,5

SD = 19,25

M = 42,7

SD = 20,21

M = 34,7

SD = 12,59

F = 4,59

p = 0,012

Оригинальность

(количество включений)

M = 1,8

SD = 1,68

M = 1,6

SD = 1,61

M = 1,1

SD = 1,39

F = 2,71

p = 0,072

Различия между кластерами являются статистически значимыми (H-критерий Краскела – Уоллиса) по всем показателям, за исключением физического сдерживающего контроля.

Согласно результатам диагностики воображения детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), были получены следующие результаты (табл. 3). Так, у большинства детей максимально детализированным изображением является рисунок, дополненный в среднем 9 деталями. В среднем все десять изображений дети дополняли 41 деталью. Большинство детей демонстрируют в рисунках минимум одно включение изначального изображения в качестве незначительной детали рисунка. У большинства детей встречается минимум 9 неповторяющихся изображений и 5 оригинальных изображений, которые не встречаются у детей из группы, которую посещает ребенок.

Был проведен анализ результатов диагностики воображения детей, посещающих подготовительные группы в ДОО Республики Саха (Якутия), в зависимости от языковых способностей [7]. Были выявлены статистически значимые различия по трем показателям: разработанность (максимум), разработанность (сумма) и оригинальность (количество включений (табл. 4). В ходе анализа было выявлено, что:

− наиболее разработанное изображение содержит больше деталей у детей, владеющих и русским, и якутским языками, по сравнению с детьми, говорящими на одном языке;

− наибольшее количество деталей по всем десяти изображениям присутствует у детей, владеющих и русским, и якутским языками, по сравнению с детьми, говорящими на одном языке. Меньшее количество деталей по всем десяти изображениям присутствует у детей, владеющих только якутским языком;

− большее количество включений изначального изображения в рисунок в качестве незначительной детали присутствует у детей, владеющих только русским языком.

Качественный анализ рисунков детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), позволил выявить, что наиболее часто встречающиеся изображения сходны у детей-билингвов и детей, владеющих только русским языком. Однако менее частотные изображения отличаются.

Оценка культурной специфики показателей воображения. Был проведен качественный анализ рисунков детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), в сравнении с рисунками детей, посещающих подготовительные группы ДОО таких регионов, как город Москва, Пермский край и Республика Татарстан, с целью оценки культурной специфики рисунков детей. Было получено, что:

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: солнце, снеговик, цветок, человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение кошки, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО города Москвы;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дом и машина. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение телевизора, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО таких регионов, как Пермский край и Республика Татарстан;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: снеговик, матрешка и неваляшка. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения человека и Чебурашки, которые присутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Татарстан;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: шарик, леденец и человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение цветка, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Пермского края;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дом, корабль и машина. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение крыши, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дождь, морковка, капля и птица. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение глаза, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Пермского края;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: флаг и корона. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение письма, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: овал и человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения зеркала и гриба, которые отсутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;

− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: сердце и бабочка. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение шарика, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;

− во всех четырех регионах наиболее частым изображением является радуга. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), отсутствует изображение уха, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы других регионов. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения колеса и луны, которые отсутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов.

Также у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются уникальные изображения, отражающие культурную специфику данного региона: якутский оберег, кольцо с бриллиантом и бусы с бриллиантом, алмаз.

Оценка взаимосвязи показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития. Был проведен анализ (Ro-Спирмена) взаимосвязи показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы ДОУ Республики Саха (Якутия) (табл. 5). Было получено, что:

− разработанность всех десяти изображений выше у тех детей, у которых выше уровень способности понимать эмоции, вызванных внешними причинами;

− оригинальность (количество включений исходного изображения в качестве незначительной детали рисунка) выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности зрительной РП и ее показателей, а именно содержание, расположение и бонусный балл; выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности слухоречевой РП;

− гибкость (количество неповторяющихся изображений) выше у тех детей, у которых выше уровень способности рефлексии эмоций; выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности когнитивного сдерживающего контроля;

− коэффициент оригинальности (количество изображений, которые не встречаются у детей группы, которую посещает ребенок) ниже у тех детей, у которых выше уровень сформированности когнитивной гибкости.

Таблица 5

Корреляционный анализ Ro-Спирмена показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития

 

Разработанность (сумма)

Оригинальность (количество включений)

Гибкость

Коэффициент оригинальности

Когнитивная гибкость

Ro-Спирмена

-0,028

0,025

0,049

-0,129

p-value

0,608

0,644

0,368

0,016

Содержание

Ro-Спирмена

0,099

0,116

0,069

-0,034

p-value

0,069

0,033

0,205

0,534

Расположение

Ro-Спирмена

0,066

0,111

0,017

0,034

p-value

0,225

0,040

0,756

0,538

Бонус

Ro-Спирмена

0,098

0,123

0,056

-0,027

p-value

0,072

0,023

0,305

0,616

Зрительная РП

Ro-Спирмена

0,099

0,127

0,052

-0,021

p-value

0,070

0,019

0,336

0,703

Понимание эмоций, вызываемых внешними причинами

Ro-Спирмена

0,123

0,074

0,027

0,020

p-value

0,031

0,197

0,638

0,728

Рефлексия эмоций

Ro-Спирмена

0,064

0,076

0,126

-0,112

p-value

0,258

0,184

0,027

0,049

Когнитивный сдерживающий контроль

Ro-Спирмена

-0,032

0,005

0,136

-0,063

p-value

0,586

0,928

0,020

0,292

Слухоречевая РП

Ro-Спирмена

0,062

0,117

0,023

-0,082

p-value

0,250

0,029

0,673

0,131

Примечание: зеленым отмечены значимые корреляции.

Заключение

Исследование изучения взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций (ДОО) в Республике Саха (Якутия), позволяет сделать основные выводы. Во-первых, исследование показало, что воображение играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии детей. Существуют значительные взаимосвязи между уровнями развития воображения и когнитивными способностями, такими как память, внимание и креативность. Дети с более развитыми навыками воображения, как правило, демонстрируют лучшие результаты в когнитивных задачах. Во-вторых, эмоциональное развитие также связано с воображением. Дети, обладающие высоким уровнем воображения, чаще проявляют эмоциональную выразительность и способность к сопереживанию. Их игры и взаимодействие с окружающими более разнообразны и многослойны, что способствует их социальному и эмоциональному благополучию. В-третьих, среда, в которой развиваются дети, оказывает значительное влияние на формирование этих взаимосвязей. Открытость образовательного процесса, наличие стимулов для творчества и самостоятельной деятельности способствуют как развитию воображения, так и когнитивным и эмоциональным навыкам. Наконец, практика работы с детьми в подготовительных группах должна учитывать эти взаимосвязи, предлагая разнообразные методы и подходы, способствующие гармоничному развитию воображения и когнитивно-эмоциональных навыков. Важно создавать условия для активного участия детей в творческих и игровых процессах, что позволит им развивать не только интеллектуальные, но и эмоциональные компетенции. Таким образом, развитие воображения у детей является важным аспектом их комплексного развития и должно стать приоритетом в работе дошкольных учреждений. Выводы данного исследования могут быть полезны для педагогов, психологов и исследователей, занимающихся вопросами раннего развития ребенка.