Введение
Изучение взаимосвязей между воображением и уровнями когнитивного и эмоционального развития детей представляет собой многоплановую задачу, важную для понимания процесса обучения и воспитания. Воображение – это способность создавать мысленные образы, сценарии и идеи, которые могут не соответствовать реальности [1]. Оно играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии, влияя на когнитивное развитие и творческое мышление. Также воображение способствует развитию творческого мышления, которое позволяет детям находить нестандартные решения проблем. Дети, обладающие развитым воображением, способны лучше справляться с задачами и конфликтами, так как могут представить разные варианты действий и их последствия [2]. Также воображение тесно связано с языковыми навыками. Дети, использующие воображение в играх, часто развивают более богатый словарь и навыки общения [2]. По мнению многих психологов, воображение позволяет детям ставить себя на место других, что способствует развитию эмпатии и социальной компетентности. Дети могут использовать воображение для работы со страхами и тревогами, создавая альтернативные сценарии и визуализируя положительные исходы [3]. Высокий уровень когнитивного развития часто приводит к более высокому уровню воображения. Дети, у которых развиты аналитические и абстрактные навыки, могут создавать более сложные и оригинальные образы. Эмоционально развитые дети чаще используют воображение для обработки своих чувств, создания историй, которые помогают им понять свои эмоции. Они могут легче идентифицировать и выражать свои чувства через творческую деятельность. Разные исследования показывают, что стимуляция воображения в раннем детстве может привести к более высокому уровню когнитивных и эмоциональных навыков. Таким образом, взаимосвязь между воображением и когнитивным и эмоциональным развитием детей является важным направлением для педагогов и психологов. Понимание этих взаимосвязей может способствовать созданию более эффективных образовательных программ и подходов, которые будут поддерживать и развивать воображение у детей, что, в свою очередь, положительно скажется на их когнитивном и эмоциональном благополучии.
Цель исследования – изучить взаимосвязь воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей.
Цель исследования находит решение в следующих задачах:
1. Обзор литературы по теме исследования.
2. Выбор методик исследования.
3. Диагностика воображения, когнитивных способностей и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
4. Анализ результатов исследования.
Материалы и методы исследования
Важным принципом проведения исследования является соответствие исследовательской деятельности Этическому кодексу Российского психологического общества (РПО, 2012), Этическому кодексу Европейской ассоциации изучения образования в раннем детстве (EECERA, 2015) [4].
В 2023 г. в Республике Саха (Якутия) была продолжена апробация комплекса психологических методик, подобранного на основании результатов многочисленных отечественных и зарубежных научных исследований [5], которые доказали их прогностическую ценность в сфере готовности к школьному обучению, академических достижений, развития навыков эффективного взаимодействия и др., а также диагностика психического и личностного развития детей (учеников). В ходе исследования в качестве диагностируемых параметров у детей были измерены показатели сформированности способностей к саморегуляции или регуляторных функций (зрительная и слуховая рабочая память, когнитивная гибкость и сдерживающий контроль), социальные навыки, воображение и сведения об академической успеваемости [6].
В целях изучения взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) в Республике Саха (Якутия). В 2022–2023 учебном году в исследовании приняли участие 478 детей, посещающих подготовительные группы детских садов Республики (Саха) Якутия, в возрасте от 42 до 92 месяцев (Mвозраст = 77,5; SD = 4,26), в числе которых 52,1 % девочек и 47,9 % мальчиков.
Диагностика была проведена в городах Якутск (23,6 % выборки), Жатай (2,1 %) и улусах: Амгинском (5,4 %), Оймяконском (2,1 %), Нюрбинском (8,9 %), Вилюйском (4,2 %), Горном (8,9 %), Намском (5,2 %), Чурапчинском (10,3 %), Оленекском (1,7 %), Нерюнгринском (13,6 %), Верхневилюйском (2,5 %), Сунтарском (5,6 %), Ленском (2,3 %), Таттинском (1,7 %) и Томпонском (1,9 %). Основным языком преподавания для 51,7 % детей, принимающих участие в исследовании, является якутский язык, для остальных – русский.
Согласно ответам родителей 33,1 % детей являются билингвальными и в равной степени владеют русским и якутским языками. 9 % родителей считают родным языком ребенка якутский, остальные 20,9 % – русский.
Результаты исследования и их обсуждение
Большинство детей, прошедших диагностику, демонстрируют показатели, соответствующие возрастным нормам (табл. 1).
Согласно результатам диагностики были выделены (Кластеризация К-средними) 3 уровня развития регуляторных функций (табл. 2). В первый кластер (N = 115) вошли дети с низкими относительно выборки показателями когнитивной гибкости, баллами за содержание, расположение и бонусным баллом в оценке зрительной РП, общей сформированности зрительной РП, скорости протекания психических процессов, когнитивного сдерживающего контроля, слухоречевой РП и физического сдерживающего контроля. Во второй кластер (N = 90) вошли дети со средними относительно выборки вышеперечисленными показателями. В третий кластер (N = 98) вошли дети с высокими относительно выборки показателями развития регуляторных функций.
Таблица 1
Сравнение результатов методик на диагностику уровня развития регуляторных функций в выборке с нормативными значениями
Ниже нормы (%) |
Норма (%) |
Выше нормы (%) |
|
Переключение |
12,6 % |
65,6 % |
21,8 % |
Когнитивная гибкость |
14,1 % |
61,9 % |
24 % |
Содержание |
14,2 % |
62,1 % |
23,6 % |
Расположение |
16,8 % |
58,5 % |
24,7 % |
Зрительная рабочая память |
18,8 % |
62,1 % |
19 % |
Скорость протекания психических процессов |
11,4 % |
66,9 % |
21,7 % |
Когнитивный сдерживающий контроль |
11,6 % |
62,3 % |
26,1 % |
Слухоречевая память |
35,2 % |
51,2 % |
13,6 % |
Физический сдерживающий контроль |
15,8 % |
52,6 % |
31,6 % |
Таблица 2
Разделение общей выборки на подгруппы с различным уровнем саморегуляции относительно выборки (кластеризация К-средними)
Уровень саморегуляции |
Достоверность различий |
||||
Низкий уровень саморегуляции |
Средний уровень саморегуляции |
Высокий уровень саморегуляции |
H-критерий Краскела – Уоллиса |
p-value |
|
Когнитивная гибкость |
20,3 |
21,2 |
22,1 |
33,84 |
< 0,001 |
Содержание |
33,9 |
41,1 |
46,3 |
225,09 |
< 0,001 |
Расположение |
16,6 |
21,3 |
23,5 |
189,94 |
< 0,001 |
Бонус |
9,7 |
24,8 |
43 |
263,34 |
< 0,001 |
Зрительная РП |
60,2 |
87,3 |
112,8 |
267,34 |
< 0,001 |
Скорость протекания психических процессов |
9,2 |
10,5 |
10,5 |
11,30 |
0,004 |
Когнитивный сдерживающий контроль |
9,7 |
11,1 |
12,1 |
24,86 |
< 0,001 |
Слухоречевая РП |
15,5 |
16,5 |
19,7 |
35,91 |
< 0,001 |
Физический сдерживающий контроль |
26,4 |
26,7 |
27,2 |
1,17 |
0,558 |
Количество наблюдений |
115 |
90 |
98 |
Таблица 3
Описательные статистики по показателям воображения
Шкала |
Среднее значение |
Стандартное отклонение |
Минимум |
Максимум |
Разработанность (максимум) |
9,03 |
3,71 |
2 |
23 |
Разработанность (сумма) |
41,1 |
18,6 |
10 |
149 |
Оригинальность (количество включений) |
1,54 |
1,53 |
0 |
8 |
Гибкость |
9,75 |
0,544 |
7 |
10 |
Коэффициент оригинальности |
5,28 |
1,68 |
1 |
9 |
Таблица 4
Оценка средних значений показателей воображения у детей с разными языковыми способностями
Шкала |
Только русский язык |
Билингвизм |
Только якутский язык |
Достоверность различий (ANOVA с поправкой Уэлча, p-value) |
Разработанность (максимум) |
M = 9,21 SD = 3,48 |
M = 9,41 SD = 3,86 |
M = 7,8 SD = 2,74 |
F = 4,02 p = 0,021 |
Разработанность (сумма) |
M = 42,5 SD = 19,25 |
M = 42,7 SD = 20,21 |
M = 34,7 SD = 12,59 |
F = 4,59 p = 0,012 |
Оригинальность (количество включений) |
M = 1,8 SD = 1,68 |
M = 1,6 SD = 1,61 |
M = 1,1 SD = 1,39 |
F = 2,71 p = 0,072 |
Различия между кластерами являются статистически значимыми (H-критерий Краскела – Уоллиса) по всем показателям, за исключением физического сдерживающего контроля.
Согласно результатам диагностики воображения детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), были получены следующие результаты (табл. 3). Так, у большинства детей максимально детализированным изображением является рисунок, дополненный в среднем 9 деталями. В среднем все десять изображений дети дополняли 41 деталью. Большинство детей демонстрируют в рисунках минимум одно включение изначального изображения в качестве незначительной детали рисунка. У большинства детей встречается минимум 9 неповторяющихся изображений и 5 оригинальных изображений, которые не встречаются у детей из группы, которую посещает ребенок.
Был проведен анализ результатов диагностики воображения детей, посещающих подготовительные группы в ДОО Республики Саха (Якутия), в зависимости от языковых способностей [7]. Были выявлены статистически значимые различия по трем показателям: разработанность (максимум), разработанность (сумма) и оригинальность (количество включений (табл. 4). В ходе анализа было выявлено, что:
− наиболее разработанное изображение содержит больше деталей у детей, владеющих и русским, и якутским языками, по сравнению с детьми, говорящими на одном языке;
− наибольшее количество деталей по всем десяти изображениям присутствует у детей, владеющих и русским, и якутским языками, по сравнению с детьми, говорящими на одном языке. Меньшее количество деталей по всем десяти изображениям присутствует у детей, владеющих только якутским языком;
− большее количество включений изначального изображения в рисунок в качестве незначительной детали присутствует у детей, владеющих только русским языком.
Качественный анализ рисунков детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), позволил выявить, что наиболее часто встречающиеся изображения сходны у детей-билингвов и детей, владеющих только русским языком. Однако менее частотные изображения отличаются.
Оценка культурной специфики показателей воображения. Был проведен качественный анализ рисунков детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), в сравнении с рисунками детей, посещающих подготовительные группы ДОО таких регионов, как город Москва, Пермский край и Республика Татарстан, с целью оценки культурной специфики рисунков детей. Было получено, что:
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: солнце, снеговик, цветок, человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение кошки, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО города Москвы;
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дом и машина. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение телевизора, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО таких регионов, как Пермский край и Республика Татарстан;
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: снеговик, матрешка и неваляшка. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения человека и Чебурашки, которые присутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Татарстан;
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: шарик, леденец и человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение цветка, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Пермского края;
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дом, корабль и машина. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение крыши, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: дождь, морковка, капля и птица. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение глаза, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Пермского края;
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: флаг и корона. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение письма, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: овал и человек. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения зеркала и гриба, которые отсутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;
− во всех четырех регионах наиболее частыми изображениями являются: сердце и бабочка. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляется изображение шарика, которое отсутствует у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов;
− во всех четырех регионах наиболее частым изображением является радуга. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), отсутствует изображение уха, которое присутствует у детей, посещающих подготовительные группы других регионов. У детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются изображения колеса и луны, которые отсутствуют у детей, посещающих подготовительные группы ДОО других регионов.
Также у детей, посещающих подготовительные группы ДОО Республики Саха (Якутия), появляются уникальные изображения, отражающие культурную специфику данного региона: якутский оберег, кольцо с бриллиантом и бусы с бриллиантом, алмаз.
Оценка взаимосвязи показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития. Был проведен анализ (Ro-Спирмена) взаимосвязи показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы ДОУ Республики Саха (Якутия) (табл. 5). Было получено, что:
− разработанность всех десяти изображений выше у тех детей, у которых выше уровень способности понимать эмоции, вызванных внешними причинами;
− оригинальность (количество включений исходного изображения в качестве незначительной детали рисунка) выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности зрительной РП и ее показателей, а именно содержание, расположение и бонусный балл; выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности слухоречевой РП;
− гибкость (количество неповторяющихся изображений) выше у тех детей, у которых выше уровень способности рефлексии эмоций; выше у тех детей, у которых выше уровень сформированности когнитивного сдерживающего контроля;
− коэффициент оригинальности (количество изображений, которые не встречаются у детей группы, которую посещает ребенок) ниже у тех детей, у которых выше уровень сформированности когнитивной гибкости.
Таблица 5
Корреляционный анализ Ro-Спирмена показателей воображения с показателями когнитивного и эмоционального развития
Разработанность (сумма) |
Оригинальность (количество включений) |
Гибкость |
Коэффициент оригинальности |
||
Когнитивная гибкость |
Ro-Спирмена |
-0,028 |
0,025 |
0,049 |
-0,129 |
p-value |
0,608 |
0,644 |
0,368 |
0,016 |
|
Содержание |
Ro-Спирмена |
0,099 |
0,116 |
0,069 |
-0,034 |
p-value |
0,069 |
0,033 |
0,205 |
0,534 |
|
Расположение |
Ro-Спирмена |
0,066 |
0,111 |
0,017 |
0,034 |
p-value |
0,225 |
0,040 |
0,756 |
0,538 |
|
Бонус |
Ro-Спирмена |
0,098 |
0,123 |
0,056 |
-0,027 |
p-value |
0,072 |
0,023 |
0,305 |
0,616 |
|
Зрительная РП |
Ro-Спирмена |
0,099 |
0,127 |
0,052 |
-0,021 |
p-value |
0,070 |
0,019 |
0,336 |
0,703 |
|
Понимание эмоций, вызываемых внешними причинами |
Ro-Спирмена |
0,123 |
0,074 |
0,027 |
0,020 |
p-value |
0,031 |
0,197 |
0,638 |
0,728 |
|
Рефлексия эмоций |
Ro-Спирмена |
0,064 |
0,076 |
0,126 |
-0,112 |
p-value |
0,258 |
0,184 |
0,027 |
0,049 |
|
Когнитивный сдерживающий контроль |
Ro-Спирмена |
-0,032 |
0,005 |
0,136 |
-0,063 |
p-value |
0,586 |
0,928 |
0,020 |
0,292 |
|
Слухоречевая РП |
Ro-Спирмена |
0,062 |
0,117 |
0,023 |
-0,082 |
p-value |
0,250 |
0,029 |
0,673 |
0,131 |
Примечание: зеленым отмечены значимые корреляции.
Заключение
Исследование изучения взаимосвязей воображения и уровней когнитивного и эмоционального развития детей, посещающих подготовительные группы дошкольных образовательных организаций (ДОО) в Республике Саха (Якутия), позволяет сделать основные выводы. Во-первых, исследование показало, что воображение играет ключевую роль в когнитивном и эмоциональном развитии детей. Существуют значительные взаимосвязи между уровнями развития воображения и когнитивными способностями, такими как память, внимание и креативность. Дети с более развитыми навыками воображения, как правило, демонстрируют лучшие результаты в когнитивных задачах. Во-вторых, эмоциональное развитие также связано с воображением. Дети, обладающие высоким уровнем воображения, чаще проявляют эмоциональную выразительность и способность к сопереживанию. Их игры и взаимодействие с окружающими более разнообразны и многослойны, что способствует их социальному и эмоциональному благополучию. В-третьих, среда, в которой развиваются дети, оказывает значительное влияние на формирование этих взаимосвязей. Открытость образовательного процесса, наличие стимулов для творчества и самостоятельной деятельности способствуют как развитию воображения, так и когнитивным и эмоциональным навыкам. Наконец, практика работы с детьми в подготовительных группах должна учитывать эти взаимосвязи, предлагая разнообразные методы и подходы, способствующие гармоничному развитию воображения и когнитивно-эмоциональных навыков. Важно создавать условия для активного участия детей в творческих и игровых процессах, что позволит им развивать не только интеллектуальные, но и эмоциональные компетенции. Таким образом, развитие воображения у детей является важным аспектом их комплексного развития и должно стать приоритетом в работе дошкольных учреждений. Выводы данного исследования могут быть полезны для педагогов, психологов и исследователей, занимающихся вопросами раннего развития ребенка.